Буква г конспект урока 1 класс перспектива

Обновлено: 06.07.2024

Цель: сформировать понятие о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’].

1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]

2. Формировать навыки чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух.

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, усидчивость, эстетические чувства, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображениями грибов, слогов, букв, слоговая таблица, магнитофон, таблица “Алфавит”.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.
  3. Постановка темы, целей и задач урока.
  4. Работа с новым материалом.
  5. Физминутка.
  6. Первичное закрепление нового материала.
  7. Отработка навыков чтения.
  8. Упражнения в составлении схем слов.
  9. Итог урока.
  10. Оценивание.

1. Организационный момент

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь, теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, цветные карандаши.

- Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..)

Итак, мы начинаем наш урок.

2 . Повторение пройденного материала. Актуализация знаний

- Прежде, чем мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним уже изученные нами буквы.

- Какие согласные буквы обозначают только звонкие звуки?

- Мы говорим “всегда звонкие”. – н, м, р, л .

- Какие гласные “ с секретом” мы изучили? – е, я.

- Почему мы их так называем? – могут обозначать два звука.

- Когда они могут обозначать два звука? - когда стоят в начале слова, после гласной буквы.

- Какие согласные буквы имеют пару? – з - с, б - п, д - т.

- Сегодня мы с вами сможем прибавить к этому ряду еще одну букву.

3. Постановка темы, целей и задач урока

Давайте-ка посмотрим, кто к нам пришел.

(появляется гном, конверт)

- Посмотрим, что там в конверте?

Текст: Возле горки, на пригорке живут 33 Егорки.

О чем говорится в пословице? Что в пословице называют Егорками?

(Загадка, если не догадались: Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы - нет под шапкой головы.)

- Где выросли грибы?

- Какой звук повторяется?

- Кто догадался, на какую новую букву он указывает?

- Кто знает, как она выглядит? Найдите ее на доске.

/магнитная полоска с буквами - Л, Д, И, Т, Г, П, Н./

- Конечно же, это новая буква Г. (показываю)

/из конверта появляется буква и картинки – гантели и гири/.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с буквой Г и звуками, которые она обозначает.

4. Работа с новым материалом

- Игра “На что похожа буква”? /

Г схожа с цаплею по виду и на одной стоит ноге. /цапля/

Букву на плече носил, на лугу траву косил. /коса /

- Найдите букву Г на ленте букв, назовите ее пару.

- Какая это буква: гласная или согласная? Почему? (не поется)

- Что вы еще можете сказать об этой букве? Какой звук она обозначает? (звонкий)

- Посмотрите внимательно на картинки.

- Как вы думаете, для чего гном принес две картинки?

/ показываю магнитные пластины с этими словами./

- Какой звук стоит в начале слова – гуси? [ Г]

- Как мы его произносим? (твердо)

- Какой звук стоит в начале слова – гири? [Г’]

- Как мы его произносим? (мягко)

Какие звуки обозначает буква Г? – [Г], [Г’].

Итак, давайте вспомним все, о чем мы узнали - буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [к], обозначает звуки - [Г], [Г’].

Раз – присядка, два - прыжок, это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинаем все сначала.
Глазки зажмурились, открылись, мы на полянке очутились.

6. Первичное закрепление нового материала. Работа с учебником

Вот мы и оказались на сказочной полянке, что вы видите перед собой?

- Какие грибы вам знакомы?

/белый гриб, мухомор, поганка, лисичка, груздь/.

(Словарная работа - белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком. Поганка - гриб несъедобный, его не возьмем в корзинку, оставим в лесу)

Давайте откроем учебник, здесь тоже чудо-полянка, на ней живут грибы- боровики. Рассмотрите внимательно их городок.

- Сколько грибочков здесь живет? Чем они занимаются?

- Какие слова со звуком Г можете назвать? (огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).

- Найдите схемы слов, какие слова к ним подходят, почему? (грибы, круги).

- Чтение слогов, слов. Хорошо читающие ученики.

7. Отработка навыков чтения

Вы очень хорошо прочитали слоги и слова. Давайте прочитаем и разберем пословицы. За хорошие ответы я буду давать жетончики – ягодки и грибочки.

- О чем здесь говорится? Кто ходил в лес?

- Какие грибы собрала Галя?

- Какой он, гриб-боровик? /красив, велик/

Очень много жетончиков заработали ребята, мы продолжаем работать дальше.

8. Упражнения в составлении схем слов

Ребята, в каких словах текста вам встретились звуки [Г] или [Г’]?

- Давайте откроем тетради, запишем имена этих детей. (печатными буквами)

- С какой буквы мы их напишем? Почему?

- Галя. Чертим схему слова (у доски – ученик)

- Сколько слогов в слове? 2

- Назовите слоги – слияния.

- Куда падает ударение? 1 слог

- Первый звук [Г]- согласный, звонкий, твердый.

- Второй звук [А] – гласный, ударный.

- Третий звук [Л’] – согласный, всегда звонкий, мягкий.

- Последний звук [А]– гласный, безударный.

- Гена. Сколько слогов в слове? 2

- Назовите слоги- слияния.

- Куда падает ударение?1 слог.

- Первый звук [Г ]– согласный, звонкий, мягкий. Почему?

Второй звук - [Э] – гласный, ударный.

- Третий звук – [Н] – согласный, всегда звонкий, твердый.

- Последний звук – [А]- гласный, безударный.

- Что вы заметили? Встретили звуки [Г] и [Г’].

- С какой новой буквой познакомились?

- Что вы можете о ней рассказать?

- Буква Г- согласная, обозначает звонкий звук, имеет парный звук по глухости/звонкости – [К], обозначает звуки - [Г], [Г’].

- Согласная, звонкая, имеет пару, глухую букву К.

- Какие звуки обозначает буква Г?

На следующем уроке мы будем учиться писать букву Г - прописную.

Отмечаю, что получилось лучше всего, говорим об удачных ответах, жетончиках, спрашиваю, как себя оценили сами дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока -это знакомство с буквой Ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука.Формировать положительное отношение к урокам обучения грамоте.

Урок 44. Знакомство с буквой ь (с. 32-33)

Целевые установки урока

а) Знакомство с буквой ь — показателем мягкости предшествующего согласного звука;

б) формирование умения читать эту букву в словах;

в) развитие положительного отношения к урокам обучения грамоте.

Ход урока

Организационный момент

- Кого называют трудолюбивым? (Того, кто умеет увлечённо трудиться, преодолевает трудности.)

- Как вы понимаете пословицу Терпение и труд всё перетрут? (Если прилагать усилия и стараться выполнять дело хорошо, то можно много в жизни добиться. Не опускай руки, терпеливо иди к цели.)

- Как вы думаете, учение - это труд или нет? (Ответы детей.)

- Учение - процесс сложный, требующий ежедневного кропотливого труда, но очень интересный и увлекательный. Ежедневные тренировки помогают ученику научиться распределять своё время, выработать ответственность и старательность в учёбе.

Работа над дикцией

- Произнесите скороговорку несколько раз, постепенно увеличивая темп.

На березе галка, на побережье галька.

Галка прилетела и на гальку села.

Галька - мелкий, гладкий, округлой формы камень.

- Как показать это различие с помощью букв? Кто знает?

- Буква, с которой вы сегодня познакомитесь, умеет вызывать смех, особенно тогда, когда про неё забывают.

3. Постановка проблемы.

- Прочитайте записку, которую написал мне незнайка. Как понять эту записку? (наверное, Петрушка хотел написать есть.)

- Как показать это различие с помощью букв? Кто знает?

4. Решение проблемы.

- Сколько звуков в этом слове?

- Какие это звуки?

- А сколько букв в этом слове?

- Какая буква и зачем стоит после с? (Учащиеся обмениваются имеющимися у них догадками.)

5. Обобщение.

- Существует особая буква ь, которая не обозначает никакого звука, но указывает на мягкость предшествующего согласного звука. Самоназвание буквы говорит об этом.

6. Чтение слов на сопоставление:

- Прочитайте пары слов, написанных жирным шрифтом. Сравните их.

угол - уголь, брат - брать, ел - ель.

- Одинаковые или разные по значению эти слова? (Слова в парах

имеют абсолютно разные значения.)

- Правильно, поэтому, несмотря на то что мягкий знак не обозначает звука, ни в коем случае нельзя забывать его писать там, где это необходимо.

- Чем они отличаются? (Слова в парах состоят из одних и тех же букв, только в словах правого столбика на конце появляется мягкий знак.)

- Произнесите отдельно слова из левого столбика.

- Как произносятся согласные звуки на конце этих слов? (Твёрдо.)

- Произнесите отдельно слова из правого столбика.

- Как произносятся согласные звуки на конце этих слов? (Мягко.)

- Как обозначена мягкость этих согласных? (Буквой ь.)

- Чтобы навсегда подружиться с новой буквой, мы немного поиграем. Прочитайте буквосочетания.

- Составьте с ними слова.

(Соль, даль, моль, мель, боль, сталь, гель, тюль и т. д.;

думать, решать, летать, писать, читать, сидеть, играть, и т. д.;

авось, небось, ось, лось, рысь, и т. д.)

Победителем в каждой паре является тот, за кем останется последнее слово.

- Прочитайте слова первого столбика под чертой с мягким знаком и без него.

- Какой вывод мы можем сделать? (Если на конце слова произносится мягкий согласный звук, то на письме мягкость этого согласного звука нужно обозначать мягким знаком.)

- Прочитайте слова второго столбика с мягким знаком и без

- Чем слова второго столбика отличаются от слов первого столбика? (В первом столбике мягкий знак на конце слова, а во втором столбике - в середине.)

- Какой звук произносится после мягкого согласного звука в словах второго столбика? (Согласный.)

- Какой вывод мы можем сделать? (Если в середине слова произносится мягкий согласный звук, после которого следует ещё один согласный звук, то мягкость первого согласного на письме нужно обозначать мягким знаком.)

Первичное чтение текста осуществляется по предложениям, а повторное - по структурно-смысловым частям в лицах.

- Посчитайте, сколько раз в словах текста встретилась буква ь.

12. Конкурс на знание названий месяцев в году.

13. Чтение и отгадывание загадок про гуся и лебедя.

- О каких лопатах идёт речь в первой загадке?

- Правильно ли нарисовал художник отгадку к этой загадке?

- Почему не нарисована отгадка ко второй загадке? (Может быть, это гусь, а может быть, лебедь.)

14. Подведение итогов.

- С какой новой буквой познакомились?

- О каких особенностях этой буквы говорит её название? (Буква ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука, но сама никакого звука не обозначает.)

7. Невыдуманные истории про неграмотных пользователей мобильными телефонами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Звуки и буквы.

Цель:формировать у детей умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму.

Научить учащихся давать характеристику звуку и правильно обозначать его на письме буквой, соотносить количество слогов и гласных звуков, правильно произносить слова;

Учить различать звуки речи и звуки окружающего мира;

Расширить представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова.

• развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной, деятельности;

• развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности;

• развивать эмоциональные качества и чувства учащихся.

• воспитание интереса к предмету, к учению;

• воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу;

• воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

• обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспитании учащихся (недисциплинированность, нетактичность, необязательность и т.д.).

Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Личностные : формирование умения общаться как умения говорить и слушать, читать и писать.

Регулятивные : освоение способов речевого общения.

Познавательные : систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице.

Коммуникативные : формирование культуры речевого общения, речевого этикета.

Оборудование: учебник, оформление на доске, методическое пособие.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний

1. Чистописание Дд.

2. Орфографическая работа.

- Вставьте буквы на месте пропусков (на доске).

Уч.ник, Ро..ия, ст . лица, учит.ль, р.бята, к.рова, . зык.

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
( - собственные и нарицательные, - двусложные и трёхсложные,- одушевлённые и неодушевлённые).

На какой вопрос отвечают одушевлённые предметы? Подчеркните эти слова. Какие слова подчеркнули?

- Составьте предложения, включив в него как можно больше данных слов.

Хорошо. Молодцы.
III . Самоопределение к деятельности.
Ребята, мы с вами использовали разные виды речи.
Какую речь мы использовали, когда составляли предложение? ( Устную)
А когда записывали словарные слова? ( Письменную)

Назовите наименьшую единицу устной речи? ( звук), а наименьшая единица письменной речи? (буква)

Ребята, сможете вы определить тему нашего урока?

( Звуки, буквы.) Как проверить? Откройте учебники на нужной странице.

Какие задачи урока мы поставим ?
- различать буквы и звуки;
- определять сколько в слове букв и звуков;
- правильно, грамотно и красиво писать;

IV . Работа по теме урока.
- Чем отличаются буквы от звуков? ( Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)
Какие звуки природы можно услышать весной? ( звук дождя, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы,…)
- Что такое буква? ( обозначение звука на письме)

- Всегда ли количество букв и звуков в слове одинаково? Произношение и написание одинаково? Докажите!

Выполните звуковой анализ слов.

ягода [й’агада]- 3 слога, 5 букв, 6 звуков, 3 согласных, 3 гласных.

коньки [кан'к’и]- 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.

Вывод: Количество букв и звуков в слове может быть разным:
ь- звука не обозначает, буква я - дала нам 2 звука.

Работа с учебником. С.45 Упр.80,81 устно по заданию, 83 письменно.

- №84 Произнесите первые слова( шарф, шар) Чем в написании отличаются эти слова? ( одной буквой ф).
Одинаково ли значение этих слов? ( Шарф – одежда, шар – игрушка)
Чем по звучанию отличается слово шкаф ? ( появилась буква К)
Что происходит со словами, если в них изменить или переставить буквы?
Сделайте вывод.
Если в слове, изменить или переставить буквы, то изменится значение слова.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте выясним, почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Упр.85. Какое слово произнёс Ваня ? ( Батон) Как его поняла Аня? ( Бутон)

При замене какого звука в слове БАТОН появилось новое слово? (а- на - У)

Почему Аня не поняла Ваню? ( Возможно быстро проговорил, сказал не чётко).

Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Прочитайте, что говорит об этом Иван Иванович.

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (произносить слова; выражать мысли свои нужно четко ,понятно). №88, 89 устно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание темы, термины, понятия: согласные звуки, их обозначение буквой г. Правила оформления предложений на письме.Гигиенические правила на письме.

Виды деятельности обучающихся, форма работы: письмо буквы г по образцу, запись слогов, слов, предложений; звуковой анализ слов; знакомство с именами собственными, правилами написания имен собственных.

Тема урока: Буква г строчная. Письмо слов, предложений.

Цели темы: учить формировать у детей четкий зрительный образ строчной буквы г, научить писать эту букву, слоги и слова с новой буквой, читать и записывать предложения, познакомить с именами собственными и правилами их написания, совершенствовать умения проводить звуковой анализ слов.

Предметные умения: научатся проводить звуковой анализ слов, выделять ударный слог, писать строчную букву г, читать и записывать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, отличать имена собственные.

Универсальные учебные действия :

регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

познавательные: формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.

коммуникативные: уметь проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение.

личностные: используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

- Настал новый урок. Я улыбнусь вам , а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Глубоко вздохните и выдохните беспокойство. Наш урок обязательно будет успешным.

С какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? (г)

Что о ней узнали? ( согласная, так как обозначает согласные звуки )

Какие звуки обозначает буква г?

Дайте характеристику звуку [ г], [ г`].

III. Мотивация к деятельности. - На уроке обучения грамоте мы научились читать слоги, слова с буквой г. Как вы думаете, чему нам предстоит научиться на уроке письма?

- С чего начнем нашу работу? ( с анализа образца)

Рассмотрите образец буквы г. Из каких элементов она состоит? (1 элемент, секретов нет)

Что подсказывает стрелочка? (направление движения руки)

- Показ учителем: Начнем на середине строки. Вверх, отклоняясь вправо, ведем плавную линию, закругляем вправо, касаемся верхней линейки, опускаем вниз наклонную линию, не дойдя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки, ведем до средины строки.

Под счет : и - раз - и

4. - Перед тем как приступить к письму, вспомните правила работы в тетради.

тетрадь лежит с наклоном

правильно держим ручку

кисть руки под строчкой

* пишем медленно, аккуратно, красиво, с наклоном, глядя на образец.

5. Подготовка руки к письму:

а) разогрели ладошки и пальчики

б) пальчики здороваются, похлопали в ладошки

6. - Посмотрите на образец в прописях . Что подсказывает стрелка?

- Напишем букву в воздухе.

- Теперь с закрытыми глазами.

Обводите в прописях букву г около образца.

Продолжаем обводить букву г на рабочей строке ниже под счет.

Самостоятельно 3 буквы г, выбрали лучшую, под ней точка, продолжаем до конца строки, глядя на образец.

Назовите словом каждый предмет, выделите первый звук в каждом слове и из этих звуков составьте слово.

Глаз, рыба, игла, барабан, ы : грибы.

Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

Какой гриб самый ядовитый? (бледная поганка)

Какие съедобные грибы вы знаете?

Какой гриб нарисован в прописях?

Составим звуковую схему этого слова.

Расскажите все, что вы узнали о слове грибы.

Так проворны наши руки- Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперед, назад- С ними можно полетать! Мы на пояс их поставим И наклоны делать станем. Ими можно помахать А прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше И легко, легко подышим!

VI. Интеллектуально-преобразовательная деятельность,

В слоге, который будем учиться писать буква г обозначает твердый или мягкий согласный звук? Как вы догадались? Прочитайте этот слог.

-Объяснение учителем: га. Письмо детьми.

Добавьте до целого слова: нога, гамак ( подвесная сетка, для сидения и лежания, привязываемая к деревьям, столбам ), галка, галстук, галоши, газ, гайка, гадюка, газета, газон (площадка в саду, парке, засеянная травой, а также трава, посеянная на этой площадке), гараж. .

Вы со мной согласны, что в следующем слоге буква г тоже обозначает твердый согласный звук? ( Нет).

-Докажите. Прочитайте правильно.

Объяснение учителем: ги. Письмо детьми.

-Добавьте до целого слова: гитара, гимн, гимнастика, гиря, гимнаст.

Чему уже научились? ( писать букву г, слоги с этой буквой).

Чему будем учиться дальше?

- Гора, а во множественном числе?

А как сказать, чтобы слово обозначало 1 предмет?

Реснички опускаются. Глазки закрываются. Вы спокойно отдыхаете. Сном волшебным засыпаете Ваши руки отдыхают Ноги тоже отдыхают Отдыхают. засыпают. Шея не напряжена И расслаблена Дышится легко Свободно, глубоко. Вы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали Хорошо вам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимайте,

Их повыше поднимайте.

Всем открыть глаза и встать! Веселы, бодры вы снова! И к занятиям готовы.

Письмо слов: гном, гуси.

Кто такой гном? (выдуманный герой, бородатый карлик, который охраняет подземные сокровища )

Перечитайте слова, которые мы написали. Какое из них лишнее?

Что вы видите на картинках? (горы и гири)

Составьте звуковую схему к слову горы, проверьте схему слова гири и сравните звуки в этих словах.

Что заметили? Что хотите сказать?

5 Запись предложений.

Прочитайте предложение. О чем мы должны помнить, когда пишем предложение? (Запись с комментированием).

Запись второго предложения с комментированием.

VII. Контроль и оценка результатов деятельности.

1. -С какой буквой мы познакомились на уроке письма?

Из какого элемента она состоит?

В каких изученных нами буквах есть этот элемент? ( р, т).

Запишем эти буквы : г, р, т.

2. - Оцените, как вы справились с поставленными задачами.

- Все вы были активны, проявили смекалку, ум, творчество. Заслуживаете благодарности. Спасибо за работу.

Читайте также: