Н в гоголь ревизор конспект

Обновлено: 04.07.2024

Познакомить ребят с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

Дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Оформление.

Театральные маски, афиши, театральные программки, иллюстрации к пьесе.

  1. Объявление темы урока.
  2. Цели и задачи урока.
  3. Слово учителя о комедии Гоголя “Ревизор”. История создания.
  4. О жанре комедии.
  5. Литературоведческий комментарий (работа с терминами).
  6. Композиция пьесы.
  7. Демонстрация домашнего задания “У театральной афиши”.
  8. Парад героев.
  9. Природа гоголевского юмора. Смех “единственное честное, благородное лицо в комедии”.
  10. Объявление домашнего задания (составление таблицы, работа по чтению).

Слово учителя.

Комедия “Ревизор”. Отъезд Гоголя за границу. 7 октября 1835

Гоголь писал Пушкину: “Сделайте милость , дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь, написал свою комедию “Ревизор”. История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!”

Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”.

“Ревизор” был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки. В апреле 1936г. комедия была поставлена на сцене. Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслось к ней враждебно.

“Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня”. А несколькими днями позже, в письме к историку

М. П. Погодину, он с горечью замечает: “И то, что бы приняли люди просвещенные с громким смехом и участием, то самое возмущает желчь невежества; а это невежество всеобщее…”

После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину. Он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен по дальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

Литературоведческий комментарий.

Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой).

В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки.

В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и гак он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

  • Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.
  • Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.
  • Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.
  • Развязка – событие, завершающее действие.

Демонстрация домашнего творческого задания:

  1. Сделать афишу к пьесе.
  2. Сделать программку к спектаклю.
  3. Нарисовать иллюстрации к пьесе (любого персонажа)

Парад героев

Характеры и костюмы.

Замечание для господ актеров.

Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.

Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин, судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии”

В статье “Петербургская сцена в 1835-36году” гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель “заметить” общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене “плевела”, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон”.

Эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.

“Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя”.

Но… герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. “Только смехом поражается здесь порок” (Гоголь).

Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.

Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что “смеха боится даже тот, кто ничего не боится”.

Объявление домашнего задания.

Здесь представлена система уроков по изучению комедии "Ревизор" в 8 классе.

ВложениеРазмер
8_klass_uroki_po_revizoru.doc 240 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Николай Васильевич Гоголь . Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

Цели урока : 1) повторить известные сведения о Гоголе как о писателе-сатирике; 2) дать понятие о драматическом произведении; 3) раскрыть идейный замысел комедии.

Теория : драматическое произведение, комедия.

Словарная работа : афиши, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки.

І. Слово учителя . Гоголь – одна из значимых фигур в литературе 1-й половины ΧІΧ века.

Назовите лит. героев .

ІІ. Учебник. Стр. 245

Какие факты биографии Г. говорят о его интересах к театру ? (Отец, Василий Афанасьевич, был известным украинским драматургом. Он стал признанным режиссёром домашнего театра в поместье отставного вельможи Д. П. Трощинского)

Юному таланту, получившему благословение Капниста, словно самой судьбой предназначено было стать сатириком .

Приехав в северную столицу, нежинский выпускник стремится попасть в труппу императорского Александринского театра. Пробы были удачны, среди актёров у Гоголя появились друзья, но актёром он так и не стал. Судьба та распорядилась…

Позже писатель восхищал слушателей авторским чтением своих произведений . Дружба с такими русскими актёрами, как Щепкин и Сосницкий, сохранилась на всю жизнь.

ІІ. Из биографических сведений о Гоголе мы знаем, что в 30-е гг. ΧІΧ в он серьёзно задумывается о русской комедии. Продолжил творческие достижения своих предшественников Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова. Писатель в развитие этого жанра внёс своё. Он считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.

ІІІ . А теперь вспомните, к какому роду литературы относится комедия? К драме. ( Интерактивный плакат )

Чем отличается драма от эпоса и лирики ? На стыке 2-х искусств стоит – литературы и театра).

На какие жанры делится драма ? (трагедию, комедия, драма в узком смысле)

Какие отличительные признаки имеет комедия ? (афиша, акты (действия), монологи-диалоги, реплики в сторону, ремарки, речь действующих лиц. В пьесе нет описания внешнего вида героя, авторского повествования , непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей)

Успех драматического произведения в театре зависит не только за режиссёра , ( актёров , художников -декораторов, которые воплощают замысел писателя)

Перелистайте пьесу. Сколько актов в ней и из скольких явления каждый (5 действий от 6 до 16 явлений в каждом)

Откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами . ( 25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имён.) Уже чтение афиши даёт возможность предположить, что в комедии дана широкая критическая жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города:

Такого широкого взгляда на официальную жизнь русская комедия ещё не знала .

Мы ещё вернёмся к этому образу города (в обещающем смысле).

Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.

Д. з . 1) 1 дейст. прочитать.

2) стр. 342 (2-6 вопросы)

3) Что является завязкой?

Составьте табличку о чиновниках уездного города

Сфера городской жизни, которой он призван руководить

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий. Общее управление полиции, обеспечение порядка в городе, его благоустройства

Берёт взятки, попустительствует в этом деле другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

Александринский театр. Петербург. Зал был полон. В ложах и креслах партера – министры, петербургская знать. В царской ложе – Николай 1 с наследником. В театре много знакомых Гоголя:

Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Только на галёрке теснятся зрители неаристократического круга.

Сначала смеялись охотно. Ведь комедия – это смешно.

Уже после 1-го акта недоумение было написано на всех лицах, которое возрастало с каждым актом. Зрители выбиты из всех театральных ожиданий и привычек.

Однако в этой пьесе были черты и явления, исполненные такой жизненной истины, что 2 раза раздавался общий смех. Совсем другое произошло в 4 акте: смех по временам ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то рабский смех , тотчас же и пропадавший;

Аплодисментов почти совсем не было;

Зато напряжённое внимание, судорожная, иногда мёртвая тишина показывали. Что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей .

По окончании 4 акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершено было 5 актом .

Но более всего Гоголь был потрясён обвинением в том, что он – враг России , что тон оклеветал её в комедии.

Гоголь был огорчён. Раздражён. Страдал. И уехал лечиться за границу в июне 1836 г. Слайд 10 Портрет И. Жерена

Лицо бледное, как бы сильно возмущён происшедшим. Удивлённо приподнялась левая бровь, глаза смелы до дерзости, но круги вокруг них выдают страдание, обидно сложены губы. Художник удачно посадил Гоголя: он обращён к нам спиной только голова энергично повёрнута к зрителю. Это жест сурового прощания, подчёркивающий отчуждённость Гоголя, ту пропасть между писателем и николаевской Россией, которая открылась на 1-м представлении.

Урок 2. Тема: 1 действие

Цели урока : раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке; разбудить внимание к гоголевскому тексту.

Инкогнито – под вымышленным именем, не открывая своего.

Произвол – своеволие, самовластие;

Казнокрадство – обкрадывание казны, государства.

Мошенничество – неблаговидные, жульнические действия с корыстными целями.

  1. Чтение 1, 2 явл. Постепенно из мелких деталей и чёрточек возникает перед нами образ города. Из реплик персонажей мы можем делать некоторые выводы об особенностях этого города.
  2. Поскольку представлены все стороны администрации, мы можем сказать уже по І действию, что дела во всех сферах неблагополучны.
  3. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе не подозревают , что можно жить по-другому .
  1. Почему в 1 явл. Чиновники названы по имени-отчеству, а городничий именуется городничим ? Гоголь подчёркивает, что для всех присутствующих Сквозник-Дмухановский не частное, а официальное лицо, начальник, важная персона. Такое выделение городничего как самого значительного лица сказывается в построении диалогов. Городничий как бы ведёт основную мелодию, остальные ему вторят.

Хлопов только оправдывается беспомощно и робко жалуется на свою несчастную долю, обнаруживая простодушный страх перед грозящим появлением ревизора.

Душевная неуклюжесть, несообразительность, неповоротливость.

  1. Кого из чиновников более всего беспокоит возможный приезд ревизора и почему ? (городничего)
  1. У него больше всего грешков,
  2. Он и самый проницательный и ловкий среди них человек.

Доказать 1) 1-я реплика придала экспозиции напряжённость и стремительность: чиновники прямо были поставлены перед необходимостью действовать

  1. Чиновники чем отличаются от него ? (Глупы, неповоротливы. Строят нелепые предположения.)

Попусту тратят время и даже забыли об угрожающей им опасности.

  1. Не таков городничий. Зная, что ревизии обычно носят поверхностный характер, он даёт наставления, не требующие коренных перемен (колпаки чистые, над кроватью надписать;

гусей с гусёнками;

заседатель –пьяница – пусть чеснок;

письма прочитать – задерживайте жалобы)

Итог . 1. Это была э кспозиция .

2 . У Гоголя нет неоправданных мелочей.

Д. з . прочитать 2 действие

2) С какого момента действие начинает развиваться быстрее?

Тема : Разоблачение пороков чиновничества.

Цели урока : получить представление о характере Хлестакова, проследить за мастерством Гоголя в создании образа Хлестакова. Понять, что такое хлестаковщина. Помочь конкретно представить героя.

  1. Что является завязкой комедии? Появление Бобчинского и Добчинского с известием о приезде мнимого ревизора. – с. 261, 3 явление. Полноправным участником пьесы становится СТРАХ (от действия к действию возрастает) Подтвердите эти слова текстом (в репликах, ремарках):
  2. Городничий. «Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое в голове сидит. так и ждёшь, что вот отворится дверь и – шасть… с. 261(конец 2 явл .)

Бобчинский. … Так он и в тарелку к нам… Меня. – 263, внизу

Городничий. «Пусть каждый возьмет в руки по улице… 266 стр.

- Найдите другие примеры страха Губернатора.

Он добрая душа, по своему

Мечтатель и наделён неким обманчивым

Обаянием, изяществом повесы …

Речи про себя, в сторону

С лицом, принимающим ироническое выражение

«прошу посмотреть, какие пули отливает.

Умный, опытный городничий убеждён, что видит насквозь петербургского ревизора и угадывает его намерения. Он ловит каждое слово Хлестакова, унижается, лжёт. Всё подчинено (унизительные формы обращения низшего лица к высшему) одной цели: не поддаться, овладеть положением, взять верх в опасной схватке. Где на карту поставлено будущее его. Внутреннее состояние очень выразительно передают авторские ремарки, высказывания вслух и в сторону про себя.

Трусливый, нахальный, не слушает речей городничего, не видит робости того, неуверенности.

Заикаясь от страха, обороняется жалобами на трактирщика.

У Хлестакова нет совсем реплик в сторону (что на уме, то на языке).

Получает деньги – всё вокруг меняется. Какие любезные, радушные и благородные люди живут в этом городишке. Конечно, долг будет возвращён, выслан из деревни.

И успокоившись, совершенно искренне и простодушно отвечает на хитрые вопросы городничего о цели своей поездки, о службе в Петербурге. – с. 279 , внизу.

1 ряд. Как принимали Хлестакова в Богоугодных заведениях

2 ряд 5, 6 явления В чём заключается комизм этих сцен?

3-й ряд. Покажите этапы восхождения Хлестакова от мелкого чиновника до фельдмаршала.

Тема : Действие 4 .

Цели урока : 1. Понять, что такое хлестаковщина.

2. Помочь учащимся приблизиться к заданию, над которым трудятся режиссёр и актёр при постановке комедии.

3. Помочь уловить в сцене вранья логику характера Хлестакова.

Методические приёмы : Реконструкция внесценических эпизодов. Беседа.

Оборудование : аудиозапись, Презентация.

І. Проверка домаш. Задания.

1-й ряд. Как принимали Хлестакова в богоугодных заведениях.

Но Земляника всё-таки затащил его в одну палату )не зря же чистые колпаки и таблички велел… Больные лежали в кроватях по стойке смирно, закрывшись одеялами почти до глаз, чтобы только колпаки можно было увидеть. На вопросы посетителя им не велено было отвечать.

Сцена вранья (видео)

- Эта реплика обнаруживает, насколько ошеломлены чиновники, не способные усомниться в истине рассказа Хлестакова даже после такого откровенного саморазоблачения.

Фантастическая ложь Хлестакова имеет определённые реальные основания. – Завесу над какими сторонами петербургской жизни приоткрывает Хлестаков?

  • 30… 35 тысяч одних курьеров…
  • Иван Александрович, парламентом управлять…
  • В приёмной генералы, графы…
  • Ах, петербургские знаменитости? – С Пушкиным на дружеской ноге…
  • Литература? Всё, что под именем Брамбеуса, Фрегат Надежды и Московский телеграф… всё это я написал.
  • Светская жизнь? Балы?
  • На столе, например, арбуз, 700 рублей. Суп…
  • Дела государственные – вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, немецкий посланник и я…

Хлестаковщина свойственна каждому из чиновников, и Городничему, и Марье Антоновне, и Анне Андреевне… Любой хочет сыграть роль позначительнее, чем есть на самом деле. (Сходство жизненных представлений Хлестакова и городских чиновников: именно таким в их представлении и должен быть высокопоставленный блюститель законов. Хлестаков – обобщающий социальный тип, духовное и реальное порождение сословно-чиновничьей монархии.

Итог. В ІІІ действии характер Хлестакова раскрылся глубоко. Отчего это произошло, отчего перед ним стоит всё на вытяжку? Ему до этого нет дела: чтобы понять, нужно подумать, а думать он не умеет. В его полупьяной голове при обременённом желудке всё передвоилось, всё перемесилось. Он не помнит, о чём он только что говорит.

Цель городничего достигнута: гость раскрылся – он важная государственная персона. Дело идёт о судьбе городничего, и выход один: поставить заслон из Держиморды и Свистунова – и всех взашей, кто идёт к ревизору с просьбой-доносом. А самого ревизора умаслить взятками. С. 300 – последние реплики городничего.

Таким образом, в комедии Гоголь смеётся не только над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека .

Цели урока: страх перед ревизором как основа комедийного действия. Работа над художественными особенностями пьесы.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов и ялвений комедии, аналитическая беседа.

Хлестакову принадлежит главная роль в

действии. Около него обращаются все

прочие лица, как планеты около Солнца.

4. Как в речи Земляники и проявляется его осторожность и опытность в подобного рода делах?

6. Почему судья решается идти к Хлестакову первым?

2 явл. ІІІ действие.

Хлестаков возвращает Землянику, вспомнив о приятном приложении к разговору с другими чиновниками. У Земляники просит сам, возвращая его, уже 400 руб. (Развязность Хлестакова возрастает)

Особенно колоритна встреча Хлестакова и Земляники. Земляника – человек осторожный, он представился Хлестакову только тогда, когда выяснил, что беседы других чиновников с Хлестаковым кончились благополучно

Хлестаков, напротив, стоит в совершенно свободной позе, элегантно скрестив ноги, он локтём опирается на кресло, под локоть предусмотрительно подложена подушечка (Хлестаков любит расположиться удобно).

Добчинский и Бобчинский с самыми сокровенными просьбами пришли:

Один просит незаконнорожденному сыну присвоить его фамилию,

Приняв решение уехать, он ещё с большей уверенностью разыгрывает роль облечённого властью государственного лица и важно принимает жалобы купечества и мещанства на произвол городничего.

- На что жалуются слесарша и унтер-офицерша ?

- Как Гоголь показывает зрителю, что обиженных в городе ещё очень много ? Просьбы, жалобы посетителей выслушивает не хуже любого действительного важного чиновника. Новая для Хлестакова манера возникает как следствие той раболепно-угоднической атмосферы, которая создаётся каждым входящим.

Приходит ещё целый ряд безымянных и даже не появившихся на сцене фигур, показывающихся в перспективе открытой двери, пытающихся подать свои просьбы через окно…

Иными словами, к Хлестакову устремился весь гоголевский город, от городничего до простолюдина. В руках Хлестакова была практически судьба всех людей этого города. Но самое смешное парадоксальное было то, что Хлестаков ничего этого не понял, ведь они ненастоящий, мнимый ревизор.

Нельзя даже в полном смысле подношения, которые берёт Хлестаков в ІV действии, назвать взятками. Он и не понимает, что это взятки, так как знает своё положение и не может представить, что всё вручаемое ему даётся с определённой целью. Это он воспринимает как очередное проявление милых нравов этого чудесного города, населённого приятными и учтивыми людьми.

Но долго выдерживать натиск жалобщиков и прошений он не может, ему надоедает эта форма игры, тем более что представляется случай блеснуть своей светскостью и столичными манерами перед дамами.

ΧІІ – ΧІV явления

Обручение дочери с ревизором возносит городничего на вершину такого успеха, что он окончательно теряет голову , а вместе с тем способность критически относиться к окружающему. Ему кажется, что игра выиграна, так ил иначе он победил ревизора, теперь уже ничем не грозят его преступления и грешки, ставши известными петербургскому вельможе, - хозяин положения – он, Сквозник-Дмухановский.

Конец действия 4 очень динамичен. Как и в 3 действии, где все трясутся от страха.

Вслед за неожиданным сватовством следует столь же поспешный отъезд Хлестакова. Гоголь ставит героев перед необходимостью новых поступков, усиливает интерес к следующему действию таким неожиданным концом.

Цели урока: показать роль 5 действия в композиционном плане комедии,

Отметить комические элементы,

углубить самохарактеристикой характеристику городничего;

раскрыть роль финала, смысл эпиграфа пьесы.

Городничий . Я готов стараться.

Каскад смешных моментов :

Бобчинский и Добчинский ?

Вполне возможно, что немой сценой и окаменением Гоголь хотел подвести к идее возмездия, торжества государственной справедливости.

Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам, городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?

Его весёлое и суровое слово борется за высокое призвание человека, за умную, честную, достойную жизнь.

Тема: Подготовка к сочинению типа сравнительной характеристики. (обучающее сочинение) Ляпкин-Тяпкин и Земляника

Цель урока : показать учащимся, как строится сравнительная характеристика; поработать вместе с учащимися над отбором фактического и языкового материала в соответствии с логикой анализа образов. Повторить приёмы цитирования.

Оборудование: иллюстрации Боклевского к комедии Гоголя.

К служебным обязанностям оба они относятся халатно, а точнее, преступно. Об этом красноречиво говорит состояние тех учреждений, которые им вверены.

Отношение к зависимым от него людям.

Из всего сказанного ясно, что по отношению к службе Аммос Фёдорович и Артемий Филиппович так же похожи друг на друга, как их инициалы – А. Ф. и А. Ф.

Оба чиновника олицетворяют пороки общества. Судья являлся вторым лицом по своему служебному положению после городничего, но он большею частью не знал законов и ограничивал свою деятельность подписыванием бумаг.

Попечитель богоугодных заведений должен был следить за созданием народных школ, сиротских домов, больниц, приютов для бедных, домов престарелых, смотреть , чему и как учат детей, как содержатся больничные и школьные помещения, как кормят и содержат больных и престарелых, куда расходуются государственные средства.

Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные цели вместо заботы об общественной пользе царят в городе N.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познавательные:

расширить знания учеников о творчестве Н.ВГоголя;

Познакомить с теоретико-литературными понятиями;

Продемонстрировать новаторство Гоголя-драматурга;

Научить видеть актуальные темы в классических произведениях

Развивающие:

развить интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя;

развивать чуткость к языку индивидуального стиля писателя;

Воспитательные:

воспитывать интерес и уважение к творчеству Н.В.Гоголя;

воспитывать у учащихся интерес к театральному искусству, к комедии как драматическому искусству;

привить любовь к произведениям русской культуры.

Оборудование: учебник, проектор, интерактивная доска.

Тип урока: Вводный урок + разбор 1го действия

Орг. момент. Введение в тему

У. Здравствуйте, ребята, проверьте всё ли у вас лежит на партах для того, чтобы мы могли начать работу. Нам понадобятся тетради, ручки и учебники.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писателя, классика русской литературы 19 века, современника А.С.Пушкина. А что это за писатель вы попробуете сказать сами. Попробуйте определить личность по биографической справке: Он был родом из местечка Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Создал достаточно много произведений и с некоторыми из них мы уже знакомы. В одном из них рассказывается фантастическая история о чёрте, который украл месяц. Может кто-нибудь уже догадался о ком сегодня пойдёт речь?

О. Н.В.Гоголь

У. Да, вы не ошиблись, это Н.В.Гоголь.

У. Какие произведения Н.В.Гоголя помимо Тараса Бульбы и Вечеров на хуторе близь Диканьки вам известны?

У. Тексты, которые мы с вами уже прошли, принадлежат перу Гоголя-прозаика, а мы поговорим о Гоголе-драматурге.

Введение в атмосферу эпохи

У. Давайте мы с вами совершим увлекательное путешествие в Петербург 19 века.

Ребята, быть может, кто-нибудь из вас был в Санкт-Петербурге? Понравился этот город?

О. Он любит театр, но возмущён его репертуаром.

У. Как вы думаете, откуда к нему пришла любовь к театру? Где истоки этой любви?

О. Возможно он увлекался театром в детстве

Слово о писателе

У. Да, верно. Сейчас мы с вами посмотрим ролик о зарождении любви великого писателя к театру.(включаю ролик)

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия.

У. Давайте вспомним, что такое драматургия, ведь мы уже встречались с этим понятием.

О. Собирательное название всех литературных произведений, предназначенных для сценического воплощения в театре.

У. Ребята, мы с вами знаем, что существует 3 рода литературы. Кто помнит их названия?

О. Эпос, лирика, драма

У. Совершенно верно. И сегодня мы поговорим о драме, как о роде литературы. Повторим термины. У вас на столах лежат распечатки, посмотрите, это кроссворд, нам необходимо его разгадать. Я буду читать вам определение, а вы записывайте. Работают все, я проверю

Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе (монолог)

Пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида (ремарка)

Часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется. Отдельная часть действия, эпизод в пьесе (явление)

В сценическом диалоге: текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц (реплика)

Разговор между двумя лицами (диалог)

Объявление о спектакле (афиша)

Часть драматического произведения (действие)

Вот мы и повторили терминологию

Ребята, а что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

О. Почему пьеса вот уже почти двести лет не сходит со сцены театров. Когда написана. О чём написана?

Запись темы урока и объявление целей

А задачи нашего урока таковы:

- повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя;

- по знакомиться с историей создания комедии, особенностями драматических произведений, чтобы лучше понять произведение;

- Разобрать 1е действие комедии.

Ребята, кто-нибудь помнит даты жизни писателя? Писатель родился в 1809 году, прожил всего 43 года, умер в 1852,запишите это себе в тетрадь.

Работа с произведением

А теперь попробуйте включить своё воображение: Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. Он выглядел, наверное, в этот день так, как изобразил его художник А.Г.Венецианов.

Молодой Гоголь-романтик предстает нам в портрете А.Г.Венецианова. (на слайде)

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

Ребята, попробуем представить себе, что мы тоже с вами находимся на этой премьере. Мы входим в театр вместе с Гоголем (слайд 4) и видим в зале много знакомых лиц: Василий Андреевич Жуковский, поэт Пётр Андреевич Вяземский, даже баснописец Иван Андреевич Крылов пришёл. Ложи и первые ряды партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам. В царском ложе Николай 1 с наследником, только на галёрке теснятся зрители неаристократического круга. Как вы думаете, что он чувствует? (слайд)

О. Волнение

Чтение и анализ произведения

Сейчас мы обратимся к самому произведению

У. Ребята, кто такой ревизор?

О. Проверяющий из вышестоящей инстанции, человек, который контролирует качество работы (написано на слайде)

О. Собственные пороки нельзя избыть порицанием, не стоит обижаться на правду, сначала стоит обратить внимание на себя.

У. – или зеркало, скорее всего театр, который отражает жизнь во всех его противоречиях. И что же ругаться, если это действительность. Комедия высмеивает пороки с целью их уничтожения, изживания. Эпиграф был добавлен Гоголем, когда пресса обрушилась с гневными отзывами на пьесу, имелось в виду – нечего возмущаться своим художественным отражением в театре, раз вы на самом деле такие.

Далее идёт список действующих лиц, давайте познакомимся с героями пьесы. Мне бы хотелось показать вам афишу пьесы, взгляните. Сейчас мы будем работать с афишей и попробуем выявить её функции.

Чтение и анализ афиши

Антон Антонович Сквозник – Дмухановский – городничий

У. Кто такой городничий?

О. Начальник уездного города (должность, существовавшая до середины 19 века) Мэр

О. Сквозняк

У. О чём это может говорить?

О. Ветреный, непостоянный

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ, ребята, смотритель – должностное лицо, которому поручался надзор за каким-либо учреждением. В данном случае – это училища. Как фамилия характеризует героя? О чём говорит повторение имени?

О. Он лукавый, в роду все были такими

У. Лука – ассоциируется с лукавым, а им отчество – удвоение признака, все такие в роду были, следовательно – человек неискренний; А что вам напоминает фамилия персонажа? И что мы можем сказать об этом персонаже?

О. Хлопок, т.е много шума, но внутри ничего

У. Да, фамилии Хлопов напоминает о хлопке – чём-то громком и безрезультатном, только дл веселья (хлопушка, хлопать), то есть хорошо человек только впечатлением, а содержания – ноль.

Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин – судья, т.е должностное лицо, разрешающее дела в суде. Как фамилия характеризует этого героя пьесы?

О. Фамилия говорит о его отношении к работе

Подумайте, почему автор использует двойные фамилии?

О. Может быть, двойная фамилия говорит о двойственности человека.

У. Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений – больницы, приюты, дома для престарелых (создавались частными лицами, чтобы угодить Богу, отсюда название), а попечитель – должностное лицо, руководящее сетью учреждений какого-нибудь ведомства на местах. Как вы думаете, о чём говорит его фамилия?

О. Земляника – маленькая ягода, может он как личность маленький.

Пётр Иванович Бобчинский, Пётр Иванович Добчинский. Городские помещики. Посмотрите, заменена лишь одна буква в фамилии. Что это подчёркивает в образе персонажей?

О. Они во всём похожи, подчёркивает сходство всех помещиков.

У. Да, действительно, это как и схожесть персонажей, и как схожесть класса помещиков.

О. Это энергичный человек, который легко может приврать. Клёст// Хлестаков – птичка, порхает, поёт, т.е способность говорить красиво, невелика размерами – антоним важной птице.

У. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на расположение персонажей в афише. Какая здесь особенность и какое место занимает Хлестаков в этом ряду?

О. Персонажи расположены по иерархии. У Хлестакова не велик чин, его имя стоит после всех чиновников, но при этом он очень энергичный.

У. Мы видим, что наблюдается градации действующих лиц и Хлестаков стоит после всех, занимает нижнюю позицию. А все чиновники его боятся

Посмотрите на фамилии полицейских. О чём они нам могут сказать?

У . Почему Н.В.Гоголь наделяет своих персонажей говорящими фамилиями? Что он этим хочет сказать?

О. Это дополнительная характеристика героев пьесы, уже с первого знакомства формируется определённое отношение к ним. Выражает своё отношение к героям.

У . Какие же функции выполняет афиша?

О. Знакомит зрителей и читателей с персонажами пьесы, а также выявляет авторское отношение к героям.

А теперь обратимся непосредственно к 1му действию комедии. Открывайте учебник на стр…

Давайте прочитаем самую первую реплику, реплику городничего (чтение реплики) Эта реплика известна всем, она стала крылатым выражением.

Просмотр 1го явления

У.Давайте обратим внимание на ремарку. Где происходит действие? Кто присутствует?

Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?

О. Узнают о приезде ревизора

Какова роль этого персонажа?

У.Почему известие о приезде ревизора так встревожило жителей уездного города?

У. Посему весть о приезде ревизора вызывает такое волнение и тревогу у чиновников?

У.Какие грешки водятся за городскими чиновниками? В каком состоянии их дела? (индивидуально о каждом)

У. Кого из чиновников более всего беспокоит возможный приезд ревизора и почему?

У. Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других?

О. Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить.

У. О чём свидетельствует первая реплика городничего?

О. В ней слышится энергия и решительность, он деловито сообщает чиновникам для чего собрал всех.

О. Чиновники глупы и неповоротливы

У. Перейдём к 3му действию пьесы.

Какие новые ерои появляются в 3м действии?

О. Добчинский и Бобчинский

У.Какие известия он приносят?

О. Будто приехал ревизор

Учитель читает реплику Бобчинского

О. Известия приходят уже на подготовленную почву.

Как ведут себя чиновники при известии о том, что ревизор уже приехал?

О. Пугаются, но в то же время им очень любопытно.

У. Обратите внимание на ремарки, где говорится о состоянии городничего.

О. В страхе хватается за голову.

У. Ремаркой в сторону Гоголь драматург подсказывает читателю и актёру, что слова эти произносятся как бы про себя, и никто из присутствующих на сцене их не слышит.

Какие распоряжения даёт подчинённым Городничий? Какая интонация звучит в его речи? О. это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях

У. Какой способ знакомства с приехавшим ревизором Городничий избирает и почему?

О. Посмотреть, не терпят ли проезжающие неприятностей в гостинице. Якобы проявляет заботу, служебное рвение

У.Вот мы и познакомились с 1м действием. Какое место занимает 1е действие в сюжете комедии?

О. экспозиция

У. Верно, экспозиция. Как выдумаете, для чего мы так пристально обратили внимание на экспозицию?

О. Мы поняли, чем живёт город, как живут чиновники

Подведение итогов урока

У. Ребята, сегодня мы повторили такой род литературы, как драма и углубили наши знания о личности и творчестве Н.В.Гоголя. Разобрали 1е действие комедии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по программе В.Я.Коровиной. Данный конспект имеет приложение.

Льговский район Курская область

План-конспект урока на тему:

Учитель русского языка и литературы Курбатова Г.Н.


Основное содержание урока:

Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах).

История создания и постановки комедии.

Поворот русской драматургии к социальной теме.

Отношение к комедии современной писателю критики, общественности.

Развитие представление о комедии. Фрагменты комедии в актерском исполнении

Основные виды деятельности:

Составление тезисов статей учебника.

Устный рассказ о писателе и истории создания комедии.

Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя.

Восприятие и выразительное чтение фрагментов пьесы (по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Составление лексических и историко-культурных комментариев.

Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия.

Планируемые результаты.

Метапредметные:

Воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств.

Умение самостоятельно ставить для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать в группе, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; развитие навыков смыслового чтения.

Развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать свое мнение, оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, делать выводы и обобщения.

Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории. Исторической теме в художественном произведении. Исторические произведения в творчестве писателя (с обобщением ранее изученного).

Актуализация имеющихся знаний о Н.В.Гоголе и воплощении исторической темы в его творчестве:

Какие события истории России и Украины отразились в произведениях Гоголя? Какие реальные исторические личности являются героями этих произведений?

Предположите, каково отношение писателя к исторической теме. Обоснуйте ответ.

Какие необычные формы принимала любовь Гоголя к истории?

Н.В.Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории мировой культуры, изобразительного искусства, европейской архитектуры. Любовь к истории и к искусству принимала подчас необычные формы. Гоголь, например, мечтал о том, чтобы в одном из городов отвести улицу, на которой затем разместить образцы архитектуры на протяжении всего исторического развития человеческого общества – от памятников первобытной архитектуры и образцов зодчества Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Средних веков, Возрождения вплоть до архитектурных ансамблей Нового времени.

Каких исторических событий касается Гоголь в своих произведениях?

Как отразилась историческая тема в повествовании о Запорожской Сечи?

Что лежит в основе гоголевского понимания национальной истории?

В основе гоголевского понимания национальной истории лежит представление о том, что история сохраняется в фольклоре, в языке, в народных легендах. Герои легенд – богатыри, сила которых была непомерной, но потом, со временем, стала исчезать. И вот уже пропала Запорожская Сечь, не слышно веселых песен, не смеются девушки и парубки. В центре Миргорода расположилась вечная лужа, а обитатели городка измельчали и теперь спорят друг с другом из-за пустяков. Причины Гоголь увидел в том, что современные люди не исполняют свой долг граждан, радеющих о благе Отечества, что они поддались корыстным соблазнам и ради них готовы на обман ближних.

Какую историческую опасность видел Гоголь в России и как стремился ее предотвратить?

Эту историческую опасность Гоголь видел в России и стремился ее предотвратить. Он надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале юмора, иронии, насмешки, - иногда и сатиры, оно, человеческое сердце, ужаснулось бы тому, что де с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы.

История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение к комедии современной писателю критики, общественности.

Какую роль в общественной жизни Гоголь отводил театру?

Почему писателя более всего привлекал жанр комедии?

Какие общественные пороки обличал Гоголь в лице провинциальных властей?

В чем видел Белинский историческую заслугу Гоголя?

Почему Гоголь продолжал дорабатывать пьесу уже после первой постановки спектакля? Какие рекомендации он давал актерам?

Какие из фамилий можно назвать говорящими? Почему? Какие детали в облике героев подчеркивает автор?

- Как пьеса становится спектаклем?

- Какие детали облика персонажей в постановке Театра сатиры совпадают с замечаниями Гоголя, а какие сценические эффекты придуманы режиссером? С какой целью?

Групповая работа

Прочитайте по ролям явление 1 действия 1.

Почему приезд ревизора поверг в ужас городничего и чиновников?

Какие реалии жизни в уездном городе высмеивает Гоголь?

Какие детали прочитанного фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

Что можно сказать о каждом из чиновников после первого знакомства с ними?

Приведите примеры ремарок, диалога, монолога из прочитанного фрагмента.

Перескажите от 3-го лица явления 2-3 действия 1.

Дайте оценку действиям городничего и почтмейстера.

Почему Бобчинский и Добчинский приняли Хлестакова за ревизора?

Почему этот факт взволновал Городничего? Как относятся к своим служебным обязанностям чиновники? Приведите примеры.

Какую характеристику Хлестакову дают Бобчинский и Добчинский?

Какие детали фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

На что направлена авторская ирония?

Перескажите от 3-го лица явление 4 действия 1.

Прочтите по ролям явления 5-6 действия 1 –го.

Какими способами автор передает волнение городничего?

Как его характеризует тот факт, что он сам видит беспорядки в городе, но не смех спешит их исправлять?

Какие детали фрагмента вызывают смех у читателя и зрителя? Почему?

Дайте оценку характерам жены и дочери городничего после первого знакомства с ними.

Развитие представлений о комедии

Выявление признаков драматического рода в комедии.

Работа со словарем литературоведческих терминов. Толкование понятий: драма, комедия.

Признаки драматического рода в комедии

Примеры из комедии

Действие пьесы происходит в настоящем

Городничий. Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы.

Пьеса имеет диалогическую форму

Аммос Федорович. Вот-те на!

Артемий Филиппович. Вот не было заботы, так подай!

Отсутствует авторская повествовательная речь, автор скрыт и проявляется в ремарках

Хлестаков (громким, но не столь решительным голосом). Ты ступай туда.

Осмеяние общественного и человеческого несовершенства

Хлестаков. Какой у вас прекрасный платочек!

Марья Антоновна. Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными.

Хлестаков. Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.

Используются разнообразные оттенки смеха: юмор, ирония, сатира, сарказм, гипербола и гротеск

Обобщающая беседа:

Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам?

Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Расскажите об одном из произведений писателя, связанных тематически с историей Украины или России.

Итоговые вопросы:

Домашнее задание.

Всего над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. За год до смерти, в 1851 году, он внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841 и 1842 года.

драматическом театре имени Горького

Правда, этот жест циничный, жест насмешки, но и Осипу делается жаль своего барина, а с ним и себя.

Таким и играет его Олег Басилашвили.

Он внутренне преодолевает искус играть плуга, потому что играется, потому что Хлестаков как будто и плутует на деле, но Хлестаков-мальчишка, Хлестаков-дитя выскакивает из него, из его дежурных улыбок, шарканий ножкой, рисовки.

Но. не раскаты грома остаются в душе. Остается звон бубенцов и видение тройки — той тройки, что унесла Хлестакова. Хлестаков. всегда уезжал где-то за сценой. Звенел колокольчик, раздавался крик ямщика. и он уносился, как будто его и не было.

Здесь он мчится прямо на вас.

Вертлявость, ребячество, воздушность жестов О. Басилашвили к концу пьесы гаснут, как бы в недоумении, овладевающем героем. Сначала это краткие паузы среди веселья. потом окаменение с выражением вопроса и грусти на лице. Уже в момент сватовства и счастливого благословения на брак Хлестаков. вдруг, как ребенок, прижимает палец к губам. Его глаза начинают растерянно бегать. Что же это с ним. ему не дано постигнуть.

И вот Хлестаков уже в бричке. и тройка трогает. набирает скорость, и вот подскакивают и валятся на Хлестакова бутафорские сахарные головы, вот уже прежнее недоумение появляется на его лице, и оно вытягивается, улыбка превращается в вопрос. Он робчее машет и по инерции раздает воздушные поцелуи.

На лице Осипа наглая улыбка. Славно повеселились, славно и доедем. А что впереди? Да ничего впереди!

1  Использована книга: Золотусский И. Очная ставка с памятью. М.: Современник, 1983. О постановке в Ленинградском Большом драматическом театре имени Горького.

Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема:

Цель: – познакомить учащихся с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

– дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя;

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Предметные: о пре­деление авторского отношения к героям, идейно-эмоцио­нальное содержание комедии.

2.Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики. С. Залыгин

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова.

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий!

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
Проверить уровень полученных ранее знаний по теме

История создания комедии и источник сюжета.

Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

Идейный замысел Гоголя.

Особенности драматического произведения.

Комментированное чтение 1 действия.

Знакомство с действующими лицами.

Выполняют задания по карточкам, формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

Исследование текста.

Комедия удивила актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Единственный актёр Сосницкий, игравший Городничего, устраивал Гоголя.

Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.

Актёры в сущности не поняли замысла Гоголя.

Последующие спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.

Повторение знаний, полученных на основании 1 действия.

1. Сюжет 1 действия.

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия. 1.Городничий даёт распоряжения чиновникам.

2.Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в

гостинице. 3.Городничий отправляется в гостиницу.

2.Знание литературоведческих терминов.

- В чём особенность драматических произведений?

- Назовите основные виды драматических произведений.

- Чем они отличаются друг от друга?

- Какие средства комического изображения встречаются в 1 действии?

3.Замечания о речи Городничего в 1 действии:

Он делает им замечания, даёт советы;

В выражениях не стесняется;

Начальственный тон, затем нотки страха.

- это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, грубыми словами;

- это речь начальника, не привыкшего считаться с подчинёнными и стесняться в выражениях;

- это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.

-Кого боятся чиновники?

-Кто такой ревизор? Я просила дома найти толкование слова.

Ревизор — это инспектор, контролер, аудитор, проверщик. Лицо, уполномоченное произвести ревизию, обследуя деятельность какого-либо данного учреждения или чиновника.

-И почему жители городка испугались ревизора?

-Почему чиновники решили, что это ревизор, ведь его никто никогда не видел?

-О каких качествах героя сразу можно сказать?

Безответственность, несерьёзность, транжира и мот

- Кто подтверждает характеристику?

Слуга Осип.

(Зачитывают текст -действие 2-е, явление 1-е)

" Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится…вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! ..Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать - и куды!. . пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка.. . делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет…"

-Слова Осипа дают нам представление о Хлестакове. Чем он занимается в жизни? Какой статус имеет?

Хлестаков служит, но занимает самую низшую ступеньку на лестнице чинов, не проявляет к своей службе особого интереса.

-Согласны вы с автором, который назвал его несколько приглуповатым и, как говорят, без царя в голове, которых в канцеляриях называют пустейшими. Кто такой пустой человек?

Без цели в жизни, серьёзных намерений, благородства, нравственных качеств, истинных чувств.

-Какой приём использует автор и почему? (слайд 19)

-Какие фамилии встретились?

Судья Ляпкин-Тяпкин, частный пристав - Уховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Мы получаем уже достаточное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним.

-Не только фамилии помогают раскрыть образ. Герои драматическ

Что же такое Хлестаковщина?

Хлестаковщина – это символ пустоты, глупости и ничтожества.

Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради

Работают с учебником

Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные : знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

1.Какое событие является завязкой?

2.Почему известие о ревизоре переполошило весь город?

· В этом безымянном уездном городе, как в зеркале, отражена вся Россия, все стороны общественной жизни и управления. Так как же жила Россия того времени?

Кому принадлежит власть в захолустном гоголевском городке? (Характеристика городничего.)

· Как обстоят дела в здравоохранении? (Характеристика А.Ф. Земляники.)

· Кто заведует судопроизводством в городе? (Характеристика А.Ф. Ляпкина-Тяпкина.)

· Какие ещё сферы общественной жизни мы увидели в первых двух действиях комедии? (Характеристика почтмейстера и городских помещиков.)

· Какое чувство испытывают все в ожидании ревизора? (Чувство страха.)

· Что предпринимают чиновники во главе с городничим, чтобы обезопасить себя? (Все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности. Городничий и чиновники стремятся лишь изо всех сил скрыть их, пустить пыль в глаза.)

1. Характеристика образа Хлестакова

- Есть в пьесе еще один герой, который поможет правильно понять комедию.

Ответ на вопрос:

1. Кого и чего боятся чиновники?

2. Кто такой ревизор?

3. Кого принимают за ревизора?

1. Первое знакомство.

- Итак, кто же он такой, Иван Александрович Хлестаков?

- Какие положительные и отрицательные качества мы видим при первом знакомстве с ним?

Хлестаков, молодой человек 23-24 лет, одетый по моде: чёрный фрак, узенькие белые брючки, шикарный бант украшает его шею, цилиндр и тросточка в руках. Характеристика Хлестакова словами его слуги Осипа

- Какие “+” и “ - ” Хлестакова можно отметить?

“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде;

“-”: труслив, высокомерен, нагл

1. Хлестаков в доме Городничего.

- Какую сцену вы считаете кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова? (Речь и действия в доме городничего, Действие III, явл.6)

Интересное прочтение образа Хлестакова предложил режиссёр Н. Михалков в фильме “Ревизор”. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из этого фильма.

Просмотр фрагмента “Хлестаков в доме городничего”.

- Внимательно посмотрите отрывок фильма. Определите достоинства и недостатки Хлестакова в данной ситуации.

“+”: знаком с русской и зарубежной литературой, умеет увлечь слушателей;

“-”: преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице; придумывает небылицы.

1. Хлестаков и женская половина города.

Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщинам. Не претендуя на театральную постановку, мы постараемся сыграть сцену ухаживания за дочерью и женой городничего.

- Внимательно посмотрите отрывок, вслушайтесь в речь героев, всмотритесь в характеры и найдите не только плохое, но и хорошее в Хлестакове.

(Учащиеся инсценируют этот эпизод комедии.)

- Большое спасибо артистам, я думаю, они сумели передать особенности своих персонажей, вжиться в них и полюбить.

- Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?

1. Хлестаков в письме Тряпичкина.

Мне кажется, что ещё один герой комедии мог бы охарактеризовать Ивана Александровича Хлестакова и дополнить наш портрет. Это его друг Тряпичкин. Этот герой не введён Гоголем в комедию. Но мы дадим ему слово. Творческое домашнее задание – сочинить ответ Тряпичкина на письмо Хлестакова.

- Какие новые качества Хлестакова раскрывает его друг Тряпичкин?

“+”: разбирается в людях

1. Работа в группах. Обобщение по образу Хлестакова в виде таблиц

“каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

не наказывает слугу;

разговаривает с Осипом, уговаривая его;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;

разбирается в людях.

“сидит и хвост подвернул, не горячится”;

“кутит на батюшкины деньги”;

“продаёт всё до последней рубашки”;

“делом не занимается”;

“гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице;

волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам.

Записывают определения в тетрадь, анализируют композицию произведения, участвуют в диалоге

Отвечают на вопросы

Работают в паре по учебнику

Регулятивные : устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

- Как вы понимаете его смысл? Хлестаковщина – это современное - явление?

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

Сегодня Н.В.Гоголь представляется нам совершенно в другом облике, в роли драматурга и режиссера. Я предлагаю составить вам синквейн об этом выдающемся писателе. (проверка синквейна)

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения

- Каким вы хотите видеть свой душевный город?

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

Читайте также: