Конспект тифлопедагога ориентировка в пространстве средняя группа

Обновлено: 07.07.2024

Коррекционные цели: совершенствовать навыки ориентировки в микропространстве, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, называть части листа ( стороны, углы, центр), закреплять ориентировку по направлениям (верх, низ, право, лево), учить проводить прямые линии из центра листа к его углам и по его сторонам, учить аккуратно обводить шаблоны геометрических фигур, выполнять различные виды штриховки (сверху вниз, справа налево, наискосок). Развивать зрительную дифференцировку четырехугольников: квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции. Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, зрительно-моторную координацию, зрительные функции, мелкую моторику, речь.

Ход занятия:

Тифлопедагог:

Ребята, сегодня в гости к нам кто-то пришел. Кто это?

( достает и показывает большой карандаш из картона).

Тифлопедагог:

Сейчас мы будем рисовать и

Пришел к нам в гости Карандаш,

Сегодня он помощник наш.

Тифлопедагог :

Умелый Карандаш. Он все умеет делать: и рисовать и штриховать. И вас он сегодня научит очень многому. Карандаш принес вам листы бумаги, положите их перед

собой. Какой они формы?

Тифлопедагог:

Расскажите Карандашу, какие части есть у листа.

У листа есть стороны: верхняя, нижняя, правая, левая (показывают). У листа есть углы: верхний правый, нижний правый, верхний левый, нижний левый. У листа есть середина или центр (все показывают).

Тифлопедагог:

Ребята! Карандаш предлагает вам украсить лист линиями и геометрическими фигурами. Но сначала нам надо размять наши пальчики:

Чтоб красиво рисовать и руке не уставать,

Мы гимнастику начнем, в руки карандаш возьмем,

Каждый пальчик разомнем.

Дети берут в руки карандаши и выполняют разминку для пальцев (здороваются каждым пальцем с обеими сторонами карандаша).

Тифлопедагог:

Ну, теперь можно украшать лист. Для этого Карандаш предлагает выполнить следующие задания:

Возьмите красный карандаш и проведите им по пунктирной линии на верхней стороне листа - превратите пунктирную линию в прямую.

(дети проводят)

Синим карандашом проведите по пунктирной линии в правой стороне листа

(дети проводят), а педагог при этом говорит:

Чтоб рука не уставала - четко, ровно рисовала,

Нужно точно, не спеша следить за линией карандаша.

Проявляйте здесь терпенье и появится уменье.

Тифлопедагог:

Зеленым карандашом проведите по пунктирной линии на нижней стороне листа. Коричневым карандашом проведите по левой стороне листа

(дети выполняют задания)

Тифлопедагог:

Вы старались, рисовали. Свои глазки напрягали.

И гимнастику для глаз мы проделаем сейчас.

Возьмите в правую руку листочки, а левой сделайте скамеечку для головы

(под диктовку педагога дети выполняют движения глазами).

Завертелись, закружились пестрые листочки.

Вверх поднялись и упали на лесные кочки.

Полетели вправо, влево, в вальсе закружились.

Вверх поднялись, полетали, плавно опустились

Тифлопедагог:

Возьмите красный карандаш и проведите прямую линию от круга до верхнего левого угла и поздоровайтесь с ним.

Здравствуй, верхний левый угол .

(Проводят прямую линию от круга до верхнего левого угл).

Тифлопедагог:

А теперь поздоровайтесь с нижним правым углом и проведите от круга до угла прямую линию

(дети выполняют задание со всеми углами).

Тифлопедагог:

А теперь давайте немного отдохнем и покажем Карандашу, как мы знаем правую и левую стороны. (Дети делают зарядку на середине группы, а тифлопедагог

произносит слова):

Мы в строю шагаем дружно,

Все науки познаем.

И налево и направо

И, конечно же, кругом.

Это правая рука, это левая нога.

Ох, наука нелегка.

Это правая нога. Это левая рука.

Ох, наука нелегка!

Тифлопедагог:

Молодцы. Ребята! Карандашу очень понравилось на вас смотреть. Давайте продолжать наше занятие. Карандаш предлагает вам написать зрительный диктант.

Чтоб нам глазки помогали,

Точно все запоминали,

Нужно их тренировать-

Зрительный диктант писать.

Тифлопедагог:

Возьмите с тарелочки геометрические фигуры и разложите их перед собой в ряд. Назовите их.

Квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция.

Тифлопедагог:

Как можно назвать эти фигуры одним словом?

Тифлопедагог:

А теперь посмотрите на доску на лист бумаги и найдите на нем такие же геометрические фигуры. Запомните, где какая фигура расположена.Сейчас я закрою лист, а вы выложите у себя на листах эти фигуры точно так же, как на доске.

Раз, два, три! Запомни и повтори!

Дети выкладывают геометрические фигуры на своих листах.

Тифлопедагог:

Давайте проверим (открывает на доске лист).

Дети проверяют и исправляют ошибки.

Тифлопедагог:

Снимите очки и зажмурьте глаза крепко, крепко. Поморгайте часто-часто.

Тифлопедагог спрашивает у детей, где находится та или другая фигура. Дети отвечают.

Тифлопедагог:

Обращается к Карандашу: «Вот видишь, Карандаш, все дети справились с этим заданием. А сейчас Карандаш предлагает обвести эти фигуры простым карандашом и заштриховать их разными видами штриховки. (Дети обводят фигуры).

Тифлопедагог:

Заштрихуйте фигуру в правом верхнем углу штриховкой сверху вниз (показывает образец штриховки). Дети выполняют.

Тифлопедагог:

Заштрихуйте фигуру в нижнем левом углу штриховкой слева направо.

Показывает образец штриховки. Дети выполняют, а педагог говорит при этом слова:

Чтоб рука не уставала, четко, ровно штриховала,

Нужно точно, не спеша идти по линии карандаша.

Проявляйте здесь терпенье, и появится уменье.

Тифлопедагог:

Обращается к Карандашу: «Ну, вот, Карандаш! Ты нам сегодня помог украсить лист бумаги геометрическими фигурами и линиями. Спасибо тебе. Приходи к нам еще на занятие. Ребята! Какие задания вам понравились больше всего?

1. Учить правильно использовать в речи пространственные термины (справа, слева, впереди и т. д.).

2. Развивать представления детей о пространственном расположении частей своего тела.

3. Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения и сохранных анализаторов.

Оборудование: демонстрационный материал - зеркало, мяч, игрушка Гномик; раздаточный материал - карточки-символы: ухо, нос, глаза и т. д. ; повязка на глаза, индивидуальные фланелеграфы, толстые нитки, бусинки.

Словарная работа: человек, тело, голова, туловище, руки, ноги, лицо, глаза, нос, рот, уши.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям послушать историю о Гномике, который живет в лесу. Он очень веселый и добрый, дружит со всеми ребятами и зверятами. Гномик очень удивился, когда пришел в детский сад и увидел ребят: их он у себя в лесу не видел.

—Давайте поможем Гномику и расскажем ему о себе. Для этого я предлагаю вам подойти к зеркалу: и детям, и Гномику.

Дети подходят к зеркалу, рассматривают свое отражение.

—Какая часть тела расположена вверху? Внизу?

—Поздоровайся с Гномиком правой рукой, помаши левой.

—Топни правой ногой, топни левой.

—Найдите все части тела, расположенные справа, слева.

—А где находится спина? (Сзади.)

—Как вы думаете, чем похожи все люди? (У всех людей есть голова, руки, ноги и т. д.)

—А чем отличаются люди друг от друга? (Люди разные по росту, у них разный цвет волос, глаз и т. д.)

2. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения головой, руками, ногами и другими частями тела по словесной инструкции педагога:

Ручки мы поднимем выше,

Спрячем их за головой.

Наклонимся вправо, влево,

Топнем левою ногой.

Правой ножкой топнем тоже

И попрыгаем чуть-чуть.

А затем присядем низко —

Нужно нам передохнуть.

3. Педагог предлагает детям послушать рассказ:

Дети рассуждают, а педагог дополняет ответы детей, вместе приходят к выводу, что каждый орган важен для человека.

- С помощью чего мы можем узнать, где находится предмет?

Педагог выслушивает ответы детей, а потом предлагает поиграть в игры.

Педагог вместе с Гномиком катят мяч вперед, направо, налево. Дети каждый раз показывают направление движения мяча рукой, а затем обозначают в речи. Делают вывод, что определить направление движения нам помогли глаза.

Дети по очереди с закрытыми глазами угадывают, где звенит колокольчик: далеко или близко, высоко или низко.

—Кто помог нам услышать колокольчик?

Дети делают вывод, что определить местоположение колокольчика им помогли уши.

Дети пробуют огурец, грушу, апельсин и т. д.

—Кто помог нам узнать по запаху вкусные продукты? (Нос.)

—С помощью чего мы узнали вкус продукта? (Языка.) В конце занятия педагог задает детям вопрос:

—Что произошло бы, если бы у нас не было ушей, носа, рта? Вместе убеждаются в том, что все органы нам нужны.

Педагог предлагает детям посмотреться в зеркало, обратить внимание на свое лицо — глаза, брови, нос, волосы. Педагог помогает детям выложить свой портрет: большой овал — лицо, глаза — по две коротких изогнутых ниточки, посередине бусинка, над глазами — брови, нос — короткая прямая ниточка в центре лица, рот — изогнутая ниточка внизу. На голове — волосы.

7. Подведение итогов.

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения Пояснительная записка: Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста группы.

Обучение детей ориентировке в пространстве Обучение детей ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения.

Экскурсия в кабинет охраны зрения. Знакомство с профессией медицинской сестры для детей с нарушениями зрения средней группы Экскурсия в кабинет охраны зрения. Знакомство с профессией медицинской сестры для детей средней группы. Цель:знакомство с профессией медицинской.

Материалы: игрушка Карлсон; панно с изображением двора; фигурки домашних животных; трафареты для внешней обводки; фломастеры; альбомы; разноцветные имитации досок для забора; изображения лабиринта.

Ход занятия

Вводная часть:

Основная часть:

Карлсон: Вот мы с вами и приехали. Посмотрите, кто нас встречает. (На столе разложено панно и выставлены фигурки домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь. Дети вместе с Карлсоном называют животных)

Карлсон: Животные живут во дворе. На какую геометрическую форму похож двор? (на прямоугольник) У него есть стороны верхняя, нижняя, правая, левая (называем сторону и показываем её). Верхняя и нижняя стороны длинные, а правая и левая стороны короткие.

Карлсон: У каждого животного во дворе есть своё место. Поставим животных на свои места. Кошку поставим к верхней стороне. Корову поставим к нижней стороне. Козу поставим с левой стороны. Лошадь поставим к стороне, которая не занята. Какая это сторона? (выслушиваем ответы детей) Лошадь поставим с правой стороны. А куда мы поставим собаку? (выслушиваем ответы детей) Собаку мы поставим посредине двора.

Вопросы для детей:

  1. Где стоит корова?
  2. Где стоит коза?
  3. Где стоит кошка?
  4. Где стоит лошадь?
  5. Где стоит собака?

Карлсон: Мы узнали и расставили всех животных на свои места во дворе. Сейчас мы покормим их. Садитесь на свои места. А вы знаете, что любят кушать эти животные? (разбираем вместе с детьми, что любят кушать животные: кошка – молоко, собака – косточку, корова – траву, коза – листочки, лошадь - овёс)

Каждому ребёнку выдают набор трафаретов для внешне обводки, фломастер, альбом.

Карлсон: Открывайте альбомы. Будем рисовать еду для наших животных.

Беседа: Покажите верхнюю сторону, нижнюю, правую, левую.

Инструкция: Берём фломастеры. Поставим тарелку с молоком для кошки вверху. Траву для коровы внизу. Лист для козы слева. Овёс для лошади справа. Косточку для собаки посредине.

Вопросы для детей:

  1. Где стоит миска с молоком?
  2. Где положили травку?
  3. Где положили листочки?
  4. Где положили овёс?
  5. Где положили косточку?

Карлсон: Молодцы, ребята! Накормили всех животных. А теперь можно и отдохнуть.

Физминутка:

Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Карлсон: Вы знаете, что о животных надо заботиться, оберегать их. Вот и мы позаботимся о наших животных. Сейчас мы сделаем для них забор, который будет уберегать их от диких животных. Забор сделаем разноцветным. Звери будут смотреть на него, и вспоминать нас.

Детям выдают набор из разноцветных полосок имитирующих доски для забора.

Какого цвета у нас доски для забора? (выслушиваем ответы детей) Правильно! Они жёлтые, оранжевые и красные.

Инструкция: Сначала положим жёлтую доску. Она будет первой. Потом оранжевую доску. Она будет второй. Потом красную. Она будет третьей. На каком месте будет жёлтая доска, оранжевая, красная? Доски для забора будут повторяться. Выкладываем слева на право (2 раза совместно с детьми, далее дети делают самостоятельно)

После выполнения проводится беседа с детьми по вопросам.

  1. Какого цвета доски для забора?
  2. Какого цвета доска на первом месте?
  3. Какого цвета доска на втором месте?
  4. Какого цвета доска на третьем месте?

Если ребёнок сделал не правильно, то исправляем его ошибку, объясняя, как нужно было сделать.

Карлсон: Какие замечательные заборчики получились. Но пока мы делали забор, у собаки пропал щенок. Поможем собаке найти своего щенка. В этом вам поможет карта, на которой есть кружки разного цвета.

Детям выдают листы, на которых внизу нарисована собака, вверху справа нарисован лес, вверху слева – поле. Под одной из картинок, если её приподнять, располагается изображение щенка. От собаки идут две дорожки одна в лес, другая в поле. Дорожки изображены в виде разноцветных кружков. (рассматриваем карту)

Инструкция: Для того чтобы узнать куда убежал щенок идите только по той дорожке, которая отмечена красным цветом.

Карлсон: Вот мы и пришли. Куда привела дорожка? Поднимите картинку и посмотрите тут щенок или нет. Расскажите, как вы шли. Молодцы, ребята! Нашли щенка. Изображение щенка можете взять с собой и потом раскрасить.

Заключительная часть:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Занятие по ориентировке в пространстве в средней группе .

-Развивать прослеживающую функцию глаза , умение фиксировать взор на предмете.

-Воспитывать учебные навыки, поддерживать интерес к играм математического содержания.

-Учить грамматически правильно составлять предложения, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения .

Материал : Доска, плоскостной театр, панно - игрушка из геометрических фигур, карточки с заданиями, альбомный лист бумаги, раздаточный материал, фломастеры. Словарная работа.

Читайте также: