Конспект заучивание стихотворения по мнемотаблице

Обновлено: 20.05.2024

по нимать его, ч итать выразит ельно, познакомить с незнакомым и словами.

Закреплять знан ия о приметах вес ны, устанавл ивать прич инно –

Воспитательны е: воспитание и нтереса к произве дениям о п рироде .

Подготовка : иллюстраци и о весне и о зиме, бубен, мяч, ка рточки с

подснежникам и и одуванчиками на каждого ребёнка, солнышки.

А вот и карти нка о весне. (выставляю карт инку о зиме) Ответы дет ей.

Какие приметы в есны вы зна ете? (выставляю картинк у о весне)

- Ребята, чтобы ва м легче было за помнить э то стихотворени е, у нас есть вот

такая таблица с р исунками . (рассмот реть) Показываю мнем отаблицу.

Читаю стихотво рение ещё раз, со провожда я показом иллю страций.

весенние слова. (п роталины, с осульки, подс нежники и т. д.)

Затем предлагаю детям взять с под носа о одно й карточке ( подснежник и и

одуванчики) . Дети делятся на две к оманды и п одходят к своим столам с

- Ребята, я сейчас е щё раз прочитаю стихотворе ние о весне, а вы слушайте

названное слов о команда будет п олучать фишку. (чит аю стихотво рение)

Дети ещё раз рассказывают сти хотворение по мн емотаблице .

Весна вам на памят ь дарит малень кую частичк у тепла. (солныш ки)

Что вам понрав илось на занят ии? Что было т рудно? Легко л и вам было

Воспитатель. Ребята, о чём мы с в ами сегодня гов орили? (О пр иметах весны).

Какое мы сегодн я учили стихотв орение, кто ег о написал?

Конспект занятия в подготовител ьной группе п о заучиванию стих отворения

- продолжать уч ить детей п онимать поэтичес кое произведе ние;

- развивать умени е понимать и сл ушать вопросы, отвечать на них п олным

- развивать у дет ей умение с помощью граф ической анал огии рассказывать

- воспитывать л юбовь к поэтическом у слову, к пр ироде, умение сл ушать

Наглядный мате риал: весенние картинки, полян ки, портре т С.Я. Маршака,

Словарная ра бота: поэт, ком позитор, худо жник, капель, скв озь, валежник,

Предварительная работа: рассматриван ие иллюстраций с изображением

весны, беседа о приметах весны, , стихотворений о весне, разгад ывание

загадок о весне, наблюден ие на прогулке з а изменениями в жив ой и нежив ой

природе, слушан ие музыкальн ых произведе ний на тему весны.

Формы работ ы: сидя на стуль ях, стоя вок руг воспитателя, сидя за столами.

Доброе утро, реб ята! Давайте встане м в круг и по приветствуем д руг друга.

Какое время года се йчас? Как мы уз наем, что на улице вес на?

Дети называют приметы этого в ремени года:(фот о с приметами)

Творческие лю ди: худож ники, компози торы, поэты (словарная раб ота)

• Художники пиш ут картин ы. Какое вре мя года изображе но?

- Почему время го да одно, весна, а из ображения на ка ртинах разные? (Три

Март – это первый месяц весны, ра нняя весна. Най дите кар тину, которая

подходит под описание, и скажите, какие призн аки у ранней весны?

Апрель – это се редина весны. Чем отличается апрель от мар та? (снег уже

почти полностью растаял, при рода проб уждается, на деревьях набухают и

Какая картина п одходит по д это описан ие? Кто покажет

Май – это после дний месяц вес ны. Покажите к артину и рас скажите. Кака я

погода в мае? (вс е зеленеет вок руг, уже совсем те пло, солнце св етит ярче,

ночи стали к ороче, а дни длин нее, расцветают весен ние цветы: тюль паны,

У каждого меся ца свои ос обенности. М арт еще со снегом, апрель с во дой,

Композитор ы сочиняют музы ку. Сегодня, мы послушаем м узыкальное

Слушайте вн имательно, зак ройте глаза и п редставьте картину вес ны.

• Поэты сочиняют стихи. Каким д ругим словом мож но назвать стих и?

Скажите. пожал уйста, какая бывает весна?( ранняя, робкая, весёлая, зелёна я,

солнечная, разн оцветная, долг ожданная , сказочная, к расивая..)

Весна – за мечательн ое и прекрасное в ремя года, п оэты называю т весну

- А любите ли в ы весну? Поче му? Мне тоже очень нравится весна, потому

что все вокруг оживает, все зеленеет. Люди рады вес не, встречают е е

Я хочу познак омить с одним из самых любимых авто ров детских к ниг,

поэтом Саму илом Яковлев ичем Маршаком (1 887 - 1964). П исать небольшие

тексты он нач ал в 4 года. А уже в 1 1 лет он написал настоящие большие

произведения. О н увлекался ино странными яз ыками. Особ енно хорошо знал

английский, та к как учился в о дной из школ А нглии. Самуил Яковлевич

очень любил д етей. Многие его работы написаны для н их. Главными ге роями

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Мнемотаблицы

Воспитатель: Деманова Г.В.

Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.

Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

Этапы работы над стихотворением:

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.

3. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

5. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

7. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

Лёня с Петей,

Взяв лопаты,

Помогать пришли весне.

Разбивают лёд ребята

И разбрасывают снег.

Посмотрел на них с укором

Снеговик из под ведра:

Этак мне придётся скоро,

Убираться со двора!

По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветки клёна,

Сколько носиков зелёных!

Дятел, дятел дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

Дятел, в дереве дыра,

Перестать давно пора!

Сорвала я в поле

Цветик голубой,

Принесу в подарок

Маме дорогой.

Я его на платье

Маме приколю.

Больше всех на свете,

Маму я люблю.

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Н.Нищева


Осень
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.


Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.


В руки овощи берем .

В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем.
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.

Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.

• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;

• отвечать на вопросы взрослого;

• самостоятельно задавать вопросы;

• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц

• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;

• отвечать на вопросы взрослого;

• самостоятельно задавать вопросы;

• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

• воспитывать интерес к художественным произведениям;

• учить работать в команде;

• воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.

Виды детской деятельности:

• чтение стихотворения;

• рассказывание стихотворения с использование мнемотехники;

• анализ, подведение итогов.

мнемотаблицы (готовые, листы бумаги, разделенные на четыре части, простые карандаши, конверт, 2 мольберта, картинки разрезные, столы, стулья, картинки смайлики, пустая мнемотаблица

Содержание образовательной деятельности.

Вводная часть (дети проходят и садятся на стульчики в полукруг)

- Ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей. Вы молодцы, что поздоровались с ними, то есть, вы пожелали им здоровья.

- Сегодня я приглашаю вас в нашу литературно-поэтическую гостиную.

Давайте расскажем нашим гостям, что мы с вами в ней делаем?

(читаем сказки, разучиваем стихи, говорим о писателях, художниках и т. д.)

- Что это? (конверт лежит на подоконнике)

- Интересно, кому это письмо. На конверте нет адреса, но есть какие-то символы. (д/с №,номер группы)

- Вы можете их расшифровать? (Да. Детский сад, ребятам из группы номер)

- А почему вы думаете, что этот конверт для нас? (Это же мы. Мы ходим в д/с №, в группу номер)

- Значит мы можем его открыть? (да)

- Что это? (мнемотаблицы)

-А для чего нам нужны мнемотаблицы? (помогают запомнить сказки, стихи)

- Ребята таблиц много в конверте, а времени у нас мало. Что же нужно сделать, чтобы успеть расшифровать все таблицы? (ответы детей)

- Я предлагаю разделиться вам на команды

-Как мы можем это сделать? (можем посчитаться)

- А еще мы можем разделиться на команды, вам нужно из волшебной коробочки достать картинку, которая разрезана на три части, объединиться в команду друг с другом собрав эту картинку? ( дети достают картинки из коробочки: СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, ЕЛКА и собирают из частей картинки)

- Молодцы! Давайте тогда разделимся на команды.

- Сколько получилось у нас команд? (три).

- По сколько человек в каждой команде? (три)

- команды проходите и присаживайтесь за столы. (дети садятся за столы)

- Возьмите задания. Ваша задача расшифровать сказки, которые изображены на мнемотаблицах (раздаю мнемотаблицы со сказками на каждый стол)

- Приступайте к работе, помогайте друг другу (дети работают)

- Какая команда готова?

- Кто от вашей команды выйдет и расшифрует задание (дети отвечаю по очереди)

- Ребята, а в конверте еще остались таблица. Давайте и её расшифруем.

- Проходите на стульчики (дети садятся на стулья, которые стоят на ковре, рядом стоит мольберт на которую вешаю мнемотаблицу)

- Рассмотрите её. Может кто-то может её расшифровать? Сложно?

- Какие ваши предположения ( ответы детей: рассказ, сказка, стихотворение)

- Здесь зашифровано стихотворение.

- Вы бы хотели услышать это стихотворение?

Можете закрыть глазки и представлять, что происходит в этом стихотворении (дети закрывают глаза)

В ледяной карете мчится зимушка-зима

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белизной.

И мороз возводит арки над тропой лесной.

- Вам понравилось это стихотворение? Хотели бы вы его выучить?

- Мы с вами знаем, как можно быстро выучить любое, даже сложное стихотворение (с помощью мнемотаблицы).

- Давайте я прочитаю его вам еще раз

В ледяной карете мчится зимушка-зима

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белизной.

И мороз возводит арки над тропой лесной.

- О чем это стихотворение? (о зиме)

- В чем мчится зима? (в ледяной карете мчится зимушка-зима)

- Чем ветер стучится в дома? (Ветер крыльями стучится в сонные дома.)

- Что делают скверы и парки? (Расцветают скверы, парки снежной белизной)

- Что делает мороз? (И мороз возводит арки над тропой лесной.)

- Я еще раз прочитаю это стихотворение, а вы смотрите на таблицу и повторяйте про себя.

- Может кто- то хочет рассказать нам это стихотворение? (ответы детей)

-Ребята! Мы с вами знаем много стихотворений, умеем легко и быстро их заучивать. Как вы думаете, наши гости хотели бы научиться так же быстро учить стихи как мы с вами?

- Что нам для этого требуется? (лист, разделенный на 4 части и простые карандаши)

- Но прежде чем начать шифровать, я хочу, чтобы вы немного расслабились и настроились на работу.

Мы раскинем руки, мы как будто птицы.

Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…

Шар приснится голубой…

И Мишутка маленький…

Светлый месяц за горой…

И цветочек аленький…

Лепестки ласкает ветер,

Чуть цветок качается…

Это сказка детям снится…

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!

Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

-Ну что же, ребята рассаживайтесь за свои столы и приступим к работе. Внимательно слушайте стихотворение. Сначала я вам его прочитаю, вы очень внимательно слушаете, потом я буду читать по одной строчке, а вы будите зашифровывать его в вашей мнемотаблице.

Филин старый, филин умный.

На окне сидит, как царь

Ночью темной и безлунной

Он зажег друзьям фонарь.

- У всех получилось? Молодцы.

- Кто хочет сейчас с помощью своей мнемотаблицы рассказать стихотворение?

Может кто-то из гостей хочет прочитать это стихотворение с помощью вашей таблицы?

- Ребята вам понравилось?

- Что мы сегодня с вами делали в нашей литературной гостиной?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что было сложным для вас?

-Ребята, а у меня на мольберте висит мнемотаблице, но она пустая, нам нужно ее заполнить, смотрите, а вот и смайлики лежат, если вам понравилось сегодня работать возьмите веселый смайлик, если вам не понравилось возьмите грустный смайлик и прикрепите свои смайлики в мнемотаблицу.

Наша литературно-поэтическая гостиная закрывается. Всем спасибо. До новой встречи.

Заучиваем стихотворение с помощью мнемотаблицы

Заучиваем стихотворение с помощью мнемотаблицы Мнемотаблица для заучивания стихотворения. Как часто родители детей,а порой и мы воспитатели жалуемся на то, что дети плохо запоминают.

Заучивание стихотворения методом пиктограмм

Заучивание стихотворения методом пиктограмм Мы с детьми стали счастливыми обладателями двух книг Татьяны Петуховой "Дивное царство"и "Бабушкины сказки". В преддверие нового года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

Задачи:

- Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Формировать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать умение поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать речь как средство общения.

- Формировать умения внимательно слушать стихотворения.

- Отработать интонационную выразительность речи.

Оборудование:

Предшествующая работа:

В книжном уголке выставка книг Е. Благининой. Рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, и т.д.)

Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:

Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие,

Конспект ОД по речевому развитию детей старшей группы

Цель: Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.

- Развивать интерес детей к художественной литературе.

- Учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

- Формировать интерес к отгадыванию загадок.

- Развивать умение поддерживать беседу.

- Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Развивать речь как средство общения.

- Формировать умения внимательно слушать стихотворения.

- Отработать интонационную выразительность речи.

Оборудование:

Предшествующая работа:

В книжном уголке выставка книг Е. Благининой. Рассматривание иллюстраций разных художников с изображением мам за работой (стиркой, уборкой, и т.д.)

Обеспечение развития детей в образовательных областях по ФГОС ДО:

Использование современных образовательных технологий: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие,

Читайте также: