Конспект занятий развитие речи в старшей группе на тему тундра

Обновлено: 07.07.2024

- Через экспериментирование дать возможность подтвердить полученные ранее знания.

- Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи между явлениями природы.

- Закрепить умение детей измерять объем жидких веществ с помощью условной мерки.

- Закрепить умение соблюдать правила при проведении экспериментов.

- Совершенствовать речь, как средство общения.

- Учить высказываться предложениями и делать простейшие выводы.

- Закрепить значение новых слов.

- Воспитывать уважение к людям разных национальностей.

- Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

- Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа в театральной игре.

- Закрепить представления детей о музыкальных инструментах народов севера.

- Закрепить движения, которые характерны для танцев народов севера.

Чтение художественной и познавательной литературы:

Ход занятия:

- Ребята, давайте мы сейчас станем исследователями и отправимся в путешествие.

С помощью кубиков вы определяется место путешествия (на кубиках наклеены буквы т, у, н, д, р, а, дети выкладывают слово).

- Покажите на карте, где находится Тундра.

- Давайте полетим на вертолете.

- Кто умеет фотографировать?

- Где ты фотографировал и что?

- Ты должен фотографировать все интересное.

Садимся в вертолет и смотрим фильм о тундре. (фоном звук вертолета).

Во время просмотра отмечаем различные моменты.

Как выглядит тундра зимой, летом, какие животные там живут, растения, как выглядят люди.

Воспитатель: - Какое сейчас время года? Почему?

- Интересно, а почему летом в тундре очень много воды, болотисто, озер?

- Давайте это узнаем с помощью эксперимента.

В нашем вертолете есть экспериментальный отсек.

Прежде чем туда пройти, давайте вспомним, какие есть правила при проведении экспериментов.

Показывает карточки

Дети рассказывают правила.

1. Эксперименты дети должны проводить под присмотром взрослых.

2. Слушать нужно внимательно.

Эксперимент № 1: Эксперимент проводится в парах.

На столах стоят два не прозрачных стакана с землей.

В одном из стаканов, под небольшим слоем земли находится крышка, закрывающая всю поверхность (детям об этом неизвестно).

Воспитатель: - Скажите, одинаковые ли эти стаканы?

Теперь в каждый из стаканов мы нальем одинаковое количество воды.

Воспитатель: - Как можно отмерить одинаковое количество воды?

(мерный стаканчик или мерка)

Воспитатель: - Как вы думаете, что должно произойти? (вода уйдет в землю).

Наливаем воду в первый стакан. Вода уходит в землю.

Наливаем воду во второй стакан. Вода остается на поверхности.

Воспитатель: - Почему же вода осталась на поверхности?

Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь.

- Что же? Раскопаем землю. Так и есть – крышка.

- А в тундре тоже везде лежат крышки?

- В тундре конечно не крышка мешает воде, а вечная мерзлота.

В тундре очень холодно, а за короткое лето успевает, оттает только верхний слой. Вода не может просочиться вглубь земли, ей мешает промерзшая земля. Поэтому и образуется болото.

- Что - то стало холодно. Давайте поиграем в игру.

1. - Вьюга волнуется - раз,

- Вьюга волнуется – два,

- Вьюга волнуется – три!

- Растение тундры замри.

Воспитатель задевает по очереди детей, и они называют растения тундры.

(карликовая берёза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, ягель)

2. - Вьюга волнуется - раз,

- Вьюга волнуется – два,

- Вьюга волнуется – три!

- Животные и птицы тундры замри!

Воспитатель задевает по очереди детей, и они называют кто они.

- А вот фотографии животных и птиц, которые живут в тундре.

Давайте посмотрим фотографии и разделим их на две группы травоядные и хищники.

Дети берут по одной фотографии с изображением животного, и определяют, к какой группе оно относится. Объясняют свой выбор.

(Песец, волк, полярная сова, леменг, куропатка, зебра)

А фотографии то непростые. Они оживают. Послушайте!

Куропатка – Смотрю на тебя, Олень, и думаю.

Олень – И о чем?

Куропатка: - Поскорей бы, думаю, ты до земли дорылся.

Олень: - А потом?

Куропатка: - А потом бы поскорей бы ушел.

Олень: А зачем?

Куропатка: - А чтобы успеть до заката на твоих копытках поклевать. В снег зарыться и проспать до утра.

Олень: - А утром?

Куропатка: А утром все сначала! Опять буду на тебя смотреть и думать.

- Какую пользу олени приносят человеку?

- Зимой и летом люди ездят на оленях, используют в пищу их жирное молоко и вкусное мясо.

Из оленьих шкур изготовляют тёплую одежду и обувь, дома

Дети слышат звуки музыкального инструмента идут на звук. Сидит житель тундры и играет на музыкальном инструменте.

Воспитатель: - Кто это?

Житель тундры. - Здравствуйте! Кто вы?

Воспитатель: - Как называется ваш музыкальный инструмент!

Житель тундры: - Варган.

Житель тундры: - Я бы очень хотел побывать у вас в гостях!

Дети: - Полетим с нами.

Житель тундры: - Я вам гостинцы приготовил, брусничку прямо из тундры!

Вертолет летит обратно в детский сад.

- Чтобы было нескучно лететь, давайте поиграем

Дети вытягивают ленты с карточками, на которых написаны слова. Воспитатель предлагает объяснить значения этих слов:

Каюр – погонщик собак или оленей, запряженных в нарты ;

Чум - Яранга — переносное жилище некоторых кочевых народов Севера России .

Нарты - Ездовая нарта (чаще нарты) — узкие длинные сани , предназначенные для езды на упряжках из собак , северных оленей .

Оленевод - человек, который занимается разведением олений.

Важенка - местное название самки северного оленя

Прилетели в группу

Житель тундры: - Как у вас тут интересно!

- Мне так захотелось танцевать, но тут место мало. У вас есть место, где можно танцевать?

Дети приглашают в музыкальный зал и там они вместе разучивают танцевальные элементы чукотского танца.

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду в технике квиллинг…


Конспект досуга в бассейне с родителями «Мамочки - русалочки и…

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста…

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Ребенок – это тот сосуд, который.

Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Цель: закрепить знания детей о растительности леса, тундры.

Задачи: - формирование представлений детей о труде лесника и его природоохранительной деятельности;

- способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе, тундре; умение распознавать деревья по стволу, веткам, листьям; ягоды по плодам;

- воспитывать у детей интерес к жизни леса, желание помогать и заботиться о растениях, как о живых существах.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями во время прогулок и экскурсий; рассматривание иллюстраций; беседы; чтение познавательной и художественной литературы; заучивание стихов и загадок;

ВложениеРазмер
rasteniya_lesa_i_tundry.docx 659.01 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепить знания детей о растительности леса, тундры.

Задачи: - формирование представлений детей о труде лесника и его природоохранительной деятельности;

- способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе, тундре; умение распознавать деревья по стволу, веткам, листьям; ягоды по плодам;

- воспитывать у детей интерес к жизни леса, желание помогать и заботиться о растениях, как о живых существах.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями во время прогулок и экскурсий; рассматривание иллюстраций; беседы; чтение познавательной и художественной литературы; заучивание стихов и загадок;

Воспитатель. Дети, обратите внимание, у нас в гостях девочка, зовут её Сэрне. Она приехала из тундры и привезла с собой что-то. Это что-то она нам покажет в конце занятия, а пока посидит с нами и посмотрит, как вы занимаетесь.

Как называется страна, в которой мы живём? (Россия). Верно. Россия очень большая страна. (Показывает на карте ). В нижней части карты – юг России, там всегда почти тепло и светит солнце. В верхней части карты – северная территория, здесь холодный суровый климат, в течение многих месяцев земля покрыта снегом и дуют ледяные ветры. А где мы живём – на юге или на севере России? ( На Севере). Наш Север - особый край. Здесь долгая полярная ночь, нередко можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние . (Показывает иллюстрацию). Посмотрите, как оно переливается разными красками!

Дети, вы все ездите в отпуск на юг, вспомните, какие деревья растут в лесу? Чем отличаются? (Ответы детей).

Правильно, в лесу растут высокие ели, сосны, берёзы.

Ребята вам надо постараться

Чтобы сосны, липы, ели

Зеленели, чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Воспитатель . Правильно, а кто такие лесники? Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту. Они очищают лес от старых деревьев, намечают посадки новых деревьев, борются с браконьерами не покладая рук. Лес – большой друг не только человеку, но и зверям и птицам. Для них он родной дом и кормилец. И главная забота лесничего – сохранить и уберечь этот дом и их обитателей. Вы, дети, мы, взрослые, можем как-то помочь лесникам? Кто из вас хочет быть помощником лесничего? Сейчас я проверю, какие из вас получатся лесники. Но я хочу узнать, знаете ли вы растения тундры. Посмотрите, как растения приспособились жить на Севере?

( Снег укрыл зимой от мороза все растения, как одеялом.)

- Какие растения тундры вы знаете?

(Выставляются картины карликовой березы, лиственницы, ели, рябины, голубики, мхи, черники, брусники и др.

Воспитатель задаёт загадку: Из лесочка деревцо

Пришло к дому, под крыльцо,

С доброй славой, с головой кудрявой,

С красными кистями,

С пернатыми гостями.

Воспитатель. Рябина, одна из самых зимостойких плодовых культур, переносит морозы до 50 градусов. Ствол со светло-серой гладкой корой. Листья ажурные, с зубчатыми краями. Цветет в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью. Созревают в августе-сентябре, ягоды остаются висеть на ветках до зимы. Растет у берега рек, опушки леса, обочины дорог. Ягодами рябины питаются птицы, иногда к рябине слетается такое количество птиц, что ветки не выдерживают и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей животных. Любят ягоды рябины лоси и медведи.

На плечах её косы длинные,

Брови смелые, соболиные,

Сарафан с широкой каймою,

Полушалок цветной с бахромою,

Золотыми расшитый листьями,

Разрисован алыми кистями.

Подойду, и глазам не верится:

То стоит не юная девица,

А рябины тонкое деревце!

Воспитатель задаёт загадку : Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Воспитатель. Много стихов, песен сложено о главном и самом красивом дереве России – березке. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу землю, но иногда грустит, как будто жалуется на кого-то. Ствол белый с черными точками. Весной на кончиках березовых ветвей появляются длинные серёжки, жёлтые и зелёные (это семена). Листья небольшие, округлой формы, гладкие. Очень любит солнечный свет, простор, не боится трескучих морозов. Звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок. Березовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц. Из березовой бересты плели лапти, лукошки, туески для ягоды и грибов. В далекие времена люди писали на бересте письма. Ненцы делали покрытие на свой чум. Почему карликовые так называются ? (Они маленькие, низкорослые). (Показ иллюстраций).

До чего же хороша,

Воспитатель загадывает загадку:

Есть у родственности ёлки

Не колючие иголки.

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

Воспитатель. А это что за дерево? (показ лиственницы).

Да, это лиственница. Это высокое дерево, ствол тонкий. У лиственницы хвоя похожа на иголку, есть шишки. Осенью хвоя лиственницы становится жёлтой и опадает. У этого дерева есть своя отличительная особенность, на коре этого дерева растет смола, которую люди собирают и из неё делают жевательную резинку, которая полезна для зубов и желудка. (показ смолки).

Воспитатель. Вся тундра покрыта лишайниками и мхами, в том числе ягелем, которым питаются олени. (Показ иллюстраций мхи, ягеля).

«Ягель – самый красивый мох.

Светлый, светло- зелёный, упруго вырывается он из земли, каждый его кустик похож на взрыв.

Ягель – ласковый, мягкий мох. По нему жалко ходить, топтать его, а уж если пошёл – идешь по пуховой подушке.

Говорят, что след человека остаётся в ягеле на долгие годы.

На зарядку солнышко

Поднимаем руки мы

По команде – раз!

А над нами весело

Опускаем руки мы

По команде – два!

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель. Дети, вы все бываете в лесу вместе с родителями и слышали, наверно, шум леса. Лес любит песни, потому что он очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна!

Очень я люблю, ребята,

Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла,

И пчелу, и стрекозу.

Трели птиц, шепот листвы,

Послушать лес хотите вы?

Воспитатель. Какие ягоды растут у нас на Севере ? (Морошка, голубика, брусника, черника). (Показ иллюстраций).

Голубика – это низкий кустарник, листочки с голубоватым оттенком. Весной на кустарничке появляются листья, осенью они опадают. Плоды голубого и синего цвета, они маленькие и круглые, очень вкусные. Из ягод делают компот, варенье.

Шиповник – красивый кустарник высотой 1,5 – 2 м семейства розоцветных, с блестящими красно-коричневыми загнутыми книзу шипами. Плоды созревают в августе – сентябре. Это плоды жизни. Они защищают от болезней, придают силу, повышают работоспособность.

Морошка. Листья морошки большие, ягода сидит как в чашке, она бывает красная и жёлтая.

Солнца луч в окошке –

Вышла я из чума –

Нет нигде морошки

Всю морошку съели,

Завтра за морошкой

Раньше солнца встану.

Брусника , боровика, брусничник – вечнозелёный кустарничек семейства брусничных. Ягоды и листья брусники содержат витамин С. Листья нужно собирать осторожно, не повреждая растения, т.к. брусника растёт медленно и восстановить заросли очень трудно. Ягоды собирают по мере созревания. И вы, дети, наверно ходили в лес собирать эту ягоду.

Воспитатель. Посмотрите, что нам привезла Сэрне.

(Девочка преподносит ягоды).

(Предложить детям закрасить картинки с изображением ягод под музыку).

Воспитатель. Часто в лес приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, зверей. Послушайте, я вам расскажу историю, которая случилась недавно в лесу.

Хозяйка белочка в лесу

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви;

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе, довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Такие люди наносят вред лесу, и он бывает очень на них сердит.

Лес – не только для нашей забавы,

Он богатство страны:

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Воспитатель. Молодцы, дети. Хорошо знаете лес, тундру, хорошие из вас лесники получатся.

Будем лес любить, оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки,

Чтобы сохранилось всё навеки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Растения леса

Загадки о травянистых растениях леса.


непосредственно образовательная деятельность на тему "Растения леса"

Ознакомление с разными видами растений.


Растительность леса и тундры.

Закрепить знания детей о растительности леса и тундры. Формировать представления детей о труде лесника.

Конспект НОД в старшей группе на тему: "Растения леса,луга и сада"

Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста и может быть использована педагогами ДОУ как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и самостоятельной .


Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, понимания того, что все в мире связано друг с другом.


- звуковая культура речи : закреплять правильное произношение звуков в словах, правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией.

Материал: сова, письмо, мнемотаблица

Ход занятия

Дети входят в группу, приветствуют гостей.

Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу вам рассказать об одном жителе Тундры, а о ком, попробуйте отгадать:

Дети: сова.

Воспитатель. Правильно ребята, я хочу вам рассказать о полярной сове. Она обитает в тундре – это где короткое лето и длинная холодная зима.

Окраска птицы, обитающей в зоне тундры, служит ей маскировкой, поэтому в ней преобладают белые цвета с темными пятнышками. Клюв полярной совы имеет черный цвет, глаза ярко-желтые. Лапы хищницы полностью опушены. Сова питается грызунами, зайцами, белыми куропатками, утками, рыбой. А теперь послушайте, какой голос у совы (включается аудиозапись голоса совы).

Воспитатель. Ребята, я же совсем забыла, что сегодня утром нам пришло письмо, давайте же посмотрим кто нам его прислал? (на конверте написано «Ребятам детского сада 139 группа № 12 от лесника из тундры Иваныча :

Дети вытаскивают из конверта перья полярной совы.

Воспитатель. Чьи же это перья? Они вам ничего не напоминают?

Воспитатель. Так давайте же скорее напишем письмо леснику и подробно напишем ему, чьи эти перья и опишем подробно ему нашу сову.

Выставляется стенд с мнемотаблицей:

2. Цвет, части тела

6. Как передвигается?

Наступает в лесу тишина, (Руки плавно поднимать вверх, опускать)

Заблестела на небе луна. (Покачивания поднятыми руками)

Ежик свернулся клубком, (Руки на поясе, свести и развести лопатки)

Зайчик уснул под кустом. (Присесть на корточки)

Только сове не спится, (Руки в виде крыльев в стороны, помахивание

В небе ночном кружится: вверх – вниз)

Ищет своих друзей,

Бывает грустно и ей. (Бег по кругу)

Покричала. Полетала. Пошумела.

И на ветку дуба старого (Наклон туловища вперед, руки отведены назад)

Она тихо села. (Присесть)

7. Жилище, где встречается?

8. Польза человеку

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

по речевому развитию

в старшей группе

Подготовила и провела

воспитатель первой категории

Шульпина Ольга Александровна

уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера .

Образовательные:

- расширить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках животных холодных стран;

- уточнение, расширение словаря по теме ( Север , северный полюс , северное сияние , животное , белый медведь, морж, тюлень, северный олень , песец, рога, копыта, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).

Развивающие :

- развивать диалогическую речь детей, закреплять использование разнообразных грамматических конструкций в речевых высказываниях;

- развитие связной речи , речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением .

Воспитательные:

- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным .

- воспитывать любознательность, интерес к разнообразию природного мира.

- существительные:

белый медведь, песец, тюлень, морж, северный олень , белые волки, Север , лед, море, ветер, снег, метель, Красная книга, клыки, ласты, рога, лапы, шерсть, морда.

- прилагательные:

белый, неуклюжий, большой, мохнатый, голубой, грациозный, толстолапый.

охотиться, питаться, плавать, нырять.

Оборудование:

Ход занятия:

Общий круг

Как хорошо на свете жить! ( руки в стороны и вверх)

Как хорошо уметь дружить! (дети показывают друг на друга)

Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки)

Как хорошо, что есть и Я! (руки прижимают к себе)

Загадка

Там очень – очень холодно,

Там всегда зима.

Там лежат холодные

Там медведи белые

Бродят круглый год.

Морж усатый медленно

В полынье плывет.

- Ребята, скажите, кто знает, что такое север ?

(дети отвечают, воспитатель дополняет) .

Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры ( артикуляционная гимнастика : предложить детям показать ветер: губки сделаем в трубочку и подуем ветер, но щечки наши должны не надуваться), метут метели. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета ( показать: обнять себя за плечи и потереть) Северный полюс – самое холодное место на Земле (показать на глобусе). В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние . Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво (показать иллюстрацию).

- Покружились, покружились- в путешественников превратились.

- А в путешествии у нас будет помощник. Отгадайте, кто это?

В царстве холода весь год
Этот зверь большой живёт.
Носит белый он наряд
И лесному мишке брат.
Подобраться без труда
Может к нерпе среди льда.
И в засаде там, где лунка,
Ждёт свою добычу…(Умка)

Появляется игрушка - белый медвежонок с рюкзаком

Для Умки нет ни в чем преград

И целый день играть он рад,

Придумывает задания вмиг,

Такой веселый озорник.

- Посмотрите, Умка что-то нам принес в своем рюкзаке. (достаём свиток - карту). Его друзья приготовили для вас задания.

- Ребята, ведь мы путешественники, а в путешествии без карты не обойтись.

Она нам поможет побольше узнать о Севере и его обитателях.

- Чтобы перейти с места не место нам надо будет выполнить задания, которые нам приготовили животные Севера. Чтобы найти задание в конверте, надо найти домик, в котором спряталось животное (найти тень).

hello_html_me568db9.jpg

- Начинаем свой путь!

Пингвин, какой? – неуклюжий, черно-белый, толстый.

- Ребята, у нас у всех есть семья? С кем вы живете? И у животных есть тоже семья.

Речевое упражнение "Чей хвост? Чья голова? Чье ухо? Чьи глаза?"

У оленя – олений хвост, оленья морда, оленьи рога.

У медведя – медвежий нос, медвежья шкура, медвежьи уши.

У тюленя – тюлений клык, тюленья морда, тюленьи глаза.

Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями

Полгода — день. выпрямляются, поднимают руки вверх

И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками

Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно

Предложить детям подобрать слова-действия, характеризующие повадки животных:

Бросается, подстерегает, прячется, спасается, защищается, ныряет, плавает, ловит, крадется, стережет добычу.

У медведя не ноги, а …. лапы,

У моржа не зубы, а …. клыки,

У медведя не волосы, а …. мех.

У тюленя не руки, а …. ласты,

У медведя не лицо, а …. морда,

Цель: формирование целостного взгляда о растительном и животном мире тундры и участие человека в ее изучении и сохранении жизни на ней.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с особенностями растительного и животного мира тундры.
  • Расширить представление о деятельности людей по охране природы.
  • Воспитывать любовь к окружающему миру.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по тундре.

На Севере России, в Сибири, раскинулись тундровые просторы трех полуостровов: Ямальского, Гыданского и Тазовского. Их омывают воды Обской губы и Карского моря.

Чтобы отправится в путешествие нам необходимо выбрать вид транспорта. Как вы думаете, на каком транспорте легче путешествовать по тундре?

Сначала полетим на вертолете и посмотрим на тундру с высоты.

Звучит стихотворение о вертолете.

Чтец:

II. Основная часть.

Теперь необходимо определить наш маршрут. (Работа с картой) В какой части планеты расположена тундра? Назовите, где мы находимся.

Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. Южная граница тундровой зоны совпадает с полярным кругом. В Восточной Сибири она резко отодвинута к северу, а на крайнем востоке, напротив, спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря. В соответствии с особенностями рельефа и почвы различают тундры болотистые, песчаные, каменистые, равнинные, горные.

Внимание, внизу стойбище оленей. А вот и чум.

Давайте мы с вами выберем место для посадки.

Природа тундры разнообразна, красива, поэтому мы должны гордиться нашим Ямалом.

Климат тундры суровый: зима длится 6-8 месяцев, часты морозы, доходящие до -500 С, сильные холодные ветры, переходящие в снежные бури. Лето в тундре короткое и холодное. Заморозки бывают даже в самый разгар лета, а снег ложится иногда уже в августе.

Из-за сурового климата в тундре обитает сравнительно мало видов растений и животных.

Чем отличаются растения тундры от обычных растений?

Отличие тундровых растений от обычных:

  • короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота;
  • растения низкорослые, т.к. сильные ветры;
  • многие стелются по земле, т.к. у поверхности земля теплее;
  • короткий период цветения и созревания плодов, поэтому растения тундры долгую зиму переносят либо в семенах, либо вообще не замерзая;
  • мелкие листья.

А теперь пересядем на оленьи упряжки.

Чтец:

Эй, беги, беги, олень,
Через тундру веселей!
Пусто горит весенний день
Ярким солнцем, эйя-эй! Хэй! Хэй!

Куропатка. Улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро, эйя-эй! Хэй! Хэй!

Едем мы уже полдня.
У меня в руке хорей.
Гость на нарте у меня-
В сердце радость, эйя-эй! Хэй! Хэй!

(Повторяя за педагогом, дети выполняют физкультминутку )

Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит (сова).

По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается-
От врагов спасется (олень).

Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает (собака).

Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (куропатка).

Задания для определения зверей по описанию.

Педагог читает, а дети угадывают о ком идет речь. При отгадке проектируется фото животного.

Ребята, пока мы с вами путешествовали по тундре, вы заметили, что там, где были люди, осталось много мусора: это и бутылки, вышедшая из строя техника, бочки из-под топлива и другое. То есть одним словом можно сказать, что тундра в опасности, ее нужно спасти.

Для того, чтобы спасти ее, вы должны знать главные беды тундры, знаете ли вы их?

Дети перечисляют беды.

  • От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы.
  • На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое.
  • Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.
  • Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Знать проблемы мало, надо уметь их решать. Какой путь вы выбираете?

Рисование рисунка – плаката в защиту тундры.

Защита плаката

III. Подведение итогов занятия.

Вопросы для повторения:

  • Как переводится слово тундра?
  • Покажите на карте России тундровую зону.
  • С какими животными тундры вы познакомились?
  • Чем отличаются растения тундры от других растений?
  • Какие опасности грозят для тундры?
  • Чем мы можем помочь тундре в ее беде?

Педагог: Итак, наше путешествие закончилось. Сегодняшнее занятие хочется закончить словами местного поэта Леонида Лапцуя.

Будь милостив к природе, человек!
Берешь – бери не более чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают дружбе.
Подарите потомкам землю,
Непорочную, как вначале.

IV. Релаксация.

Педагог предлагает детям проанализировать свое настроение. На выходе висит картина: на одной половине нарисовано солнышко – день, на второй половинке нарисованы луна и звезды – ночь. Уходя, каждый воспитанник должен наклеить на ватман человечков:

Читайте также: