Конспект этика и деонтология

Обновлено: 06.07.2024

Цели классного часа Пополнить знания о специальности - медсестра. 2. Помочь в определении профессионального призвания, а также ознакомить со способами достижений результатов в профессиональной деятельности. 3. Формировать чувство уважения к труду, к профессии. 4. Формировать активную жизненную и гражданскую позицию, способности к жизненному самоопределению и самореализации, всестороннего развития каждого студента как личности, как члена человеческого сообщества.

Основные понятия и определения Этика (лат. ethica , от греч. ethice – обычай) – норма поведения, совокупность моральных правил определенной социальной группы. Деонтология (греч. deon , deontos – долг, должное, надлежащее; logos – учение) – учение о должном поведении человека. Медицинская деонтология – совокупность соответствующих морально-этических и правовых принципов и правил, которыми должны руководствоваться медицинские работники в своей деятельности. Между деонтологией и этикой есть соответствующая внутренняя связь: деонтология – это раздел этики, нормы которой являются профессиональным долгом всех медицинских работников. Приведите пример свода профессионального поведения медработников?

Характеристика деятельности медицинской сестры

Характеристика деятельности медицинской сестры Сестра- рутенёр Наиболее характерной чертой медицинской сестры является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя часто невиданную ловкость и умение. Выполняется всё, что нужно для ухода за больным, но самого-то ухода и нет. Такие сестры работают автоматически, подобно машинам, безлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду одно – самого больного . Именно такие сестры допускают такие поистине абсурдные поступки, когда они будят больного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное .

Сестра с мужеподобной сильной личностью

Характеристика деятельности медицинской сестры Сестра-специалист Такие медицинские сестры благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Такие сестры обычно бывают прекрасными секретарями , часто посвящающими свою жизнь выполнению сложных технических задач, например, работе в специальных лабораториях . Иногда это очень странные люди, чудаки, фанатики своей узкой деятельности, неспособные ни на что, кроме выполнения этой работы, ничем кроме нее не интересующиеся .

Тактика медицинского работника в терапевтическом отделении

Тактика медицинского работника в клинике хирургических болезней

Современные правила этики и деонтологии Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства. Медсестра должна быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотной. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Неправильные действия медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия - боязнь заболевания раком.

Современные правила этики и деонтологии К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными. Есть правило: "Слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного.

Современные правила этики и деонтологии К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета медсестры. Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: “Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”.

Современные правила этики и деонтологии Тактика медсестры, ее поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности на возможность излечения. Если пациент не обращается к медсестре в последующем, он не верит ей как специалисту. Это уже признак того, что это “ плохая” медсестра, к “ хорошей” они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, медсестра не сумела наладить контакт и взаимопонимание . Взаимоотношения медсестры с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии.

ВЫВОД Медсестра - это гордое звание Для больных Вы как ангел земной! Медсестра - это Ваше призвание Относитесь к работе с душой! Вы в тяжелые жизни моменты Нас спешите от смерти спасать И от имени всех пациентов Разрешите Вас крепко обнять!


Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ
  • СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС
  • БЕЗОПАСНАЯ БОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА. ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ЛПУ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ

Проблемы медицинской этики волновали врачей всего мира, о чем свидетельствуют дошедшие до нас вавилонские, египетские, индийские, китайские, а также русские исторические документы. Врач и мыслитель Гиппократ в своей знаменитой Клятве (V в. до н. э.) впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы в профессии врача. Клятва Гиппократа включает следующие аспекты:

— обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

— обязательство оказания помощи больному (принцип милосердия);

— забота о пользе больного, действия в его интересах;

— уважение к жизни и отрицательное отношение к эвтаназии (абортам);

— отказ от интимных связей с пациентами;

— сохранение врачебной тайны (принцип конфиденциальности).

Этический кодекс медицинской сестры был разработан на основании следующих документов:

Этический кодекс медсестры включает:

— комплексный всесторонний уход;

Данный кодекс имеет этическую основу — гуманность и милосердие. Документ состоит из 5 частей:

— медицинская сестра и пациент;

— медицинская сестра и ее профессия;

— медицинская сестра и общество;

— действие Этического кодекса.

Особенно хотелось бы отметить статьи, касающиеся взаимоотношений медсестры и пациента.

Статья 1. Здесь речь идет о праве пациента на качественную медицинскую помощь. Статья включает:

— уважение права на адекватную медицинскую помощь;

— оказание качественной медицинской помощи;

— оказание неотложной медицинской помощи;

— моральную ответственность перед пациентом, коллегами, обществом.

Статья 2. Затрагиваются вопросы профессиональной компетентности, которая включает:

— соблюдение моральных и юридических прав пациента;

— соответствие профессиональным стандартам;

— совершенствование знаний и умений;

— повышение уровня культуры.

Реализацией данной статьи на практике является система образования среднего медицинского персонала, включающая: среднее профессиональное образование, повышенный уровень, высшее сестринское образование, интернатуру, аспирантуру.

Статья 3. Здесь говорится о необходимости гуманного отношения к пациенту, уважении его законных прав, в том числе:

— сострадание и уважение к жизни;

— отказ от жестокого обращения;

— отсутствие способствования самоубийству.

Статья 4. Речь идет об уважении человеческого достоинства пациента, а именно:

— оказание помощи любому пациенту, независимо от его пола, возраста, характера заболевания, расовой и национальной принадлежности, религиозных и политических убеждений, социального и материального положения и т. д.;

— неправомочность навязывания пациенту своих моральных, религиозных, политических убеждений;

— моральная ответственность перед пациентом, коллегами, обществом;

— недопустимость вмешательства в личную жизнь пациента.

Статья 5. Здесь говорится о том, что любые медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными негативными явлениями, допустимы лишь в интересах пациента.

Статья 6. Рассматривается право пациента на получение информации (по согласованию с врачом):

— о диагнозе и прогнозе лечения;

— о возможных рисках и преимуществах предлагаемых методов.

Кроме того, в статье предусмотрено право пациента на отказ от информации.

В исключительных случаях медсестра вправе не сообщать пациенту профессиональную информацию. Медсестра должна обучить его новым способам удовлетворения жизненных потребностей в связи с изменением образа жизни; объяснить цель назначенных врачом манипуляций, подготовить к ним пациента; ориентировать пациента на выздоровление; обучить пациента (его родственников) элементам ухода.

Статья 7. Здесь регламентируется право пациента на согласие или отказ от медицинского вмешательства. Моральный и профессиональный долг медсестры — разъяснение пациенту последствий отказа от медицинской процедуры. Исключение составляют дети до 15 лет (в случае отсутствия законного представителя) и недееспособные пациенты, которые тяжело переносят разлуку с матерью, отрыв от привычной обстановки, не всегда могут указать локализацию и характер боли, не умеют формулировать жалобы. Их пугают лечебные и диагностические процедуры. Во время болезни очень четко проявляются особенности характера и воспитания. Поэтому задача медсестры заключается в том, чтобы отвлечь ребенка, завоевать его доверие.

Сложным контингентом являются также подростки. Нередко они резки в общении, пренебрежительно относятся к своей болезни. От персонала требуются терпение, выдержка, уважение, умение найти подход к каждому пациенту.

Для пациентов пожилого и старческого возраста характерно чувство одиночества, беспомощности, у них ухудшаются слух, зрение, память, двигательные функции, усиливаются обидчивость, ранимость. У таких пациентов снижены возможности самообслуживания, ослабена мотивация к лечению и выздоровлению. Поэтому для них особенно важны теплота и забота, проявляемые средним медицинским персоналом.

Статья 8. Эта статья посвящена профессиональной тайне (даже после смерти пациента). Пациенту гарантируется соблюдение врачебной тайны:

— о прогнозе заболевания;

Статья 9. Здесь регламентируются взаимоотношения медсестры и умирающего больного, в том числе:

— достойная смерть пациента;

— квалифицированная паллиативная помощь;

— максимальный физический, эмоциональный и духовный комфорт;

— предотвращение и облегчение страданий.

Следует подчеркнуть, что эвтаназия недопустима даже по просьбе пациента.

Статья 10. В этой статье регламентируется право медицинской сестры на участие в научных исследованиях и учебном процессе. При этом интересы пациента должны быть выше интересов общества и науки.

Статья 11. Здесь рассматриваются вопросы формирования в обществе уважения к профессии медсестры, а также моральной, экономической и профессиональной независимости, а именно:

— недопустимость интимных отношений с пациентом;

— пропаганда здорового образа жизни на личном примере;

— соблюдение медицинского этикета.

Под медицинским этикетом подразумевается культура поведения:

— опрятный внешний вид (одежда, косметика, прическа, обувь);

— соблюдение внешних приличий (уважительный тон, отсутствие в лексиконе бранных и грубых слов).

Статья 12. Здесь рассматриваются взаимоотношения медсестры с коллегами. Они должны включать:

— уважение к профессиональным традициям;

— внутреннюю культуру поведения (отношение к труду, соблюдение дисциплины, субординации, дружелюбие).

При этом под субординацией понимается система служебного подчинения младшего старшему, основанная на правилах служебной дисциплины.

Статья 18. В статье речь идет об ответственности за нарушение этического кодекса. Это могут быть: взыскания за нарушение норм кодекса (замечание, предупреждение о неполном профессиональном соответствии, приостановка членства в Ассоциации медицинских сестер, исключение из ассоциации с обязательным уведомлением аттестационной комиссии).

1. В тактичной форме изложите пациенту правила пребывания в данном медучреждении. Объясните смысл запретов (обеспечение комфорта и безопасности).

2. Некоторые мероприятия по уходу за пациентом удобнее выполнять вдвоем и втроем. Учитесь работать согласованно, заранее обсудите план совместных действий с коллегами.

3. Стремитесь установить психологический контакт с пациентом. Предварительно объясните ход планируемых действий. Поощряйте допустимую активность и участие пациента в выполнении всех манипуляций.

4. Пациент (особенно тот, у которого ограничена двигательная активность) часто испытывает неловкость в связи с необходимостью пользоваться посторонней помощью во время приема пищи, при физиологических отправлениях, гигиенических мероприятиях, передвижениях. Будьте доброжелательны и терпеливы, убедите пациента в том, что оказание такой помощи является вашей обычной работой. Важнейшим аспектом профессиональной деятельности любого медицинского работника является общение (способы сознательного или бессознательного психологического воздействия на людей).

Выделяют следующие уровни общения:

— внутриличностное (один человек);

— межличностное (между двумя и более людьми);

— общественное (между большими группами людей).

Для выздоровления человека очень важно, с кем он общается (дома, в палате). Для того чтобы общение оказывало положительное влияние, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

1) Персонал не должен забывать о таком свойстве человеческой психики, как самовнушение, поэтому необходимо создать позитивный настрой у пациентов.

2) Часто болеющие люди с большим смирением и спокойствием переносят страдания, поэтому они могут положительно влиять на других пациентов.

3) Пациенты, которые заболели впервые или у которых от физического здоровья зависит вся жизнь (артисты, спортсмены), подвержены проявлениям страха.

4) У хронических больных часто наблюдаются более глубокие изменения психики. Больной может стать пессимистичным, обидчивым, чувствительным, завистливым.

5) В поведении некоторых пациентов может появляться инфантилизм, который выражается в нежелании выполнять требования персонала. Данная группа пациентов требует особо пристального внимания. Для коррекции такого поведения могут привлекаться родственники.

2. Экспрессивная (эмоциональная). Пациенты ждут эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла от медицинского персонала. Причитания над пациентом не нужны, однако холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции производят впечатление черствости и бездушности. Важно учитывать, что любые эмоции (особенно отрицательные) быстро распространяются на окружающих.

Словесный (вербальный) контакт — наиболее распространенное средство выражения мыслей. О необходимости вербального общения писала Юнна Мориц:

Таблетки, микстура и теплое слово,

Горчичники, банки и нежное слово, —

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова — не лечат больного!

Бессловесный (невербальный) межличностный контакт происходит на подсознательном уровне. Классическим примером является общение матери и младенца, которые прекрасно понимают друг друга, хотя речь матери еще не осмысливается ребенком.

Невербальный контакт включает в себя следующие аспекты:

Выделяются четыре варианта расстояния между медработником и пациентом:

— интимное — менее 40 см;

— личное — 40 см — 2 м;

— социальное — 2 — 4 м;

— открытое — более 4 м.

В общении важно соблюдать дистанцию психологического комфорта. Общаясь с пациентом, нужно тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую ему. Она может дополняться паралингвистическими средствами: паузы, интонация, возгласы. восклицания; тон, звучность, тембр голоса; дикция; скорость речи.

3. Длительность общения. Пациент никогда не пойдет на контакт с медработником, если тот будет постоянно торопиться, всем своим видом показывая нетерпение и озабоченность.

Факторы, способствующие/препятствующие общению:

По эффективности выделяют терапевтическое (эффективное) и нетерапевтическое (неэффективное) воздействие, оказываемое на психику пациента (например, когда любящая мама успокаивает своего плачущего ребенка).

Для обеспечения эффективного общения важны следующие аспекты:

1. Внимание к личности пациента. Медработник должен как можно лучше узнать больного: не только его фамилию, имя и отчество. Пациент должен быть интересен как личность. Любой человек нуждается во внимании. Для многих больных внимание — единственная настоящая ценность.

2. Терапевтическое прикосновение. Иногда теплое человеческое прикосновение — единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента. Прикосновение — это терапия, не требующая дополнительного времени.

Достижению терапевтического эффекта может способствовать соблюдение других условий. Медработник должен:

— получить максимальную информацию о пациенте;

— попытаться создать приятную атмосферу;

— добитьсь доверительного отношения пациента;

— задать тон разговора;

— формулировать точные вопросы;

Следует избегать и так называемого неоправданного доверия, когда медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Пациент может забыть об этом, и лечение будет неэффективным.

В общении с больным недопустимы морализирование, критика, насмешки, угрозы.

Соблюдение перечисленных требований является не только обязательным правилом поведения медработника, но и отражением его внутренней культуры.

Медицинская этика и деонтология — это правила поведения медицинского работника, основанные на общечеловеческих принципах морали и нравственности. Этика и деонтология в работе медицинской сестры представляет собой её отношения со всеми участниками лечебно-диагностического процесса: пациентом, его родственниками и близкими, лечащим врачом, другими врачами, коллегами-медсёстрами, младшим медицинским персоналом.

Этика и деонтология

Оглавление
  • Медицинская биоэтика
  • Модели медбиоэтики
  • Профессиональная этика
  • Деонтология
  • 4 принципа этики и деонтологии
  • Отношения медсестры с пациентом и коллегами
  • Решение проблем

Этика и медбиоэтика

Мораль — это форма общественного сознания людей, которая определяется общественным бытием, т.е. социально обусловлена.

Нравственность — это реальное воплощение морали в жизнь через совокупность обычаев, нравов, поведение людей.

Этика – (лат. ethic, от греч. ethice – изучение нравственности, морали) — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем, который понимал этику как философию нравственного поведения людей.

Медицинская этика представляет собой системы моральных и нравственных норм в отношении пациента и медицинского персонала.

Этика и деонтология в профессиональной деятельности – это комплекс моральных и нравственных норм, которым должна следовать медицинская сестра в своей ежедневной деятельности – выполняя медицинские вмешательства, при осуществлении ухода за больными и т.д.

В деятельности медицинских работников должны повсеместно и повседневно соблюдаться принципы медицинской этики и деонтологии. На основе обычаев, норм и правил поведения сформулированы наиболее общие этические категории (нормы морали):

Медицинская этика и деонтология

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и в следовании ею высоким моральным и нравственным принципам. Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй, милосердной и отзывчивой.

Нравственный долг является категорией морали, его не нужно путать с наукой о долге — деонтологией, которая имеет более узкое содержание (о ней поговорим ниже0. Врачебный долг, медицинский долг — комплекс требований и норм, регулирующий отношения:

  • врач (медицинский работник) — пациент
  • врач (медицинский работник) — родственники пациента
  • врач — врач
  • врач — медицинская сестра
  • врач (медицинский работник) — общество

Этика и деонтология в медицине — основа взаимодействия между медицинскими работниками и пациентами. С одной стороны, профессиональный долг служит проявлением гуманизма как главного принципа врачебной (медицинской) морали. С другой стороны, бывает, что гуманизм противопоставляется врачебному долгу. Известно, что отказ от оказания медицинской помощи противоречит клятве Гиппократа, Женевской декларации, Уголовному кодексу РФ, однако часто имеют место подобные факты. Медицинская биоэтика выполняет также функцию защиты медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении профессионального долга.

Модели медбиоэтики

В настоящее время медбиоэтика существует в четырех исторически сложившихся моделях (формах):

Этика и деонтология: принцип Гиппократа

Современная медицинская биоэтика сталкивается с множеством противоречивых проблем: аборты, искусственное оплодотворение, клонирование, сексология, эвтаназия. В этих случаях возникает так называемый конфликт прав. К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание беременности.

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь человека долгой и счастливой, без болезней и страданий. Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и явилось причиной возникновения такой формы медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Этика и деонтология в работе медицинской сестры

В повседневной деятельности соответственно должностным обязанностям профессиональная этика и деонтология медсестры выходит на первый план мастерства. Именно в соблюдении этическо-деонтологичеких принципов в любой ситуации медицинская сестра демонстрирует свой высокий профессионализм.

Профессиональная этика медицинской сестры

В 1996 году Ассоциацией медицинских сестер России был разработан и принят, а в 1997 году одобрен Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Этический кодекс медицинской сестры России.

Согласно Этическому кодексу, документам, на которых он основан и современному положению вещей в медицине, сестра — это не только исполнитель врачебных назначений. Медицинская сестра — самостоятельная профессия. Ее представители обладают как навыками комплексного ухода за пациентами, так и достаточным уровнем познаний в области психологии общения и педагогики. Основа Этического кодекса медицинской сестры России — такие этические компоненты философии сестринского дела, как обязанности, ценности и добродетели. Рассмотрим подробнее.

Этика и деонтология в обязанностях медицинской сестры (профессионализм)

Медицинская сестра обязана:

  • уважать пациента
  • уважать право пациента на самоопределение
  • говорить правду
  • делать добро
  • не причинять вреда
  • уметь принимать самостоятельные решения
  • быть преданным своей профессии человеком
  • иметь ответственность

Ценности (желаемые цели)

Желаемыми целями для медицинской сестры должны быть:

  • профессионализм
  • результативность
  • достоинство
  • здоровье
  • гармония

Профессиональные добродетели (личные качества)

Медицинской сестре должны быть присущи:

  • знания
  • мудрость
  • сострадание
  • терпение
  • ответственность
  • милосердие
  • способность к сотрудничеству.

Наряду с деонтологией — наукой о медицинском долге — профессиональная этика медсестры предполагает правила поведения и отношения с окружающими. Согласно этим правилам медицинская сестра обязана:

  • неукоснительно соблюдать субординацию (подчинение младшего медицинского звена старшему, согласно принципам служебной дисциплины)
  • не допускать и пресекать распространение конфиденциальной и служебной информации
  • не допускать и пресекать обсуждение медицинских проблем в присутствии пациентов и их родственников
  • не допускать выяснения отношений между коллегами в присутствии пациентов и их родственников
  • поддерживать доброжелательные, тактичные и вежливые отношения с пациентами и их родственниками
  • иметь терпение выслушивать пациента и его родственников, понять их переживания
  • поддерживать пациентов и их родственников в тяжелые минуты
  • сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность при выполнении своих профессиональных обязанностей
  • действовать профессионально в пределах своей компетенции.

Повседневное поведение медицинской сестры, стиль ее работы зависят от многих факторов. Здесь и отношение к профессии, и личностные качества, и общая корпоративная культура конкретного медицинского учреждения. К большому сожалению, часто приходится сталкиваться с эмоциональной и нравственной индифферентностью (безразличием, равнодушием) медицинских сестер.

Нередко неблаговидные поступки, противоречащие нормам Этического кодекса, медицинские сестры пытаются оправдать экономической обстановкой, наличием глубоких личных проблем и другими факторами. Однако истинно профессиональная этика медсестры руководствуется тем, что в подобных ситуациях оправдывающих неэтичное поведение обстоятельств просто не существует.

Деонтология в работе медицинской сестры

Деонтология (от греч. deon — должное) — принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики (медбиоэтики), медицинской морали. Профессиональная деонтология медсестры являет собой долг средних медицинских работников перед пациентом, его семьей и всем обществом.

Говоря о том, что существует деонтология медсестры и других медработников, подразумевается профессиональное поведение, как на рабочем месте, так и вне работы. Соблюдение норм деонтологии включает в себя:

  • внимательное отношение к пациенту, немедленную реакцию на изменения в его состоянии и/или поведении
  • тактичное обращение с пациентом
  • коллегиальность в отношении со всеми сотрудниками
  • сохранение медицинской тайны

Деонтология в работе медсестры

Прежде всего, деонтология медсестры — это ее внутренняя и внешняя культура.

Внутренняя культура — набор качеств, которым в идеале должна обладать медицинская сестра:

  • честность
  • порядочность
  • искренность
  • преданность своему делу
  • скромность
  • доброта
  • готовность прийти на выручку
  • дисциплинированность
  • справедливость
  • сострадание
  • дружелюбие
  • опрятность
  • умеренность в макияже и украшениях
  • грамотная речь
  • уместные слова и выражение
  • отсутствие фамильярности, вежливость

Этика и деонтология: 4 принципа

Этика и деонтология медицинской сестры базируется на четырех универсальных принципах:

  1. автономии
  2. милосердия
  3. справедливости
  4. полноты оказания медицинской помощи

Принцип автономии

С точки зрения принципа автономии медсестра должна уважать личность каждого пациента и его решения. С этим принципом связаны следующие положения:

  • пациент рассматривается не как средство, а как цель
  • в отношениях с пациентом важны: конфиденциальность, уважение к политическим и иным убеждениям пациента, уважение к его культуре
  • получение от пациента информированного добровольного согласия на предстоящую процедуру
  • уважение личного мнения пациента, его свобода в принятии важных решений

Этика и деонтология: принцип милосердия

Принцип милосердия

Включает в себя несколько аспектов:

Принцип справедливости

В деятельности медицинской сестры не должно быть различения пациентов по их профессии, социальному статусу, а также по другим характеристикам. Этика и деонтология в работе медицинской сестры также устанавливает, что любая помощь, которая оказывается пациенту, не должна нанести ему или третьим лицам вреда. Если медработник оказывается между противоположными мнениями пациента и его родных, он всегда должен исходить из мнения пациента. Принцип требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств.

Принцип полноты медицинской помощи

Заключается в том, что медицинская сестра обязана оказывать медпомощь пациентам:

  • профессионально
  • использовать для этого все имеющиеся в ее арсенале средства
  • проводить качественно меры диагностики и профилактики
  • оказывать паллиативные медицинские услуги нуждающимся пациентам
  • реализовывать профилактические мероприятия

Читать также: Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями

Этика и деонтология медицинской сестры с точки зрения соблюдения этого принципа подразумевает, что при оказании медицинской помощи медсестра обязана строго соблюдать все действующие требования законодательства, а также моральные нормы.

Этика и деонтология в отношениях участников лечебного процесса

Этические и деонтологические принципы в медицине предполагают выстраивание отношений с пациентом по следующим правилам:

Этический кодекс медсестер затрагивает и вопрос общения с родными пациента. С ними также необходимо выстроить взаимодействие по следующим правилам:

  • Родственникам, которые ухаживают за пациентом, необходимо показывать правильность выполнения различных процедур
  • Следует проявлять тактичность, спокойствие и сдержанность
  • Разговор с родственниками пациентами должен строиться в пределах компетенции медсестры. Вопросы прогноза болезни, лечения и тому подобные обсуждать с родными может только врач
  • На вопросы родственников пациента следует отвечать неторопливо и спокойно

Этика и деонтология медицинской сестры содержит в себе также правила профессионального общения. Это общение с врачом, другими медицинскими сёстрами и санитарками. Как строить отношения с врачами:

  • Недопустимо проявление неуважения и грубости
  • Все назначения врача должны выполняться профессионально, четко и своевременно
  • Следует немедленно сообщать врачу обо всех внештатных ситуациях с пациентом (внезапное изменение состояния, поведения)

Этика и деонтология: отношения медсестра - врач

В профессиональной деятельности отношения медсестер друг с другом должны строиться со следующими особенностями:

  • следует проявлять уважение и вежливость
  • замечания по работе должны доводиться до сведения коллеги без пациентов
  • более опытные медсестры должны передавать свой опыт более молодым коллегам
  • в затруднительных ситуациях медсестры должны стремиться помогать друг другу
  • Ненавязчивый и тактичный контроль работы санитаров и младших медицинских сестёр
  • Не допускается высокомерное и фамильярное отношение
  • Работа по принципу взаимоуважения
  • Запрещается делать замечания друг другу в присутствии других коллег и посетителей

Этика и деонтология: решение проблем

Этика и деонтология медицинской сестры как наука позволяет решать различные проблемы, которые возникают в работе специалиста.

В эту работу включаются следующие направления:

  • проведение семинаров и тренингов по выходу из конфликтных ситуаций и их предотвращению, по коллективным методам работы, развитию коммуникативных навыков
  • обучение медсестер нормам общения с больными и их родственниками
  • проверка знаний норм этического кодекса медсестер
  • проведение периодических тестов, благодаря которым можно выявить сотрудников, у которых наблюдается хроническая усталость, профессиональное выгорание. На основе этих данных планируются мероприятия, снижающие риски развития синдрома профессионального выгорания

Этика и деонтология: отношения медсестра - медсестра

Например, одна из медсестер снимала свой рабочий день на камеру мобильного телефона, потом размещала на своей странице в социальной сети фото, на которых присутствовали пациенты. С такой медсестрой проводится беседа, а в отделении вводятся правила использования мобильных телефонов, запрет на фотосъемку пациентов. Эта информация впоследствии доводится до сведения всех медсестер медицинского учреждения.

Сестринский процесс: определение, этапы, примеры

Модели сестринского дела, их авторы и характеристика

Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


etica

Медицинская этика и деонтология представляют собой особенности медицинской деятельности, основанной на взаимном доверии больного и медицинского работника, которому больной добровольно вверяет свое здоровье, а иногда и жизнь.
Медицинская этика (греч. etohs — обычай, нрав, характер) как часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства.
Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д. В целом можно сказать, что этика — это внешнее проявление внутреннего содержания человека.

Под медицинской деонтологией (греч. deon — должное) понимают принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики, медицинской морали.

Модели медицинской этики

Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Па­рацельса основное значение приобретает патернализм — эмоциональный и духов­ный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям ду­ховного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. — отец) в христиан­стве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента оп­ределяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное проис­хождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомеди­цинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций че­ловеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некото­рые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

Принцип информированного согласия.

Нравственная ценность автономии оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента ныне считается недопустимым.

Центром движения за права пациентов явилась больница, символизирую­щая всю современную медицину с ее разветвленностью, насыщенной разнообраз­ной аппаратурой и повышенной уязвимостью пациента.

Американская ассоциация больниц стала активно обсуждать вопросы прав пациентов и одобрила билль о правах пациентов в конце 1972 г. Среди прав пациента, принятых Американской ассоциацией больниц, первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую для информированного согласия.

Под информированным согласием понимается добровольное принятие па­циентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элемен­та этого процесса:

Первое: предоставление информации и второе: получение согласия. Пер­вый элемент включает в себя понятия добровольности и компетентности.

Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:

  1. о характере и целях предлагаемого ему лечения;
  2. о связанном с ним существенном риске;
  3. о возможных альтернативах данному виду лечения.

В целом поворот к доктрине информированного согласия стал возможен благодаря пересмотру концепции целей медицины. Традиционно считалось, что первая цель медицины — защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко дос­тижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит, и ущемлением свободы его личности. Пациент превращался в пассивного получа­теля блага.

Главная цель современной медицины — благополучие пациента, и восста­новление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих элементов.

Уважение автономии индивида является одной из основополагающих цен­ностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, что­бы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно.

Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением.

Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях.

В самых распространенных в клинической медицине терапевтических отделениях, как правило, находятся больные самого различного профиля — с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек и другие. Нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения.

Длительный отрыв от семьи и привычной професси­ональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у них комплекс различных психогенных реакций. В результате психогений услож­няется течение основного соматического заболевания, что в свою очередь ухудшает психическое состояние больных. Кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

В клинике внутренних болезней постоянно приходит­ся иметь дело с соматогенными и психогенными нару­шениями. В тех и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.

Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своем состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболевани­ем, много неврозоподобных: на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за свое состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. У таких больных отмечаются различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто прихо­дится наблюдать у больных с гипертонической бо­лезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страда­ющих язвенной болезнью желудка и двенадцатипер­стной кишки.

Неврозоподобная симптоматика нередко маскирует клинику основного заболевания. В результате больные обращаются к специалистам различного профиля, однако облегчение от назначенного лечения наступает не всегда, что обостряет их невротическую и ипохондриче­скую настроенность.

При тяжелых декомпенсациях сердечной деятельно­сти, при циррозе печени и уремии могут развиться психотические состояния с галлюцинаторно-бредовыми переживаниями. Психотическое состояние может воз­никнуть и у соматических больных на фоне высокой температуры, обусловленной как осложнением болез­ненного процесса, так и присоединением инфекционного заболевания (чаще гриппа). В этих случаях можно наблюдать психотические состояния типа делирия, аменции и онейроида. Особого внимания заслуживает психотическое состо­яние у пожилых людей, страдающих гипертонической болезнью. На высоте подъема артериального давления у них могут возникнуть динамическое нарушение мозго­вого кровообращения, предынсультное состояние и инсульт. В клинической картине у таких больных в первую очередь отмечается нарушение ориентировки и сознания типа оглушения. Больные не ориентируются в окружающем, с трудом отвечают на поставленные вопросы, иногда у них появляются нарушения речи (стереотипные вопросы или повторение слов), развива­ется тревожно-беспокойное состояние.

Больные с соматогенными психическими нарушени­ями требуют особого внимания, так как, помимо помо­щи, обусловленной основным заболеванием, им необхо­димо проводить лечение по поводу вторичных неврозо-подобных или психотических расстройств. Следует помнить, что такие больные могут болезненно реагировать даже на предложение проконсультироваться у психотерапевта, а некоторые считают это предложение оскорбительным. К многочисленным жалобам и прось­бам больных нужно относиться терпимо, проявлять психотерапевтический подход, который является для них одним из важнейших методов лечебного воздей­ствия. Свою психотерапевтическую тактику необходи­мо согласовать с лечащим врачом, выяснить, как лучше отвечать на различные просьбы таких больных, какие лекарства следует давать и т. д. Иногда многочислен­ные жалобы и просьбы больных остаются вне поля зрения лечащего врача, так как во время нахождения врача в больнице само его присутствие действует успокаивающе на больного, а ухудшение наступает во вторую половину дня и вечером. Ни в коем случае не надо говорить больным, что им следует полечиться у психотерапевта или намекнуть им на их невротические расстройства. Это приведет к нарушению контакта с больным, обиде и жалобам с его стороны и даже усилению невротических расстройств теперь уже ятрогенного характера.

В отличие от неврозоподобных соматогенно обуслов­ленных состояний при невротических расстройствах, помимо довольно часто отмечающейся личностной ре­акции в виде тревожной мнительности и эмоциональной лабильности, всегда имеются различные психогении. Они чаще бывают семейно-бытового, сексуально-личностного или производственного характера. Возник­новение их обусловлено тяжелыми для личности отри­цательными эмоциональными перегрузками. Возника­ющие невротические расстройства переносятся больны­ми не менее тяжело, чем различные соматические болезни. Больные обращаются к различным специали­стам, проходят тщательное клиническое и лабораторное обследование (ЭКГ, фонокардиография, рентгеновское и др.) в терапевтическом стационаре. При общении с такими больными врач должен быть особенно внимателен и соблюдать принципы психоте­рапии. На многочисленные жалобы он должен отве­чать, что болезненные расстройства постепенно исчез­нут при назначении соответствующего лечения. Больному необходимо разъяснить, что лекарственные средства назначаемые врачом, имеют положительное действие.

Особого внимания заслуживают депрессивные нару­шения различной степени выраженности — от легкого угнетенно-подавленного настроения до выраженной депрессии. Во время этих состояний нередко возникают суицидальные мысли и попытки. При выявлении подоб­ных расстройств у больных врач должен немедленно провести с больным беседу направленную на укрепление веры больного в правильности и действенности назначенного лечения..

Читайте также: