Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Начать наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось с отгадывания кроссворда.

- Как вы уже догадались речь сегодня пойдет о правилах дорожного движения.

2. Основная часть.

- Кто такой пешеход? Как нужно ходить по улицам? по дороге? (Когда ты идёшь по улице пешком, то являешься пешеходом. Ходить по улице разрешается только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, нужно идти навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда и водитель видит тебя и ты видишь приближающуюся машину.)

- Как мы переходим улицу? дорогу? (Чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определённые места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками "Пешеходный переход" и белыми линиями разметки "Зебра". Прежде чем перейти дорогу нужно убедится в полной безопасности. Для этого остановись у края проезжей части, посмотри налево, направо и опять налево и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Ещё раз посмотри направо, и если нет машин закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Если на пешеходном переходе или перекрёстке есть светофор, то необходимо руководствоваться его знаками.)

- Назовите цвета светофора. Что они означают? (Никогда нельзя переходить улицу если горит красный свет, даже если нет машин. Переходить можно только на зелёный! Переходи дорогу спокойно, не торопись.)

- Можно ли играть вблизи проезжей части? (Опасно играть рядом с дорогой : кататься на велосипеде летом или зимой на санках или лыжах, для этого есть специальные площадки, скверы.)

- Для чего нужно знать и соблюдать ПДД?

- Дети, знайте правила безопасности пешеходов, не нарушай их, научись применять их в жизни!

Правила дорожного движения всем людям нужно знать!

Нужно эти правила всегда соблюдать!

Дети не играйте в мяч на мостовой,

Дети убегайте с трассы вы долой!

Если вдруг машина стала на пути

Выбегать на дорогу — не спеши!

Посмотри внимательно, ты, по сторонам,

Нет ли там опасности, всё ли видно вам?

Есть для пешехода специальный переход,

Скажет он водителю, что народ идёт.

Будет повнимательней, тот кто за рулём

Здесь опасность может быть- это знает он!

И ещё помощник - стоит в стороне

Огоньком зелёным подмигивает мне!

Если красным глазом смотрит на меня

Значит на дорогу выходить нельзя!

Даже если очень опаздываешь ты

На дорогу эту ты не выходи!

Если видишь — с кем-то случилась вдруг беда

Вызывайте быстренько инспектора, друзья!

- Запомните! Соблюдение ПДД сохранит вам жизнь и здоровье!

- А мы продолжаем наше занятие. И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.

1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)

2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

5. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

6. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (транспортные средства не смогут сразу остановиться.)

7. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала – красный, желтый, зеленый, а пешеходный два – красный и зеленый.)

8. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)

9. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (Надо подождать пока он отъедет.)

10. Можно играть детям около дороги?

- Настало время загадок.

Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет

И напомнит, что и как,

Вам в пути (Дорожный знак).

Все стоят, разинув рот.

Ждут, когда мигнет зеленый,

Значит это… (Переход).

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется… (Трамвай).

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней.

Обувь носит из резины, называется… (Машина).

Блиц-опрос (2 команды - кто быстрее и правильно ответит на вопросы по теме).

Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).

Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).

Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).

Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак).

Место ожидания автобуса. (Остановка).

Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).

Номер телефона скорой помощи. (03).

Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).

Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон).

Трехглазый постовой. (Светофор).

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).

Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).

Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).

Пешеходный переход по-другому. (Зебра).

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).

Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо).

Его боятся нарушители правил. (Инспектор).

В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет).

- Сейчас мы поиграем в еще одну игру, которую вы очень хорошо знаете, называется она -

-Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?

-Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

-Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?

-Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

-Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

-Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

-Кто дорогу перейдёт только там, где переход?

-Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?

-Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,

-Кто и голову, и туловище высунул в окошко?

-Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?

-Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?

-Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт?

-Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

-Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?

- Молодцы, ребята, справились с игрой.

3. Подведение итогов.

Работа с памятками "Юный пешеход"

- Прочитайте памятки, которые лежат у вас на столах. Соблюдайте правила пешехода и ПДД!

- Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.

ЗАНЯТИЕ 7. Тема: Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. Правила дорожного движения об обязанностях пешеходов

Цель занятия: Формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Правостороннее движение - это когда транспорт движется только по правой стороне проезжей части. Рассказывает, что правостороннее движение в России исторически сложилось во времена, когда еще были конные упряжки. Они должны были придерживаться правой стороны, чтобы не сталкиваться.

В большинстве стран мира движение правостороннее. А в некоторых странах, таких, например, как Япония, Англия, Индия, Австралия - левостороннее . То есть транспорт движется по левой стороне проезжей части.

Поэтому, в странах с правосторонним движением, в том числе в России, при переходе проезжей части надо посмотреть сначала налево, откуда движется транспорт, а дойдя до середины -направо.

С учетом направления движения конструируют и транспортные средства. Так, в маршрутных такси, автобусах, троллейбусах и трамваях двери для входа и выхода пассажиров делают всегда только справа.

Учитель спрашивает учеников: где должны ходить пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки? (Ответ: по обочине.). Однако ходить по обочине опасно. Иногда на нее съезжают машины, поэтому надо быть внимательным, чтобы вовремя избежать опасности. Напоминает, что если нет тротуара, пешеходной дорожки, обочины, то можно в сопровождении взрослых идти по краю проезжей части дороги в один ряд и навстречу движению транспорта. Тогда водители видят пешеходов издалека. Кроме того, если машины едут с большой скоростью, можно отойти немного в сторону от шоссе, чтобы не случилось аварии.

Опасности на улицах и дорогах могут возникнуть из-за погоды. Зимой надо быть очень осторожным, потому что можно поскользнуться и упасть перед машиной. Обзору дороги может мешать капюшон, поднятый воротник. Весной на тротуаре большие лужи, и дети, чтобы обойти их, выходят на проезжую часть. А этого делать нельзя - может неожиданно появиться машина.

В тумане водители могут не увидеть пешеходов, которые неправильно переходят улицы и дороги. В результате происходят аварии. Поэтому важно постоянно быть внимательным, чтобы видеть и слышать, что делается вокруг.

Учитель просит учащихся вспомнить правила перехода дорог по пешеходному переходу и дороге, где поблизости нет пешеходных переходов. Объясняет, что в этом случае надо найти безопасное место для перехода, расположенное подальше от поворота и с хорошим обзором в обе стороны.

Если машина идет быстро, надо дать ей проехать. Нельзя спешить перейти дорогу и перед медленно движущейся машиной, так как за ней может быть вторая, едущая быстрее. При переходе дороги нужно всегда смотреть и прислушиваться. Машина может появиться в любой момент.

Особенно опасным участком дороги считается перекресток, так как транспорт на нем движется в разных направлениях. В целях безопасности водителям и пешеходам надо знать и соблюдать правила проезда и перехода перекрестка.

На перекрестке может быть светофор и регулировщик - например, инспектор ДПС со свистком и жезлом. Он стоит в центре перекрестка, чтобы все его видели, и управляет движением. Такой перекресток, где есть светофоры или регулировщик, называется регулируемым, т.е. управляемым. Если на перекрестке нет регулировщика или светофоров - он называется нерегулируемым (неуправляемым).

Учитель обращает внимание учащихся на то, что при переходе нерегулируемого перекрестка надо быть очень внимательным. Переходить его можно только под прямым углом к краю проезжей части. Если идти не по прямой, а наискосок, то путь получится длиннее и придется дольше находиться на проезжей части. Это опасно.

Переходить дорогу на регулируемом перекрестке тоже непросто, потому что там установлены сразу несколько светофоров. У каждого из них сигналы красного, желтого и зеленого цвета могут быть с двух, трех и четырех сторон. Переходя проезжую часть на таком перекрестке (дети должны это делать со взрослыми), надо смотреть на светофор для пешеходов.

В конце своего объяснения учитель еще раз уточняет правила перехода перекрестка и дает установку на их осмысление, осознание и запоминание.

1. Смотреть надо на пешеходный светофор, находящийся на противоположной стороне проезжей части дороги, которую собираешься перейти.

4. Переходить проезжую часть дороги (регулируемый и нерегулируемый перекресток) необходимо только прямо, поперек движению машин, а не наискосок.

Учитель напоминает детям о том, где можно, а где нельзя играть.

Кататься на коньках или лыжах можно только в парках, скверах, стадионах, катках. Горки, с которых катаются на санках , не должны заканчиваться у края проезжей части - есть опасность выезда на дорогу, по которой с большой скоростью движутся автомобили.

Летом кататься на велосипедах или самокатах можно только в специально отведенных местах. Категорически запрещено выезжать на проезжую часть или тротуар - это создает помехи для движения транспорта и пешеходов. Движение на велосипедах по проезжей части дорог разрешается только с 14 лет.

Играть следует на детских и спортивных площадках, стадионах. Нельзя играть в снежки, футбол и другие игры на проезжей част дорог и тротуарах - это мешает движению транспорта и пешеходов.

Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ним невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.

Группы детей могут ходить по тротуарам или пешеходным дорожкам, а если их нет - по обочинам в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

Переходить дорогу пешеходы должны по подземным или надземным пешеходным переходам, либо в местах, обозначенных разметкой или знаками. На участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, пешеходы должны переходить дорогу на перекрестках по линии тротуара или обочины, а между перекрестками - только под прямым углом в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

При приближении специальных транспортных средств пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей части.

4. Вопросы для закрепления знаний

2. Какие сигналы светофора разрешают движение, а какие - запрещают?

3. Как надо переходить дорогу, если нет светофора?

5. Назовите основные обязанности пешехода, изложенные в Правилах дорожного движения Российской Федерации.

Учитель: Почти каждое утро вы выходите из дома и идете в школу. Сегодня мы с вами повторим правила движения школьников по улице и дороге, выясним, какой путь от дома до школы наиболее безопасный.

- Для чего нам надо знать правила дорожного движения? (чтобы не попасть под машину, не погибнуть)

Ты вышел из дома

В таком настроении,

Что птицам завидно в саду!

Но если не знаешь ты правил движенья –

Недолго попасть и в беду!

3. Актуализация знаний:

- Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. -- -Давайте вспомним эти правила правила:

- Правило 1: пешеходы должны ходить только по тротуару. И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.

- Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут навстречу транспорту.

- Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала налево, а потом направо.

4. Повторение изученного:

6. Физминутка.

Участникам предлагается отгадать загадки о дорожных знаках и показать знак на плакате.

Если ты спешишь в пути
через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
там, где знак . (Пешеходный переход)

А под этим знаком ни за что на свете
Не катайтесь, дети, на велосипеде. (Движение на велосипеде запрещено)

Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом -
Этот знак к твоим услугам! (Телефон)

Чудо-конь - велосипед.
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак.
Не понять его никак! (Велосипедная дорожка)

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт (Пешеходный переход).

Видно строить будут дом -
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна. (Въезд запрещен)

Белый круг с каемкой красной -
Значит, ехать не опасно.
Может, и висит он зря?
Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено)

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно,

Знают люди все на свете:

В этом месте ходят дети.

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети.

Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи,

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

Нужно срочно позвонить.

Должен знать и ты, и он –

В этом месте телефон.

Это что же? Ой-ой-ой!

Переход здесь под землёй.

Так смелей иди вперёд!

Трусишь ты напрасно,

Знай, подземный переход

Посмотрите, знак опасный –

Человек в кружочке красном

Виноват он, дети, сам.

Тут машины быстро мчатся,

Может даже быть несчастье.

По дороге здесь, друзья,

Никому ходить нельзя.

Белый круг с каемкой красной -
Значит, ехать не опасно.
Может, и висит он зря?
Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено).

9. Конкурс — викторина

1.Какое в России движение: лево- или правостороннее? (Правостороннее).

2.Можно ли идти пешеходу, если загорелся желтый свет? (Нет, необходимо стоять)

4.Если на переходе горит светофор и инспектор ГИБДД также руководит движением, то чьи сигналы вы бу­дете слушать? (Инспектора ГИБДД).

6.По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?

7.Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?

8.Кто отвечает за порядок на дорогах?

9.С какого возраста можно ездить на велосипеде по улице (дороге)?

10.Для чего служит проезжая часть дороги?

11.Для кого предназначен тротуар?

12.Как называется часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части и служащая для остановки автомобилей и движения пешеходов?

13.Устройство для движения велосипедистов?

14.Какие улицы называются улицами с односторонним движением?

15.Что означает зеленый сигнал светофора?

16.В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

17.Для чего служит посадочная площадка?

18.Кому дает команды пешеходный светофор?

19.Что означает красный сигнал светофора?

20.Где должны кататься на велосипеде учащиеся 1-6 классов?

21.Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль?

22.Сколько колес у легкового автомобиля?

24.Куда смотрит пешеход при переходе через улицу?

25.Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?

26.Место посадки и высадки пассажиров?

27.Для чего транспортные средства оборудуют сигналами светофора?

28.Пешеход, нарушивший правила дорожного движения?

10. Итог

- Молодцы, ребята, вы сегодня отлично поработали, справились с большинством вопросов викторины.

- Чтоб не оказаться в опасности на дороге, нужно знать и знаки светофора, и правила дорожного движения.

Я надеюсь, что вы подружились с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, и дороги для вас станут с этими знаниями безопасными.

11. Рефлексия проведенного занятия.

- Учитель предлагает, используя смайлики, лежащие на столе у каждого учащегося, оценить работу на занятии.

Если вам сегодня было интересно - покажите веселого смайлика, если нет – грустного.


Цель: рассмотреть принципы организации дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

  1. Повторение пройденного материала.
  1. Перечислите основные причины транспортных аварий:
    • невнимательность участников дорожного движения;
    • невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами;
    • нарушение правил дорожного движения пешеходами;
    • поломка транспорта;
    • неудовлетворительное состояние проезжей части улиц и дорог;
    • плохие погодные условия.

Содержимое разработки

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

Цель: рассмотреть принципы организации дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

Повторение пройденного материала.

Перечислите основные причины транспортных аварий:

невнимательность участников дорожного движения;

невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами;

нарушение правил дорожного движения пешеходами;

неудовлетворительное состояние проезжей части улиц и дорог;

плохие погодные условия.

Перечислите особенности современного транспорта:

огромная разрушительная сила из-за резкой остановки и столкновения,

Приведите примеры из повседневной жизни поведения участников дорожного движения на дорогах, дайте оценку их уровню культуры в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Цель урока: рассмотреть правила организации дорожного движения, обязанности пешехода и пассажира.

Изложение программного материала.

Ежедневно и постоянно по улицам городов и населённых пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения. Участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определённые правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения.

В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила дорожного движения, введённые в действие с 1 июня 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесёнными в 1998, 2000, 2006, 2012, 2017 гг.

Коротко напомним основные положения Правил дорожного движения и ключевые понятия и термины.

В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение, т. е. транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги.

Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути – для трамваев, тротуары – для пешеходов, обочина – для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения – управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.

Дорожная разметка представляет собой линии, стрелы, надписи и другие обозначения, которые наносятся на различные элементы дороги. Большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет. Например, линия белого цвета на проезжей части, прерывистая или сплошная, разделяет встречные потоки автомашин.

С помощью дорожной разметки на проезжей части обозначают пешеходной переход.

Дорожные знаки, так же как и разметка, служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях.

Насчитывается более 200 знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8 групп:

Читайте также: