Конспект семейный клуб в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Существует так много хорошего в худшем из нас, так много плохого в лучшем из нас, что же можно сказать об остальных из нас? Роберт Люис Стивенсон
Цель:
формирование мотивированного отношения родителей к вопросам поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия по формированию позитивного восприятия детьми культур различных национальностей;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- выявить культурные сходства между представителями различных культурных групп.
Ведущий:
Вот и сегодня здесь нас собралось очень много, и все мы разные. Предлагаю нас пересчитать, но сделаем это необычным способом. Пройдите и встаньте в круг там, где удобно.
Ведущий:
Для того чтобы все получилось, мы должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
Вот нас сколько много…! Мы справились с детской игрой очень хорошо!
Родители садятся в круг на стулья.
Родители делают предположения.
Вместе с детьми Вы совсем недавно участвовали в проекте, целью которого было знакомство с национальностями имен, рассказ об их значении и происхождении. Сейчас я предлагаю познакомиться с Вашими именами.
Родители высказывают свои предположения. В ходе обсуждения приходят к выводу о том, что непонимание и неприятие чужой культуры приводит к агрессии.
Родители выполняют упражнение. Далее идет обсуждение полученных результатов.
Ведущий:
Как вы думаете, какое определение более удачно?
Родители приходят к выводу, что данное понятие имеет много сторон и определений.
Ведущий:
Толерантность - путь человека, открыто идущего по миру, стремящегося лучше узнать себя и других. Позитивное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом.
А для того чтобы мы еще лучше узнали друг друга предлагаю поиграть в одну игру на внимательность. Как внимательно и чутко мы воспринимаем друг друга?
Ведущий:
В нашем детском саду мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
Очень важно детям знать о своей большой и малой Родине, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются на родной земле. Помимо этого важно и знать то, какие народы тебя окружают еще. Необходимо расширять кругозор детей, знакомить с тем, что кроме родной культуры существуют и другие народности, традиции которых необходимо ценить и уважать с дошкольного возраста.
В детском саду мы знакомим детей с гербом города Рыбинска и гербом Ярославской области. Какое животное их объединяет?
Родители называют - медведь.
Ведущий:
Может кто-нибудь назовет еще города и страны, на гербе которых изображен медведь?
Родители выдвигают предположения.
Ведущий:
Медведь изображён на гербах нескольких сотен городов, районов и других населённых пунктов и муниципалитетов стран мира. Например, таких городов, как Анадырь, Екатеринбург, Норильск, Сыктывкар, Хабаровск, Южно-Сахалинск; Медведь с Ошейником Брюгге (Бельгия), медведь и Земляничное дерево на гербе Мадрида (Испания), Герб Жемайтии (Литва); штат Калифорния (США), Швейцария – столица Берн
и многие другие.
Такие регионы мира, как Герб Закарпатской обл. (Украина), Герб Гренландии (Дания), Герб сельской волости Хелм (гмина) (Польша), Герб кантона Аппенцелль-Иннерроден (Швейцария), Герб земли Саксония-Анхальт и вооруженный Медведь на гербе Берлина (Германия); Герб Сморгони (Белоруссия); Герб Гренландии(Дания) и другие имеют на гербе медведя, а так же такие регионы России, как Карелия, Коми-Пермяцкий округ (Пермский край), Новая Земля, Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие.
Вот сколько стран и городов объединяет символ - медведь. Медведь – это символ предусмотрительности и силы.
А какое тотемное животное Вы бы выбрали для своей семьи?
Родители прикрепляют картинку.
Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.
Суть понятия
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ
Цели и задачи работы родительского клуба
Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.
Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:
- повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
- определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
- помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
- содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
- установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Как работает родительский клуб
Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях
Участники родительского клуба
Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:
- учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
- учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
- психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
- учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
- методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).
Чем занимаются на заседаниях
Участники родительского клуба:
- слушают консультации узких специалистов;
- задают педагогам интересующие вопросы;
- обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
- осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).
Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят
Формы работы семейного клуба
Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:
В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия
Программа работы клуба
Тематика заседаний родительского клуба
В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.
Примерный перечень тем может быть таким:
Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей
Планирование клубного часа
Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.
Приветствие
Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.
Таблица: варианты игр для приветствия
Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу
Основной этап
На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.
Теоретический аспект
Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:
- мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
- притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
- демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).
На теорию выделяется около 15 минут.
Практическая часть
Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:
- дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
- психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
- детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).
Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей
Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.
Практика занимает до 45 минут.
Эмоциональная разгрузка
Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.
Заключительный этап
Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:
Заключительный этап длится около 15 минут.
Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция
Конкурсные работы
- оказание психолого-педагогической помощи родителям;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
- развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
- обогащение семейного досуга культурными мероприятиями
Ход.
1. Вводная часть
— Здравствуйте, дорогие родители!
Мы рады видеть Вас на нашем первом семейном празднике!
Хотите откроем вам один секрет, почему мы здесь собрались?!
Большинство родителей имеет достаточно глубокое представление о жизни ребёнка в детском саду. Наши родители замечательные, но большинство из них очень молоды, недостаточно владеют знаниями в области воспитания и обучения своих малышей ведь дети только начали посещать в детский сад.
Так в нашем саду появилась задумка организовать семейный клуб, где бы родители педагоги детского сада имели возможность обменятся опытом и двигаться вместе к одной цели — полноценное развитие в воспитание детей.
Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребёнка основную микросреду.
Опыт, который обретают дети – дошкольники в семье и в детском саду разный.
В семье — ребёнок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы – коллектива, в этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия родители и воспитатели. Через семейный клуб родители в воспитателях и специалистах детского сада смогут увидеть потенциального помощника и консультанта в воспитании своих детей.
Да. Именно так. Потому что основное воспитание происходит в семье, и родитель является воспитателем своего ребёнка.
Как будет обустроен наш ОСТРОВОК — семья, зависит от нас самих, от наших знаний и приложенных усилий, потому что это труд. Но мы трудимся для себя, чтобы было это место.
Любовь является фундаментом построения семьи. Дети наблюдая любовь в семье, получая любовь в семье, сами учатся любить.
Но, к сожалению, не все прирожденные строители. Нигде и никогда нас не учили строить семейные отношения, быть мужьями и жёнами, быть родителями.. Чаще учимся на своих ошибках, или повторяем модели семьи наших родителей.
Детский сад в этом вопросе хочет оказать родителям большую помощь именно через родительский клуб.
2. Основная часть.
Путешествие на ОСТРОВОК ЛЮБВИ.
Сейчас мы родителям предлагаем совершить путешествие на островок любви.
Задание родителям: встать в круг, взяться за руки, чтобы во время этого путешествия никто не потерялся. Закройте глаза.
Отправляемся в путешествие!
Звучит таинственная музыка.
В то время, когда глаза родителей закрыты, меняется окружающая обстановка. Вокруг них ставятся столы с цветами (пальмы и большие цветы в горшках ставятся на пол).
Мы на месте. Фея (воспитатель) прикасается палочкой к каждому. Открывают глаза. Родители рассаживаются за круглым столом на приготовленные стулья.
Модель – это образец. И т.к семьи у нас уже созданы, то вы сможете соотнести свой ОСТРОВОК – свою семью с этим образцом, который получится.
1 вопрос: Как мы в семье общаемся?
Ответы родителей: вежливо, говорим комплименты друг другу, добрые, приятные слова.
Сейчас мы будем передавать мягкую игрушку и говорить друг другу приятные слова (это могут быть комплементы, пожелания…)
2 вопрос: Чтобы дети подражали хорошему, что они должны видеть (действия)?
— Но даже на ОСТРОВКЕ бывает не всё спокойно, могут быть скрытые чуланчики или даже вулканы.
Как вы понимаете чуланчики – это дети, а вулканы – это… Но мы поговорим о вулканчиках. Мы изобразим извержение вулкана.
3 вопрос: Что мы делаем с упрямством и капризами?
Разыгрываются ролевые ситуации.
1 ситуация: Хочу смотреть мультфильм. Время на часах 22.00…
2 ситуация: Хочу эту игрушку. Покупка игрушки не входила в ваши планы….
3 ситуация: Еда мне не нравится…
4 ситуация: Одеваться не буду. Одень меня…
5 ситуация: Не хочу убирать игрушки. Я устал…
Вопрос родителям: Какие еще есть у детей упрямства?
4 вопрос: Как проводим выходные дни в кругу семьи?
5 вопрос: Веселимся вместе.
Художественные номера, игры.
3. Подведение итогов.
Какая получилась модель семьи?
1. Вежливость в общении.
2. Забота и любовь.
3. Тушим вулканы и вулканчики вместе без обид.
4. Выходные в кругу семьи.
5. Веселимся (хорошие эмоции).
Конечно, секторов может быть больше. Как вы обустраиваете свой ОСТРОВОК зависит только от вас, но даже все эти сектора, которые мы выделили имеют место в вашей семье, то уже есть хорошее основание (фундамент) для строительства.
4 . Все приглашаются на чаепитие.
Опрос: Ваши пожелания на следующие встречи Клуба (родители пишут и высказывают свои пожелания)
Данная методическая разработка представляет собой сценарий заседания родительского клуба в дошкольном образовательном учреждении.
Содержимое публикации
Модернизация системы образования обусловила необходимость активизации взаимодействия ДОУ с семьей. Идея тесной взаимосвязи общественного и семейного воспитания в современном обществе является особенно актуальной. Сотрудничество родителей/ законных представителей с образовательной организацией неоспоримо и необходимо. Современный педагог ДОУ – это не только воспитатель детей, но и партнер родителей. Психолого – педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из основных направлений деятельности современной образовательной организации.
Цель работы ДОУ с родителями – повышение педагогической культуры и компетентности родителей/ законных представителей воспитанников в вопросах воспитания и развития детей.
В соответствии с поставленной целью сотрудничество с семьями воспитанников реализуется с помощью следующих задач:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование навыков практической работы с детьми дошкольного возраста;
Организатором работы с родителями/ законными представителями воспитанников в рамках родительского клуба является старший воспитатель, педагог – психолог Смиянова Н.О. Заседания родительского клуба проходят 1 раз в квартал.
Тема: “Успешные родители”
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста; участие в образовательной деятельности ДОУ.
Предварительная работа: работа с текстом приложений, сайтом ДОУ.
Материал: коробка с цветными кругами, листы бумаги, фломастеры, простые карандаши, карточки для индивидуальной работы, шаблон солнца по числу участников; официальный сайт ДОУ.
Ход заседания
Приветствие
Тема нашего сегодняшнего заседания “Успешные родители”. Сегодня каждому присутствующему представится возможность определиться с вопросом успешности/ состоятельности себя как родителя, научиться новым приемам воспитания детей дошкольного возраста, увидеть что – то новое.
Задание: вы будете передавать коробочку в виде сердца друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.
Например: Я - Ирина Ивановна, мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает с ним проблем.
При этом вы выбираете себе цветной кружок из коробки и передаете коробку своему соседу.
Вывод: у каждого из Вас в руках оказались разные кружки. Дети тоже по – своему разные, индивидуальные и к каждому из них нужен свой подход. Но в любом индивидуальном подходе самое главное – любовь.
На шаблонах в виде солнца в середине изобразить своего ребенка (в том настроении, в котором он чаще всего пребывает), а на солнечных лучиках написать качества ребенка.
Родителям нужно в нескольких предложениях описать манеру общения в семье (ласково, дружелюбно и т.д.)
Вывод: от манеры общения ребенка с родителями, братьями и сестрами напрямую зависит его дальнейшая модель взаимоотношения с окружающими. Поэтому модель семейных взаимоотношений должна носить конструктивный характер, строиться на уважении и доброжелательности.
Работа с решением проблемных ситуаций (Приложение №2)
Чтобы дети подражали хорошему, что они должны видеть (действия)?
Давайте рассмотрим проблемные ситуации и наметим пути выхода из них.
1 ситуация: «Хочу смотреть мультфильм. (пора ложиться спать, время на часах 22.00).
Вопрос родителям: Какие еще есть у детей упрямства? Как Вы их разрешаете?
На небольших листках бумаги родителям предлагается в столбик написать пять животных (по выбору).
Вы для мужа/ жены;
Вы дома, в семье;
На работе для окружающих;
Тот, кем Вы хотите казаться окружающим;
Тот, кто Вы есть на самом деле.
Родителям предлагается проанализировать деятельность ДОУ, зафиксировав сильные и слабые стороны организации работы учреждения, обозначив проблемы, недочеты, пожелания, замечания.
Работа с официальным сайтом ДОУ( nezabudka . edusite . ru )
Разделы, информация для родителей, лента новостей и т.д.
Рефлексия во время чаепития
Какая информация оказалась полезной? Что нового узнали сегодня? Какие остались вопросы?
А самое главное – хорошее настроение!
Благодарю Вас за работу. Жду на следующее заседание клуба.
Приложение №1
Приложение №2
Проблемные ситуации (на карточках)
Проблемная ситуация
Решение ситуации
(пора ложиться спать, время на часах 22.00).
(покупка игрушки не входила в ваши планы, у вас в данный момент нет денег на эту игрушку).
(находитесь с ребенком в магазине, совершаете покупки)
(вечер, пора домой).
Приложение №3
Родителям предлагается проанализировать деятельность ДОУ, зафиксировав сильные и слабые стороны организации работы учреждения, обозначив проблемы, недочеты, пожелания, замечания
Приложение №4
лоскуты хлопчатобумажной белой и цветной ткани, тесьма, нитки, вата, мешковина, сушеная ароматная трава (мята, смородина, душица, ромашка, мелисса – на выбор), любая крупа (рис, гречка, фасоль – на выбор), иголка, ножницы.
Читайте также: