Конспект урока инсценировка сказки красная шапочка

Обновлено: 04.07.2024

Учитель. Ребята, сегодня мы ещё раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, - ведь они неразделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.

Сегодня мы Вам расскажем старую сказку на новый лад.

Сказки в музыке живут,
Сказки в гости нас зовут.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!

(Поёт на мотив песни “Смуглянка”)

Как-то утром на рассвете,
Провожая в дальний путь,
Мама дочке говорила:
“Ничего не позабудь!”
Деда с бабушкой проведай,
Им гостинцев передай.
Их к нам в гости вместе поскорее приглашай!
Позаботься ты о бабушке своей,
Привет деду передай от всех друзей,
Поспеши к ним, услужи им,
И вниманьем окружи.
Если хочешь ты в ладу с людьми прожить,
Постарайся терпеливой, милой быть,
Улыбайся, не обижайся,
И не стоит ни кого дразнить.
Счастливого пути, доченька!
Будь умницей!

(Поёт на мотив “ Песенки шофёра”)

А тропинка ленточкой узенькой вьётся,
К бабушке иду и несу пирожки.
И в груди сердечко так радостно бьётся,
Знаю, что хорошее ждёт впереди.

Не страшны тебе не дождь, ни слякоть
Людям ты несёшь добро и свет.
Чаще улыбаться и меньше плакать –
Вот девиз наш общий на много лет!

(Поют на мотив песни “Морячка”)

Мы давно живём в лесу,
Любим, ценим красоту.
Дает солнце нам заботу и тепло, и доброту.
Мы здесь весело живём,
И друзей мы в гости ждём.
Погости у нас немножко, вместе спляшем и споём.

Красная шапочка. Спасибо цветочки, спасибо, грибочки, я бы с удовольствием у вас погостила, но очень спешу к бабушке и дедушке и несу им пирожки.

(Поёт на мотив песни “Чижик-пыжик”)

Раз – два – три – четыре - пять
Вышел зайчик погулять,
Как же я люблю цветочки
Просто так ломать и рвать!

Красная шапочка. Да ты что, Зайчик! Посмотри, какие они красивые, нежные и безобидные, ведь они тебе не могут ответить тем же. А слабого не сложно обидеть, вот, для того, чтобы защитить кого-то, нужна смелость и доброта. Пожалей их, и они подарят всю свою красоту.

(Заяц жалеет цветы. Танец цветов)

Красная шапочка. Скажи зайчик, тебе понравилось? У меня есть пирожок с капустой, хочешь, я тебя угощу?

Заяц. Скажи, Красная Шапочка, а что я ещё могу для цветов сделать?

Красная шапочка. Пойдём со мной к бабушке, попросим у неё леечку, будешь каждое утро цветочки поливать, они тогда ещё красивее будут.

(Уходят и поют песню “Вместе весело шагать…” муз. В. Шаинского.)

(Появляется резиновый ёжик и поёт песенку под муз. С. Никитина.)

По роще калиновой, по роще осиновой
На именины к щенку
Шёл ёжик резиновый, в шляпе малиновой
С дырочкой в правом боку.
Были у ёжика зонтик от дождика,
Шляпа и пара галош,
Божьей коровке, цветочной головке
Вежливо кланялся ёж.
“Здравствуйте, ёлки, на что вам иголки,
Разве мы волки вокруг?
Разве не видно, что очень обидно
Когда ощетинился друг?
Милая птица, извольте спуститься,
Вы потеряли перо.
На школьной аллее, где клёны алеют,
Ждёт вас находка в бюро”.
По роще калиновой, по роще осиновой
На именины к щенку
Ёжик резиновый, шёл и насвистывал
Дырочкой в правом боку.

(Появляются Красная Шапочка и Заяц).

Красная шапочка. Здравствуй, Ёжик! Я иду в гости к бабушке и дедушке, несу им пирожки, а зайчик идёт со мной за компанию. Пойдём и ты с нами.

Ёжик. Большое спасибо, Красная Шапочка! Только я не могу пойти с вами, ведь я обещал быть у щенка ровно в 10 часов, а я очень не люблю опаздывать, да и щенку, наверное, будет не очень приятно, если к нему гости вовремя не придут. Он сегодня именинник, а из-за этого может огорчиться, и День Рождения не будет таким радостным. Я вам лучше для бабушки и дедушки яблочек дам вкусных и красивых.

Красная шапочка. Спасибо, Ёжик! Ты очень добрый и хороший, потому что думаешь не только о себе, но и о других людях и стараешься их никогда не огорчать.

Заяц. Счастливого пути, Ёжик! Передай от нас привет и поздравления Щенку. Пусть он всегда будет весёлым, как Красная Шапочка и добрым, как ты.

(Ёжик уходит и насвистывает свою песенку. Появляется лиса)

Вы знаете лису?
Живу в своём лесу.
Я очень нежная,
Со всеми вежливая,
Коль встречу колобка,
Скажу, что я глуха.
А встречу зайчика,
Не трону пальчиком…

Заяц. Ой, я боюсь! Сейчас меня лиса съест!

Зайчик, да что ты?!
Ведь ты же самый смелый заяц во всём лесу,
Неужели испугался эту рыжую лису?
Давай, возьмёмся за руки и скажем:
“Лиса! Мы тебя не боимся!”

Заяц. Ну, давай попробуем. Хотя, если честно, я очень-очень боюсь.

Лиса. Вот эта встреча! Я даже и не надеялась на такую удачу. Ну что, зайчик, пойдём ко мне в гости? Что я тебе покажу…

Заяц (испуганно) Я… не… хочу…

Красная шапочка. Ну, давай!

Вместе. Лиса! Мы тебя не боимся!

(Появляется Кот Леопольд со своей песенкой “ Я иду и пою…”)

Кот Леопольд. Ребята, давайте жить дружно! Ты, Лиса, маленьких не обижай, плохо это.

Лиса. А я что? Я ничего! Я просто в гости захотела зайчика пригласить, у меня новая игра есть, поиграли бы вместе в Сони Плэйстэйшен…Я ведь одна, да одна…Скучно мне.

Красная шапочка. А пойдём с нами к бабушке и дедушке!

Лиса. Я не против!

(Появляется Волк на самокате и поёт на мотив “Чёрный бумер”)

Заяц. Ой, я боюсь! Сейчас меня волк съест!

Красная шапочка. Зайчик, да что ты?! Ты же у нас самый храбрый, ты, что, забыл?

Заяц. Ой, правда, что это я? Никого не боюсь! Всех защитю! Или защищу? Как же правильно…?

Волк. Да не надо никого от меня защищать! Это я раньше был злой и страшный, потому что у меня самоката не было! А теперь я самый добрый и весёлый зверь в нашем лесу. Вы далеко собрались?

Красная шапочка. Здравствуй, волк! Я иду в гости к бабушке и дедушке, несу им пирожки, а Зайчик, Лиса, и Кот Леопольд идут со мной за компанию. Пойдём и ты с нами.

Волк. Конечно, ведь вместе веселее!

(Уходят и поют песню “ Вместе весело шагать…”)

(На сцене домик дедушки и бабушки. Они сидят за столом и скучают. Появляется мама Красной Шапочки.)

Мама. Здравствуйте мама и папа. А Красная Шапочка ещё не приходила?

Бабушка и Дедушка. Нет.

Мама. Я думаю, что она скоро придёт.

(Появляется красная шапочка и звери)

Красная шапочка. Здравствуй бабушка, здравствуй дедушка. Я долго шла к вам лесами, полями. По дороге я встретила настоящих друзей. Мы принесли пирожки вам и хотим вам сделать сюрприз, порадовать вас танцем.

(Исполнение танца красных шапочек)

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.

Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей.
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело
Тем живём на земле.

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого у нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.

Стираются лица и даты,
Но всё ж до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ - палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт доброта по земле.
И я про неё не забуду
Как я забываю о зле.

Цель: Развитие у детей интереса к театрализованной деятельности.

- продолжать учить детей создавать выразительный образ в игре- драматизации средствами выразительности (интонация, мимика, пластика движений)

- развивать способности к творческому перевоплощению, умение свободно держатся при выступлении, развивать у детей память, монологическую и диалогическую речь.

-воспитывать интерес к игре-драматизации, доброжелательность, чуткость, дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

- Упражнения на развитие интонационной выразительности;

- Работа над сценической речью;(ритм, темп, дыхание, четкость произношения, координация движений в соответствии с музыкой)

Материалы и оборудование:

- костюмы героев сказки;

- декорации; стол, игрушечная посуда, угощение - пироги;

Ход НОД:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте дети. Сегодня к нам в зал пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

А теперь поприветствуем друг друга.

Музыкальный руководитель: Ребята, скажите вы любите сказки (ответы) Я тоже их очень люблю. Какие сказки вы знаете (Кот в сапогах, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Волк и семеро козлят, Три поросёнка, Красная шапочка)

А кто из вас хотел - бы сыграть роль в постановке какой - нибудь сказки (Ответы детей) .

Как называются люди, которые играют в театральных постановках? (Актёры)

Для того, чтобы стать хорошим актёром нужно много знать и уметь. И сегодня я предлагаю вам всем поиграть в сказку. Отгадаем какую? Слушайте загадку!

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила,

Девочка имя забыла свое

А ну подскажите. Как зовут ее?

Артистами сегодня будут все дети. Чтобы сказка получилась интересной. Нам надо с вами немного потренироваться

В зале расположены гелиевые шары с заданиями.

Шары с секретом- с интересным заданием. И если мы их выполним, станем настоящими актёрами.

Начнём. Достаем первый шар.

Актёры умеют изображать мимикой и жестами различные действия.

И сейчас, я попрошу вас изобразить настроение, которое вы услышите в стихотворении,

Я буду вам стихи читать.

А вы, настроение попробуйте показать

(воспитатель читает стихотворения, дети с помощью мимики и жестов изображают настроение)

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

Ой-ой-ой! Как мне страшно!

Ой-ой-ой! Как ужасно!

Я боюсь, боюсь, боюсь,

Лучше я притаюсь!

Какой чудесный день!

Работать мне не лень!

Со мной мои друзья

Вы всё правильно показали. А какое настроение вы показывали?

Дети изображают жестами действия.

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились!

А значит, мы можем подойти к следующему шару.

Вы знаете, ещё актеры должны четко и быстро проговаривать слова.

А для чего актёрам следует правильно выговаривать слова?

… Чтобы было понятно)

Давайте её вместе повторим, чтобы запомнить. (заучиваем чистоговорку)

А теперь я предлагаю произнести чистоговорку с заданием.

1. Произнести всем вместе с разной силой голоса: медленно и быстро.

Молодцы ребята, все постарались! Ребята скажите, вам было легко или сложно выполнять эти задания? (ответы детей)

Да, трудно было выполнять задание, но мы справились.

Предлагаю вам достать третий шар.

Мы с вами будем изображать зимний лес. Что есть в зимнем лесу? А какие животные живут в лесу? Как еще называют лесных животных? (дикие животные). Слушайте внимательно музыку, и вы догадаетесь, какое животное вам нужно изобразить. А что есть еще в лесу? (Деревья, снег, птицы все это дети должны показать – под музыкальное сопровождение)

Дети имитируют движения зайцев, волка, белочек, снежинок, позы деревьев.

Вы правильно все изобразили животных. Я даже поверила, что попала в настоящий лес. И с этим заданием вы тоже справились.

Предлагаю вам достать четвёртый шар. Давайте посмотрим. Что же за задание в нём?

Ребята, как вы думаете какие звуки могут издавать наши руки и ноги (Топать, хлопать, стучать)

(Музыкальный руководитель распределяет детей)

Все задания мы с вами выполнили и теперь мы поиграем в сказку, да не простую, а которую сами сочинили. Покажем нашим гостям?

Рассказчик : Жила-была одна маленькая девочка. Мама и бабушка ее любили без памяти. Как-то ко дню рождения бабушка подготовила внучке подарок – красивую красную шапочку. Девочке так понравилась обновка, что она всюду в ней ходила. Люди из деревни так прозвали ее – Красная Шапочка.

(Из домика выходит Мама с корзинкой).

Мама: Сходи-ка, Красная Шапочка, проведай бабушку. Отнеси ей пирожков и горшочек масла. Да узнай, дите мое, здорова ли она. Не забудь потеплее одеться, на улице холодно.

(Мама дает Красной Шапочке корзинку, шубку и сапожки).

Красная шапочка : Хорошо, матушка. Фонограмма №1

(Красная Шапочка идет к лесу. Дети-елочки и дети снежинки изображают зимний лес, под музыку. Мама машет дочке рукой и уходит в дом. Девочка подходит к лесу. Дети замирают).

Рассказчик : На полянку выскочили зайчата и давай играть и танцевать с Красной шапочкой. (Дети зайчата танцуют) Фонограмма №2

Вдруг из-за елочек выскочил волк. Все зайчата спрятались.

Волк: Куда идешь?

Красная Шапочка : К бабушке, несу ей пирожки и горшочек масла.

Волк: Я тоже хочу навестить твою бабушку. Давай так: ты иди по той дороге, а я по этой. Кто быстрее дойдет?

Рассказчик : Так и пошли. Волк по короткой дорожке, а Красная Шапочка по длинной

Песенка Красной Шапочки девочка танцует. Фонограмма №3

Рассказчик : Повстречала Красная Шапочка по дороге белочек, которые танцевали на лесной опушке. (Белочки танцуют под музыку). Фонограмма №4

Рассказали белочки про злодея волка, что он решил бабушку съесть, и показали они девочке дорожку короткую. Побежала Красная Шапочка к бабушке и быстрее волка оказалась около бабушкиного дома.

Красная Шапочка : Тук-тук! (стучит в дверь). Это я ваша внучка принесла пирожки и горшочек масла.

Бабушка: Дерни за веревочку, дитя моё. Дверь и откроется.

Рассказчик; Зашла Красная шапочка и рассказала обо всем бабушке.

Красная шапочка : Бабушка, сейчас сюда придет волк. Он хочет нас съесть.

Бабушка: Не волнуйся деточка, этого не случится. Беги скорее к дровосекам и зови их к нам в гости. А я пока стол накрою. Будем все вместе пить чай. Перевоспитаем волка.

Рассказчик : Сбегала девочка за дровосеками. Сели все за стол чай пьют с пирожками и волка дожидаются.

Волк: Это я, ваша внучка. Гостинец принесла.

Бабушка: Дерни за веревочку, дитя моё. Дверь и откроется

Рассказчик : Волк дернул за веревочку, дверь отворилась. Заскочил - глядь, Красная шапочка вместе с бабушкой и дровосеками за столом сидят чай пьют. И его – волка пригласили и пирожками накормили. Стыдно стало волку за свое поведение, и решил, что больше обижать никого не будет. А всем зверюшкам, и детям будет помогать – верную дорогу показывать. И с тех пор так и стало.

(Опять показываем зимний лес и волка, который провожает всех по дорожкам.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: постановка сказки Ш. Перро "Красная Шапочка"

Целевая аудитория: дети старшей группы

- знакомство детей со сказкой Ш. Перро "Красная Шапочка",

- развитие речи, воображения, творческих способностей детей,

- знакомство с правилами поведения с незнакомыми людьми,

- воспитание культуры речи и поведения,

- воспитание у детей чувства прекрасного.

Материал и оборудование : книги Ш. Перро, его портрет, иллюстрации разных художников к сказке "Красная Шапочка" (все материалы можно оформить в презентацию), фишки.

Ход занятия подготовки постановки

Предварительная работа с детьми:

1. Рассматривание портрета Ш. Перро

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя Ш. Перро

3. Выставка книг писателя.

4. Рассматривание иллюстраций к сказке "Красная Шапочка"

- Здравствуйте, дети. Скажите, вы любите сказки? А какие сказки вы любите?

- Вы знаете, что существуют сказки, которые написаны так давно, что мы уже и не знаем имени автора. Такие сказки называют народные. Какие народные сказки вы знаете? А есть сказки, написанные одним автором, они называются авторские. Какие авторские сказки вы знаете?

Сегодня мы поговорим об одной французской сказке, ее автор Шарль Перро, в ней рассказывается об одной маленькой девочке, которая однажды в лесу встретила страшного зверя. А называется эта сказка… Правильно, "Красная Шапочка".

- Дети, посмотрите на картинку, это портрет сказочника Шарля Перро. Как вы думаете, когда жил этот человек? Почему вы так думаете?

Да, Шарль Перро родился почти четыреста лет назад в городе Париже в семье судьи. Он был шестым ребенком в семье и с детства очень любил слушать народные сказки. Поэтому, когда вырос, он издал книгу таких сказок, немного изменив их на свой вкус и описав в них некоторых из своих знакомых. Так и получились теперь уже известные всем сказки Шарля Перро.

Эти сказки очень понравились и взрослым, и детям. Дети хотели получить книгу с этими сказками. Поэтому книги издавались много раз, они переводились на разные языки, и так стали известны во всем мире. Но дети не любят книжки без картинок, поэтому разные художники рисовали к ним иллюстрации.

Давайте посмотрим на иллюстрации к сказке "Красная Шапочка", выполненные русскими художниками (Борисом Дехтеревым, Иваном Галаниным, Анатолием Савченко).

Скажите, кто является героями этой сказки? Где происходит действие сказки? В какое время оно происходит?

Давайте прочитаем сказку и посмотрим, правильно ли вы ответили на мои вопросы.

Чтение сказки

Кто в нашей сказке отрицательный герой? Почему Волк злой? (голодный).

Дети, как вы думаете, чем любила заниматься мама девочки? Какая мама у Красной Шапочки? (заботливая, добрая).

Почему бабушка жила отдельно? Дети, что мы можем рассказать о бабушке?(добрая, ласковая).Она старенькая, и поэтому плохо слышит и видит, поэтому она приняла Волка за девочку.

Почему девочка несла масло в горшочке? (потому что раньше масло не упаковывалось, как сейчас в современное время).

Вы знаете, кто такие дровосеки? (Дровосеки - люди, которые занимаются рубкой леса на дрова). Как дровосеки узнали, что Красная Шапочка попала в беду?

Вы хотите сыграть эту сказку? Чтобы сыграть эту сказку нужно хорошо ее знать.

Второй этап. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми

- Давайте подумаем, на какие части можно разделить сказку. Но мы же с вами будем ставить эту сказку, поэтому договоримся, что будем каждую часть называть эпизодом.

После повторного прочтения предложила детям разделить текст на смысловые части, с помощью наводящих вопросов. Каждый смысловой отрезок фиксировался с помощью фишки.

О ком нам рассказывает автор в сказке?

Почему девочку прозвали Красной Шапочкой?

Кто мог подарить ей эту шапочку?

Представьте ситуацию, во время которой это могло произойти.

Почему девочка собралась в дорогу?

Кто сказал ей об этом?

Что велела ей взять с собой мама?

К кому отправилась Красная Шапочка?

Что услышала Красная Шапочка в лесу?

Кто издавал этот стук?

Кого встретила Красная Шапочка в лесу?

Что Волк хотел от девочки?

Что он сказал ей?

Что она ему ответила?

Почему Красная Шапочка долго добиралась до бабушки?

Почему она послушалась Волка?

Как Волк оказался в доме бабушки?

Что он там сделал?

Зачем он переоделся в бабушку?

Почему Красная Шапочка задавала вопросы бабушке?

Какие вопросы она задавала?

Почему у Волка не получилось съесть Красную Шапочку и бабушку?

Почему дровосеки пришли на помощь девочке?

Третий этап. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом

Предлагаю активной девочке выйти поздороваться, улыбнуться и сделать реверанс.

Прошу детей придумать событие, в котором бабушка могла подарить шапочку своей внучке, и предлагаю двум детям показать его.

Попросила девочку изобразить радость от подарка.

Выделила двух девочек (маму и Красную Шапочку) и попросила изобразить, будто мама говорит, а девочка слушает советы.

Предложила девочкам сымпровизировать выпечку пирогов и выполнить просьбу мамы- собраться в путь.

Попросила детей придумать эмоцию девочки на эту просьбу и изобразить ее.

Эпизод 3. Дорога к бабушке.

Совместно с детьми придумали, как шла девочка по лесу: осторожно, беззаботно и т.п.

Попросила Красную Шапочку пройти с указанным настроением.

Предложила детям принять участие в этюде в качестве лесных жителей. Данный эпизод способствует участию в этюде большого количества детей.

В этом эпизоде пригласила мальчиков (желающих принять участие, и более застенчивых детей) выступить в качестве дровосеков, которые имитируют рубку дров в лесу.

Предложила детям придумать, как вел себя Волк при разговоре: осторожно, спокойно, агрессивно. А также придумать манеру поведения девочки.

В этом эпизоде предложила одному из мальчиков выступить в роли волка и поговорить с Красной Шапочкой (если дети затруднялись, предложила использовать куклы бибабо для показа поступков и диалога героев).

Обратила внимание детей на то, что Волк замыслил плохое, и это надо отразить в поведении.

В этом эпизоде дети изобразили прогулку по лесу, в свою очередь я обратила их внимание на обитателей леса, на звуки, которые мы можем услышать, деревья, растения, которые растут в лесу.

Дорога была долгая, что чувствует девочка к ее концу? Предложила детям подумать об этом и изобразить.

Волк и бабушка обыгрывают диалог (если дети затруднялись вести диалог, предложила использовать куклы бибабо для разыгрывания). Предложила детям, чтобы в этом эпизоде Волк не съедал бабушку, а услышав звук топора, пугался и оборачивался, и в этот момент бабушка успевала бы спрятаться под кровать, уронив свой чепчик и очки. У Волка не хватило времени искать бабушку, так как раздался стук в дверь - это была красная Шапочка. Он схватил чепчик, очки и одел на себя.

П редложила детям вспомнить диалог Волка и Красной Шапочки и найти в нем смешные моменты, изобразить их.

Направила детей на мысль, что Волк никого больше обижать не будет, а бабушке будет всегда помогать.

Четвертый этап. Поиски музыкально-пластического решения, создание эскизов декораций и костюмов, мизансцен.

Детям давались на прослушивание отрывки песен из кинофильма "Про Красную Шапочку": песня Красной Шапочки, Утренняя песня, Песня Волка, Песенка про звезды. Первоначально детям предложила двигаться под данные песни, изображать различные движения. Затем спрашивала у детей, какой характер у каждой песни, какому бы персонажу она подошла и почему. Было предложено (совместно с музыкальным руководителем) сделать под каждую песню следующие этюды соответственно:

- пройтись под первую песню, как Красная Шапочка,

- пройтись под вторую песню, как дровосеки и поработать,

- подкрасться, как волк,

- пройтись, поделать какие-то дела, как бабушка, мама.

Напомнила детям и обратила их внимание на то, что Красная Шапочка должна быть смелой, любознательной, но легкомысленной и доверчивой.

Волк должен быть злым, но хитрым, уметь претворяться.

Мама девочки добрая и заботливая, она волнуется за бабушку и старается объяснить девочке, как надо себя вести.

Бабушка должна быть старенькая, а потому может видеть и слышать плохо, поэтому она и не узнала волка.

Дровосеки быстрые, сильные, решительные.

Дети предложили свои варианты ритмопластики каждого персонажа (важно, чтобы дети проявляли активность). Обобщили идеи детей (совместно с музыкальным руководителем).

Также на этом этапе привлекала детей к изготовлению декораций и костюмов для предстоящего спектакля. Для этого использовала занятия по продуктивной деятельности, а также обратилась за помощью к родителям в изготовлении реквизита и костюмов.

Занятия по рисованию – нарисовали задник сцены, кулисы (деревья, дорогу).

Занятия по аппликации -(совместно с детьми) изготовили маску волка, маски для персонажей живого и доброго леса, очки для бабушки (скрутили из мягкой проволоки или обклеили готовые очки цветной бумагой или материалом, во избежание травм детей), создали оригами, изображающие героев леса. Изготовили топорики для дровосеков (к рейке приклеили бумажный обух).

Занятия по лепке - вылепили из пластилина угощение для бабушки.

Взаимодействие с родителями – помощь в реквизите (для девочки - красная шапочка, фартучек, корзинка; элементы костюма для мамы и бабушки; элементы одежды для дровосеков).

Пятый этап - постепенный переход к тексту пьесы.

Начала проводить репетиции сказки, предлагая пройти ту или иную мизансцену разным детям, каждый раз повторяя с ними текст. Таким образом, к окончанию репетиций все дети смогли полностью выучить сказку. Во время репетиций уточняла с детьми: где происходит действие эпизода, кто в нем принимает участия, обращала внимание детей не только на то, как действуют персонажи, но и почему они так действуют.

Шестой этап – работа над ролью.

На данном этапе предложила детям войти в роль героев, подобрав интонацию их речи.

Как может разговаривать Красная Шапочка? (в разных ситуациях по-разному: взволнованно, спокойно, осторожно, нежно, радостно).

Как звучит голос мамы? (голос звучит уверенно, мягко).

Как разговаривал Волк при встрече с Красной Шапочкой (облизываясь, говорит свирепо, грозно, злобно).

Как изменился голос Волка, когда он стучался в дом к бабушке? (его голос стал тоненьким).

Голос бабушки звучит хрипло и говорит она медленно, потому что болеет.

Как изменился голос Волка, когда он притворился бабушкой (он откашлялся, делая свой голос тоньше, точь-в-точь как у бабушки).

Также необходимо обращала внимание на четкость и правильную артикуляцию речи, соблюдение детьми орфоэпических и акцентологических норм.

Кроме выразительности речи, обращала внимание детей и на мимическую выразительность. Для ее определения воспользовалась фишками, которыми мы (с детьми) обозначали количество эпизодов. Детям была поставлена задача, что в каждом эпизоде они должны увеличить количество фишек, чтобы оно стало равно количеству участников мизансцены. А затем для каждого из них назвать ведущую эмоцию.

Например, "Поручение мамы" - мама: забота и беспокойство, девочка: радость от предвкушения встречи с бабушкой.

Задавала вопросы детям: как они представляют себе проявление беспокойства, в каких конкретных действиях оно появляется? А забота? А радость?

Бесполезно просить детей вжиться в роль, так как им это недоступно вследствие возраста. Но можно спросить их, испытывали ли они чувство радости? От чего? Что они при этом чувствовали? Как себя вели? Какое выражение лица у них было? А потом попросить воспроизвести названные действия и мимику.

То есть, предложила детям вспомнить личный опыт, когда ребенку пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Это способствовала лучшей работе над ролью.

Таким образом, были проработаны все эпизоды сказки. Стараясь не навязывать детям действия, выслушивала свойственные им варианты, и после этого выбирала и закрепляла те, которые показались наиболее удачными.

Седьмой этап-репетиция спектакля (с разным составом детей)

На данном этапе с детьми репетировала отдельные эпизоды со словами текста пьесы. Репетиции проводила с разным составам детей, добиваясь того, чтобы каждый ребенок демонстрировал на сцене индивидуальные реакции, не уходя в шаблоны.

Также на этом этапе формировала у детей навык взаимодействия на сцене, обращая внимание на их взаимное расположение, зрительный и тактильный контакт.

Детям объясняла термины - кулисы, задник, авансцена, где будут располагаться зрители, и правила сценографии: не поворачиваться спиной к зрителям, не говорить на ходу, не смотреть в пол.

Привлекала на этом этапе "зрителей", то есть детей, в этот момент не задействованные в исполнении сказки, они могут подсказывать "актерам" слова, отмечать ошибки.

Восьмой этап - репетиция сказки целиком (генеральная репетиция).

Генеральная репетиция представляет прогон всей сказки целиком с использованием декораций, реквизита и музыкального сопровождения.

Генеральная репетиция - очень важный элемент постановки, она помогает понять и уточнить темпоритм спектакля, расставить акценты, обнажает его проблемные места.

С детьми отрабатывала моменты выхода на сцену и ухода с нее, передвижения, передачу реквизита, включение музыкального сопровождения.

Обращала внимание детей на подготовку реквизита, необходимого для их действия в спектакле, и назначила ответственных за каждый предмет реквизита.

В зависимости от подготовленности группы количество общих репетиций может быть от одной до трех.

Девятый этап - премьера спектакля.

Первый показ спектакля проводился перед педагогами. Он также являлся своеобразной генеральной репетицией, так как это первый раз, когда дети выступали в костюмах, и это вызвало различные заминки и нестыковки в их действиях.

Выступление - это всегда волнительно, поэтому наблюдала за психологическим состоянием детей. Кого-то подбадривала, кого-то успокаивала, поддерживала.

После выступления похвалила всех детей, вне зависимости от размера их роли, качества ее выполнения или объема выполненной работы. Это позволила закрепить у детей положительный настрой; и помогает развитию личности детей.

Десятый этап (заключительный) - повторные показы спектакля.

Данный этап был рассчитан на показ для зрителя (родители, дети других возрастных групп и т.д). Детям очень важно не просто разучить и поставить спектакль, но и сыграть его много раз, в разных составах. Это позволила им лучше овладеть навыками работы над ролью, проживая ее, что в свою очередь способствовала развитию у них творческих способностей и осознанного отношения к процессу.

Показывали спектакль в разных составах, давая возможность каждому из детей принять посильное участие в постановке.

Выступления детей фиксировались на фото и видеокамеру, что в дальнейшем позволило отследить рост их мастерства и артистизма.

Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

  • Образовательная: знакомство с народным творчеством, некоторыми свойствами сказки как литературного произведения, анализ характера героев и их поступков, соотношения действия персонажей с реальными людьми.
  • Развивающая: умение планировать размету для площадки для игры-драматизации с помощью условных заместителей ,развитие воображения, внимания, памяти, эмоциональной сферы, выразительности речи, совершенствование коммуникативной деятельности и двигательной активности в их сочетании, развивать умение находить образ в движении, мимике, жестах, интонации.
  • Воспитательная: воспитание интереса к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формировать эстетический вкус, укреплятьчувства дружбы, поддержки и взаимовыручки. показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование костюмов, музыкального сопровождения,слайдов)
  • Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Воспроизводят: название сказки,особенности литературных жанра .

Содержание сказки, движения, повадки, голоса персонажей

знакомые слова из текста сказки.

Понимают: оценивают поступки персонажей с точки зрения нравственных

позиций, принятых в обществе; зависимость эмоционального состояния

персонажей сказки от данной сложившейся ситуаций.

Применяет: представления и познания о принятых нормах нравственности

в поступках и взаймоотношениях в социуме; коммуникативные

возможности в беседе, анализе сказочных образов, реализуют

творческие способности в обыгрываний сказки по ролям.

Материалы: набор портретов детских писателей; конверт с письмом; слайдовая презентация, листочки с заданиями, сундук, костюмы для драматизации сказки, условные заместители - атрибуты, костюм Бабы Яги, Кота, музыкальное сопровождение.

– Для начала давайте вспомним с помощью каких предметов или волшебных существ путешествуют сказочные герои?
Ответы: детей:
-Волшебный клубочек, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, Сивка-Бурка, Конёк-Горбунок, серый волк, ступа, метла.
Педагог: Тогда – в путь! Занимайте места на ковре – самолете, вставайте полукругом!

Перед ними – на слайде иллюстрация из сказки.

Педагог: Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется?

Педагог. Верно, дуб. Но дуб не обычный! Посмотрите: на нём есть цепь, на ветвях сидит русалка, у подножья стоит сундук с золотом. Какой поэт описал именно этот дуб?

Дети. Пушкин.( Детям предлагается среди портретов известных писателей найти портрет А.С. Пушкина.)

Педагог. Конечно, Александр Сергеевич Пушкин. Скажу вам по секрету, что дерево это не простое, а волшебное. Смотрите, под дубом лежит конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, о чём там написано!

Педагог читает письмо, адресованное детям. В нём написаны слова – заклинания, с помощью которых можно оживить всех сказочных героев.

Педагог: Ну что, ребята, рискнём? Будем оживлять героев?

Ведущая. Итак, произносим все, слова – заклинания:

Из-за леса выходят ожившие герои.(звучит музыка )

Кот.(ребенок) - Ну и шмякнулся я, ну и мяукнулся… Если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье – не собрать бы мне косточек!

Вот что, значит, путешествовать по разным сказкам . Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава Коту Учёному! Мур-р! ( Обращаясь к детям. ) А вы, почему меня не хвалите?

Думаете легко попасть из Лукоморья да прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому что я самый учёный кот на свете!… Здравствуйте! Мяу-мур-р!

Баба Яга.(воспитатель) Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, да какие нарядные! Ох, как я долго до вас добиралась, сколько препятствий преодолела! Да, видно, не зря! Чуяло моё сердце, что здесь большой праздник ожидается! А где праздник, там и приключения! Ох, чую, чую носом своим – приключения! А, и ты здесь, Кот Учёный! Видно рассказываешь ребятам свои лукоморные сказки?

Кот(ребенок). Да я уже давно здесь! Хочу пригласить девчонок и мальчишек этого детского сада в путешествие по сказкам . Прошёл слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо они знают эти сказки. Вот я и хочу проверить, правда ли это.

Баба Яга . Ну, что же, давай, пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморья. На веселых сказочных полянах нас ждут увлекательные задания .

Баба Яга. Сейчас узнаем, кто самый умные и находчивый .( обращается к Коту ).

- Кот, ты ведь у нас учёный. Объясни-ка нам, что за листочки на дубе висят.

Кот. Это листочки не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для ребят.

Баба Яга. Ну что, ребята, готовы?

Кот срывает листок с дуба и передает Б.Яге: она читает первое задание.

Условия игры : в ворота проходит (а значит, и попадает в сказочную страну) только тот участник, который ответит на вопрос.

- Чтобы в сказку нам попасть – нужно очень много знать. А какие сказки вы знаете?

Дети перечисляют названия известных им сказок.

Баба Яга. Ну, вижу-вижу ,что умные! Но это лёгкое задание было, вот вы и победили! Подумаешь, сказки назвали! Давай-ка Кот, срывай следующий листок

Задания-загадки: Узнай и назови героя сказки

1. Невод в море я кидал,

2. Она у деда с бабкой жила

И яичко им снесла.

Но яичко не простое,

А настоящее – золотое! (Курочка-ряба из одноимённой сказки)

3. Грустно дед и бабка жили.

И дочурку себе слепили.

Она всегда им помогала,

4. По лесу катился он.

Волк его не съел.

Рыжая плутовка съела,

5. У него избушка тёплая-лубяная,

А у лисоньки ледяная.

Захотелось плутовке в тепле пожить.

6. Девочка красивая,

На бал случайно попала

7. Он умеет мяу говорить.

Лучшим другом умеет быть.

Хозяину своему он помогает

8. Девочка красавица

Семь гномов она

-Кот : вижу вижу, много вы знаете , много читаете. А вот со следующим заданием еще сложнее справляться: сказки назвали, героев узнали, а вот чьи же эти слова

1. «…. Ой, детушки, ой ребятушки,

- Б.Яга: да Кот Ученый удивили меня ребята из детского сада Айболит, но меня не проведешь просто так, я приготовила им еще самый сложное задание. Есть у меня сундук волшебный и в нем много разных предметов. Один из них я сейчас покажу(достаю красную шапочку )

Б.Яга -Чей это предмет? Кому он принадлежит? Кто написал эту сказку? Какие герои там еще есть? Молодцы, вы очень хорошо знаете сказку и очень внимательно ее читали.

-Я тоже люблю сказки читать, а еще больше смотреть. И вижу я своим опытным взглядом, что вы не только знаете сказки, но и спектакль сможете показать. Верно я говорю?

Роль ведущего исполняет ребенок

Ведущий - Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было.Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше.Ко дню рождения внучки подарила ей мама красную шапочку.

Ведущий-Как-то раз испекла мама пирожок.

Мама- Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке.

Снеси ей этот пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

Ведущий- Приветливо встретил лес девочку да и Красная Шапочка обрадовалась своим давним добрым знакомым.

Ведущий- Смотрите-ка, волк!Облизывается, неужели что-то задумал плохое?

Волк- Куда ты идешь, Красная Шапочка?

Ведущий - А Красная Шапочка еще не знала, как это опасно — останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с волком и говорит.

Красная Шапочка - Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.

Волк - А далеко ли живет твоя бабушка?

Красная Шапочка - Довольно далеко. Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.

Волк - Ладно. Я тоже хочу проведать твою бабушку.

Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той.

Посмотрим, кто из нас раньше придет.

Ведущий -Сказал это волк и побежал что было духу по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге, шла она не торопясь, по пути то и дело останавливалась.Не успела она еще и до мельницы дойти, а волк уже прискакал к бабушкиному домику и стучится в дверь: тук-тук.

Бабушка - Кто там?

Волк (тоненьким голосом) -Это я, внучка ваша, Красная Шапочка.

Я к вам в гости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

Ведущий - А бабушка была в это время больна и лежала в постели.

Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула.

Бабушка- Дерни за веревочку — дверь и откроется!

Ведущий- Волк дернул за веревочку — дверь открылась.

Бросился волк на бабушку, хотел ее проглотить, да не успел, так как послышались удары топора: это дровосеки рубили лес. От неожиданности и страха волк споткнулся и упал.А бабушка успела спрятаться под кровать.Сидит ни жива ни мертва.

Волк был очень голоден, потому что три дня ничего не ел.Он надел бабушкин чепчик, очки, улегся в ее постель и стал поджидать Красную Шапочку.

Скоро она пришла и постучалась: тук-тук.

Ведущий- Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла от простуды и оттого у нее такой голос.

Оправилась она от испуга и говорит.

Красная Шапочка- Это я, внучка ваша.

Принесла вам пирожок и горшочек масла.

Волк -Дерни за веревочку, дитя мое,— дверь и откроется.

Ведущий- Красная Шапочка дернула за веревочку — дверь и открылась.

Вошла девочка в домик, а волк спрятался под одеяло и говорит.

Волк- Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама присядь рядом со мной. Ты, верно, очень устала.

Ведущий- Красная Шапочка присела рядом . с волком и спрашивает.

Красная Шапочка-Бабушка, почему у вас такие большие руки?

Волк- Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

Красная Шапочка-Бабушка, почему у вас такие большие уши?

Волк- Чтобы лучше слышать, дитя мое.

Красная Ш а по ч к а- Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

Волк- Чтобы лучше видеть, дитя мое.

Красная Шапочка - Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

Волк. А это чтобы скорее съесть тебя, дитя мое!

Ведущий. Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой волк бросился на нее.

И проглотил бы он ее вместе с башмачками и красной шапочкой, но раздался стук в дверь. По счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и хотели убить волка, но очень уж жалобно он стал просить прощения.

Волк - Отпустите меня, обещаю никого больше не обижать, буду всегда помогать бабушке — колоть дрова, носить воду, за грибами да за ягодами в лес ходить.

Ведущий - Решили бабушка, Красная Шапочка да дровосеки спросить у вас наши зрители: как поступить с волком? Может быть, поверить ему? (Ответы детей.)

Ведущий- так и решили все вместе волка отпустить .Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.

Кот- наше путешествие по сказочной стране Лукоморья подошло к концу и мы с Бабой Ягой убедились, что вы ребята много сказок знаете и умеете показывать спектакли и стали настоящими артистами.

Баба Яга- вам понравилось путешествие ребята? У вас хорошее сказочное настроение? Отлично! Тогда давайте поделимся с нашим настроением с гостями и с друг другом! Подойдите все ко мне, представьте себе, что ваши ладошки – это лепестки огромного волшебного цветка! Чтобы исполнилось ваше желание, надо сказать волшебные слова! Запоминайте!

Лети, лети лепесток….. Вели, чтобы у всех наших гостей и у всех наших детей,было всегда хорошее сказочное настроение! Дуем на ладошки!

Читайте также: