Музыка всегда остается 8 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

  • Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе проблемности урока.
  • Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
  • Помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
  • Способствовать развитию монологической речи обучающихся.

Оборудование и наглядные пособия:

Музыкальная драматургия урока:

Ход урока

I. Организационный момент. Организация входа в класса под музыку. Приветствие. Обеспечение мотивации.

Учитель: - Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)

  • Современная музыка, современность, современники…

Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.

Открывается презентация урока. Слайд 1 (далее – по необходимости по ходу урока).

Слайд № 2 (Проблемные вопросы)

1) Постановка проблемных вопросов:

  1. Может ли быть классической современная музыка?
  2. Современна ли народная песня?
  3. Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников?

2. Проверка домашнего задания:

I. Учитель: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)

Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?

(Учащиеся представляют свою любимую музыку. Анализируют, доказывают актуальность и современность).

  • Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).

Учитель: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.

  • Может ли быть классической современная музыка?

После размышлений, вывод делают сами школьники.

3) Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)

Возможные вопросы:

- Глубокие корни – долго живут в народе… почему.

- Что отражается в народных песнях?

(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)

- Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?

(Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).

- Почему так долго живут народные песни?

(Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений).

Слайд № 6 (народная песня сегодня)

- Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!

- В чём сила? Почему волнует наши чувства?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

4) Слайд №8 (проблемные вопросы)

- Можем ли мы воспринимать музыку композиторов прошлых эпох как своих современников?

  • И.С. Бах. Токатта ре минор – слушание.

- Знакомо ли вам это произведение? Кто автор? (И.С. Бах)

Слайд №10 (портрет И.С. Баха)

- Что вам известно о композиторе? (рассказы учащихся о композиторе).

Размышления.

- Что называют классическим искусством, какую музыку называют классической?

5) - Посмотрите слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Кто этот композитор?

- Что позволило сделать такой вывод?

- Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?

(С 27-летнего возраста Бетховен страдалглухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжелый для музыканта недуг ограничивал общение с людбми, затруднял выступления…)

- Кому посвятил композитор своё произведение? (Джульетте Гвиччарди)

Слайд № 13 (слуховой аппарат композитора).

Возможные вопросы:

1. Насколько эта музыка отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?

ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о ГЛАВНОМ, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.

Слайд № 15 (Многое меняется, сердце остаётся одно. Ф.М. Достоевский).

- Как вы понимаете эти слова?

6) АРТ-РОК.

- Влияет ли изменения тембровой окраски звука на изменение смысла музыки?

Учитель: Во 2-ой половине 60-ых годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление (искусство и рок). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Бетховена.

Размышления и высказывания учащихся по теме: Бетховен и современность.

Вывод делают сами ребята.

III. Вокально-хоровая работа.

IV. Итог урока.

V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по музыке

Автор: Абдулаев Макашарип Абакарович –учитель музыки МКОУ

Хуштада 2017г.

Цель : способствовать гармонизации развития личности через развитие способности самопознания и самовыражения в процессе разговора и слушания музыки, воспитание и формирование основ культуры здоровья.

2. Развивать умение прислушиваться к своим внутренним ощущениям в процессе слушания музыки.

3. Воспитывать эстетический вкус восприятия современной и классической музыки.

Наглядность, пособия : фонограммы образцов классической и рок- музыки,

« Как гимнастика выпрямляет тело,

Учитель: Здравствуйте ребята!- музыкальное приветствие.

(ответ учеников: здравствуйте учитель!)

- Как вы себя чувствуете? (ответы)

Каждую нашу встречу, мы начинаем приветствием – пожеланием:

Здравствуйте, значит, будьте здоровы!

Совсем неслучайно сегодня я поинтересовалась вашим самочувствием, так как тема нашего сегодняшнего разговора звучит следующим образом:

- Подумайте и скажите, способна ли музыка оказывать влияние на наше здоровье? (ответы). Слышали ли вы, когда-нибудь такое понятие, как музыкотерапия? (ответы). Музыкотерапия – лечение музыкой (запись на доске).

Ну что ж, позвольте мне вас заверить, что связь между музыкой и медициной существует тысячелетия.

Великий Пифагор – древнегреческий мудрец, математик и теоретик музыки каждый день своих учеников начинал и заканчивал пением. Он проводил занятия математикой под музыку, потому что заметил, что она благотворно влияет на интеллект (показываю портрет Пифагора).

Аристотель (древнегреческий философ) утверждал, что с помощью музыки определенным образом можно влиять и воздействовать на душевное состояние человека (обращаюсь к портрету).

История сохранила сведения о том, что многие исторические личности использовали приемы музыкотерапии.

Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула.

Эскулап (бог врачевания) лечил радикулит громкими звуками трубы.

В 3 веке до нашей эры в Парфянском царстве музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

- Приведите известные вам примеры воздействия музыки на человека.

Примеры приводят учащиеся.

Литературный жанр народов мира повествует нам о многих случаях чудодейственного воздействия звука. Например: Рана Одиссея перестала кровоточить от пения, Орфей своей игрой укрощал диких зверей.

Учеными проведены тысячи экспериментов доказывающих влияние звука на живой организм. Например, мимоза от звучания светлых, радостных мелодий растет намного быстрее и расцветает гораздо раньше положенного срока. Под воздействием классической музыки коровы дают больше молока.

Современные исследования доказывают целебные свойства отдельных звуков, произносимых голосом. Поэтому позвольте мне сейчас взять на себя смелость и выступить в роли врача, целителя и начать наш лечебный сеанс.

Первый простейший, но действенный рецепт создали китайские ученые.

Все эти упражнения вы можете, проделывать дома, просто протяжно проговаривая эти гласные .

Теперь, когда мы настроились на работу, давайте попробуем проследить механизм воздействия звука на организм. Обратимся к таблице. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, музыка распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше на всю нервную систему и внутренние органы. Вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать (давать отзвук) каждую клеточку нашего организма. Ну, такой, как бы клеточный массаж. Тем, кто дружен с физикой и биологией понятно, о чем идет речь.

А приходилось ли вам ловить себя на том, что когда звучит музыка, вы ее не слушая, стучите ногой в такт или качаете головой? Бывало, очень часто. Все это происходит бессознательно, независимо от вас, хотите вы того или нет. Так же бессознательно на музыкальный ритм реагирует сердечно – сосудистая система и дыхание. Поэтому воспринимаемый бессознательно музыкальный ритм нормализует биологические ритмы, способствует правильному распределению энергии и хорошему самочувствию. Предлагаю вам проверить, как вы себя чувствуете, проделав следующее упражнение.

Юноши, которые насчитали 110 ударов в минуту, а девушки 120 могут не волноваться за протекание биологических процессов в своем организме. У вас здоровье в порядке. А вот кто не смог уложиться в это количество ударов не расстраивайтесь. Специалисты советуют просто слушать хорошую, спокойную музыку. Ее гармония (согласованность, стройность) передаст всему вашему организму свою гармонию и тем самым сделает вас уравновешенным и здоровым человеком.

А мы с вами продолжаем разговор о нетрадиционном способе лечения -

От раздражительности подойдет музыка П. И.Чайковского, А. Н. Пахмутовой, М. Таривердиева.

Расслабиться вам поможет музыка Г. В. Свиридова.

Снять эмоциональное напряжение, все равно, что принять освежающий душ поможет звучание рояля и гитары.

Независимо от того, любите вы музыку В. А. Моцарта или она вам не нравиться специалисты рекомендуют ее слушать, так как она развивает умственные способности. Правильно подобранная мелодия ускоряет выздоравливание и укрепляет иммунитет. Если прислушиваться к своему организму и делать то, что он просит, навредить практически невозможно.

А сейчас попрошу вас поделиться вашими ощущениями при слушании музыки? Что вы чувствовали? Вам было комфортно во время звучания музыки или вы ощущали некоторые неудобства?

Людмила Александровна (мед. сестра) сосчитает пульс у любого из вас, кто желает . А вы это проделаете с соседом по парте. Минута пошла, начали. Запомните сосчитанное количество ударов, этот результат нам будет необходим для продолжения нашего разговора. И так пульс в норме ( ударов в минуту).

Наверняка кто–то из вас возразит и скажет: « Если такая музыка есть, значит, она кому–то нужна. Каждый человек волен выбирать то, что ему ближе, понятнее.

Наш мир несовершенен и все познается в сравнении. Давайте послушаем музыкальный пример рок-музыки и сравним.

Слушание рок – музыки.

Сейчас обратимся к Людмиле Александровне и сосчитаем пульс , как это уже делали. Время пошло. Считаем. Назовите цифры, которые вы сосчитали.

Проведенное нами сравнение показало, что у кого-то пульс участился, у кого-то остался прежним. Может быть, у кого-то из вас уже началось привыкание к рок-музыке и стоит серьезно задуматься….

В теме нашего сегодняшнего урока «Музыка лечит или…… недописано одно слово. Надеюсь, на вашу сообразительность и прошу вас подобрать антоним к слову лечит, противоположное ….. калечит (дописываю на доске).

Примеры приводят учащиеся.

Наши ребята тоже проводили свои исследования и вот что они показали.

Выступление учащихся. Рассказывает Алена В. В один и тот же день мы взяли отростки от одного цветка и давали одному растению слушать классическую музыку и мой цветок, как видите благополучно вырос.

Но, к сожалению, он от Алениного цветка заметно отстал в развитии и вид его оставляет желать лучшего.

Обобщение (итог): На этом наш сеанс музыкотерапии закончен. Взяв на себя роль целителя ваших душ, желаю вам, чтобы вы всегда жили в гармонии с собой и окружающим вас миром и находили красивое в своей жизни. А музыка может содействовать вашему здоровью, если Вы будите пользоваться ею надлежащим способом. (Ямвлих)


Цель: Научить сопоставлять музыку классическую и классику в современной обработке.

Задачи:

Обучающая: через сравнение с произведениями классической музыки обучать анализировать музыку нового стиля.

Развивающая: Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

Воспитательная: духовное восприятие музыки прогрессивного стиля через произведения классической музыки.

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия

-представления о нравственном содержании прослушанных музыкальных произведений;

-этические и эстетические чувства, осознание роли прекрасного в жизни человека;

-восприятия нравственного содержания музыки классической и её современной интерпретации.

Метапредметные УУД

-инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией;

-осуществление поиска нужной информации, используя ИКТ;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Базовый: понятие о классической музыке. Умение и готовность участвовать в коллективной работе (пении).

Повышенный: понимание музыки Баха, как о актуальное явление сегодняшней жизни и понимание исполнения в эстрадной(современной) обработке - как явления классического. умение опознавать музыку Баха в современной жизни и объяснять –почему? потому-что обладает высоким эмоциональным уровнем.

Высокий: современная музыка становится классикой. Представление о музыкальной жизни современного социума.

Тип урока: формирование новых знаний.

ТСО: ПК, синтезатор, музыкальный центр, фонограммы, видеоматериалы

презентация, карточки с алгоритмом анализа произведения.

Музыкальное приветствие.

2.Актуализация.

(Ответы детей.)

Слайд - классика

сКЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую (т. е. вечную) ценность для национальной и мировой культуры.

- А что такое классическая музыка?

Слайд классическая музыка-понятие

- классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе.

Учитель. Да, современный музыкант, воспитанный на классической музыке, может создать прекрасную музыку с хорошим смыслом. Интересно, могли ли представить композиторы предыдущих веков, что их музыку не только будут слушать в последующие столетия, но некоторые произведения будут звучать в современной интерпретации?

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться с теми знаменитыми композиторами, не правда ли? /дети соглашаются/.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Показ слайда с изображением портрета И-С Баха

Что в этом слове? – очень много.

Она скрывает за собой

Все мысли, чувства и уроки,

Что жизнь дала лишь нам с тобой.

Она скрывает те желанья,

Что в жизни нам не передать,

Скрывает также и страданья,

Их люди не хотят понять.

В мелодии всё скрыто также,

Как зашифровано письмо.

И разговор мелодий даже

Будет известен всё равно.

Ты выучи её язык

И всё понятно станет сразу.

Или прислушайся на миг

И выучи одну лишь фразу.

Ведь ты поймёшь, ты так пытался

Поговорить с ней, но не мог.

Мир музыки тебе открылся,

Ведь музыка – это твой Бог.

Безусловно, И.С. Бах классический композитор, живший более 300 лет назад и с музыкой, которую он сочинил мы неоднократно знакомились на наших уроках, сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением великого Баха. Это – токката ре-минор.

Что означает слово токката?

Слайд с определением токката

(итал. toccata — прикосновение) виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме

Учитель. Современные музыканты тоже обращаются к классикам. Сегодня мы познакомимся с известными композиторами, исполнителями классической и современной музыки.

Это И-С Бах и Виктор Зинчук. Не случайно говорю о них одновременно, так как Виктор исполняет классические произведения многих композиторов, в т.ч. и Баха.

Слайд Зинчук

Виктор Иванович Зинчук (род. 8 апреля 1958) — российский гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, Заслуженный артист России. Ассоциированный профессор международной академии наук Сан-Марино, доцент Московского государственного университета культуры и искусств. Помимо создания своей собственной музыки, сделал много аранжировок классической музыки: И. С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина

Показ портрета В. Зинчука слайд фото

Произведения, которые мы с вами послушаем, хорошо знакомы вам в оригинале.

Небольшая беседа о характере музыки

-Ребята, как вы думаете каким был человек, сочинявший такую музыку?

-Вы, наверное, все обратили внимание как Бах относился к музыке, любил её любил учить, и как был смел в своих высказываниях и умел отстаивать своё мировоззрение.

-Как вы думаете, был ли Бах созвучен своему времени?

-Я думаю, что его не все понимали, он шел впереди своего времени, он был первой ласточкой, звездой!

-В музыке Баха слышится не: укротимость,­ смирение, покорность, а устремленность к жизни. Мы только приближаемся к Баху, но пока он еще недосягаем. Он впереди нас, хотя, казалось бы, со времени Баха музыкальный язык изменил­ся. Появились другие инструменты, другие ритмы, но нить времен не оборвалась.

- А теперь мы посмотрим и прослушаем ещё один фрагмент всё той же токкаты, только уже

(Слушание и просмотр на DVD) в исполнении Виктора Зинчука.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по музыке для учителя и ученика.

  • Все 8449
  • Уроки 3196
  • Презентации 1273
  • Тесты 212
  • Планирование 518
  • Мероприятия 1437
  • Прочее 1813

Нажмите, чтобы узнать подробности




Урок направлен на закрепление знаний по теме "Что такое МЮЗИКЛ". и знакомство с жанром Рок-оперы на примере истории создания легендарной отечественногой постановки "Юнона и Авось&quo.



Классный час посвящен песням военных лет. Песня в культуре нашего народа на протяжении его истории была непременным спутником, дающим силы, вселяющим надежду и способствующим обретению веры.



Русский оперный и камерный певец, в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный .





Данная разработка применялась на уроках музыки в общеобразователной школе в 8 классах.На уроках давалась информация о том,какую роль играет музыка в жизни человека.





Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершен.


Методическая разработка может быть интересна как преподавателям музыкальных школ и детских школ искусств, так и учителям музыки общеобразовательных школ.



Данная разработка включает в себя материал НРЭО г.Челябинска. Разработка о мюзикле "Кировка" Владимира Ошерова, поставленного в 2014 г. в челябинской филармонии имени С.С.Прокофьева.

Читайте также: