Формы земной поверхности конспект урока 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

1). Формировать представления учащихся о формах земной поверхности. Познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор.

2). Продолжить формирование интеллектуально – познавательных УУД: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, классифицировать; регулятивных: анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности; предметных: работать с иллюстративным материалом, решать задачи.

3). Формирование основ эко – культуры на базе природоохранного, этического, практическо – деятельностного аспектов воспитания. Прививать бережное отношение к природе.

Методы по источникам знаний:

1). Словесные (беседа, рассказ, дискуссия)

2). Наглядные (иллюстративный, демонстрационный)

3). Практические (наблюдение, практические работы)

Вербальные: текст учебника.

Тип урока по дидактическим целям: изучение нового материала.

Этапы и методические особенности урока (формы, методы, приёмы)

Предметные учебные действия

1. Организационно – мотивационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Мой край - моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Посмотрите на слайд, перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)

Так выглядят равнины и горы на карте.

Коммуникативные: умение слышать и понимать речь учителя, умение высказывать своё мнение

Приветствие, проверка готовности к уроку

Рассматривают физическую карту России.

Отвечают, работают с картой.

2. Изучение нового материала

Беседа с элементами практической деятельности

Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. Слайд . (Тема урока)

А теперь рассмотрите изображения на слайдах. Слайд . (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)

- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) Слайд . (Изображение равнины и определение.)

Равнина - ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". Слайд 9. на слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой).

Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) На второй иллюстрации? (Плоская).

Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

Откройте учебники на странице 90-91. Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом). Слайд. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.) (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)

Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине - это холмы. Появляется слайд ("Холм"). В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. На слайде появляется анимация - части холма.

Подготовленный ученик читает стихотворение А. Шаталова "Холм".

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг -
В этот сумрачный час не узнал я равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы -
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.

- Какие части холма, автор упоминает в своем произведении? (Подножие.)

Коммуникативные: работать с различными источниками знаний

Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные? Воспринимать текст с учётом поставленной задачи

Интеллектуально – познавательные: делать выводы, устанавливать взаимосвязь

Рассматривают изображения на слайдах.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения, рассуждают, делают вывод.

Открывают учебники и находят все равнины на территории нашей страны.

Отвечают на вопросы

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (Машут руками)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (Топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)

4. Закрепление нового материала

Итак, какие формы земной поверхности мы рассмотрели? Что же они представляют собой?

Оцените свою работу на уроке. Учитель раздаёт листы - самоконтроля. Дома проверьте насколько вы усвоили тему, ответьте на вопросы теста.

Формы земной поверхности.

1. Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?

2. Какие горы разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирские равнины?

3. По какой территории протекает река Обь?

o По Восточно-Европейской равнине.

o По Средне-Сибирскому плоскогорью

o По Западно-Сибирской равнине

4. Как называется углубление в земле с крутыми склонами?

5. Как называется место, где начинается гора и холм?

6. Чем гора отличается от холма?

o Местом расположения

o Занимаемой площадью

7. Каких равнин не бывает?

8. Какой высоты могут достигать холмы?

o До 200 метров

o До 500 метров

o До 1000 метров

9. На какой территории располагается столица нашей страны – Москва?

o На Восточно-Европейской равнине

o На Средне-Сибирском плоскогорье

o На Западно-Сибирской равнине

10. В каких горах находится самая высокая гора – Эльбрус?

С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины) какие бывают равнины? (Плоские и холмистые). Какая форма земной поверхности называется холмом? Какая форма земной поверхности называется оврагом? Какие горы нашей страны вы можете назвать? Какие равнины вы знаете?

В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности". Слайд.(схема)

Формирование интеллектуально – познавательных УУД: выделять главную мысль, устанавливать причинно – следственные связи между компонентами природы

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

  • О.Т.Поглазова "Окружающий мир" учебник для 2 кл.
  • Табл. "Равнины", "Горы"
  • Физ. карта мира
  • Рисунки, макеты, сделанные учениками.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок,

II. Подготовительный этап.

Мы продолжаем наше путешествие, начатое на прошлых уроках. А где мы путешествуем, вы скажете, отгадав загадку.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она большущий шар. (планета Земля)

Итогом нашего путешествия станет рукописная книга, которую мы составим, используя найденные вами интересные сведения, ваши рисунки, макеты, сочинения.

III. Проверка дом. задания и работы групп исследователей.

-Как называются огромные участки суши, омываемые океанами?

-В какие цвета окрашена суша на карте и глобусе?

-Что являются основными формами поверхности Земли?

-Что такое равнины?

-Какие бывают равнины?

-Каким цветом равнины обозначены на карте?

(Заслушиваются и обсуждаются рассказы "ученых-географов" о Западно-Cибирской равнине и Воронежской области. о холмах и курганах.

Вот некоторые из них:

IV. Физ.минутка. Игра "Телефон".

Мы немножко пошумели.

А теперь все тихо сели.

V. Постановка учебной задачи.

-Что мы будем изучать на уроке узнаете, отгадав загадку:

Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (Гора)

  • как образуются горы,
  • какие бывают горы,
  • как обозначаются на карте и глобусе,
  • как разрушаются горы,
  • горы и люди.

Разобраться в этом нам помогут "учёные-исследователи гор"

Сравнение горы и холма.

Рассказ учителя о горах.

Одиночные горы встречаются редко. Чаще всего горы расположены рядами- горными хребтами. Высота гор разная. Одни возвышаются на несколько сотен метров, другие на несколько километров.

На карте горы изображены оттенками коричневого цвета.

Выглядят горы по-разному.

Работа по учебнику(с. 116-117).

Горы есть на всех материках. На материке Евразия Уральские горы, между Черным и Каспийским морями расположены Кавказские горы. В них находится самая высокая гора России - Эльбрус (5642м). Гималайские горы. В Гималаях- высочайшая горная вершина земного шара - Эверест (8848м). В Европе есть горы Альпы, в честь которых назвали альпинистов.

Разрушение гор. Работа по учебнику с. 118

Горы представляют собой впечатляющее зрелище, которое только есть на нашей планете. Великолепная природа, во многом не тронутая руками человека, уникальные животные и птицы, редкие растения, поражающие своей красотой - все это есть в горах.


Содержимое разработки

с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Окружающий мир – изучение нового материала

Формы земной поверхности

Технология проблемного обучения, элементы личностно-ориентированной

и мультимедиа технологий.

Комбинированный урок с использованием ИКТ

В ходе урока учащиеся познакомятся с различными формами земной поверхности, поупражняются в применении умения определять местонахождение заданного объекта по сторонам горизонта.

Использование мультимедиа на уроке помогает учащимся наглядно увидеть различные формы земной поверхности, демонстрирует пошаговое сравнение холма и горы. Мультимедиа помогает сделать урок зрелищнее, интереснее, вовлечь в работу на уроке всех учащихся

Открытый урок в рамках методической недели

Подробный конспект урока

Комбинированный урок с творческим применением знаний и умений

с использованием мультимедиа технологии.

Об Образовательные: Формирование таких понятий как равнина,

горы, холм, овраг. Познакомить с основными частями горы и холма.

Способствовать развитию способности к эстетическому восприятию природы.

Воспитывать коммуникативные качества, необходимые для сотрудничества при фронтальной работе, групповой, парной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулирование проблемной ситуации с помощью учителя.

Образовательная. Формировать умение определять различные формы земной поверхности, познакомить со строением холмов и гор, формировать умение ориентироваться на местности

Развивающая. Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитательная. Привлечь внимание детей к тому, что на формирование рельефа оказывают влияние, как внешние силы природы, так и хозяйственная деятельность человека.

Мобилизующая часть урока

Коснитесь друг друга ладошками и подарите чувства уверенности в том, что у нас с вами все получится, поддержите друг друга перед началом работы.

С каким настроением мы отправляемся в путешествие? Покажите смайлик.

Зачем люди отправляются в путешествие?

И вас сегодня на уроке ждут открытия.

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои.

В конце урока вы поделитесь своими открытиями.

А чтобы не сбиться в пути, мы, будем путешествовать

по маршрутному листу открытий и заполнять его в ходе урока.

Ход и содержание урока

Актуализация опорных знаний

Узнали, что такое горизонт, линия горизонта, познакомились с компасом, научились находить стороны горизонта, ориентироваться в пространстве

Дайте определение горизонта. (Слайд 2)

Что такое линия горизонта? (Слайд 3)

Для чего нужен компас?

Посмотрите на доску и найдите у себя в маршрутном листе розу ветров.

Назовите и обозначьте основные стороны горизонта. ( Слайд 4) Назовите и обозначьте промежуточные стороны горизонта.

Проверим. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.№1

Оцените свою работу +,-.

Ребята, вы успешно справились с этой задачей.

Работа по вариантам.

Давайте докажем, что мы замечательно научились определять стороны горизонта. Я приготовила для вас сложные задания.№2 (Слайд 5)

На уроке ребята изучают различные формы земной поверхности: равнину, горы, овраг, холм. У учащихся формируется представление о поверхности родного края. Развивается умение работать с географической картой и другими источниками информации.



Предмет: Окружающий мир

Целевая аудитория: для 3 класса

Ресурс содержит подробный конспект урока и интересную презентацию. Урок насыщен различными формами работ6ы: задачи, кроссворды, работа над понятиями, с учебниками. Спасибо!

Ольга Александровна,благодарю вас за интересную разработку.Столько сил сберегли и времени!Новых творческих успехов Вам!

4 Натали4352 • 21:06, 02.11.2014

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: