Художественная культура мусульманского востока конспект урока мхк 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока:

Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;

Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;

Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

индивидуальный раздаточный материал,

книжная выставка по теме,

структурно-логическая схема по исламу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

2. Работа по электронной презентации .

1-й слайд – объявляется тема урока:

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

назовите самую молодую религию мира (Ислам)

когда она появилась? (В VII в. н. э. )

где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)

ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)

главные центры ислама? (Мекка и Медина)

священная книга мусульман (Коран)

назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).

священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Работа по электронной презентации.

Слайд 2: Арабский халифат (учитель рассказывает детям об образовании Арабского халифата) .

Слайд 3: Медресе Улугбека в Самарканде

Ребята, мы сейчас проведём небольшую исследовательскую работу. Перед вами тексты, вы их прочитайте и ответьте на вопросы, которые даны после текста. Некоторые архитектурные элементы мечети нужно показать на экране.

Лист №2

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагаются на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находится алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки – священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном, т.е. арочным порталом больших масштабов. Кроме того, он дополнялся минаретами – стройными башнями, с верхней площадки которых священник (муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву.

Медресе – это духовное, учебное заведение, отличается от мечети тем, что галерея двора делится на мелкие помещения – худжры, в которых живут семинаристы.

Вопросы к тексту:

Где проходила молитва у мусульман?

Что мечеть представляет собой, как она выглядит?

Как называется алтарная ниша?

В какую сторону обращена алтарная ниша?

Как оформлялся главный фасад с улицы?

Чем дополнялась мечеть?

Кто созывал на молитву?

6. Релаксация.

Учитель: Восток славен не только памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы, арабская каллиграфия в книжной миниатюре. Вашему вниманию предлагается посмотреть презентацию по выполнению миниатюрной книжки.

7. Работа по слайду 7:

На экране высвечивается рубаи Омара Хайяма, учитель читает: -

Мы цель созданья, смысл его отменный,
Взор божества и сущность зрящих глаз.
Окружность мира – перстень драгоценный,
А мы в том перстне- вправленный алмаз.

Вопрос учителя: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова?

Учитель: действительно, эти слова принадлежат Омару Хайяму.

(Учитель читает стихотворение):

Перо рождает слово, а само
Все тем же словом произнесено.
Посредством слова слава оживала,
Снимало слово с тайны покрывало.
Без слов живых и песнь мертва,
Коль выбросишь из музыки слова.
Под небом совершенством назовёшь.
Дыханье – жизнь, закон живого,
Мысль эту потверждает слово.

Учитель: Слово, особенно поэтическое, на Востоке ценилось всегда. Когда наступало мирное время, поэты выступали на народных праздниках со своими импровизациями, соревнуясь в этом умении с пришельцами из других городов. Особенно ценили знатоки отточенность и краткость поэтических форм (рубаи, газель, касыда), получившие распространение во всём арабском мире. В коротких стихотворных строчках поэты стремились передать законченную мысль и дать описание целой гаммы чувств и настроений, свойственных человеку.

Биография Омара Хайяма.

(Идёт выступления учащихся и заполнение таблицы).

Годы жизни

Значение фамилии

В каких науках прославился?

В каких литературных формах работал?

Как закончил свою жизнь?

9. Работа по слайду 8:

Учитель: Что же такое рубаи? Давайте обратимся к толковому словарю

Изречение морального характера, нравоучение;

Учитель: Рубаи называли летучей формой персидской поэзии. Представляя собой одну из древнейших форм персидской поэзии, четверостишие пришло в письменную литературу из устного народного творчества.

Рубаи Хайяма изумляют своей предельной логической точностью, философской весомостью, мрачной и дерзкой иронией. Эти стихи – спор с Богом о разумности и справедливости мироустройства, спор, который бесстрашный учёный, вечно сомневающийся и бунтующий, вёл всю свою жизнь. Хайям насыщает народную песенную форму не свойственными ей ранее темами рефлективной лирики, характерными для иных видов поэзии. Он был первооткрывателем этих тем в рубаи, освоив крошечное замкнутое пространство четырёх строк для разговора с богом о месте человека во вселенной. Малая поэтическая форма требует чрезвычайной экономности в применении средств поэтической выразительности и высокой концентрации смысла. Опираясь на свой аналитический, острый ум, используя опыт народного и литературного красноречия. Хайям создал удивительно гибкую жанровую форму, способную вмещать глубины философской мысли, злую эпиграмму, застольный куплет, любовную зарисовку.

10. Самостоятельная работа. Лист №4.

Вашему вниманию предлагается рубаи. Вам надо внимательно их прочитать и распределить их в таблицу по номерам.

11. Работа по слайдам №9, №10, №11.

Чтение и анализ рубаи .

12. Итог урока.

Все племя Адамово — тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек,-
Так скажут ли люди, что ты человек?

Творцу молитесь; он могучий,
Он правит ветром, в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.
Он милосерд; Он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету.
И да падет с очей туман.

Связь религии с искусством в мусульманской культуре изначально была очень тесной, практически нерасторжимой. Строгие законы веры наложили вето на многие виды искусства и средства художественной выразительности, характерные для творчества древности или иных религиозных традиций (буддизма, христианства). Что же и по какой причине запрещено исламом в искусстве? В чем виделась мусульманским восточным мудрецам истинная красота?


После смерти пророка началось победное шествие ислама по странам и континентам. Арабам понадобилось менее столетия, чтобы завоевать Иран, Сирию, Месопотамию, Палестину, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров, Среднюю Азию, Армению, Азербайджан, часть Грузии. Их владения раскинулись от Атлантического океана до середины Африки. Арабский язык стал языком международного общения. На завоеванных территориях образовалось государство Арабский халифат, управляемое халифами.

Содержание Корана глубоко и многообразно. В его текстах нашли воплощение исторические, философские, этические проблемы. Образы Корана стали духовной основой художественной культуры мусульманского Востока, пестующей на протяжении веков уважительное отношение к слову. Благодаря арабским переводам до наших дней дошли многие памятники античной мысли. Остается добавить, что в коранических сказаниях встречаются прямые параллели с Библией: слова о волшебнике и вероучителе Моисее (Мусе), евангельская история Иисуса Христа (Исы) и др.

Искусство мусульманского Востока, подобно творчеству многих народов в эпоху Средневековья, было основано на канонических установках. Эти правила сложились достаточно быстро. Ведущим началом религиозного художественного мышления в исламской культуре стало сочетание декоративности и ритма. Иначе говоря, красоту произведения искусства видели в гармонии строгой, логичной геометрической формы с изощренными абстрактными декоративными украшениями. Впервые наиболее ярко и зримо исламский художественный канон воплотился в архитектуре. Его прообразом был дом Мухаммеда в Мекке. Здесь же на месте древнейшего языческого святилища Каабы, где хранился волшебный Черный камень (вероятно, упавший метеорит), возникла самая ранняя мусульманская святыня.


Мечеть Куббад ас-Сахра. Иерусалим

В начале VIII в. была сооружена Большая мечеть Омейядов в тогдашней столице халифата Дамаске (Сирия). Место, выбранное для ее строительства, говорит о многом: здесь ранее был храм античного бога Юпитера Дамасского, а затем христианская базилика, возведенная в память св. Иоанна Крестителя. Мечеть утверждала господство новой веры на этих землях, а ее форма надолго стала канонической. Колонная арабская мечеть — так принято называть эту архитектурную композицию. Ее центром является открытый квадратный или прямоугольный двор, обнесенный арочными галереями. Одна из сторон двора строго ориентирована на Мекку, и именно к ней примыкает многоколонный молитвенный зал. В стене зала — молитвенная чаша михраб, обращенная к Мекке. Чаша украшена инкрустацией, росписью, резьбой.


Ниша с орнаментом. Альгамбра

Богатство, красочность, яркость художественной культуры арабского Востока можно представить, мысленно перенесясь в легендарный Багдад — столицу халифата с середины VIII в.

В светской жизни Арабского халифата культивировался утонченный стиль музыкального исполнительства. Арабы высоко ценили музыкальную импровизацию (как вокальную, так и инструментальную). Требования к вокальной технике были очень высокими. В старинном трактате говорится, что арабский певец должен при пении сочетать остроту с нежностью, звучность — с полнотой, владеть мрачным голосом без вибрации и высоким — с мощной звучностью, уметь извлекать звуки легко и гибко, подобно соловью. Не меньшего мастерства требовало инструментальное исполнительство. Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд — предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Характерное для других культур сочетание инструментальной музыки, пения и танца у арабов не встречается.


Миртовый двор дворца Комарес

Планировка Альгамбры подобна свободной музыкальной импровизации, при которой форма не имеет заранее предусмотренной композиции и рождается в процессе вдохновенной творческой работы. Представим: в зеркальной поверхности водоема отражается башня Ко-марес, которую принято называть дворцом. Двор обсажен миртовыми деревьями. Его обрамляют невысокие колонны с нишами, создающие поэтичное сочетание монументальной громоздкости (башня) и прозрачности, легкости (облик миртового двора). К дворцу Комарес примыкает дворец Львов (здесь протекала жизнь монарха). Название дворцу и прилегающему двору дали 12 каменных львов, окруживших фонтан, что расположен в центре комплекса. Каменные изваяния зверей говорят о светском характере жилища монарха, а также о влиянии европейского искусства на строгие канонические установки исламской культуры.

Альгамбра удивительно точно вписана в окружающую природу, гармонируя с вечнозеленой растительностью, душистыми цветами, упоительным воздухом гор. Поступающая по специально проложенным в мраморных плитах желобкам родниковая вода наполняла журчанием внутренние помещения дворца, привлекая бесчисленное множество птиц. Дворцовые покои были украшены произведениями декоративно-прикладного искусства. Ассоциации с природным окружением рождали спускающиеся со сводов сталактиты, похожие на гигантские соты пчел — очень точная имитация известковой накипи, что образуется в горных пещерах под воздействием воды. Прекрасные мозаики, украшавшие помещения дворца, некогда соседствовали с бесценными альгамбрскими вазами — массивными сосудами яйцевидной формы, сильно суженными книзу, с плоскими ручками. Их поверхность покрыта изящным орнаментом. Одна из таких ваз под названием Фортуни ныне хранится в Эрмитаже.

Вряд ли приближенным эмира нравился свободолюбивый поэт. К концу жизни Рудаки был обвинен в сочувствии к врагам властей, выслан из Бухары и умер в нищете. По преданию, при изгнании он был ослеплен.

В детстве ходим за истиной к учителям.
После — ходят за истиной к нашим дверям,
Где же истина? Мы появились из капли.
Станем прахом. Вот смысл этой сказки,

По-разному отразили свои чувства и переживания в лирической поэзии два классика иранской литературы Саади и Хафиз.


Финал истории о Лейли и Меджнуне трагичен: Лейли, выданная замуж за шейха соседнего племени, зачахла от горя, Меджнун, разум которого помутился, умер на ее могиле.

В конце XIV в. Иран вошел в состав державы Тимура, центром которой стала Средняя Азия. Грозный правитель основал свою столицу в Самарканде. Здесь в XIV—XV вв. художественная культура исламской традиции вновь пережила период расцвета. Тимур пожелал видеть свою столицу самым красивым городом мира. Грандиозные памятники зодчества, возведенные в Самарканде, принадлежат к шедеврам средневекового искусства. Правда, далеко не все они сохранились до наших дней.

Развалины гигантской соборной мечети в Самарканде. Некогда тут могли молиться десятки тысяч людей. В народе мечеть называли Биби-ханым. Рядом с ней находились минареты, крытые галереи, входные порталы, внутренний двор, купольные здания. Сама мечеть завершалась огромной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами. Арка была увенчана бирюзовым сияющим куполом.

На северной окраине Самарканда находится комплекс усыпальниц духовенства и знати Шах-и-Зинда. Мавзолеи комплекса расположились на крутом спуске холма. Это сравнительно небольшие сооружения под куполами, покрытые переливающимися изразцами.

Великий властитель Самарканда Тимур покоится в монументальной усыпальнице Гур-Эмир (построена в начале XV в.). Его надгробие из темно-зеленого лазурита отличается строгой неброской красотой. Сам мавзолей также довольно прост, в его образе господствуют геометрические формы: на восьмигранном основании покоится цилиндрический барабан и ребристый купол синеголубого цвета. Внутренние же покои отделаны очень богато. Резьба по мрамору и дереву, орнаментальные росписи свидетельствуют о мастерстве и вкусе средневековых зодчих.


Расписное блюдо. Конец XII в.

В мусульманских странах Среднего Востока широко и многообразно развивалось прикладное искусство. У каждого народа были излюбленные темы творчества, профессиональные школы. Иранские мастера приуспели во многих художественных ремеслах. Изделия из стекла, металла, дерева, ткани, глины, оружие высоко ценились на мировом рынке — в Европе, в России. Парчу, атлас, бархат принято было дарить высокопоставленным гостям и послам иноземных государств. Но более всего славились иранские ковры. Персидский ковер, яркий, с изощренными узорами и рисунками, стал своего рода символом восточной культуры. Главные мотивы ковровых росписей были почерпнуты из окружающей жизни. Неслучайно принято различать разные виды ковров в соответствии с их тематикой: садовые, охотничьи, звериные, вазовые.

Картина художественной культуры мусульманского Востока была бы неполной без книжной миниатюры. Эта сфера творчества достигла в эпоху Средневековья высокого уровня развития. Книжная миниатюра была созвучна восточной поэзии, возвышенной, философски-насы-щенной, цветистой. В ней соединилось мастерство каллиграфа-пере-писчика и профессионального живописца, тонко чувствующего поэтическое слово.

Искусство книжной миниатюры было светским, поэтому здесь не действовали запреты на изображение окружающего мира и людей. Живописцы, работавшие в этом жанре, воплощали сюжеты из классической литературы, но не только. Миниатюру нельзя рассматривать как подобие книжной иллюстрации. Это самостоятельный вид искусства, в котором неразрывно связаны реальные события, вымысел и символика, декоративные образы и собственно иллюстративные сюжеты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для использования на уроке МХК в 10 классе по программе Л.А.Рапацкой. Цель: дать представление о мусульманской культуре и искусстве.Познакомить учащихся с особенностями исламской религии. Рассказать об основных архитектурных сооружениях, живописи (каллиграфия, арабески, книжная миниатюра) и литературе мусульманского Востока.

Художественная культура мусульманского Востока

Художественная культура мусульманского Востока

Всяк, кто живет, уйдет, Бессмертен только тот, Кто славу добрую При жизни обретет . Саади (Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) (между 1203 и 1210 — 1292 гг.) персидский поэт, писатель и мыслитель

Всяк, кто живет, уйдет, Бессмертен только тот, Кто славу добрую При жизни обретет .

Саади (Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) (между 1203 и 1210 — 1292 гг.) персидский поэт, писатель и мыслитель

Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма.

Эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

Сирия Турция Афганистан Иран Испания Ирак Израиль Египет

Муха́ммад (араб. محمد ‎‎ [mʊħɑmmæd], в русском языке Муха́ммед, Магоме́т (Магоме́д), Моха́ммед; род. 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), Мекка — умер 8 июня 632 г., Медина) — арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии. Фрагмент картины Н.К.Рериха

Муха́ммад (араб. محمد ‎‎ [mʊħɑmmæd], в русском языке Муха́ммед, Магоме́т (Магоме́д), Моха́ммед; род. 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), Мекка — умер 8 июня 632 г., Медина) — арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии.

Фрагмент картины Н.К.Рериха "Пророк Магомет". 1925

Мекка Кааба Мечеть Аль-Харам Чёрный камень - мусульманская святыня, камень прощения, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. По преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись грехами человеческими.

Чёрный камень - мусульманская святыня, камень прощения, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. По преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись грехами человеческими.

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан). В исламских странах Коран служит основой законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного. В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране 6236 аятов и более 320 тысяч букв (харф). Коран учит, что Аллаха невозможно видеть и осязать; сила его воздействия заложена в священном слове.

Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).

В исламских странах Коран служит основой законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного.

В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране 6236 аятов и более 320 тысяч букв (харф).

Коран учит, что Аллаха невозможно видеть и осязать; сила его воздействия заложена в священном слове.

Каллиграфия - один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность. Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще . Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения божественного послания, заключённого в Коране. Каллиграфию иногда называют самым исламским из всех видов искусства .

Каллиграфия - один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность.

Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще . Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения божественного послания, заключённого в Коране.

Каллиграфию иногда называют самым исламским из всех видов искусства .

Арабеска (ит. arabesco - арабский) - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов.

Арабеска (ит. arabesco - арабский) - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов.

План-конспект урока 10 класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах. Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным!

Читайте также: