Мысль народная в романе война и мир конспект

Обновлено: 02.07.2024

1. Основные конфликты романа.

2. Срывание всех и всяческих масок с придворных и штабных лакеев и трутней.

4. Изображение нравственного величия народа и освободительного характера народной войны 1812 года.

Чтобы произведение было хорошим,

надо любить в нем главную, основную мысль.

вследствие войны 1812 года.

Л. Н. Толстой

Материал лекции

Основные конфликты романа — борьба России с наполеоновской агрессией и столкновение лучшей части дворянства, выражающей общенациональные интересы, с придворными лакеями и штабными трутнями, преследующими как в годы мира, так и в годы войны эгоистические, корыстные интересы, — связаны с темой народной войны.

Вариант урока 52 (120). Простой народ как ведущая сила

Исторических событий и источник настоящих норм морали

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

— в историко-философском плане — в утверждении, что народ — ведущая сила истории;

— в морально-психологическом плане — в утверждении, что народ есть носитель лучших человеческих качеств.

Оба эти плана, переплетаясь, образуют критерий оценки Толстым жизни: по близости к народу, к его судьбе и к его духу писатель судит о своих героях.

II. Беседа.

— Почему народ является ведущей силой истории?

— Какие же качества в народе автор считает лучшими?

— Чем он подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

III. Закрепление в форме фронтального опроса:

— Как проявляет себя народ в войне 1805 года? Какие герои вам особенно запомнились?

— Отчего зависит нравственная оценка персонажа у Толстого?

— Какую роль сыграло партизанское движение в Отечественной войне 1812 года?

— Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?

Домашнее задание.

3. Пересмотреть эпилог и составить викторину для взаимопроверки знания текста из 6 вопросов.

Урок 53 (121). Эпилог романа[47]

Цель: проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т. II и эпилогу; как завершается главная мысль романа о предназначении человека, о том, как жить.

Ход урока

I. Беседа.

— Как решается главная мысль романа —о предназначении человека, о том, как жить? Какие два пути выбирают герои?

(Л. Н. Толстой показывает два пути два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное — внешнее благополучие, богатство, карьера; для других — ценности духовные, т. е. жизнь не только для самых себя. Для князя Андрея — это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи — делать добро; для Наташи — любить. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.)

— Почему приезд Пьера — радостное событие для всех: для жены, детей, стариков, слуг?

— Как по-вашему, семья Пьера и Наташи — хорошая семья?

— Что было главным для графини Марьи в воспитании детей?

— Толстой сумел показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута ссылкой на Платона Каратаева. Почему?

— Расскажите эпизод спора Пьера и Николая Ростова. Какие слова Н. Ростова, по-вашему, самые страшные?

— Почему же благородный Н. Ростов стоит на такой позиции? Или он не может, не хочет или боится думать?

— Можно ли найти аргументы, подкрепляющие позицию Ростова?

— Итак, чего боится Николай? И почему?

(Боится думать, так легче жить; не хочет осложнять себе жизнь. Пока Н. Ростов нам симпатичен, но какое-то предостережение мы уже чувствуем. Словно Толстой ставит вопрос: а всегда ли человек должен слепо следовать общепринятым взглядам?)

— Что может произойти от бездумья и некритического отношения к действительности?

— Можно ли привести исторические примеры, свидетельствующие в пользу Ростова, когда движения против власти и порядка приводили непоправимым последствиям для России и для ее народа?

— Что общего в изображении любимых героев Толстого, что их сближает?

(Главные герои в эпилоге показаны в зрелую пору их жизни, все они самоотверженно служат людям: обществу или семье, близким. Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея — растет достойный отца Николенька Болконский.)

Николенька Болконский, чьими размышлениями заканчивается роман, думает жить так, чтобы им был доволен отец и дядя Пьер. Жизнь продолжается, и в ней растут новые герои. Приняв традиции отцов, им предстоит начинать свои поиски смысла жизни.

Домашнее задание.

2. Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:

— Каков любимый тип женщины у Гончарова, Тургенева? Как представляют себе эти писатели ее роль в обществе?

— Красива ли Наташа? Умна ли она?

— В чем проявляется одаренность Наташи?

— Толстой строит образ Наташи так, что в каждой из сцен раскрывается в ее характере что-то новое, но при этом она остается сама собой. Покажите это на примерах.

— Почему поступки Наташи во время войны Толстой считает такими же важными, как действия солдат?

— Кто ближе всех к Наташе в ее семье и почему?

— Вытекает ли перемена Наташи в эпилоге из ее характера? Как вы относитесь к взгляду Толстого на роль женщины в обществе?

— Можно ли образом Наташи Ростовой оправдать тех, кто живет только чувствами, непосредственно, без разума?

— Почему Толстой сделал Наташу и Марью подругами?

Приложение — индивидуальные карточки:

1) Историко-философские итоги эпопеи. (ч. I, гл. 1). К каким выводам приходит автор?

2) Пьер в 1820 году (ч. I, гл.11, 14). Каковы подлинные интересы Пьера?

3). Николенька Болконский (ч. I, гл. 12, 14). Что лежит в основе его отношения к Пьеру и Николаю? Как он воспринимает разговор взрослых мужчин?

4) Сон Николеньки Болконского (ч. I, гл. 16). Почему события личной жизни героев завершаются этой сценой?

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".

Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального характера, проблему истинного и ложного патриотизма.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, развивать монологическую речь учащихся, работать с текстом романа. проследить "мысль народную" в романе "Война и мир".

ВложениеРазмер
Seminar._10_klass.docx 22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Четвернина Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Учащиеся должны знать содержание романа,

понимать проблему национального характера,

проблему истинного и ложного патриотизма.

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма,

развивать монологическую речь учащихся,

Ход урока : 1.Орг. момент.

2. Работа над темой.

Нынче не то, что солдат, а и мужичков видал.

Всем народом навалиться хотят…

  1. Причины войны 1812 года.
  2. Кутузов как воплощение мысли народной и нравственных идеалов Л. Толстого.
  3. Бородинское сражение.
  4. Роль Бородинского сражения.
  5. Истинный патриотизм русского дворянства.
  6. Пьер Безухов.
  7. Воля истории и воля народа в романе Л.Н.Толстого.

Вступительное слово учителя.

Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль народа и личности в истории, понять и показать характер русского народа, характер, особенно проявившийся в острый исторический момент – вот к чему стремился в своём произведении Толстой.

Об этом мы с вами сегодня и поговорим.

1.Первый вопрос, на котором мы остановимся: причины войны 1812 года.

Вывод. Итак, исходя из причин войны 1812 года, мы можем сказать, какой характер войны 1812 года для русских? (Да, справедливый, оборонительный характер, освободительный. ).

Для русских это вынужденное, единственно возможное в сложившихся условиях спасение родной земли, национального достоинства и независимости.

2.Война началась. Кто же будет главнокомандующим в русской армии?

Кутузов всегда скромен и прост и потому не только обаятелен, но и значителен.

Думал о народе, о России.

Москву сдали, чтобы спасти Россию, армию, собраться с силами.

Кутузов возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

Кутузов и Наполеон противопоставлены в романе. Оба полководца покидая страницы роман а,

сопровождаются народным судом:

Образ борющегося народа наиболее раскрывается в главах, а их 21, посвящённых Бородинскому сражению. Бородинская битва решает участь России и наполеоновской Франции.

3 Посмотрим , как Толстой показывает Бородинское сражение . Т.3. ч.2. гл. 30, 38.

4. Какое значение имела Бородинская битва?

Рисуя войну 1805 – 1807 годов, Толстой объясняет поражение русских именно тем, что солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды цели. В войне 1812 года цели ясны каждому солдату, каждому крестьянину.

Это стало возможным благодаря тому, что в Бородинском сражении проявился народный характер войны 1812 года.

Вывод. Бородинская битва выявляет нравственное превосходство русских над врагом, она решает

участь России и Франции.

5. А чем же в это время занимается дворянство? (т.4.ч.1.гл.4., т.3. ч. 3.гл. 24).

Только лучшие представители дворянства в состоянии постигнуть дух народа и подняться до нравственной высоты патриотизма и героизма.

Такова Наташа Ростова. Перед вступлением французов в Москву, одушевлённая патриотическим чувством, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых.

Петя Ростов идёт на войну. Княжна Марья, сдержанная в своих чувствах, гневно отвергает предложение француженки Бурьен покориться и остаться под властью Наполеона.

Пьер отдаёт тысячу людей и средства на их содержание. Это истинные патриоты, они в тяжёлую минуту для своей Родины, встают на её защиту, происходит единение людей, у которых одна общая цель.

А в салоне А.П.Шерер меж тем занятия другие? Какие?

Таким образом , истинный патриотизм в понимании Л.Н.Толстого есть высшее проявление нравственной силы и духа народа.

Толстой показывает нам тех, кто кровно связан с Россией народной, кто встаёт на защиту своего Отечества.

6.Это можно сказать о Пьере.

Переходим к следующему вопросу, который волновал писателя.

7 . Воля истории и воля народа.

.Какая сила движет народами?

Л.Толстой большие исторические события рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров.

Человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. Он справедливо развенчивал

Преувеличенные представления о роли личности в истории, а временами готов был отрицать вообще эту роль.

Великосветское общество считало, что царь и история одно и то же. От воли и усилий простых и обыкновенных людей зависит исход исторических событий. На войне, как и вообще в истории человечества, деятельность людских масс, связанных единством чувства и стремлений, определяет ход событий.

История доказывает правильность суждений Л.Н.Толстого о роли личности в истории.

(Великая Отечественная война 1941 – 1945 ).

Самое дорогое для Толстого – любовное единение людей, жизнь которых подчиняется общей цели. Поэтому, как показывает писатель,

именно в годину всенародного бедствия проявились лучшие национальные черты русского человека, происходит единение людей, жизнь которых подчинена единой цели.

Оценка человека в романе определяется его близостью с народом.

О людях, о жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего народа, который является по существу главным героем его произведения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Партизанская война в романе. Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

воспитание любви к вдумчивому чтению произведений русской литературы, внимательного отношения к слову;

воспитание активной жизненной позиции, гражданского долга и патриотизма на примере народного подвига в Отечественной войне 1812 г.;

создание условий для формирования представления о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года;

совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Прогнозируемый результат:

знать художественный текст ; страницы истории по теме занятия;

уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование: тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа.

Когда впервые Толстой изобразил массовый патриотизм русского народа?

Расскажите сцену оставления Смоленска. (Просмотр эпизода из фильма).

Почему жители покидали Москву?

В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России?

Раньше во всех войнах победа одного войска над другим автоматически влекла за собой порабощение народа побежденного войска.

Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница?

Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мысли Толстого, участь войны.

Как относится Толстой к такому способу ведения войны?

Какова была, по мнению Толстого, историческая роль партизан?

О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

Когда был учрежден первый партизанский отряд?

22 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова.

Кто особенно выделяется в партизанском отряде?

Крестьянин Тихон Щербатый - самый полезный и храбрый человек в отряде.

Зачитайте описание внешности героя.

Знакомо ли ему чувство жалости к французам?

Как он попал к партизанам?

Он еще до того, как вступил в отряд Денисова, убивал французов.

Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

С кем Толстой сравнивает Тихона?

Как называют Тихона партизаны?

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева?

Что же так подействовало на Пьера?

Какова манера речи Каратаева?

Зачитайте описание внешности Каратаева.

Как он попал в солдаты?

Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

Как относился Платон Каратаев к людям?

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

- Петя Ростов в партизанском отряде.

Читайте также: