Современная проза конспект кратко

Обновлено: 04.07.2024

Книжный бум в России: более 100 000 книг в год. Трудности выбора книги.

2. Массовая литература.

Рождение массовой литературы в начале 1990-х годов. Жанры массовой литературы:

- детектив. 1990-е гг.: Александра Маринина. 2000-е годы: Дарья Донцова и Борис
Акунин.

- боевик (экшн): Александр Бушков, Виктор Доценко.

- фантастика. Сергей Лукьяненко. Зависимость массовой литературы от телесериалов.

Рост интереса к мемуарной литературе и другим формам non-fiction.

Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года:

4. Между реализмом и постмодернизмом

5. Русский постмодернизм.

Истоки - в андеграунде 1970-1980-х годов. Соцарт. Московский концептуализм.

Менее известные авторы:

в современной российской литературе

Каковы же основные тенденции и общие закономерности российской литературы в 2001-2002 гг?

Последние два года литература в России продолжает развиваться по тем же законам, что и все последнее десятилетие, основные ее направления:

  • постмодернизм,
  • реализм (во всех его разновидностях),
  • модернизм
  • неосентиментализм.

Если говорить об общих закономерностях литературного процесса 2001-2002 гг, то необходимо отметить два момента.

2. Усиливается тенденции к стиранию границ

  • между реалистическими и нереалистическими направлениями в литературе (особенность большинства современных текстов, наиболее отчетливо – в творчестве Ольги Славниковой, Николая Кононова, Веры Павловой, Натальи Галкиной);
  • между интеллектуальной и массовой литературой (книги Бориса Акунина, Татьяны Толстой).

Остановимся теперь на анализе основных направлений в российской литературе за последние 2 года.

Основатели российского постмодернизма – это поэты Дмитрий Александрович Пригов , Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров, Иван Жданов, Александр Еременко и др., прозаики Венедикт Ерофеев , Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев .

Необходимо отметить, что для русского постмодернизма – будь это 70-е годы или 2000-е, характерно разделение постмодернистских художественных стратегий на 2 разновидности :

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА

Обзорный урок

Русская проза последней трети XX — начала XXI века

Цель урока : познакомить учащихся с особенностями литературного процесса рубежа XX—XXI веков. Дать понятие о массовой и элитарной литературах, представить предположительную классификацию литературы этого периода.

Какую литературу считать современной? Назовите современных, с вашей точки зрения, отечественных авторов.

► В. Астафьев, А. Солженицын, В. Шукшин, В. Пелевин, Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина, В. Сорокин, Л. Петрушевская, В. Токарева, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая и др.

Как отличить массовую литературу от элитарной?

Учитель. Обычно не учитывается разница между литературой элитарной и массовой, поэтому в одном ряду оказываются А. Солженицын и А, Маринина, В. Астафьев и Д. Донцова. Как сориентироваться в море ярких обложек многочисленных книжных магазинов, как отличить настоящую литературу от проявлений массовой культуры?

Перед вами таблица основных отличий массовой и элитарной литератур. Попытайтесь разделить названных вами авторов на две группы.


Учитель . Задание может вызвать затруднения. Не всегда такое деление корректно: в наше время наблюдается сокращение разрыва между массовой и элитарной литературами. Целый ряд писателей расположился на границе. Это и В. Токарева, и В. Тучков, и А. Слаповский, и В. Золотуха, и многие другие.


Каковы характерные черты современной литературы?

3. Жанровые трансформации, поиски нового слова — писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит — рассказ.

5. Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература — это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков.

Учитель. Познакомьтесь с наиболее часто встречающейся классификацией современной литературы Г. Л. Нефагиной и составьте краткий конспект.

■ Неоклассическое (реалистическое) направление , которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы с ее проповеднической и учительской позицией; ей свойственны психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем. К этому направлению относят в основном писателей старшего и среднего поколения: А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, Г. Владимова, В. Распутина, В. Аксенова, Б. Васильева и др.

■ Писатели условно-метафорического направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров. В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль. Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды. Это писатели Ф. Искандер, А. Ким, В. Крупин, Л. Петрушевская, В. Пелевин.

Современная проза

2015-06-04 21:07

Современной прозой называют произведения, написанные современниками, то есть теми, кто живет и пишет в настоящем времени, или в недавнем прошлом. Источник вдохновения для таких авторов – окружающий мир, который они видят вокруг себя, а также бесконечные призмы собственного сознания.

Особенности современной прозы

С детства все привыкли читать классические произведения, которые задавали на школьных уроках. Нестареющая классика обычно является той, которая прививает любовь к литературе с детского возраста. Это классические формы и красивые эпитеты, поступательное развитие сюжета и красота слова. Становясь старше, любовь к классике или сохраняется, или отодвигается на второй план, пропуская перед собой более четкую жанровую литературу, в которой каждый находит свою область. Это могут быть детективы или фантастика, к которым обычно неравнодушны мужчины, или же романы и приключения, которые предпочитают женщины. Выделяют также такое понятие, как современная проза, которая нравится всем и по плечу каждому. Конечно, такая проза также может иметь свои направления, однако, в общем и целом, некоторые общие черты проследить легко.

Современная проза пользуется огромной популярностью, и не зря. Многие произведения пишутся авторами на злобу дня, то есть, о тех заботах и проблемах, которые беспокоят современное человечество, о тех проблемах, с решением которых им приходится сталкиваться, и решениях, которые приходится принимать практически ежедневно. Сейчас можно встретить немало произведений о современных информационных технологиях, и связанные с генетическими разработками, Интернетом и онлайн общением молодежи между собой, то есть о тех вещах, которые происходят прямо сейчас. Такая актуальность текстов, естественно, привлекает к себе немало внимания.

Немаловажным фактором является практически и отсутствие каких-либо ограничений. Современные авторы не чувствуют себя ограниченными государством, своим положением в обществе и прочим, благодаря чему, могут писать свободно о том, что думают, не оглядываясь на других. Эта свобода порождает поистине уникальные тексты, необычные формы и удивительные содержания, которые даже век назад, казалось невозможным написать.

Расширяется кругозор, благодаря возможностям путешествовать и Интернету, становится большим словарный запас, расширяется сознание человека. Это приводит к тому, что проза также преображается вместе с сознанием автора. Поэтому, читать ее очень интересно, ведь сюжеты действительно непредсказуемы, и облачены в новые необычные формы сказания.

art.jpg

Современная литература
(XXI век)

Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в. Обращение к мифу и его трансформации
(В. Орлов, А. Ким, А. Слаповский, В. Сорокин, Ф. Искандер, Т. Толстая, Л. Улицкая, Аксенов и др.) Наследие деревенской прозы (Е. Носов, В. Белов, В. Распутин, Б. Екимов и др.)
Военная тема (В. Астафьев, Г. Владимов, О. Ермаков, Маканин, А. Проханов и др.) Тема фэнтази (М. Семенова, С. Лукьяненко, М. Успенский, Вяч. Рыбаков, А Лазарчук, Э. Геворкян, А. Громов, Ю. Латынина и др.) Современные мемуары (Е. Габрилович, К. Ваншенкин, А. Рыбаков, Д. Самойлов, Д. Добышев, Л. Разгон, Е. Гинзбург, А. Найман, В. Кравченко, С. Гандлевский и др.) Расцвет детектива (А. Маринина, II. Дашкова, М. Юденич, Б. Акунин, Л. Юзефович и др.)

А в начале XXI века российский книжный рынок по темпам развития уже не имеет себе равных. В 2004 г. было выпущено более 850 млн. единиц книг на полторы сотни миллионов жителей России, включая грудных младенцев, пожилых людей, которые уже не хотят или не могут читать.
Сегодня в России своего рода бум художественной литературы. Перед каждым целая палитра авторов и жанров. Либо это русская классика. Имена Толстого, Чехова, Достоевского многое говорят читателям в самых разных точках нашей планеты.

Сейчас в России существует множество литературных премий, и каждый раз жюри бывает трудно выбрать лауреатов из множества в высшей степени достойных претендентов. Перечень писателей, осуществивших в 90 – е гг. XX в. эстетический прорыв в литературе, достаточно широк и не безусловен.
Среди них Владимир Маканин, Людмила Улицкая, Владимир Шаров, Анатолий Азольский, Татьяна Толстая. Неповторимые личности творят неповторимую литературу, в конечном счете это именно то, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.
Правда, есть и другая сторона этого явления - сегодня у каждого серьезного писателя настолько узкий круг читателей, людей, по-настоящему ценящих его, и эта ситуация для России крайне нетипична. Зато широкий размах получила массовая литература, в которой все делается не на самом высоком уровне.

Читайте также: