Известные меценаты россии 5 класс однкнр конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

История меценатства велика - оно существует уже не одно тысячелетие. Меценаты - это известные личности, состоятельные и интересные люди, благотворители, жертвующие большие деньги на развитие искусства, культуры и науки. Но каково происхождение слова "меценат" и кто же самые щедрые меценаты России?

История меценатства

В первом веке до нашей эры, во времена правления римского императора Октавиана Августа, жил Гай Цильний Меценат - высокопоставленный чиновник, невероятно любящий искусство. Этот человек много сделал для его развития в Древнем Риме.

Гай Цильний Меценат - друг Августа, способный высказать тому свое мнение и добиться принятия нужных решений. Добрый и великодушный, Гай много раз сдерживал жестокого и порывистого Октавиана. Весьма начитанный и образованный человек, Меценат видел, что многие римские поэты, художники и музыканты нуждались в помощи, потому всю жизнь пытался им помочь материально - давал деньги, дарил поместья и многое - многое другое.

Именно благодаря этим бескорыстным делам, Гай Меценат и запомнился в истории, а его имя стало нарицательным. Его примеру следовали и другие люди, жившие позже.

Почему человек становился меценатом?

Многие богатые купцы и дворяне имели большие деньги и могли жить припеваючи, тратя их лишь на себя и свысока наблюдая за нуждами и страданиями простого люда.

В России живут самые разные народы. Их больше 150. Самый многочисленный народ - русские. За ними идут татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы… У каждого народа свой язык и самобытная культура.

В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм .

Величие многонациональной российской культуры

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Карл Павлович Брюллов (1799-1852)

Репин Илья Ефимович (1844-1930)

Станиславский Константин Сергеевич (1863-1938)

Галина Уланова (1910-1998)

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999)

Юрий Рытхэу (1930-2008)

Расул Гамзатов (1923-2003)

Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Она учила понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений. Приведите примеры взаимопомощи между людьми, между народами.

Духовно-нравственная культура - нравственные ценности, идеалы, религиозные верования, то есть то, что составляет внутренний мир человека.

Андрей Рублёв Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. Родился (?) Умер:17 октября 1428 г .

Назовите самую знаменитую икону Андрея Рублева?

Памятник Андрею Рублёву во Владимире

Продолжи предложение сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Презентацию подготовила Павлова Ирина Николаевна, учитель истории (школа №644 г. Санкт-Петербург)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Вводный урок - Геометрия - 8 класс
вводный урок геометрии 8 класс


Вводный урок во 2 классе

Урок с презентацией.


Вводный урок в 7 классе, числовые выражения
Вводный урок геометрии 7 класс

Презентация урока составлена по УМК И.М. Смирновой, В.А. Смирнов.


Вводный урок в 10 классе

Презентация, в которой отражена периодизация русской литературы 19 века.

Вводный урок геометрии. 8 класс.

Урок повторения. Презентация содержит много задач, что позволяет дифференцировать материал, в зависимости от уровня подготовки детей.

2. Дать представление о благотворительности в Ярославском крае на протяжении истории

3. Формировать стремление совершать добрые поступки, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, чувство гордости и уважения к своему краю, к его славным традициям, к людям, создающим его сегодняшнюю историю.

Как вы понимаете эти слова? Найдите ключевые слова в этом высказывании?

Выполните задание 1 в р/л.

Что такое благо?

Что такое творить?

Таким образом, благотворительность - это добро творить, делать добрые поступки.

Почему люди делают добрые дела?

На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке.

II. Во все времена с большим уважением люди относились к тем людям, которые делали добрые дела. Их воспевали в сказках, былинах, песнях. Много мудрых высказываний оставили нам знаменитые писатели, поэты, ученые, надеясь, что люди будут относиться друг к другу с добром.

Задание: Используя цветную гамму, составьте высказывания великих людей о тех, кто творит благо, добро.

III. Сегодня на уроке мы будем говорить не просто о добрых делах, а о благотворительности. Благотворительность – добрый поступок, не требующий ответа. Это поступок, который сделан просто так, по своей воле. Это помощь другу, соседу, совсем незнакомому человеку. Для этого не требуется горы богатства, горы денег. Для этого нужно немного – широта души, внимание, терпение и отзывчивость. А эти качества могут быть у всех.

Благотворительность совершалась исходя из религиозно-нравственных убеждений: люди жертвовали деньги не во славу себе, а на благое дело.

Ярославский край был известен своими благотворителями.

Поработайте в малых группах с предложенными текстами и определите, в каком направлении развивалась благотворительность, назовите имена людей-благотворителей и на что они жертвовали свои средства. Итогом общей работы станет заполнение центральной и левой части таблицы.

Благотворительность в Ярославском крае

IV. Работа в группах.

Текст для группы № 1.

В Ярославле на деньги одного из самых богатых людей первой половины 17 века Надеи Святешникова был построен один из первых каменных храмов городского посада – Церковь Николы Надеина. Купец Надея Святешников не только заложил церковь, но и создал новую традицию - жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы стали строить великолепные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее. Церковь Ильи Пророка была построена на средства братьев В.И. и И.И. Скрипиных. На деньги благотворителей возводились храмы в Поречье-Рыбном. Кукобое и других городах и селах Ярославского края. В 1890 году на средства купца С.Н. Емельянова была открыта церковь Иверской Божьей матери на левом берегу Волги в Рыбинске. Купец затратил на это значительную часть своих средств.

Назовите направление благотворительности (на что жертвовали средства купцы)?

Назовите имена купцов-благотворителей.

Какие известные храмы были построены на их средства?

Текст для группы № 2.

В 18 веке пригубернаторе А.П. Мельгунове купец Иван Кучумов завещал 1/5 часть своего имущества на строительство в Ярославле Дома призрения ближнего. В 1784 году А.П. Мельгунов организовал сбор средств на строительство в Ярославле Дома призрения ближнего для детей-сирот. Было собрано около 18 тысяч рублей, вклады внесли 132 человека, купцы, дворяне. На средства благотворителей создавались приюты и в других городах. Так в 19 веке в Рыбинске были открыты Покровско-Вознесенское общество вспомоществования бедным. Душой этого учреждения был богатый купец Анемподист Фролович Фролов, который на собственные средства приобрел в центре города участок земли для строительства приюта и около 135 тысяч рублей. А в 1880 году рыбинская купеческая вдова Александра Григорьева Баскакова оставила по духовному завещанию капитал в 10 905 рублей, назначив его на устройство в г. Рыбинске воспитательного детского приюта. 27 февраля 1894 года приют был открыт. Туда сразу же стали поступать дети, нуждающиеся в общественной помощи, число которых к 1 января 1895 года достигло 48 человек. (12 подкидышей, 38 незаконнорожденных). Одним из щедрых жертвователей в пользу приюта был почетный гражданин Николай Ионович Тюменев. В 1895 году он пожертвовал приюту 25 тыс. рублей.

Назовите направление благотворительности (на что жертвовали средства купцы)?

Назовите имена купцов-благотворителей.

Какие конкретные дела в этом направлении они осуществили?

Текст для группы № 3

В 18 веке П.И. Демидов основал в Ярославского высших наук училище (позднее – Демидовский лицей, в настоящее время университет им. П.Г. Демидова). В 19 веке в Рыбинске на средства купца М.Е. Комарова было открыто механико-техническое училище. Вовсе не обладая большим богатством, он тратил деньги на дела благотворительности. В начале 20 века в училище обучалось более 100 человек, из них 58 человек находились на полном пансионе (содержании). Все, кто окончил это училище отправлялись на работу на железную дорогу, а также на различные заводы и фабрики в Рыбинске, Петербурге и Москве. На левом берегу Волги в селе Полтинино Спасской волости местный благотворитель купец Серебряков учредил двухклассное министерское училище, которое содержал на собственные средства.

Здесь же на левом берегу Волги в селе Александровское 15 мая 1888 года была открыта больница для судорабочих на участке земли, пожертвованным купцом А.Ф, Фроловым. Кроме того, Фролов пожертвовал на строительство больницы 300 бревен леса и более 1500 рублей.

Назовите направление благотворительности (на что жертвовали средства купцы)?

Назовите имена купцов-благотворителей.

Какие конкретные дела в этом направлении они осуществили?

Текст для группы № 4.

Назовите направление благотворительности (на что жертвовали средства купцы)?

Назовите имена купцов-благотворителей.

Какие конкретные дела в этом направлении они осуществили?

Благотворительность в Ярославском крае

Направления благотворительности

Н. Святешников – храм Николы Надеина;

братья Скрипины – храм Ильи Прорка

1. Строительство храмов, церквей

Дом призрения ближнего в Ярославле (И. Кучумов, А. Мельгунов)

Покровско-Вознесенское общество (Рыбинск, Фролов)

Воспитательный приют (Баскакова, Тюменев)

2. Призрение ближнего, помощь нуждающимся

Ярославское высших наук училище (П.Г. Демидов);

механико-техническое училище (М.Е. Комаров, Рыбинск)

2-класснок городское училище (Серебряков, Рыбинск)

больница для судорабочих (Рыбинск, Фролов)

3. Медицина, образование

реставрация церквей, собрание коллекций рукописей (Вахрамеев, Ярлославль)

восстановление Ростовского Кремля, музей церковных древностей (Л.А. Кекин, Ростов)

Итак, на что жертвовали свои деньги купцы, о которых нам рассказали ребята из 4-й группы?

Таких людей можно назвать меценатами. Это слово латинского происхождения. Оно образовалось от имени Гая Цильния Мецената – богатейшего человека в Древнем Риме, который покровительствовал литературе и искусству. Сегодня меценатами называют людей, которые добровольно и безвозмездно оказывают покровительство и материальную поддержку деятелям культуры, науки и искусства.

V. Итак, мы убедились, что традиции благотворительности в нашем крае имеют богатую историю.

Но можем ли мы сказать, благотворительность и меценатство – в прошлом?

Есть ли сейчас примеры подобного поведения?

И можете ли вы, дети, быть благотворителями?

Я предлагаю вам всем вместе обсудить эти вопросы. А результатом нашего диалога будет заполненная (или незаполненная) правая часть таблицы.

Анализ видеоматериала и беседа.

Можем ли мы назвать Ивана Ткаченко благотворителем?

Как вы думаете, почему при жизни Ивана, никто не догадывался, что он жертвует деньги на помощь больным детям?

А известны ли вам примеры подобных акций в г. Рыбинске?

Ребята, а какую помощь можете оказать вы, дети, ведь вы еще не зарабатываете деньги самостоятельно?

Можно распространять листовки, объявления о помощи, в том числе в интернете, в социальных сетях, можно участвовать в благотворительных концертах, благотворительных акциях.

А вот еще в одной благотворительной акции, приуроченной к празднованию 70-летия Победы, приняли участие, наверное, все школьник нашего города.

Анализ видеоролика и беседа.

Посмотрите этот видеосюжет (О сборе макулатуры).

Вы принимали участие в сборе макулатуры в прошлом году? Как много бумаги вы принесли?

На что пошли средства, полученные от сбора макулатуры?

Работа с сайтом Фонд Анатолия Лисицина (если нет возможности, то презентация).

А теперь взгляните на экран. Перед вами главная страница благотворительного фонда Анатолия Лисицына.

Назовите проекты, которые осуществляет фонд.

Помощь учреждениям культуры, объектам культурно-исторического наследия, общественным организациям, ветеранам войны, восстановление захоронений и воинских мемориалов 1-й мировой войны.

В рамках этих направлений делается главное – сохранение истории, исторической правды для дальнейших поколений. В сентябре 2015 года силами фонда Анатолия Лисицына был восстановлен памятник ярославскому генералу Федору Толбухину в городе Варна (Болгария), а еще раньше, в 2014 году в Белграде были восстановлены и отреставрированы могилы русских солдат, погибших в годы 1-й мировой войны.

Итак, о каких направлениях благотворительной деятельности шла речь сейчас на уроке? Что мы сохранили с далеких времен? Какие традиции продолжаем?

Заполните нужные ячейки таблицы.

А есть ли проявления других направлений благотворительности, вы попытаетесь узнать самостоятельно и расскажите нам на следующем уроке.

VI. Итак, подведем итог сегодняшнего занятия.

О чем шла речь на уроке?

Что такое благотворительность?

Почему люди делают добрые дела и эта традиция не устаревает?

Делать добрые дела – это часть человеческой природы, потребность быть милосердным – одна из самых важных у человека. Мы нуждаемся в пище, защите и любви, но мы нуждаемся и в том, чтобы поделиться тем, что дано нам, с ближним.

Список литературы и информационных ресурсов:

Задание 1. Разберите слово «благотворительность по составу. Из каких 2 слов оно состоит? Дайте толкование каждому.

Задание 2. Составьте высказывания великих людей, соединив части в правильном порядке. Дайте толкование одному из них.

Не упускай случая

она превыше всех благ (Алексей Максимович Горький)

Добрые люди подобно звездам, светилам того времени

Из всех добродетелей и достоинств души

В чем смысл жизни?

сделать добро (Марк Твен)

Я не знаю иных признаков превосходства

, в котором они живут, озаряя свои времена (Бенджамин Джонсон)

Лучший способ сохранить память о добрых делах

Задание 3. Выслушайте представителей малых учебных групп и заполните центральную и левую часть таблицы. После просмотра видеороликов и обсуждения в классе заполните правую часть таблицы

Тема: «Кто они – благотворители и меценаты?

- Рассказать об истории возникновения благотворительности и меценатства в России;

-Развивать творческие способности

Оборудование: цветок, карточки с пословицами, презентация

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).

С таким прекрасным настроением мы начнем наше занятие. Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о благотворительности и меценатстве. Для того, чтобы понять, что такое благотворительность, нужно вспомнить какие ощущения вы испытываете, когда, например, получаете подарок? Перечислите их (радость, положительные эмоции и т. д.) Но однажды ты сам делаешь подарок другому человеку и видишь его искреннюю радость. В этот момент где-то внутри себя понимаешь, что делать подарки гораздо приятнее, чем их получать.

Благотворительность и помощь людям – это возможность помочь тем, кто в силу каких-то независимых от них причин не может реализовать себя в полную силу.

Зачем и почему мы помогаем?

Пустой вопрос… И непростой ответ…

Есть у кого-то в жизни цель другая…

А у кого-то выше цели нет…

Не для того, чтоб тень убрать с лица…

Не для того, чтоб поучать кого-то,

Мол я помог, теперь и твой черед.

Не чтобы откупиться от чего-то…

Мы помощью не платим за ошибки…

Не откуп, не гордыня… вовсе нет!

Мы помогаем, чтоб детей улыбки

Дарили нам свой лучезарный свет…

Вопросы: - О чем это стихотворение?

- Что нам хотел донести автор?

- А кому могут помочь наши действия?

3. Из истории благотворительности в России (презентация)

Обратимся к истории и традициям милосердия и благотворительности, которые глубоко уходят корнями в начало российской истории.

Еще в древние времена возникла благодарная традиция – забота о стариках, детях-сиротах, инвалидах, людях немощных, нуждающихся в помощи, чуткости, внимании.

У истоков стояли великие киевские князья, московские и петербургские цари. В Киевской Руси благотворительность была уделом князей, либо возлагалась на церковь и рассматривалась как высшая богоугодная акция, вытекающая из духовных побуждений того времени. (слайд 3)

Князь Владимир поручил попечение над сиротами духовенству, и сам принимал активное участие в этом процессе. (слайд 4)

Его преемник, князь Ярослав Мудрый, учредил сиротское училище, где содержал и обучал на свои средства 300 юношей. (слайд5)

При Петре I дальнейшее развитие получило попечение о детях с помощью детских учреждений. (слайд 6)

В трудах Екатерины II сохранялись архивные документы, где говорилось о действиях высшей власти в помощь народу при бедствиях, о создании Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов для душевнобольных. (слайд 7).

В российскую историю навсегда вошли имена таких благотворителей и меценатов, как семейные династии Третьяковых, Морозовых Мамонтовых, Бахрушиных, Найденовых, Щукиных и других. (слайд 8)

4. Меценатство.

Меценатство – оказание финансовой помощи, поддержка организаций, представителей искусства, культуры, спорта, науки.

Название происходит от имени знатного римлянина, из древнего этрусского рода Цильниев, Гая Цильния Мецената, который был покровителем поэтов и художников, он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности.

Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям.

6. Работа по карточкам с пословицами.

О добре и добрых делах сложено много замечательных пословиц. Давайте попробуем их вспомнить. Соедините начало и конец пословицы (у несовершеннолетних имеются карточки с пословицами, нужно составить пословицы)

Доброе дело питает душу и тело.

Дерево дорого плодами, а человек делами.

Судят не по словам, а по делам.

Жизнь дана на добрые дела.

Всякий человек в деле познаётся.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

А сейчас каждый из вас выполнит задание указанное на доске, а затем проверим правильно ли вы выполнили. Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей

1. Хлеб А) Больной

2. Утешение Б) Сирота

3. Приют В) Обиженный

4. Покаяние Г) Нищий

5. Прощение Д) Провинившийся

8. Домашнее задание.

Представьте, что вы- меценат. Кому и какую помощь Вы хотели бы оказать. Опишите.

-Ребята, сегодня мы хорошо поработали. Перед вами – цветок., но он бесцветный. Подумайте и раскрасьте его, но в определенный цвет:

- если поработали хорошо, узнали новое для себя – красным,

- если не все понравилось, считаете, что не получилось – желтым,

- если считаете, что мы плохо поработали, содержание было не интересным – синим.

(обсуждение результатов)

Интернет-источники и литература:

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: • Обобщить знания детей о Правилах.

Читайте также: