Обособленные и необособленные определения конспект

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Приемы и методы обучения: решение проблемных ситуаций, творческие задания, комментирование, работа со схемами, различные виды опроса.

Техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

Оргмомент

- Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем работать по разделу "Пунктуация в простом предложении". Тему урока озвучим чуть позже. Начнем наше занятие с небольшой орфографической разминки.

Орфографическая разминка
(необходимо вставить и объяснить орфограммы)
пред…нфарктный – пост…нфарктный
под…есаул – под…ячий

обм…кнуть – пром…чить
масл…ный блин – масл…ный радиатор
мороже…ое мясо - свежемороже…ое мясо
фланел…вый – заботл…вый

Определим тему. Сравните представленный материал и способы постановки знаков препинания.
Нарядных бабочек-крапивниц легко порхающих с цветка на цветок и греющихся в лучах солнца можно увидеть в природе уже ранней весной.
[ … х, I~~~~~ I и I~~~~~I, … ] (вывод: однородные определения, выраженные причастными оборотами, обособление на границах)

Нарядных бабочек-крапивниц легко порхающих с цветка на цветок и греющихся в лучах солнца шмелей можно увидеть в природе уже ранней весной.
[ … х, I~~~~~ I, и I~~~~~I х … ]. (вывод: определения относятся к разным определяющим словам)
- Исходя из анализа предложений, сформулируйте тему урока. (Случаи обособления определений, выраженных причастными оборотами)

- Теперь выясним, все ли случаи обособления определений, выраженных причастными оборотами, мы знаем, для этого проанализируем еще два предложения:

Увлеченный сюжетом книги он не сразу услышал свое имя и откликнулся.
[ …I~~~~~ I , x (личн. мест.) … ]. (вывод: определение, находящееся в препозиции и относящееся к личному мест., обособляется с обеих сторон)
- Заменим в этом же предложении определяемое местоимение ОН на имя САША. Изменится ли в связи с этим пунктуация в предложении?

Увлеченный сюжетом книги Саша не сразу услышал свое имя и откликнулся.
[ …I~~~~~ I (обст. зн.) , x … ]. (вывод: определение, находящееся в препозиции и имеющее обстоятельственное значение, обособляется с обеих сторон)

Напуганный выстрелами охотников стараясь оторваться от погони волк побежал к озеру.
[ … , I~~~~~ I, …………. х … ]. (вывод: определение, находящееся в препозиции и отделенное от определяемого слова другими членами предложения, обособляется с обеих сторон)

Работа со схемами
- Обобщим изученные способы обособления определений, выраженных причастными оборотами.
Обратимся к схемам:

  1. [ … х, I~~~~~ I и I~~~~~I, … ]. (однор. определения, выраженные прич. об.)
  2. [ … х, I~~~~~ I, и I~~~~~I х … ]. (определения, относящиеся к разным определяемым словам)
  3. [ …I~~~~~ I , x (личн. мест.) … ]. (определение, относящееся к личному мест.)
  4. [ …I~~~~~ I (обст. зн.) , x … ]. (определение, имеющее обстоятельственное значение)
  5. [ … ,I~~~~~ I, …………. х … ]. (определение, отделенное от определяемого слова другими членами предложения)

Творческое задание
- Составьте собственное предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, по одной из представленных схем.

Работа в парах с языковым материалом

- Подберите к отмеченным схемам по одному соответствующему предложению, верно расставляя знаки препинания.
Раздаточный материал:

Ключ самопроверки:
1 схема = 3 предложение
2 схема = 5 предложение
3 схема = 2 предложение
4 схема = 6 предложение
5 схема = 1 предложение

Самостоятельная работа.
- Опираясь на изученный материал, расставьте верно знаки препинания, выписывая в ответ только цифры.

  1. Над еще не улегшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звездами.
  2. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремленными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
  3. И снова (1) отсеченная от танков (2) огнем (3) залегла на голом склоне пехота…
  4. Пораженная новостью (1) мать (2) медленно опустилась на стул.
  5. Расстроившаяся (1) из-за сына (2) она (3) никак не могла взять себя в руки.

Ключ для проверки:
1 - 4
2 – 1,2
3 – 1,3
4 – 1
5 – 2

Итог урока. Рефлексия
- Какой материал для вас оказался новым на уроке?
- Что было сложно?

Домашнее задание
Из текста романа "Тихий Дон" подобрать примеры предложений к изученным способам обособления причастных оборотов.

Баева Ирина Владимировна, Серегина Жанна Максимовна, учителя русского языка и литературы МАНОУ "Лицей № 4" г. Ленинск-Кузнецкий

Обособляются согласованные определения, которые выражены причастием или именем прилагательным с зависимыми словами или без и находятся после определяемого слова.

Ср.: / Разбросанный по ковру /, сахар создавал беспорядок. В последнем предложении можно поставить во­просы: сахар (Какой?) разбросанный по ковру и создавал беспорядок (Почему?) разбросанный по ковру. (Ср. также: Сахар создаёт беспорядок, потому что разбросан по ковру);

3) если они относятся не только к подлежащему, но и к сказуемому, при этом определение является частью составного именного сказуемого.

В роли связки обычно выступают глаголы движе­ния и состояния. Если глагол может функционировать в каче­стве сказуемого самостоятельно, без определения, то определение обособляется.

4) если они выражены сложной формой степеней сравнения имён прилагательных (сравнительной и превосходной), так как выступают в функции единого нечленимого члена предложения.

1) два и более одиночных определения, стоящих после опреде­ляемого слова (особенно если перед ним стоит ещё одно определе­ние).

Если препозитивное определение отсутствует, обособление постпозитивных определений факультативно: оно зави­сит от смысла и интонационно-смысловой близости определений с существительным, к которому они относятся.

2) одиночные определения, стоящие после определяемого сло­ва, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

3) одиночные и распространённые определения, которые находятся перед определяемым именем существительным и имеют добавочное обстоятельственное значение.

4) одиночные и распространённые определения, если они отделены другими словами от определяемого слова, независимо от их положения по отношению к нему (препозитивное и постпози­тивное).

5) одиночное или распространённое определение, которое зависит от личного местоимения (позиция определения по отношению к определяемому слову значения не имеет).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Бондаренко З.В.

2017-2018 учебный год

Урок № 23

закрепить умения правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях;

видеть ошибки в использовании причастного оборота;

находить в тексте предложения с обособленными определениями;

подготовка к ЕГЭ.

Тип урока : урок повторения и обобщения.

I .Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успехов! Надеюсь, что наше общение на уроке будет интересным и полезным. Мы будем с вами не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за 11 лет учёбы в школе, но ещё будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме ЕГЭ.

Цели нашего урока:

закрепить умения правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях;

видеть ошибки в использовании причастного оборота;

находить в тексте предложения с обособленными определениями;

выполнить задания ЕГЭ, которые вызывают трудности (слайд 2)

II Подготовка к ЕГЭ.

Начнем мы наш урок с орфоэпической разминки (слайд 3)

1) А теперь проведем орфоэпическую работу. Выполняем задание 4, так как только 58% учащихся на пробном ЕГЭ справились с этим заданием.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук, укажите это слово.

намЕрение слИвовый начАв красивЕйший

надОлго кУхонный надОлго крАны

сОгнутый жалюзИ налИта положИла

позвОнит Эксперт убралА досУг

бАнты клАла созЫв пломбировАть

Проверяем, как вы справились с заданием (слайд 4)

Отрабатываем правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (задание 11)-67%.

Проверка на тренажёре (слайды 5, 6, 7)

А ) Найдите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

сгора е мый перетащ и те

пристро и вший надпил и шь

кле и шь выдерж и т

Б) Найдите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А

клокоч у щий рокоч у щий

(они) рыбач а т (они) клевещ у т

(они) хохоч у т лепеч у щий

В) Найдите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

подкраш е нный переплавл е нный

полощ е шь муч и мый

устан е шь неотъ е млемый

Повторим правописание Н и НН в разных частях речи

(задание 14) -50% Работа с перфокартами.

А) рассказаННые истории

Проверим выполнение задания 14 (слайд 8)

4 ) Коллективная работа.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. (слайд 9)

Со всех сторон неприступные скалы, обвеша(1)ые зелёным плющом, жёлтые обрывы, исчерче(2)ые промоинами, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымя(3)ой речкой, тянется серебря(4)ою нитью и сверкает.

III . Повторение и систематизация по теме

Сегодня на уроке-практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки по изученному материалу.

В процессе работы вы должны:

закрепить и расширить знания об обособленных и необособленных определениях;

совершенствовать пунктуационные навыки;

использовать всю совокупность своих знаний в речи.

Беседа по вопросам (повторение)

Что такое обособление?

Как выделяются обособленные члены в устной речи и на письме?

Какими членами предложения являются причастия и причастные обороты?

В каком случае определение выделяется запятыми? (работа с таблицей)

1) Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?
2) Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

Г ) В каком случае определение не выделяется запятыми? (слайд 11)

Не обособляется запятыми причастный или определительный оборот:
1) Если определяемое слово стоит после него (кроме исключений).
Лежащая на полу книга была открыта на пятой странице.
2) Если определение входит в состав сказуемого( составного именного).
Она была красивая.
3) Если стоит после неопределенного местоимения.
Я обязан рассказать вам что-то важное.

IV . Закрепление материала

Работа на интерактивной доске

Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные определения (слайд 13)

Кошка вышла из маленького чердачного окна на листы крыши, освещённые луной.

2) По ночам холодный ветер дул с гор, присыпанных снегом.

3)На руках, державших свечу, были туго натянуты до локтя белые лайковые перчатки.

4) Я вскрыл конверт, прочёл несколько слов, написанных дрожащей старческой рукой.

5) Мне пришлось наблюдать работу хороших актёров, игравших второстепенные роли.

6) В люльке, привешенной к потолку , кричал грудной ребёнок.

7) Деревья, окутанные в свои белые ризы , дремали в неподвижном величии.

8) Как правильно выполнить задание 16. Объяснение ученика. (слайд 14)

Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пароход уходил всё дальше (1) нагоняя на песчаные берега длинные волны (2) качающие прибрежные кусты лозняка (3) отвечающие шумом (4) на удары пароходных колёс.

В этом задании нужно поставить запятые, выделяющие деепричастные или причастные обороты. Помним, что деепричастный оборот обособляется в любом случае, причастный – только после определяемого слова.

1. Найдём в предложении причастные и деепричастные обороты.

Пароход уходил всё дальше (1) нагоняя на песчаные берега длинные волны (2 – какие?) качающие прибрежные кусты лозняка (3 – какие?) отвечающие шумом (4) на удары пароходных колёс.

2. Выделим запятыми деепричастные обороты:

(1) нагоняя на песчаные берега длинные волны (2)

3. Определим место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

волны (2 – какие?) качающие прибрежные кусты лозняка (3 – какие?) отвечающие шумом (4) на удары пароходных колёс.

Обороты стоят после определяемого слова, обособляем.

Запятая (4) не нужна, потому что она находится внутри причастного оборота.

4. Выписываем цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ответ: 123 или любая последовательность цифр

Самостоятельная работа

Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1.Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

2. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

Проверим (слайд 15)

1 - 2,3 2 – 4 3 – 1,2 4 – 1,2,3 5 – 1,3 6 – 1,2,3 7 - 3

IV . Слово учителя

10) В каком задании мы тоже работаем с причастным оборотом

( обособленным или необособленным определением)?

Задание 7 ЕГЭ 2018 - это проверка ваших знаний синтаксических норм.

За это задание Вы можете получить 5 баллов . Поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных сложных заданий ЕГЭ.

Сегодня мы работаем с нарушением в построении предложения с причастным оборотом

Алгоритм выполнения: (слайд 17)

1) Для правильного выполнения задания 7, нужно научиться видеть слова маркеры.

2) Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

- причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.

- определяемое слово не должно входить в причастный оборот.

- не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду

2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.

3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду

2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Практическая работа (проверка домашнего задания)

Учащиеся по очереди читают предложения, в которых есть ошибка в построении предложений с причастным оборотом

Дышавший полдень зноем сменился вечерней прохладой.

В ночной тишине слышался глухой стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.

Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.

По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома.

Человека, пожелающего увидеть новые страны, ждут незабываемые впечатления и удивительные открытия.

Фруктоза — это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.

Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.

И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: повторение и углубление правил обособления определений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков учащихся; подготовка к ЕГЭ.

- В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А) СливОвый Б) ЗначИмость В) ВручИт Г) КвАртал

3. Беседа с классом. Повторение изученного. Понятие об обособлении.

- Что такое определение?

- Каким оно бывает? (Согласованное и несогласованное, нераспространенное

(одиночное) и распространенное).

- Приведите примеры. (Вишневый компот, компот из вишни; растущий

цветок, растущий в саду).

- Какими частями речи может быть выражено? (Прил., прич., а также

мест., числ., сущ., н.ф. гл.).

- Какие члены предложения называются обособленными? (Выделяемые

по смыслу и интонационно).

- Как обособляются на письме? ( Запятыми или тире).

4. Объяснение нового материала. (Запись предложений у доски о одновременно их комментирование) .

А. Рассмотрим некоторые случаи обособления определений.

1. Ошеломлённый, он долго не мог успокоиться.

Она, убаюканная нежным голосом, крепко спала.

Оглушённый тяжким гулом, он никнет головой.

(Обособляются любые определения, если они относятся к личному местоимению.)

2. Потом пришла весна, яркая, солнечная. ( М.Горький)

(Обособляются распространенные, а также несколько однородных согласованных нераспространенных определений, которые стоят после определяемого существительного.)

3. Испуганная отчаянием моего отца, матушка не смела при нём плакать.(А.С.Пушкин)

(Обособляются определения, если стоят перед определяемым существительным, но имеют добавочное обстоятельственное значение.)

4. Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы. ( М. А. Шолохов).

(Обособляются определения, если они отделены от определяемого слова другими словами.)

5. Была еще последняя надежда - с наступлением ночи прорваться в степь.

(Обособляются несогласованные определения, выраженные н.ф. глагола, перед которой можно поставить а именно.)

6. Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.

(Не обособляются распространенные согласованные определения, если они стоят перед определяемым существительным и не имеют добавочного обстоятельственного значения.)

7. Тайга стояла безмолвная и полная тайны. (В.Г.Короленко)

(Не обособляются распространенные определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входя в состав последнего.)

Б. Чтение материала учебника (П.85), нахождение дополнительных сведений об обособлении и необособлении определений.

5. Закрепление изученного.

1. Упражнение 391 . Выборочное выполнение задания.

Записать номер предложения:

а) с обособленным распространенным несогласованным определением,

стоящим после существительного ;

б) с обособленным определением, имеющим добавочное

в) с обособленными однородными одиночными согласованными

г) с необособленным определением, стоящим перед существительным;

д) с обособленным определением, относящимся к личному

6. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы.

1).Отрез(н, нн)ые от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду.

2) Я с…дел погруж(н, нн)ый в глубокую задумчивость.

3) Он повернулся и уш…л а я растеря(н, нн)ый остался рядом с девочкой

в пустой жаркой степи.

4) Изнурё(н, нн)ые грязные и мокрые мы вернулись домой.

5) Последний луч и ж…лтый и тяжелый застыл в букете ярких георгин.

6) Ране(н, нн) осколком в плечо капитан Сабуров не покинул строя.

Отработка задания А17.

- Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И вот я (1) немножко испуганный грозящим нашествием буйного дяди (2) но гордый поручением (3) возложенным на меня (4) торчу в окне (5) осматривая улицу.

Во тьме (1) пронизанной редким сырым туманом (2) еле-еле было видно дорогу (3) извивающуюся среди голых холмов.

Горбоносый красавец (1) принарядившийся для великого праздника (2) шёл бодро (3) обгоняя прохожих (4) спешащих домой к праздничной трапезе (5) и оживлённо беседующих.

Горная река (1) сжатая с обеих сторон неприступными стенами леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно скользила вдаль.

С непривычки облака (1) отраженные в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

( Самопроверка по эталону).

7. Подведение итогов урока. Фронтальный опрос.

Какую тему повторили сегодня на уроке?

Перечислите случаи обособления определений.

8. Домашнее задание: П.85, упражнение 389 по вариантам: 1 в.- 1 – 6 предл., 2 в – 7 – 12 предл.

Читайте также: