Литература русского просвещения 18 века конспект

Обновлено: 03.07.2024

XVIII век ‒ время необычайного рассвета русской культуры, науки и литературы. Эпоха просвещения, реформы Петра I, взаимодействие с наукой и культурой зарубежных стран выдвинули русскую культуру на новый уровень. Начинает свое развитиерусская национальная литература и русский литературный язык.

В начале 18 века русская литература переживала кардинальные изменения. Засилье церковной литературы постепенно и намеренно сменялось литературой светской. В этот период писатели, стихотворцы стали обращаться к теме личности, ее важности.

Огромную роль в это время сыграло творчество Феофана Прокоповича. Его трактаты и стихи были направлены на привлечение внимания к науке, искусствам. По его мнению, литература должна носить воспитательный характер для всех людей.

В 18 веке в русской литературе формируется первое самостоятельное направление ‒ классицизм.

Для классицизма характерно строгое соблюдение канонов и правил во всем ‒ в жанрах, сюжетах, образах, речи.

Герой произведений классицистов ставит прежде всего долг, а чувства ему приходится подавлять и разрушать в себе ‒ долг важнее чувства. Герой не развивается, он статичен, отсюда строгое деление героев на положительных и отрицательных.

Кроме того, классицисты пропагандировали идеи патриотизма, просвещения, гражданского долга.

Огромная роль в развитии русского стихосложения и русского классицизма принадлежат В. К. Тредиаковскому, М. В. Ломоносову, Г. Р. Державину, А. П. Сумарокову и А. Кантемиру.

К концу 18 века оформляется другое литературное направление ‒ сентиментализм. Для него характерно углубление во внутренний мир героя, главное ‒ его эмоции и чувства, психология.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обзорная лекция по литературе 18 века

Цели: а) образовательные: познакомить учащихся с основными чертами XVIII века: особенностями политической обстановки, культурой и общественной мыслью; показать значительность писателей и поэтов того времени, указать на связь, преемственность 18 и 19 веков; дать понятие об особенностях русского классицизма как ведущего направления в литературе XVIII века; показать связи и различия с классицизмом Западной Европы; б) развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся , развивать мыслительные процессы (операции сравнения, анализа), память, внимание; в) воспитывающие: привить любовь к отечественной культуре и искусству.

Методы и приемы : репродуктивно-творческий – слово учителя;

Оборудование : портреты деятелей политики и культуры 18 века (Петра I , Екатерины I , Екатерины I I , Елизаветы, Ломоносова, Кантемира, Радищева, Державина), репродукции картин, фотографии памятников архитектуры;

Историческая справка (политическая и общественная ситуации в России XVIII века);

Классицизм – как ведущее направление в культуре того времени, его особенности;

Отличие русского классицизма от западного, выдающиеся деятели того времени, этапы развития классицизма в России;

М.В. Ломоносов – крупнейший деятель XVIII века.

XVIII век — "столетье безумно и мудро"

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о очень важном этапе в истории нашей страны, а значит и литературы - XVIII веке. Что вы знаете о событиях, происходивших в XVIII веке ?

В первой четверти XVIII века в России в результате реформ Петра I произошёл культурный переворот: традиционную православную культуру стала теснить культура европейского Нового времени. Разрыв со старым временем приобрёл символическое значение из-за смены летосчисления: сразу после 7208 года от сотворения мира по указу Петра настал 1700 год. Так в Россию пришёл XVIII век.

Для развития культуры XVIII века основополагающими стали идеи Просвещения. Само понятие ' "Просвещение" приобрело тогда особый смысл, отрицающий его прежнюю, религиозную трактовку. Христианская традиция понимала просвещение как распространение христианства среди язычников. Люди /' же XVIII века были убеждены, что просвещение поможет освободиться от невежества и предрассудков, усовершенствовать все стороны общественной жизни и самого человека. Эти идеи определяли их мировоззрение и менталитет, философские и эстетические взгляды, представления о государстве и обществе, поведение и психологию.

Впрочем, о распространении идей Просвещения в России следует говорить с существенными оговорками. Во-первых, круг людей, знакомых с ними, был очень узким — дворянская и разночинская интеллигенция, , / которая только формировалась в России. Во-вторых, даже они воспринимали не все идеи просветителей, что было обусловлено различием в экономическом и общественном развитии России и Франции, разницей в исторических традициях. Поклонники Вольтера и Дидро целиком разделяли, пожалуй, лишь их веру в просвещённый разум, в пользу науки и образования.

Наиболее глубоко идеи Просвещения проникли в среду зарождающейся русской интеллигенции — появились оригинальные мыслители, критиковавшие крепостничество, помещичий произвол, выступавшие против сословных привилегий, деспотизма и злоупотреблений государственного аппарата. Наиболее яркими представителями русского просветительства второй половины века были журналист и книгоиздатель Н.И. Новиков, писатель Д.И. Фонвизин, драматург и журналист И.А. Крылов, профессора Московского университета Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий и др.

Как Россия отличалась от предреволюционной Франции, так и русское просветительство отличалось национальным своеобразием. Неразвитость капиталистических отношений сказалась в том, что русские просветители не были в своих высказываниях столь радикальны и последовательны, как их французские современники. Никто из русский просветителей до А.Н. Радищева не выступал открыто за отмену крепостного права. Все они ратовали лишь за его смягчение, а Фонвизин писал о необходимости освобождения крестьян в будущем, после длительной подготовки Русское просветительство не имело ярко выраженной антирелигиозной направленности Это объяснялось тем, что Церковь после петровских реформ играла достаточно скромную роль в новой русской культуре.

Выразительнейшим свидетельством свершившегося поворота в системе ценностей XVIII века стала архитектура Петербурга. Новая столица была заложена в мае 1703 года, при этом произошёл переход от средневековой радиально-кольцевой схемы строительства к регулярной планировке, для которой были характерны геометрическая правильность, симметричность в застройке улиц. Свой "строгий, стройный вид" город окончательно приобретает к началу XIX века. В этом большая заслуга иностранных архитекторов Ж.Б. Леблона, Д.Трезини, Д.Кваренги и представителей русской архитектурной школы – И. Старова, М.Казакова, В.Растрелли.

Значительный подъём переживает портретная живопись — в ней отчётливо виден поиск новых средств V выразительности, усиление внимания к человеческой личности. Развитию живописи способствовало открытие в 1757 году Академии художеств в Петербурге. Во второй половине XVIII века появилась плеяда выдающихся мастеров портретного искусства – Ф. Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский.

Среди искусств, получивших развитие в XVIII веке, особое внимание стоит уделить литературе. Именно в это время впервые появляются светские писатели, чьи произведения печатались типографским способом. Литература перестала быть анонимной и рукописной.

К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов. В начале века изменения коснулись всех сторон культуры и искусства: образование, наука, архитектура, литература, театр, музыка. Огромные экономические и социальные сдвиги, происшедшие в Русском государстве в начале века, не могли не отразиться на духовных запросах общества. Искусство и литература средневекового типа, господствовавшие на Руси, уже не могли удовлетворять эти запросы. Первые десятилетия века – время формирования нового искусства. Ведущим направлением в литературе был классицизм.

Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков.

Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм. История классицизма начинается в Западной Европе с конца XVI столетия. В XVII в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в XVIII – начале XIX вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм. Как художественная система классицизм окончательно сложился в XVII в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в XIX в., когда ему объявили непримиримую войну романтики. В XVII в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России. Своеобразие развитию искусства придавали особенности исторического процесса в России. Петровская эпоха знаменовала собой стремительный рывок в историческом развитии. XVIII и начало XIX века стали для нашей страны временем укрепления национального государства, где абсолютная монархия соседствовала с зарождением капитализма. Русскому классицизму была свойственна не только монархическая, но и общенациональная гражданская направленность. Просветительские идеи вели к укреплению патриотизма, интерес к античности позволял раскрыться гуманизму, характерному для русского искусства в целом.

И деалом эпохи 18 века стал человек-гражданин, человек просвещённый и активный. Герой в произведениях классицизма вынужден отказаться от личного благополучия, личного счастья, обуздать страсти, подчинить чувства общественному долгу. У героев на первом месте, как и у самих писателей и художников-классицистов, на первом месте служение отечеству, народу. В произведениях искусства выделялась парадность, возвышенность, а не внутренний мир героя. Писатели, художники, скульпторы в своих работах прославляли правителей, монархов, вельмож, тем самым подчёркивали свою идею (как требовал классицизм) – увидеть во главе государства просвещённого монарха. Искусство классицизма должно было сочетать эстетические наслаждения с воспитательной функцией.

Литература же 18 века в своём развитии проходит 4 периода: Культурный переворот, совершённый Петром I , многие сравнивают с эпохой Возрождения в Европе. Поэтому искусство первой четверти 18 века называют - искусством петровского времени . Если говорить о дальнейших этапах развития культуры 18 века, то выглядят они следующим образом: Середина столетия (1730-е -1750-е гг.) - " аннинское" и "елизаветинское" барокко (конец 1750-х гг. - рококо) – гг. правления Анны Иоанновны, племянницы Петра, (1730-1740), Елизаветы Петровны – 1741-1761. Искусство второй половины XVIII в. (1760 - 1790-е гг.) - эпохи Екатерины II (1769-1796) и Павла I(1796-1801);1760 - первая половина 1780-х - ранний классицизм ; Вторая половина 1780-х - до 1800 г. - зрелый или строгий классицизм. Сентиментализм. Предромантизм .

В творчестве ряда авторов (Радищева, Карамзина) оформляется на русской почве другое литературное направление — сентиментализм, для которого характерен интерес не к государственности, а к человеку. Само слово "сентиментализм" происходит от французского sentiment — чувствительность: так называли в XVIII веке область эмоций, переживаний, "способность трогаться несчастиями другого".

Центральной фигурой культурной жизни России в середине века был Михаил Васильевич (1711-1765). В девятнадцать лет он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 году в числе их уников был направлен в Петербург, в Академический университет, потом в Германию. В Марбургском университете он изучал математику, физику и философию, затем занимался химией, минералогией и горным делом во Фрайбурге. После возвращения в Россию Ломоносов стал адъюнктом (младшее академическое звание) физики, а затем профессором химии. С его именем связано возникновение Московского университета.

Наиболее радикальным из русских просветителей был Александр Николаевич Радищев (1749-1802). Сын богатого саратовского помещика, он провёл детские годы в имении отца, затем был отправлен в Пажеский корпус — учебное заведение, которое готовило дворян к придворной службе. Юридическое образование Радищев получил в Лейпцигском университете, а "учился мыслить" у радикальных французских просветителей — Гельвеция, Дидро, Руссо, Мабли. Дослужившись до должности управляющего Петербургской таможни, получил орден из рук императрицы, пользовался покровительством А.Р. Воронцова.

Трудно найти в истории русской литературы писателя, сама жизнь которого так много значила бы для русской культуры, как жизнь Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). С ним в нашу словесность входит дух Европы,

Говоря о классицизме, следует сказать о его эстетических принципах. Эстетические принципы

Ориентация на античное искусство.

Простота, стройность, логичность композиции произведения.

Общественная, гражданская проблематика.

Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.

Строгая иерархия жанров.

Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.

Выделение одной ведущей черты в характере героя.

Правило «трёх единств

Основоположниками русского классицизма являются: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков . Они родились в Петровскую эпоху, с детства дышали её воздухом, своим творчеством стремились защитить и утвердить Петровские реформы.

Итак, какие отличительные особенности, какие изменения мы можем отметить в литературе этого времени ? Литература XVIII века была глубоко связана не только с античными и западными традициями, но и традициями Древней Руси, народным творчеством, национальной историей. Среди особенностей русского классицизма выделяем следующие :

Повышенный интерес писателей к историческому прошлому страны, обращение к событиям современной им действительности (оды Ломоносова, трагедии Сумарокова);

Сатирическая направленность (Кантемир, Сумароков, Фонвизин и др.);

Перенесение акцента с идеи абсолютной монархии на идею просвещенного абсолютизма. Отсюда — новая в истории классицизма антидеспотическая, тираноборческая направленность произведений, выразившаяся в обличении пороков лиц, наделенных властью;

Проявление интереса к судьбе простого русского человека, крепостного крестьянина, проявление интереса к фольклору.

В XVIII веке русская литература начинает входить в русло литературы общеевропейской.

Вопросы : Что мы понимаем под направлением в литературе и других видах искусства? Покажите на примерах.

Какие вопросы поднимали классицисты в своих произведениях? Каковы были их идеалы?

В чем сходство и различие в литературе русского и западноевропейского классицизма?

Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.

Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.

В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности развития литературы XVIII века

В литературе этого периода различают три направления:

  • Классицизм.
  • Реализм.
  • Сентиментализм.

Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.

Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:

  • Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии. Стиль написания — разговорный.
  • Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.

В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.

Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).

Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).

Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.

Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.

  • Немецкое — при Петре I (начало XVIII в.).
  • Французское — при Елизавете и Екатерине II (середина XVIII в.).
  • Англо-немецкое — вторая половина царствования Екатерины II (конец XVII века).

И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.

Жанры в начале века

В Российской литературе в начале XVIII века преобладали:

  • Житийная литература — она была широко распространена, так как пропагандировалась церковью, в том числе в виде издания специальных сборников.
  • Произведения восхваления (панегирики) — наиболее известным жанром здесь выступают оды, прославлявшие действующих монархов. Эта тенденция прочно закрепилась в отечественной литературе, несмотря на дальнейшие реформаторские преобразования.
  • Стихи в простой форме — в основном они имели былинное происхождение.

Реформатором отечественной литературы выступил Василий Тредиаковский. Получив блестящее образование в России и за рубежом, он перевел большое число произведений европейской литературы (в том числе древнегреческой), облегчив современникам интеграцию в мировую культуру. Именно Тредиаковский определил прозу и поэзию различными направлениями. Он же разработал правила русского стихосложения.

Становление новой литературы в первой половине XVIII века

Период до 1730 года в зарубежной литературе относится к раннему Просвещению. Это период просветительского классицизма, продуктивно разрабатывающий такие жанры, как трагедия, эпопея, ода. Несмотря на то, что возможности автора были ограничены материалом античной философии и мифологии, художественная литература этого времени сыграла значительную роль в реформировании общества (например, в подготовке идеологических основ для Великой Французской революции).

Приход сатиры

Сатира — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и других.

Жанры середины XVIII века

Драма

Проза

Жанры в России

Литература в последней четверти XVIII века

В Европе

Литература в последней четверти века в России

В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.

Кризис классицизма

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

Сентиментализм

Ведущие деятели литературы XVIII века

Страны, где литература этого периода получила наибольшее развитие, стали:

  • Англия — Даниэль Дефо (1661-1731), Джонатан Свифт (1667-1745), Генри Филдинг (1707-1754), Роберт Бёрнс (1759-1796).
  • Франция — Франсуа Вольтер (1694-1778), Дени Дидро (1813-1834), Жан-Жак Руссо (1812-1878), Бомарше (1832-1899).
  • Германия — Фридрих Шиллер (1759-1805), Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781), Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
  • Италия — Карло Гольдони (1707-1793), Карло Гоцци (1720-1806).

Гост

ГОСТ

Русская литература XVIII века

Русская литература зародилась в XI веке. Распространение письменности всё более увеличивало темпы её развития, и со временем она стала неотделимой частью мировой литературы и, более того, уникальным памятником истории и культуры России. На страницах произведений русских авторов отражены все эпохи жизни государства, все перемены, произошедшие в его жизни, все самые важные имена, даты и события.

Просвещение - эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Именно в XVIII веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. В этом веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX.

Говоря о литературе, XVIII век следует мысленно делить на две части - его первую и вторую половины. Произведения начала века сильно отличаются от произведений, написанных ближе к его концу.

Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на сложившиеся за века и корнями идущие в Древнюю Русь литературные традиции.

Жанры первой половины XVIII века:

  • Житие;
  • Панегирик (восхваление);
  • Тонические стихи.

Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

Готовые работы на аналогичную тему

Русская литература, как и русская культура в целом, отставала от соседних европейских стран приблизительно на век из-за нашествия Золотой орды, на сто лет захватившей власть над Русью.

Однако ближе к середине века лёд тронулся; в русской литературе появились умы, которые начали двигать её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.

В.К. Тредиаковский - первый профессиональный российский филолог. Он является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Именно Тредиаковский первым ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии. Он перевёл множество произведений древнегреческой и европейской литературы, сделав их доступными для российского читателя и создав тем самым основу для развития классицизма.

Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияние церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.

Под влиянием петровских реформ, литературной работы писателей и смены времён в 1720-ые годы в Россию пришёл классицизм, господствовавший в литературе вплоть до начала XIX века. Классицистов интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов:

  • 1720-ые годы, литература петровской эпохи. Литература начала обретать светские черты. Основную часть литературы этого времени составляли переводы зарубежных произведений.
  • 1730 - 1770-ые годы, расцвет русского классицизма.
  • Последняя четверть XVIII века - кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм.

Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры:

  1. Драма: комедия и трагедия;
  2. Проза: сентиментальная повесть, сентиментальное путешествие и др.;
  3. Стихотворные формы: героические и эпические поэмы, оды, различные малые лирические формы.

Русские писатели XVIII века

Какие же писатели творили в XVIII веке, формируя русскую литературную традицию, помимо уже упомянутых Тредиаковского и Ломоносова?

Значительное место в русской литературе занимает творчество Гавриила Романовича Державина, государственного деятеля и тайного советника. Как и несколько других авторов, он является одним из основоположников русской классической литературы.

Творчество Державина называют вершиной русского классицизма.

Политика Екатерины II положительно повлияла на развитие российских науки и искусства. Во время её правления появились первые университеты, библиотеки и открытые музеи.

А.С. Пушкин и поэты пушкинского круга почитали Г.Р. Державина как своего кумира. Сам Державин очень положительно высказывался о юном Пушкине.

Произведения Г.Р. Державина:

Не менее значительным для русской литературы XVIII века является имя Дениса Ивановича Фонвизина, автор пьес, являющихся классическими образцами комедий. Прогрессивность его литературных методов заключалась в том, что он, соблюдая каноны классицизма, объединял при этом в своих произведениях несколько проблематик: проблемы семьи и воспитания, проблемы образования, проблемы социального неравенства. Юмор Фонвизина, как и юмор многих писателей XVIII века, был острым, жалящим, направленным на обличение пороков общества.

Произведения Д.И. Фонвизина:

Сторонниками реформы Карамзина были поэты пушкинского круга, творившие в Золотой век.

Читайте также: