Конспект урока 3 класс растрепанный воробей 3 урок
Обновлено: 30.06.2024
Тема: «К. Г. Паустовский. "Растрепанный воробей. Герои произведения, их характеристика".
Тип урока : Комбинированный. Закрепление и систематизация новых знаний
Данному уроку предшествовали темы :
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
Цель:Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.
2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к близким, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, принятие чужой точки зрения.
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о различии сказки и рассказа, анализировать, сравнивать характеристика героев и их поступка.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения на события
Предметные –воспринимать прочитанный текст, уметь пересказывать сказку близко к тексту, осмысленно правильно читать, отвечать на вопросы, соотносить пословицу с темой урока, давать характеристику героям и их поступкам.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения, смена видов деятельности на уроке.
Ход УРОКА.
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой
Учитель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям, приветствуют кивком головы, присаживайтесь, пожалуйста.
(фрагмент сценки из сказки)
На столе стоят кормушки и скворечники. На кормушке сидит воробей. На ветке сидит ворона.
II. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, вы узнали из какого произведения эти герои?
Учитель: А кто автор этой сказки?
Ответы детей: Константин Георгиевич Паустовский.
(Слайд 1-портрет К. Г. Паустовского)
Учитель: Что вы запомнили о писателе?
Ответы детей: К. Г. Паустовский писал рассказы и сказки о людях и животных. Основными темами К. Г. Паустовского являются Родина, природа. Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза, музыкальная, легкая, грациозная, несет в себе огромный запас знаний о мире, о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.
Учитель:К. Паустовский – удивительный автор, несущий детям через своих героев настоящие эмоции и переживания, повествуя о верности, благодарности и настоящей любви. Рождённый до революции, он много путешествовал и многое повидал в жизни. Ещё в юности он познал боль утраты. У его родителей было четверо детей: дочь и трое братьев. Юноши участвовали в Первой мировой войне. В результате в живых остался единственный брат Галины Паустовской (Г. П.) – Константин. (Слайд -2)
Учитель: К какому жанру мы отнесли это произведение – сказке или рассказу?
Ответы детей: Это сказка.
Ответы детей: Потому что здесь вымышленная история. Воробей не может на самом деле найти и вернуть пропавшую вещь. (Другие высказывания детей, подтверждающие, что это сказка).
Учитель:А можно ли его отнести к рассказу?
Ответы детей: Можно.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ответы детей: Здесь описываются реальные люди и события, которые могли произойти на самом деле.
III. Подготовительный этап
Ответы детей: Герои сказки – это девочка Маша, ворона, воробей Пашка, мама, Нянюшка Петровна. (Слайд – 6)
Учитель:Кто из них является главными героями?
Ответы детей: Главные герои – это Маша, воробей Пашка и ворона.
Учитель: Как вы думаете, зачем мы перечислили героев сказки?
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Кто попробует назвать тему и цель урока?
Ответы детей: Будем говорить об этих героях.
Давать им характеристику, рассказывать об их жизни.
Будем учиться давать характеристику персонажам.
Цель: Научиться давать характеристику героям, уметь работать с учебником.
2) Работа в парах
(На партах лежат листочки с планом. Дети распределяют эти события в нужной последовательности)
Проверка. Один ребенок выходит к компьютеру и расставляет цифры по порядку,
Цепочка событий (Приложени 1) (Слайд – 8)
IV. Изучение нового материала.
Работа с текстом.
Учитель:Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся вначале произведения?
Ответы детей: Первой мы узнаем Машу.
Учитель: Что вы знаете о семье Маши? (краткий пересказ эпизодов)
- Кем был Машин отец?
- Что можем сказать про ее маму?
- Что вы знаете о нянюшке?
Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.
Учитель: Где мы видим первое появление вороны? (Зачитайте ответ)
- При каких обстоятельствах знакомимся с воробьем Пашкой? (Зачитайте)
Работа в группах.
Учитель: Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте объединимся и поработаем в группах. Вам нужно на листочках написать, как можно больше качеств, которыми обладает данный персонаж по вашему мнению. О каком герое вы будете писать, узнаете, когда выберите себе листок. Воспользуйтесь планом, который у вас в тетрадях или смотрите на слайде. Вы помните, что мы даем краткую характеристику и не всегда пользуемся всеми пунктами плана. Пользуйтесь учебниками и указывайте странички в подтверждение своих слов.
(приложение 2)
1. Проверка образа Маши. Представитель от группы зачитывают качества персонажей, другие представители дополняют, но не повторяются. Вопросы:
Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. (стр. 14)
Любопытная. «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. (стр. 19)
(Просмотр фрагментов о Маше, воробье и вороне) Рассуждаем, совпало ли словесное описание героев учащимися с образом мультипликатора? (Слайд – 9)
2. Рассмотрим образ вороны, который записан на листочках, вторая подгруппа дополняет, но не повторяется.
Седая (стр. 14) Но непонятнее всего была седая ворона. Наглая (стр. 15) Как только Петровна и Маша уходили, ворона протискивалась в комнату, хватало первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разбойница (стр. 15) –Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла. Скупая, сварливая (стр. 15)Ворона была скупая и сварливая. Ребята, а как вы понимаете значение этих слов. (ответы детей). А давайте найдем точное значение этих слов в толковом словарике и зачитаем. (Дети находят значение слов).
Жестокая (стр. 17) Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула…
Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши слова с рисунками. А как видит мультипликатор эту героиню посмотрим на слайде. (Слайд – 10)
Учитель: Хорошо поработали, пришло время и отдохнуть. (проводит один из уч-ся под музыку)
Вот на ветках посмотри (руки вверх, показывают веточки)
В серых майках воробьи (руками хлопают по бокам, показывают грудки)
Распустили перышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (бегут на месте, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели. (машут руками)
А мы на место тихо сели (садятся на места)
3) Продолжаем работать над образами.
У нас остался самый главный герой –это воробей. Посмотрим первый фрагмент.
- А что вы записали о воробье? Зачитайте свои ответы. Похоже ли ваше описание с мультяшным героем?
Беспризорный (стр. 17) –Эх ты, беспризорник!- сказал милиционер. (Как вы думаете, кто такой беспризорник? –ответы детей). Несчастный (стр. 17) Невесёлой жизни ты воробей! Голодный (стр. 17) Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Благодарный (стр. 18) С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Сообразительный. (стр. 20) Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Юркий (стр. 17) Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларёк…Ребята, а как вы понимаете слово юркнуть? –ответы детей. Найдите, пожалуйста это слово в словарике. Растрепанный (стр. 22) … в то самое время в зрительный зал ворвался маленький, растрепанный воробей.
А как вы понимаете это слово? – ответы детей. Давайте дадим точное определение этому слову. Ищем в толковом словаре.
Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку одолеть ворону?
Кто пришел к нему на помощь? Вспомним пословицы о дружбе. (Один в поле не воин. Один за всех и все за одного). (Слайд – 11)
Учитель :Ребята! Как нужно относится к птицам? А зимой? (Слайд – 12-13)
Как их правильно нужно кормить? Какую пользу приносят людям?
Учитель: А сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы читали текст и хорошо ли вы помните подробные детали о других героях произведения. Поработаем с тестом. (Индивидуальный тест для каждого ребенка лежит у каждого на парте) Приложение 3.
Цель:Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.
Задачи:
2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 58.27 КБ |
kharakteristika_geroev.docx | 12.46 КБ |
tsepochka.docx | 12.11 КБ |
000f53d7-5e2e3b5a_1.pptx | 1.03 МБ |
vzeroshenny_vorobey.pptx | 684.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
УМК: Школа России
Тема: «К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей. Герои произведения, их характеристика" .
Тип урока: Комбинированный. Закрепление и систематизация новых знаний
Данному уроку предшествовали темы:
Формы организации учебной деятельности :
• групповая; в парах; индивидуальная;
Цель : Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.
2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;
3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, принятие чужой точки зрения.
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о различии сказки и рассказа, анализировать, сравнивать характеристика героев и их поступка.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения на события
Предметные – воспринимать прочитанный текст, уметь пересказывать сказку близко к тексту, осмысленно правильно читать, отвечать на вопросы, соотносить пословицу с темой урока, давать характеристику героям и их поступкам.
Здоровьесберегающие технологии : физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.
I. Организационный момент . Эмоциональный настрой
II. Актуализация знаний
Учитель : Ребята, вы узнали из какого произведения эти герои?
Учитель: А кто автор этой сказки?
Ответы детей : Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 1-портрет К.Г. Паустовского)
Учитель: Что вы запомнили о писателе?
Ответы детей: К.Г. Паустовский писал рассказы и сказки о людях и животных. Основными темами К. Г. Паустовского являются Родина, природа. Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза, музыкальная, легкая, грациозная, несет в себе огромный запас знаний о мире, о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.
Ответы детей: К какому жанру мы отнесли это произведение – сказке или рассказу?
Ответы детей: Это сказка.
Ответы детей: Потому что здесь вымышленная история. Воробей не может на самом деле найти и вернуть пропавшую вещь. (Другие высказывания детей, подтверждающие, что это сказка).
Учитель: А можно ли его отнести к рассказу?
Ответы детей: Можно.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ответы детей: Здесь описываются реальные люди и события, которые могли произойти на самом деле.
III. Подготовительный этап
Ответы детей: Герои сказки – это девочка Маша, ворона, воробей Пашка , мама, Нянюшка Петровна.
Учитель: Кто из них является главными героями?
Ответы детей: Главные герои – это Маша, воробей Пашка и ворона.
Учитель : Как вы думаете, зачем мы перечислили героев сказки?
-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Кто попробует назвать тему и цель урока?
Ответы детей: Будем говорить об этих героях .
Давать им характеристику, рассказывать об их жизни.
Будем учиться давать характеристику персонажам.
Цель: Научиться давать характеристику героям, уметь работать с учебником. (Слайд 4 – тема урока)
2) Работа в парах
(На партах лежат листочки с основными сюжетными линиями (На листах номера и стрелки проставлены неправильно. Дети распределяют эти события в нужной последовательности и соединяют стрелками.)
Проверка. Один ребенок выходит к доске расставляет цифры по порядку, другой рисует стрелочки. (Слайд – цепочка)
IV. Изучение нового материала.
Работа с текстом.
Учитель : Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся вначале произведения?
Ответы детей: Первой мы узнаем Машу.
Учитель: Что вы знаете о семье Маши? (краткий пересказ эпизодов)
- Кем был Машин отец?
- Что можем сказать про ее маму?
- Что вы знаете о нянюшке?
Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.
Учитель: Где мы видим первое появление вороны? (Зачитайте ответ)
- При каких обстоятельствах знакомимся с воробьем Пашкой? (Зачитайте)
Работа в группах.
Учитель: Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте объединимся и поработаем в группах. Вам нужно на листочках написать, как можно больше качеств, которыми обладает данный персонаж по вашему мнению. О каком герое вы будете писать, узнаете, когда выберите себе листок. Воспользуйтесь планом, который у вас в тетрадях или смотрите на слайде. Вы помните, что мы даем краткую характеристику и не всегда пользуемся всеми пунктами плана. Пользуйтесь учебниками и указывайте странички в подтверждение своих слов. (Слайд с планом характеристики героя)
Дети выбирают лист с картинкой героя. Вторая сторона листа чистая. Пишут на ней фломастером.
План характеристики литературного героя
1. Описание внешности (портрет)
2. Поведение, поступки героя.
3. Чувства, переживания, мысли.
4. Речь - о чем и как говорит герой.
5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.
6. Отношение к герою других действующих лиц.
1. Проверка образа Маши. Представитель от группы зачитывают качества персонажей, другие представители дополняют, но не повторяются. Вопросы:
Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. (стр.14)
Любопытная. «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом.(стр.19)
- Посмотрите, сошлись ли ваши словесные описания с тем, как вы изобразили героев. Посмотрите, пожалуйста, на свои рисунки. (Рисунки детей вывешены в классе).
(Просмотр фрагментов о Маше, воробье и вороне) Рассуждаем, совпало ли словесное описание героев учащимися с образом мультипликатора?
2. Рассмотрим образ вороны , который записан на листочках, вторая подгруппа дополняет, но не повторяется.
Седая (стр. 14) Но непонятнее всего была седая ворона. Наглая (стр.15) Как только Петровна и Маша уходили, ворона протискивалась в комнату, хватало первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разбойница (стр.15) –Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла. Скупая, сварливая ( стр.15) Ворона была скупая и сварливая. Ребята, а как вы понимаете значение этих слов. ( ответы детей). А давайте найдем точное значение этих слов в толковом словарике и зачитаем. (Дети находят значение слов).
Жестокая (стр.17) Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула…
Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши слова с рисунками. А как видит мультипликатор эту героиню посмотрим на слайде.
Учитель: Хорошо поработали, пришло время и отдохнуть. (проводит один из уч-ся под музыку)
Вот на ветках посмотри (руки вверх, показывают веточки)
В серых майках воробьи (руками хлопают по бокам, показывают грудки)
Распустили перышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (бегут на месте, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели. (машут руками)
А мы на место тихо сели. (садятся на места)
3) Отвлеклись, расслабились и продолжаем работать над образами. У нас остался самый главный герой –это воробей. Посмотрим первый фрагмент.
- А что вы записали о воробье? Зачитайте свои ответы. Похоже ли ваше описание с мультяшным героем?
Беспризорный (стр.17) –Эх ты, беспризорник!- сказал милиционер. (Как вы думаете, кто такой беспризорник? –ответы детей). Несчастный (стр. 17) Невесёлой жизни ты воробей! Голодный (стр.17) Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Благодарный (стр. 18) С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Сообразительный. (стр.20) Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Юркий (стр.17) Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларёк…Ребята, а как вы понимаете слово юркнуть? – ответы детей. Найдите, пожалуйста это слово в словарике. Растрепанный (стр.22) … в то самое время в зрительный зал ворвался маленький, растрепанный воробей. А как вы понимаете это слово? – ответы детей. Давайте дадим точное определение этому слову. Ищем в толковом словаре.
Посмотрим на ваши рисунки, вывешенные на доске. Так ли вы описали его на бумаге.
Давайте посмотрим 2 фрагмент. Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку одолеть ворону?
Кто пришел к нему на помощь? Вспомним пословицы о дружбе. (Один в поле не воин. Один за всех и все за одного).
Учитель: А сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы читали текст и хорошо ли вы помните подробные детали о других героях произведения. Поработаем с тестом. (Индивидуальный тест для каждого ребенка лежит у каждого на парте)
1. Как звали нянюшку Маши?
2. Мама Маши в театре:
3. Мама готовилась танцевать:
в) Красную Шапочку.
4. Маленький букет цветов был сделан из:
б) тонкого стекла;
в) толстого стекла.
5. Папа должен был вернуться:
6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:
а) когда Петровна уйдет;
б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;
в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.
Проверка: Я читаю вопрос, дети дают ответы, кто выполнил верно- поставьте себе 5.
Ответы детей : К воробью.
Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети дают ответы).
Появляется воробей. Он приносит букетик.
- Как вы думаете, какое чувство испытывала мама в это время?(счастье, радость)
- Ребята, а какие пословица вы помните о счастье? ( Счастье не ищут, а делают. . Всякому свое счастье.
Объясните, как вы понимаете эти пословицы. (высказывания детей)
Наш урок подходит к концу. Вы все хорошо потрудились, и пришло время подвести итоги.
Оцените свою работу (Д ети по желанию читают начало фразы и дают свои ответы 1-2 слова)( Слайд)
сегодня я узнал…
у меня получилось …
VII. Подведение итогов. Выставление отметок
Все сегодня работали хорошо. Но хочу отметить тех, кто работал сегодня на уроке более активно. По работе с тестами так же все получат отметки.
VIII. Домашнее задание
Давайте поспешим, друзья
Учить правильному и осознанному чтению, учить ориентироваться в тексте.
Познакомить с биографией К. Г. Паустовского, расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;
Учить понимать поступки и состояние героев;
Развивать у детей речевую активность, навыки аналитического чтения.
Учить детей видеть произведение глазами автора и высказывать собственную точку зрения.
Учить эмоциональному восприятию текста.
совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
Прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
Составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации и аудио системой.
— Как вы думаете, о чем воробьи могут чирикать нам зимой? (Что им тяжело зимой: холодно, нет корма)
— Кто им может помочь? (Люди. Они делают кормушки, следят, чтобы в них всегда был корм. А если воробей сыт, то ему и не холодно)
— Как вы думаете, нравится ли им, что о них кто-то заботиться?
— Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и осознанному чтению, учиться ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского.
IV. Речевая разминка
Я - веселый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
V. Паустовский и его творчество
Читает учитель:
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Семья была большая. Детство Константин Георгиевич провел на Украине у бабушки и дедушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.
Паустовский очень много путешествовал: впечатления от этих поездок и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений.
Книги К.Г.Паустовского переведены на многие иностранные языки.
Отдых наш — физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте - левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
И под ноги не смотрите,
Раз, два, раз, два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
VII. Введение в тему
VIII. Работа по теме урока
Чтение 2 части текста
IX. Коллективная работа по оглавлению кадров.
Деление произведения на части полезно для простоты дальнейшего пересказа.
— С чего начинается сказка?(Он начинается с описания стенных часов. Они необычны. В чем их особенность – кузнец бил по наковальне столько раз, сколько часов исполнялось)
Как мы назовем эту часть сказки?.(Старые стенные часы)
— Прочитайте описание кузнеца.
— Как зовут девочку?(Ее зовут Маша.) и нянюшку? (Нянюшка Петровна.)
Как мы назовем эту часть сказки? (Одни дома)
— Почему эпизод грустный(Они остались дома одни, без мамы.)
— Что вы узнали о родителях девочки? (Мама ее танцевала в Большом театре, сейчас его называют Государственный Академический Большой театр. А папа сейчас в плавании на Камчатке.)
Как мы назовем эту часть сказки?. (Большой театр)
Как мы назовем эту часть сказки? (Разговор с букетом)
— Поняла ли Маша ценность этого букета?(Поняла, что букетик – это воспоминание о папе)
Как мы назовем эту часть сказки? (Воспоминание о папе)
— Прочитайте в сказке эти слова.(Отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.)
— Почему мы узнаем, что мы попали в сказку?(Предметы описываются так, будто они живые).
— Кто был у окна? (Это была ворона.)Чего она ждала?(ждала, когда Петровна откроет форточку)
Как мы назовем эту часть сказки? (Ворона – хитрая)
— Зачем ворона ждала, когда Петровна откроет форточку?(Чтобы что-нибудь стащить).
Как мы назовем эту часть сказки? (Ворона – воровка)
— Как Петровна и Маша реагировали на проказы вороны?(Сетовали, всплескивали руками)
Как мы назовем эту часть сказки? (Разбойница!)
– Что вас удивило?
– Какой вы представили себе ворону? (Бессовестная, воровка, разбойница, хитрая, так как ждала, пока все уйдут из комнаты, и только потом влетела в нее.)
– Как вы думаете, что случится, если Маша откроет форточку?
Высказывания детей.
– А вот что же произошло на самом деле, мы с вами узнаем на следующем уроке.
– Какие открытия сделали?
– Что вас особенно взволновало, поразило?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Кто считает, что мог бы работать лучше? Что для этого следовало бы сделать?
Домашнее задание: перечитать ту часть сказки, которая была прочитана в классе (с. 12–19, часть 2-я); подготовить выразительное чтение особо понравившегося отрывка, выполнить к нему рисунок.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся по очереди выходят к доске с выполненной работой; учитель просит остальных детей найти и прочитать тот отрывок из сказки, к которому сделан рисунок.
– Чье чтение вам особенно понравилось? Чем? Чье взволновало?
– Какие рисунки вам показались самыми интересными?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Захотелось ли вам дома узнать о том, что произошло дальше?
– Кто из вас прочитал всю сказку?
– Значит сейчас вы сможете выразительно прочитать окончание сказки всему классу.
Учащиеся и учитель дочитывают сказку до конца.
– Могли ли вы ожидать от воробьев таких действий?
– Как по-новому раскрылся перед вами характер Пашки? (Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый.)
– Какие бы слова вы подобрали для характеристики других воробьев? (Дружные, храбрые, сообразительные.)
– Можно ли произошедшее назвать чудом?
– А бывали ли в вашей жизни подобные чудеса?
Высказывания детей.
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
XI. Подведение итогов урока
– Когда вам было радостно?
– Чему вас научил урок?
— Оцените свою работу на уроке.
Отлично хорошо не очень хорошо
XII. Домашнее задание
— Прочитать и подготовить пересказ. Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Литературное чтение 3 класс
Тема: К.Г. Паустовский. "Растрепанный воробей" (урок 3)
Учитель: Исамагомедова Патимат Шамильевна
Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств при работе с художественным текстом.
Задачи урока:
развивающие : развивать речь; логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях; учить видеть позицию автора; прогнозировать события, отвечать на вопросы, формировать коммуникативные навыки работы в группах.
воспитывающие: воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях; воспитывать любовь и уважение в семье; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим"; интерес к чтению.
Предметные:
-осмысленно правильно читать;
-отвечать на вопросы;
-давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализировать, сравнивать характеристики героев и их поступков.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать свою точку зрения на события;
-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Тип урока : урок закрепления знаний.
Технология: использование элементов технологии критического мышления.
Методы: частично-поисковый метод
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
И – под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Что вы можете рассказать о воробье, прослушав это стихотворение?
- Прочитайте загадку, отгадайте ее.
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
-С вопросительной интонацией.
-с восклицательной интонацией.
-с ускорением .
По каким признакам вы узнали, что речь идет о вороне?
III. Самоопределение к деятельности
Я весь день
ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…(воробей)
— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.
— Прочитайте ее с интонацией удивления.
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона –
Чёрно-серая .
(Ворона)
— Прочитайте загадку шепотом, хором, отгадайте ее.
— Прочитайте весело (грустно).
— Что вы знаете о воробьях? …о воронах?
- Почему мы начали урок именно с загадок о воробье и вороне?
- Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?
- Как понимаете название?
IV. Работа по теме урока.
1. Проверка домашнего задания.
Дома вы рисовали рисунок к понравившемуся эпизоду. Давайте сейчас покажем рисунки и расскажите, к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок (рисунки оставлять на доске). (Получается картинный план)
2 ) Жизнь воробья Пашки.
4) Счастливый финал.
2. Определение жанра текста.
- В каком разделе находится произведение?
- Определите жанр произведения (рассказ или сказка)
События могли происходить в реальной жизни.
Вороны воруют блестящие предметы и прячут в гнезде.
Воробей понимает людскую речь и способен им сочувствовать.
Жизнь воробьиного племени очень напоминает человеческую.
Ворона размышляет и видит сны.
ВЫВОД: Сказка, где главным героем является воробей, находится внутри рассказа, в котором главная героиня – Маша.
3. Составление характеристик главных героев
-Назовите мне, пожалуйста, главных героев произведения. (Маша, воробей)
-Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев.
Xарактеристика Пашки
– Расскажи, что ты знаешь про Пашку? Каков характер Пашки? (Он ловкий, умный, смелый, шустрый, что он обожает Машу).
– А какие отношения у Маши с воробьем?
(Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские. Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. Не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)
– Что является главным чудом в рассказе?
( – Главным чудом в рассказе является любовь, которая связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддерживать в трудный момент жизни. _
– Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик?
(Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете. Букетик не разбился потому, что любовь – это такая огромная ценность и сила, которой не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)
4. ФИЗМИНУТКА
- В произведении встречаются два вида птиц: ворона и воробей. Если я буду читать слово, которое можно отнести к характеристике воробья, вы подпрыгиваете и хлопаете ладошками над головой. Если слово относится к характеристике вороны – присаживаетесь.
Маленький, голодный, скупая, растрепанный, смелый, сварливая, жадная, благодарный, хитрая, безжалостная, решительный, злая, отважный.
5 . Беседа с сопровождением выборочного текста.
- С какого эпизода начинается произведение?
- Какой прием использует автор? (олицетворение – это приписывание свойств человеческой психики предметам и явлениям реального или вымышленного мира: животным, растениям и явлениям природы)
- Почему с этого приема начинается повествование?
- Где еще мы встречаем прием олицетворения? Прочитайте.
… все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев…
Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.
Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.
А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.
Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами.
- Сделайте вывод: Какое настроение создают эти ожившие предметы?
(Сказочное, волшебное, приподнятое. Автор использует этот прием, чтобы перенести нас в сказку.)
6. Работа в парах.
- Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов.
- Что такое эпитеты? (Эпи́тет - определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)
- Заполните карточки, используя цветные карандаши.
К.Г.Паустовский в своем произведении использует много цветовых эпитетов. Закрась клеточки тем цветом, который указан в тексте.
И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона.
Там, в сиянии голубого, розового, золотого и лунного света, появился дворец.
Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания цветов (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки указанными цветами.
- Каким рассказ получился по настроению и по цвету?
(Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор:
1. Разноцветный, унылый, сказочный, однотонный, яркий, весёлый, необыкновенный, контрастный.)
(Рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д.)
7. Анализ произведения.
- У Паустовского произведение получилось веселое или печальное? (Веселое, счастливое, смешное.)
- Почему же его персонажи так часто плачут?
(Учитель активизирует эмоционально-образную память детей и просит их вспомнить, от чего обычно плачут люди: от горя, от обиды, от боли и т.д.)
Работа в группах (по рядам)
- Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут.
( 2. Счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом.)
В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие фрагменты текста:
Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных аншлагов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.
Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.
(Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)
-Чему хотел научить нас автор?
- Какие средства он для этого использовал?
V. Итог урока
- Я предлагаю вам сочинить синквейн.
Воробей, ворона, Маша. ( По рядам)
Воробей.
Взъерошенный, голодный.
Прилетел, подрался, помог.
Отблагодарил девочку за заботу.
Заводим моторчики (р-р-р-р), темп постепенно ускоряется.
4. Речевая разминка. (Слайд 3)
Прочитайте гласные И А У Э Ы О
Произнесите их на одном дыхании. Попробуем произнести на одном дыхании две строчки подряд.
Прочитайте эти гласные так, как будто вы очень устали и кое-как идёте.
А теперь так, как будто вы скачете в припрыжку.
- Прочитаем этот слог, добавляя гласные (бипти, бипта, бипту ит.д)
- Прочитаем слоги с ласковой, нежной интонацией, ставя ударение на последнем гласном.
- Прочитаем так, как будто вы очень рассердились, ставя ударение на первом гласном.
Развитие техники чтения, внимания, памяти (Слайд 4-6)
Выразительное чтение стихотворения. О ком это стихотворение? Докажите.
- “ночь” - закрываются некоторые слова; “день” – прочитать стихотворение, восстановив все слова
- “ночь” - еще закрываются слова; “день” - опять прочитать стихотворение, назвав правильно слова
5. Работа со скороговоркой. (Слайд 7-8)
Ворона влетела в веранду и выхватила у воробья вареник.
Чтение про себя, вслух, по рядам с увеличением темпа. Работа в парах, какая пара быстрее и дружнее расскажет скороговорку.
Значение слов: ВЕРАНДА и ВАРЕНИК. (словарь)
6. Работа со слоговыми таблицами (Слайд 9 - 10)
- орфографически, с ударением, орфоэпически
- Что обозначают эти слова?
- Кто выполнял все эти действия?
- Какой вы представляете себе ворону? Опишите. Выберите подходящую картинку.
Попробуйте объяснить свой выбор.
- Подумайте, в той же последовательности ворона выполняла эти действия?
7. Актуализация знаний (слайды 11-13). Постановка цели урока
- Почему мы читаем о воробье?
- Да, действительно, сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение К.Г.Паустовского “ Растрёпанный воробей”.
- В какой из сборников вы бы поместили текст этого произведения? Почему?
Эпиграф: - “Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости”.
(Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т.е. быть очень внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя).
Молодцы. Постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками событий. Я предлагаю Вам в конце урока составить характеристику главного героя произведения – воробья.
8. Работа над произведением Г. Паустовский “Растрёпанный воробей”
Чтение “Буксир” (Начинает читать учитель, дети стараются следить за темпом чтения. В определённый момент учитель начинает читать про себя. Дети продолжают следить за чтением. Затем учитель снова начинает читать вслух. Ребята, которые сумели “поймать” темп чтения, встретятся с учителем на одном слове.)
- Кому удалось встретиться со мной на одном слове? Молодцы.
“Бросок - засечка” (Исходное положение – руки на коленях, спина ровная. Следить за текстом ребёнок должен только глазами. При слове “бросок” дети начинают читать про себя. При слове “засечка” - дети поднимают головы, отрывают глаза от текста и некоторое время отдыхают. Затем снова при слове “бросок” ребята начинают читать. Они должны постараться как можно быстрее найти то слово, на котором остановились. И так несколько раз.)
- Кто сразу же находил то слово, на котором остановился?
- А кому для этого нужно было начать читать весь текст сначала?
- Кто из героев предстает перед нами первым?
- С кем жила Маша?
- Внимательно посмотрите на вопросы. Найдите те, которые не относятся к
произведению. Расставьте оставшиеся вопросы в порядке следования эпизодов текста.
Ответьте на вопросы.
9. Физминутка (снятие зрительного утомления) (Слайды 16-18)
10. Работа по содержанию текста. (Слайды 19 - 21)
Перед вами иллюстрация к тексту. Что вы видите на ней? Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах)
11. Составление характеристика главного героя
Воробей Пашка – сказочный персонаж (слайд 22)
- Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф “Растрепанный воробей” по мотивам произведения К.Г. Паустовского
Цель: составить характеристику главного героя; создать диафильм “В чем счастье Пашки”.
Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове) (слайд 23)
Сцена “Пашка и милиционер” (слайды 24-25)
- Чтение текста. Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)
- Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?
- Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)
Как Пашка попал в дом к Маше (слайд 26)
- Послушайте отрывок в исполнении ребят ( чтение наизусть по ролям: милиционер и Маша).
- Смогли ли ребята передать интонацию, эмоциональное состояние героев?
- Зачем Маше нужен был воробей?
- Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?
- Посмотрите, какая у нас получилась таблица (Слайд 27)
Физминутка (динамическая пауза)
Диафильм “В чём счастье Пашки” (слайды 29-31)
- В каком порядке, основываясь на содержание произведения вы бы расставили эти кадры?
- Фильм получился незаконченный. Какой фрагмент необходимо вставить в наш диафильм?
- Просмотр видеозаписи фрагмента из м/ф “Растрепанный воробей” по мотивам произведения К.Г. Паустовского.
- Подберите слова, которые характеризуют Пашку. Из предложенных характеристик выберите только те, которые можно отнести к Пашке. (слайд 32)
решительный, коварный, наблюдательный, смелый, настоящий друг, весёлый, рассудительный, внимательный, хитрый)
Посмотрите, какая у нас получилась таблица (Слайд 33)
Перед вами на парте текст с пропущенными характеристиками главного героя.
Ваша задача вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа по рядам)
На той же улице жил (маленький растрёпанный) воробей, по имени (Пашка). Зимой жизнь для воробьёв пришла (трудная). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (не везло). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, (прикинулся мёртвым). Пашка лежал на снегу: умирал (от боли в голове) и тихонько (открывал клюв).
Пашку подобрал (милиционер). “Эх ты (беспризорник). (Невесёлой жизни ты) воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (обиды и голода). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (Маше) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (требуется и даже очень). Пашка был спасён. Он жил у Маши (целые сутки). Был очень ей (благодарен).
Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, (чем бы отблагодарить) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую (рогатую гусеницу). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).
- Составление целостной характеристики. Чтение. (слайд 34)
12. Итог. Работа с пословицами. (Слайд 35)
Из предложенных пословиц выберите ту, которая характеризует нашего героя. (На добрый привет – добрый ответ)
Читайте также:
- Сохрани свое здоровье сам конспект занятия в подготовительной группе
- Конспект урока весна в музыке
- Конспект урока династический кризис 1825 г выступление декабристов 8 класс
- Художественная культура мусульманского востока конспект урока мхк 10 класс
- Конспект урока листопадничек 1 урок 3 класс фгос школа россии