Устная и письменная речь сходства и различия конспект

Обновлено: 05.07.2024

Сходства и различия между устной и письменной формами речи
Сходство обеих форм речи заключается в том, что основу их составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, в средства массовой информации и т. д.

В обоих видах общения мы передаем какую-то информацию, обмениваемся ею. Различаются тем, что устной мы общаемся, а письменную записываем.

Лично ты общаешься не только словами, но взглядом, мимикой, позой, жестами. И понимаешь кое - что без слов (если понимаешь)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Цель : создать условия для формирования представления об интонации, умения правильно интонировать предложение в соответствии с целью высказывания.

Образовательные ресурсы: картинки, иллюстрирующие виды
речи.

- Каждый из вас сегодня будет сам оценивать себя.

- Ваша задача - оценить свои знания и умения по теме, над которой мы сегодня будем работать.

- Поставьте, пожалуйста, знаки (+, + -, - ) на полях тетради.

Чистописание.

Найдите лишнюю букву: а о е у ы э

Докажите ( показ. мягкость согл.). Дайте характеристику звуку.

Работа в тетради : прописывание Ее ; работа над допускаемыми ошибками – неправильное расположение полуовалов.

- Придумайте слова с б.Е: 1 вариант - Е показ. мягкость согл., 2 вариант – Е обозначает 2 звука.

Словарная работа.

-Вспомните словарные слова, в которых нужно запомнить б.Е, запишите их:

телефон, телевизор 1 чел. у доски

Составьте предложения, в которых эти слова являются главными , неглавными.

- Ребята, мы с вами сейчас разговариваем. Как это называется?

- А какая речь на доске?

-Назовите тему нашего урока. (Устная и письменная речь)

В народе говорят:

 Доброе слово лечит, а худое – калечит.

 Ласковое слово что солнышко.

 Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

– Слово может рассмешить, огорчить, обидеть.

Вывод : речь – средство воздействия.

– Сегодня нам предстоит выяснить (вопросы записаны на доске) , для чего еще нужна речь, какие виды речи бывают.

4. Изучение нового материала.

– Для чего человеку нужна речь? Рассмотрите картинки и постарайтесь сами ответить на этот вопрос.

Вывод : речь нужна для того, чтобы общаться, делиться своими мыслями, чувствами, впечатлениями с другими людьми. Речь состоит из предложений.

– Ребята, как вы думаете, хорошо, что мы люди умеем говорить, пользоваться речью? Почему?

– Что красит нашу речь?

– А что ее портит?

– Подумайте и скажите, почему сестра ничего не поняла из рассказа брата и почему я решила дать вам послушать это стихотворение?

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Мой старший брат.

Он мне расскажет

Он объяснит мне,

А он как даст ему

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

(Девочка ничего не поняла, потому что брат ей плохо, непонятно рассказывал. Он рассказывать не умеет. Я тоже ничего не понял. Я думал, надо было рассказать, кто там полз, кто кого спас. Вы дали нам послушать это стихотворение для того, чтобы мы поняли, что надо уметь хорошо рассказывать.)

– Значит, важно научиться понятно, интересно и выразительно рассказывать. Вот мы и будем учиться этому на уроках.

– Какая бывает речь? (устная и письменная).

- Какую речь называем устной? (Устная, потому что мы пользуемся ртом, точнее, произносим звуки голосовым аппаратом, но хорошо видна работа губ. Губы раньше называли уста, так речь стала устной. Мы ею пользуемся каждый день, когда рассказываем, спрашиваем, удивляемся, огорчаемся.)

- Какая речь называется письменная. (Кроме устной речи есть речь, которая обозначается специальными знаками – буквами.)

– Чем отличается устная речь от письменной? (Различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь связана с непосредственным общением. Письменная же речь возникает в ситуации, когда его участники отдалены друг от друга во времени и в пространстве. Такое общение возможно благодаря письменному тексту, который фиксирует речь говорящего и делает ее доступной для восприятия слушающего, что предполагает прочтение им текста.)

– Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

– Распределите отгадки по столбикам.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Стальной конек по белому полю бегает,

За собой черные следы оставляет. (Ручка.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета.)

Стоит черный сундучок,

Его не тронешь – он молчок,

А стоит пультом повертеть,

Он будет говорить и петь. (Телевизор.)

Через поле и лесок

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)

Кто-то рассказывает – мы … (слушаем) .

Мы рассказываем – нас … (слушают) .

Кто-то написал – мы … (читаем) .

Мы напишем – кто-то … (прочитает) .

Вывод : в жизни людей важна как устная, так и письменная речь.

– Какая речь появилась раньше? Объясните, почему вы так думаете?

- Кто из вас слышал это слово?

Физкультминутка

– Анишит Йокоповна приглашает вас в гости на чай с пирогами.

– Рассмотрите иллюстрацию (с. 21).

- В каком словаре можно посмотреть правильное написание?

-Найдите это слово в словарях. (Словарики на партах.)

– Что такое пирог?

Справочный материал для учителя.

Пирог – печёное изделие из раскатанного теста с начинкой. Сладкий п. П. с мясом, с грибами, с капустой. Поживиться от общего пирога (перен.: урвать для себя; неодобр.). Пригласить на пироги (чтобы угостить пирогами).

Вот такие (какие) пироги (прост. шутл.) – вот как обстоят дела, вот что получилось (обычно о чём-нибудь сложном, неприятном).

-Составьте словосочетание по схеме: (вкусный пирог, пирог с мясом).

-Составьте предложение по схеме. (Мама испекла вкусный пирог.)

Ты съел пирог?

Ты съел пирог?

Ты съел пирог ?

- Прочитайте предложения. Сравните их. Назовите сходство и различие.

- Ответьте на вопросы.

- Почему разные ответы?

- Что есть в устной речи, чего нет в письменной? (В устной речи есть выделение слова голосом.)

 Работа по учебнику (с. 21).

– Как вы догадались?

– О какой особенности устной речи эта пословица? (Это живая речь, произносимая, звучащая.)

- Запишите одну пословицу в тетрадь.

5. Итог урока.

– Что же такое речь? (Речь – это то, что мы слышим или произносим сами, что мы пишем или читаем, чем пользуемся в общении друг с другом.)

- Какая бывает речь? Чем отличаются устная и письменная речь?

6. Рефлексия.

- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке. Выберите фразу и закончите её:

Поэтому я решила прояснить ситуацию и напомнить вам, чем различаются устная и письменная речь.

Устная речь

Любая речь – это форма общения людей, способ передачи информации. Главным средством речи является язык – система слов, правил их произнесения и объединения в осмысленные высказывания. Язык стандартизирован, но уровень этой стандартизации различен в устной и письменной речи.

Устная речь первична, она возникла на заре существования человеческого рода и с тех пор постоянно меняется. Выражена эта речь в звуковой форме, но изрядно дополняется разными неречевыми средствами: мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией и т. д.

Устная речь не только индивидуальна, она отражает характер человека, его интересы, эмоциональное состояние. То есть по тому, как человек говорит, можно составить его психологический портрет. Индивидуальный стиль здесь вырабатывать не надо – он формируется у всех людей с момента овладения речью.

Письменная речь

Это система графических символов – слов и знаков препинания, которые передают значение и смысл мыслей человека. Мне очень нравятся строки, написанные В. Шекспиром:

Изначально письменная речь носила вспомогательный характер и только дополняла устную, лишь иногда её заменяя. Вообще, история возникновения и развития письма необычайно интересная. Возможно, мы с вами как-нибудь в неё заглянем.

Письменная речь стандартизирована, ей управляют жёсткие нормы и правила, поэтому выработать индивидуальный стиль здесь сложнее.

С развитием человечества развивалась и письменная речь, занимая всё более важное место в общении и системе передачи информации. В настоящее время этот вид речи всё чаще заменяет устную, становясь средством межличностного общения.

Однако письменная речь, несмотря на все её возможности, остаётся неполноценной, так как лишена вспомогательных невербальных средств и никакие смайлики выражения глаз и интонацию не заменят.

Но массовое использование письменной речи приводит к тому, что люди забывают о её особенностях, используя, как устную. Это приводит к возникновению непонимания и искажению информации.

Различия устной и письменной речи

Самое заметное отличие – это то, что устная речь имеет акустическую форму, а письменная – графическую. Но это отличие порождает много других, более важных особенностей.

А вот письменная речь этих средств лишена. Поэтому она более развёрнутая, подробная, к ней предъявляют более жёсткие требования в плане соблюдения правил и норм. Это необходимо для того, чтобы читающий понял текст без дополнительных объяснений.

3. Письменная речь – это монолог, поэтому она требует соблюдения логики, последовательности изложения, должна иметь чёткую структуру. Устная речь тоже бывает монологической, но переход от монолога к диалогу тут происходит мгновенно. Даже если преподаватель читает лекцию, он может обращаться к студентам, отвечать на их вопросы. Да и обратная связь всегда присутствует. Интерес или его отсутствие, согласие или несогласие, заметны по выражению глаз.

А в устной речи эта проблема снимается возможностью переспросить, уточнить, повторить что-то.

Но устная речь, риторика и её законы не менее интересны и важны. С этой тематикой вы можете познакомиться на другом канале. Канал не мой, но тоже интересный и полезный. Загляните туда.

Письменная и устная речь - что это такое и отличия

С раннего детства человека начинают обучать сначала устной, а затем и письменной речи. Знать особенности каждого из этих видов полезно, чтобы понимать тонкости. Первоначально о существовании письма, как способа выражения собственных мыслей, не знали. Причина в том, что люди не имели способов выражения на бумаге или любой другой твердой поверхности. С появлением букв или символов, возникла и письменная разновидности речи, которая стала также своеобразным способом сохранения информации. Не многие люди задумываются над тем, что разница между этими способами общения заключается не только в применяемых для этого средствах, но и имеет ряд дополнительных отличий, которые позволяют специалистам работать над улучшением каждой разновидности речи.

Определение понятий

Письменная и устная речь - что это такое и отличия

Письменная речь представляет собой способ общения, выражающийся в изложении своих мыслей и знаний с помощью элементов письменного языка. Служит она для того чтобы человек смог сохранить, передать, а также закрепить имеющуюся у него информацию. Используется этот вид речи в письмах, которые могут быть личными, деловыми, книгах различного жанра, документах.

Письменная и устная речь - что это такое и отличия

Под устной речью принято понимать форму языка, выражаемую в произношении слов и предложений. Общение с применением этой разновидности общения может происходить при непосредственном контакте между людьми (пример — беседа). Слова можно произносить и опосредованно, когда собеседники не видят друг друга (пример – телефонный разговор).

Сравнение

Для лучшего понимания, что же представляют собой речь письменная и устная, нужно провести масштабное сравнение этих двух форм между собой. Первое, на что следует обратить внимание – развернутость. Речь, которая выражается в письменной форме, контекстная. Вся необходимая информация предоставляется человеку в виде готового текста. Речь в этом случае может быть обращена к определенной личности или абстрактному читателю с большей степенью вероятности незнакомому для того, кто написал текст. Во втором случае описание приводится максимально простым, но подробным языком, так как задачей является сделать так, чтобы суть сказанного стала понятна любому человеку. Письменная речь предстает в более развернутом виде, чем устная. В ней наиболее полно и подробно раскрываются все существенные, значимые и ценные моменты, описываются подробности, особенности и нюансы, которые остаются за пределами, когда люди общаются с помощью слов и предложений.

Если инструментом для общения выбирается устная речь, то собеседники выбирают вариант личного общения, который подходит каждому из них в равной степени. Используются понятные слова и выражения, исключаются обороты и формы, которые могут вызвать непонимание или способны исказить суть того, о чем идет речь.

Применяемые средства также являются предметом для сравнения этих двух разновидностей речи. Отличие письменной речи от устной: писатель не может воздействовать на читателя. В момент проговаривания текста человек может использовать интонации и жесты. Письменная речь может пользоваться только знаками препинания, чтобы выделить самые важные или значимые места. Также можно изменять написание шрифта. Это позволяет сделать текст наиболее привлекательным и приятным визуально.

Устная речь дополняется мимикой, можно следить за выражением глаз, чтобы уловить истинную суть того, что хочет сказать собеседник. В процессе разговора даже пауза может быть источником информации и многозначительным посланием.

Особенности построения – еще один момент, который требует сравнения. Если выбрана форма письма, то построение предложений должно быть простым. Смысл сказанного необходимо донести до всех. Особенность состоит в том, что пояснить написанное будет невозможно. К письменной речи предъявляются дополнительные требования, такие как грамотная орфография и соблюдение правил пунктуации, синтаксиса. Возможность обдумывания – еще одна составляющая, которую можно сравнить: если выбрана письменная речь, то содержание является зоной ответственности автора. Устная речь открывает возможности для споров и обсуждений.

Выводы

Для общения можно выбирать любые формы речи. Как в письменной, так и в устной присутствуют свои плюсы и минусы, которые нужно принимать во внимание, чтобы процесс изложения стал приятным. Важно следить за тем, чтобы смысл сказанного стал понятным для всех участников беседы. Особенности письменной формы позволяют не только передавать знания и накопленную информацию другим людям, но и сохранять определенные сведения на длительное время. В случае с устной формой открывается возможность для прямого общения с людьми. В процессе присутствуют живые эмоции, которые способны внести в беседу новые краски.

Читайте также: