Приспособление растений к распространению ветром конспект

Обновлено: 04.07.2024

Приспособле­ния семян и плодов в этом отношении выражаются в развитии летучек, кры­льев и других летательных аппаратов, в уменьшении веса семян и плодов (рис. 191).

Летучки. У одуванчика и многих других сложноцветных чашечка к моменту созревания плода, разрастаясь, образует волосистый хохолок, являющийся как бы маленьким парашютиком, дающим возможность плоди­ку долго держаться в воздухе. Пушица (Eriophorum vaginatum), растущая у нас на болотах, развивает пучок волосков, образованных околоцветником у основания плодикоз. У тополя, ивы, осины из вскрывшейся коробочки (плод) вылетают семена, снабженные пучками волосков. Волоски, разви­вающиеся на семенах хлопчатника (Gossypium herbaceum), — того же про­исхождения. Они используются для изготовления ваты и хлопчатобумаж­ных тканей.

Крылья развиваются на плодах, например вяза, клена (плоды эти называются крылатками). У липы роль крыла выполняет прицветный лист.

Уменьшение веса семян и плодов. Семена многих ра­стений становятся пылевидными, с ничтожным весом; например, у грушанки (Moneses uniflora) вес семени равен 0,004 г. У орхидеи наших лесов — Goodyera repens — семя весит 0,002 г. Естественно, что такие мелкие семена имеют очень упрощенное строение — состоят из группы клеток, представ­ляющих неразвитый, еще не расчлененный зародыш.

Все растения расселяются, занимая новые площади. Расселять­ся они могут спорами, семенами, плодами, которые разносит ветер.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Споры, семена, плоды. Перекати-поле.

Вопросы для обсуждения

1.Как приспособлены растения к переносу семян и плодов ветром?

2.Какую группу растений называют перекати-поле?

3.Как проис­ходит рассеивание их семян?

4.Почему в пустынях особенно много растений, семена и плоды которых распространяются ветром?

5.Жизнь каких растений в очень большой степени зависит от ветра?

Разнос спор. У споровых растений — мхов, плаунов, хвощей, папоротников очень мелкие споры легко разносятся ветром. В лесах, где ветра почти нет, споры могут переноситься слабыми то­ками воздуха. При наличии со­ответствующих условий из спор развиваются новые растения. Мхи неприхотливы, поэтому их споры прорастают как на почве, так и на стволах деревьев, на крышах, заборах, скалах. Была бы только влага, а минеральное питание они получают из оседа­ющей там пыли.

Разнос семян. У некоторых растений семена очень мелкие, легкие, как пыль. Поэтому, когда они высыпаются из пло­дов, их могут переносить даже слабые потоки воздуха. Напри­мер, семя орхидеи можно рас­смотреть только под микроско­пом. Много орхидей встречает­ся в дождевых тропических ле­сах. Их мелкие семена заносят­ся воздушными потоками в кроны деревьев. На ветвях они и прорастают.

Весной или в начале лета в еловом лесу можно найти засох­шие прошлогодние побеги грушанки круглолистной или сред­ней с плодами коробочками (рис.1). Коробочки вскрывают­ся узкими продольными щеля­ми. Если щелкнуть по упругому стеблю, то из щелей высыпается очень мелкие, как пылинки, се­мена, их струйкой отнесет в сто­рону слабым потоком воздуха.

У семян часто бывают выросты в виде хохолка из тонких волосков, крылышка или крыловидной окраины вокруг семени. Все это облегчает перенос семян ветром. Хохолок из волосков есть у семян ивы, иван-чая, осины, тополя. Вспомните “тополиную метель” в начале лета. У ели, сосны, лиственницы на семе-
нах есть крылышки, а крыловидная окраина — на семенах погремка (рис.2).



Рис.1. Грушанка круглолистная. Рис. 2. Семена и плоды, разносимые Цветущее растение и плод коробочка ветром по воздуху:

Рис. 2. Семена и плоды, разносимые Цветущее растение и семя ивы,2— плод пушицы, - плод осота,4- семя сосны, 5- плод козлобородника, 6 - плод ясеня, 7 - плод вяза

Разнос плодов. Ветер разносит плоды очень многих растений.
Одни плоды ветер несет по воздуху, другие гонит по воде, по земле или по снежному насту. У некоторых плодов есть специальные приспособления для переноса ветром, а другим — так они легки и малы — не нужны никакие приспособления, ветер их легко переносит.

Зимой над снежным покровом возвышаются засохшие прошлогодние побеги пижмы, тысячелистника, полыней. Их довольно мелкие плоды осыпаются, и ветер гонит их по снежному насту. У других плодов есть различные выросты, облегчающие им полет по воздуху .табл.1

Растения не всегда вырастают там, куда ветер заносит их семена и плоды. Чтобы семена проросли, необходимы подходящие условия. Плоды многих пустынных растений ветер перекатывает по земле. Эти легкие плоды округлой или
овальной формы, например различных видов джузгуна, осоки песчаной, некоторых астрагалов, смирновии (рис.3), ветер катит до тех пор, пока не встретится
какое-нибудь препятствие.

Перекати-поле. Очень своеобразна группа растений, называемых перекати-
поле. Это степные и пустынные травянистые растения. Их сильноразветвленные
побеги принимают ветра обламывают такой шар у многолетних растений около корня или выдергивают однолетнее растение с кор­нями. Ветер гонит перекати-поле по земле на десятки и сотни мет­ров. При этом семена или плоды осыпаются постепенно и рассеи­ваются на большой площади. К этой группе относят качим ме­тельчатый, рогач песчаный .

rasprostraneniye-semyan

В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.

В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).

саморазбрасывание семян

Рис. 1 Саморазбрасывание семян

Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.


У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.

распространение семян ветром

Рис.2 Распространение семян ветром

Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.

У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).

Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).

Распространение семян кокоса водой

Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой

Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.

распространение-семян-животными

Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка

У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.

Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.


От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1)Образовательные: уточнять и закреплять знания учащихся о жизни растительного мира. Познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями и различными приспособлениями к распространению.

2) Развивающие: развитие внимания; памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие устной речи.

3) Воспитательные: формировать навыки самостоятельной работы, настойчивости; воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к природе. Развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.

Личностные результаты: Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; Ответственно относятся к выполнению учебных задач; Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные: Способствовать развитию у обучающихся умений: выделять главное, осуществлять сравнение, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли, ставить учебную задачу под руководством учителя, выдвигать простейшие гипотезы; работать с информацией и преобразовывать её; оценивают свою работу своих одноклассников.

Предметные: знают строение плода, его функции, способы размножения плодов; умеют классифицировать плоды, приводить примеры различных видов плодов; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, выявляя черты приспособленности в строении плодов и семян к способу распространения.

Используемые технологии: ИКТ (презентация), игровая деятельность, технология проблемного обучения (путём постановки проблемных вопросов), здоровье сберегающая технология.

1.Организационный момент.

1)Приветствие, фиксация отсутствующих.

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

3) Организация внимания школьников.

2.Повторение и обобщение знаний.

- Как образуются плоды? (после того, как цветок отцветает, образуется плод).

- Каково строение плодов? (плод состоит из семян и околоплодника).

- Какую основную функцию выполняют плоды? (защиты от действия неблагоприятных факторов среды - высыхания, механических повреждений, низких и высоких температур и др. )

Класс объединяется в группы. Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.

- Соберите в корзинку сочные плоды (абрикос, вишня, томат, яблоки, арбуз, огурец).

- Соберите в корзинку сухие плоды (жёлудь, пшеница, кукуруза, горох, мак, капуста).

- Соберите в корзинку односемянные плоды (абрикос, авокадо, слива, желудь, орех, вищня )

- Соберите в корзину многосемянные плоды (яблоко, арбуз, дыня, перец, лимон, мак, боб, огурец)

3. Формирование новых знаний (Метод словесный – рассказ с использованием презентации).

Очень часто мы встречаемся со знакомым нам растением в необычном для него месте. Радуемся, увидев на опушке хвойного леса тонкую рябинку, увешанную алыми гроздьями. Не случайно именно в плодах находится один или несколько семян, при помощи которых растения размножаются. Сегодня на уроке мы с Вами поговорим ещё об одной фунции плодов – это участие их в распространении семян.

Слайд 3- Оказывается, семена в природе распространяются.

Слайд 5 - Распространение семян с помощью ветра

Слайд 7 – У клёна есть крыловидные выросты.

Слайд 8 – А у тополя семя прикреплено к лёгкому пуху.

Слайд 9 – Распространение семян, с помощью животных.

Слайд 10 –Распространению плодов и семян также способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.

Слайд 11 - Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Слайд 12 - Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц. Поедая плод вместе с мякотью, они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.

Слайд 13 - Отгадайте загадку:

-Выпускает он листы

Держится на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь.

Слайд 14 - отгадка (Репейник-лопух) – Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.

Слайд 15 - Распространение семян с помощью воды. Водой распространяются соответсвенно водные растения, а также те растения, которые растут над водой вдоль берегов. Плод приспособлен к плавучести при помощи образования воздушных полостей внутри него. Например, в волокнистой части кокоса находится много воздуха, поэтому кокосы не тонут и достигают соседних островов. Губчатым плодом окружены семена кувшинок, что не дает им утонуть. Так же при помощи воды распространяются осока, ольха.

Слайд 16,17 – В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Такой способ распространения называется саморазбрасыванием.

Тянет к солнцу лепесток

И от ветра он качается

Низко, низко к земле наклоняется.

А потом опять поднимается

И всем мило улыбается! (здоровье сберегающая технология)

Физкультминутка - способствует сохранению здоровья обучающихся, поддерживает позитивный психологический настрой на работу.

Слайд 18 - таблица, основные моменты

4. Закрепление материала по теме урока

(Форма: фронтальный опрос)

- Какую тему мы сегодня с вами рассмотрели на уроке? (распространение плодов и семян).

- Что вы узнали сегодня на уроке?(как распространяются плоды и семена, какие у семян есть приспособления к распространению ветром, животными и человеком).

- Какое значение для природы имеет распространение семя? (благодаря распространению плодов и семян происходит расселение вида, увеличивается занимаемая им площадь).

Проблемные вопросы (использовала технологию проблемного обучения):

Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?

(В результате налёта воробьёв плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшить прорастание семени, а потом вместе с помётом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида).

2. Почему дачник должен собирать фасоль и горох, не дожидаясь полного высыхания створок плода? (Семена и плоды гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этихрастений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет.)

- Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать не только растения, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению.

Дом зелёный, тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

(горох, саморазбрасывание, створки высыхают и открываются).

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

И развеял этот шар.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём,

Их пожарим, погрызём,

А приедут гости –

Им дадим по горсти.

(подсолнух, животными и растениями).

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют.

(рябина, птицами и животными, семена не перевариваются).

Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник, животными и человеком, острые зубчики цепляются за

шерсть животных или одежду человека).

5. Домашнее задание.

Пересказ параграфа 12;

Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

Читайте также: