Нагорная проповедь конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Помочь детям стараться стать более похожими на Иисуса, соблюдая Его заповеди, изложенные в Нагорной проповеди.

Подготовка к уроку

Дополнительное чтение: от Луки 6:17–36 и 3 Нефий 12.

Подберите такие вопросы для обсуждения и дополнительные упражнения, которые будут более интересны детям и лучше всего будут соответствовать цели урока.

Вам понадобятся следующие материалы:

Библия или Новый Завет для каждого ребенка;

Рекомендуемый порядок проведения урока

Предложите ребенку прочитать вступительную молитву.

Концентрация внимания

Пусть каждый ребенок по очереди выйдет перед классом и возьмет листочек бумаги с описанием трудной ситуации, в которую он может попасть. Используйте ситуации, аналогичные приведенным ниже примерам:

Ваш брат или сестра резко критикует вас.Кто-то плохо относится к вам в школе.Другие дети смеются над вами, потому что вы отказываетесь закурить сигарету.Окружающие смеются над вами, потому что вы не ругаетесь.

Пусть каждый ребенок скажет, как он будет реагировать на такую ситуацию. Пусть остальные учащиеся добавят свои предложения. Объясните: на уроке они будут обсуждать некоторые учения Иисуса, прозвучавшие в Нагорной проповеди, и это поможет им узнать, как поступать в подобных ситуациях. Эти учения также помогут нам всем стать более похожими на Иисуса, так как в них говорится о том, какую жизнь Он хочет, чтобы мы вели.

Рассказ из Священного Писания

Заповеди блаженства:любите врагов ваших;старайтесь стать совершенными;золотое правило (поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой).

Вопросы для обсуждения

Готовясь к уроку, изучите приведенные ниже вопросы и ссылки на Священные Писания. Задавайте такие вопросы, которые, по вашему мнению, лучше всего помогут детям понять Священные Писания и применять в повседневной жизни содержащиеся в них учения и законы. Для более глубокого понимания Священных Писаний полезно читать отмеченные отрывки вслух вместе с детьми.

• Что это значит – алкать и жаждать правды? (См. от Матфея 5:6.) Как мы можем искать правды? Какие благословения мы получаем за это?

• Кто такие чистые сердцем? (От Матфея 5:8.) Что обещано чистым сердцем? Как мы можем стать чистыми сердцем?

• Почему это так важно – быть миротворцем? (От Матфея 5:9.) Как мы можем стать миротворцами?

• Что нам следует делать, если возникла конфликтная ситуация? (От Матфея 5:23–24.) Как мы должны относиться к врагам или к тем, кто не любит нас? (От Матфея 5:43–47.)

• Как мы можем стать более совершенными? (От Матфея 5:48.)

• Как мы должны служить? (От Матфея 6:1–4.) Какие неизвестные людям дела служения мы можем выполнить для наших ближних?

• Евангелие от Матфея 7:12 часто называют золотым правилом. О чем просит нас Иисус? Как мы можем выполнить это?

Помогите детям понять: если они будут стремиться жить по учениям, изложенным Иисусом в Нагорной проповеди, они встанут на путь, ведущий к совершенству. Подчеркните: совершенство достигается постепенно, и мы можем не успеть стать совершенными в этой жизни. Сейчас же нам необходимо стараться быть более похожими на Иисуса каждый день.

Пусть дети повторят ситуации из упражнения на концентрацию внимания. Пусть они скажут, что они узнали о том, какой реакции ожидает от нас Иисус в той или иной ситуации. Предложите детям подумать о том, что произойдет, если все будут жить в соответствии с учениями Иисуса, прозвучавшими в Нагорной проповеди.

Дополнительные эадания

В любой момент урока вы можете дать одно или несколько из перечисленных ниже упражнений для краткого повторения пройденного или в качестве задания на дом.

Блаженны нищие духом,ибо их есть Царство Небесное.

Если урок не проводится в постное воскресенье, приготовьте еду, которую обычно готовят с солью, например, воздушную кукурузу, рис, макароны и т. д. Отложите соль в сторону и предложите детям попробовать еду на вкус. (Спросите у родителей, не страдает ли кто-либо из детей аллергией.) Укажите, что добавление даже небольшого количества соли сильно изменяет вкус еды. Небольшое число праведников также может привести к серьезным изменениям. Пусть дети обсудят, как они могут способствовать этим изменениям, ведя праведную жизнь. Прочитайте от Матфея 5:13.

Представьте конфликтные ситуации, например, двое детей хотят занять одно и то же место, несколько детей раздраженно спорят друг с другом и т. д. Разыграйте эти ситуации в лицах, и пусть один ребенок действует в качестве миротворца. Пусть дети подумают о ситуациях, когда их могут обидеть или оскорбить, например, когда кто-нибудь плохо говорит с ними, берет их вещи, или на них разозлился друг, или кто-либо критикует их за то, что они члены Церкви, и т. д. Спросите, как они должны поступать в таких ситуациях согласно Евангелию от Матфея 5:44.

Предложите ребенку разыграть пантомиму и представить служение, которое он уже совершил или может совершить. Пусть другие дети догадаются, что изображает этот ребенок. Обсудите, как это важно – служить ближним. Поговорите с детьми о том, что они чувствуют, помогая другому человеку, и предложите им подумать обо всех положительных результатах, к которым может привести такая помощь.

Помогите детям выучить наизусть от Матфея 5:16 или первую часть от Матфея 7:12.

Сделайте для каждого ребенка копию заповедей блаженства, чтобы они могли взять ее домой, или предложите детям отметить их в своих книгах Священных Писаний.

Подготовьте листочки бумаги или напишите на доске следующие ссылки:

От Матфея 5:3 и 3 Нефий 12:3.

От Матфея 5:6 и 3 Нефий 12:6.

От Матфея 5:10 и 3 Нефий 12:10.

От Матфея 5:48 и 3 Нефий 12:48.

Пусть дети прочитают каждую пару ссылок и обсудят разницу между ними. Помогите детям понять: Иисус учил Иудеев и Нефийцев одному и тому же, но в Книге Мормона Его учение изложено более ясно.

Заключение

Свидетельство

Принесите свое свидетельство о том, что если мы живем согласно учениям Иисуса, прозвучавшим в Нагорной проповеди, то мы станем на путь, ведущий к совершенству.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основное содержание урока

- Проповедуя в приморских городах, Иисус Христос нашел первых учеников – апостолов. Они должны были стать его помощниками. Первых апостолов было двенадцать. Однажды взошел Иисус на гору и позвал за собой всех апостолов. Внизу, у подножия горы уже собрался народ, так как разнесся слух, что Иисус произнесет речь.

-Как вы понимаете эту мысль?

-Как вы понимаете эти слова? Кого легче осуждать себя или другого?

(Легче осуждать других. Себя судить трудно)

(Чтобы об этом узнали, ради славы; чтобы что-нибудь получить взамен; для собственной выгоды)

- Доброе слово, сказанное человеку, помогает, утешает, поддерживает, улучшает настроение. Добро имеет свойство распространяться. Но, к сожалению, и зло, гнев, беспричинное раздражение тоже передается окружающим. Зло тоже может распространяться. Поэтому подлежит осуждению тот, кто гневается напрасно.

Осколки доброты

«Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы. Развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.


Урок расширит представления учащихся о Библии (Новом Завете) как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике; познакомит с Нагорной проповедью.

Описание разработки

Цели:

- расширить представления учащихся о Библии (Новом Завете) как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;

- познакомить с Нагорной проповедью;

2) развивающие: – развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой (проблемной) ситуации;

- использовать связную речь для выражения своих мыслей.

3) воспитывающие: – воспитывать нравственные ценности в детях;

- воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного.

Оформление доски: Новые слова и понятия: Проповедь, притча.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

- Начнём мы наш сегодняшний урок с ответа на вопрос: Что отличает жанр проповеди?

Авторы Библейской энциклопедии видят назначение этого жанра в проповедовании Слова Божия, считают, что "с самых древних времен проповедь служила и главным орудием, через которое распространялось познание веры".

В Толковом словаре русского языка, выполненном под редакцией Д.Н. Ушакова, значение слова "проповедь" объясняется с точки зрения религиозного ("речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви") и светского ("наставление, нравоучение") понимания.

- Почему проповедь, вошедшая в 5-7 главы Евангелия от Матфея и в 6 главу Евангелия от Луки, называется Нагорной?

Урок литературы на тему Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь

После избрания апостолов Иисус Христос сошёл с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеление от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окружённый учениками, взошёл на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть христиане, как они должны исполнять закон Божий.

Для этого Он дал девять заповедей блаженства. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною.

Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель даёт людям Новозаветный закон любви. В Ветхом завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, тёмное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

- Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Новозаветный закон Христов – закон Божественной любви и благодати.

- Нагорная проповедь включает в себя девять Заповедей Блаженства, изречение Христа о том, что истинные христиане - соль земли и свет мира, учение о милостыне, о молитве, о посте, о промысле Божием, наставления Христа.

- Итак, Нагорная проповедь начинается с произнесения девяти Заповедей Блаженства.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Урок литературы в 7 классе

Евангелие от Матфея. Нагорная проповедь.

1) обучающие: – расширить представления учащихся о Библии (Новом Завете) как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;
– познакомить с Нагорной проповедью;

2) развивающие: – развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой (проблемной) ситуации;
– использовать связную речь для выражения своих мыслей.

3) воспитывающие: – воспитывать нравственные ценности в детях;
– воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного.

Оформление доски: Новые слова и понятия: Проповедь, притча.

I Организационный момент.

- Начнём мы наш сегодняшний урок с ответа на вопрос: Что отличает жанр проповеди?

Авторы Библейской энциклопедии видят назначение этого жанра в проповедовании Слова Божия, считают, что "с самых древних времен проповедь служила и главным орудием, через которое распространялось познание веры".

В Толковом словаре русского языка, выполненном под редакцией Д.Н. Ушакова, значение слова "проповедь" объясняется с точки зрения религиозного ("речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви") и светского ("наставление, нравоучение") понимания.

- Почему проповедь, вошедшая в 5-7 главы Евангелия от Матфея и в 6 главу Евангелия от Луки, называется Нагорной?

После избрания апостолов Иисус Христос сошёл с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеление от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окружённый учениками, взошёл на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть христиане, как они должны исполнять закон Божий. Для этого Он дал девять заповедей блаженства. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною.

Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель даёт людям Новозаветный закон любви. В Ветхом завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, тёмное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

- Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Новозаветный закон Христов – закон Божественной любви и благодати.

- Нагорная проповедь включает в себя девять Заповедей Блаженства, изречение Христа о том, что истинные христиане - соль земли и свет мира, учение о милостыне, о молитве, о посте, о промысле Божием, наставления Христа.

- Итак, Нагорная проповедь начинается с произнесения девяти Заповедей Блаженства.

- Почему они называются Заповедями Блаженства?

В учебной книге Закона Божия дается следующее объяснение:

"Но что такое блаженство? Это счастье, к которому стремятся все люди.

В чем же счастье? Люди разное об этом думают. Одни видят счастье в знаниях и талантах, другие - в красоте, славе, богатстве, власти над людьми, в почете и уважении к себе окружающих, в любви, в семейной жизни и т.д. Иногда люди и достигают такого счастья, но оно кратковременно и призрачно. Богатый может потерять свое богатство, здоровый неожиданно заболеть, свободный попасть в темницу, умный внезапно лишиться разума и т.д. Всякое счастье непрочно и неподлинно. Истинное же счастье должно быть непреходящим, вечным. По учению Христа, счастье - это Царствие Божие. Быть счастливым, значит быть членом Царства Божия, жить с Богом. Царство Божие начинается здесь, на земле, теперь, а продолжается и вполне осуществляется на небе, в вечности. Счастью в Царстве небесном нет конца. Его никто не может отнять у человека, и оно не зависит уже от случайностей. Оно есть блаженство, т.е., совершенное благо, добро, красота и вечная любовь".

Первая Заповедь "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное" (Мф. 5:3) имеет несколько толкований.

Информация для учителя: "Камнем преткновения" стало само понятие "нищие духом". Многие расшифровывали его буквально. Отсюда появилась такая интерпретация: "Блаженны нищие, но духом богатые" (Бруно Бауэр).

Сергей Аверинцев же считает, что эта Заповедь неправильно переведена и читать ее нужно как "Блаженны добровольно нищие".

Те же, кто принимает формулу "Блаженны нищие духом", так объясняют ее смысл.

Протоирей Слободский, автор учебника по Закону Божию, полагает, что "нищие духом" - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не смогут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные".

В учебной книге Закона Божия, репринтном воспроизведении парижского издания 1956 года, говорится:

"Но кто такие нищие?

Обычно нищие ничего своего не имеют и всегда просят помощи у других. Они не стесняются признавать, что все свое пропитание получают как дар.

Толкуя первую Заповедь, обычно ссылаются на притчу о мытаре и фарисее. В учебной книге Закона Божия, в первой его книге, написанной специально для детей 8 - 12 лет, она пересказывается следующим образом:

"Два человека пришли в Иерусалимский храм помолиться. Один был фарисей, старавшийся исполнять все правила закона Моисея, другой - мытарь.

Мытарями назывались люди, которым было поручено собирать налоги в пользу римлян. Они часто брали больше денег, чем нужно, обижали людей, и их все презирали.

Фарисей молился так:

- Боже, благодарю тебя, что я не такой, как другие люди, грабящие и обижающие, или, например, как этот мытарь. Я пощусь по закону, жертвую то, что закон предписывает.

А мытарь даже не смел поднять своих глаз, он стоял у порога храма и, чувствуя свои грехи, говорил:

- Боже, милостив будь ко мне грешному!

И Господь сказал: -

Для Бога угоднее молитва мытаря, чем фарисея. Бог прощает смиренного, видящего свои грехи, а гордящегося собой и своей праведностью Он смирит".

Автор труда "Толкование Евангелия" Борис Ильич Гладков так комментирует эту притчу: "Гордый своею мнимой праведностью фарисей находил излишним стремиться к совершенству, и потому оно было ему недоступно; мытарь же, сознавший свою духовную нищету и со слезами моливший Бога о милосердии, в этом самом сознании своей греховности, своей духовной нищеты, несет начало стремления к совершенству".

- А как вы понимаете эту заповедь?

- Так мы разбираем все заповеди.

2.Блаженны плачущие (о грехах своих), ибо они утешатся.

Плачущие – люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он даст им ещё здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

3.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кроткие – люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого.

- Как вы понимают наставление Христа "Но кто ударит тебя в правую щеку, твою, обрати к нему и другую" .

/ Не совсем правильно воспринимать это изречение буквально, смысл его заключается в том, что нельзя на зло отвечать злом, добро надо защищать добром./

4.Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды), ибо они насытятся.

Алчущие и жаждущие правды – люди, которые усердно желают правды, как голодные – хлеба и жаждущие – воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

Одни надеются найти правду в науке, другие в искусстве, третьи в технике, иные в общественной жизни, в служении людям, в любви к Богу. Если это люди бескорыстные и настойчивые, каким бы путем они не шли, в личности Господа Иисуса Христа и Его учении о Царстве Божием, рано или поздно они найдут живую правду. "Просите, и дано будет вам, - сказал Христос, - ищите и найдете, стучите и отворят вам".

Полное удовлетворение духовной правдой и познание Правды Божией осуществляется в вечных обителях Царства Небесного; но и здесь в земной жизни люди алчущие и жаждущие правды насыщаются истинным счастием и радостью в познании тайн Божьего мира".

5.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые – люди, имеющие доброе сердце – милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Чистые сердцем – люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т.е. хранят её от дурных мыслей и желаний.

7 .Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.

Миротворцы – люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т.е. детьми Бижиими, и будут особенно близки к Богу.

8.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Изгнанные за правду – люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Божьему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

9.Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня.

Здесь Господь говорит: если над вами будут издеваться, бранить вас и несправедливо обвинять, и вы всё это будете терпеть за свою веру и Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая, самая большая, награда на небесах, то есть особенно высокая степень вечного блаженства.

- 2 часть 5 главы - спор с Декалогом: "Вы слышали, что сказано древним: "не убивай; кто же убьет, подлежит суду". А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…"; "Еще слышали вы, что сказано древним: "не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои". А Я говорю вам: не клянись вовсе… да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого" ; "Вы слышали, что сказано: "око за око, и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противиться злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…"; "Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло, ведь любить только тех, кто нас любит, или быть добрым с теми, кто нам делает добро очень легко, и Богу не за что такого человека награждать.

- Попробуйте соотнести с Заповедями изречения Христа: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль и ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…".

На вопрос: "Как узнать, не стал ли ты собирать себе сокровища на земле, ведь человек не может не есть, не пить, не одеваться, не иметь дома и т.д.?" Христос отвечает: "Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Можно не быть богатым, но при этом не создавать себе сокровищ на небе, если в сердце поселилась зависть, а все помыслы устремлены к богатству.

- Нагорная проповедь заканчивается притчей о доме на песке. Христос уподобляет всякого, кто слушает слова Его и исполняет их, мужу благоразумному, который построил дом свой на камне, а всякого, кто слушает слова Его и не исполняет их, человеку безрассудному, который построил дом свой на песке.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по православной культуре в 9 классе "Нагорная проповедь. Заповеди блаженства"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пролетарская средняя общеобразовательная школа №1

учитель православной культуры

Шелудченко Юлия Анатольевна

Ключевые понятия : кротость, милость, зависть, чистота сердца.

Образовательная - познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства,

Воспитательная - организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая и привлекательность основ христианского сознания и этики,

Развивающая – совершенствовать устную речь и умение мыслить самостоятельно,

Форма проведения урока: референтный круг.

Оборудование и материалы: на доске – тема урока, ключевые слова (кротость, милость, зависть, чистота сердца), основные добродетели и нравственные качества верующих, подготовка четырех станций и видео-фото материал, магнитофон и сд-диски, возможность использования мультимедийного оборудования. Перед началом урока
классе желательно подготовить четыре станции, которые будут оснащены фотографиями и текстом, может быть слайдами презентации.

Изображение нищего, беспризорных детей, просящих кушать.
Комментарии к фото: Посмотрите на экран. Наверняка вы уже успели сегодня утром хорошо позавтракать? Вы все сыты. У вас достаточно еды, а я сегодня еще ничего не ел, а пил только дождевую воду. Я так голоден. Иногда это причиняет мне такую боль, что я не могу ни о чем другом думать, как только о кусочке хлеба.

2станция:
Изображения бездомных, зимой в мороз.
Примерный текст: Вы не поверите, как же я замерз. Каждую ночь я забираюсь в картонную коробку с тряпками. Но ветер, снег и дождь пробиваются через все щели этой коробки. На моих штанах много заплат и дыр, а мои ботинки вот-вот развалятся. Мою шапку украли на прошлой неделе. Вот бы мне получить сейчас чего-нибудь тепленького.

3станция:
Картинки, где изображены одинокий человек, сирота-ребенок.
Пояснения к фото: Я так одинок. Никого у меня нет, даже чтобы поговорить, и никого у меня нет, кого бы я любил, и кто любил бы меня. Все отворачиваются от меня. А вы – у вас есть ваша группа, свой класс, ваши родители, сестры и братья, друзья, и, наверняка, мягкая игрушка. А я? Я бы тоже хотел, чтобы у меня был кто-то… Помимо всего этого, подготовьте рюкзак с хлебом, теплой курткой и мягкой игрушкой.

Добрый день! На прошлом занятии вы узнали, что после Своего Крещения Господь вместе со Своими учениками ходил по городам и селениям еврейской земли, всюду помогал людям и учил их. Множество людей приходило ко Христу, о Нем узнали в соседних странах. К Нему приводили всех больных, одержимых разными болезнями и припадками, бесноватых и расслабленных, и Он исцелял их. Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане: как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царствии Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженства, учение о тех качествах и свойствах человека, которые соответствуют Царствию Божьему как Царству Любви. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорною . Проповедь эту назвали Нагорной, так как она была на горе.

Девять евангельских заповедей о блаженствах

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы (в ранних славянских текстах — смиряющиеся ), ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо вел ика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди блаженства представляют нам формы или рамки, в которых должен жить христианин. Охватить и понять полноту и глубину заповеди блаженств вам, детям очень тяжело. Мне кажется, что для детей можно представить заповеди блаженства по кругу Церковного года. Как время перехода от печали до радости, (Страстная Пятница до Пасхи), здесь открывается нам контраст печали и радости. Радость, которую мы принимаем на Пасху, это та радость, которая ведет нас от земной жизни к небесной. В противоположность этому стоит страдание в Страстную Пятницу, указывая на страдание в нашем мире, которое познают дети по мере своего взросления. Для этого предлагается пройти определенные станции, где дети узнают о заповедях блаженств, где также будет отмечен важный смысл этих заповедей.

Дорогие дети! Сегодня, на нашем уроке мы пойдем на прогулку. Эта прогулка будет не на улице, а у нас в нашем помещении. Что мы должны взять с собой в дорогу? (Еду, теплые вещи и игрушку). Так, все это мы упакуем в наш рюкзак. Ну, что же, отправимся в путь? Интересно, кто же повстречается нам на пути, что мы с вами увидим?

Вот эти заповеди:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.

Счастливы нищие духом - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся ни перед Богом, ни перед людьми. Это люди смиренные. Смирение есть основная христианская добродетель, потому что она есть основание любви. Она противоположна гордости а от гордости произошло всё зло в мире. Им Господь обещает Царствие Небесное за то, что они каются в грехах и просят у Бога прощения.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кроткие — люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, без ропота на Бога; терпят обиды от людей, не сердясь ни на кого. Эти люди не гневаются, не ссорятся. Таким людям Бог обещает новую землю в Царстве Небесном.

Мы подошли к 1станции : Картинка, где изображен нищий, голодные дети.
Рассмотрите картинку. Один из учеников может выразительно прочесть текст вслух. Текст: Посмотрите сюда. Вы все сыты. У вас достаточно еды. Наверняка вы уже успели сегодня утром хорошо позавтракать. Я сегодня еще ничего не ел, а пил только плохую воду. Я так голоден. Иногда это причиняет мне такую боль, что я не могу ни о чем другом думать, как только о кусочке хлеба.

Как вы думаете, дети, можем ли мы здесь помочь, есть ли у нас что-то, что могло смягчить его нужду? (Хлеб). Но если мы отдадим свой хлеб, нам самим будет нечего есть. От этого хлеба сможет стать сытым хотя бы один человек, (положите хлеб к станции).
Пойдем дальше. Ведь перед нами еще есть путь.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые - люди, имеющие доброе сердце - милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

На 2 станции : Картинка, где изображен бездомный, зимой.
Рассмотрите картинку. Старший ребенок может прочесть текст вслух.
Текст : Вы не поверите, как же я замерз. Каждую ночь я забираюсь в картонную коробку с тряпками. Но ветер, снег и дождь пробиваются через все щели этой коробки. На моих штанах много заплат и дыр, а мои ботинки вот-вот развалятся. Мою шапку украли на прошлой неделе. Вот бы мне получить сейчас чего-нибудь тепленького.

Разве это не ужасно? Можем ли мы здесь помочь? Есть у нас что-то, что мы могли бы отдать? (Куртка). Можем мы это сделать? Не замерзнем ли мы тогда сами? Наверное, мы тоже немного замерзнем, но все равно, у нас дела намного лучше, чем у этого бездомного, который мерзнет здесь каждый день.
Пойдем дальше. Ведь перед нами еще есть путь.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.

В этих словах Христа – ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Грязь в сердце – это зависть, желание использовать другого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба). Чистота сердца – это свобода от упомянутых грязных пятен. Чистое сердце радуется жизни и людям. Чистое сердце не злопамятно: оно не ведет учет – кто сколько сказал обо мне добрых или плохих слов. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир. Во всех людях и в природе он видит Бога и радуется Ему.

3станция: Картинка, где изображен одинокий человек, одинокий ребенок.
Рассмотрите картинку внимательно. Текст: Я так одинок. Никого у меня нет, даже чтобы поговорить, и никого у меня нет, кого бы я любил, и кто любил бы меня. Все отворачиваются от меня. А вы – у вас есть ваша группа, ваши родители, сестры и братья, друзья, и, наверняка, мягкая игрушка. А я? Я бы тоже хотел, чтобы у меня был кто-то…

Помимо этого, не забудьте рюкзак с хлебом, теплой курткой и мягкой игрушкой.
Это действительно не очень хорошо, когда ты совсем одинок. Представьте себе, что у вас никого нет, кого можно было бы погладить, кто варил бы вам еду, с кем можно было бы поговорить. Подарим этому малышу нашу мягкую игрушку из нашего рюкзака? Вы согласны?
Мы с вами прошли определенный путь. Теперь мы и сами проголодались, немного замерзли, и было бы уже хорошо самим оказаться дома, у родителей. Наш рюкзак пуст, мы все раздали. Но, посмотрите, там что-то стоит.

7. Блаженны миротворцы, ибо они назовутся сынами Божиими.

Миротворцы — люди, которые не любят ссор. Живут со всеми миром дружелюбно и других мирят. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

8. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, по Божиему Закону, по справедливости, что переносят за эту правду всякие гонения, лишения, бедствия, но не предают свою веру. Они за это тоже получат Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать за Меня, ибо награда ваша велика на Небесах.

Господь обещает награду тем, кого будут поносить (издеваться, бранить, притеснять, обвинять) за веру в Него,если вы будете терпеть за свою веру в Меня, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь. И кто выдержит все эти испытания за веру до конца, тех людей ждет самая большая награда на Небе.

Откройте коробку. Расстелите одеяло, пригласите детей сесть, пусть все подкрепятся печеньем и сладостями.
Здесь кто-то о нас хорошо позаботился. У нас есть еда и нам тепло. И здесь есть один сопровождающий. И сейчас у нас такое чувство, что мы больше ни в чем не нуждаемся, потому что и сами многим поделились. И сейчас мы с вами одарены. Это нас всех очень радует. Давайте еще раз послушаем, что Иисус говорил и заповедовал всем людям.

Вопросы для закрепления пройденного материала:

Кто такие нищие духом?

Каким добрым делам учат нас заповеди?

Поясните своими словами, что значит мзда ваша многа на небесех?

Вывод к уроку: Бог заботится о нас как добрый Пастырь, даже тогда, когда нам кажется, что мы одиноки, когда мы несчастны или нас никто не понимает. Но Он всегда рядом с нами. Особенно Господь слышит Вас, дети. Ведь Он вас очень любит! Вот и вы не забывайте этого, старайтесь помнить о заповедях блаженства. Будьте добрыми, любите и слушайтесь родителей, почитайте старших, никого не обманывайте, не обижайте, не воруйте, не ленитесь, не бранитесь, будьте со всеми ласковыми, говорите правду — и Христос вас полюбит и благословит. А какая радость будет вам, если вы попадете в Царствие Небесное и увидите Иисуса Христа! Каждый из Вас может взять иконку домой.

Подумать и записать, чем мы можем оказать помощь бедным,

Подумать и записать, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали,

Список использованной литературы:

Авторский совет . Библия. Большой иллюстрированный атлас, М.2005г.,

Барило О.С. Православие для детей, М.,2007г.

Горбова С.Н. Евангелие для самых маленьких, М.2002г.,

Игумен Киприян (Ященко) Духовно-нравственная культура в школе. Альманах, М.,2009г.,

Читайте также: