Начало 20 века ожидания тревоги и надежды мастеров культуры конспект

Обновлено: 03.07.2024

Периодизация литература XX века Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г.г.) Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.) литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.) литература середины века (50 – 70-ые годы) литература 80-90-ых годов современная литература Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)

Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Важнейшие исторические события в России начала 20 века? Три революции: 1905 года, Февральскую, Октябрьскую 1917 г., Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии

Литературная полифония Что есть искусство? Какова роль искусства в обществе? Каково влияние искусства на человека? Какова связь искусства с жизнью? Каким должно быть искусство будущего? Каким должен быть творец?

Основные литературные направления XX века Критический реализм. Декаданс. Модернистские течения: символизм акмеизм футуризм Социалистический реализм.

Критический реализм ( XIX век - начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие. Висел всегда, висит поныне. Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье. Нельзя ни плакать, ни молиться. Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение. Ни лжи, ни истины не надо. Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З. Гиппиус

Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется — я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, — То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

Вне литературных стилей и направлений Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час! С.А. Есенин

Вне литературных стилей и направлений Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет – мелкой, Миска – плоской. Через край – и мимо В землю черную, питать тростник. Невозвратно, неостановимо, Невосстановимо хлещет стих. М.И. Цветаева

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии.



Активная лекция "Современная русская литература (литература конца 20 века - начала 21 века)"

Представлены направления современной русской литературы, их временные рамки, "опознавательные знаки" и представители. Указаны ведущие темы современной литературы.


Актуальность. Особый интерес в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности. В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального н.

Презентация к уроку-лекции по литературе "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".

Презентация содержит тезисы к лекции по теме "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека".

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор) Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур.

"Русская литература конца 19 начала 20 веков- один из самых интересных периодов русской литературы"

Писателями и поэтами конца 19 начала 20 веков были созданы ценности огромного значения. Литература выразила передовые идеи века.Патриотизм и гуманизм важнейшие свойства произведений тех лет.

Презентация на тему: " Н АЧАЛО ХХ ВЕКА : ОЖИДАНИЯ, ТРЕВОГИ И НАДЕЖДЫ МАСТЕРОВ КУЛЬТУРЫ И ты, мой юный, мой печальный, Уходишь прочь! Привет тебе, привет прощальный Шлю в эту." — Транскрипт:

1 Н АЧАЛО ХХ ВЕКА : ОЖИДАНИЯ, ТРЕВОГИ И НАДЕЖДЫ МАСТЕРОВ КУЛЬТУРЫ И ты, мой юный, мой печальный, Уходишь прочь! Привет тебе, привет прощальный Шлю в эту ночь. А я все тот же гость усталый Земли чужой, Бреду как путник запоздалый За красотой. А. А Блок

2 К УЗЬМА П ЕТРОВ - В ОДКИН ( )

8 Б ОРИС М ИХАЙЛОВИЧ К УСТОДИЕВ ( )

Литература, 11 класс, Часть I, Чалмаев В.А., Зинин С.А., 2012.

Учебник для 11 класса содержит развернутую картину развития отечественной литературы в XX столетии. Книга имеет двухуровневую структуру, обеспечивающую изучение предмета на базовом и профильном уровнях.

НАЧАЛО XX ВЕКА: ОЖИДАНИЯ, ТРЕВОГИ И НАДЕЖДЫ МАСТЕРОВ КУЛЬТУРЫ
С какими чувствами провожали XIX век и встречали наступавший XX век многие выдающиеся представители русской художественной мысли, современники двух гениев — Льва Толстого и Антона Чехова? Александру Блоку (1880—1921) в 1899 году еще нет 19 лет, он весь в предчувствии особой романтической судьбы. 31 декабря 1900 года он напишет стихотворение о прощании с XIX веком, о тревожном обязательстве идти тропой Пушкина в новом веке:
И ты, мой юный, мой печальный,
Уходишь прочь!
Привет тебе, привет прощальный
Шлю в эту ночь.
А я все тот же гость усталый
Земли чужой,
Бреду, как путник запоздалый,
За красотой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № 1. Тема урока: Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.

Знакомство с вопросами учебного пособия и беседа по ним с использованием учебника.

2.Вспомните образные характеристики XX века как века движения, бури, грядущего Апокалипсиса. Чем они были вызваны?

Прочитайте примеры высказываний из текста учебника.

II . Характеристики переломной, переходной, зыбкой эпохи, возникшие в трепетном сознании

Изменилось качественно духовное состояние науки. Многие века, включая и XIX век, считалось, что познающая мысль ученого, пройдя через бури и сомнения поиска, через риск эксперимента, в итоге, как корабль после шторма, входит в гавань, в область законченных и абсолютных знаний, в царство вечных истин. Чувство гавани — т.е. идея неизменных и вечных законов, полной очевидности и предсказуемости — как раз и исчезло в начале XX века. Покоя не стало и здесь. Напротив, беспокойство, натиск но вых вопросов определили весь духовный климат тех лет. Ностальгия по не известному, по будущему пришла на смену чувству покоя.

Во всей поэзии, прозе, как и в живописи XX века, в театре, происходит смещение акцентов с изобразительности на выразительность, с воссозда ния действительности на ее пересоздание и усложненную оценку.

В целом же для всей литературной эпохи 1892—1917 годов, назы ваемой то предреволюционной, то Серебряным веком, была характерна весьма мучительная, драматическая раздвоенность.

Довольство ваше - радость стада,

Нашедшего клочок травы.

Быть сытым - больше вам не надо,

Есть жвачка - и блаженны вы!

Так - негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

Весьма часто обе тенденции - радостное безоглядное приятие гряду щего и боль за неизбежное слепое разрушительство - крайне сложно смешивались, совмещались в творчестве многих мастеров культуры этой эпохи. И смешивались нередко в отдельных произведениях, ставших именно благодаря такому смешению, взаимопроникновению противоре чивых мотивов подлинной классикой XX века. Совмещение крайно стей - это черты творчества таких летописцев XX века, как В. Маяков ский, С. Есенин, а позднее М. Шолохов, А. Платонов, В. Шукшин.

Дать письменный ответ на вопрос №4 (стр.14)

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,И обливаясь черной кровью,Она глядит, глядит в тебяИ с ненавистью, и с любовью.

Лексическая работа: ренессанс, Серебряный век, декаданс, модернизм.

Цели:

Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX –начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;

Дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX –начала XX веков;

Воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.

Ход урока Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом противоречивом, сложном периоде в истории России – о конце XIX – начале XX вв. Мы не ставим целью перечислить глобальные изменения во всех сферах жизни страны. Главное – почувствовать дух времени, лицо века. Переход от века к веку – в этом есть какая-то магия и загадка. И оно не только в событиях и именах. Можно ли почувствовать восторг и боль, мечты и разочарования этого времени?

Вселенский огонь охватил многие страны мира на рубеже веков: важнейшие перемены в странах Европы и США, невиданная безработица среди рабочих, экономический кризис охватил всю Европу. Эхо мирового кризиса, невиданных потрясений скоро настигло и нашу страну. “Огненной Россией” назвал А.Ремизов это время предельной напряженности и трагичности.

Проверка домашнего задания. Основные тенденции общественной и социальной жизни России на рубеже веков. Какие события в истории России этого периода вы можете назвать?

Русско-японская война 1904-1905-гг.

Первая буржуазно-демократическая революция в 1905 году.

Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.

Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.

Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.

Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.

Эти события изменили жизнь каждого человека. Новая Россия как Сфинкс, вызывая ужас и трепет, встала перед миром.

Свершались революции, гремел войны, менялась власть.

Лексическая работа. Проверка домашнего задания.

Ренессанс (от франц. Renaissance) Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Европы, наступивший после средневековья и породивший жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создавший замечательные образцы реалистического искусства; Возрождение.

разг. Эпоха расцвета, подъема в развитии науки и искусства какой-л. страны.

“Серебряный век” - одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца XIX - начала XX вв. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства – живописи, архитектуры, дизайне и т.д., он представлен в поэзии плеядой “мэтров” символизма: Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Н.Гиппиус, И.Ф.Анненский, В.

Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок и М.А.Волошин. Каждый из названных поэтов создал в рамках этого направления свой индивидуальный художественный стиль и внес свою лепту в литературу. Понятие “серебряный век” появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры ушли из жизни. Их современники использовали, как правило, другие термины, один из которых “модернизм” (от французского слова moderne – “современный”). Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Сам Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы". "Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы", - эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.

Экзистенциальный ужас, пронзительный и панический - вот, что изображено на картине, утверждают искусствоведы. Он такой сильный, что буквально обрушивается на зрителя, который сам вдруг превращается в фигуру на переднем плане, закрывающую голову руками - чтобы защитить себя от "крика", реального или вымышленного.

Некоторые склонны видеть в "Крике" пророчество. Мунк в своих работах предрек 20-й век с его двумя мировыми войнами, холокостом, экологическими катастрофами и ядерным оружием.

Чёрный квадрат — самая известная работа Казимира Малевича, созданная в1915 году, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.

разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью стиля.

Русская философия серебряного века. “. Мрак есть начало света. ” Слово учителя: В чем-то человек новой эпохи был другой. В начале века происходит вымирание и вырождение “благороднейшего сословия” Российской империи. Менялись люди, менялись и кумиры.

Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше. Ницше оказал огромное влияние на мыслителей Западной Европы, США и России. Противник христианства с его, как он говорил, “рабской моралью”, Ницше выдвинул идею “сверхчеловека”: “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!” Молодые умы будоражили эти лозунги, щекотали нервы, требовали иных поступков и действий!

Вопрос учащимся. Какие духовные ценности провозглашались русскими философами серебряного века?

Литература конца XIX – начала XX века. Модернизм на рубеже веков.

Литература – это и есть “образ мира, в слове явленный”. “Поэт – есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!” – восклицал М.Горький.

Поэзия стала полновластной царицей нового времени. По аналогии с золотым веком русской литературы Н.Бердяев назвал этот период “серебряным веком” русской поэзии. Русская поэзия переживает свое второе рождение, свой – Ренессанс!

Реализм уходил на периферию литературного процесса в России. Его вытеснили новые направления, вызванные модернизмом. Обратимся к схеме и рассмотрим их.

Впишите в схему представителей каждого течения.

Фиолетовые рук На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.

Выявление черт символизма. Анализ стихотворения.

Поэтика намёка и иносказания Эстетизация смерти как бытийного начала Знаковое наполнение обыденных слов Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты Отношение к слову как к шифру некой духовной тайнописи изысканная образность, музыкальность, лёгкость слога Таков был московский символизм, который в 90-ые годы не хотели пускать в серьезные журналы. В северной столице обстояло немного по-другому.

В начале 1900-е годов на литературной арене заявило о себе поколение “младших символистов”: А.Белый, В.Иванов, А.А.Блок. Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и “упадничество” не возводилось в доблесть. К началу XX в. даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав величайшую культуру стиха, научил поэтов с равной уверенностью пользоваться старыми, классическими формами, внутренними созвучиями.

К концу 1900-х годов символистский лагерь заметно пополнился. Среди последователей выделялась “молодежь с исканиями”, которая “растаскивала” и тиражировала образцы “мэтров”. Символистская литература уже перестала быть чтением для немногих, она распространилась в широких кругах читающей публики и стала модным веянием. В 1910 г. критика уже открыто заговорила о “кризисе символизма”. Некоторые представители “новой поэзии” также склонны были считать, что направление исчерпало себя, “закончило круг своего развития”. 1910 г. вошел в историю русской поэзии “серебряного века” как год подведения итогов символизма и стал границей между двумя эпохами – символистской и постсимволистской. Вопрос учащимся. Что нового внесли символисты в русскую литературу?

19 декабря 1912 г. была впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это в кабаре “Бродячая собака”, которое размещалось в подвальном этаже дома № 5 на Михайловской площади (ныне пл. Искусств). Процессы демократизации культуры, усиления ее “карнавализации”, “богемности” сопровождались активизацией интереса к “низу” культуры. На смену “надмирным” элитарным “башням” символизма пришли “подвалы” постсимволистской эпохи.

Значение термина “акмеизм” впервые было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.М. Городецкого “Ива”. Этимологически слово восходит к греч. “акмэ” - “высшая степень, расцвет”, или, как уточняет Гумилев, “расцвет всех духовных и физических сил”. Понятия зримого, осязаемого мира, культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм, и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление. Чтение стихотворения А.Ахматовой. Вопрос учащимся. Какие особенности в лирике акмеистов вы почувствовали?

Как беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Подведение итогов. Выводы по уроку. Вопрос учащимся. Что нового вы узнали о литературе серебряного века? С чем оно у вас ассоциируется? Подберите к нему символы, знаки и т.д.

Законспектируйте и проведите сравнительный анализ деклараций символизма Д. Мережковского, К. Бальмонта, В. Брюсова

Список литературы:

Которн Найджел. История моды в XX веке. Издательство “Тривиум” при участии “Эгмонт Россия Лтд.”- 1998г.

Малышевский А. Ф. Мир человека. Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Москва, “Итерпракс”, 1995г.

“Серебряный век”. Петербургская поэзия конца XIX – начала XX вв. “Лениздат”, 1991г.

Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. Россия и мир. “Дрофа”, “Веди-Принт”. Москва, 2004г.

Энциклопедия. Мудрость тысячелетий. Автор-составитель: Вольдемар Балязин. Москва. “Олма-Пресс”. 2000г.

Читайте также: