Конспект урока 3 класс растрепанный воробей 3 урок

Обновлено: 30.06.2024

Тема: «К. Г. Паустовский. "Растрепанный воробей. Герои произведения, их характеристика".

Тип урока : Комбинированный. Закрепление и систематизация новых знаний

Данному уроку предшествовали темы :

Формы организации учебной деятельности:

• групповая; в парах; индивидуальная;

Цель:Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.

2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к близким, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".

Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, принятие чужой точки зрения.

Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о различии сказки и рассказа, анализировать, сравнивать характеристика героев и их поступка.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения на события

Предметные –воспринимать прочитанный текст, уметь пересказывать сказку близко к тексту, осмысленно правильно читать, отвечать на вопросы, соотносить пословицу с темой урока, давать характеристику героям и их поступкам.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения, смена видов деятельности на уроке.

Ход УРОКА.

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой

Учитель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям, приветствуют кивком головы, присаживайтесь, пожалуйста.

(фрагмент сценки из сказки)

На столе стоят кормушки и скворечники. На кормушке сидит воробей. На ветке сидит ворона.

II. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, вы узнали из какого произведения эти герои?

Учитель: А кто автор этой сказки?

Ответы детей: Константин Георгиевич Паустовский.

(Слайд 1-портрет К. Г. Паустовского)

Учитель: Что вы запомнили о писателе?

Ответы детей: К. Г. Паустовский писал рассказы и сказки о людях и животных. Основными темами К. Г. Паустовского являются Родина, природа. Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза, музыкальная, легкая, грациозная, несет в себе огромный запас знаний о мире, о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.

Учитель:К. Паустовский – удивительный автор, несущий детям через своих героев настоящие эмоции и переживания, повествуя о верности, благодарности и настоящей любви. Рождённый до революции, он много путешествовал и многое повидал в жизни. Ещё в юности он познал боль утраты. У его родителей было четверо детей: дочь и трое братьев. Юноши участвовали в Первой мировой войне. В результате в живых остался единственный брат Галины Паустовской (Г. П.) – Константин. (Слайд -2)

Учитель: К какому жанру мы отнесли это произведение – сказке или рассказу?

Ответы детей: Это сказка.

Ответы детей: Потому что здесь вымышленная история. Воробей не может на самом деле найти и вернуть пропавшую вещь. (Другие высказывания детей, подтверждающие, что это сказка).

Учитель:А можно ли его отнести к рассказу?

Ответы детей: Можно.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ответы детей: Здесь описываются реальные люди и события, которые могли произойти на самом деле.

III. Подготовительный этап

Ответы детей: Герои сказки – это девочка Маша, ворона, воробей Пашка, мама, Нянюшка Петровна. (Слайд – 6)

Учитель:Кто из них является главными героями?

Ответы детей: Главные герои – это Маша, воробей Пашка и ворона.

Учитель: Как вы думаете, зачем мы перечислили героев сказки?

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Кто попробует назвать тему и цель урока?

Ответы детей: Будем говорить об этих героях.

Давать им характеристику, рассказывать об их жизни.

Будем учиться давать характеристику персонажам.

Цель: Научиться давать характеристику героям, уметь работать с учебником.

2) Работа в парах

(На партах лежат листочки с планом. Дети распределяют эти события в нужной последовательности)

Проверка. Один ребенок выходит к компьютеру и расставляет цифры по порядку,

Цепочка событий (Приложени 1) (Слайд – 8)

IV. Изучение нового материала.

Работа с текстом.

Учитель:Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся вначале произведения?

Ответы детей: Первой мы узнаем Машу.

Учитель: Что вы знаете о семье Маши? (краткий пересказ эпизодов)

- Кем был Машин отец?

- Что можем сказать про ее маму?

- Что вы знаете о нянюшке?

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.

Учитель: Где мы видим первое появление вороны? (Зачитайте ответ)

- При каких обстоятельствах знакомимся с воробьем Пашкой? (Зачитайте)

Работа в группах.

Учитель: Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте объединимся и поработаем в группах. Вам нужно на листочках написать, как можно больше качеств, которыми обладает данный персонаж по вашему мнению. О каком герое вы будете писать, узнаете, когда выберите себе листок. Воспользуйтесь планом, который у вас в тетрадях или смотрите на слайде. Вы помните, что мы даем краткую характеристику и не всегда пользуемся всеми пунктами плана. Пользуйтесь учебниками и указывайте странички в подтверждение своих слов.

(приложение 2)

1. Проверка образа Маши. Представитель от группы зачитывают качества персонажей, другие представители дополняют, но не повторяются. Вопросы:

Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. (стр. 14)

Любопытная. «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. (стр. 19)

(Просмотр фрагментов о Маше, воробье и вороне) Рассуждаем, совпало ли словесное описание героев учащимися с образом мультипликатора? (Слайд – 9)

2. Рассмотрим образ вороны, который записан на листочках, вторая подгруппа дополняет, но не повторяется.

Седая (стр. 14) Но непонятнее всего была седая ворона. Наглая (стр. 15) Как только Петровна и Маша уходили, ворона протискивалась в комнату, хватало первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разбойница (стр. 15) –Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла. Скупая, сварливая (стр. 15)Ворона была скупая и сварливая. Ребята, а как вы понимаете значение этих слов. (ответы детей). А давайте найдем точное значение этих слов в толковом словарике и зачитаем. (Дети находят значение слов).

Жестокая (стр. 17) Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула…

Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши слова с рисунками. А как видит мультипликатор эту героиню посмотрим на слайде. (Слайд – 10)

Учитель: Хорошо поработали, пришло время и отдохнуть. (проводит один из уч-ся под музыку)

Вот на ветках посмотри (руки вверх, показывают веточки)

В серых майках воробьи (руками хлопают по бокам, показывают грудки)

Распустили перышки (руки слегка в стороны)

Греются на солнышке (шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (бегут на месте, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели. (машут руками)

А мы на место тихо сели (садятся на места)

3) Продолжаем работать над образами.

У нас остался самый главный герой –это воробей. Посмотрим первый фрагмент.

- А что вы записали о воробье? Зачитайте свои ответы. Похоже ли ваше описание с мультяшным героем?

Беспризорный (стр. 17) –Эх ты, беспризорник!- сказал милиционер. (Как вы думаете, кто такой беспризорник? –ответы детей). Несчастный (стр. 17) Невесёлой жизни ты воробей! Голодный (стр. 17) Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Благодарный (стр. 18) С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Сообразительный. (стр. 20) Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Юркий (стр. 17) Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларёк…Ребята, а как вы понимаете слово юркнуть? –ответы детей. Найдите, пожалуйста это слово в словарике. Растрепанный (стр. 22) … в то самое время в зрительный зал ворвался маленький, растрепанный воробей.

А как вы понимаете это слово? – ответы детей. Давайте дадим точное определение этому слову. Ищем в толковом словаре.

Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку одолеть ворону?

Кто пришел к нему на помощь? Вспомним пословицы о дружбе. (Один в поле не воин. Один за всех и все за одного). (Слайд – 11)

Учитель :Ребята! Как нужно относится к птицам? А зимой? (Слайд – 12-13)

Как их правильно нужно кормить? Какую пользу приносят людям?

Учитель: А сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы читали текст и хорошо ли вы помните подробные детали о других героях произведения. Поработаем с тестом. (Индивидуальный тест для каждого ребенка лежит у каждого на парте) Приложение 3.

Цель:Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.

Задачи:

2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".

ВложениеРазмер
konspekt.docx 58.27 КБ
kharakteristika_geroev.docx 12.46 КБ
tsepochka.docx 12.11 КБ
000f53d7-5e2e3b5a_1.pptx 1.03 МБ
vzeroshenny_vorobey.pptx 684.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Тема: «К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей. Герои произведения, их характеристика" .

Тип урока: Комбинированный. Закрепление и систематизация новых знаний

Данному уроку предшествовали темы:

Формы организации учебной деятельности :

• групповая; в парах; индивидуальная;

Цель : Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.

2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".

Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, принятие чужой точки зрения.

Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о различии сказки и рассказа, анализировать, сравнивать характеристика героев и их поступка.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения на события

Предметные – воспринимать прочитанный текст, уметь пересказывать сказку близко к тексту, осмысленно правильно читать, отвечать на вопросы, соотносить пословицу с темой урока, давать характеристику героям и их поступкам.

Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.

I. Организационный момент . Эмоциональный настрой

II. Актуализация знаний

Учитель : Ребята, вы узнали из какого произведения эти герои?

Учитель: А кто автор этой сказки?

Ответы детей : Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 1-портрет К.Г. Паустовского)

Учитель: Что вы запомнили о писателе?

Ответы детей: К.Г. Паустовский писал рассказы и сказки о людях и животных. Основными темами К. Г. Паустовского являются Родина, природа. Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза, музыкальная, легкая, грациозная, несет в себе огромный запас знаний о мире, о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.

Ответы детей: К какому жанру мы отнесли это произведение – сказке или рассказу?

Ответы детей: Это сказка.

Ответы детей: Потому что здесь вымышленная история. Воробей не может на самом деле найти и вернуть пропавшую вещь. (Другие высказывания детей, подтверждающие, что это сказка).

Учитель: А можно ли его отнести к рассказу?

Ответы детей: Можно.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ответы детей: Здесь описываются реальные люди и события, которые могли произойти на самом деле.

III. Подготовительный этап

Ответы детей: Герои сказки – это девочка Маша, ворона, воробей Пашка , мама, Нянюшка Петровна.

Учитель: Кто из них является главными героями?

Ответы детей: Главные герои – это Маша, воробей Пашка и ворона.

Учитель : Как вы думаете, зачем мы перечислили героев сказки?

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Кто попробует назвать тему и цель урока?

Ответы детей: Будем говорить об этих героях .

Давать им характеристику, рассказывать об их жизни.

Будем учиться давать характеристику персонажам.

Цель: Научиться давать характеристику героям, уметь работать с учебником. (Слайд 4 – тема урока)

2) Работа в парах

(На партах лежат листочки с основными сюжетными линиями (На листах номера и стрелки проставлены неправильно. Дети распределяют эти события в нужной последовательности и соединяют стрелками.)

Проверка. Один ребенок выходит к доске расставляет цифры по порядку, другой рисует стрелочки. (Слайд – цепочка)

IV. Изучение нового материала.

Работа с текстом.

Учитель : Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся вначале произведения?

Ответы детей: Первой мы узнаем Машу.

Учитель: Что вы знаете о семье Маши? (краткий пересказ эпизодов)

- Кем был Машин отец?

- Что можем сказать про ее маму?

- Что вы знаете о нянюшке?

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.

Учитель: Где мы видим первое появление вороны? (Зачитайте ответ)

- При каких обстоятельствах знакомимся с воробьем Пашкой? (Зачитайте)

Работа в группах.

Учитель: Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте объединимся и поработаем в группах. Вам нужно на листочках написать, как можно больше качеств, которыми обладает данный персонаж по вашему мнению. О каком герое вы будете писать, узнаете, когда выберите себе листок. Воспользуйтесь планом, который у вас в тетрадях или смотрите на слайде. Вы помните, что мы даем краткую характеристику и не всегда пользуемся всеми пунктами плана. Пользуйтесь учебниками и указывайте странички в подтверждение своих слов. (Слайд с планом характеристики героя)

Дети выбирают лист с картинкой героя. Вторая сторона листа чистая. Пишут на ней фломастером.

План характеристики литературного героя

1. Описание внешности (портрет)

2. Поведение, поступки героя.

3. Чувства, переживания, мысли.

4. Речь - о чем и как говорит герой.

5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.

6. Отношение к герою других действующих лиц.

1. Проверка образа Маши. Представитель от группы зачитывают качества персонажей, другие представители дополняют, но не повторяются. Вопросы:

Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. (стр.14)

Любопытная. «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.(стр.19)

- Посмотрите, сошлись ли ваши словесные описания с тем, как вы изобразили героев. Посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки. (Рисунки детей вывешены в классе).

(Просмотр фрагментов о Маше, воробье и вороне) Рассуждаем, совпало ли словесное описание героев учащимися с образом мультипликатора?

2. Рассмотрим образ вороны , который записан на листочках, вторая подгруппа дополняет, но не повторяется.

Седая (стр. 14) Но непонятнее всего была седая ворона. Наглая (стр.15) Как только Петровна и Маша уходили, ворона протискивалась в комнату, хватало первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разбойница (стр.15) –Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла. Скупая, сварливая ( стр.15) Ворона была скупая и сварливая. Ребята, а как вы понимаете значение этих слов. ( ответы детей). А давайте найдем точное значение этих слов в толковом словарике и зачитаем. (Дети находят значение слов).

Жестокая (стр.17) Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула…

Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши слова с рисунками. А как видит мультипликатор эту героиню посмотрим на слайде.

Учитель: Хорошо поработали, пришло время и отдохнуть. (проводит один из уч-ся под музыку)

Вот на ветках посмотри (руки вверх, показывают веточки)

В серых майках воробьи (руками хлопают по бокам, показывают грудки)

Распустили перышки (руки слегка в стороны)

Греются на солнышке (шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (бегут на месте, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели. (машут руками)

А мы на место тихо сели. (садятся на места)

3) Отвлеклись, расслабились и продолжаем работать над образами. У нас остался самый главный герой –это воробей. Посмотрим первый фрагмент.

- А что вы записали о воробье? Зачитайте свои ответы. Похоже ли ваше описание с мультяшным героем?

Беспризорный (стр.17) –Эх ты, беспризорник!- сказал милиционер. (Как вы думаете, кто такой беспризорник? –ответы детей). Несчастный (стр. 17) Невесёлой жизни ты воробей! Голодный (стр.17) Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Благодарный (стр. 18) С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Сообразительный. (стр.20) Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Юркий (стр.17) Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларёк…Ребята, а как вы понимаете слово юркнуть? – ответы детей. Найдите, пожалуйста это слово в словарике. Растрепанный (стр.22) … в то самое время в зрительный зал ворвался маленький, растрепанный воробей. А как вы понимаете это слово? – ответы детей. Давайте дадим точное определение этому слову. Ищем в толковом словаре.

Посмотрим на ваши рисунки, вывешенные на доске. Так ли вы описали его на бумаге.

Давайте посмотрим 2 фрагмент. Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку одолеть ворону?

Кто пришел к нему на помощь? Вспомним пословицы о дружбе. (Один в поле не воин. Один за всех и все за одного).

Учитель: А сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы читали текст и хорошо ли вы помните подробные детали о других героях произведения. Поработаем с тестом. (Индивидуальный тест для каждого ребенка лежит у каждого на парте)

1. Как звали нянюшку Маши?

2. Мама Маши в театре:

3. Мама готовилась танцевать:

в) Красную Шапочку.

4. Маленький букет цветов был сделан из:

б) тонкого стекла;

в) толстого стекла.

5. Папа должен был вернуться:

6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:

а) когда Петровна уйдет;

б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;

в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.

Проверка: Я читаю вопрос, дети дают ответы, кто выполнил верно- поставьте себе 5.

Ответы детей : К воробью.

Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети дают ответы).

Появляется воробей. Он приносит букетик.

- Как вы думаете, какое чувство испытывала мама в это время?(счастье, радость)

- Ребята, а какие пословица вы помните о счастье? ( Счастье не ищут, а делают. . Всякому свое счастье.

Объясните, как вы понимаете эти пословицы. (высказывания детей)

Наш урок подходит к концу. Вы все хорошо потрудились, и пришло время подвести итоги.

Оцените свою работу (Д ети по желанию читают начало фразы и дают свои ответы 1-2 слова)( Слайд)

сегодня я узнал…

у меня получилось …

VII. Подведение итогов. Выставление отметок

Все сегодня работали хорошо. Но хочу отметить тех, кто работал сегодня на уроке более активно. По работе с тестами так же все получат отметки.

VIII. Домашнее задание

Давайте поспешим, друзья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.

Познакомить с биографией К. Г. Паустовского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;

Учить понимать поступки и состояние героев;

Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.

Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.

Учить эмоциональному восприятию текста.

совер­шенствовать умение давать характеристику персонажа.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

Прогнозировать содержание произведения; понимать по­ступки героев, их эмоциональное состояние;

Составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пере­сказ.

Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации и аудио системой.

— Как вы думаете, о чем воробьи могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)

— Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм. А если воробей сыт, то ему и не холодно)

— Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?

— Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному чтению, учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского.

IV. Речевая разминка

Я - веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитер и шаловлив,

V. Паустовский и его творчество

Читает учитель:

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. Детство Константин Георгиевич провел на Украине у бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.

Паустовский очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.

Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.

Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте - левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз, два, раз, два!

И под ноги не смотрите,

Раз, два, раз, два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

VII. Введение в тему

VIII. Работа по теме урока

Чтение 2 части текста

IX. Коллективная работа по оглавлению кадров.

Деление произведения на части полезно для простоты дальнейшего пересказа.

— С чего начинается сказка?(Он начинается с описания стен­ных часов. Они необычны. В чем их особенность – кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось)

Как мы назовем эту часть сказки?.(Старые стенные часы)

— Прочитайте описание кузнеца.

— Как зовут девочку?(Ее зовут Маша.) и нянюшку? (Нянюшка Петровна.)

Как мы назовем эту часть сказки? (Одни дома)

— Почему эпизод грустный(Они остались дома одни, без мамы.)

— Что вы узнали о родителях девочки? (Мама ее танцева­ла в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр. А папа сейчас в плавании на Камчатке.)

Как мы назовем эту часть сказки?. (Большой театр)

Как мы назовем эту часть сказки? азговор с букетом)

— Поняла ли Маша ценность этого букета?(Поняла, что букетик – это воспоминание о папе)

Как мы назовем эту часть сказки? (Воспоминание о папе)

— Прочитайте в сказке эти слова.(Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)

— Почему мы узнаем, что мы попали в сказку?(Предметы описываются так, будто они живые).

— Кто был у окна? (Это была ворона.)Чего она ждала?(ждала, когда Петровна откроет форточку)

Как мы назовем эту часть сказки? (Ворона – хитрая)

— Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку?(Чтобы что-нибудь стащить).

Как мы назовем эту часть сказки? (Ворона – воровка)

— Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны?(Сетовали, всплескивали руками)

Как мы назовем эту часть сказки? (Разбойница!)

– Что вас удивило?

– Какой вы представили себе ворону? (Бессовестная, воровка, разбойница, хитрая, так как ждала, пока все уйдут из комнаты, и только потом влетела в нее.)

– Как вы думаете, что случится, если Маша откроет форточку?

Высказывания детей.

– А вот что же произошло на самом деле, мы с вами узнаем на следующем уроке.

– Какие открытия сделали?

– Что вас особенно взволновало, поразило?

– Кто доволен своей работой на уроке?

– Кто считает, что мог бы работать лучше? Что для этого следовало бы сделать?

 Домашнее задание: перечитать ту часть сказки, которая была прочитана в классе (с. 12–19, часть 2-я); подготовить выразительное чтение особо понравившегося отрывка, выполнить к нему рисунок.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся по очереди выходят к доске с выполненной работой; учитель просит остальных детей найти и прочитать тот отрывок из сказки, к которому сделан рисунок.

– Чье чтение вам особенно понравилось? Чем? Чье взволновало?

– Какие рисунки вам показались самыми интересными?

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Захотелось ли вам дома узнать о том, что произошло дальше?

– Кто из вас прочитал всю сказку?

– Значит сейчас вы сможете выразительно прочитать окончание сказки всему классу.

Учащиеся и учитель дочитывают сказку до конца.

– Могли ли вы ожидать от воробьев таких действий?

– Как по-новому раскрылся перед вами характер Пашки? (Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый.)

– Какие бы слова вы подобрали для характеристики других воробьев? (Дружные, храбрые, сообразительные.)

– Можно ли произошедшее назвать чудом?

– А бывали ли в вашей жизни подобные чудеса?

Высказывания детей.

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

XI. Подведение итогов урока

– Когда вам было радостно?

– Чему вас научил урок?

— Оцените свою работу на уроке.




Отлично хорошо не очень хорошо

XII. Домашнее задание

— Прочитать и подготовить пересказ. Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение 3 класс

Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3)

Учитель: Исамагомедова Патимат Шамильевна

Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.

Задачи урока:

развивающие : развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.

воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.

Предметные:

-осмысленно правильно читать;

-отвечать на вопросы;

-давать оценку героям и их поступкам.

Метапредметные:

Познавательные:

-анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков.

Регулятивные:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-высказывать свою точку зрения на события;

-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.

Тип урока : урок закрепления знаний.

Технология: использование элементов технологии критического мышления.

Методы: частично-поисковый метод

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
И – под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…

Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение?

- Прочитайте загадку, отгадайте ее.
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.

-С вопросительной интонацией.

-с восклицательной интонацией.
-с ускорением .
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне?

III. Самоопределение к деятельности

Я весь день

ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…(воробей)

— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.

— Прочитайте ее с интонацией удивления.

Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона –
Чёрно-серая .
(Ворона)

— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.

— Прочитайте весело (грустно).

— Что вы знаете о воробьях? …о воронах?

- Почему мы начали урок именно с загадок о воробье и вороне?

- Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

- Как понимаете название?

IV. Работа по теме урока.

1. Проверка домашнего задания.

Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас покажем рисунки и расскажите, к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок (рисунки оставлять на доске). (Получается картинный план)

2 ) Жизнь воробья Пашки.

4) Счастливый финал.

2. Определение жанра текста.

- В каком разделе находится произведение?

- Определите жанр произведения (рассказ или сказка)

События могли происходить в реальной жизни.

Вороны воруют блестящие предметы и прячут в гнезде.

Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.

Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.

Ворона размышляет и видит сны.

ВЫВОД: Сказка, где главным героем является воробей, находится внутри рассказа, в котором главная героиня – Маша.

3. Составление характеристик главных героев

-Назовите мне, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей)

-Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев.

Xарактеристика Пашки

– Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? (Он ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).

– А какие отношения у Маши с воробьем?

(Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)

– Что является главным чудом в рассказе?

( – Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни. _

– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?

(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)

4. ФИЗМИНУТКА

- В произведении встречаются два вида птиц: ворона и воробей. Если я буду читать слово, которое можно отнести к характеристике воробья, вы подпрыгиваете и хлопаете ладошками над головой. Если слово относится к характеристике вороны – присаживаетесь.

Маленький, голодный, скупая, растрепанный, смелый, сварливая, жадная, благодарный, хитрая, безжалостная, решительный, злая, отважный.

5 . Беседа с сопровождением выборочного текста.

- С какого эпизода начинается произведение?

- Какой прием использует автор? (олицетворение – это приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы)

- Почему с этого приема начинается повествование?

- Где еще мы встречаем прием олицетворения? Прочитайте.

все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев…

Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.

Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами.

- Сделайте вывод: Какое настроение создают эти ожившие предметы?

(Сказочное, волшебное, приподнятое. Автор использует этот прием, чтобы перенести нас в сказку.)

6. Работа в парах.

- Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов.

- Что такое эпитеты? (Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)

- Заполните карточки, используя цветные карандаши.

К.Г.Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте.

И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона.

Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился дворец.

Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания цветов (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки указанными цветами.

- Каким рассказ получился по настроению и по цвету?

(Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор:

1. Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный.)

(Рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д.)

7. Анализ произведения.

- У Паустовского произведение получилось веселое или печальное? (Веселое, счастливое, смешное.)

- Почему же его персонажи так часто плачут?

(Учитель активизирует эмоционально-образную память детей и просит их вспомнить, от чего обычно плачут люди: от горя, от обиды, от боли и т.д.)

Работа в группах (по рядам)

- Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут.

( 2. Счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом.)

В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие фрагменты текста:

Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных аншлагов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.

Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

(Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)

-Чему хотел научить нас автор?

- Какие средства он для этого использовал?

V. Итог урока

- Я предлагаю вам сочинить синквейн.

Воробей, ворона, Маша. ( По рядам)
Воробей.

Взъерошенный, голодный.
Прилетел, подрался, помог.
Отблагодарил девочку за заботу.

Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.

4. Речевая разминка. (Слайд 3)

Прочитайте гласные И А У Э Ы О

Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.

Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте.

А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.

  • Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, бипту ит.д)
  • Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.
  • Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.

Развитие техники чтения, внимания, памяти (Слайд 4-6)

Выразительное чтение стихотворения. О ком это стихотворение? Докажите.

  • “ночь” - закрываются некоторые слова; “день” – прочитать стихотворение, восстановив все слова
  • “ночь” - еще закрываются слова; “день” - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова

5. Работа со скороговоркой. (Слайд 7-8)

Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.

Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара быстрее и дружнее расскажет скороговорку.

Значение слов: ВЕРАНДА и ВАРЕНИК. (словарь)

6. Работа со слоговыми таблицами (Слайд 9 - 10)

- орфографически, с ударением, орфоэпически

- Что обозначают эти слова?

- Кто выполнял все эти действия?

- Какой вы представляете себе ворону? Опишите. Выберите подходящую картинку.

Попробуйте объяснить свой выбор.

- Подумайте, в той же последовательности ворона выполняла эти действия?

7. Актуализация знаний (слайды 11-13). Постановка цели урока

- Почему мы читаем о воробье?

- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение К.Г.Паустовского “ Растрёпанный воробей”.

- В какой из сборников вы бы поместили текст этого произведения? Почему?

Эпиграф: - “Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости”.

(Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя).

Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю Вам в конце урока составить характеристику главного героя произведения – воробья.

8. Работа над произведением Г. Паустовский “Растрёпанный воробей”

Чтение “Буксир” (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели “поймать” темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)

- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.

“Бросок - засечка” (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове “бросок” дети начинают читать про себя. При слове “засечка” - дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове “бросок” ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.)

- Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?

- А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?

- Кто из героев предстает перед нами первым?

- С кем жила Маша?

- Внимательно посмотрите на вопросы. Найдите те, которые не относятся к

произведению. Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования эпизодов текста.

Ответьте на вопросы.

9. Физминутка (снятие зрительного утомления) (Слайды 16-18)

10. Работа по содержанию текста. (Слайды 19 - 21)

Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах)

11. Составление характеристика главного героя

Воробей Пашка – сказочный персонаж (слайд 22)

- Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф “Растрепанный воробей” по мотивам произведения К.Г. Паустовского

Цель: составить характеристику главного героя; создать диафильм “В чем счастье Пашки”.

Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове) (слайд 23)

Сцена “Пашка и милиционер” (слайды 24-25)

- Чтение текста. Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)

- Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?

- Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)

Как Пашка попал в дом к Маше (слайд 26)

- Послушайте отрывок в исполнении ребят ( чтение наизусть по ролям: милиционер и Маша).

- Смогли ли ребята передать интонацию, эмоциональное состояние героев?

- Зачем Маше нужен был воробей?

- Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?

- Посмотрите, какая у нас получилась таблица (Слайд 27)

Физминутка (динамическая пауза)

Диафильм “В чём счастье Пашки” (слайды 29-31)

- В каком порядке, основываясь на содержание произведения вы бы расставили эти кадры?

- Фильм получился незаконченный. Какой фрагмент необходимо вставить в наш диафильм?

- Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф “Растрепанный воробей” по мотивам произведения К.Г. Паустовского.

- Подберите слова, которые характеризуют Пашку. Из предложенных характеристик выберите только те, которые можно отнести к Пашке. (слайд 32)

решительный, коварный, наблюдательный, смелый, настоящий друг, весёлый, рассудительный, внимательный, хитрый)

Посмотрите, какая у нас получилась таблица (Слайд 33)

Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.

Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по рядам)

На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).

Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).

Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).

- Составление целостной характеристики. Чтение. (слайд 34)

12. Итог. Работа с пословицами. (Слайд 35)

Из предложенных пословиц выберите ту, которая характеризует нашего героя. (На добрый привет – добрый ответ)

Читайте также: