Конспект урока листопадничек 1 урок 3 класс фгос школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Знакомство с новым текстом; обучение правильному выразительному чтению; учить видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.

Обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Метапредметные и личностные результаты (УУД)

Формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.

Формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное.

Ддействовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся.

Формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Проверка домашнего задания.

  • Над какой темой мы сейчас работаем?
  • А чем запомнились вам предыдущие герои из этой темы?
  • Назовите авторов произведений.
  • Какое последнее произведение мы с вами прочитали?
  • Кто в этом рассказе о птицах и окружающей природе думает, как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях?
  • Кого вам напомнила капалуха? Чем?
  • Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков к природе после этого случая?
  • Чему хочет научить нас автор этим произведением?
  • Сегодня мы продолжим наше знакомство с миром животных.

II. Введение в тему.

  • Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением известного писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова. Он писал о природе, жизни животных. Главная мысль его произведений - бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле. Произведение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, приведёт нас в осенний лес, познакомит с жизнью животных.

Погружение в тему

Послушайте стихотворение, мысленно нарисуйте картинку.

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.

Бобры добры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.

  • Прочитайте медленно.
  • Подготовьтесь читать скороговорку:
  • с вопросительной интонацией;
  • с восклицательной интонацией;
  • с ускорением;
  • быстро.
  • Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите
  • Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова.
  • Хотите узнать подробнее об авторе?

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

Иван Сергеевич Соколов–Микитов

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

III. Изучение новой темы.

  • Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком)
  • Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?
  • Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?
  • Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

Работа над текстом

  • Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение.
    А чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

Плотина, хатка, обглоданные, илом, штукатур, ходко.

Чтение учителем и учащимися текста.

  • А вопросы будут задавать зайчиха и Листопадничек.

1 часть – учитель (до слов прощайте)

  • Как зовут маленьких осенних зайчат?
  • Какая мечта была у маленького зайчика?

2 часть – ученик (до слов бежал, бежал…)

  • Что произошло с малышом?
  • Почему? (Пошёл за своей мечтой)

3 часть – инсценировка (до слов прыгай прямо в хатку).

4 часть – самостоятельное чтение (до слов можно замерзнуть).

  • Понравилась ли малышу хатка бобров?
  • А какие мысли пришли к нему потом?

5 часть – чтение цепочкой (до слов трудолюбивые).

6 часть – чтение в парах (до слов звать старых бобров).

  • Как прошёл первый день Листопадничка у бобров?
  • Какого зверя увидел зайчонок?
  • О чём вспоминал зайчик зимой?
  • Как стали говорить о зайчишке?

Проверка первичного восприятия.

  • Понравилось ли вам произведение? Чем?
  • Так к какому литературному жанру это произведение относится ? (Сказка о животных)
  • Докажите (животные разговаривают, события нереальные)
  • Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
  • Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
  • Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
  • Каких страхов натерпелся листопадничек?
  • Расскажите как зайчонок попал на болото. Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

IV. Закрепление изученного.

  • С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?
  • Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.
  • Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?
  • Почему зайчонок остался у бобров?
  • Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.

Составление синквейна о зайчике.

1 строчка– 1 существительное
2 строчка – 2 прилагательных
3 строчка – 3 глагола
4 строчка – ключевое предложение из текста

Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

V. Итог урока. Рефлексия.

  • Я узнал на уроке . .
  • Мне было интересно потому, что . .
  • Меня удивило .
  • Я бы хотел(а) ….
  • Я сделал(а) вывод, что…

VI. Домашнее задание

Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением одного известного писателя.

Но сначала мы свами послушаем стихотворение.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья

- Какая картина предстала перед вами во время прослушивания стихотворения?

-О каком времени года говорится в стихотворении?

- Назовите признаки осени.

- Какие животные и как готовятся к зиме?

Речевая разминка (на слайде):

Бобры добры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

- Подготовьтесь читать скороговорку:

• с вопросительной интонацией;

• с восклицательной интонацией;

- Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите

- Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова.

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Сл: ответы на вопросы

Работа с книгой: прогнозирование текста

- Найдите в учебнике имя писателя. Как полностью звучит его имя?

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон.

Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

- Ребята, посмотрите на экран, прочитайте название произведения.

- Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком)

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

- Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

- Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение. Я начну читать, а вы продолжите.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса . Второй урок по произведению И.С.Соколова-Микитова "Листопадничек".

Урок литературного чтения в 3 классе

Учитель: Можнова Юлия Александровна

Тема:И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"(второй урок)

научить выделять события, составляющие основу художественного произведения,

определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, давать характеристику героев.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознают цель своего высказывания

Личностные: называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о Родине; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к своей Родине.

Оборудование:

компьютер, экран, мультимедиа проектор,документ-камера, презентация по теме "Урок литературного чтения в 3 классе по теме И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек", выполненная в программе PowerPoint , картинный планлисточки и зайчики для рефлексии, изображения зайца и бобров.

а)Введение в тему урока.

-Какая это сказка авторская или народная?

-Кто автор этой сказки?

-Какие факты из его биографии запомнили?

- Угадайте, о ком идёт речь.

«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных способа защиты: маскировка и ноги. Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. "(Зайцы)

-Почему я загадала о них загадки?

-Сегодня на уроке мы побольше узнаем об этих животных, попробуем составить характеристику этих героев, разберёмся в правильности их поступков.

-Сколько раз в год рождаются зайчата у зайчихи?

-Как называются зайчата, рождённые осенью?

-Попробуйте по названию догадаться, в какое время года рождаются эти зайчата.

"Настовички" они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели)

"Травники" "Колосовики"-летние зайчата

-Что узнали о жизни зайцев из этой сказки? Приведите доказательства словами из текста.

-Что узнали о бобрах из текста. Зачитайте нужные отрывки.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале,

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх, лапки в бок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку

Молодцы, мои зайчишки.

б) Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы разделили это произведение на 6 частей. Дома вы должны были озаглавить каждую часть. (Проверка с помощью документ-камеры).

2.Подготовка животных к зиме.

3.Зайчонок в хатке бобров.

4.Пришлось остаться на зиму.

5.За долгую зиму страху натерпелся.

В это время в парах нужно составить цитатный план из предложенных вариантов.

1."Вот бы и мне так полетать. "

2.". бобры строят на речке плотину."

3."Прыгнул Листопадничек в хатку."

4."Остался Листопадничек в бобровой хатке"

5."За долгую зиму страху натерпелся. "

6.". и со всех ног на родное болото."

Один у доски составляет картинный план.

Соотнесение названий частей плана(Простого, цитатного, картинного).

в) Работа над содержанием и характеристикой героев.

Листопаднички родились осенью. Зачитайте, о каких изменениях в природе осенью вы узнали из текста?

-А какие изменения ещё бывают?

-Сколько зайчат родилось у зайчихи?

-Почему автор выделяет только одного?

-Что видели зайчата каждое утро?

-Что сказал матери самый маленький зайчик?

-Выберите слово, с помощью которого можно определить чувство, состояние, скрытую мысль зайчика.

мечта, желание, надежда, просьба, идея, мысль

-Прочитайте теперь фразу зайчика с нужной интонацией.

- Как бы вы зачитали ответ старой зайчихи? Выберите подходящее из предложенного мной.

Строго с мольбой с возмущением

с насмешкой с радостью весело печально

-Чьи слова мы прочитаем с интонацией сочувствия?(Журавлей)

-Прочитайте слова зайчат с чувством страха, тревоги.

-Как им ответила зайчиха? Прочитайте.

-С каким чувством прочитаем следующие слова зайчика?

-Какую характеристику мы можем уже дать зайчику?

(Мечтатель, фантазёр, непослушный)

Замените одним словом:

-Задаёт вопросы бобрам -любознательный

-Всю зиму жил в хатке у бобров- терпеливый

-Помогал нянчить бобрят, кормил их -добрый, заботливый

-Научился плавать в стрессовой ситуации- смелый

-Скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев- любящий

-Какие ещё назовёте черты характера зайчика?

-Составьте синквейн о зайчике.

Любознательный, трусливый.

Заботится, боится, ныряет.

Листопадничек познакомился с бобрами.

Листопадничек.

-Дайте характеристику бобрам с доказательством из текста.

г) Работа с пословицами

- Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходят к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

Много спать – дела не знать.

Дома и стены помогают.

Всякий кулик своё болото хвалит.

Чужая сторона – дремучий бор.

В гостях хорошо, а дома лучше!

Друзья познаются в беде

4.Домашнее задание с.67 №11

Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли с ним произойти? Придумай свой рассказ Запиши в тетрадь.

5 Рефлексия.

У вас два зайчика -белый и серый.

Выберите серого зайца, если вы сегодня недовольны своей работой на уроке.

Белого- если довольны своей работой, были активны.

Посадите ваших зайчиков в ковёр из красных листьев, если вы себя чувствовали неуверенно, вам было неуютно на уроке.

В ковёр из жёлтых листьев, если вам было безразлично, что происходило на уроке.

В ковёр из зелёных листьев, если чувствовали себя уверенно, спокойно.

характеризовать персонажей по их поступкам и действиям.

кто такой листопадничек;

мы научимся:

работать с текстом;

Необходимо запомнить

Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель, который написал много рассказов о природе, птицах и зверях. И это не удивительно, потому что его отец был управляющим лесными угодьями. Мальчик рано узнал лес, полюбил его. Известный своими описаниями русской природы Соколов добавил к фамилии прозвище, данное в деревне их семье по имени деда, дьякона Никиты, и подписывался Соколов-Микитов.

Сказка - один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера, обычно со счастливым концом

Авторская (литературная) сказка - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов

План — это список, состоящий из основных мыслей произведения, которые изложены в логической последовательности

Ключевые слова

Сказка, авторская сказка, сказка о животных, план, характеристика героя

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем кто такой листопадничек.

Научимся работать с текстом.

Сможем характеризовать героев.

Основное содержание урока

Знакомство с произведением И.С. Соколова-Микитова происходит в ходе просмотра видео, в котором диктор, читая сказку, дает комментарии по ее содержанию.

Автор подробно описывает осенние изменения в живой и неживой природе. Пейзаж в этом произведении имеет особое место, т.к. на протяжении всей сказки он помогает нам лучше прочувствовать ее атмосферу и окунуться в

Бобрятки сладко-сладко спят, им комфортно в бобровой хатке. Но зайчонку темно и совсем неуютно в хатке бобров, он тоскует по своему дому, братьям, матери-зайчихе и решает убежать в свое родное гнездо. Но из-за того, что зайчонок не умеет плавать он все же вынужден остаться. Становится грустно, от того, что зайчонок совсем один, без своей семьи вынужден всю зиму провести в чужом доме.

Только разлука и жизнь в темной хатке бобров позволили зайчонку понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

Не зря у русского народа так много пословиц и поговорок на тему малой Родины.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Дома и стены помогают.

На чужой стороне и весна не красна.

Разбор типового тренировочного задания

Игра “Проталины”

Текст вопроса: Вставьте подходящие слова из текста.

Бежал, бежал (…) по лесу, прибежал к глухой лесной (…).

Остался Листопадничек в бобровой (…).

Любят (…) чистоту и порядок.

За долгую зиму большого (…) натерпелся зайчонок.

Обрадовался Листопадничек, прижался к (…).

Крепко заснул (…) возле матери в родном (…).

Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).

Остался Листопадничек в бобровой (хатке).

Любят (бобры) чистоту и порядок.

За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.

Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).

Крепко заснул (заснул) возле матери в родном (гнезде).

Подсказка: перечень слов (Листопадничек, речка, хатка, бобры, страх, матери, заснул, гнездо)

Разбор типового контрольного задания

Главная мысль сказки

Текст вопроса: Выберите пословицу, которая отражает главную мысль сказки и введите ее с клавиатуры в отведенное место

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок научит определять особенности жанра, приводить доказательства, что произведение относится к жанру рассказа.

учить определять особенности жанра;

учить приводить доказательства, что произведение относится к жанру рассказа;

учить придумывать собственные заголовки.

-Дорогие ребята, приветствую вас! Мы начинаем урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

Чтобы урок пошёл наш впрок-

Активно включайся в работу дружок!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите чётко, внятно

Чтобы всё было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Янтарная осень начальная,

Срывается лист золотой.

Картина немного печальная

И грусть навевает порой.

Темнеют далекие ели,

Холодною стала река…

Я помню, как птицы галдели –

Сейчас уж летят в облаках.

-Какие признаки осени вы знаете? (листья желтеют, становится холодно)

-Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (листопад)

-А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися.

Каждое слово читаем справа - налево.

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС -ВОТИКИМ

Иван Сергеевич Соколов-Микитов. (1892-1975)

-Хотите узнать подробнее об авторе?

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

3 класс Литературное чтение

Тип: изучение нового материала

учить определять особенности жанра;

учить приводить доказательства, что произведение относится к жанру рассказа;

учить придумывать собственные заголовки

Планируемые результаты

Предметные :

называть особенности жанра рассказа;

приводить доказательства, что произведение относится к жанру рассказа;

объяснять смысл заголовка;

самостоятельно придумывать заголовки;

представлять книгу, выбирать книгу по описанию;

формировать грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Метапредметные:

развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста;

формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

формировать умение коротко , ясно и интересно излагать информацию

формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;

развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Ресурсы урока: Учебник,ч. 2, с. 60-67; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. Соколова- Микитова; смайлики.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты формирование УУД

Актуализация знаний.

-Дорогие ребята, приветствую вас! Мы начинаем урок литературного чтения. Улыбнитесь друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

Чтобы урок пошёл наш впрок-

Активно включайся в работу дружок!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите чётко, внятно

Чтобы всё было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.

-Какие признаки осени вы знаете? (листья желтеют, становится холодно)

-Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (листопад)

-А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

Настраиваются на эмоциональное восприятие материала урока.

Личностные: доброжелательность, учебная мотивация, самоопределение.

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Целеполагание

Выход на тему урока в сотворчестве с учащимися.

Каждое слово читаем справа - налево.

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС -ВОТИКИМ

Иван Сергеевич Соколов-Микитов. (1892-1975)

-Хотите узнать подробнее об авторе?

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Читайте также: