Определение согласованное и несогласованное 8 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

СОГЛАСОВАННЫЕ И НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

  • Находить определения в предложениях;
  • уметь определять вид определений;
  • различать и определять чем они выражены.
  • Восстановить знания о второстепенных членах предложения, их основной функции – распространении предложения.
  • Дать понятие об определении, способах его выражения, стилистической функции в тексте.
  • Научить выделять согласованные и несогласованные определения.

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский.

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который ?

Густой зеленый ельник у дороги, глубокие пушистые снега (И. Бунин).

Определения поясняют (определяют) члены предложения, выраженные именами существительными (или другими частями речи в значении существительного). Проверь память:

Согласованные определения выражаются теми словами, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже :

  • Прозрачный лес один чернеет (А. Пушкин);
  • Терек бурлил в проснувшемся лесу (Л. Толстой);
  • Тонко пробил второй звонок (И. Крылов);
  • Не презирай совета ничьего (И. Крылов).

Несогласованные определения выражаются:

  • На портрете была изображена молодая женщина в чепце.
  • Есть жажда творчества, уменье созидать…
  • Вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати.

Существительным в косвенном падеже с предлогом и без него; сравнительной степенью прилагательного; притяжательным местоимением; наречием; инфинитивом; словосочетанием.

Работа по учебнику.

Работа на листочках.

  • Определение- это…
  • Виды определений

Примеры ( по2) согласованных и несогласованных определения

  • Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.
  • Поэзия А.С. Пушкина- неисчерпаемый источник.
  • Есть жажда творчества, уменье созидать…
  • Я люблю прогулки пешком.
  • К вечеру солнце склоняется за цветущие холмы.
  • Девушка сидела на полу около сундука с книгами.

Разобрать предложения. Найти определения.

Приложение- особый вид определения. Определение, выраженное именем существительным. Приложение выполняет роль пояснения существительного.

Приложение, выраженное существительным (нарицательным) и относящееся к существительному (нарицательному), пишется через дефис.

Монотонно сучат часы- ходики.

Если имя собственное (Иван) стоит после имени нарицательного (царевич), то дефис не ставится.

Царевич Иван, город Колпино

Укажите предложение с несогласованным определением.

  • К вечеру солнце склоняется за цветущие холмы.
  • Днем красный цвет приобретает темный оттенок.
  • Татьяна Андреевна сидела на полу около сундука с книгами.
  • Девочка держала в руках мохнатую черную собачонку.

Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.

- развивающая: развивать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, критически анализировать информацию;

- воспитательная: способствовать формированию нравственных качеств личности, интерес к культуре родного края.

Оборудование: компьютер, презентация учителя, раздаточный материал.

- Постановка целей и задач урока:

-Научиться различать согласованные и несогласованные определения, употреблять их в речи (слайд 2)

II. Проверка домашнего задания (упр. 321)

- Прочитайте нераспространенное предложение. Объясните свой выбор. Найдите грамматическую основу предложения. Чем выражены подлежащее и сказуемое?

III. Актуализация знаний. (Стадия вызова)

  • Сказуемые бывают простыми глагольными, составными глагольными, простыми именными.
  • Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
  • Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом правильность выполнения задания.

Таблица для проверки (слайд 6)

2) Работа с деформированным текстом.

(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. .

Дон река ш.рокая и кр.сивая.

Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?) ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.

Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.

Представление результата деятельности (слайд 7)

Дон река ш.рокая и кр.сивая. Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.

(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или лодк. . Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?)ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.

- Определите тему текста. (река Дон).

- Что можно увидеть, путешествуя по Дону? (картины природы, исторические памятники, города и станицы донского края) (слайды 8,9)

- Приходилось вам путешествовать по реке Дон?

Орфографический и пунктуационный анализ.

- Объедините орфограммы по группам.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

-Найдите грамматическую основу 1 и 3 предложений. Чем выражено сказуемое?

Проверьте (слайд 10)

3 ) Работа со словарной статьей (слайд 11)

-Перед вами словарная статья из словаря

Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 1984- 401.)

  1. Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь
  2. Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.
  3. Одна из форм судебного решения. Определение суда.

Решение, постановление суда (устар.).

- Прочитайте тему урока. Что вы хотите узнать об определении? (что такое согласованные и несогласованные определения)

- Как вы думаете, какие определения называются согласованными? Несогласованными? (записываются все предположения)

IV. Изучение нового материала (Стадия осмысления содержания)

- прочитайте текст на стр. 152, знаками отмечайте новое и известное в тексте.

- Что нового узнали?

_ Какие вопросы остались?

- Доработаем кластер с учетом изученного материала.

2) Продолжение работы с исходным текстом (слайд 15)

- Найдите в тексте несогласованные определения (выписать на доске: прогулку по Дону, желание совершить, прогулку на катере, прогулку на лодке)

V. Закрепление изученного.

1) Распределительный диктант:

- Распределить по графам таблицы согласованные и несогласованные определения:

Казачья станица, казак на коне, возможность увидеть, высокий берег, скульптура из бронзы, берег реки, взгляд сверху, донской скакун, фигуры двух человек, изгиб реки.

- Как вы считаете, какие определения лучше: согласованные или несогласованные? Проведем лингвистический эксперимент: замените согласованные определения синонимичными несогласованными и наоборот. Все ли определения заменяются? (Нет )

- Несогласованные определения обозначают признак предмета более полно, т. к. передают дополнительные значения, к ним можно поставить два вопроса. Согласованные определения более привычны.

- Можно ли сказать, что какой-то вид определений предпочтительней?

- Какую роль они играют в языке?

-Эти знания вам понадобятся для выполнения задания В2 при сдаче ГИА.

3) Творческое задание (на выбор)

Продолжим путешествие и отправимся на верхний Дон, в ст. Вешенскую. (слайд 17) С чьим именем связано это место? Что вы знаете о писателе М. А. Шолохове? Кто из вас был в ст. Вешенской?

- Знаком ли вам этот памятник? (Памятник Григорию и Аксинье в ст. Вешенская). Его можно наблюдать, путешествуя по реке Дон.

Рассказ учителя об истории создания памятника ( Проект монументально-декоративной скульптуры "Григорий и Аксинья" заслуженный художник УССР Н.В. Можаев создал еще в 1957 г. Однако отлили памятник лишь в 1991 г., и первоначально установили на набережной Ростова-на-Дону. Семь лет спустя статую перенесли в Вешенскую)

Я предлагаю вам на выбор: 1) продолжите рассказ, представив, что вы путешествуете на лодке. Опишите памятник, используя согласованные и несогласованные определения. 2) описать донскую степь, употребив в тексте согласованные и несогласованные определения 3) индивидуальное задание (карточка)- упражнение в умении различать согласованные и несогласованные определения по тексту М. А. Шолохова.

Представление результатов деятельности.

- Почему нам близка эта тема? (Мы живем на Дону, поэтому нам интересна культура и история родного края)

V. Обобщение изученного (стадия рефлексии)

1) Составление сводной таблицы - для сильных обучающихся, тест – для слабых обучающихся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация по теме Согласованные и несогласованные определения.ppt

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как б.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как б.

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный , И лучезарны вечера… Ф.И. Тютчев. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И. А. Бунин.


Определение. Согласованные и несогласованные определения.

Определение. Согласованные и несогласованные определения.

овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях

овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист бе.

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад

Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки.

Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад

Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд

Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив


всё понятно ! Непонятно . Есть вопросы, нужно обратиться к параграфу ?

всё понятно ! Непонятно . Есть вопросы, нужно обратиться к параграфу ?

«Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, р.


- Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий. - Утром.

- Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий. - Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный. - Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади. - В лагерь вернулись усталые туристы. – В лагерь туристы вернулись усталые. Комиссия представила убедительные аргументы.- Доводы комиссии были очень убедительные.

ОТВЕТЫ ДЛЯ 2 ВАРИАНТА 1. А) согл Б) несогл В) несогл Г) согл Д) несогл 2. А).

ОТВЕТЫ ДЛЯ 2 ВАРИАНТА 1. А) согл Б) несогл В) несогл Г) согл Д) несогл 2. А) безоблачное небо Б) городская девушка В) привокзальная площадь Г) ночное дежурство

ОТВЕТЫ ДЛЯ 1 ВАРИАНТА 1. А) согл Б) несогл В) несогл Г) несогл Д) согл 2.А) б.

ОТВЕТЫ ДЛЯ 1 ВАРИАНТА 1. А) согл Б) несогл В) несогл Г) несогл Д) согл 2.А) брюки в полоску Б) браслет из золота В) сердце матери Г) девушка со светлыми волосами

Домашнее задание: Параграф №17, 1) Упражнение № 175.; 2)составить текст-опис.

Домашнее задание: Параграф №17, 1) Упражнение № 175.; 2)составить текст-описание осеннего дня, используя согласованные и несогласованные определения.

Спасибо, за работу на уроке!

Спасибо, за работу на уроке!

Выбранный для просмотра документ урок по теме Согласованные и несогласованные определения.docx

Конспект урока по русскому языку

в 8 классе по теме

Автор: Черепанова В.А.,

Учитель русского языка и литературы

Тип урока : Урок усвоения новых знаний.

Цель: овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях.

Познакомить с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.

Научить находить согласованные определения в тексте.

Научить различать несогласованные определения и сказуемое.

Научить заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

Развивать и совершенствовать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения.

Развивать и совершенствовать умения находить согласованные и несогласованные определения в художественном тексте.

Воспитывать бережное, внимательное отношение к родному языку.

- Русский язык: Учебник для 8 класса/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г.

- карточки с заданиями для групп

- карточки для самостоятельной работы каждого ученика

- карточки для работы в парах

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок несколько необычно. Скажите, пожалуйста, а какое время года сейчас? Закройте глаза и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Доброе утро! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.

- А теперь, ребята, посмотрите на экран ( С лайд № 1)

1) Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный ,

И лучезарны вечера…

2) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Послушайте стихотворения об осени. Кто автор этих строк? … (Ф.И.Тютчев, И.Бунин)

- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние картины так, как их показали поэты? (Имена прилагательные)

- Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова ? (Эпитеты)

- Что такое эпитет? (Художественное определение) (Слайд №2)

-А каким членом предложения являются данные слова? (Определение)

Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. (Слайд №3) Сегодня мы с вами будем говорить об определении как члене предложения. А сейчас давайте вспомним, что мы с вами знаем об определении и заполним кластер. Приложение 4.

2. Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели и задач.

Молодцы! У всех ли заполнены пустые ячейки? Проверим правильность составления кластера. (один человек к доске). Остались незаполненными 2 ячейки. Чтобы их заполнить обратимся к параграфу 17. Прочитайте внимательно параграф и скажите, какую новую информацию вы узнали об определении? ( Есть определения согласованные и несогласованные. ) Уточните тему урока. (Определение .Согласованные и несогласованные определения).

Сформулируйте цель нашего урока. ( овладение знаниями о согласованных и несогласованных определениях ( слайд № 4)

Чтобы достичь цели, какие нужно выполнить задачи на уроке? (задачи прописаны на доске)

Познакомиться с признаками разграничения согласованных и несогласованных определений.

Научиться находить согласованные определения в тексте.

Научиться различать несогласованные определения и сказуемое.

Научиться заменять согласованные определения несогласованными и наоборот.

3.Первичная проверка понимания.

Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для того, чтобы правильно выполнить следующее задание, нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях.

Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика 1 ряд – согласование, 2 ряд- примыкание, 3 ряд – управление. (слайд №5)

Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад.

Проверка по ключу (взаимопроверка в парах).

Согласование : золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад. (слайд №6)

Управление : накидка из шелка, лист березы, ее наряд. (слайд №7)

Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив. (слайд № 8 )

А теперь найдите согласованные и несогласованные определения.

Какой вывод мы можем сделать?

Какой способ связи соединяет согласованное определение с определяемым словом?

Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений.

Что нужно сделать для того, чтобы определить вид определения? (слайд № 9 )

1 . Определить вид подчинительной связи в словосочетании.

2. Между главным и зависимым словом связь согласование?

3. если да, то это согласованное определение

4. если нет, то это несогласованное определение.

Итак, справились мы с 1 задачей?

Обсудите друг с другом алгоритм и напротив схемы поставьте :

Если всё понятно !

Непонятно что-то .

Есть вопросы, нужно обратиться к параграфу ? (слайд № 10 )

Первичная проверка понимания.

Ребята, как вы думаете, в текстах какого стиля чаще встречаются определения? (художественного)

А) Переходим к выполнению 2 задачи. Напомните, что мы должны ещё сделать, чтобы достичь цели. Работа в группах. (По 4 человека)

Отрывок из какого текста представлен вашему вниманию ( А. С. Пушкин «Дубровский). Из данного текста выпишите согласованные и несогласованные определения. (Слайд №12 ).

Проверка .

Как вы думаете, какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? (Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее).

Итак, выполнили мы следующую задачу?

Если всё правильно !

5. Физкультминутка.

Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги.

Кожаный пиджак (р) , иллюстрированный журнал (р) , книги из библиотеки (н), дорогой (р) друг, юбка в клетку (н), полосатый шарф (р) , желание хорошо учиться (н) , медлительная походка (р)

Б) А сейчас обратимся к заданиям на карточках и устно поработаем в парах.

- Прочитайте предложения и сформулируйте к ним задание. (Определить, каким членом предложения являются выделенные слова в данных предложениях). (слайд №1 4 )

- Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий .

- Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный .

- Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади.

- В лагерь вернулись усталые туристы. – В лагерь туристы вернулись усталые.

Комиссия представила убедительные аргументы . - Доводы комиссии были очень убедительные .

- С чем были связаны затруднения при выполнении этого задания? (Определения можно спутать с именной частью составного именного сказуемого).

- Почему возникает такое затруднение? (Именная часть сказуемого может быть выражена теми же частями речи, что и определение)

- Объясните, как не допустить таких ошибок? (Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?)

5. Первичное закрепление.

А теперь давайте поработаем самостоятельно.

(Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта)

Взаимопроверка (работа в парах)

1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.

А) юная школьница

Б) скульптура из бронзы

В) желание выступать

Г) покрытие в три слоя

Д) чарующий аромат

2. Замените согласованные определения несогласованными

А) полосатые брюки

Б) золотой браслет

В) материнское сердце

Г) светловолосая девушка

ОТВЕТЫ ДЛЯ 2 ВАРИАНТА

2. А) безоблачное небо

Б) городская девушка

В) привокзальная площадь

Г) ночное дежурство

1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.

А) длинные волосы

В) мечта путешествовать по свету

Г) нарисованное солнце

Д) платье из шелка

2. Замените несогласованные определения согласованными

А) небо без облаков

Б) девушка из города

В) площадь у вокзала

Г) дежурство по ночам

ОТВЕТЫ ДЛЯ 1 ВАРИАНТА

2.А) брюки в полоску

Б) браслет из золота

В) сердце матери

Г) девушка со светлыми волосами

Ключи (слайд №15-16)

Работают самостоятельно, самооценивание по критериям: (слайд №17)

А теперь ребята, давайте вернёмся к нашим задачам, и посмотрим достигли ли мы поставленной цели урока.

Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.

Я знаю, как определить согласованные определения.

Я знаю, как определить несогласованные определения.

Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого.

Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.

Поднимите правую руку

В самостоятельной работе я допустил ошибки.

Похлопайте в ладоши

Домашнее задание: ( Слайд № 1 8 )

Параграф №17, 1) Упражнение № 175.;

2)составить текст-описание осеннего дня, используя согласованные и несогласованные определения.

Упражнение (выполняется в парах, одна пара работает у доски)

- Прочитайте предложения и сформулируйте к ним задание. (Определить, каким членом предложения являются выделенные слова в парах предложений).

- Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий .

- Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный .

- Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади.

- В лагерь вернулись усталые туристы. – В лагерь туристы вернулись усталые.

Комиссия представила убедительные аргументы. 2 - Доводы комиссии были очень убедительные . –

1. Определите, какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.

А) юная школьница

Б) скульптура из бронзы

В) желание выступать

Г) покрытие в три слоя

Д) чарующий аромат

2. Замените согласованные определения несогласованными

А) полосатые брюки

Б) золотой браслет

В) материнское сердце

Г) светловолосая девушка

1. Определите, какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.

А) длинные волосы

В) мечта путешествовать по свету

Г) нарисованное солнце

Д) платье из шелка

2. Замените несогласованные определения согласованными

А) небо без облаков

Б) девушка из города

В) площадь у вокзала

Г) дежурство по ночам

Вопрос

Определение – второстепенный член предложения, обозначает признак предмета.

Тип урока: ОНЗ

  • Сформировать понятие согласованных и несогласованных определений, умение различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения;
  • Повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Эпиграф к уроку: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский.

2. Задание для актуализации знаний:

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

4. Определение согласованных и несогласованных определений:

Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями.

Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выражены существительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, её, их), наречиями, инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием.

  1. Задать вопрос.
  2. Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет.
  3. Определить, какой частью речи выражено.
  4. Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом.
  5. Установить: согласованное или несогласованное.

6. Самостоятельная работа:

Спишите предложения, подчеркните определения. Укажите согласованные и несогласованные определения.

На витрине стояла ваза из хрусталя.

Эта ваза из хрусталя.

Дверь слева вела в подвал .

Мечта отдохнуть так и не сбылась этим летом.

На обед подали восхитительный борщ по-флотски.

Напротив стоял кирпичный дом в два этажа.

7. Образец для самопроверки самостоятельной работы:

На витрине стояла ваза из хрусталя (несогласованное).

Эта (согласованное) ваза из хрусталя (составное именное сказуемое).

Дверь слева (несогласованное) вела в подвал.

Мечта отдохнуть (несогласованное) так и не сбылась этим (согласованное) летом.

На обед подали восхитительный (согласованное) борщ по-флотски (несогласованное).

Напротив стоял кирпичный (согласованное) дом в два этажа (несогласованное).

8. Образец выполнения задания на этапе повторения:

Утверждения Выполнение
Я знаю, какие определения называются согласованными и несогласованными.
Я знаю, как определить согласованные определения.
Я знаю, как определить несогласованные определения.
Я знаю, как отличить согласованное определение от составного именного сказуемого.
Самостоятельную работу я выполнил без ошибок.
В самостоятельной работе я допустил ошибки.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

  • Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
  • Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  • Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На экране эпиграф к уроку:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский.

- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К.С.Паустовского (чтение эпиграфа).

- Какими словами Паустовский характеризует наш родной язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)

- Как вы понимаете эти слова?

- На наших уроках мы продолжаем изучать русский язык. Что нового мы узнали на предыдущих уроках? (Мы начали изучать второстепенные члены предложения и познакомились с прямыми и косвенными дополнениями).

- Сегодня вы продолжите узнавать новое о второстепенных членах предложения.

- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).

  • актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания;
  • зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
  • зафиксировать актуализированные способы действий в знаках;
  • организовать обобщение актуализированных способов действий;
  • мотивировать к выполнению индивидуального задания;
  • организовать самостоятельное выполнение индивидуального задания на новое знание;
  • организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

Объяснительный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Не видимый для охотника, нестерпимая боль, нисколько не раскаявшийся, непоправимый поступок, не тронутые предыюльским зноем, не покрашенный заново, никем не выучены, неумолкаемый шум, непоправимый поступок, ненавидевший всех, незастроенный пустырь, не освещенная солнцем, негромко вскрикнула.

- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; виды подчинительной связи в словосочетаниях).

- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных предложениях согласованные и несогласованные определения.

На экране карточка:

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

Учащиеся работают на форматках.

- У кого нет результата?

- Что вы не смогли сделать? (Я нашел определения, но не не смог определить их вид).

(Я нашел определения не во всех предложениях)

- Кто выполнил задание?

- Объясните свой выбор. (Не могу объяснить).

- Почему? (Нет способа, алгоритма определения согласованных и несогласованных определений)

3. Выявление причин затруднения.

  • организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);
  • на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание вы должны были выполнить?

- Что вы использовали при выполнении задания? (Знания об определении, полученные за курс 5-го класса).

- В каком месте возникло затруднение? (Не во всех предложениях нашли определения, не знаем, что такое согласованные и несогласованные определения)

- В чем причина затруднения? (У нас нет способа определения согласованных и несогласованных определений)

4. Проблемное объяснение нового знания.

  • организовать постановку цели урока;
  • организовать уточнение и согласование темы урока;
  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания;
  • организовать фиксацию нового способа действия в речи;
  • организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
  • соотнесение нового знания с правилом в учебнике, справочнике, словаре и т.д.
  • организовать фиксацию преодоления затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Сформулируйте цель своей деятельности. (Сформулировать алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений).

- Сформулируйте тему урока. (Определение).

- Уточните. (Определение .Согласованные и несогласованные определения).

На экране запись:

Я подошел к огромному разросшемуся дубу.

Волна счастья и радости захлестнула его.

Есть тема получше.

Книга сказок сохранилась в его библиотеке.

Беспокойство мое исчезло.

Дребезжит третий звонок.

- Прочитайте предложения и скажите, что общего меду выделенными словами?

(Все эти слова являются определениями).

- Докажите! (Определение – второстепенный член предложения, обозначает признак предмета, качество, свойство и отвечает на вопросы: какой? чей?)

- Найдите предложение, в котором есть словосочетание со связью согласование. (Я подошел к огромному разросшемуся дубу. Беспокойство мое исчезло. Дребезжит третий звонок).

- Раз слова в словосочетаниях связаны при помощи согласования, то какие это определения? (Согласованные).

- Определите, какой частью речи выражены согласованные определения. (Полными прилагательным и причастиями, местоимением, порядковым числительным).

- А теперь обобщите свои наблюдения и скажите, какие определения называются согласованными. (Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями).

- Определим вид связи в словосочетаниях с выделенными словами в других предложениях.

(Волна счастья и радости (управление) захлестнула его. Есть тема получше (примыкание). Книга сказок (управление) сохранилась в его библиотеке (примыкание).

- Чем отличаются эти определения от согласованных? (Видом подчинительной связи с главным словом: не согласование, а управление или примыкание)

- Вы догадались, как называются такие определения? (Несогласованные)

- Поясните, что это за определения. (Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием).

- Что нам осталось установить о несогласованных определениях? (Какими частями речи выражаются).

Запись и анализ названных предложений.

- Откроем учебники и проверим, верно ли мы установили, что такое определение и в чем отличия согласованных от несогласованных определений.

Самостоятельное чтение материала учебника.

- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.

Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют. После согласовывания на доску вывешивается эталон.

- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)

- Мы достигли поставленной цели?

- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Запись предложений под диктовку с заданием подчеркнуть определения, указать, чем выражены, а также согласованные и несогласованные.

1. В голосе его подрагивали нотки смеха.

2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.

3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.

4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.

5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.

Упражнение №1 (выполняется в парах, одна пара работает у доски)

- Прочитайте предложения и сформулируйте к ним задание. (Определить, каким членом предложения являются выделенные слова в парах предложений).

- Из окна открывался потрясающий вид. – Вид из окна был потрясающий.

- Утром начался сильный дождь. – Утром дождь был сильный.

- Мы живем в первом от площади доме. – Наш дом первый от площади.

- В лагерь вернулись усталые туристы. – В лагерь туристы вернулись усталые.

- Доводы комиссии были очень убедительные. – Комиссия представила убедительные аргументы .2

- С чем были связаны затруднения при выполнении этого задания? (Определения можно спутать с именной частью составного именного сказуемого).

- Почему возникает такое затруднение? (Именная часть сказуемого может быть выражена теми же частями речи, что и определение)

- Объясните, как не допустить таких ошибок? (Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете речи. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
  • по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок;
  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Для самостоятельной работы предлагается задание на карточке.

После выполнения работы учащиеся проверяют её по образцу для самопроверки.

- Что вы использовали при выполнении задания?

- У кого возникло затруднение при определении согласованных определений?

- В каком месте и почему у вас возникло затруднение?

- У кого возникло затруднение при определении несогласованных определений?

- В каком месте и почему у вас возникло затруднение?

- Кто задание выполнил правильно?

Включение в систему знаний и повторение.

  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом;
  • повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: обособление согласованных и несогласованных определений.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Упражнение №2

Среди данных предложений укажите предложения с несогласованным определением.

Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх. (Распутин В.)

Пушкин считал народную речь “живым и кипящим источником”. (Зимина А.)

Он с любовью артиста отдавался новому и неожиданному впечатлению. (Гончаров И.)

Хлопья сверкали на ветвях лип. (Хелемский Я.)

В воде отразилось далёкое облако. (Евдокимов Н.)

Было морозное декабрьское утро. (Бондарев Ю.)

Тропа вдоль просеки лесной бывает так прохладна взгляду. (Солоухин В.)

- Объясните свой выбор.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
  • организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  • организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели;
  • по результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будущей деятельности;
  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке;
  • организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание:

Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть, вид указать.

Список использованной литературы.

1 Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8 класс / Г.А. Бакулина.—М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2 Русский язык: Учеб.для 8 кл. шк. общеобразоват. учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М: Просвещение – 2003.

Читайте также: