Характеристика литературного героя конспект урока 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ -
выявление особенностей в характере, внешности и речи героя, в его деятельности. Характеристика включает в себя сведения о принадлежности героя к тому или иному обществу, его моральных качествах, взглядах, способностях и интересах.

Слайд 4

Характеристика может быть:
полной – на основе всестороннего анализа произведения; частичной – на основе анализа отдельной главы или эпизода.

Слайд 5

ВИКТОРИНА
Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.

Слайд 6

Слайд 7

Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.

Слайд 8

Слайд 9

Бурсаки вдруг преобразились… Их лица, ещё мало загорелые, казалось, похорошели и побелели; молодые, чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый мощный цвет юности.

Слайд 10

Слайд 11

План характеристики литературного героя
1. Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный). 2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. 3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя. 4. Семья, полученное воспитание, история жизни. 5.Род занятий. 6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета. 7. Анализ имени. 8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. 9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Слайд 12

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

2. Активный участник тех или иных событий. Действующее лицо, персонаж произведения.

План характеристики героя литературного произведения .
1. Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя. 4. Семья, полученное воспитание, история жизни. 5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика литературного героя

План для характеристики литературного героя.


План характеристики литературного героя

Характеристика литературного герояПримерный план характеристики героя: 1. Определение места героя среди других персонажей. 2. Степень участия и его роль в конфликте. 3. Анализ имени.


Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина.


Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин."

Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев.


Цели урока:*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки .


Исследование познавательной стратегии характеристики литературного героя.

Анализ познавательной стратегии учащихся, влияющих на формирование умения создавать характеристику литературного героя.


Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема - Литературный образ-персонаж. Цель урока:Формирование знаний учащихся об авторской характеристике образо-персонажей.Основные виды деятельности: чтение статьи учебника, составление кластера по теме, состаление характеристики образ-персонажа по плану в группах. Учащиеся работают по произведениям Тургенева, Набокова, Айтматова.

Тема: Литературный образ-персонаж

Учитель: Журтукова Ж.Г.

Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся об авторской характеристике образов-персонажей, роли диалога и речевых характеристик персонажей;

Развивающая:способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательная:продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, нравственных качеств.

Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; ответы на вопросы учебника; составление кластера, составление характеристики образа-персонажа по предложенному плану.
Тип урока: Изучение теоретического материала

1)Орг. момент. Приветствие. Тема. Целеполагание

2)Вступительное слово об образе – персонаже в литературе.

3) Словарная работа

Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.

Составление опорной схемы. (по группам). Представление кластеров.(Учитель предлагает свой вариант)

Образ – персонаж занимает центральное место среди других образов

К ним не относят автора

Образы-персонажи: → человек

Существа животные насекомые птицы предметы явления природного мира

человеко одушевленные

образ-персонаж

Жизнеподобные условные нежизнеподобные(фантастические)

Вымышленные исторически достоверные

СИСТЕМА образов – персонажей представляет мир персонажей каждого литературного произведения

Главные антагонист реальные жизнеподобные добрые прекрасные комические

Второсте- протагонист вымышленные условные злые Безобразные трагические

пенные фантастические трагикомические

главные и эпизодические

5)Беседа по вопросам учебника:

. Определите место образа- персонажа в художественном мире.

Может ли автор быть литературным персонажем?

Что такое прототип образа -персонажа?

Может ли любой человек стать прототипом художественного образа?

Почему важно рассматривать образы-персонажи в системе?

6) Дополнительные вопросы и задания:
1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?

2. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?

7) Выполнение творческой работы. Составление характеристики образа-персонажа по плану (по группам)

8)Выступление групп. Оценивание.

9)Итог урока

Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует?

Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят?

Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям?

Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?

Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?

Учитель: Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок русского языка. Мы будем учиться описывать внешность человека по личным наблюдениям. Записываем в тетрадь тему урока (тема на доске).

2. Знакомство с темой

Вопрос: Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)

Вопрос: Как вы понимаете “личные наблюдения”? (Это то, что я видел сам.)

  • лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики;
  • глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики

Подвожу учащихся к этим выводам.

Вопрос: Как вы думаете, что ещё обязательно необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)

Вопрос: Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? (Конечно). А характер? (В какой-то степени ДА).

Вопрос: Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям.)

  • деловое (…при розыске пропавшего, т.к. надо указать особые приметы..) Например: Потерялся мальчик 4-х лет…Зовут…Одет…На правой щеке ближе к шее – родимое пятно. ;
  • научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определённой расы);
  • художественное (описание литературного героя).

3. Подведие небольшого итога

Учитель: Мы узнали, что значит описать внешность человека (это…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент.

И вы приступаете к описанию внешности. Давайте запишем несколько пожеланий, которые помогут вам правильно это сделать.

(Учитель записывает заранее на закрытой части доски или делает памятку-распечатку для каждого. Учащиеся записывают в тетрадь.)

Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

Почувствуй индивидуальность неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее “Я”.

Продумайте последовательность изложения.

Не заменяйте описание повествованием (т.е. вместо описания друга, вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились).

Использовать можно “портретную лексику”.

Давайте вместе сделаем примерные записи (В сильном классе можно предложить выполнить эту работу по группам с последующей проверкой и дополнением).

  • ГЛАЗА – серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…
  • НОС – прямой, с горбинкой, курносый, вздёрнутый, широкий, узкий.
  • ВОЛОСЫ – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…
  • ПОХОДКА – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная.
  • ВЗГЛЯД – растерянный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

4. Закрепление материала

(На парте у каждого карточки.)

Карточка 1. Портрет подруги

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

Вопрос: Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да ещё подруги!

(НЕТ! Потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено. Получился набор фраз!)

Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определи замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)

Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.

Карточка 2

У нас в классе есть девочка. У неё высокий лоб, на лоб падает чёлка. В открытом взгляде можно угадать непоседу. Чёрные густые волосы собраны в хвостик. Глаза светлые озорные.

Вопрос: В этом описании перечисление, набор фраз или чувствуется индивидуальность? (НЕТ! Это не набор фраз, не перечисление!)

  • Лучше вначале всё сказать о волосах. “У неё высокий лоб, на который падает чёлка. Чёрные густые волосы собраны в хвостик.” (учащиеся работают карандашом, проводят стрелки)
  • А затем описать глаза и взгляд. “Глаза светлые озорные. В открытом взгляде можно угадать непоседу.”

Читаем целиком исправленный текст.

5. Заключение

Учитель: А теперь мы подошли с Вами к заключительному этапу работы. Перед вами карточка № 3. В ней два текста А и Б. Оба текста-описания внешности по личным наблюдениям. Наша задача – работать с двумя текстами сразу, а потом определить, в каком из них, на ваш взгляд, есть недостатки, а какой уже дан в исправленном виде.

Карточка 3

Учащиеся высказывают свои замечания. Кто-то считает, что автор сочинения очень увлёкся, можно было изложить более кратко. Другой считает, что сравнение алых губ с помидором неприлично, что можно ярче описать сами глаза, их выражение. К сожалению, пришлось подсказать, что если внешность привлекательная, то не надо так резко говорить о носе и т. д. Большинство учащихся приходит к выводу, что текст Б – исправленный.

Читайте также: