Нарушение голоса конспект логопедического занятия

Обновлено: 28.06.2024

Конспект организованной образовательной деятельности “Поможем клоуну вернуть голос” для детей подготовительной к школе группы.

Гуляева Е.Н., учитель-логопед,

Трофимова Е.И., воспитатель,

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение “Детский сад компенсирующего вида №57”.

совершенствование умения говорить отчетливо, грамотно, выразительно.

- сформировать представления детей о голосе, как о значимом компоненте общения людей;

- закрепить формирование правильного речевого дыхания, средствами игровых упражнений: игра “У кого длиннее звук”;

- развивать все компоненты голоса (сила, высота, тембр, интонация, полетность), средствами игровых упражнений: “У кого длиннее звук”, “Найди место своей букве”, “Клоун – пародист”, “ Что умеет делать клоун?”, “ Узнай по голосу”, “Позовем Клепу” .

- развитие слухового внимания, используя игровые упражнения: “Какой голос у Клоуна?”, “ Узнай по голосу”, “ Клад, град”.

- пробудить интерес детей к профессии клоуна, вызвать чувство сопереживания, желания прийти на помощь.

На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать. Поприветствуйте улыбкой гостей. И улыбнитесь друг другу, желая успехов на занятии.

Логопед. Кто стучится в двери к нам? Кто опаздывает там?

Заходите, рады мы гостям всегда.

Заходит клоун, жестикулирует, здоровается с детьми за руку.

Логопед. Странно, клоун общается с нами жестами, но мы не совсем его понимаем. Почему?

Высказывания детей( Да потому, что он не может говорить. Нужен голос и т. д.)

Логопед. Почему у клоуна пропал голос?

Клоун кивает головой, когда дети отвечают, затем достает записку из кармана (напечана крупным шрифтом). Показывает ее детям и жестами просит ее прочитать.

Кто-то из детей читает записку вслух: “ Мое имя Клепа. Меня случайно оставил без голоса Фокусник. Помогите вернуть голос. ”

Логопед. Ребята, поможем клоуну?

Логопед. Человеческий голос – это бесценный дар природы. Мы слышим друг друга и понимаем, что у всех разные голоса.

1. Игра “Какой голос у клоуна?”

Логопед. А интересно, какой голос у Клепы?

Логопед. Я буду говорить разные слова, а вы, когда услышите слово, которое характеризует голос, хлопните в ладоши, если слово не подходит – топните ногой.

- Резкий; писклявый; тихий; морозный; приятный; светлый;

- хриплый; солнечный ; дружеский; туманный; мелодичный;

- властный; громкий; зимний; ветреный ; вкусный; выразительный.

2. Игра “ Угадай звук”.

Логопед. Клоун – замечательная профессия, он со зрителями и без голоса играет. Внимательно смотрите на Клепу, ваша задача угадать звук по артикуляции.

Клоун показывает артикуляцию звуков – А, У, О, И.

Дети по очереди угадывают и произносят звук.

3.Игра “У кого длиннее звук”

Логопед. Узнали звуки. Помоги Клепа, поиграть нам с этими звуками.

Дети делятся на две команды ( клоун раздает карточки первой команде с буквой У, второй команде – с буквой О).

Логопед. Команды по очереди произносят звуки громко – тихо. Команда, у которой карточки с буквой У , произносит звук У , а команда, у которой карточки с буквой О – произносят звук О

Выиграет, та команда, которая дольше протянет звук на одном выдохе. Клоуна попросим измерить длину звуков ниткой. По моей команде начинаем делать вдох носом, следите за моей рукой, выдох ртом- произносим звук.

4. Упр. “ Найди место своей букве”

Для каждой команды установлены магнитные доски, к ним прикрепляются листы бумаги, на которых напечатаны слова с пропущенной буквой О или У. Рядом с каждым словом нарисована стрелка вверх и облако или стрелка вниз и камень.

Логопед. А сейчас найдите место своей букве . Соблюдая очередность, вставьте в слова пропущенную букву ( прикрепляют магнитом) и прочитайте получившееся слово в соответствии со схемой, которая рядом. Слова, рядом с которыми стрела вверх и облако надо прочитать высоким, тонким голосом, а те слова где нарисована стрела вниз и камень- низким голосом.

Слова: - лук, Луна, дуб, лупа, жук;

- ком, дом, кот, каток, зонт.

5. Игра “Клоун – пародист”

Клоун жестами приглашает сесть детей.

Логопед. Клепа будет изображать кого-то , ваша задача угадать, назвать и озвучить предмет.

6. Игра “Что умеет делать клоун?”

Логопед. Дети, как вы думаете , что умеет клоун делать? Чем он занят в цирке?

А теперь давайте скажем фразу: “Клоун играет”, с разной интонацией. Клепа вам будет бросать кубик, на который прикреплены карточки с эмоциями - радость, грусть, удивление, злость, обида А вы должны поймать его и фразу : “Клоун играет” сказать в соответствии с карточкой, которая вам выпадет.

7. Игра “Звуковое письмо”

Логопед. Клепа, такой ты интересный, так хочется с тобой поговорить. Ребята, давайте обратимся к фокуснику, с просьбой вернуть ему голос. Как это можно сделать?

Логопед. Предлагаю вам записать звуковое письмо. Как мы обратимся к Фокуснику?

- Представьтесь. Кто вы?

- Скажите, что вы хотите попросить у Фокусника.

- В конце поблагодарить.

Дети по очереди обращаются к фокуснику, говоря в диктофон.

( Уважаемый Фокусник! К вам обращаются дети подготовительной группы №8, пожайлуста, сделайте так, чтобы Клепа снова стал говорить.)

Логопед. Клепа, давай прослушаем наше письмо, все ли понятно мы сказали.

- Ребята, вам понравилось?

8. Игра “ Узнай по голосу”

Логопед. Ребята, пока Клепы нет, предлагаю вам поиграть. Для этого надо выбрать водящего, который встает спиной к остальным. Детям предлагается прочитать имя друга с разными чувствами и эмоциональными оттенками ( с радостью, грустью, удивлением, восклицанием). Водящий должен угадать чей голос.

9. Упр. “Позовем Клепу”

Логопед. Ой, что-то долго Клепы нет. Давайте его позовем.

Сначала я буду говорить, а вы повторите, как я.

- Клепа, ты где , выходи.

Клепа вбегает радостный, разговаривает с детьми.

10. Игра “Клад, град”

Клоун. Ребята, я умею показывать разные чудеса. Хлопну в ладоши и над нами поплывут тучи. Одни роняют ГРАД (надо спрятаться под зонтики), другие клад (надо подставить ладошки).

11. Итог занятия.

Вам понравилось играть с Клепой?

Логопед. На столе разложены конфеты разного цвета. Синие конфеты обозначают что вам было скучно и неинтересно, красные – вам было интересно. Возьмите конфету и прикрепите к магнитной доске.

Логопед. А теперь Клепа приглашает вас в физкультурный зал, он еще с вами немного поиграет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные задачи и методы логопедической работы при нарушении голоса.

Комплексный медико-педагогический и логопедический подход к нарушениям голоса создает наиболее благоприятные возможности для воздействия на личность ребенка и восстановления его голосовой функции. Последний заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. Ортофония — специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляционными, дыхательными и голосовыми упражнениями.

Цель ортофонического лечения — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Каждому этапу лечения заболевания гортани соответствует определенный комплекс логопедических упражнений. Они направлены на постановку речевого дыхания, артикуляции и голоса. На каждом последующем этапе лечения логопедические упражнения усложняются, что зависит от общего состояния ребенка, течения его заболевания, характера дыхания, артикуляции и голоса, а также возрастных особенностей физического и психического развития.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи:

1 - выявление и включение компенсаторных возможностей организма.

2 -ликвидация патологического способа голосования.

Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации;

5) восстановление координации дыхания и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

• коррекция физиологического и фонационного дыхания;

• тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;

• автоматизация восстановленной фонации.

Восстановление функциональных нарушений голоса.

Для восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему.

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных нарушениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосового аппарата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания при гипотонусных расстройствах голоса можно провести активизирующие внутренние мышцы гортани упражнения комплекса Б, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2—4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевременно начатые тренировки голосового аппарата при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка голосоведения и развитие невротических реакций.

Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания.

• Активизировать мышцы губ;

• Работать над развитием речи детей;

• Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа.

Воспитатель: Стучат, стучат колесики,

Всех ребят привез.

Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук (У) сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем вместе со зверями!

Пастух в лесу трубит в рожок-

Сейчас он сделает прыжок…

Мы тоже можем так.

(Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, указательные пальцы вверх, изображают заячьи уши. Прыжки на месте.)

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг…

На двух ногах, на лапах двух.

Мы тоже можем так.

(Дети становятся на четвереньки, двигаются сначала в одну сторону, затем в другую).

Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

Подготовительная работа. Подготовить аудиозапись с чередованием громкой и тихой музыки.

Краткое описание: Предложить прослушать аудиозапись и выполнить задание: хлопни в ладоши, когда музыка звучит громко и постучи пальчиками, когда музыка звучит тихо.

Воспитатель: Стучат, стучат колесики,

Он в Детский сад веселый,

Всех ребят привез!

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Какое у вас настроение? Что вам понравилось, запомнилось?

Речевое дыхание — основа правильной речи детей Как известно речевое дыхание дошкольников значительно отличается от речевого дыхания взрослых:оно характеризуется слабостью дыхательной.

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста для детей с ТНР КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. Выступление Казьминой Т. А. на городском методобъединении на базе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ТМНР, 1 класс. Тема: Вызывание звуков, голосовой реакции.

Конспект индивидуального логопедического занятия (ТМНР)

Учитель-логопед Пархоменко Н.В

Тема: Вызывание звуков, голосовой реакции

Задачи (коррекционно-развивающие):

-воспитание потребности в речи;

-развитие дыхания и голоса;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие фонематических процессов;

-развитие мыслительных операций;

- активизация познавательного интереса, исследовательских способностей;

-закладывание темпо-ритмической основы речи;

-воспитание интереса к работе голосового аппарата;

-развитие деятельной реакции на требования педагога;

-расширение диапазона зрительного восприятия;

-вызывание у ребенка доверия к педагогу, толерантность к тактильным контактам;

-вызывание у ребенка двигательной реакции на звук;

-воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов;

-воспитание удовлетворения от результата занятий.

Тип занятия:

-закрепление и систематизация полученных знаний и умений.

Оборудование:

-опорные картинки для выполнения заданий;

-логоритмика Е. Железновой.

Форма организации:

Методы и приемы:

Формы, способы и средства результативности обучения:

Педагогические технологии:

Хей, хей – привет тебе!

Хей, хей – привет тебе! (педагог и ребенок подают друг другу руку)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп…

Ушкам твоим привет и т.д.

Логоритмика Е. Железновой.

Педагог читает текст, ребенок выполняет движения со звукоподражаниями.

Педагог. Руки вверх –

Ребенок. Хлоп-хлоп-хлоп. (хлопает в ладоши)

Топ-топ-топ. (топает ногами)

Ух-ух-ух. (машет кистями рук, как крыльями)

Тук – тук – тук. (стучит кулачками).

Педагог сидит напротив ребенка так, чтобы его лицо было на уровне лица ребенка на расстоянии 30 см. Приложив руки к вискам ребенка, педагог фиксирует его взгляд только на своем лице и предлагает ребенку повторить одинаковые гласные звуки А-А, У-У-У, затем пары гласных звуков: АУ, ИУ….

Педагог. Завели машину (движение вращения ручки),

Ребенок. Бж! Бж! Бж! (ребенок может издавать любой звук, которым он подражает звуку машины)

Улыбнулись веселей. (пальцы «растягивают рот в улыбку)

И поехали скорей (вращая изображаемым (игрушечным) рулем, ребенок двигается по намеченной линии) У-у-у-у-у…

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисфонии. Подготовительный этап.
Цель: учить связной развернутой и звучной речи.

- развитие фонематической стороны речи

-развитие мелкой моторики

-развитие пониматийной стороны речи
Оборудование: картинка с изображением леса, вырезанные цветы, поляны, горох, фасоль, чистая тетрадь, карточки с буквами.
Орг. момент: «Здравствуй (имя ребенка). Сегодня к нам в гости на занятие пришел Мишка, лесной житель. А какие сказки про мишку ты знаешь?

Итак, в гостях у нас Мишка. Посмотри какой он у нас красивый, какая у него улыбка! Давай улыбнемся ему! А что еще ты видишь у Мишки? А какого он цвета? Что есть у него такого, чего нет у нас?

Мишка, мишка, лежебока

Мишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал

И на ёлку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался,

Всё бы мишеньке храпеть.

Эх ты, мишенька-медведь!

Задание №1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика

1. Открываем ротик-дом, Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин язычок, Он удобно в нем живет

Могут в трубочку собраться, Могут снова улыбаться

На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался

Надоели превращенья, лижет язычок варенье

А теперь наш язычок, моет небо-потолок .

2. Упражнения для мягкого неба и глотки

-позевывать с открытым и закрытым ртом, зевать с широким открыванием рта и шумным втягиванием воздуха,

-покашливать с широко открытым ртом с силой сжимая кулаки, покашливать высунув язык

-произносить звуки К, Г, Т, Д,

3 Упражнения на дыхание

- вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки

Сколько в слове дуб слогов?

Почему один слог и т.д.

Задание 6 Физминутка

-А сейчас мы отдохнем

И опять играть начнем

Руки в стороны - наклоны в стороны - повороты вправо – влево – наклон вниз - подняться, потянуться и опять назад вернуться(руки опустили в спокойном состоянии).

Ребенку показывают следующие гласные и согласные:

- К,Т, Е, М, Т, О, П, Л, У, Д, А, Ф, Х, Ы, И, Э, С, Я, Б, Ю

Читайте также: