Сказка о царе салтане конспект урока 3 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

(В классе организована выставка книг — детских изданий сказок А.С. Пушкина, висит его портрет.)

— Что вы помните из биографии поэта?

— Какие сказки А.С. Пушкина вы помните?

— Какие чудеса в них встречаются?

(Учитель рассказывает о Пушкине-сказочнике.)

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Прошло больше ста семидесяти лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется.

— Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки А.С. Пушкина!

— Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Что еще можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)

— Подумайте, какова цель нашего урока.

— Что мы должны сделать при изучении этой сказки? (/. Прочитать сказку. 2. Назвать сказочные события. 3. Сравнить народную и литературную сказки. 4. Характеризовать героев. 5. Назвать специфические особенности жанра волшебной сказки.)

IV. Работа по теме урока

(Учитель начинает читать сказку А.С. Пушкина или включает ее аудиозапись или видео экранизации.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Учитель читает сказку целиком. Ученики следят по тексту по учебникам.)

— Какие чувства остались у вас после прослушивания сказки?

- Хороший ли конец у сказки? Почему? (У сказки хороший конец. Ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— Докажите, что это сказка.

— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

— Назовите героев сказки, которых вы запомнили.

— Какой эпизод из сказки вам понравился?

- Было ли вам жалко кого-нибудь, или, наоборот, вы злились? Почему?

— Есть ли у вас любимые герои? Кто? Почему?

— Какой пункт плана к уроку мы выполнили?

Домашнее задание

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо.

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

— Как вы поняли смысл этого стихотворения?

— Какие сказки вам особенно нравятся?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Прочитайте тему урока. Какова цель нашего урока?

— Вспомните, на какие вопросы мы должны ответить при изучении этой сказки. (7. Прочитать сказку. 2. Назвать сказочные события. 3. Сравнить народную и литературную сказки. 4. Характеризовать героев. 5. Назвать специфические особенности жанра волшебной сказки.)

— Определите задачи сегодняшнего урока.

III. Работа по теме урока

Знакомство с народной сказкой

— Вы знаете, что сюжеты для своих сказок Александр Сергеевич брал из русских народных, которые рассказывали ему его бабушка и няня Арина Родионовна. Послушайте русскую народную сказку в обработке А. Афанасьева.

(Сказку читает учитель. См. материал для учителя.)

— Что вы чувствуете после прослушивания сказки?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Сравнение сказок

— Вспомните и перечислите основные элементы сюжета народной сказки. (Исходная ситуация. Уход героя из дома. Запрет и нарушение запрета. Испытание героя. Вознаграждение героя.)

— Какие элементы народной сказки нашли отражение в авторской сказке А.С. Пушкина?

(Работа в паре или группе. Заполняют таблицу, затем проводится проверка.)

Событие

Русская народная сказка

Отлучка героя в связи со смертью родителей

Отлучка героя на войну

Запрет и нарушение запретов

Уход героя из дома

Героиню бросили в море вместе с единственным сыном

Героиню бросили в море вместе с единственным сыном

Встреча с героем-дарителем

Два раза рассказывают нищие царю о чуде

Три раза рассказывают корабельщики царю о чудесах

Торжество настоящего героя

Воссоединение главных героев

Воссоединение главных героев

— Сделайте вывод: совпадает ли сюжетная линия русской народной и литературной сказок?

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились на уроке?

— Какой пункт плана выполнили?

— Какой эпизод из сказки вам понравился?

Домашнее задание

Материал для учителя

По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре

Баба-яга пошла во дворец и взяла с собой на обмен шесть поганых щенят: царевна Марфа Прекрасная, как скоро увидела, что Баба-яга идет, схватила одного сына и спрятала в рукав. Яга положила к ней на постель поганых щенят, а пять малых деточек унесла в темный лес; шестого искала-искала, так и не доискалась.

Поехал царевич в новое царство; долго ли, коротко ли — увидал град великий; остановился у палат белокаменных. Марфа Прекрасная и девять сыновей вышли навстречу; обнималися-целовалися, много сладких слез пролили, пошли в палаты и сделали пир на весь крещеный мир. Я там был, пиво и вино пил, по усу текло, а в рот не попало.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила маленького Сашу с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы.

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

не чувствуя ни ног, ни головы.

— Прочитайте жужжащим способом. Что вы узнали из этих строк?

— Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

— Прочитайте медленно (с ускорением; шепотом; громко; выразительно).

III. Работа по теме урока

(Сказку читают по частям. Чтение первой части сказки учащимися в учебнике на с. 12—20.)

— Как можно разделить прочитанную нами часть? (Составление плана первой части сказки.)

План

1. Выбор невесты.

3. Чудесное спасение.

4. Встреча с Царевной Лебедью.

5. Корабельщики на острове.

— Есть ли в сказке зачин? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (О том, что все происходит здесь, рядом, на русской земле.)

— С чего же начинается сказка? (С торгов.)

— Найдите и прочитайте третью часть.

— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— Каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.) — Как спаслись герои? Прочитайте.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Где оказались мать и сын? (. на воле; Видят холм в широком поле, / Море синее кругом. )

— О чем сын подумал, выйдя на волю? (Об ужине.)

— Что значит добрый ужин? (Хороший.)

— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все, как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди: «Ты не лебедь ведь избавил, /Девицу в живых оставил; /Тыне коршуна убил, / Чародея подстрелил.) ЗЫБЕЙ — зыбь — легкая волна.

— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

КОЛЫМАГА — большая старинная карета.

ДВОР — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

ВЕНЕЦ — драгоценный головной убор.

— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у Гвидона после посещения гостей? (Он захотел увидеть отца.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— О каких чудесах и чудесных превращениях сегодня узнали?

Домашнее задание

Прочитать отрывок (с. 20—27). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворные строки.

Дубравы, где в тиши свободы,

Встречал я счастье каждый день,

Ступаю вновь под ваши своды,

Под вашу дружескую тень.

И для меня воскресла радость,

И душу взволновали вновь

Моя потерянная младость,

Тоски мучительная сладость

И сердца первая любовь.

— Прочитайте медленно (начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

— Ребята, вы догадались чье это стихотворение? (Л. С. Пушкина.)

— Определите тему и цели урока.

— Вы должны были дома прочитать отрывок. На сколько частей вы его разделили? (На 5 частей. 1. Первая встреча с отцом. 2. Первое чудо. 3. Гости у князя Гвидона. 4. Вторая встреча с отцом. 5. Второе чудо.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

(Чтение части, которую читали дома.)

— Что заставило Гвидона превратиться в комара? (Он захотел увидеть отца.)

— Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца.

(Учащиеся читают отрывок.)

— Почему повариха рассказывает о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, так как боится, что обман раскроется.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет, он его понимает и оправдывает.)

— Почему Гвидону так захотелось завести чудо-белочку? (Он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте.

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (В облике мухи.)

— О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? (О тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. Богатыри оказались братьями Царевны Лебеди.)

— Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (Он был превращен в шмеля.)

— О каком чуде узнал князь на этот раз? (Он узнал о прекрасной царевне.)

— Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? С какой интонацией нужно прочитать? Чем отличаются их рассказы?

— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?

— Прочитайте, как автор описывает царя. Какое у него настроение? Почему его настроение меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?

(Ученики вместе с учителем обсуждают, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям, начитают рисовать. Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Чем вы занимались на уроке?

Ход урока 5

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько частей вы поделили прочитанное? (На 4 части. 1. Женитьба Гвидона. 2. Встреча гостей. 3. В гостях у Салтана. 4. Счастливая встреча.)

(Выставка детских рисунков.)

III. Работа по теме урока

(Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.)

— Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь? (Он не ожидал, так как хотел идти искать ее даже очень далеко.)

— Обрадовался ли, когда увидел ее?

— Расскажите и покажите свои иллюстрации: какой вы представляли себе Царевну Лебедь?

— Какое чудо вам запомнилось? Почему?

— Что вас более всего поразило в облике Царевны Лебеди?

— О чем Гвидон не забывает напомнить корабельщикам? (Да напомните ему, / Государю своему: / К нам он в гости обещался, /А доселе не собрался — / Шлю ему я свой поклон.)

— Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро. (побеждает зло).

— Кто и как был наказан в этой сказке?

— Простил ли их автор? (Да, он их простил.)

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

— Чему научила нас эта сказка? (Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Характеристика героев

— Назовите главных действующих лиц сказки. (Сватья баба Бабариха, ткачиха, повариха, Гвидон, Царевна Лебедь, царь Салтан, царица-мать.)

— Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык литературного произведения; воспитание любви к русской литературе и гордости за Россию.

Тип урока: обобщение

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный диалог , наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

  • презентация к уроку;
  • мультимедийная техника;
  • выставка книг

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

Создание учебной мотивации.

- Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2)

Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.

- Вспомните, какое полное название этой сказки?

Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили о творчестве А.С.Пушкина.

Великий русский писатель, солнце русской поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.)

Познавательные УУД: Поиск нужной информации, построение правильного речевого высказывания.

Личностные УУД:

Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, постановка учащимися целей учебной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

Осознавать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Определять и высказывать свою точку зрения.

2.Актуализация знаний учащихся.

Анализ сказки и составление сравнительных характеристик главных героев.

3. Физкультминутка

- Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона? Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.

1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь.

2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.

3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.

Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4)

-Какие ещё черты характера открываются нам в поступках князя Гвидона?

- А как он относится к своим родителям?

- Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?

- Перечислите чудеса, которые появились на острове.

- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой.

-Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось?

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания?

- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд 8)

-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 9)

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?

Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Славный и могучий богатырь)

Дети ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и читают отрывки из сказки.

(«и растет ребенок там

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Не губи ты нашу душу:

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки.

(Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора. ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон - с печалью, купцы - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)

Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями.

(В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)

Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст сказки. (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)

Познавательные УУД:

Анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Регулятивные УУД:

Контроль за выполнением и результатом своих учебных действий.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

4.Творческое задание

- Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вам еще знакомы?

-Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание в группах. Я раздам вам карточки с заданием. На каждой будет указано имя сказочного героя из любой другой сказки Пушкина. Вы посовещаетесь со своими соседями и составьте его характеристику по плану. Прочитайте ее классу, не называя сказочного героя. А мы попробуем догадаться, о ком идет речь. На слайде дан план характеристики (Слайд 10)

1. Внешность, характер героя.

2. Поступки и действия героя.

3. Отношения автора к герою.

4. Ваше отношение к герою.

Выступление групп с зачитывание характеристик сказочных героев и коллективное отгадывание сказочных персонажей.

Познавательные УУД: Построение речевого высказывания, поиск известной информации.

Коммуникативные УУД:

Работа с партнером, диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

Взаимопроверка, контроль и коррекция.

Познавательные УУД:

Смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений

5.Работа над жанровыми особенностями произведения.

- Можно ли сказки Пушкина сравнить с народными сказками?

- Что у них общего с народными сказками?

-Чем они отличаются?

Зачин, развитие событий и концовка.

Народные слова и выражения. (Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне…)

Победа добра над злом.

Живет и чудо, и реальность.

-В чем же отличие сказок Пушкина от народных?

Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.

Дети внимательно слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Сказки Пушкина очень похожи на народные. В них всегда добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

(Сказки Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме.)

Познавательные УУД: Анализ, сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждений, вывод.

Коммуникативные УУД:

Диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Регулятивные УУД:

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5.Итог урока. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем его итог. (Слайд 12)

- Что нового удалось нам сегодня узнать о творчестве А.С.Пушкина?

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

- Что бы вы хотели узнать о нашем великом поэте?

Домашнее задание: подготовить к следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку.

Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы.

Познавательные УУД:

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения

Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намёк,

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация, учебник, тесты, рисунки детей.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

2.Актуализация знаний. Введение в тему.

Послушайте, пожалуйста, начало народной сказки «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц

-Почему сказка ложь? ( В сказках выдуманные сюжеты, персонажи)

- О каком тогда намёке говорится в сказке? (Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

- В чём сила сказок? ( Добро побеждает зло) – О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Когда - то няня поэта рассказала ему сказку, из которой вы услышали отрывок и в ней не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро.

3.Работа по теме урока. 1.Анализ сказки. -В этой сказке отсутствует зачин. Как вы думаете, почему? ( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.) - Что заметили вы необычного в начале сказки? ( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или трех братьях, но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном разговор трех девиц; стоит на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же женится в тот же вечер . ) \- Похож ли он на царя в нашем представлении? (Нет) - Почему? - Как начинается действие сказки? (Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком.) Послушайте отрывок из сказки в исполнение детей.

Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком.

· 1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

· То на весь крещёный мир, приготовила б я пир 2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

· То на весь бы мир одна, наткала я полотна

· 3 девица : Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

· Я б, для батюшки – царя, родила богатыря.

· Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

· И в светлицу входит царь, стороны той государь (кланяется третьей сестре)

· Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

· Будь царица и роди богатыря

· Мне к исходу сентября.

· Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

· Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

· Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.

2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи -Как они называются? (устаревшие или архаизмы) - Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые объясняют их смысл:

3.Выборочное чтение. Работа по учебнику. А теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.

1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 92)

2.Почему царю пришлось проститься с женой? ( с. 94)

3. Что же стало причиной несчастий молодой царицы? (с 94) 4.Кого родила царица? (с.94) 5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95) 6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95) 7 Как изменили настоящий приказ? (с.95) 8.Как чувствовали мать и сын себя в неволе? (с.96) 9.О чём просило дитя волну? (с.96) 10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97) 11.О чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98) 12. Кого увидел царевич на море? (с.97-98) 13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)

Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался князь

( 1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)

14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)

15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)

4 . Физминутка

(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

- Изобразите богатырей, выходящих из моря.

- Изобразите волны, набегающие на берег.

- Летящую царевну Лебедь.

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

Кто из вас знает, что за музыка звучала?

А написал её в 1889 г выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта.

К творчеству Пушкина обращаются не только композиторы, но и художники. Особого блеска и выдумки достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

5.Чтение понравившихся отрывков

6.Характеристика героев.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

-А сейчас ребята мы проведём работу в группах - На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя (характер, действия и поступки героя, ваше отношение к нему)

Царь Салтан (добрый, щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой.

Царица (верная, добрая, мягкая, выносливая, душевная , доверчивая, мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый, выносливый, смелый, находчивый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий, крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый . )

Князь Гвидон — сын царя Салтана , прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая, скромная, благодарная )

Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои) - Каких героев вы отнесли бы в группу положительных?

(Князь Гвидон, царица, царь Салтан.)

- Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?

(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.

Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

–Вспомните, как заканчивается сказка - Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки? - Почему? (Семья воссоединилась и в сказке добро всегда побеждает зло). - Какой пословицей мы могли бы закончить сказку? ( Вся семья вместе и душа на месте).

7. Тест по сказке.

8. Рефлексия.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Сказка в жизни помогает, Принимать людей с добром!

9. Подведение итогов урока

- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

- Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане? Начните со слов: Меня эта сказка научила… (доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других людей и следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.)

- Как вы думаете, для чего нужны чудеса? (чтобы исполнять желания, мечту) - В жизни чудеса встречаются? (Если мы хотим верить в чудеса, то тогда - да)

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, то есть, обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Научить учащихся наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы.

открытие нового знания

- умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
- умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

- портрет А.С. Пушкина;
- выставка книг А.С. Пушкина;
- рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.

фронтальная, групповая, индивидуальная.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

8. Итог (рефлексия учебной деятельности)

Список использованных источников:

- Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

- Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997.

- Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7.

- Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент (3 мин)

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минуты не теряем.

- Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .

У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

2. Актуализация знаний (5 мин)

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

Сказка
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной
И
царевне
Лебеди

- Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
- Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

- Назовите (прочитайте) повторы

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…

Читайте также: