Конспект по окружающей среде

Обновлено: 07.07.2024

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные вопросы по этим темам в двух вариантах

Предварительный просмотр:

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам:

№ 1: Введение. Современное состояние окружающей среды,

№ 2: Глобальные проблемы экологии,

№ 3: Принципы рационального природопользования.

Введение. Современное состояние окружающей среды.

1. Экология как наука. Задачи экологии.

2. Основные методы экологии.

3. Структура современной экологии.

4. Общая характеристика состояния природной среды.

Экология – это наука о взаимодействии общества с природой, влиянии научно – технического прогресса на среду обитания человека, возможностях сохранения естественного равновесия.

Основные задачи экологии:

- Постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;

- изучение реакций компонентов окружающей среды на возникающие воздействия;

- определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;

2. Основные методы экологии.

Традиционно экологию делят на общую и частную. Общая экология изучает основные принципы организации и функционирования биологических систем. Частная экология изучает конкретные группы живых организмов. Каждая из них имеет различия в характере и методах конкретных исследований.

Основные методы экологии:

- эксперименты в природных условиях;

- математическое моделирование процессов и ситуаций,

встречающихся в популяциях и биогеоценозов с помощью вычислительной техники.

3 . Структура современной экологии.

- космическая экология - ( среда жизнеобитания космонавтов

в космических кораблях и в открытом космосе; условия возможного существования жизни в космосе);

- глобальная экология - ( экология биосферы как глобальной экосистемы);

- экосистемы и земные сферы (экология почв, литосферы; экология тундр, арктических пустынь, степей, пустынь, гор, островов, лесная экология; экология гидросферы, континентальных вод, океана; экология атмосферы);

- биоэкология (экология микроорганизмов; экология грибов; экология растений, экология животных);

- экология человека ( природные условия, условия социально-культурной среды);

4. Общая характеристика состояния природной среды.

Россия занимает территорию 17.075.000 кв.км. Население России на конец 20 века составляло 148, 0 млн. человек. Состояние окружающей среды в России характеризуется как экологический кризис. В России 13 регионов с критической экологической ситуацией, а в 55 крупных городах назрела сложная экологическая ситуация. Отсутствие очистных сооружений или их неудовлетворительная работа приводит к тому, что 82 процента сточных вод не подвергается очистке. Поэтому качество воды основных рек России. Оценивается как неудовлетворительное.

Реки волга, Енисей, Дон, Обь, Печора, Кубань загрязнены органическими веществами, соединениями азота, тяжелыми металлами, фенолом, нефтепродуктами. Свыше 15 процентов всех загрязненных вод идет от предприятий топливно-энергетического комплекса. В критическом состоянии находится гордость России – озеро Байкал, который содержит 80% запасов пресной питьевой воды всей планеты. Целлюлозно-бумажный комбинат является единственным предприятием, загрязняющим озеро Байкал.

В результате 30-летней работы данного комбината, озеро сейчас находится в катастрофическом состоянии.

Леса. Нерационально используется лесной фонд страны. Ежегодно регистрируется от 10 до 30 тысяч пожаров. Существующее положение с охраной животного мира, прогрессирующее

разрушение естественных местообитаний диких животных

приводит к уменьшению видового разнообразия и разрушению естественных сообществ, сокращению численности животных.

Чудовищное загрязнение территории допущено при производстве ядерного оружия в закрытых городах: Свердловск 44, Челябинск 65, Арзамас 16, Красноярск 45, Томск 7. Преступление века – Чернобыльская катастрофа. Зона ее радиационного загрязнения составляет 58 тыс. кв.м. Сейчас в Росси действует 9 АЭС, где имеется 28 энергоблоков. От повторения радиационных аварий на них страна не застрахована.

Деградация окружающей природы влияет на здоровье человека и его генетический фонд. Загрязнение окружающей среды является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на продолжительность жизни, здоровье людей и увеличивает опасность генетических нарушений.

В России резко упала средняя продолжительность жизни. Сейчас она составляет 57 лет для мужчины и около 70 лет для женщин

Тема 2: Глобальные проблемы экологии.

1. Глобальные проблемы экологии.

2.Экологические кризисы и катастрофы.

Высыхание Аральского моря. Его площадь уменьшилась, за последние 40 лет примерно втрое. Это результат в частности, создания неправильных ирригационных систем.

Сильнейшее загрязнение реки. В ноябре 1986 года во время тушения пожара на заводе в г. Базеле в р. Рейн было слито 30 тонн химических удобрений. В связи с массовой гибелью рыбы власти объявили Рейн зоной экологического бедствия.

Озоновые дыры. Самая большая дыра в озоновом слое – Антарктида. Одна из причин – массовое производство фреона, газа, который используется, в частности, при производстве холодильников.

Загрязнение морей. В 1988 году в Северном и Балтийском морях вдоль западного побережья Швеции начал распространяться ковер ядовитых водорослей из-за чрезвычайной загрязненности воды. Это создало угрозу для флоры и фауны и привело к массовой гибели тюленей.

  1. Экологический кризис – это критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

Прошлые экологические кризисы

  1. Кризис присваивающего хозяйства собирательства и примитивной охоты. Он возник в связи с истощением естественных запасов плодов, съедобных растений, с истреблением небольших животных в местах обитании древних людей.
  2. Возник в конце ледникового периода, когда стали исчезать крупные животные – носорог, медведь, мамонт. Этот кризис связывают с перепромыслом крупных зверей весьма искусными охотниками.
  3. Возник в местах древнего орошаемого земледелия. Этому способствовали полное сведение лесов и чрезмерная нагрузка примитивного земледелия на почвы, вызвавшие их ускоренную эрозию и засоление. Теперь в этих районах Сев. Африки и Центр. Азии находятся пустыни.
  4. связан с научно технической революцией.
  5. Вызваны химическим и радиоактивным загрязнением.

Тема № 3: Принципы рационального природопользования.

1. Классификация природных ресурсов.

2. Аспекты охраны природы.

3.Принципы и правила охраны природы.

4.Рациональное природопользование. Мероприятия,

необходимые для решения проблем природопользования.

1. Классификация природных ресурсов.

Природные ресурсы – это компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных

потребностей человеческого общества.

Классификация природных ресурсов

( богатства недр); (солнечная радиация,

( почва, растит. и животный мир); ( атмосферный воздух,

- водные (воды Миро-

2. Аспекты охраны природы.

В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, ее охраны.

Хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов.

Социально-политический аспект – Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются.

Здравоохранительный аспект . Чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранившейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристические базы.

Эстетический аспект . Природа – источник не только материальных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание.

Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм.

Научно-познавательный аспект. Связан с необходимостью сохранения для исследования естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы.

3. Принципы и правила охраны природы.

Существующие в природе всеобщие взаимосвязи и взаимозависимости определяют основные правила и принципы охраны природы.

  1. Все природные явления имеют для человека множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения.
  2. При использовании природных ресурсов необходимо руководствоваться правилом региональности.

3. Правило, вытекающее из взаимосвязи явлений в природе, состоит в том, что охрана одного природного объекта может означать одновременно охрану и других объектов тесно с ним связанных.

4. Рациональное природопользование. Мероприятия,

необходимые для решения проблем природопользования.

деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества путем использования природных ресурсов.

Рациональное природопользование представляет собой систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

В числе главных мероприятий , необходимых для решения проблем рационального природопользования, выделяются:

1. Социально-экономические мероприятия определяют наиболее оптимальные системы планирования эксплуатации и воспроизводства ресурсов природных экосистем с учетом их потенциальной возможности, природно-климатических особенностей и специфики исторически сложившегося распределения населения и производительных сил, обеспечивают экономическую заинтересованность предприятий и организаций в соблюдении планов и норм рационального природопользования.

2. Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают обеспечение чистоты воздуха, воды, пищи, предотвращение потенциальной возможности загрязнения их токсическими веществами и болезнетворными микроорганизмами.

3. Экологические мероприятия связаны с установлением предельно допустимых изменений окружающей среды. Это требует оценки степени преобразования природной среды, путей восстановления или возможностей замены природных ландшафтов культурными.

4. Технологические мероприятия определяют наиболее рациональное и комплексное использование ресурсов. Они предполагают устранение загрязнения экосистем, обеспечивают применение новых методов контроля за поступлением в биосферу загрязняющих веществ.

5. Инженерно-геологические мероприятия обеспечивают оценку геологической среды с целью оптимального решения вопросов проектирования и прогнозирования возможного изменения условий в результате строительства, мелиорации, добычи полезных ископаемых и т.д.

6. Архитектурно-строительные мероприятия определяют новые принципы строительства городов, промышленных комплексов, гидроэлектростанций, основанные на оптимальных объемах производства и численности населения с учетом потенциальных возможностей территории.

7. Мониторинг – важный фактор сознательного управления рациональным использованием ресурсов природной среды. Это комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

8. Образовательно-воспитательные мероприятия определяют формирование нового отношения человека к окружающей среде. Необходимы изучение проблем природной среды во всех звеньях образования, популяризации охраны природы, издание соответствующей научной и художественной литературы и т.д.

Контрольные вопросы по темам № 1, 2, 3.

2. Что изучает общая и частная экология?

3. Перечислите структуру современной экологии.

4. Перечислите глобальные проблемы экологии.

6. Что такое природные ресурсы? Дайте определение.

7. Дайте краткую характеристику социально-политического, здравоохранительного, воспитательного аспекта охраны окружающей среды.

8. Перечислите основные правила и принципы охраны природы.

Контрольные вопросы по темам № 1, 2, 3.

1. Перечислите основные задачи экологии.

2. Перечислите основные методы экологии.

3. Перечислите структуру современной экологии.

5. Каковы причины глобальных проблем экологии?

6. Классификация природных ресурсов (схема).

7. Дайте краткую характеристику хозяйственно-экономического, эстетического, научно-познавательного аспекта охраны окружающей среды.

9. Дайте характеристику санитарно-гигиеническим, экологическим мероприятиям, необходимым для решения проблем рационального природопользования.

Предварительный просмотр:

1. Наука о взаимодействии общества с природой, влиянии научно- технического прогресса на среду обитания человека, возможностях сохранения естественного равновесия. Р = 1

2. Общая экология изучает основные принципы организации и функционирования биологических систем. Частная экология изучает конкретные группы живых организмов.

3. космическая экология, глобальная экология, экосистемы и земные сферы, биоэкология, экология человека Р = 5

5. критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил о производственных отношений Р = 1

6. компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человеческого общества Р = 1

7. Социально-политический аспект – Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются.

Здравоохранительный аспект . Чистая вода, воздух, лес – необходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благоприятно действующие на здоровье человека, широко используются в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранившейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристические базы.

Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм. Р = 6

8. - Все природные явления имеют для человека множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения.

-При использовании природных ресурсов необходимо руководствоваться правилом региональности.

- Правило, вытекающее из взаимосвязи явлений в природе, состоит в том, что охрана одного природного объекта может означать одновременно охрану и других объектов тесно с ним связанных. Р = 3

9. Рациональное природопользование представляет собой систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

10. Мониторинг - комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Количество существенных операций Р = 27

1. Основные задачи экологии:

- Постижение законов функционирования и развития биосферы как целостной системы;

- изучение реакций компонентов окружающей среды на возникающие воздействия;

- определение допустимых пределов воздействия человеческой цивилизации на окружающую среду;

2. - полевые наблюдения;

- эксперименты в природных условиях;

- математическое моделирование процессов и ситуаций, встречающихся в популяциях и биогеоценозов с помощью вычислительной техники. Р = 3

3. космическая экология, глобальная экология, экосистемы и земные сферы, биоэкология, экология человека Р = 1

4. Группа экологических проблем, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества. Р = 1

5. - заметный рост народонаселения;

- увеличение объемов материального производства;

- несоизмеримость масштабов совокупной деятельности человека с процессами в природе;

- производство ядерного и других видов оружия массового поражения; Р = 4

6. Классификация природных ресурсов

( богатства недр); (солнечная радиация,

( почва, растит. и животный мир); ( атмосферный воздух,

- водные (воды Миро-

7. Хозяйственно-экономический аспект – важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов;

Эстетический аспект . Природа – источник не только материаль-

-ных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание;

Научно-познавательный аспект. Связан с необходимостью сохранения для исследования естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы. Р = 6

8. Природопользование – общественно–производственная

деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человечества путем использования природных ресурсов.

9. Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают обеспечение чистоты воздуха, воды, пищи, предотвращение потенциальной возможности загрязнения их токсическими веществами и болезнетворными микроорганизмами.

Экологические мероприятия связаны с установлением предельно допустимых изменений окружающей среды. Это требует оценки степени преобразования природной среды, путей восстановления или возможностей замены природных ландшафтов культурными. Р = 2

10. Мониторинг - комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по экологии человека

Цель урока:

обучающая: познакомить уч-ся с основными задачами и предметом экологии; показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.

воспитательная: формирование научного мировоззрения; формирование знания об экологии как области научной картины мира.

Ход урока

І . Организационный момент.

Приветствие учеников.

ІІІ . Изучение нового материала.

Экология как наука.

Экология наука о взаимодействии живых существ между собой и с окружающей средой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих связей.

История развития экологии как науки

Для дальнейшей работы необходимо начертить таблицу и по мере рассказа ее заполнять:

Ученый

Вклад в науку

В истории развития экологии можно выделить 3 основных этапа.

1 этап - зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.)

На данном этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

Ученые, внесшие вклад в развитии экологии в данный период:

Аристотель (384-322 до н. э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении: о миграциях, зимней спячке, строительной деятельности, способах самозащиты и т. п. (Слайд 5)

Гиппократ высказал идею о влиянии факторов среды на здоровье человека. (Слайд 7)

Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии.

Русские путешественники 17 18 вв. Крашенинников Степан Петрович, Лепехин Иван Иванович, Паллас Петр Симон : описание растительности и животного мира труднодоступных районов (Сибирь, Арктика), первые сведения об образе жизни различных видов, первые идеи о зависимости организмов от среды обитания. (Слайд 8)

Роберт Бойль (1627-1691) - первым осуществил экологический эксперимент. Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. (Слайд 9)

Английский священник и ученый Томас Мальтус (1766 - 1834) доказал, что рост численности населения Земли идет в геометрической прогрессии, а рост материальных благ, а первую очередь, сельскохозяйственной продукции в арифметической, то есть недостаток питания является регулирующим фактором численности населения планеты. (Слайд 11)

2 этап - Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний.

Чарлз Роберт Дарвин (1809 - 1882) - основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии. (Слайд 13)

Большой вклад в развитие экологии внесли такие ученые:

Артур Тенсли выдвинул понятие экосистемы (1935).

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - создатель учения о биосфере. Он вводит новое понятие - ноосфера, что означает мыслящая оболочка, то есть сфера разума. Определил глобальные функции живого вещества. (Слайд 16)

3 этап (50-е гг. XX до настоящего времени) - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.

В 30-40 годах в связи с ростом индустриализации страны в России возникает новый вид природоохранной деятельности - рациональное использование природных ресурсов. (Слайд 20)

В 70-80-е годы практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы, но губительное антропогенное воздействие на природу продолжалось. (Слайд 21)

Современная экология превратилась в широкий цикл знаний, объединив в себе:

Экологические занятия в детском саду. Старший дошкольный возраст

Методическое пособие является результатом работы авторов.

Предлагаемые занятия рассчитаны на 5-6-летних детей.

На занятиях дети познакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогут художественные произведения писателей-классиков.

Пособие адресовано воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть использовано студентами высших и средних педагогических учебных заведений, родителями и гувернерами.

Желаем творческих успехов!


Конспект занятия по экологии "Солнце, воздух и вода - наши верные друзья" для детей старшей группыОписание материала: конспект занятия по математике подготовлен для детей старшей группы. Непосредственная образовательная деятельность направлена на расширение знаний дошкольников и развитие умений и навыков в различных видах деятельности. Данный конспект может быть интересен как педагогам дошкольных образовательных организаций, так и студентам, обучающимся на специальности "Дошкольное образование".


Конспект занятия


Экологическое воспитание. Презентация для дошкольников "Природа и мы"Автор: Топольникова Надежда Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 14 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Цель: Прививать бережное отношение к природе. Задачи: - Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни; - Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех к.

Экология в старшей группе. НОДКонспект НОД по экологии в старшей группе. Виртуальная экскурсия на лугАвтор: Жолобова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ № 22. Цель: Сформировать представления детей о луге. Программное содержание: - активизировать представления детей о разнообразии живых организмов луга; - продолжать учить пользоваться микроскопом; - учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; - развивать любознательность, внимание; - развивать интерес к исследов.


Читайте также: