Башкирское кузнечное ремесло 7 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Производство вооружения, воинского снаряжения и предметов убранства коня у башкир опиралось на кузнечное ремесло и на выделку кожаных изделий. Для этого использовались металл, кожа и дерево.

Для верховой езды башкиры использовали главным образом жеребцов и меринов. Особым почитанием пользовались у башкир иноходцы.

Для управления лошадью башкиры, как и другие народы, пользовались недоузком и уздой. Поводья изготовляли из мягкой кожи, волосяной, конопляной, реже льняной или мочальной бечёвки. Верховая езда на лошади достигла совершенства лишь с изобретением жесткого седла и с появлением стремян. Башкирское седло имеет деревянный остов из ленчика и двух лук – передней и задней. Передняя лука делалась высокой и устанавливалась круто, задняя – была пологой. Головка передней луки заканчивалась округлым уступом и с боков украшалась орнаментом.

Различались сёдла мужские и женские, взрослые и детские. Ленчик мужского седла покрывался лоскутом войлока, сверху на него всегда накладывалась подушка. А под седло подкладывался толстый войлочный потник, часто обшитый снаружи кожей.

Особой нарядностью отличались седельные чепраки свадебной лошади невесты. Детские седла были меньших размеров и оформлялись скромно.

Стремена делались у башкир в основном из металла. Были в обиходе и деревянные стремена, которые изготовлялись из берёзы, черёмухи, а иногда из ивы. Башкиры старались делать стремена нарядными. Деревянные стремена орнаментировали резными узорами, иногда красили.

Устойчивость седла на спине лошади обеспечивалась подпругами, нагрудником и подхвостником. Ременные нагрудники украшались посеребренными накладками из пластин и различного рода бляшек. Тщательно отделывались и плётки.

Учебник-христоматия для 7 класса (С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова, Л. Н. Попова)

Цели урока: дать понятие о видах декоративно-прикладного искусства Башкортостана; расширение кругозора по изобразительному искусству и литературе; закрепить навык продуктивного чтения.

Знакомит с темой урока.

Постановка задачи. Прогноз результата. Знакомство с планом и формой работы.

Изучение новой темы

Пояснение формы работы. Оказание индивидуальной помощи

Обобщение. Анализ результата работы. Сопоставление самооценки и результата. Подведение итогов, анализ карты достижений

Устное закрепление изученного. Сопоставление самооценки и результата.

Найти и оформить дополнительный материал по изученной теме

Запись домашнего задания

1.Один из главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства –
2. Историческая родина, место возникновения этого вида башкирского декоративно-прикладного искусства_____________________________
3. Кто занимался этим ремеслом__________________________________
4. Виды обработки металла в украшении предметов__________________
_____________________________________________________________

5. Элементы воинского снаряжения_______________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
6. Состав башкирского боевого лука_______________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________

Задание №2
1.Особенности башкирской породы лошадей_______________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

С далеким прошлым у башкир связан самобытный пласт культуры, в основе которого два древних мужских ремесла: металлообработка и кожевенное производство.


В народе было немало мастеров, объединивших в своей практике несколько профессий, владевших тонкостями обработки разнохарактерного сырья. Производители колчанов и налучий не только вырабатывали качественную кожу, но и сами могли подготовить формы для ее тиснения.
Седельщики (эйәрсе) вырезали остов седла, обтягивали его кожей, оснащали войлочным подседельником, украшали ювелирными накладками.

Лишь небольшая часть изделий из металла в упряжи и в снаряжении воина-всадника (уздечки, стремена, кольца, пряжки для скрепления ремней) имела практическое значение: большинство металлических предметов служило украшением. Для оформления выездной сбруи требовалось до 40 металлических узорных блях. Треугольные пластины украшали углы седельных сумок и чепраков. Луновидные пластинки с гравировкой или чеканкой, реже ажурной резьбой заготавливались для лук седла. На колчан и налучье прикрепляли целый набор узких и широких пластинок; центральное поле занимали несколько выпуклых блях со вставками из сердолика, кораллов или цветного стекла.

Со времен средневековья у башкир, как и у других тюрко-монгольских народов, изготовление металлических декоративных изделий было делом кузнецов. Деятельность искусных мастеров была почитаема, их труд прославлялся в героических сказаниях и легендах. Они владели не только молотом и наковальней, но и набором литейных форм, а также разнообразными инструментами для тонкой обработки металлов, прежде всего серебра.

Основу металлических изделий хозяйственного назначения изготавливали способом горячей ручной ковки с применением горновой сварки, рубки и других кузнечных приемов обработки металла. Полушаровидные и другие объемные детали получали тиснением в специальных формах (ҡалып) и отливкой.

В ювелирном производстве серебро раскатывали в тонкий лист, разрезали на узкие полоски, часть заготовок растягивали в проволочку. Серебрение обычно производили насечкой, иногда с последующим нагревом в горне. Узор в аппликации выкладывали детально вырезанной фольгой или серебряной проволочкой и наковывали молотком до сцепления металлов. Большую прочность давал способ глубокой насечки — инкрустация, когда серебряную проволоку вбивали в бороздки, предварительно выполненные по контуру орнамента; отшлифованное железо становилось фоном. При сплошном серебрении фольгу накладывали на густую сетку продольных и поперечных бороздок. Серебряную поверхность орнаментировали также гравировкой, иногда чернением.

С переходом башкирского населения к оседлости и мирной жизни оружейное дело теряло прежнее значение, происходило постепенное свертывание металлообрабатывающих производств.

В XVIII веке началось обособление ювелирного производства. Этот процесс подтолкнуло закрытие царским правительством местных кузниц после подавления ряда башкирских восстаний. Мастера по серебру (көмөшсө) работали в домашних условиях, выполняя заказы жителей окрестных деревень. Серебру приписывалась охранная магическая сила. Не случайно полный набор серебряных украшений готовили к свадьбе и надевали на невесту перед тем, как перевезти ее в аул мужа. Задолго до свадьбы лучшие мастера выполняли заказ на изготовление свадебного конского убора с серебром. Многие серебряные украшения женщины- башкирки носили не только в праздники, но и в будни. Особенно ответственной считалась дойка кобылиц. По 6-8 раз в день, перед уходом в табун для дойки, женщины надевали массивный нагрудник из серебра и кораллов; обязательным было наличие на руках браслетов и колец. Серебрили рукояти сабель, боевых ножей, нагаек, накладки на мужские пояса, колчаны и налучья, парадные и походные седла, части сбруи. Серебро поступало в Башкирию через среднеазиатский рынок в китайских слитках (ямбах) или уже раскатанным в пластины; расплавляли и серебряные монеты. В архивных источниках есть сведения о разработке башкирами серебряных рудных месторождений.

В изготовлении ювелирных украшений из чистого серебра преобладала холодная обработка. Тонкие бруски металла, полученные зачастую после расплавки монет, разбивали и раскатывали в пластинки. В декоре преобладала чеканная техника. Используя инструменты со стержнями разной формы, выбивали ряды круглых или овальных лунок, окружностей, звезд, уголков, наклонных линий. Обрамлялось центральное поле (на медальонах и застежках) или средняя полоса (на пластинчатых браслетах). Внутреннее пространство заполнялось растительно-цветочным узором или арабизированной вязью. На куполообразных украшениях для нашивки на одежду ленточный орнамент располагался концентрическими кругами. Для отделки некоторых массовых вещей (медальонов для ожерелий, блях для нагрудников и др.) применяли штамповку методом тиснения.

По дошедшим до нас экземплярам украшений можно составить представление не только о высоком техническом уровне, но и о неиссякаемом творческом потенциале башкирских ювелиров: тиражирование изделий не допускалось. Мастера перенимали опыт у татарских, казахских, русских ювелиров. Сохраняя локальный, в какой-то мере домашний характер, башкирское ювелирное искусство не смогло выстоять в условиях конкуренции с развитым ремеслом соседей. Закат ювелирного производства у башкир пришелся на начало XX века.

Основными способами выделки кож у скотоводов-башкир были квашение в кисломолочных продуктах, механическое разминание после снятия мездры и копчение. Кожаные изделия украшались ножевой резьбой с подкраской фона; строчкой и инкрустацией конским волосом; стежкой на войлочной подкладке. Украшением могли стать кисти, вставленные в швы кожаные полоски, суконные канты. Контурной резьбой (насечкой) покрывалась ременная подпруга (тартма ). Бордюр по краю ремня состоял из вписанных друг в друга уголков. По центру размещались более крупные элементы: треугольники, соединенные в ряды полукружья, круги с точкой. Ранее этот способ орнаментации кожи применялся часто. До нас дошел кожаный щит, внешняя поверхность которого сплошь покрыта врезным орнаментом.

До сих пор в свадебном обряде для сбора гостинцев используются нарядные меховые торбы (сэрмэ, кэшен ) с пояском из разноцветных клинышков и пышными кистями. Кожаную посуду украшали кантами, швами из сухожилий или конского волоса, плетеными ручками, шерстяными кистями. Некоторые из кожаных изделий (в первую очередь — ритуальные) в прошлом украшались резными или тиснеными узорами. В башкирских аулах были и мастера по плетению широких ремней, изготовлению плеток и нагаек. В плетении соединялось от 6 до 32 тонких ремешков. У парадной нагайки (ҡамсы) ручка оплеталась полосками кожи или покрывалась резьбой. Широкие ремни (кирэм), необходимые при влезании на дерево, долгое время сохранялись в горных аулах у бортников-пчеловодов. К настоящему времени все эти предметы стали достоянием истории.

Искусство башкир. Традиционные художественные ремесла. Под общей ред. С.Н. Шитовой. – Уфа: Инеш, 2007

Новая книга — это тайна для читателя. Загадочная и привлекательная. Но как узнать, что скрыто под обложкой, и есть ли смысл тратить своё время, да и деньги на книгу, которая может разочаровать?

Сейчас много талантливых писателей, но также хватает пустышек, штампующих тексты ради хайпа. Чтобы не ошибиться в выборе, читайте наш сборник обзоров книг. Возможно, вы найдете новые шедевры, о которых ещё не слышали, или узнаете содержание книг, давно привлекших ваше внимание. Будьте в курсе того, что создают писатели и пользуйтесь инструментом, созданным специально для вас.

Обзор книг — это путеводитель в загадочном лабиринте печатных изданий.

Русский язык, а также многие другие иностранные наречия могут стать целым уникальным миром. Достаточно окунуться в историю произношения слов, разгадать таинственные загадки правил речи, а также узнать, как появлялись те или иные названия.

Это огромное количество интересного творчества, уникальные правила, отдельная история каждой буквы, множество поговорок и былин. Русский по всему миру считается уникальным, сложным, но вместе с тем чарующим и завораживающим.

Носители языка обязательно должны уделить ему больше внимания, чтобы понять всю глубину, смысл и оценить скрытую красоту. Родной язык не может быть скучным.

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм

В книге "Обратная сторона картины" вы узнаете самые интересные факты про картины величайших художников, услышите уже знакомые имена - Малевич, Пикассо, Рублёв, Васнецов, Леонардо да Винчи, откроете для себя кое-что новое об их творчестве.

В книге рассказывается про искусство, начиная с фактов о самих художниках, заканчивая тайным смыслом картин и их секретном воздействии на смотрящего. Немногим людям удаётся увидеть за краской на холсте настоящую силу и душу картины.

Эта книга перевернёт ваше виденье в искусстве.

Рубрика посвящена как начинающим художникам, так и прославленным мастерам, внёсшим огромный вклад в мировое искусство. На её страничках можно найти истории написания известных шедевров и тех полотен, которые прославили своих создателей уже после их смерти.

Жизнеописания охватывают огромный период, начиная с эпохи Возрождения и продолжаясь до нынешнего времени.

Читайте также: