Конспект урока песня защитников брестской крепости 4 класс литературное чтение

Обновлено: 07.07.2024

О жизни детей в годы ВОв

1)Историю жизни Зои Космодемьянской

2)Историю танка Зои Космодемьянской

Анализировать художественный образ ребенка на войне

Личностные: Формируется уважение к подвигам своего народа, к своей родине; умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение определять и сохранять цель учебной деятельности.

Познавательные: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Ознакомление с новым материалом.

Урок литературного чтения во 2 классе

Этап урока, цель этапа

Начнем урок литературного чтения.

Ребята, что такое история?

Как вы понимаете фразу: История — учительница жизни?

Многие писатели и поэты очень часто затрагивали в своих произведениях историю, потому что литература и история тесно друг с другом связаны.

Я предлагаю вам сегодня, обратиться к истории России и раскрыть одну из тайн тяжелого времени.

История - наука о прошлом.

История учит людей в будущем не совершать ошибки.

Постановка цели урока

УЗУ: Создать условия для постановки цели урока учащимися, настроить их на работу.

УЗу+ПЗ: Что бы узнать, какому времени будет посвящен наш урок, предлагаю прослушать запись диктора.

СМК: Будьте очень внимательными.

СУЗ+ОРД: Прослушивают аудиозапись голоса Левитана об объявлении войны.

КВ: - Какому времени будет посвящен сегодняшний урок?

-А что вы знаете про ВОв?

ИВ: С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто трудился в тылу, но еще сложнее было детям, которые оставались без родителей, родного дома, голодали, но несмотря на это выполняли тяжелый физический труд, во имя Великой победы.

-Ребята, так какова цель нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком одного из произведений на тему: дети войны.

Урок будет посвящен временам Великой отечественной войны.

ВОв началась 22 июня в 1941году. Советский Союз сражался против Германии. ВОв закончилась 9 мая в 1945 году.

Сегодня мы поговорим о детях войны.

Подготовка к первичному восприятию текста

(Актуализация знаний учащихся)

УЗу : Перед тем, как узнать, с каким произведением мы сегодня будем работать, предлагаю познакомиться с автором этого произведения.

ПЗ: Для этого немного побеседуем.

СМК : Не отвлекайтесь.

СУЗ + ОРД :

Обратите внимание на доску, на ней изображен портрет Сергея Сергеевича Смирнова.

Это русский советский писатель и историк.

Он был участником Великой Отечественной войны, окончил школу снайперов под Москвой.

Писатель сделал многое, для того что бы раскрыть всю правду жестокой войны.

-Еще раз обратите внимание на портрет писателя, какое у него лицо?

-Какие эмоции оно выражает?

-Кто-нибудь уже слышал это название? Что такое Брестская крепость?

Брестская крепость находиться в городе Брест.

Из всех городов Советского Союза, именно Бресту выпала участь первым столкнуться с немцами. Ранним утром 22 июня 1941 г. вражеской бомбардировке подверглась Брестская крепость, в которой на тот момент находились примерно 7 тысяч советских воинов со своими семьями и их командиры.

УЗУ: Создать условия для снятия у учащихся лексических трудностей во время прочтения текста.

УЗу+ПЗ: Предлагаю разобрать трудные слова, которые могут встретиться вам в тексте.

СМК: Не отвлекайтесь.

1)Боеприпасы - снаряды, патроны и т. п.

2)Название рек Буг и Муховец. Эти реки находиться на территории Белоруссии.

3)Пулеметный кожух - деталь огнестрельного оружия, которая служит для охлаждения оружия.

4)Полз по-пластунски - ползти на локтях, при этом не отрывая тело от земли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему:Брестская крепость
Вот уже 70 лет прошло после окончания Великой Отечественной войны. 70 лет. Мы все меньше и меньше знаем о войне, постепенно она уходит в прошлое, но мы не должны забывать о тех страшных годах, которые принесли столько горя нашему народу.Классный час посвящён, памяти геров, на чью долю выпали самые первые, самые страшные удары войны.
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшариль немецкие бинокли.

ГОРОД БРЕСТ КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ МКУ АТАГАЙСКАЯ СОШ О.В.Чапига, учитель начальных классов

ГОРОД БРЕСТ КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ

МКУ АТАГАЙСКАЯ СОШ

О.В.Чапига, учитель начальных классов

22 июня 1941 года Первыми удар приняли пограничники Брестской крепости

22 июня 1941 года

Первыми удар приняли

 Вечером с21 на 22 июня 1941 года в гарнизонном клубе Бреста шла репетиция местной самодеятельности. Люди готовились к концерту и ничего не предвещало беды

Вечером с21 на 22 июня 1941 года в гарнизонном клубе Бреста шла репетиция местной самодеятельности. Люди готовились к концерту и ничего не предвещало беды

Тихое, предрассветное утро, нарушил внезапный взрыв

Тихое, предрассветное утро, нарушил внезапный взрыв

Взрывы сливались в сплошной грохот, земля сотрясалась и стонала. Воздух был затянут дымом и пылью

Взрывы сливались в сплошной грохот, земля сотрясалась и стонала. Воздух был затянут дымом и пылью

Все, находившиеся в крепости, внезапно проснулись среди огня и смерти, и многие погибли в первые же секунды

Все, находившиеся в крепости, внезапно проснулись среди огня и смерти, и многие погибли в первые же секунды

Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов. Но защитники Брестской крепости сражались за каждый сантиметр земли.

Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов.

Но защитники Брестской крепости сражались за каждый сантиметр земли.

Были разрушены здания, но защитники крепости, их жёны и дети спустились в подвалы.

Были разрушены здания, но защитники крепости, их жёны и дети спустились в подвалы.

Вся территория вокруг крепости была занята врагом, а над ней – красный флаг.

Вся территория вокруг крепости была занята врагом, а над ней – красный флаг.

Около месяца продолжалась героическая оборона. Ничто не сломило волю и мужество гарнизона. Е Зайцев. Оборона Брестской крепости.

Около месяца продолжалась героическая оборона. Ничто не сломило волю и мужество гарнизона.

Е Зайцев. Оборона Брестской крепости.

У защитников крепости не было патронов, еды, но хуже всего было с водой. Фашисты обстреливали берег реки и днём, и ночью. Баклага речной воды нередко стоила жизни.

У защитников крепости не было патронов, еды, но хуже всего было с водой. Фашисты обстреливали берег реки и днём, и ночью. Баклага речной воды нередко стоила жизни.

Фашисты ушли вперёд. Но крепость оставалась в окружении. Командование приняло решение: женщинам и детям сдаться.

Первые сведения об обороне Брестской крепости были получены из немецких источников. В марте 1942 г. в боях в за город Ливны советские войска нанесли поражение 45-й пехотной дивизии фашистских захватчиков. При этом был захвачен архив штаба дивизии. Среди документов переводчики обнаружили «Боевое донесение о стойкости и самоотверженности советских пограничников.

Первые сведения об обороне Брестской крепости были получены из немецких источников. В марте 1942 г. в боях в за город Ливны советские войска нанесли поражение 45-й пехотной дивизии фашистских захватчиков. При этом был захвачен архив штаба дивизии. Среди документов переводчики обнаружили «Боевое донесение о стойкости и самоотверженности советских пограничников.

КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ

Сейчас крепость-герой – это огромный музей под открытым небом

Сейчас крепость-герой – это огромный музей под открытым небом

Брестская крепость преподала хороший урок фашистам. Они поняли, что сломить советский народ будет не так-то просто.

Брестская крепость преподала хороший урок фашистам. Они поняли, что сломить советский народ будет не так-то просто.

Первый удар фашистов 22 июня 1941 года приняли на себя лётчики танкисты пограничники

Первый удар фашистов 22 июня 1941 года приняли на себя

Оборона Брестской крепости продолжалась около 10 дней около месяца около 3 месяцев

Оборона Брестской крепости продолжалась

около 3 месяцев

Защитники Брестской крепости дали клятву Отступать некуда! Продолжаем оборону! Умрём, но не сдадимся!

Защитники Брестской крепости дали клятву

Умрём, но не сдадимся!

В осаждённой крепости защитники больше всего страдали от недостатка воды недостатка продовольствия недостатка боеприпасов

В осаждённой крепости защитники больше всего страдали от

. И теперь у памятника строго Опускаем свои детские глаза, Вспоминая боль войны суровой, Преклоняем мы колени навсегда

И теперь у памятника строго Опускаем свои детские глаза, Вспоминая боль войны суровой, Преклоняем мы колени навсегда

  • Показать значение героического подвига защитников Брестской крепости в борьбе русского народа против гитлеровской Германии, раскрыть природу этого подвига; осветить вопросы, связанные с пониманием сложных событий Великой Отечественной войны, вызвать интерес к ним;
  • Выяснить, как усвоили и поняли произведение, данное для самостоятельного чтения; развивать умение учащихся работать с текстом; выделять главное, анализировать его;
  • Вызвать чувство восхищения несгибаемым мужеством людей, их преданностью Родине, готовностью стоять насмерть ради её защиты в годы в Великой Отечественной войны.

Оборудование: мультимедийная доска.

Ход урока

Эпиграф:

"Нет не сдалась, не пала крепость, она истекла кровью".
С.С.Смирнов

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по книге Смирнова "Брестская крепость", на котором мы должны с вами выяснить истоки героического подвига защитников Брестской крепости.

Характеризуя особенность первого периода Великой Отечественной войны маршал Г.К.Жуков в своих "Воспоминаниях и размышлениях" писал: "Обо что-то споткнулись фашистские войска, сделав свой первый шаг по территории нашей страны, что, прежде всего, помешало им продвигаться вперёд привычными темпами. "

Ответ на этот вопрос во многом дают книги С.С.Смирнова "Рассказы о неизвестных героях" и "Брестская крепость". Эти произведения об удивительной душевной силе русских людей.

Демонстрируется портрет С.С.Смирнова


С.С.Смирнов, как и сотни других писателей того времени, с первых дней войны ушёл на фронт. Он работал в армейской печати, дошёл с наступающими советскими войсками до Будапешта. События войны помогли ему сформироваться как писателю и определили всю его последующую общественную и литературную деятельность.

Случайно в разговоре Смирнов узнал, что в 1941 году гарнизон Брестской крепости продолжал сопротивляться даже после того, как крепость оказалась в глубоком тылу врага. Оборона была необычайно упорной. Крепость была взята лишь после того, как все защитники пали. И только мёртвые камни, как считали после войны, могли бы рассказать о проявленном здесь беспримерном мужестве и героизме. Легенда захватила писателя. Началась труднейшая и упорнейшая работа. Смирнов решил восстановить для истории этот неизученный эпизод войны. Предстояли настойчивые и долгие поиски. Надо было вложить бездну энергии, инициативы, вдохновенного труда, чобы найти первые подтверждения легенды, выяснить первое имя уцелевшего в те дни защитника крепости и отыскать потом другие имена и других людей среди двухсот с лишним миллионов.

Смирнов отыскал этих людей, поехал с ними на развалины крепости, некоторые из которых оставались заминированными. И камни заговорили. Особое значение обрело это исследование потому, что Смирнов рассказал о людях, которые сражались будучи отрезанными от внешнего мира. О них не писали в газетах, не сообщали по радио. Родина даже не знала, что они продолжают своё героическое сопротивление. Перенося тяжкие страдания, ведя неравную ожесточенную борьбу, они были лишены того, что поддерживало других защитников Родины – связи со всем народом, со своей страной.

Подвиг оставался безымянным. Смирнов, выполняя высокий гражданский долг, возвратил стране имена погибших героев, многим семьям помог узнать о последних днях жизни отцов, братьев, сыновей. Сотни, тысячи писем, телепередачи, личные встречи, исследование архивов. Этому Смирнов отдал 10 лет жизни. И в результате – книга “Брестская крепость”, воскресившая подвиг бессмертного гарнизона. По жанру это произведение представляет собой историко – документальную повесть.

Сила и достоинство этой книги заключается в том, что обнаружив исторический материал, Смирнов сел писать не роман и не повесть, в а книгу документальную, решив следовать фактам, ничего не убавляя и не прибавляя к ним от себя. Только факты, только самое важное. Автор стремился к этому и достиг этого: строгость изложения отвечает величию темы.

III. Беседа по книге.

1. Восстановите картину начала войны по книге Смирнова “Брестская крепость”

2. Почему, несмотря на первые значительные успехи немецко-фашистской армии и, казалось бы, полное осуществление задуманных планов, наиболее дальновидные генералы и офицеры поняли всю опасность предпринятых ими действий?

3. Как соотносятся выводы С.С.Смирнова со словами маршала Жукова, которые я приводила в начале урока: “Обо что же споткнулись фашистские войска?”

Массовый героизм, ожесточённое сопротивление, патриотизм армии и народа.

4. Когда и где впервые родилась легенда о Брестской крепости?

5. Какое значение имела она для сражающихся воинов?

6. Расскажите историю старой Брестской крепости (слайд 2).

7. Если стойкость крепостного гарнизона нельзя было объяснить мощью укреплений, то может быть многочисленным и сильным был сам гарнизон?

8. Если дело было не в многочисленности, не в оснащённости войск, не в их боеготовности, то как объяснить, почему так долго сопротивлялся гарнизон?

Его удивительная стойкость объясняется героическим упорством, воинским мужеством и боевым мастерством защитников крепости.

9. Как легенда стала былью?

10. Что увидели советские воины, когда после 3 лет фашистской оккупации вошли в крепость?

Вся крепость лежала в развалинах, по одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости происходивших здесь боёв. Угрюмые камни, избитые пулями и осколками, впитали в себя огонь и кровь.

Но не все участники обороны погибли. Кое-кто из них остался в живых. Эти люди, тяжелораненые, попали в плен и перенести все ужасы концлагерей. Некоторые бежали из плена и сражались в рядах Советской Армии. Теперь они вспоминали о том, как шла борьба и из их рассказов возникала картина первых дней обороны.

11. Как описывает Смирнов утро 22 июня?

12. Какое чувство владело каждым защитником крепости с самого начала боёв?

Уверенность в том, что враг будет разбит, на помощь подойдут войска, и граница будет восстановлена.

Если бы в первый день обороны кто-нибудь из бойцов посмел бы сказать, что советской армии потребуются даже не годы, а месяцы, чтобы отбить врага, его бы расстреляли на месте, как изменника. Они ждали помощи со дня на день. Эта мысль укрепляла их волю, придавала новые силы.

13. Какое решение приняли защитники крепости и как понимали они свою боевую задачу?

“Будем драться дол конца, каков бы ни был этот конец. Чем дольше продержится крепость, тем дольше полки врага не попадут на фронт.”

Тяжелейшие бомбёжки, огромные численное и техническое превосходство врага– всё это делало очень трудной борьбу гарнизона.

“Но самой жестокой мукой для раненых и для здоровых бойцов была постоянная, сводящая с ума жажда. Как это ни странно, но в крепости, стоящей на островах и окруженной кругом рукавами рек и канавами с водой, не было воды.

Водопровод вышел из строя в первые же минуты немецкого обстрела.

Колодцев внутри крепости не было, не оказалось и запасов воды. В первый день удавалось набирать воду из Буга и Мухавца, но, как только противник вышел к берегу, он установил в прибрежных кустах пулеметы, обстреливая все подступы к реке. Теперь все такие вылазки за драгоценной водой большей частью кончались гибелью смельчаков, и жажда стала самой страшной и неразрешимой проблемой”.

Не только сама борьба, но вся жизнь с самого начала обороны была отмечена сверхчеловеческим напряжением сил людей. Эти условия и придают эпопеи защиты Брестской крепости героический характер, который делает её неповторимой в истории Великой Отечественной войны.

Давайте попробуем представить ту невообразимую тяжёлую обстановку, в которой сначала и до конца пришлось бороться гарнизону Брестской крепости.

Я знал, что можно пережечь кирпич,
Он не стальной.
Я знал, что можно не сберечь,
И будет щебень, бой.
Я знал, что можно толом рвать,
В упор вгонять фугас,
Когда кирпич не разобрать –
Так кладка запеклась.
Но он тут плавился в огне,
Стекал он, как стекло.
Его коснуться страшно мне,
Чтоб пальцы не сожгло.
И все ж стена – она стена.
Она в песок вросла.
А как же тех солдат война
Здесь сдвинуть не смогла?
(А. Смольников)

  • пожары
  • голод
  • жажда
  • страдания женщин и детей
  • поведение раненых
  • недостаток боеприпасов
  1. Как сражались пограничники?
  2. Подвиг майора Гаврилова.
  3. Подвиг комиссара Фомина.
  4. Почему Петра Клыпу называли Гаврошем Брестской крепости?
  5. Что вы узнали о последних защитниках крепости.

V. Обобщающее слово учителя.

В этой книге рассказывается о десятках защитников Брестской крепости.

Но сотни и тысячи имен таких же достойных славы героев обороны, как погибших, так и живых, здесь не упомянуты. Даже всех уцелевших невозможно перечислить в одной книге, а другие - и таких огромное большинство - остаются доныне безымянными.

Именно так, безвестными героями, "не ради славы, ради жизни на земле", погибали защитники Брестской крепости. Именно так, не сохранив для нас ни своих подвигов, ни даже своих имен, безымянными рядовыми бойцами Родины почти все они полегли на крепостных камнях.

С.С. Смирнов пишет в своей книге:

“Добр и даже благодушен по своему характеру наш человек, и нелегко наполнить его сердце ненавистью. И в этом чувстве ненависти, как в жарком, злом пламени, сгорело все мелкое, личное, свое, что было в душах людей, и осталось одно,

самое важное и главное - та смертельная и до конца непримиримая борьба с врагом, в которой они стали первыми воинами своего народа. Рядом с этой борьбой и ее возможным трагическим исходом собственная жизнь казалась уже неважной. Эти чувства станут ясными, стоит только задуматься над несколькими словами, выцарапанными неизвестным защитником крепости на стене каземата: "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20/VII-41".

Посмотрите - здесь нет подписи. Он не думал, этот умирающий солдат, о том, чтобы оставить истории свое имя, донести сквозь годы свой подвиг до потомства, быть может, до близких, родных ему людей. Он, видимо, вообще не думал ни о подвиге, ни о героизме. Почти месяц тут, в адовом огне Брестской крепости, он был простым "чернорабочим" войны, рядовым бойцом первого рубежа Отчизны, и в час смерти ему захотелось сказать ей, своей Родине, что он сделал для нее самое большое, доступное человеку и гражданину, - отдал жизнь в борьбе с ее врагами, не сдавшись им. Сколько гордости, не хвастливой, а величавой, полной высокого достоинства и спокойной скромности безвестно погибающего вложил он в свое "Я умираю, но не сдаюсь!".

А его "Прощай, Родина!”. Вслушайтесь в эти два слова! В них и отчаянно упорный возглас сраженного, но непобежденного борца, и как бы невольный тихий вздох, полный тоски преждевременного ухода из жизни, и пронзительный крик боли за судьбы родной страны, - ведь он не знает и не узнает никогда, что происходит с ней там, на востоке. И не матери, родившей и вскормившей его, не любимой жене, не детям, если они у него были, посылает он свой последний привет. Умирая, он произносит то слово, что выше и шире всех других, что вмещает в себя и человека, и семью, и его прошлое, настоящее и будущее, - бесконечно дорогое слово "Родина". Так в короткой этой надписи, сейчас хранящейся в музее, как бы настежь распахнулась перед нами великая и простая душа нашего народа.”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование и развитие чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости у учащихся 4 классов.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;

Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Формирование умения работать с информацией;

Выступать в диалоге, работать в группе;

Формировать познавательную рефлексию.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формирование умения анализировать услышанную информацию.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный момент

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность

Вот и прозвенел звонок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Осмысление учебной задачи.

Организация диалога.

- Сегодня наш урок начался с такого необычного стихотворения. О чем оно, ребята?

-Почему урок мы начали с этого стихотворения?

- Война – самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину. Об этом сегодня наш урок.

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

- осмысление правил взаимодействия в группе.

Познавательные УУД.

- строить логическую цепь размышлений.

- умение использовать ранее полученные навыки чтения для достижения поставленной цели.

Осуществление деятельности. (Презентация проектов)

-Мы с вами разделились заранее на пять групп. Каждая группа получила свое задание и самостоятельно подготовила проект. Сегодня мы с вами послушаем и оценим выступление каждой группы.

- Сегодня вы услышите выступления групп по следующим темам:

- Каждая группа получит оценочный лист. Этот лист вы должны будете заполнять в ходе выступления других ребят. А в конце урока мы подведем итоги вашего оценивания.

Оценочный лист представления проекта

Оценка от 1 до 3 баллов

Культура изложения материала (доступность, выразительность)

Поведение в группе, умение сотрудничать

Оформление проекта (плакат, презентация, музыка)

Устные выступления детей.

2. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, в битве под Москвой, Сталинградом, и в других сражениях.

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек

Работа в группах.

Участие в диалоге.

Работа с источниками информации.

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и работы других.

- контроль выполнения задания.

Познавательные УУД.

- работа с различными источниками информации.

- анализ, синтез, систематизация полученной информации.

- умение воспринимать на слух.

Коммуникативные УУД.

- формирование умения вступать в диалог.

- осмысление правил взаимодействия в группе.

Оценивание проекта. Итог.

-Итак, переходим к заключительной части урока. 1.Руководитель группы оценивает работу каждого ученика – объем выполненной работы каждого, включенность в работу, ценность, качество. Слушаем руководителей проектов. 2. Оценка проектов. Каждая группа оценивала чужой проект. Ваше мнение.

-Все защитники нашей страны патриоты, они любили свою Родину и народ. Они – Герои. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними. Спасибо всем ребятам выполнявшим этот проект.

Читайте также: