Словосочетание 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тип уро ка: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов

Форма работы : коллективная, групповая, индивидуальная

Метод: словесный, поисковый, творческий

Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,

способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3)закрепление навыков правописания;

Развивающие:

развитие мышления и общеучебных навыков;

развитие познавательной самостоятельности;

формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные:

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе

Оборудование:

Карточки со словосочетаниями

Оргмомент, актуализация знаний

Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.

( Ученики вместе с учителем определяют цели урока)

(слайд №2 )

Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.

Для того, чтобы систематизировать эти знания и получить наглядный образ словосочетания в системе этих знаний, я предлагаю вам представить его в виде такого ж красивого осеннего дерева, которые мы видим за нашим окном с сильной корневой системой, верхними побегами, яркими листьями. А пока у нас только корень и ствол, доработайте образ до конца.

Актуализация прежних знаний

Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов

(Дети сигнализируют карточкой)

-Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)

-Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)

-Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)

-Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Один ученик проводит орфографическую работу на доске

( словосочетания написаны на доске)

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош. вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

(проверка проводится с использованием слайдов №3,4,5)

-Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения.

Из этого же текста выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях

-Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью)

На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.

Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа)

Поздняя осень

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.

Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.

Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.

Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)

(проверка проводится при помощи слайдов № 7, 8,9,)

-Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста)

-Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание)

-Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

-Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями

1 группа.

Из согласования в управление:

Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн

2 группа

Из управления в согласование

Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год

3 группа

Из управления в примыкание

С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию

- Что получили? (синонимичные словосочетания)

-Для проверки уровня усвоенности материала по способам связи слов в словосочетании выполните тест

(тест раздается учащимся, затем передается на взаимопроверку, проверка проводится при помощи слайда №10)

(Один учащийся читает текст, остальные анализируют его)

Дом.задание:

Решить синтаксическую задачу: разобрать трудные случаи управления, составить словосочетания, употребляя необходимый предлог

Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас? (анализируют листы контроля и сдаются учителю). Кто из вашей группы работал наиболее активно?

Выставляются и комментируются отметки


Слайд 1


Слайд 2

Цели урока: 1. Повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании 2. Отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях 3. Закрепление навыков правописания


Слайд 3


Слайд 4

Глагольные -Читать книгу; -слегка прикоснуться; -предложить помощь; - сидеть прямо; -слушать внимательно; -выбирать подарок


Слайд 5


Слайд 6

Поздняя осень •Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. • Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья. • Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны. • Устлана земля сухими разноцветными листьями.


Слайд 7

Согласование Глубокая осень; серое небо; низкие, тяжелые, влажные облака; молодые березки; отдельные березки; свои листья; увядшие листья; желтоватые листья; вечнозеленые сосны и ели; сухими листьями; разноцветными листьями; в этом изобилии.


Слайд 8

Управление Листва на деревьях; сохраняют листья; устлана листьями; выступают в изобилии; в изобилии красок.


Слайд 9


Слайд 10


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Словосочетания"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 8 классе

Тема. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, его назначение в языке.

Строение и виды словосочетаний.

1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.
2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.
3. Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная доска, презентация

Вид урока: изучение новой темы.

I. Организационный момент.

(Запись даты, темы урока в тетради)

- Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа на повторение.

Что изучает синтаксис? ( Синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )

- Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

- Из чего состоит словосочетание? (из главного слова и зависимого)

- Назовите виды словосочетаний по главному слову? (именные, глагольные и наречные)

1.Запишем в тетрадях предложение :

Осенний ветер легко срывает последние листья с берез и осин.

- Необходимо выписать из данного предложения все словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?(Знать определение словосочетания)
-Что такое словосочетание? (Слайд 3)
(Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения).
- Что не является словосочетанием?(слайд4)
По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:
- Именное, глагольное, наречное.(слайд5)
Итак, выписываем словосочетания и определяем их вид

1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания
- согласование,
- управление,
- примыкание (Слайд 8)

Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное(слайд 9)

Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. .(слайд10)

Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).(слайд11)

III .Приступаем к выполнению упражнений

1. Запишите словосочетания, группируя их по способам подчинительной связи.

1) . Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование

Посуда из дерева –

Работы с землёй-

2). Задание : замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление

3) Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью прримыкание

Написал без ошибок –

Исчез без следа –

Закончил до срока –

Говорил с улыбкой –

- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании
V .Домашнее задание

Раздается каждому на отдельном листке.

В начале следующего урока на экране появятся ответы к заданиям и критерии оценки работы. Домашнее задание будет оценено учащимися путем взаимопроверки.

1) Легко писать письма, когда на каждое письмо получаешь ответ. 2) Прочитаешь – словно поговоришь. 3) Зацепишься за какую-нибудь реплику в ответ, за какое-нибудь возражение, и глядишь – разбежался на новое письмо. 4) Да разве только письма! 5) Литература, все человеческое искусство – это как игра в теннис, извините за упрощенное сравнение. 6) Чтобы теннисист хорошо играл, нужна хорошая подача со стороны партнера. 7) Если же спортсмен посылает от себя превосходные мячи, а в ответ ничего не получает, то никакой игры не получится. 8) Играть в теннис одному практически нельзя. 9) Точно так же без ощущения читателя, слушателя, зрителя, без ощущения целого народа, ради которого берется перо или кисть, настоящего искусства быть не может.

Выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование.

Выпишите из первого предложения словосочетание со связью управление.

Выпишите из первого предложения словосочетание со связью примыкание.

Выпишите из текста словосочетание, в котором главное слово – наречие.

Выпишите из предложенных сочетаний слов те, которые не являются словосочетаниями: словно поговоришь, зацепишься за реплику, игра в теннис, перо или кисть, ничего не получает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

воспитание ответственности за качество своих знаний;

Воспитание любви к родному русскому языку

Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Универсальные учебные действия:

ЛичностныеУУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учетом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.

Язык неистощим в соединении слов.

Организационный момент

- Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

- Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное,ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)

- Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

(Соединение слов – это есть словосочетание).

(Сочетание слов – словосочетание)

(Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)

Актуализация знаний

- Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

Деление на три группы, выбор спикера группы.

Задание: Обсудите со своим спикером все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.

Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.

Групповая работа. Каждая группа по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание, предложение, текст.

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное)

- Ребята, а как определить значение словосочетания?

(По характеру зависимого слова, его синтаксической роли в зависимости от вопроса)

- Какие три вида значений выделяются?

(Определительное, обстоятельственное и дополнительное)

- Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании, управлении и примыкании?

СИНТАКСИС

ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД

ТИП СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ВИД

именное глагольное наречное согласование управление примыкание)

Обобщение и систематизация знаний

Проблемная ситуация. Работа в паре

- Мы повторили изученное.

Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Подробности жизни

Очень хорошая
Верят в любовь

Уехал вовремя

Слишком громко

Очень весело

- Подведем итог. (ОЦЕНИВАЮТ СПИКЕРЫ)

По характеру главного слова словосочетания делятся

на именные, глагольные и наречные

Главное слово выражено именем прилагательным и именем существительным

учится с удовольствием

Главное слово выражено глаголом

Главное слово выражено наречием

Именные словосочетания:

Наречие + прилагательное – поразительно четкий (примыкание, обстоятельственное значение)

Числительное + существительное – первое выступление (согласование, определительное значение)

Глагольные словосочетания:

Глагол + существительное – учится с удовольствием (управление, обстоятельственное значение)

Глагол + существительное – задать вопрос (управление, дополнительное значение)

Наречные словосочетания:

Наречие + наречие – слишком громко (примыкание, обстоятельственное значение)

В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи. Дополнительное задание: определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.

1-ый лепесток:

Бывает так: в (не)яркий день грибной

Зайдеш… в лесные дебри (не)нароком,

И встанет лес игластою ст…ной,

И загородит нужную д…рогу.

(Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)

2-ой лепесток:

Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить

Ни гордых круч, ни злого буерака.

Коль начал жить, так прямо надо жить,

Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.

(Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)

3-ий лепесток:

Потом раздвин…шь ветви, и в лицо

Ударит солнце, теплое, земное.

П…ляна пахнет медом и пыльцой,

Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.

(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)

Закрепление материала

1.Работа с учебником. Самостоятельная работа по упражнению №61 с последующей взаимопроверкой (Мотивация – подготовка к ОГЭ).

Вывод: словосочетания с разными видами связи могут быть синонимичными

- Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)

3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)

4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)

5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием? (Да)

6. Верите ли вы, что сочетание вода журчит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)

7.Верите ли вы, что согласование – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (Да)

8.Верите ли вы, что сочетание вокруг школы – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)

9. Верите ли вы, что сочетание жара и зной – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)

10. Верите ли вы, что сочетание медвежья услуга – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)

V. Итог урока

- Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)

- На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

(По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)

- Какое значение могут иметь словосочетания по характеру зависимого слова?

(Определительное, дополнительное, обстоятельственное)

- Как определить значение словосочетания?

(Задать к зависимому слову смысловой вопрос)

VI. Дифференцированное творческое домашнее задание:

Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.

1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся

VIII. Рефлексия

- Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?

Ответы учащихся.(Слайд фотографии счастливых людей)

- Быть счастливым – значит быть умным, образованным, успешным. Поэтому учитесь и будьте счастливы!

Загрузить презентацию (125 кБ)

  • проверить умение анализировать словосочетание;
  • проверить умения определять тип связи в словосочетании;
  • проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи

Тип урока: повторительно-обобщающий.

  • раздаточный материал
  • мультимедийное сопровождение
  • презентация
  • учебник русского языка для 8 класса под ред. Львовой

1. Организационный момент

2. Повторение теоретического материала

При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

3. Выполнение упражнения

Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.

Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.

4. Самостоятельная работа

Учащиеся с низкой мотивацией выполняют только часть А(таким учащимся опять же можно разрешить пользоваться учебником), сильные учащиеся выполняют работу полностью.

Тест

Часть А.

  1. В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
  2. Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
  3. Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
  4. В новой шапке, всё общество, чувство ненависти
  1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
  2. Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
  3. Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
  4. Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам
  1. Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
  2. Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
  3. За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
  4. Яркой краской, известные фермеры, её ресницы
  1. Сижу за столом, вижу их, этот номер
  2. Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
  3. Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
  4. Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку
  1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
  2. Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
  3. Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
  4. Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес
  1. Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
  2. С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
  3. Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
  4. Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы
  1. Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
  2. Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
  3. Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
  4. Стремиться туда, тихо летали, помнил их
  1. Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
  2. Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
  3. Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
  4. Вновь повторил, была там, не глядя на него
  1. Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
  2. Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
  3. Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
  4. Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди

Часть В

В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.

В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.

В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.

В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.

В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.

В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.

После того как работа выполнена, идёт проверка части А.

Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.

5. Домашнее задание

Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.

Читайте также: