Народы россии конспект урока 4 класс
Обновлено: 04.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ
Методическая разработка урока
Предмет: Окружающий мир
систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;
способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения;
развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;
планировать и оформлять мини-проекты,
развивать умение работать в группе, паре.
Планируемы результаты:
Познавательные УУД:
- познакомить объединяющими факторами народов России;
- характеризовать государственную символику;
Личностные УУД:
- содействовать воспитанию у школьников патриотизма;
- развитие интереса к познанию;
Коммуникативные УУД:
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах и малых группах;
Регулятивные УУД:
- действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий; вносить необходимые коррективы;
- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы.
Оборудование:
Электронное оборудование: Интерактивная приставка Mimio Teach , Проектор Panasonic ; Презентация к уроку;
Организационный момент
Приветствие. Проверить готовность учащихся к уроку . (слайд 1)
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Фронтальный опрос
- Ребята, с чего мы начинаем любой урок? (С повторения)
- Что мы должны повторить? (Мы должны повторить то, что пригодится нам в дальнейшей работе)
- Итак, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке (слайд 2). Что такое общество?
- Почему люди издавна стали объединяться в сообщества?
- Назовите ваше самое первое сообщество (Семья)
- Откройте свои тетради с домашним заданием с.5 № 3. (слайд 2.1) Назовите, какие сообщества вы записали: по рождению и месту жительства, сообщества по интересам, которые вы выбрали самостоятельно. (Ответы детей.)
Работа в группах(слайд 3)
- Соедините название сказки и вид сообщества (Приложение 1). Самопроверка по образцу . (слайд 4)
- Докажите свой выбор. Те, кто допустил ошибки, исправляют их, слушая объяснения справившихся ребят.
- Итак, давайте подытожим. Что мы сейчас повторили? (Что такое сообщество, почему люди стали объединяться в сообщества, по каким признакам люди объединяются в сообщества)
- Назовите, пожалуйста, следующий этап урока (После повторения следующий этап – пробное действие)
- Ребята, назовите ещё раз, в каком сообществе вы состоите с рождения? (Семья.)
- Но с рождения вы состоите ещё в одном, очень большом обществе. Как вы думаете, в каком? (Ответы детей)
- Мы с вами живём в огромной стране, которая занимает огромную территорию. Назовите её. (Россия, Российская Федерация)
- Нашу страну называют многонациональной. Как вы думаете почему?
- Кто может назвать, какие народы населяют нашу страну?
III . Выявление места и причины затруднения
- С чем вы столкнулись? (С затруднением.)
- Что необходимо сделать? (Необходимо остановиться и подумать.)
- Что вы не можете объяснить? (Мы не можем объяснить, почему несколько народов относят к единому российскому народу.)
- Почему вы не можете ответить? (У нас не хватает знаний.)
- Каких знаний вам не хватает? (Знаний о том, что такое народ, по каким признакам можно объединить народы в единый.)
IV . Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (слайд 6)
Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать что такое российский народ.)
Тема урока открывается на доске.
- Какими средствами предлагаете воспользоваться? (Наблюдением, сравнением, анализом.)
- По какому плану будете действовать?
Выяснить признаки (факторы) объединения народов в единый.
Сделать вывод. (слайд 7)
V. Реализация построенного проекта
Один учащийся находит и зачитывает определение (Народ – население государства, жители страны). Учащиеся записывают определение в тетрадь. (слайд 8.1)
- Можно ли отнести к российскому народу иностранного туриста? (Нет, он не является гражданином России)
- Итак, мы ответили на первый пункт плана? (Да)
- Как вы сможете найти ответ на второй пункт плана? (Прочитать в учебнике)
- Итак, давайте проверим вашу работу и заполним общую схему (Приложение 2), ответив тем самым на главный вопрос нашего урока. (Учащиеся зачитывают ответы, один ученик заполняет схему на доске)
- Ребята, мы ответили на второй пункт плана? (Да) (слайд 10)
- Что осталось сделать? (Подвести итог и сделать выводы) (слайд 11)
- Что же объединяет народы, живущие в России? (Эти люди являются гражданами одной страны, у них общая история, государственный язык, государственные символы).
- Назовите государственные символы нашей страны. Что означает каждый из них?
VI . Самостоятельная работа
- А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в небольшом проекте и представить себя в качестве членов детской Администрации нашего города. (слайд 13) Все вызнаете, что в любом городе существуют определённые проблемы (экологические, нравственные, бытовые и т.п.). Назовите их.
- Давайте разделимся на комитеты для решения некоторых проблем, названных вами. Вы сейчас будете работать в группах. Для успешной работы не забывайте о правилах работы в группе.
- За 5 минут попробуйте создать проекты решения проблем. (Группы получают карточки с заданиями, слайд 14) (Приложение 3). По истечении времени учащиеся представляют свои проекты.
VII . Включение в систему знаний
VIII . Рефлексия (слайд 15)
- Что отличает народы России?
- Что их объединяет?
- Прочитайте народную мудрость на с.9. Как вы понимаете это высказывание?
- Что относится к государственной символике нашей страны?
- Какого человека можно назвать гражданином России?
IX . Домашнее задание. (слайд 16)
Задание по желанию: составить календарь памятных дат нашего края.
Выбранный для просмотра документ
Пояснительная записка
систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;
способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения;
развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;
планировать и оформлять мини-проекты;
развивать умение работать в группе, паре.
Предлагаемый урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Субъектный опыт обучающихся является первоначальной базой для освоения содержания урока. В процессе учебной деятельности у обучающихся формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Младшие школьники получают возможность самостоятельно планировать свою работу, осуществлять целеполагание каждого этапа урока, продуктивно взаимодействовать при поиске информации, обсуждать и решать проблемные вопросы. Умение вести учебный диалог – важное умение, формируемое на уроке. Для эффективного осмысления и запоминания учебного материала используются кластеры, самостоятельно заполняемые детьми. На этапе объяснения домашнего задания обучающимся предлагается возможность самостоятельного выбора вариантов для выполнения, исходя из субъективных интересов и возможностей.
Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. Каждый этап урока имеет свою цель, а значит свое завершение. На этапе проверки домашнего задания, целеполагания перед учениками возникают проблемные ситуации, решая которые дети сталкиваются с нехваткой знаний. Самостоятельно выходят на объявление темы, а далее включаются в практическую работу. Самопроверка ведется в практической работе, на этапе работы с информацией. Учащиеся учатся делать выводы сами.
Для организации контроля знаний используется интерактивная доска. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Выбранные формы работы (в паре, в группе, элементы деловой игры, поиск и анализ информации) позволяют включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации (аудиалов, визуалов, кинестетиков). Деятельностный подход позволяет организовать конструктивную совместную работу, в которой каждый ученик занят.
Окружающий мир в 4 классе. Тема: Россия - многонациональное государство. Культура, язык, история народов России (заочное путешествие)
Цели: обобщить знания, полученные о человеке и обществе; прививать учащимся уважение к своей Родине, её языку, культуре, истории; совершенствовать умения работать с книгой, картой.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся.
Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Известный мудрец и врач Авиценна однажды сказал:
В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок.
- Как вы понимаете это высказывание мудреца и согласны ли вы с ним?
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
- Давайте вспомним, что происходит, когда человек не умеет правильно есть, торопится, чтобы утолить голод.
Пересказ учащимися материала учебника (1-2 человека).
- Почему после обильного обеда хочется полежать, поспать, а не заниматься умственной работой?
- Почему питание однообразной пищей приводит к заболеваниям?
- Что такое аппетит? Как сделать, чтобы он не пропал?
2. Работа по учебнику.
Учитель. А теперь давайте прочитаем статью о том, как питаются космонавты, находясь в космосе.
Учащиеся читают статью.
- А теперь, ребята, вам предстоит продемонстрировать свои знания о пищеварении и питании. Сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Для этого разделимся на 2 команды. Каждая команда по очереди будет отвечать на поставленные вопросы. Если не будет правильного ответа, то в работу может включаться другая команда, чтобы заработать дополнительный балл.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы для 1-й команды:
1. Вещество, без которого человек умирает через 3-4 дня. (Вода.)
2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге. (Белки.)
3. Продукт питания, необходимый в большом количестве грудным детям. (Молоко.)
4. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющий рот и желудок. (Пищевод.)
5. Инструмент, помогающий заботиться человеку о зубах. (Щётка.)
6. Соседка желудка справа от него. (Печень.)
Вопросы для 2-й команды:
1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах. (Витамины.)
2 Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком. (Голод.)
3. Желание есть. (Аппетит.)
4. Помидор, огурец, лук, капуста . (общее понятие). (Овощи.)
5. Орган, в котором пища начинает перевариваться (Желудок.)
6. Твёрдые части организма, которые помогают человеку пережёвывать пищу. (Зубы.)
Учитель. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Со счётом - . победила . команда (отметить особенно активных детей).
- Как вы считаете, правильно ли утверждение, что в организме человека нет главных и второстепенных органов? Обоснуйте свой ответ.
Учитель. Ребята, любите ли вы путешествовать? А как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие? Почему вы так считаете?
Учащиеся доказывают свою точку зрения.
IV. Актуализация опорных знаний.
Рассматривание иллюстраций в учебнике.
Учитель. Своё путешествие мы начнём с нашего учебника и сказки Р Киплинга.
Вы все знаете историю человеческого детеныша Маугли, выращенного в волчьей стае, по сказке Редьярда Киплинга. Такие дети были не только в сказке, но и в действительности. Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Что на них изображено? Чем отличаются эти иллюстрации? Докажите свои ответы.
- Будут ли различаться дети, воспитанные в волчьей и в древней человеческой стае?
- Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих?
- Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру? Докажите.
Человек всегда живёт в обществе, поэтому общественные отношения влияют на его поведение. В настоящее время именно общество в наибольшей степени ежедневно воздействует на человека, оттеснив биологические факторы на второй план.
- Основой всякого современного общества является семья Какова, по вашему мнению, роль родителей в семье?
- В каждой семье есть свои правила жизни, свои законы, свои заботы. У государственной власти должны быть те же заботы, только в масштабе всей страны. Власть государства опирается на установленные им законы, которые обязательны для всех граждан. Общественная жизнь народов началась одновременно с появлением человека на Земле. Она развивалась по мере познания человеком мира и использования полученных знаний. Так общество прошло путь от стаи к демократическому обществу, в котором живём мы с вами сейчас.
V. Изучение нового материала.
1. Устройство государственной власти в России (в сравнении с другими государствами). Путешествие по политической карте мира, карте России. Выставка книг.
Учитель. Люди живут в разных государствах. Ребята, давайте вспомним с вами части света и материки и найдём наше государство на карте.
Работа по карте.
- Какие государства вы знаете? На каких материках они располагаются? А на каком материке нет ни одного государства? (Ответы учащихся.)
- Давайте отправимся сейчас в заочное путешествие по городам и государствам.
- Что вы можете рассказать о людях, домах, улицах, транспорте?
- Это города одного государства или разных государств?
- Зачем люди объединяются в государства?
Учащиеся. Для защиты своих интересов люди одной нации, а иногда и нескольких, живущие на одной территории, объединяются в государство.
Выводы учащихся (с помощью учителя).
Государства дружат или враждуют друг с другом. Отношения между ними являются важной частью окружающего мира, прямо или косвенно затрагивающей каждого из нас, поэтому мы должны знать друг друга.
Государства есть большие и маленькие. По численности населения самое большое государство - Китай. В нём живёт каждый пятый землянин. Самое большое государство по площади - Россия. Самое маленькое государство - Ватикан. Это всего лишь один квартал в столице Италии городе Риме. Живёт в нём менее тысячи человек. Но при этом в Ватикане ^сть все властные структуры.
Разнообразие национальных характеров, обществ, государств побуждает людей вырабатывать общепринятые правила поведения. Люди разных государств отличаются не только тем, что говорят на разных языках, они одеваются по-разному, любят разную пищу, у них свои особенные праздники.
Работа с иллюстрациями, фотографиями, открытками.
2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Учащиеся читают часть статьи. Учитель акцентирует внимание учащихся на названии государства в прошлом и сейчас.
3. Проверка понимания прочитанного материала.
Учитель. Как называлось русское государство в разные периоды его существования?
- Россия - демократическая федеративная республика. Объясните, как вы это понимаете.
VI. Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке.
Учитель. Наше путешествие подошло к концу. В какой части нашей Родины мы с вами сейчас находимся? Покажите свою область на карте.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам особенно запомнилось, понравилось?
- Сегодня вы все хорошо работали. Молодцы!
Домашнее задание.
Урок окружающего мира в 4 классе. Цель занятия систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; познакомить с понятием народ, признаками принадлежности к одному народу.
Содержимое разработки
Конспект урока окружающего мира.
Цель: систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; познакомить с понятием народ, признаками принадлежности к одному народу.
Предметные УУД: учащиеся научаться называть объединяющие факторы народов России, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявления общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России.
Метапредметные УУД: учащиеся научаться работать с дополнительными источниками информации; составлять таблицы и схемы.
Этап урока/ время
Организационный момент/ 2 мин
Организовывает деятельность учащихся
Готовятся к занятию
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания/ 5 мин
- Проверим, как вы усвоили материала предыдущего урока. На столе лежат листочки с пятью вопросами. Каждый тянет вопрос и отвечает на него. Остальные внимательно слушают и дополняют ответы одноклассников.
Параллельно выдаются карточки для индивидуальной работы (Приложение 2. )
На столе лежат 5 вопросов лицевой стороной вниз(Приложение 1). Вызываются 5 учащихся. Каждый тянет вопрос и отвечает на него. Остальные дополняют ответы.
Три человека выполняют индивидуальную работу на карточках.
Постановка цели урока/ 3 мин
- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Читают тему урока. Определяют смысл темы и высказывания.
Изучение нового материала/ 15 мин
О какой памятной дате идёт речь? (Бородинская битва)
Какие народы участвовали в битве с Наполеоном? (Русские, башкиры, татары, калмыки, мордва, чуваши, казахи).
- Попробуем составить календарь памятных дат для России.
Слайд 2. Начнём с 18 апреля 1242 года – дня победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).
Слайд 3. 21 сентября 1380 год – день победы русских полков во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.
Слайд 4. 10 июля 1709 год – день победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении. Слайд 5. 8 сентября 1812 год – день Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией.
Эти памятные даты должен знать каждый гражданин России.
Физкультминутка.
Записывают число и тему урока в тетрадь. Составляют схему вместе с учителем, делают выводы.
Урок разработан в соавторстве с И.В. Земцовой и Е.А. Кошеляевой для конкурса методических разработок "Уроки толерантности".
Пояснительная записка
Российский народ
Место урока в системе уроков
Урок открытия нового знания
Педагогическая цель
создание условий для формирования представлений о России как многонациональном, толерантном государстве.
Задачи урока
систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;
формировать установки этнокультурной толерантности, открытости к межкультурному диалогу, гармонизацию межэтнических отношений у младших школьников;
способствовать овладению логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;
развивать умение работать в группе;
способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям, языку разных народов.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Метапредметные:
Регулятивные:
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные:
- выделять существенную информацию из текста учебника;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение по теме урока;
- проявлять творческие способности при выполнении исследовательской работы.
Коммуникативные:
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;
- формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- аргументировать свою позицию.
- называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;
Социальная значимость
Интерес к проблеме этнокультурной толерантности личности обусловлен происходящими в современном обществе социальными, политическими и экономическими изменениями, в том числе усилением интеграционных и миграционных процессов.
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.
Интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь, фотографии представителей разных народов.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009.
Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.
4. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / Под общ. ред. Гурова В. Н. – М., 2004.
Технологии и методики, применяемые на уроке
ИКТ. Презентация в формате Power Point служит для визуализации учебного материала, с её помощью происходит демонстрация и объяснение заданий, самопроверка работы в группах и самостоятельной работы учащихся.
Технология проблемного диалога. Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит к теме урока, на этапе воспроизведения знаний ученики создают продукт и представляют его классу.
Здоровьесберегающая технология. В ходе урока спланированы организационно -технические, санитарно – гигиенические условия здоровьесбережения, учитывающие индивидуальные показатели состояния учащихся.
Методы организации деятельности учителя и обучающихся
Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку.
Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала.
Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.
Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.
Анализ результатов урока
Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся.
Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся.
Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности.
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Содержание урока
I.Организацион-ный момент.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Распределены по группам. Настраиваются на урок.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
-Ребята, соедините свои ладони с ладонями соседа по группе. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте произнесем следующие слова:
- Мы сильны в своей дружбе.
- Мы уверены в себе.
- Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Я желаю вам хорошего настроения и активности на уроке.
Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
II.Актуализация знаний.
Цель: применение зафиксирован-ных способов действий (норм).
Вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Определяют, кого они видят на фотографиях.
Организовыва-ет повторение изученного ранее материала, уточняет тематические рамки.
Демонстрирует слайды, на которых изображены представители разных народов.
-Давайте вспомним, в каком сообществе каждый человек состоит с рождения? (В семье)
-Почему люди объединяются в особые группы? В каких группах состоите вы? (Ответы детей)
-А что объединяет отдельного человека со всеми другими людьми в своей стране? (Каждый человек – гражданин своего Отечества)
-Как называется наше Отечество? (Россия, Российская Федерация)
-Нашу страну называют многонациональной. Как вы думаете почему? (Ответы детей)
-Кто может назвать, какие народы населяют нашу страну? (Ответы детей)
-Постарайтесь по фотографиям определить представителей данных национальностей.
-Что объединяет каждый из этих народов? (Народные костюмы, обычаи, язык)
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
III.Самоопреде-ление к деятельности. Локализация затруднений; построение проекта выхода из затруднений; обобщение затруднений во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-учить использовать приобретённые умения в диалоге с учителем и при работе с источником информации;
-выполнять учебные задания в группе;
-ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий;
-планировать своё действие в соответствии с целью;
-представлять результат своей деятельности.
Столкнувшись с затруднением, пытаются найти ответ на проблемный вопрос.
Работают с толковым словарём.
Озвучивают тему и предполагае-мую цель урока.
Коллективно читают статью учебника.
Работают в группе при заполнении схемы. Сравнивают свой результат с заданным эталоном.
Используют приобретенные знания в диалоге с учителем.
Выдвигает проблему, подводит детей к определению темы и цели урока.
Организует работу в группах, подготовив эталон для проверки.
Возвращается к проблемному вопросу, добиваясь нужного ответа.
- Что вы не смогли объяснить? (Почему несколько народов относят к единому российскому народу)
- Каких знаний вам не хватило? (Знаний о том, что такое народ, по каким признакам можно объединить народы в единый)
-Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? (Российский народ)
-Какую цель перед собой поставите? (Ответы детей)
(слайд 6)
-Как бы вы теперь ответили на вопрос, поставленный в начале работы?
(Ответы детей)
- проявлять интерес к теме урока.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные:
-формулировать собственное мнение;
-формулировать корректные высказывания в рамках учебного диалога;
-адекватно использовать речь для представления результата.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
IV. Включение в систему знаний. Исследователь-ская деятельность. Определение пространства толерантности класса.
-формировать этнокультурную толерантность;
-организовать исследователь-скую деятельность.
Выполняют движения за учителем.
Высказывают свое мнение.
Обращаются к словарю, зачитывают определение.
Представители каждой группы записывают слова на доске по очереди.
Вступают в диалог с учителем.
Защищают свои работы.
Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы класс
стал пространством толерантности, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.
Осуществляет профилактику утомления.
Выясняет, какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальнос-тей. Знакомит со школьной статистикой. Организует защиту детских исследовательских работ.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Физминутка (под песню «Я, ты, он, она, вместе – целая страна).
Его слова - подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, независимо от национальности - это великое искусство людей и называется оно - толерантность. Об этом мы и будем говорить сейчас.
На Земле насчитывается около трех тысяч народов. В России же проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:
Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812 г.
Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп.
Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков.
Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?
(Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям)
-Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
А–альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами)
(представители каждой группы записывают слова на доске по очереди)
- Как вы думаете, какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальностей? (Ответы детей)
-А в нашей школе такие проблемы возникали? (Нет). Почему? (Ученики нашей школы уважают традиции, обычаи и культуру каждой национальности)
- Как происходит диалог наций в нашей школе, мы и узнаем из ваших исследовательских работ.
(Ученики заранее были разделены на 4 группы; каждая группа в течение недели готовила материал по культуре определенного народа, заполнив по окончании работы бланк оценки работы в группе).
- В нашем классе также учатся дети разных национальностей. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
-Возьмите каждый по листочку и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы класс стал пространством толерантности.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение, самооценка.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
V.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Дети составляют синквейн на заданную тему.
Организует работу групп, инициирует рефлексию детей.
(Толерантность.
Отзывчивый, снисходительный.
Взаимодействовать,уважать, прислушиваться.
Мы такие разные, этим и прекрасны мы.
Будь терпимым!)
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.
Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
VI.Домашнее задание.
Имеют возможность выбрать домашнее задание с учётом собственных возможностей.
Предоставляет право свободного выбора, используя технологию здоровьесбере-жения.
8.1 Образовательные:
Расширить знания учащихся о народах населяющих Россию, их традициях, обычаях;
Закрепить знания учащихся о понимании Родины как многонационального государства;
8.2 Развивающие:
Познавательные УУД:
Развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
Развивать умение делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Развивать умение находить ответы на вопросы с помощью текста в учебнике;
Развивать умение работать картой;
Развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение высказывать свои мысли в устной форме;
Развивать умение слушать и понимать речь других;
Регулятивные УУД:
Развивать умение адекватно воспринимать оценку учителя;
Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
8.3 Воспитательные:
Личностные УУД:
Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к культуре других народов;
Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки;
Воспитывать культуру общения на уроке.
9. Ресурс урока:
9.1 Основной дидактический метод: словесный
9.2 Частные методы: беседа, показ, проект
9.3 Дидактические средства и оборудование: учебник по окружающему миру, презентация по теме урока, ватманы, иллюстрации и текст для создания проектов
9.4 Технические средства обучения: проектор, интерактивная доска, ноутбук, флеш-карта
Этапы урока
1. Организация начала урока
1.1 Приветствие.
1.2 Проверка рабочего места.
1.3 Настрой на урок.
У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Денисовна. Сейчас у нас урок окружающего мира мое Отечество. Присаживайтесь!
У: Ребята, проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны лежать учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник, пенал. Присаживайтесь!
У: Я надеюсь, что на уроке вы будете активными, внимательными и старательными и тогда у нас с вами все получится.
У: Вам интересно, ребята, узнать,
Что предстоит нам сейчас выполнять?
Сходство, различия будем искать,
Думать, сравнивать и рассуждать.
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
У: Разгадайте данный ребус
У: Какое слово получилось?
Д: народ – это все граждане государства.
У: Значит, можно сказать, что все граждане России – это народ России.
На доске появляется запись:
Граждане России = единый народ России.
У: Посмотрите на карту России на с. 111. Что обозначено словами красного цвета?
Д: Названия народов.
На доске появляется запись:
В России много народов.
У: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Сколько народов проживает в России – один или много?
3. Открытие новых знаний
4.1 Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике
У: Скажите, чем же отличаются все народы друг от друга?
Д: родным языком, народными обычаями, праздниками, национальными костюмами.
У: А что же такое народная культура?
Д: язык, на котором говорит народ, обычаи праздники, все это и есть народная культура
У: посмотрите на иллюстрацию на стр.123. как мы можем озаглавить каждый ряд рисунков?
Д: 1 ряд – народные костюмы или празднование народного праздника
2 ряд- национальное блюдо
У: Теперь я предлагаю прочитать вам текст на стр.123 и узнать, какие народы проживают на территории нашей великой страны.
Д: Читают текст на стр. 123-125
У: Скажите, какие народы проживают на Крайнем Севере России?
Д: ненцы, чукчи, коряки.
У: Какой народ самый многочисленный в нашей стране и живут на всей ее территории?
У: назовите, русский народный праздник
У: а какое угощение готовят в этот праздник?
У: А какой самый любимый праздник в Татарстане?
У: а когда он празднуется?
Д: весной, когда заканчиваются работы в поле.
У: А как называется народ, который считает этот праздник народным?
У: А какие народы проживают рядом с ними?
Д: Башкиры и чуваши
У: А какие народы населяю север и северо-восток России?
Д: удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, коми, карелы
У: На каком языке говорят эти народы?
Д: На финно-угорском
У: А в горах Северного Кавказа, какие народы проживают?
Д: кабардинцы, черкесы, балкарцы, карачаевцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы
У: А в Сибири и на Дальнем Востоке, какие народы проживают?
Д: якуты, буряты, алтайцы, нанайцы, тувинцы
У: кажите, а что объединяет все народы
Д: Все проживают на территории нашей страны России
У: Ребята, а какой мы можем сделать вывод из всего, что мы прочитали и сказали?
Д: Россия - страна, которую населяют много разных народов, и все вместе они один большой российский народ.
У: значит, сколько значений имеет слово народ?
Д: народ – это граждане одного государства и народ – это большая группа людей, которая отличается друг от друга своим названием и народной культурой.
У: Давайте сравним наш вывод с выводом на стр. 125
5. Физ-минутка
6. Закрепление нового знания
У: ребята, а теперь я предлагаю вам побывать исследователями. Посмотрите на доску и скажите, с кем граничит наша республика?
Д: Кировская область, Нижегородская область, Чувашия, Татарстан
У: Здесь тоже проживает много различных народов. Вы уже сидите группами. Каждая группа будет изучать народы, которые проживают на той или иной территории.
Д: детям раздаются листы ватмана, опорный текст, иллюстрации, маркеры, клей. Они составляют газету про разные народы.
У: Я вижу, что вы уже закончили. Итак, первая группа выходите к доске, и расскажите одноклассникам, что вы узнали
Д: все группы представляют свои мини-проекты
7. Итог урока
У: Молодцы, вы были очень внимательными на уроке, а значит, теперь сможем ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Давайте вспомним его. Какой вопрос мы поставили?
Д: Сколько народов проживает в России – один или много?
У: Давайте ответим на этот вопрос
Д: В России проживает много разных народов, но все вместе мы тоже один народ
8. Организованное завершение урока
Ребята, мне было очень приятно с вами сегодня работать. На уроке вы были очень активными, внимательными и старательными. Спасибо за урок. До свидания.
Читайте также: