Деление 5 класс виленкин конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сазонова Анастасия Сергеевна ,

учитель математики и информатики,

г. Ангарска, Иркутская область

Конспект урока по математике в 5 классе по учебнику Виленкин по теме: Деление. Скорость, расстояние, время

Название команд

Всего баллов

Устные упражнения.

На доске записаны краткие условия задач. Записать только ответ. (Задача 1 для 1-3 команд, задача 2 – для 4-6 команд).

1. Из пунктов А и В навстречу друг другу выехали автомобиль со скоростью 60 км/ч и велосипедист со скоростью 15 км/ч. Встретятся ли автомобиль и велосипедист через 2 часа, если расстояние между пунктами 160 км? (Решить задачу двумя способами.)( Нет )

2. Из лагеря геологоразведчиков выехал вездеход со скоростью 30 км/ч. Через 2 часа вслед за ним был послан другой вездеход. С какой скоростью он должен ехать, чтобы догнать первый через 4 часа после своего выхода? (Можно сделать чертеж к задаче.) ( 45 км/ч )

II. Работа по теме урока.

Задача 2. Для капитанов. Повторить, как найти расстояние, время, скорость. На доске вывешиваются плакаты с неполными формулами для нахождения расстояния, времени и скорости: , , . Капитаны команд выходят по очереди и заполняют один из пропусков. В результате появятся все необходимые формулы.

Задача 3. По рисунку составить задачу на движение и решить ее.

hello_html_2e587e38.jpg

Задача 4. Решить олимпиадную задачу.

Из пунктов А и В, расстояние между которыми 100 км, со скоростями 20 км/ч и 30 км/ч выезжают навстречу друг другу два велосипедиста. Вместе с ними со скоростью 50 км/ч вылетают две мухи, летят до встречи, поворачивают и летят обратно до встречи с велосипедистами, снова поворачивают и т. д. Сколько километров пролетит каждая муха в направлении от А до В до того момента, когда велосипедисты встретятся?

Решение: Велосипедисты встретятся через 2 часа на расстоянии 40 км/ч от А. За это время каждая муха пролетела 100 км. Муха, вылетевшая из А, пролетела в направлении от А до В на 40 км больше, чем в обратном направлении, и поэтому от АВ она пролетела 70 км. Аналогично, вторая муха в направлении от А к В пролетела на 60 км меньше, чем в обратном, то есть 20 км.

Ответ: первая муха в направлении от А к В пролетела 70 км, вторая – 20 км.

Задача 5. Ширина проезжей части дороги 15 м, зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?

1) 15 м = 1500 см

2) 1500 : 20 = 75 см/с.

Ответ: пешеход может двигаться со скоростью 75 см/с.

Задача 6. Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?

1) 95 – 76 = 19 км/ч

2) 95 : 19 = 5 раз.

Ответ: в 5 раз легче остановиться велосипедисту, так как при меньшей скорости короче тормозной путь.

III. Итог урока.

Подвести итоги. Подсчитать количество баллов и выставить каждому ученику отметку за урок.

VI. Домашнее задание: ученикам раздаются ксерокопии заданий.

1) Помогите французским девочкам.

Однажды Жанин и Моника поплыли по маленькой речке, отправившись из одного и того же места, но только Жанин поплыла против течения, а Моника поплыла по течению. Оказалось, что Моника забыла снять большие деревянные бусы. Через четверть часа девочки повернули обратно. Кто же из них подберет бусы Моники: сама Моника или Жанин? (Скорость обеих пловчих в неподвижной воде одинакова.)

2) Задача от дяди Степы.

Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а грузовика 15 км/ч. Во сколько раз скорость легкового автомобиля больше скорости грузовика? Какой автомобиль опаснее для школьника, начавшего движение по пешеходному переходу?

Ответы для учителя.

Скорости девушек относительно неподвижной воды одинакова. Но ведь по отношению к воде в реке бусы остаются неподвижными – они движутся в точности с такой же скоростью, что и вода (со скоростью течения). Пловчихи проплывают относительно воды одинаковое расстояние и по истечении получаса встречаются в том месте, где в этот момент находятся бусы. Таким образом, обе девушки могут подобрать бусы с равным основанием, так как встречаются в тот самый момент, когда подплывут бусы.

Опаснее легковой автомобиль, так как у него скорость больше, кроме того, для водителя легкового автомобиля мальчик появится неожиданно, так как обзор будет закрыт грузовым автомобилем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать в 5 классе для проведения урока по теме "Деление" по учебнику Виленкина.

Номер урока в теме: 1-ый урок

Базовый учебник: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Цель урока: Обобщить знания обучающихся по теме, используя знания, полученные в начальной школе.

- образовательные (формирование познавательных УУД):

Сформировать навыки нахождения неизвестных компонентов действия умножения;

Отработать умение чтения компонентов деления

Сформировать навыки решения уравнений, содержащих деление

Сформировать навыки решения задач с использованием деления

-воспитательные(формирование коммуникативных и личностных УУД):

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

Развивать логическое мышление, творческую активность, внимание, интерес к предмету, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Тип урока: открытие новых знаний. Применяемая технология: метод частично-поисковых задач

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологическая карта урока

Оборудование или дополнительные материалы

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Готовятся к уроку, отвечают на приветствие учителя

Умение слушать, вступать в диалог

Вступительное слово учителя.

Учитель начинает беседу с необходимости составить уравнение к условию задачи. Чтоб решить уравнение необходимо выполнить действие обратное умножению (деление). Учитель косвенно формулирует проблему урока

Составляют уравнение. Пробуют его решить. Формулируют тему урока

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Умение слушать и вступать в диалог

Вместе с учениками определяет цель урока. Направляет деятельность учеников на формулирование задач данного этапа урока. Задает наводящие вопросы. Просит найти соответствующий текст в учебнике

Формулирую задачи этапа урока. Дают определение математического действия деления. Называют компоненты деления: делимое, делитель, частное. Находят ответы в учебнике

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Умение слушать и вступать в диалог. Осуществляют осмысленное чтение

Задает вопросы о том, как найти в уравнении неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель.

Решают уравнения, комментируют свои действия

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Строят рассуждения. Умеют использовать для регуляции своего действия. Воспринимают речь учителя и одноклассников

Закрепление изученного материала

Просит прочитать выражения, содержащие математические действия

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов

Оценивают правильность высказываний своих одноклассников

Строят рассуждения. Умеют использовать для регуляции своего действия. Воспринимают речь учителя и одноклассников

Карточки для индивидуальной работы

Оценивает правильность выполнения задания, корректирует

Несколько учеников выполняют индивидуальные задания на карточках. Остальные продолжают решать задания у доски

Анализируют умение применять полученные знания при решении задания

Осуществляют контроль и саморегуляцию

Умеют внести корректировки в решение одноклассников. Умеют вести диалог, отстаивают свою точку зрения. Вносят поправки в свое решение

Совместно с учениками выставляет оценки за самостоятельную работу и работу у доски

Совместно с учителем оценивают работу у доски

Оценка результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Вместе с учениками формулирует основные тезисы урока

Вступают в диалог с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Выдает ученикам домашнее задание, спрашивает у учеников о готовности выполнять домашнее задание

Говорят о степени своей готовности выполнять домашнее задание

1. Организационный материал

Ученики. Приветствуют учителя. Садятся. Открывают тетради. Записывают число.

Учитель. Учитель у меня возникла проблема. У меня имеется 120 книг. Я хочу купить новый книжный шкаф. Но шкафы бывают разные, с разным количеством полок. Пусть в шкафу, который я хочу купить х полок. Я поставлю на каждую полку по 15 книг. Составьте уравнение к задаче.

Ученики. Составляют уравнение 15∙х=120.

Учитель. А если я хочу поставить на каждую полку по 20 книг?

Ученики. Составляют уравнение 20∙х=120

Учитель. Чтоб решить такие уравнения необходимо найти неизвестный множитель, т. е. выполнить действие обратное умножению. Как называется это действие?

3. Актуализация знаний

Учитель. Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Дети. Пытаются сформулировать цель урока.

Учитель. Корректирует действия учеников, направляет диалог в нужное русло. Итак, цель сформулирована. Из курса начальной школы вы уже знакомы с делением, а на уроке мы должны обобщить наши знания.

Учитель. Попробуйте сформулировать определение, что называется делением.

Ученики. Пытаются дать определение.

Учитель поддерживает диалог с учениками. Когда определение сформулировано, учитель предлагает найти определение в учебнике. Анализируют полученные сведения.

Учитель. Назовите компоненты деления.

Ученики. Называют компоненты деления. Число, которое делят – делитель, число на которое делят – делитель, результат деления – частное.

Учитель. Запишите схему:

4. Выполнение заданий

Учитель. Давайте теперь решим составленные уравнения.

Ученики. Решают уравнения: 1)х=120:15 2) х= 120:20

Учитель. Расскажите, пожалуйста, как вы нашли неизвестный множитель.

Ученики. Формулируют правило нахождения неизвестного множителя.

Учитель. Теперь решим номер №482 из учебника.


Ученики. 2 ученика по желанию выходят к доске решать уравнения а) и б)

Учитель. Теперь посмотрите на уравнения в) и г). Что неизвестно в этих уравнениях?

Ученики. В уравнение в) неизвестно делимое, в уравнение г) неизвестен делитель

Учитель. Расскажите, как найти неизвестное делимое и неизвестный делитель?

Ученики. Формулируют правило нахождения неизвестного делимого и неизвестного делителя. Если кто-то затрудняется, то можно найти правило в учебнике. После этого еще два ученика выходят к доске решать уравнения.

5. Закрепление изученного материала

Учитель. Теперь выполним задание № 473


Ученики. Два ученика выходят к доске выполнять задания.

Учитель. Проверяет правильность записи, корректирует и направляет учеников

Учитель. А теперь устно выполним №474


6. Самостоятельная работа

3 ученика по желанию получают карточку с заданием




Еще один ученик выходит решать к доске № 469.

7. Подведение итогов.

По итогам выполнения задания эти 4 ученика получают оценку. После обсуждения с классом, еще несколько учеников класса получают оценку за работу в классе.

Учитель. Задает вопрос ученикам. Все ли было понятно на уроке? Добились ли мы цели урока, обобщить понятие деления и расширить свои знания по этой теме?

Ученики. Высказывают свое мнение.

Учитель. Ведет диалог с учениками. Мы сформулировали правила нахождения неизвестных множителя, делителя и делимого.

Оцените, пожалуйста, свое отношение к уроку по пятибалльной системе, все ли было понятно на уроке. Сложите свою первую оценку, выставленную в начале урока с только что выставленной. Поднимите руку, у кого в сумме получилось 6 и меньше. (Если остается время, можно послушать объяснение учеников, если такие есть, если же времени нет, то можно пригласить на беседу на дополнительных занятиях)

7. Домашнее задание.

Учитель. Готовы ли вы к выполнению домашнего задания. Откройте дневники и запишите его.

Ответьте на вопросы после параграфа 12. Все ответы на вопросы можно найти в тексте параграфа. Сделайте соответствующие записи в тетради для правил. № 515, 518, 523, 524(а, б, в)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Деление" по учебнику Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Урок изучения нового материала.

Планируемые результаты учебного занятия:

  • научиться называть компоненты частного, повторить алгоритм деления в столбик, деление на 10, 100, 1000 и т.д.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: строить логические цепи рассуждений.

Личностные УУД: формирование целевых установок учебной деятельности.

Структурное подразделение МОУ Хадактинской ООШ – основная школа села Черемхово (Черемховская ООШ)

Панкова Оксана Владимировна

Технологическая карта урока

Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс

Тип урока: урок изучения нового материала

Виды учебной деятельности: фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски, самостоятельная работа.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: научиться называть компоненты частного, повторить алгоритм деления в столбик, деление на 10, 100, 1000 и т.д.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: строить логические цепи рассуждений.

Личностные УУД: формирование целевых установок учебной деятельности.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Организационный момент

Включаются в деловой ритм урока.

Приветствие, проверяет готовность учащихся к уроку, создает благоприятный настрой на работу, организует внимание детей.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Коммуникативные: концентрируют внимание.

Актуализация знаний

Участвуют в работе по повторению: вспоминают правила и устно выполняют предложенные задания.

Организовывает устный счет и повторение правил умножения.

Устный счет

Вычислите, применяя свойства умножения:

2. Восстановите цепочку вычислений


Выполняют умножение натуральных чисел.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение учебного действия и фиксирование индивидуальных затруднений.

Изучение нового материала

Решают в тетради задачи , формулируют тему и цели урока, записывают дату и тему урока в тетрадь. Отвечают на вопросы.

Создает ситуацию, которая способствует определению действия деления. Акцентирует внимание учащихся наследующих вопросах:

Можно ли делить число на 0;

Алгоритм деления на 10,100 и т.д.

На доске записаны задачи:

200 кг. картофеля разложили поровну в 5 ящиков. Сколько кг. картофеля лежит в каждом ящике?

Ульяна за 3 дня прочитала 120 страниц книги. Сколько страниц читала Ульяна в день?

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

Вы сейчас решали задачи, в которых по заданному произведению и одному из множителей нашли неизвестный множитель. Как называется применяемое Вами действие?

Встречались ли вы с понятием действия деления ранее в математике?

Решите пример в тетради: 225/5=45.

Назовите компоненты деления. (225 – делимое, 5 – делитель, 45 – частное).

Что показывает частное? (работа с учебником).

Можно ли число делить на 0?

Что получается при делении числа то получается при делении числа на это же число?

Что получается при делении нуля га число?

Решите уравнение: y/5=9. Как найти неизвестное делимое?

Решите уравнение: 81/x=27. Как найти неизвестный делитель?

Выполните деление: 1230/10; 23400/100, 3423000/10. (повторяют деление на 10,100 и тд.)

Решают задачи, повторяют алгоритм деления в столбик, деление на 10,100 и тд., работают с текстом учебника.

Читайте также: