Настрою гусли на старинный лад 3 класс конспект урока музыки презентация

Обновлено: 02.07.2024

Презентация поможет в проведении урока музыки по теме №Настрою гусли на старинный лад" в 3 классе по программе Е. Критской.

Похожие презентации

2 Былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Былиной называют народную песню – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины

13 Николай Андреевич Римский-Корсаков ( ) Русского композитора называют великим сказочником. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты.

18 Итог урока Я всё понял и узнал для себя много нового и интересного Я почти всё понял, но у меня были трудности У меня были трудности на протяжении всего урока

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Давайте переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древни.

Давайте переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси!


Ой, вы гусли-то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы иг.

Ой, вы гусли-то яровчатые, Расскажите нашим детушкам, Как во старину-то вы играли-то, Звуки издавали гусли звонкие, Как народ вы потешали-то и радовали, Как в годину горькую вы плакали, Как богатырей Руси вы прославляли, Тех, кто защищал всю землю русскую…


Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а.

Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли – это гудящие струны.

Русские гусли – инструмент очень древний. По предположениям историков, у вост.

Русские гусли – инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племен гусли были ещё в VI веке.

В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециеви.

В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.

Cамые древние и самые простые – звончатые гусли. Треугольный корпус ставился.

Cамые древние и самые простые – звончатые гусли. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус были натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки.


В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали ст.

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево явор - белый клён, растущий на юге. Поэтому сохранилось другое название звончатых гуслей - яровчатые.

Кто же играл на гуслях в древности?

Кто же играл на гуслях в древности?

Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а.

Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых, на гуслях играли гусляры-сказители – певцы, которые медленно, протяжно, нараспев рассказывали былины.



В честь былинного сказителя Бояна назван музыкальный инструмент - баян.

В честь былинного сказителя Бояна назван музыкальный инструмент - баян.

Былина (старина) – русская народная песня – сказание, где рассказывается о бо.

Былина (старина) – русская народная песня – сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках нашей Родины.

Былина о Добрыне Никитиче

Былина о Добрыне Никитиче

Что не белая берёза к земле клонится, Не шелковая трава приклоняется, - То сы.



Новгородская былина о Садко

Новгородская былина о Садко


Певцы русской старины…

Певцы русской старины…

Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем. М. И. Глинка

Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем. М. И. Глинка

Краткое описание документа:

Данная презентация открывает серию уроков музыки в 3 классе по теме: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" (программа "Музыка. 1-4 классы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной).

В презентации представлена информация о русском народном музыкальном инструменте - гуслях и о старинном жанре русских народных песен - былинах. А упоминание об ансамбле "Тульские гусляры" позволяет затронуть с учащимися вопросы краеведения.

Объём и подача информации в данной презентации соответствуют возрастным особенностям третьеклассников.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 293 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 30.11.2014 10911
  • PPTX 6.1 мбайт
  • 2161 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бабинцева Ирина Валериевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - знакомство с образами былинных сказителей в народной и композиторской музыке.

Тема: Настрою гусли на старинный лад…Былина о Садко и Морском царе.

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока:

1. Знакомство с жанром былины, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов, с особенностями их мелодики и ритмики, с образами былинных сказителей.

2. Совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины.

3. Развитие умения определять интонации музыкальных тем, определять части в произведении, средства музыкальной выразительности, используемых автором для создания нужного образа.

4. Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, наглядно-слуховой, метод сравнения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.

Оборудование: компьютер, колонки, музыкальный инструмент – фортепиано.

Этапы урока

Содержание этапов

Организационный этап. Актуализация знаний.

У.: Добрый день, ребята. Мы с вами начинаем новый раздел нашего музыкального путешествия. Но прежде ответьте, о какой музыке мы говорили на прошлых уроках?

Д.: О музыке, звучащей в храмах.

У.: правильно. Как называется такая музыка?

Д.: Молитва, песнопения…

Д.: О музыке из народа, о музыке, звучащей на праздниках, зимой, закличках…

У.: Мы узнаем много нового о народной музыке.

И начнем мы с того, что обратимся к известному вам жанру былины. О чем они рассказывают? Какие образы встречаются в них? Какими чертами наделены богатыри? Кто исполнял былины?

Дети отвечают на вопросы, актуализируют знания о жанре былины.

У.: Ребята, а кто исполнял былины?

У.: Их так же называли сказителями. Прочитайте текст былины о Добрыне Никитиче. Задание – во время прочтения попытайтесь представить себе музыку, которая звучала бы во время рассказа.

Дети читают текст, выполняют творческое задание.

У.: Характер у текста очень напевный, мелодичный, таковой была и былинная музыка.

Прослушивание песни Баяна, обсуждение музыкального материала.

У.: Ребята, нам с вами знаком еще один герой-сказитель. Это путешественник и сказитель, певец, обладавший прекрасным голосом и жаждой открытий. Вспомните, на каком инструменте он играл?

Прослушивание фрагмента.

У.: Ребята, давайте ответим на вопрос: Что роднит две мелодии с народными песнями?

Д.: Темп, характер похожи на народные песни, инструменты тоже напоминают звучание народной музыки.

У.: Много путешествовал Садко по морям, и однажды спустился он на дно океана-моря. Встретился он там с Морским царем – очень понравилась царю музыка Садко. Именно этот сюжет лег в основу былины о Садко и Морском царе.

Выполнение заданий.

Этап обобщения знаний. Вокально-хоровая работа.

У.: Ребята, подведем итог нашего урока. С каким жанром вы познакомились? Какое музыкальное произведение слушали? О чем нам рассказали музыкальные фрагменты? На каком музыкальном инструменте играл Садко? Как звучала былинная музыка и какой инструмент ее сопровождал?

Ответы на вопросы.

Выявить выразительные возможности гуслей в народной и композиторской музыке
Познакомиться с героем Садко из одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова

Задачи

Образовательные:
Формирования навыков слушанья музыки, умения передать свои впечатления об услышанном в высказывании, движении, рисунке. Формирование вокально-интоноционных, элементарных инструментально-исполнительских навыков.

Развивающие:
Развитие процессов восприятия музыкальных произведений, развитие творческого и логического мышления, памяти воображения, слуха, совершенствование вокально- и инструментально-исполнительских навыков.

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству: музыке инструментальной и вокальной, народной и композиторской, живописи, литературе, пластическим видам искусства.

Планируемые результаты

Предметные:
Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе специфики языка каждого из них. Знать русских композиторов (Глинка, Римский-Корсаков), знать жанры былины, оперы.
Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения, солирующие музыкальные инструменты, участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, элементарное музицирование).
Личностные: Усвоение жизненного содержаниямузыкальных образов. Реализация творческого потенциала, готовность выражать своё отношение к искусству. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека.
Регулятивные:
Ставить и решать новые учебные задачи, оценка собственной музыкально-творческой деятельности, выполнять учебные действия в качестве слушателя,
Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения.
Коммуникативные:
Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства, умение учитывать разные мнения, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать друг друга.
Познавательные:
Активация творческого мышления, выбор способов решения задач, умение проводить сравнение музыкальных произведений, владение музыкальным словарём в процессе размышлений о музыке.

Основные понятия

Русская классическая музыка, устное народное творчество, песни, былины, гусли.
Опера, ария, симфонический оркестр,
Некоторые инструменты симфонического оркестра - арфа, струнные и духовые инструменты, инструменты детского оркестра.

Технологии

Развитие процессов восприятия, театрализация (диалог культур), развитие вокально-интонационных навыков, метод проектов, элементарное музицирование, работа в группах, технология сотрудничества.

Межпредметные связи

Литература, история, изобразительное искусство, музыкальное движение, хор.

Оборудование

Читайте также: