Конспект заучивание стихотворения по мнемотаблице
Обновлено: 20.05.2024
по нимать его, ч итать выразит ельно, познакомить с незнакомым и словами.
Закреплять знан ия о приметах вес ны, устанавл ивать прич инно –
Воспитательны е: воспитание и нтереса к произве дениям о п рироде .
Подготовка : иллюстраци и о весне и о зиме, бубен, мяч, ка рточки с
подснежникам и и одуванчиками на каждого ребёнка, солнышки.
А вот и карти нка о весне. (выставляю карт инку о зиме) Ответы дет ей.
Какие приметы в есны вы зна ете? (выставляю картинк у о весне)
- Ребята, чтобы ва м легче было за помнить э то стихотворени е, у нас есть вот
такая таблица с р исунками . (рассмот реть) Показываю мнем отаблицу.
Читаю стихотво рение ещё раз, со провожда я показом иллю страций.
весенние слова. (п роталины, с осульки, подс нежники и т. д.)
Затем предлагаю детям взять с под носа о одно й карточке ( подснежник и и
одуванчики) . Дети делятся на две к оманды и п одходят к своим столам с
- Ребята, я сейчас е щё раз прочитаю стихотворе ние о весне, а вы слушайте
названное слов о команда будет п олучать фишку. (чит аю стихотво рение)
Дети ещё раз рассказывают сти хотворение по мн емотаблице .
Весна вам на памят ь дарит малень кую частичк у тепла. (солныш ки)
Что вам понрав илось на занят ии? Что было т рудно? Легко л и вам было
Воспитатель. Ребята, о чём мы с в ами сегодня гов орили? (О пр иметах весны).
Какое мы сегодн я учили стихотв орение, кто ег о написал?
Конспект занятия в подготовител ьной группе п о заучиванию стих отворения
- продолжать уч ить детей п онимать поэтичес кое произведе ние;
- развивать умени е понимать и сл ушать вопросы, отвечать на них п олным
- развивать у дет ей умение с помощью граф ической анал огии рассказывать
- воспитывать л юбовь к поэтическом у слову, к пр ироде, умение сл ушать
Наглядный мате риал: весенние картинки, полян ки, портре т С.Я. Маршака,
Словарная ра бота: поэт, ком позитор, худо жник, капель, скв озь, валежник,
Предварительная работа: рассматриван ие иллюстраций с изображением
весны, беседа о приметах весны, , стихотворений о весне, разгад ывание
загадок о весне, наблюден ие на прогулке з а изменениями в жив ой и нежив ой
природе, слушан ие музыкальн ых произведе ний на тему весны.
Формы работ ы: сидя на стуль ях, стоя вок руг воспитателя, сидя за столами.
Доброе утро, реб ята! Давайте встане м в круг и по приветствуем д руг друга.
Какое время года се йчас? Как мы уз наем, что на улице вес на?
Дети называют приметы этого в ремени года:(фот о с приметами)
Творческие лю ди: худож ники, компози торы, поэты (словарная раб ота)
• Художники пиш ут картин ы. Какое вре мя года изображе но?
- Почему время го да одно, весна, а из ображения на ка ртинах разные? (Три
Март – это первый месяц весны, ра нняя весна. Най дите кар тину, которая
подходит под описание, и скажите, какие призн аки у ранней весны?
Апрель – это се редина весны. Чем отличается апрель от мар та? (снег уже
почти полностью растаял, при рода проб уждается, на деревьях набухают и
Какая картина п одходит по д это описан ие? Кто покажет
Май – это после дний месяц вес ны. Покажите к артину и рас скажите. Кака я
погода в мае? (вс е зеленеет вок руг, уже совсем те пло, солнце св етит ярче,
ночи стали к ороче, а дни длин нее, расцветают весен ние цветы: тюль паны,
У каждого меся ца свои ос обенности. М арт еще со снегом, апрель с во дой,
Композитор ы сочиняют музы ку. Сегодня, мы послушаем м узыкальное
Слушайте вн имательно, зак ройте глаза и п редставьте картину вес ны.
• Поэты сочиняют стихи. Каким д ругим словом мож но назвать стих и?
Скажите. пожал уйста, какая бывает весна?( ранняя, робкая, весёлая, зелёна я,
солнечная, разн оцветная, долг ожданная , сказочная, к расивая..)
Весна – за мечательн ое и прекрасное в ремя года, п оэты называю т весну
- А любите ли в ы весну? Поче му? Мне тоже очень нравится весна, потому
что все вокруг оживает, все зеленеет. Люди рады вес не, встречают е е
Я хочу познак омить с одним из самых любимых авто ров детских к ниг,
поэтом Саму илом Яковлев ичем Маршаком (1 887 - 1964). П исать небольшие
тексты он нач ал в 4 года. А уже в 1 1 лет он написал настоящие большие
произведения. О н увлекался ино странными яз ыками. Особ енно хорошо знал
английский, та к как учился в о дной из школ А нглии. Самуил Яковлевич
очень любил д етей. Многие его работы написаны для н их. Главными ге роями
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
«Мнемотаблицы
Воспитатель: Деманова Г.В.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.
При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
3. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
5. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
7. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
Лёня с Петей,
Взяв лопаты,
Помогать пришли весне.
Разбивают лёд ребята
И разбрасывают снег.
Посмотрел на них с укором
Снеговик из под ведра:
Этак мне придётся скоро,
Убираться со двора!
По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клёна,
Сколько носиков зелёных!
Дятел, дятел дуб долбит,
В щепки дерево дробит.
Дятел, в дереве дыра,
Перестать давно пора!
Сорвала я в поле
Цветик голубой,
Принесу в подарок
Маме дорогой.
Я его на платье
Маме приколю.
Больше всех на свете,
Маму я люблю.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева
Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
В руки овощи берем .
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.
Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
• воспитывать интерес к художественным произведениям;
• учить работать в команде;
• воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.
Виды детской деятельности:
• чтение стихотворения;
• рассказывание стихотворения с использование мнемотехники;
• анализ, подведение итогов.
мнемотаблицы (готовые, листы бумаги, разделенные на четыре части, простые карандаши, конверт, 2 мольберта, картинки разрезные, столы, стулья, картинки смайлики, пустая мнемотаблица
Содержание образовательной деятельности.
Вводная часть (дети проходят и садятся на стульчики в полукруг)
- Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей. Вы молодцы, что поздоровались с ними, то есть, вы пожелали им здоровья.
- Сегодня я приглашаю вас в нашу литературно-поэтическую гостиную.
Давайте расскажем нашим гостям, что мы с вами в ней делаем?
(читаем сказки, разучиваем стихи, говорим о писателях, художниках и т. д.)
- Что это? (конверт лежит на подоконнике)
- Интересно, кому это письмо. На конверте нет адреса, но есть какие-то символы. (д/с №,номер группы)
- Вы можете их расшифровать? (Да. Детский сад, ребятам из группы номер)
- А почему вы думаете, что этот конверт для нас? (Это же мы. Мы ходим в д/с №, в группу номер)
- Значит мы можем его открыть? (да)
- Что это? (мнемотаблицы)
-А для чего нам нужны мнемотаблицы? (помогают запомнить сказки, стихи)
- Ребята таблиц много в конверте, а времени у нас мало. Что же нужно сделать, чтобы успеть расшифровать все таблицы? (ответы детей)
- Я предлагаю разделиться вам на команды
-Как мы можем это сделать? (можем посчитаться)
- А еще мы можем разделиться на команды, вам нужно из волшебной коробочки достать картинку, которая разрезана на три части, объединиться в команду друг с другом собрав эту картинку? ( дети достают картинки из коробочки: СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, ЕЛКА и собирают из частей картинки)
- Молодцы! Давайте тогда разделимся на команды.
- Сколько получилось у нас команд? (три).
- По сколько человек в каждой команде? (три)
- команды проходите и присаживайтесь за столы. (дети садятся за столы)
- Возьмите задания. Ваша задача расшифровать сказки, которые изображены на мнемотаблицах (раздаю мнемотаблицы со сказками на каждый стол)
- Приступайте к работе, помогайте друг другу (дети работают)
- Какая команда готова?
- Кто от вашей команды выйдет и расшифрует задание (дети отвечаю по очереди)
- Ребята, а в конверте еще остались таблица. Давайте и её расшифруем.
- Проходите на стульчики (дети садятся на стулья, которые стоят на ковре, рядом стоит мольберт на которую вешаю мнемотаблицу)
- Рассмотрите её. Может кто-то может её расшифровать? Сложно?
- Какие ваши предположения ( ответы детей: рассказ, сказка, стихотворение)
- Здесь зашифровано стихотворение.
- Вы бы хотели услышать это стихотворение?
Можете закрыть глазки и представлять, что происходит в этом стихотворении (дети закрывают глаза)
В ледяной карете мчится зимушка-зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной.
- Вам понравилось это стихотворение? Хотели бы вы его выучить?
- Мы с вами знаем, как можно быстро выучить любое, даже сложное стихотворение (с помощью мнемотаблицы).
- Давайте я прочитаю его вам еще раз
В ледяной карете мчится зимушка-зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной.
- О чем это стихотворение? (о зиме)
- В чем мчится зима? (в ледяной карете мчится зимушка-зима)
- Чем ветер стучится в дома? (Ветер крыльями стучится в сонные дома.)
- Что делают скверы и парки? (Расцветают скверы, парки снежной белизной)
- Что делает мороз? (И мороз возводит арки над тропой лесной.)
- Я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы смотрите на таблицу и повторяйте про себя.
- Может кто- то хочет рассказать нам это стихотворение? (ответы детей)
-Ребята! Мы с вами знаем много стихотворений, умеем легко и быстро их заучивать. Как вы думаете, наши гости хотели бы научиться так же быстро учить стихи как мы с вами?
- Что нам для этого требуется? (лист, разделенный на 4 части и простые карандаши)
- Но прежде чем начать шифровать, я хочу, чтобы вы немного расслабились и настроились на работу.
Мы раскинем руки, мы как будто птицы.
Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…
Шар приснится голубой…
И Мишутка маленький…
Светлый месяц за горой…
И цветочек аленький…
Лепестки ласкает ветер,
Чуть цветок качается…
Это сказка детям снится…
Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!
Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!
-Ну что же, ребята рассаживайтесь за свои столы и приступим к работе. Внимательно слушайте стихотворение. Сначала я вам его прочитаю, вы очень внимательно слушаете, потом я буду читать по одной строчке, а вы будите зашифровывать его в вашей мнемотаблице.
Филин старый, филин умный.
На окне сидит, как царь
Ночью темной и безлунной
Он зажег друзьям фонарь.
- У всех получилось? Молодцы.
- Кто хочет сейчас с помощью своей мнемотаблицы рассказать стихотворение?
Может кто-то из гостей хочет прочитать это стихотворение с помощью вашей таблицы?
- Ребята вам понравилось?
- Что мы сегодня с вами делали в нашей литературной гостиной?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было сложным для вас?
-Ребята, а у меня на мольберте висит мнемотаблице, но она пустая, нам нужно ее заполнить, смотрите, а вот и смайлики лежат, если вам понравилось сегодня работать возьмите веселый смайлик, если вам не понравилось возьмите грустный смайлик и прикрепите свои смайлики в мнемотаблицу.
Наша литературно-поэтическая гостиная закрывается. Всем спасибо. До новой встречи.
Заучиваем стихотворение с помощью мнемотаблицы Мнемотаблица для заучивания стихотворения. Как часто родители детей,а порой и мы воспитатели жалуемся на то, что дети плохо запоминают.
Заучивание стихотворения методом пиктограмм Мы с детьми стали счастливыми обладателями двух книг Татьяны Петуховой "Дивное царство"и "Бабушкины сказки". В преддверие нового года.
Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
Задачи:
- Развивать интерес детей к художественной литературе.
- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.
- Формировать интерес к отгадыванию загадок.
- Развивать умение поддерживать беседу.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать речь как средство общения.
- Формировать умения внимательно слушать стихотворения.
- Отработать интонационную выразительность речи.
Оборудование:
Предшествующая работа:
В книжном уголке выставка книг Е. Благининой. Рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, и т.д.)
Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:
Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие,
Конспект ОД по речевому развитию детей старшей группы
Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
- Развивать интерес детей к художественной литературе.
- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.
- Формировать интерес к отгадыванию загадок.
- Развивать умение поддерживать беседу.
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать речь как средство общения.
- Формировать умения внимательно слушать стихотворения.
- Отработать интонационную выразительность речи.
Оборудование:
Предшествующая работа:
В книжном уголке выставка книг Е. Благининой. Рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, и т.д.)
Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:
Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие,
Читайте также: