План конспект урока по биологии 9 класс пасечник органический мир как результат эволюции

Обновлено: 04.07.2024

ЦЕЛЬ : сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка.

Знать: основные достижения в области естественных наук в становлении учения об эволюции; заслуги и заблуждения К.Линнея, Ж.Б.Ламарка и других ученых.

Уметь: обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты; вырабатывать у себя уважительное отношение к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.

Ожидаемые результаты : по окончании урока ученики знают понятие эволюция, понимают ее причины и результаты; знают ученых-эволюционистов, их основные научные заслуги, умеют оценить вклад этих ученых в развитие биологической науки; определяют недостатки их эволюционных идей с точки зрения современной науки; умеют взаимодействовать между собой, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять опорные конспекты.

Используемые технологии: технологии развития критического мышления; проблемное обучение.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование : учебник, проектор, презентация , портреты ученых, технологическая карта.

Приветствие, определение целей урока. Организация учащихся на совместное принятие целей урока.

  1. Проверка знаний. Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание 1. Выберите только один правильный ответ: 1. Выход растений на сушу произошел в : а) ордовике б) силуре в) девоне 2. Первыми наземными споровыми растениями были: а) мхи б) папоротники в) псилофиты 3. Переходной формой между земноводными и рептилиями были : а) стегоцефалы б) динозавры в) зверозубые рептилии 4. Впервые семенами стали размножаться : а) голосеменные б) семенные папоротники в) покрытосеменные 5. Выход животных на сушу произошел в : а) девоне б) карбоне в) перми 6. Расцвет пресмыкающихся произошел в: а) карбоне б) юре в) палеогене 7. Расцвет покрытосеменных совпал с расцветом: а) насекомых б) акулы и кита в) волка и лисицы 8.Сокращение голосеменных наступает в: а) конце мезозоя б) конце палеозоя в) в начале кайнозоя 9. Трилобиты были широко распространены в : а) протерозое б) палеозое в) мезозое 10. Переходной формой между рептилиями и птицами является : а) птеродактиль б) иностранцевия в) археоптерикс 11. Первые теплокровные животные появились в: а) палеозое б) кайнозое в) мезозое 12. Расцвет папоротников наступил в: а) карбоне б) силуре в) юре 13. О существовании древовидных папоротников в истории природы Земли свидетельствует: а) существование травянистых древесных форм б) наличие их отпечатков и окаменелостей в) их способ размножения г) их современное многообразие

Задание 2. Установите последовательность процессов при возникновении жизни на Земле . А) возникновение ядра в клетке Б) образование коацерватов В) образование наружной мембраны в первичной клетке Г) образование органических соединений (г, б, в, а)

  1. Мотивация. Вводное слово учителя об изменениях, происходящих в органическом мире.
  2. Усвоение новых знаний

Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле

Самостоятельная работа с учебником. Работа в малых группах (случайные группы)

Таблица 1. Формирование научных идей о развитии живой природы

Сущность взглядов и идей

Гераклит, древнегреческий учёный

Ок.544 – ок.483 до н. э.

Жизнь природы – непрерывный процесс движения.

Аристотель древнегреческий учёный

384 – 322 до н. э.

Карл Линней, Швеция

Жорж Луи Бюффон, Франция

Изменяемость видов, о естественном родстве организмов и единстве животного и растительного мира.

Пётр Симон Паллас, Россия

Происхождение организмов некоторых видов от общих предков.

Шарль Бонне, Швейцария

Вводит в биологию слово эволюция .

Жорж Кювье, Франция

Жан Батист Ламарк, Швеция

Самостоятельная работа с учебником. Оформление таблицы: Эволюционные взгляды К. Линнея, Ж. Б. Ламарка.

Таблица 2. Сравнение учений К.Линнея и Ж.Б.Ламарка

1. Как произошли современные виды?

2. Изменяются ли виды?

Биологические виды неизменны

Биологических видов в природе реально не существует.

3. Имеется ли родство между видами?

4. В чём причина многообразия видов?

Идея внутреннего самосовершенствования

5. Как происходила приспособленность организмов?

IV. Закрепление знаний

1.Беседа по вопросам :

  1. Что представляет собой эволюция?
  2. Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?
  3. Какие достижения способствовали развитию биологии в додарвиновский период?
  4. Каковы недостатки системы Линнея?
  5. Проанализируйте достижения Ламарка в науке.

2.Работа в парах. Взаимопроверка . Вывод о вкладе каждого ученого в развитие теории эволюции. Оценка эволюционных теорий К. Линнея и Ж. Ламарка . Выберите правильные утверждения:

1.Ламарк создал лучшую искусственную систему (-) 2. Линней считал, что виды существуют и не изменяются (+). 3. Ламарк создал первую эволюционную теорию (+). 4. Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному (+). 5. Линней разделил всех животных на 5 классов (-). 6. Ламарк отрицал изменчивость видов (-). 7. Ламарк считал, что все признаки, приобретённые в течение жизни, наследуются потомками (+). 8. Линней ввёл и закрепил использование бинарной номенклатуры (двойных названий) для вида (+).

3. Работа в малых группах: Проанализируйте текст цитат и определите:

  1. Какие две причины считал Ламарк движущими силами органического мира?
  2. Какую из этих движущих сил эволюции отвергал Дарвин?

4.Работа по составлению синквейна.

Рефлексия и выставление отметок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Игра-зачёт "Развитие органического мира"

Игра-зачёт "Развитие органического мира" может проводится как на уроках после изучения данной темы, так и на внеклассных мероприятиях в 9-11 классах. Материал взят из методического пособия И. Р.

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы животных и растений.

Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира" 11 класс

Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира". Обобщение материала по теме "Происхождение жизни на Земле. Работа в группах.

Обоснование принципов отбора содержания, форм, методов, приёмов обучения, новых подходов на уроке.При отборе содержания данного урока опираюсь на образовательную программу, текст учебника, значимый до.

презентация 9 класс идея развития органического мира

презентация к теме эволюция.

Презентация к обобщающему уроку биологии по теме "Развитие органического мира"

Презентация к уроку помогает наглядно раскрыть тему "Развитие органического мира". Выполнить большой объм работы за урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Идея развития органического мира в биологии . Технологическая карта урока 9 класс

Учитель: Харченко Елена Александровна

ЦЕЛЬ : сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; сформировать знания о вкладе ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период, о заслугах К. Линнея, Ж. Б. Ламарка.

Знать: основные достижения в области естественных наук в становлении учения об эволюции; заслуги и заблуждения К.Линнея, Ж.Б.Ламарка и других ученых.

Уметь: обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты; вырабатывать у себя уважительное отношение к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.

Ожидаемые результаты : по окончании урока ученики знают понятие эволюция, понимают ее причины и результаты; знают ученых-эволюционистов, их основные научные заслуги, умеют оценить вклад этих ученых в развитие биологической науки; определяют недостатки их эволюционных идей с точки зрения современной науки; умеют взаимодействовать между собой, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять опорные конспекты.

Используемые технологии: технологии развития критического мышления; проблемное обучение.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование : учебник, проектор, презентация , портреты ученых, технологическая карта.

I. Организационный момент.

Приветствие, определение целей урока. Организация учащихся на совместное принятие целей урока.

II. Проверка знаний. Работа в парах. Взаимопроверка.

Задание 1. Выберите только один правильный ответ: 1. Выход растений на сушу произошел в: а) ордовике б) силуре в) девоне 2. Первыми наземными споровыми растениями были: а) мхи б) папоротники в) псилофиты 3. Переходной формой между земноводными и рептилиями были: а) стегоцефалы б) динозавры в) зверозубые рептилии 4. Впервые семенами стали размножаться: а) голосеменные б) семенные папоротники в) покрытосеменные 5. Выход животных на сушу произошел в : а) девоне б) карбоне в) перми 6. Расцвет пресмыкающихся произошел в: а) карбоне б) юре в) палеогене 7. Расцвет покрытосеменных совпал с расцветом: а) насекомых б) акулы и кита в) волка и лисицы 8.Сокращение голосеменных наступает в: а) конце мезозоя б) конце палеозоя в) в начале кайнозоя 9. Трилобиты были широко распространены в: а) протерозое б) палеозое в) мезозое 10. Переходной формой между рептилиями и птицами является: а) птеродактиль б) иностранцевия в) археоптерикс 11. Первые теплокровные животные появились в: а) палеозое б) кайнозое в) мезозое 12. Расцвет папоротников наступил в: а) карбоне б) силуре в) юре 13. О существовании древовидных папоротников в истории природы Земли свидетельствует: а) существование травянистых древесных форм б) наличие их отпечатков и окаменелостей в) их способ размножения г) их современное многообразие

Задание 2. Установите последовательность процессов при возникновении жизни на Земле . А) возникновение ядра в клетке Б) образование коацерватов В) образование наружной мембраны в первичной клетке Г) образование органических соединений (г, б, в, а)

III. Мотивация. Вводное слово учителя об изменениях, происходящих в органическом мире.

IV. Усвоение новых знаний

Эволюционное учение - учение о направлениях и закономерностях исторического развития жизни на Земле

Самостоятельная работа с учебником. Работа в малых группах (случайные группы)

Таблица 1. Формирование научных идей о развитии живой природы

Сущность взглядов и идей

Гераклит, древнегреческий учёный

Ок.544 – ок.483 до н. э.

Жизнь природы – непрерывный процесс движения.

Аристотель древнегреческий учёный

384 – 322 до н. э.

Карл Линней, Швеция

Жорж Луи Бюффон, Франция

Изменяемость видов, о естественном родстве организмов и единстве животного и растительного мира.

Пётр Симон Паллас, Россия

Происхождение организмов некоторых видов от общих предков.

Шарль Бонне, Швейцария

Вводит в биологию слово эволюция.

Жорж Кювье, Франция

Жан Батист Ламарк, Швеция

Самостоятельная работа с учебником. Оформление таблицы: Эволюционные взгляды К. Линнея, Ж. Б. Ламарка.

Таблица 2. Сравнение учений К.Линнея и Ж.Б.Ламарка

1. Как произошли современные виды?

2. Изменяются ли виды?

Биологические виды неизменны

Биологических видов в природе реально не существует.

3. Имеется ли родство между видами?

4. В чём причина многообразия видов?

Идея внутреннего самосовершенствования

5. Как происходила приспособленность организмов?

IV . Закрепление знаний

1.Беседа по вопросам :

  1. Что представляет собой эволюция?
  2. Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?
  3. Какие достижения способствовали развитию биологии в додарвиновский период?
  4. Каковы недостатки системы Линнея?
  5. Проанализируйте достижения Ламарка в науке.

2.Работа в парах. Взаимопроверка. Вывод о вкладе каждого ученого в развитие теории эволюции. Оценка эволюционных теорий К. Линнея и Ж. Ламарка. Выберите правильные утверждения:

1.Ламарк создал лучшую искусственную систему (-) 2. Линней считал, что виды существуют и не изменяются (+). 3. Ламарк создал первую эволюционную теорию (+). 4. Ламарк считал, что организмы изменяются от простого к сложному (+). 5. Линней разделил всех животных на 5 классов (-). 6. Ламарк отрицал изменчивость видов (-). 7. Ламарк считал, что все признаки, приобретённые в течение жизни, наследуются потомками (+). 8. Линней ввёл и закрепил использование бинарной номенклатуры (двойных названий) для вида (+).

3. Работа в малых группах: Проанализируйте текст цитат и определите:

1. Какие две причины считал Ламарк движущими силами органического мира?

2. Какую из этих движущих сил эволюции отвергал Дарвин?

4.Работа по составлению синквейна.

Рефлексия и выставление отметок

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке биологии, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, вступление, слово учителя, постановка учебной задачи, актуализация опорных знаний, открытие нового, физкультминутка, закрепление, релаксация, итог, рефлексия, домашнее задание.

Цель: систематизировать, закрепить знания о виде, популяции, движущих силах эволюции, механизмах видообразования; главных направлениях эволюционного процесса, характерных признаках микро- и макроэволюции.

Задачи: Повторение и систематизация знаний учащихся о развитии органического мира, главных направлениях эволюции;

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

Чтобы попасть в машину времени, необходимо вспомнить основные ароморфозы растений и животных. Каждый из вас должен назвать по одному ароморфозу, повторяться нельзя.

Кто не назвал - теряет ум.

Мы начинаем движение и…

1. Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете?

Внутривидовая борьба отличается особой остротой, так как потребности организмов одного биологического вида по отношению к условиям жизни в принципе одинаковы. В межвидовой борьбе, как правило, столкновение интересов менее острое, так как многие потребности представителей разных видов не совпадают и ориентированны на иные ресурсы.

2. В черном ящике лежит лист травянистого растения, у которого не бывает цветов, а размножается оно спорами. Предки этого растения жили 300 миллионов лет назад и были огромными, до 40 метров, деревьями. О каком растении идет речь?

3. Чем отличается искусственный отбор от естественного?

Искусственный отбор – производит человек, формируются признаки, вредные живому организму;

Естественный отбор – в природе формируются признаки, полезные живому организму.

4. В 1938 году у побережья Африки была поймана рыба, которую ученые считали вымершей 70-100 миллионов лет назад. Это стало биологической сенсацией века. Рыба имеет интересное строение плавников и способна передвигаться по суше при пересыхании водоемов. Ученые считают, что от этих рыб произошли земноводные. О какой древней рыбе идет речь?

О кистепёрой рыбе.

5. Несмотря на усиленную борьбу людей с крысами и домовыми мышами, они до сих пор не истреблены. Объясните, с чем это связано?

- С большой плодовитостью;

Защитная зеленая окраска насекомых, отсутствие органов чувств у паразитических червей, различная форма клюва у птиц, формирование легких у земноводных, появление теплокровности, приспособление к полету, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, исчезновение листьев у повилики, появление фотосинтеза, образование цветка у покрытосеменных, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых, отсутствие у пещерных рыб-глаз.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить, углубить и систематизировать зниния о развитии жизни на Земле на основе знаний о закономерностях и направлениях эволюции, сформировать знания о трёх этапах биопоэза.

Prezentacii.com Органический мир как результат эволюции Зигота Бластула Гаструла

Органический мир как результат эволюции

Развитие жизни на Земле. Какие организмы относятся к прокариотам, а какие к эукариотам? По каким признакам возникло это деление? Какие вещества поглощаются в процессе дыхания и фотосинтеза, а какие выделяются? Какие органоиды клеток вы знаете? Каковы их функции? Что такое гликолиз?

Развитие жизни на Земле.

  • Какие организмы относятся к прокариотам,

а какие к эукариотам?

  • По каким признакам возникло это деление?
  • Какие вещества поглощаются в процессе

дыхания и фотосинтеза, а какие выделяются?

  • Какие органоиды клеток вы знаете?
  • Каковы их функции?
  • Что такое гликолиз?

ТЕОРИЯ ОПАРИНА-ХОЛДЕЙНА 1924-1928

ТЕОРИЯ ОПАРИНА-ХОЛДЕЙНА 1924-1928

1947 г –Джон Бернал Гипотеза биопоэза: 1.Химический 2.Предбиологический 3.Биологический

1947 г –Джон Бернал

Гипотеза биопоэза:

1.Химический

2.Предбиологический

3.Биологический

I этап Абиогенный синтез органических мономеров. (химический)

Абиогенный синтез

органических мономеров.

(химический)

Комплекс условий на первичной Земле Ультрафиолетовое излучение Грозовые электрические разряды Активная вулканическая деятельность Достаточно высокая температура поверхности планеты Результат их воздействия Синтез органических веществ из неорганических соединений, протекающий в водной среде

Комплекс условий на первичной Земле

Ультрафиолетовое излучение

Грозовые электрические разряды

Активная вулканическая деятельность

Достаточно высокая температура поверхности планеты

Результат их воздействия

Синтез органических веществ из неорганических соединений, протекающий в водной среде

Возможные источники энергии для первичной химической эволюции Источник энергии Среднее количество энергии на всю поверхность Земли (*10 ккал/год) Ультрафиолетовое излучение с длиной волны короче 150 нм 0,08 Ультрафиолетовое излучение с длиной волны короче 200нм 4,5 Вулканизм (лава при 1000 С) 0,04 Удары метеоритов 0,05 (вероятно) Молнии 0,05

Возможные источники энергии для первичной химической эволюции

Источник энергии

Среднее количество энергии на всю поверхность Земли (*10 ккал/год)

Ультрафиолетовое излучение с длиной волны короче 150 нм

Ультрафиолетовое излучение с длиной волны короче 200нм

Вулканизм (лава при 1000 С)

Удары метеоритов

0,05 (вероятно)

Условия на первобытной Земле

В молекулярной эволюции только кора Земли сыграла важную роль. Состав коры: Al, Ca, Fe, Mg, Na, K и др. Уровень геологических знаний не позволяет сделать убедительных выводов об изменении состава земной коры во времени.

В водных растворах за счёт различных источников энергии возникают небиологическим путем простейшие органические соединения так же, как получил в своей колбе Миллер.

Десятки миллионов лет

II этап Предбиологический (Процесс Коацервации).

Предбиологический

(Процесс

Коацервации).

Протекали реакции полимеризации, которые могли активизироваться при увеличении концентрации раствора В итоге сложные органические соединения формировали белково-нуклеиново-липоидные комплексы (коацерваты,пробионты,прогеноты). Результат: первые примитивные живые организмы, давшие начало всему органическому миру на Земле.

Протекали реакции полимеризации, которые могли активизироваться при увеличении концентрации раствора

В итоге сложные органические соединения формировали белково-нуклеиново-липоидные комплексы (коацерваты,пробионты,прогеноты).

Результат: первые примитивные живые организмы, давшие начало всему органическому миру на Земле.

Эволюция коацерватов, проявление свойств живого.

Эволюция коацерватов,

проявление свойств живого.

В зависимости от внутренней организации коацерватов одни растут быстро, другие распадаются. Таким образом на модели коацерватных капель Опарину удалось экспериментально продемонстрировать зачатки естественного отбора, той закономерности, которая легла в основу всей последующей эволюции.

В зависимости от внутренней организации коацерватов одни растут быстро, другие распадаются. Таким образом на модели коацерватных капель Опарину удалось экспериментально продемонстрировать зачатки естественного отбора, той закономерности, которая легла в основу всей последующей эволюции.

III этап Биологический этап эволюции: Прокариоты(гетеротрофы;глиголиз)-автотрофы

Биологический этап эволюции:

Прокариоты(гетеротрофы;глиголиз)-автотрофы

А. Опарин писал:

Фотосинтез ( накопление кислорода)

Аэробное дыхание( рост, размножение)

Гипотезы происхождения эукариот Появление эукариот, многоклеточность, разделение живых организмов на царства.

Гипотезы происхождения эукариот

Появление эукариот,

многоклеточность, разделение

живых организмов на царства.


Вывод : Возникновение жизни на Земле носит закономерный характер. Ее появление связано с длительным процессом химической эволюции, происходившей на нашей планете. Первыми живыми организмами на нашей планете были гетеротрофные прокариотические организмы. Появление эукариотов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.

Вывод :

  • Возникновение жизни на Земле носит закономерный характер. Ее появление связано с длительным процессом химической эволюции, происходившей на нашей планете.
  • Первыми живыми организмами на нашей планете были гетеротрофные прокариотические организмы.
  • Появление эукариотов сопровождалось возникновением диплоидности и ограниченного оболочкой ядра.


-75%

Читайте также: