Народы россии конспект урока 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ

Методическая разработка урока

Предмет: Окружающий мир

систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;

способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения;

развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;

планировать и оформлять мини-проекты,

развивать умение работать в группе, паре.

Планируемы результаты:

Познавательные УУД:

- познакомить объединяющими факторами народов России;

- характеризовать государственную символику;

Личностные УУД:

- содействовать воспитанию у школьников патриотизма;

- развитие интереса к познанию;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах и малых группах;

Регулятивные УУД:

- действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

- контролировать выполнение действий; вносить необходимые коррективы;

- содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы.

Оборудование:

Электронное оборудование: Интерактивная приставка Mimio Teach , Проектор Panasonic ; Презентация к уроку;

Организационный момент

Приветствие. Проверить готовность учащихся к уроку . (слайд 1)

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Фронтальный опрос

- Ребята, с чего мы начинаем любой урок? (С повторения)

- Что мы должны повторить? (Мы должны повторить то, что пригодится нам в дальнейшей работе)

- Итак, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке (слайд 2). Что такое общество?

- Почему люди издавна стали объединяться в сообщества?

- Назовите ваше самое первое сообщество (Семья)

- Откройте свои тетради с домашним заданием с.5 № 3. (слайд 2.1) Назовите, какие сообщества вы записали: по рождению и месту жительства, сообщества по интересам, которые вы выбрали самостоятельно. (Ответы детей.)

Работа в группах(слайд 3)

- Соедините название сказки и вид сообщества (Приложение 1). Самопроверка по образцу . (слайд 4)

- Докажите свой выбор. Те, кто допустил ошибки, исправляют их, слушая объяснения справившихся ребят.

- Итак, давайте подытожим. Что мы сейчас повторили? (Что такое сообщество, почему люди стали объединяться в сообщества, по каким признакам люди объединяются в сообщества)

- Назовите, пожалуйста, следующий этап урока (После повторения следующий этап – пробное действие)

- Ребята, назовите ещё раз, в каком сообществе вы состоите с рождения? (Семья.)

- Но с рождения вы состоите ещё в одном, очень большом обществе. Как вы думаете, в каком? (Ответы детей)

- Мы с вами живём в огромной стране, которая занимает огромную территорию. Назовите её. (Россия, Российская Федерация)

- Нашу страну называют многонациональной. Как вы думаете почему?

- Кто может назвать, какие народы населяют нашу страну?

III . Выявление места и причины затруднения

- С чем вы столкнулись? (С затруднением.)

- Что необходимо сделать? (Необходимо остановиться и подумать.)

- Что вы не можете объяснить? (Мы не можем объяснить, почему несколько народов относят к единому российскому народу.)

- Почему вы не можете ответить? (У нас не хватает знаний.)

- Каких знаний вам не хватает? (Знаний о том, что такое народ, по каким признакам можно объединить народы в единый.)

IV . Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (слайд 6)

Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать что такое российский народ.)

Тема урока открывается на доске.

- Какими средствами предлагаете воспользоваться? (Наблюдением, сравнением, анализом.)

- По какому плану будете действовать?

Выяснить признаки (факторы) объединения народов в единый.

Сделать вывод. (слайд 7)

V. Реализация построенного проекта

Один учащийся находит и зачитывает определение (Народ – население государства, жители страны). Учащиеся записывают определение в тетрадь. (слайд 8.1)

- Можно ли отнести к российскому народу иностранного туриста? (Нет, он не является гражданином России)

- Итак, мы ответили на первый пункт плана? (Да)

- Как вы сможете найти ответ на второй пункт плана? (Прочитать в учебнике)

- Итак, давайте проверим вашу работу и заполним общую схему (Приложение 2), ответив тем самым на главный вопрос нашего урока. (Учащиеся зачитывают ответы, один ученик заполняет схему на доске)

- Ребята, мы ответили на второй пункт плана? (Да) (слайд 10)

- Что осталось сделать? (Подвести итог и сделать выводы) (слайд 11)

- Что же объединяет народы, живущие в России? (Эти люди являются гражданами одной страны, у них общая история, государственный язык, государственные символы).

- Назовите государственные символы нашей страны. Что означает каждый из них?

VI . Самостоятельная работа

- А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в небольшом проекте и представить себя в качестве членов детской Администрации нашего города. (слайд 13) Все вызнаете, что в любом городе существуют определённые проблемы (экологические, нравственные, бытовые и т.п.). Назовите их.

- Давайте разделимся на комитеты для решения некоторых проблем, названных вами. Вы сейчас будете работать в группах. Для успешной работы не забывайте о правилах работы в группе.

- За 5 минут попробуйте создать проекты решения проблем. (Группы получают карточки с заданиями, слайд 14) (Приложение 3). По истечении времени учащиеся представляют свои проекты.

VII . Включение в систему знаний

VIII . Рефлексия (слайд 15)

- Что отличает народы России?

- Что их объединяет?

- Прочитайте народную мудрость на с.9. Как вы понимаете это высказывание?

- Что относится к государственной символике нашей страны?

- Какого человека можно назвать гражданином России?

IX . Домашнее задание. (слайд 16)

Задание по желанию: составить календарь памятных дат нашего края.

Выбранный для просмотра документ

Пояснительная записка

систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;

способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения;

развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;

планировать и оформлять мини-проекты;

развивать умение работать в группе, паре.

Предлагаемый урок основан на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Субъектный опыт обучающихся является первоначальной базой для освоения содержания урока. В процессе учебной деятельности у обучающихся формируются личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Младшие школьники получают возможность самостоятельно планировать свою работу, осуществлять целеполагание каждого этапа урока, продуктивно взаимодействовать при поиске информации, обсуждать и решать проблемные вопросы. Умение вести учебный диалог – важное умение, формируемое на уроке. Для эффективного осмысления и запоминания учебного материала используются кластеры, самостоятельно заполняемые детьми. На этапе объяснения домашнего задания обучающимся предлагается возможность самостоятельного выбора вариантов для выполнения, исходя из субъективных интересов и возможностей.

Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. Каждый этап урока имеет свою цель, а значит свое завершение. На этапе проверки домашнего задания, целеполагания перед учениками возникают проблемные ситуации, решая которые дети сталкиваются с нехваткой знаний. Самостоятельно выходят на объявление темы, а далее включаются в практическую работу. Самопроверка ведется в практической работе, на этапе работы с информацией. Учащиеся учатся делать выводы сами.

Для организации контроля знаний используется интерактивная доска. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует активизации познавательной деятельности обучающихся. Выбранные формы работы (в паре, в группе, элементы деловой игры, поиск и анализ информации) позволяют включить в работу всех детей с разными каналами восприятия информации (аудиалов, визуалов, кинестетиков). Деятельностный подход позволяет организовать конструктивную совместную работу, в которой каждый ученик занят.

Окружающий мир в 4 классе. Тема: Россия - многонациональное государство. Культура, язык, история народов России (заочное путешествие)

Цели: обобщить знания, полученные о человеке и обществе; прививать учащимся уважение к своей Родине, её языку, культуре, истории; совершенствовать умения работать с книгой, картой.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся.

Проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Известный мудрец и врач Авиценна однажды сказал:

В еде не будь до всякой пищи падок,

Знай точно время, место и порядок.

- Как вы понимаете это высказывание мудреца и согласны ли вы с ним?

Ответы учащихся на поставленный вопрос.

- Давайте вспомним, что происходит, когда человек не умеет правильно есть, торопится, чтобы утолить голод.

Пересказ учащимися материала учебника (1-2 человека).

- Почему после обильного обеда хочется полежать, поспать, а не заниматься умственной работой?

- Почему питание однообразной пищей приводит к заболеваниям?

- Что такое аппетит? Как сделать, чтобы он не пропал?

2. Работа по учебнику.

Учитель. А теперь давайте прочитаем статью о том, как питаются космонавты, находясь в космосе.

Учащиеся читают статью.

- А теперь, ребята, вам предстоит продемонстрировать свои знания о пищеварении и питании. Сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Для этого разделимся на 2 команды. Каждая команда по очереди будет отвечать на поставленные вопросы. Если не будет правильного ответа, то в работу может включаться другая команда, чтобы заработать дополнительный балл.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы для 1-й команды:

1. Вещество, без которого человек умирает через 3-4 дня. (Вода.)

2. Питательные вещества, необходимые для роста организма, содержащиеся в мясе, рыбе, твороге. (Белки.)

3. Продукт питания, необходимый в большом количестве грудным детям. (Молоко.)

4. Орган пищеварения в виде трубки, соединяющий рот и желудок. (Пищевод.)

5. Инструмент, помогающий заботиться человеку о зубах. (Щётка.)

6. Соседка желудка справа от него. (Печень.)

Вопросы для 2-й команды:

1. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах. (Витамины.)

2 Сильная нехватка еды, ощущаемая человеком. (Голод.)

3. Желание есть. (Аппетит.)

4. Помидор, огурец, лук, капуста . (общее понятие). (Овощи.)

5. Орган, в котором пища начинает перевариваться (Желудок.)

6. Твёрдые части организма, которые помогают человеку пережёвывать пищу. (Зубы.)

Учитель. Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Со счётом - . победила . команда (отметить особенно активных детей).

- Как вы считаете, правильно ли утверждение, что в организме человека нет главных и второстепенных органов? Обоснуйте свой ответ.

Учитель. Ребята, любите ли вы путешествовать? А как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие? Почему вы так считаете?

Учащиеся доказывают свою точку зрения.

IV. Актуализация опорных знаний.

Рассматривание иллюстраций в учебнике.

Учитель. Своё путешествие мы начнём с нашего учебника и сказки Р Киплинга.

Вы все знаете историю человеческого детеныша Маугли, выращенного в волчьей стае, по сказке Редьярда Киплинга. Такие дети были не только в сказке, но и в действительности. Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Что на них изображено? Чем отличаются эти иллюстрации? Докажите свои ответы.

- Будут ли различаться дети, воспитанные в волчьей и в древней человеческой стае?

- Что свойственно человеку от природы, а чему он учится у окружающих?

- Чему должны были научиться люди, чтобы из пещеры перебраться в современную квартиру? Докажите.

Человек всегда живёт в обществе, поэтому общественные отношения влияют на его поведение. В настоящее время именно общество в наибольшей степени ежедневно воздействует на человека, оттеснив биологические факторы на второй план.

- Основой всякого современного общества является семья Какова, по вашему мнению, роль родителей в семье?

- В каждой семье есть свои правила жизни, свои законы, свои заботы. У государственной власти должны быть те же заботы, только в масштабе всей страны. Власть государства опирается на установленные им законы, которые обязательны для всех граждан. Общественная жизнь народов началась одновременно с появлением человека на Земле. Она развивалась по мере познания человеком мира и использования полученных знаний. Так общество прошло путь от стаи к демократическому обществу, в котором живём мы с вами сейчас.

V. Изучение нового материала.

1. Устройство государственной власти в России (в сравнении с другими государствами). Путешествие по политической карте мира, карте России. Выставка книг.

Учитель. Люди живут в разных государствах. Ребята, давайте вспомним с вами части света и материки и найдём наше государство на карте.

Работа по карте.

- Какие государства вы знаете? На каких материках они располагаются? А на каком материке нет ни одного государства? (Ответы учащихся.)

- Давайте отправимся сейчас в заочное путешествие по городам и государствам.

- Что вы можете рассказать о людях, домах, улицах, транспорте?

- Это города одного государства или разных государств?

- Зачем люди объединяются в государства?

Учащиеся. Для защиты своих интересов люди одной нации, а иногда и нескольких, живущие на одной территории, объединяются в государство.

Выводы учащихся (с помощью учителя).

Государства дружат или враждуют друг с другом. Отношения между ними являются важной частью окружающего мира, прямо или косвенно затрагивающей каждого из нас, поэтому мы должны знать друг друга.

Государства есть большие и маленькие. По численности населения самое большое государство - Китай. В нём живёт каждый пятый землянин. Самое большое государство по площади - Россия. Самое маленькое государство - Ватикан. Это всего лишь один квартал в столице Италии городе Риме. Живёт в нём менее тысячи человек. Но при этом в Ватикане ^сть все властные структуры.

Разнообразие национальных характеров, обществ, государств побуждает людей вырабатывать общепринятые правила поведения. Люди разных государств отличаются не только тем, что говорят на разных языках, они одеваются по-разному, любят разную пищу, у них свои особенные праздники.

Работа с иллюстрациями, фотографиями, открытками.

2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Учащиеся читают часть статьи. Учитель акцентирует внимание учащихся на названии государства в прошлом и сейчас.

3. Проверка понимания прочитанного материала.

Учитель. Как называлось русское государство в разные периоды его существования?

- Россия - демократическая федеративная республика. Объясните, как вы это понимаете.

VI. Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Учитель. Наше путешествие подошло к концу. В какой части нашей Родины мы с вами сейчас находимся? Покажите свою область на карте.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вам особенно запомнилось, понравилось?

- Сегодня вы все хорошо работали. Молодцы!

Домашнее задание.


Урок окружающего мира в 4 классе. Цель занятия систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; познакомить с понятием народ, признаками принадлежности к одному народу.

Содержимое разработки

Конспект урока окружающего мира.

Цель: систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; познакомить с понятием народ, признаками принадлежности к одному народу.

Предметные УУД: учащиеся научаться называть объединяющие факторы народов России, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявления общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России.

Метапредметные УУД: учащиеся научаться работать с дополнительными источниками информации; составлять таблицы и схемы.

Этап урока/ время

Организационный момент/ 2 мин

Организовывает деятельность учащихся

Готовятся к занятию

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания/ 5 мин

- Проверим, как вы усвоили материала предыдущего урока. На столе лежат листочки с пятью вопросами. Каждый тянет вопрос и отвечает на него. Остальные внимательно слушают и дополняют ответы одноклассников.

Параллельно выдаются карточки для индивидуальной работы (Приложение 2. )

На столе лежат 5 вопросов лицевой стороной вниз(Приложение 1). Вызываются 5 учащихся. Каждый тянет вопрос и отвечает на него. Остальные дополняют ответы.

Три человека выполняют индивидуальную работу на карточках.

Постановка цели урока/ 3 мин

- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Читают тему урока. Определяют смысл темы и высказывания.

Изучение нового материала/ 15 мин

О какой памятной дате идёт речь? (Бородинская битва)

Какие народы участвовали в битве с Наполеоном? (Русские, башкиры, татары, калмыки, мордва, чуваши, казахи).

- Попробуем составить календарь памятных дат для России.

Слайд 2. Начнём с 18 апреля 1242 года – дня победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).

Слайд 3. 21 сентября 1380 год – день победы русских полков во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

Слайд 4. 10 июля 1709 год – день победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении. Слайд 5. 8 сентября 1812 год – день Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией.

Эти памятные даты должен знать каждый гражданин России.

Физкультминутка.

Записывают число и тему урока в тетрадь. Составляют схему вместе с учителем, делают выводы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соавторстве с И.В. Земцовой и Е.А. Кошеляевой для конкурса методических разработок "Уроки толерантности".

Пояснительная записка

Российский народ

Место урока в системе уроков

Урок открытия нового знания

Педагогическая цель

создание условий для формирования представлений о России как многонациональном, толерантном государстве.

Задачи урока

систематизировать имеющиеся знания о российском народе, государственной символике;

формировать установки этнокультурной толерантности, открытости к межкультурному диалогу, гармонизацию межэтнических отношений у младших школьников;

способствовать овладению логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность;

развивать умение работать в группе;

способствовать воспитанию уважения к культуре, традициям, языку разных народов.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Метапредметные:

Регулятивные:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные:

- выделять существенную информацию из текста учебника;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждение по теме урока;

- проявлять творческие способности при выполнении исследовательской работы.

Коммуникативные:

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах;

- формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- аргументировать свою позицию.

- называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;

Социальная значимость

Интерес к проблеме этнокультурной толерантности личности обусловлен происходящими в современном обществе социальными, политическими и экономическими изменениями, в том числе усилением интеграционных и миграционных процессов.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая.

Интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, толковый словарь, фотографии представителей разных народов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009.

Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.

4. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / Под общ. ред. Гурова В. Н. – М., 2004.

Технологии и методики, применяемые на уроке

ИКТ. Презентация в формате Power Point служит для визуализации учебного материала, с её помощью происходит демонстрация и объяснение заданий, самопроверка работы в группах и самостоятельной работы учащихся.

Технология проблемного диалога. Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит к теме урока, на этапе воспроизведения знаний ученики создают продукт и представляют его классу.

Здоровьесберегающая технология. В ходе урока спланированы организационно -технические, санитарно – гигиенические условия здоровьесбережения, учитывающие индивидуальные показатели состояния учащихся.

Методы организации деятельности учителя и обучающихся

Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку.

Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала.

Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.

Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.

Анализ результатов урока

Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся.

Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся.

Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Содержание урока

I.Организацион-ный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Распределены по группам. Настраиваются на урок.


Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Ребята, соедините свои ладони с ладонями соседа по группе. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте произнесем следующие слова:

- Мы сильны в своей дружбе.

- Мы уверены в себе.

- Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Я желаю вам хорошего настроения и активности на уроке.

Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний.

Цель: применение зафиксирован-ных способов действий (норм).

Вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение по обсуждаемым вопросам.

Определяют, кого они видят на фотографиях.

Организовыва-ет повторение изученного ранее материала, уточняет тематические рамки.

Демонстрирует слайды, на которых изображены представители разных народов.

-Давайте вспомним, в каком сообществе каждый человек состоит с рождения? (В семье)

-Почему люди объединяются в особые группы? В каких группах состоите вы? (Ответы детей)

-А что объединяет отдельного человека со всеми другими людьми в своей стране? (Каждый человек – гражданин своего Отечества)

-Как называется наше Отечество? (Россия, Российская Федерация)

-Нашу страну называют многонациональной. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

-Кто может назвать, какие народы населяют нашу страну? (Ответы детей)

-Постарайтесь по фотографиям определить представителей данных национальностей.

-Что объединяет каждый из этих народов? (Народные костюмы, обычаи, язык)

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

III.Самоопреде-ление к деятельности. Локализация затруднений; построение проекта выхода из затруднений; обобщение затруднений во внешней речи; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-учить использовать приобретённые умения в диалоге с учителем и при работе с источником информации;

-выполнять учебные задания в группе;

-ориентироваться в разных вариантах выполнения заданий;

-планировать своё действие в соответствии с целью;

-представлять результат своей деятельности.

Столкнувшись с затруднением, пытаются найти ответ на проблемный вопрос.

Работают с толковым словарём.

Озвучивают тему и предполагае-мую цель урока.

Коллективно читают статью учебника.

Работают в группе при заполнении схемы. Сравнивают свой результат с заданным эталоном.

Используют приобретенные знания в диалоге с учителем.

Выдвигает проблему, подводит детей к определению темы и цели урока.

Организует работу в группах, подготовив эталон для проверки.



Возвращается к проблемному вопросу, добиваясь нужного ответа.

- Что вы не смогли объяснить? (Почему несколько народов относят к единому российскому народу)

- Каких знаний вам не хватило? (Знаний о том, что такое народ, по каким признакам можно объединить народы в единый)

-Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? (Российский народ)

-Какую цель перед собой поставите? (Ответы детей)


(слайд 6)

-Как бы вы теперь ответили на вопрос, поставленный в начале работы?

(Ответы детей)

- проявлять интерес к теме урока.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение;

-формулировать корректные высказывания в рамках учебного диалога;

-адекватно использовать речь для представления результата.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

IV. Включение в систему знаний. Исследователь-ская деятельность. Определение пространства толерантности класса.

-формировать этнокультурную толерантность;

-организовать исследователь-скую деятельность.

Выполняют движения за учителем.

Высказывают свое мнение.

Обращаются к словарю, зачитывают определение.

Представители каждой группы записывают слова на доске по очереди.

Вступают в диалог с учителем.

Защищают свои работы.

Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы класс

стал пространством толерантности, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.

Осуществляет профилактику утомления.

Выясняет, какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальнос-тей. Знакомит со школьной статистикой. Организует защиту детских исследовательских работ.


Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Физминутка (под песню «Я, ты, он, она, вместе – целая страна).

Его слова - подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. Быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, независимо от национальности - это великое искусство людей и называется оно - толерантность. Об этом мы и будем говорить сейчас.

На Земле насчитывается около трех тысяч народов. В России же проживает приблизительно 166 национальностей и народностей.

Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как:

Петр Иванович Багратион – российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812 г.

Абрам Петрович Ганнибал – генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп.

Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики – из поляков.

Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

(Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям)

-Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

А–альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами)

(представители каждой группы записывают слова на доске по очереди)

- Как вы думаете, какие проблемы возникают в общении между людьми разных национальностей? (Ответы детей)

-А в нашей школе такие проблемы возникали? (Нет). Почему? (Ученики нашей школы уважают традиции, обычаи и культуру каждой национальности)

- Как происходит диалог наций в нашей школе, мы и узнаем из ваших исследовательских работ.

(Ученики заранее были разделены на 4 группы; каждая группа в течение недели готовила материал по культуре определенного народа, заполнив по окончании работы бланк оценки работы в группе).

- В нашем классе также учатся дети разных национальностей. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

-Возьмите каждый по листочку и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы класс стал пространством толерантности.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение, самооценка.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

V.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Дети составляют синквейн на заданную тему.


Организует работу групп, инициирует рефлексию детей.

(Толерантность.

Отзывчивый, снисходительный.

Взаимодействовать,уважать, прислушиваться.

Мы такие разные, этим и прекрасны мы.

Будь терпимым!)

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность.

Личностные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

VI.Домашнее задание.

Имеют возможность выбрать домашнее задание с учётом собственных возможностей.

Предоставляет право свободного выбора, используя технологию здоровьесбере-жения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

8.1 Образовательные:

Расширить знания учащихся о народах населяющих Россию, их традициях, обычаях;

Закрепить знания учащихся о понимании Родины как многонационального государства;

8.2 Развивающие:

Познавательные УУД:

Развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

Развивать умение делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Развивать умение находить ответы на вопросы с помощью текста в учебнике;

Развивать умение работать картой;

Развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение высказывать свои мысли в устной форме;

Развивать умение слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

Развивать умение адекватно воспринимать оценку учителя;

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

8.3 Воспитательные:

Личностные УУД:

Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к культуре других народов;

Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки;

Воспитывать культуру общения на уроке.

9. Ресурс урока:

9.1 Основной дидактический метод: словесный

9.2 Частные методы: беседа, показ, проект

9.3 Дидактические средства и оборудование: учебник по окружающему миру, презентация по теме урока, ватманы, иллюстрации и текст для создания проектов

9.4 Технические средства обучения: проектор, интерактивная доска, ноутбук, флеш-карта

Этапы урока

1. Организация начала урока

1.1 Приветствие.

1.2 Проверка рабочего места.

1.3 Настрой на урок.

У: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Денисовна. Сейчас у нас урок окружающего мира мое Отечество. Присаживайтесь!

У: Ребята, проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны лежать учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник, пенал. Присаживайтесь!

У: Я надеюсь, что на уроке вы будете активными, внимательными и старательными и тогда у нас с вами все получится.

У: Вам интересно, ребята, узнать,

Что предстоит нам сейчас выполнять?

Сходство, различия будем искать,

Думать, сравнивать и рассуждать.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

У: Разгадайте данный ребус

У: Какое слово получилось?

Д: народ – это все граждане государства.

У: Значит, можно сказать, что все граждане России – это народ России.

На доске появляется запись:

Граждане России = единый народ России.

У: Посмотрите на карту России на с. 111. Что обозначено словами красного цвета?

Д: Названия народов.

На доске появляется запись:

В России много народов.

У: Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Сколько народов проживает в России – один или много?

3. Открытие новых знаний

4.1 Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике

У: Скажите, чем же отличаются все народы друг от друга?

Д: родным языком, народными обычаями, праздниками, национальными костюмами.

У: А что же такое народная культура?


Д: язык, на котором говорит народ, обычаи праздники, все это и есть народная культура

У: посмотрите на иллюстрацию на стр.123. как мы можем озаглавить каждый ряд рисунков?

Д: 1 ряд – народные костюмы или празднование народного праздника

2 ряд- национальное блюдо

У: Теперь я предлагаю прочитать вам текст на стр.123 и узнать, какие народы проживают на территории нашей великой страны.

Д: Читают текст на стр. 123-125

У: Скажите, какие народы проживают на Крайнем Севере России?

Д: ненцы, чукчи, коряки.

У: Какой народ самый многочисленный в нашей стране и живут на всей ее территории?

У: назовите, русский народный праздник

У: а какое угощение готовят в этот праздник?

У: А какой самый любимый праздник в Татарстане?

У: а когда он празднуется?

Д: весной, когда заканчиваются работы в поле.

У: А как называется народ, который считает этот праздник народным?

У: А какие народы проживают рядом с ними?

Д: Башкиры и чуваши

У: А какие народы населяю север и северо-восток России?

Д: удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, коми, карелы

У: На каком языке говорят эти народы?

Д: На финно-угорском

У: А в горах Северного Кавказа, какие народы проживают?

Д: кабардинцы, черкесы, балкарцы, карачаевцы, осетины, ингуши, чеченцы, аварцы

У: А в Сибири и на Дальнем Востоке, какие народы проживают?
Д: якуты, буряты, алтайцы, нанайцы, тувинцы

У: кажите, а что объединяет все народы

Д: Все проживают на территории нашей страны России

У: Ребята, а какой мы можем сделать вывод из всего, что мы прочитали и сказали?

Д: Россия - страна, которую населяют много разных народов, и все вместе они один большой российский народ.

У: значит, сколько значений имеет слово народ?

Д: народ – это граждане одного государства и народ – это большая группа людей, которая отличается друг от друга своим названием и народной культурой.

У: Давайте сравним наш вывод с выводом на стр. 125

5. Физ-минутка

6. Закрепление нового знания

У: ребята, а теперь я предлагаю вам побывать исследователями. Посмотрите на доску и скажите, с кем граничит наша республика?

Д: Кировская область, Нижегородская область, Чувашия, Татарстан

У: Здесь тоже проживает много различных народов. Вы уже сидите группами. Каждая группа будет изучать народы, которые проживают на той или иной территории.

Д: детям раздаются листы ватмана, опорный текст, иллюстрации, маркеры, клей. Они составляют газету про разные народы.

У: Я вижу, что вы уже закончили. Итак, первая группа выходите к доске, и расскажите одноклассникам, что вы узнали

Д: все группы представляют свои мини-проекты

7. Итог урока

У: Молодцы, вы были очень внимательными на уроке, а значит, теперь сможем ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока. Давайте вспомним его. Какой вопрос мы поставили?

Д: Сколько народов проживает в России – один или много?

У: Давайте ответим на этот вопрос

Д: В России проживает много разных народов, но все вместе мы тоже один народ

8. Организованное завершение урока

Ребята, мне было очень приятно с вами сегодня работать. На уроке вы были очень активными, внимательными и старательными. Спасибо за урок. До свидания.

Читайте также: