В а солоухин камешки на ладони конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Ученик сделал попытку исследовать жанр миниатюры на примере нескольких произведенийиз циклов "Камешки на ладони" В. Солоухина, "Крохотки" А.Солженицына и "Затеси" В. Астафьева.

ВложениеРазмер
isslrabotagarilov_5kl.docx 39.56 КБ

Предварительный просмотр:

«И крохотный рассказец

Необычные жанры в литературе

Выполнил Гаврилов Дмитрий, 5а класс

Руководитель Харина Лидия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Объект исследования – тексты миниатюр Астафьева, Солоухина, Солженицына. Предмет исследования: особенности маленьких рассказов.

Цель исследования : изучить особенности жанра, проблематики и названий миниатюр.

  1. Изучить тексты миниатюр Астафьева, Солоухина, Солженицына
  2. Рассмотреть особенности жанра и проблематики миниатюр.
  3. Определить смысл названий миниатюр.

Методы исследования : сбор информации, наблюдение, сравнение,

Гипотеза: крохотные рассказы помогают нам задуматься над очень сложными вопросами и показывают значительность проблематики художественных произведений.

Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью.

Необычные жанры литературы.

О чём говорит необычное название цикла?

« Крохотка — ж., умал. кроха , крошка — малость, утельная частица, немножко, чуть-чуть.

Каждый писатель очень сожалел бы, если бы его произведения только развлекали слушателей: он всегда стремится сделать их лучше. Чтобы этого достичь, писатели стали обращаться к жанру коротких рассказов. "Таким образом, скорее можно "настичь” бегущего, вечно занятого работой, "затурканного” бытом современного читателя”, - пишет В.П.Астафьев в предисловии к сборнику "Затеси”. Писатель хочет донести до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них.

"На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и "забыл” её на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого. В рассказе поднята проблема : сын бросил мать на вокзале. Какое-то небрежное, нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение ”родного сынка”.

Самое страшное слово в рассказе – "забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?

Проанализировав рассказ, я выделил ключевые слова текста.

"Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе "износила” себя, истратила всю, вырастила "родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества. Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый.

Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери "сынок” пишет краткие прилагательные "легка” и "не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!

Сын отказался от старой матери. Какова авторская позиция? Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых заглохло чувство милосердия.

А что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.

жанр своих рассказов заставляет писателей не только небольшой объём текста, но и лаконизм, сжатость, завершённость и красота формы, свежесть мыслей, открытая эмоциональность.

  1. Все исследованные тексты относятся к жанру миниатюры, отличающейся

малым объёмом и глубиной содержания.

  1. Крохотные рассказы предлагают читателю задуматься над очень сложными

нравственными и философскими проблемами, и это одна из существеннейших черт творчества писателей Астафьева, Солоухина, Солженицына.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: на основе миниатюр Солоухина порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё учиться чётко выражать мысли, оформлять их письменно. воспитывать терпимость и умение предотвращать конфликты.

Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД №1

- Добрый день! Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

IV. Постановка учебной задачи.

V. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

Литературоведы цикл "Камешки на ладони" относят к лирическим миниатюрам, рассказы обо всем, что автор подмечает в повседневной жизни.

Миниатюра – малый литературный жанр, т.е. маленькое по объему, но композиционно и содержательно завершенное произведение, обычно заключающее в себе мысль (образ) широкого обобщения или яркой характерности.

Основные особенности миниатюры - композиционная полнота и тематическая законченность, а так же чёткость идеи или образа, авторского замысла.

Текст миниатюры значительно меньше рассказа и при этом очень насыщенный.

Как правило, в миниатюре нет активного действия, это зарисовка, картинка.

Форма лирической миниатюры должна быть изящна и при этом лаконична, ей присущ свой внутренний ритм.

В этой небольшой книжке в 270 страниц собраны афоризмы автора, размышления о литературе, творчестве, фрагменты бесед с разными людьми.

О жизни… У человека есть определенный цикл жизни: детство, юность, первая любовь, семья, дети, старость… А вот у птиц все не так. Каждая весна дарит и Каждая весна дарит им выбор подруги, любовь, потом появление птенцов. И так каждую новую весну.

А закончить это повествование мне хочется такими словами Солоухина: Сеять разумное, доброе, вечное, конечно, нужно. Однако хорошо при этом, чтобы семена были протравлены. Иначе с семенами можно привнести в души людей грибок цинизма, скепсиса, которые могут прорасти и заглушить добрые всходы.

Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться интересной мыслью. Писатель хочет донести до нас сокровенные мысли, которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них.

VI. Рефлексия деятельности

Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…

Презентация на тему: " Камешки на ладони Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой." — Транскрипт:

1 Камешки на ладони Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом. Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко.

3 Цели урока: на основе рассказа Солоухина порассуждать о возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё учиться чётко выражать мысли, оформлять их письменно. воспитывать терпимость и умение предотвращать конфликты.

7 Уточним! Наиболее точные для нашего разговора слова : действие в отплату за причинённое зло; готовность простить кого-нибудь из человеколюбия.

9 Чувства человека Положительные Отрицательные

10 Чувства человека положительные отрицательные любовь защита помощь прощение забота радость ненависть обида месть злость зависть негодование

11 Чувства героя и пейзаж пейзаж чувства до удара после удара

12 Чувства героя и пейзаж пейзаж чувства до удара тихий, теплый, чистый денек дурачились, радовались после удара не видел ни солнца, ни неба на душе черно от обиды и злости

15 Картина В. М. Сидорова "Откуда берется речка Дубровка" Чем обогатило ребят их маленькое путешествие? Почему мститель так и не отомстил своему обидчику?

18 Подумаем вместе! Синквейн Добро Месть Акростих О Б И Д А

19 Акростих Мне б научиться не мстить, а прощать. Если обида на сердце упала, С юмором, шуткой её провожать, Только б она меня не съедала. Ь

20 16 ноября – день толерантности

21 Толерантность Сострадание Прощение Милосердие Уважение человеческого достоинства Уважение прав других Принятие другого таким, какой он есть

22 Домашнее задание: Как бы об этой истории рассказал Витька? Подготовьте краткий пересказ от его лица. Подумайте, не был ли Витькин удар комом земли по спине героя местью?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Аннотация. Чтобы обратить внимание молодого поколения на творчество великого мастера слова, мы провели урок — исследование языка и стиля автора. На уроке использовались формы и методы работы в рамках си- стемно-деятельностного подхода.

Abstract. To draw the attention of the younger generation to the works of the great writer, we conducted a lesson-study of his language and style. Forms and methods of work in the frames of the system-activity approach were used.

Keywords: V.Soloukhin, “Small Stones on a Palm”, figurative-expressive means of language, research, group work.

Цель: совершенствовать умения и на- выки учащихся различать тропы и стилисти- ческие фигуры речи, анализировать фраг-

менты художественных текстов с точки зре- ния использованных художественно-изоб- разительных средств; расширять и углублять

предметную компетенцию учащихся; спо- собствовать эстетическому воспитанию школьников в работе над словом; воспиты-

26 Литература в школе. 2016. № 4.

вать личность, готовую к самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок формирования знаний и умений.

Прогнозируемые результаты: учащие- ся доказывают принадлежность текста к ху- дожественному стилю речи, к одному из ли- тературных жанров, различают тропы и сти- листические фигуры речи, анализируют фрагменты художественных текстов с точки зрения использованных художественно- изобразительных средств.

Предварительные задания: при подго- товке к уроку (за 2 недели) учащиеся делятся на несколько творческих групп и получают групповые задания:

1. Рассказать о родине Солоухина (село Алепино, город Владимир), о его детстве и

юности и представить материал в форме презентации.

2. Выбрать из книги очерки о красоте и богатстве Владимирской земли.

3. Подготовить выразительное чтение не- скольких отрывков.

1. Рассказать о творческой судьбе Соло- ухина и представить материал в форме пре- зентации.

2. Выбрать очерки о языке, о книге, о творчестве писателей и поэтов.

3. Подготовить выразительное чтение не- скольких отрывков.

1. Рассказать об общественной дея- тельности Солоухина, о его мировоззрении и представить материал в форме презента- ции.

3. Подготовить выразительное чтение не- скольких отрывков.

3. Подготовить выразительное чтение не- скольких отрывков.

1. Подготовить рассказ с презентацией о работе Солоухина по восстановлению храма Христа Спасителя.

2. Выбрать отрывки об истории нашей страны.

3. Подготовить выразительное чтение не- скольких отрывков.

Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными перьями

пишут гусиные. В.А.Солоухин

В.Бритвин. Ротонда. 2012

Все эти жанры и формы действительно

Отчёт каждой группы о проделанной творческой работе, просмотр презента- ций, прослушивание выразительно про- читанных отрывков.

Практическая работа в группах.

Владимир Алексеевич Солоухин так опре- делял роль изобразительно-выразительных

средств: «Художественные изобразительные средства. Дело в том, что “заоконный пей- заж”, то есть вся жизнь как таковая — это ещё не искусство. Набором цветных стёкол (типа витража, что ли?) художник-писатель зате- няет и обесцвечивает одни участки пейзажа, проявляет, делает ярче, подчёркивает, выде- ляет другие и таким образом из многоликой до неразборчивости и оттого как бы бесфор- менной, бесконтурной мешанины жизни соз- даёт картину, какую хочет.

Но легко увлечься, и тогда художествен-

Вот как выглядит один из заполненных маршрутных листов:

«Эпитеты — одежда слов. Они лишают слова их первозданного звучания, они изба- ловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. Нам необхо- димы подпорки: трава зелёная, сухая, прелая, душистая; осень золотая, ранняя, ненастная, серая, тёплая… А между тем как прекрасно


Фото: Depositphotos

Из биографии

В этой небольшой книжке в 270 страниц собраны афоризмы автора, размышления о литературе, творчестве, фрагменты бесед с разными людьми. Так, Солоухин писал:

Возьмите прозу Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Чехова — она чиста, строга, хрустальна, изящна. Притом, что никто из них не чурался разговорного словечка, диалекта, архаизма… Такое слово, употребленное с толком, всегда украсит книжную речь писателя.

Впрочем, как замечает автор, мы используем слова одни и те же, но в одном случае получается медь, в другом — бронза, в третьем — фарфор. А иногда и клеклая глина.

Однажды один искусствовед сказал фразу, которая запомнилась Солоухину :

О творчестве…

Есть фраза, кем-то сказанная:

О жизни…

У человека есть определенный цикл жизни: детство, юность, первая любовь, семья, дети, старость… А вот у птиц все не так. Каждая весна дарит им выбор подруги, любовь, потом появление птенцов. И так каждую новую весну.

В армии, — писал Солоухин , — нас учили спускаться с горы на лыжах. Первый урок санинструктор посвящал нас в то, как надо правильно падать.

Размышления о разном…

Что может быть проще кирпича? Но вот мы видим собор Василия Блаженного, собор Парижской богоматери, дворец, амбар… Все сооружения то струятся ввысь, то нависают глыбами, то висят в воздухе… И все это собрано из маленьких одинаковых кирпичей.

А закончить это повествование мне хочется такими словами Солоухина :

Сеять разумное, доброе, вечное, конечно, нужно. Однако хорошо при этом, чтобы семена были протравлены. Иначе с семенами можно привнести в души людей грибок цинизма, скепсиса, которые могут прорасти и заглушить добрые всходы.

Читайте также: