Куприн олеся конспект урока 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

Куприн Александр Иванович
(1870 – 1938)

Творчество А. И. Куприна
(уроки литературы в 11 классе)[1]

Оборудование урока: портрет А. И. Куприна

Методические приемы: рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.

Ход урока.

I. Слово учителя

Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870—1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.

III. Слово учителя

Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище. После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом.

— Какой цвет сопровождает образ Олеси?
(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча);
красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов — единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).

— В чем, по-вашему, идея рассказа?
(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)

Многие герои купринских произведений напоминают персонажей Тургенева, есть несомненная общность в изображении действительности, быта, нравов.

Общность писателей проявляется наиболее значительно в изображении природы, в понимании ее роли в жизни человека. Идеал Куприна — нераздельное слияние человека с вечно прекрасным земным миром. Пейзажная живопись Тургенева, ценная сама по себе, часто служит для передачи душевных состояний. У Куприна образ природы наделен разнообразными функциями.

Домашнее задание

Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

Ход урока.

I. Слово учителя

Комментарий учителя:

— Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?
(Тема протеста против войны. Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.)

Комментарий учителя:

Комментарий учителя:

— Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме?
(После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску — ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных (глава ХIХ).)

Комментарий учителя:

Комментарий учителя:

Так Куприн выходит на еще одну, очень важную тему — тему личности.

Домашнее задание

Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию в повести.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Авторские идеалы выражают герои, противопоставленные основной массе — Ромашов и Назанский. Этих героев представляют несколько учеников (по группам):
портретная характеристика,
отношения с людьми,
взгляды,
отношение к службе и т. д.

II. Характеристика образа Назанского

План характеристики:
1. Первые упоминания о Назанском.
2. Встреча Ромашова и Назанского.
3. Портрет героя.
4. Роль интерьера.
5. Темы размышлений Назанского.
6. Роль пейзажа в характеристике образа Назанского.
7. Рассуждения Назанского о любви.
8. Автор и его герой.

Комментарий учителя:

Вопросы для обсуждения:

III. Характеристика образа Ромашова

План:
1. Ромашов и Назанский.
2. Портрет Ромашова.
3. Поступки героя.
4. Что привлекает в Ромашове?
5. Внутренние противоречия героя.
6. Ромашов и Хлебников.
7. Ромашов и Шурочка Николаева.

IV. О психологизме повести

VI. Заключительное слово учителя

Домашнее задание

1. Источник : Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2005. – 368 с. – (В помощь школьному учителю). (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: напомнить содержание, раскрыть образы главных героев, роль пейзажа в произведении и авторскую позицию, развивать интерес к литературе 20 века.

  1. Сравнительный анализ художественного текста и песни:

- От чьего лица ведётся повествование? Ваше отношение к этому герою.

- Олеся и Иван Тимофеевич. Кто вам ближе и почему?

- К чему приводит их отношения автор повести?

- Какова тема повести?

- Какую цель поставил перед собой автор и перед читателями, на ваш взгляд?

В повести видно и мастерство Куприна – пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.

Образы героев автор создаёт в традициях русской психологической прозы. А.И.Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство.

Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. Автор восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз – причина того, что Олеся идёт в церковь, хотя понимает губительность этого поступка.

Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.

В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира. Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В её образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живёт природа, её душа не испорчена цивилизацией.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому её не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами её поступков становятся эмоции. Больше того , Олеся – колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Её искренность, отсутствие фальши подчёркнуты и в её внешнем облике, и в жестах, движении, улыбке.

Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

Тест по творчеству А.И.Куприна

а) поэтический образ, выражающий суть какого – либо явления;

б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть её особенное, избирательное значение;

в) слово или оборот в иносказательном значении;

г) художественный приём, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения – это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета;

г) неприятие произведения критиками и читателями.

3. Композиция – это:

а) эпизод литературного произведения;

б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;

г) столкновение, противоборство персонажей.

а) Соломон – Суламифи;

б) Желтков – Вере Шеиной;

в) Желтков – Богу;

г) Ромашов – Шурочке.

5. Кто из героев Куприна, подобно А.Болконскому из романа Л.Толстого, мечтает о подвиге?

А) письмо к возлюбленному;

Б) букет полевых цветов;

В) косынка Олеси;

Г) нитка красных бус.

Войти через uID

. Может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь.
А.И. Куприн

Цели урока. Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл произведения; воспитывать интерес к творчеству А.И. Куприна, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека.

Ход урока

  • Чтение учителем первого абзаца произведения.
  • Беседа с учащимися.

Почему у произведения такое название?

В центре внимания автора необычная девушка со странным именем Олеся. Именно её судьба, её поступки задели героя-рассказчика, который сообщает читателю историю своих отношений с Олесей.

К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные признаки этого жанра.

Учитель. Итак, в центре внимания — Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести.

В чём особенности композиции произведения?

В повести чередуются рассказ героя о событиях его жизни и его размышления.

Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье?

Герой — интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией в лице ксендза. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник — Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.

Найдите завязку сюжета.

Завязкой является разговор героя с Ярмолой о ведьмах.

Как дальше развиваются события? (Пересказ учащихся.)

Найдите описание избушки Мануйлихи (гл. 3).

"Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид”. Описание жилища Мануйлихи и Олеси подчёркивает их близость к миру природы и сказки — не случайно у героя возникает ассоциация с избушкой Бабы-яги.

Как встречает героя Мануйлиха? Почему?

Иван Тимофеевич решает найти избушку "ведьмы”, отправляется в лес, это ему удаётся. Мануйлиха встречает его неприветливо, так как общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку.

Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке?

Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. "Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным капризным видом”.

Что известно о героинях? Что общего у них с Иваном Тимофеевичем?

Мануйлиха и Олеся — чужие в этом крае, они пришлые. Герой тоже чужд людям Полесья, он не смог найти с ними контакта.

Как дальше развиваются события?

Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и её жизни; у них завязываются постоянные отношения. Показательно, что ни с кем больше Иван Тимофеевич так и не сошёлся.

Какими необычными способностями обладает Олеся? Расскажите, как она пытается убедить героя, что является ведьмой.

Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? (гл. 6)

Размышляя о своём восприятии молодой дикарки, герой говорит: "Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум. Для своей среды, для своего воспитания она обладала изумительными способностями”.

Герою приятны непосредственность, естественность, открытость Олеси, некоторая детскость, отсутствие кокетства. То есть его привлекает именно то, чего он, вероятно, не находил в других людях.

Как окружающие относятся к общению героя с девушкой?

У Ивана Тимофеевича портятся отношения с жителями деревни и даже с Ярмолой, который тоже не одобряет общения с "ведьмами”.

Когда впервые возникает опасность расставания с Олесей? С чем это связано?

Новый помещик в деревне решает осушить болота, и пришедший к Мануйлихе урядник требует, чтобы она с внучкой немедленно покинули этот край.

Как повёл себя герой в сложившейся ситуации?

Иван Тимофеевич пытается защитить своих подопечных, угощает урядника, словесно убеждает, дарит старинное ружьё, добившись на время разрешения оставить женщин в покое.

Что стало переломным моментом в отношениях героев?

Давайте почитаем начало X главы.

". Когда я ступил на её порог, то сердце забилось с тревожным страхом у меня в груди. Почти две недели не видал я Олеси и теперь особенно ясно понял, как была она мне близка и мила. Я почувствовал, что. Олеся отдаёт мне. всё своё существо”.

Что происходит в жизни героев после этой встречи?

Герои признаются друг другу в любви, важно, что инициатором является именно Олеся. А Иван Тимофеевич испытывает боязнь чего-то нового, появившегося в его жизни.

Как сами герои воспринимают свою любовь?

Для Олеси любовь — это дар. Она любит и наслаждается этим; хотя героиня предчувствует беду, она сознательно продолжает свои отношения с любимым.

"— Теперь мне всё равно, всё равно! Потому что я люблю тебя.

— Олеся, ради Бога, не надо. оставь меня. Теперь и я боюсь. боюсь самого себя. Пусти меня, Олеся”.

Иван понимает, что его чувство к Олесе вполне серьёзно, он ощущает волшебство, исходящее от девушки. Постоянно размышляет о своих отношениях с дикаркой и приходит к убеждению, что даже готов жениться на ней и забрать с собой в город.

Как воспринимает отношения Ивана Тимофеевича и Олеси Мануйлиха?

"Старая Мануйлиха стала после моего выздоровления так несносно брюзглива, встречала меня с такой откровенной злобой и, покамест я сидел в хате, с таким шумным ожесточением двигала горшками в печке, что мы с Олесей предпочитали сходиться каждый вечер в лесу. ”

Слово учителя. В своей повести автор ставит проблему столкновения человека природы и человека цивилизации. Ведь Мануйлиха с самого начала стремилась противиться встрече внучки и чужака, чувствуя, что они принадлежат к разным мирам, и стремясь уберечь Олесю от боли.

Обратите внимание на размышления героя. Как он представляет Олесю в мире цивилизации?

"Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье. исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса. ”

В каких произведениях вы встречались с подобной ситуацией?

Слово учителя. В названных произведениях проблема столкновения "естественного человека” и человека цивилизации разрешалась драматически, авторы показывали, что эти люди настолько различны, что их соединение возможно лишь ненадолго или в условиях природы.

Как Олеся воспринимает разговор об отъезде Ивана и его предложение жениться?

Она понимает, что это невозможно, говорит герою, что подобное решение смешно даже представить, что в будущем он сам её возненавидит за этот брак. Девушка объясняет свой отказ так: "Я ведь только о твоём счастье думаю”.

"Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле?” Это говорит о том, что любовь Олеси глубока и жертвенна, о себе девушка не думает.

Как героиня пытается доказать Ивану свою любовь?

Ради любимого Олеся готова пойти в церковь, хотя она уверена, что несёт в себе какое-то таинственное и роковое начало. Этот поступок связан с большим риском, но девушка решается на него. "Милый, знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь очень, очень приятное”.

Расскажите о последствиях этого похода.

Когда Олеся пришла в деревню, то подверглась оскорблениям со стороны женщин, которые насмехались над ней, ругались и не позволяли девушке пройти. Кто-то предложил вымазать её дёгтем, а когда Олеся вырвалась из круга своих обидчиц, вслед ей полетели камни. Разозлившаяся Олеся, "отбежав шагов на пятьдесят. остановилась, повернула к озверевшей толпе своё бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое её слово было слышно на площади:

— Хорошо же. Вы ещё у меня вспомните это! Вы ещё наплачетесь досыта!”

Последствия её похода в деревенскую церковь послужили причиной отъезда героинь — местные жители в озлоблении могли причинить им огромный вред. Олеся и её бабушка понимают, что после случившегося им нужно покинуть Полесье, так как в причинах любого несчастья обвинят их. ". Ведь я там. в Перебродье. погрозилась со зла да со стыда. А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут: скот ли начнёт падать или хата у кого загорится — всё мы будем виноваты”, — говорит Олеся Ивану. После его ухода они покидают Полесье. Сама героиня говорила: "Нет. я знаю, я вижу. Ничего нам, кроме горя, не будет. ничего. ничего. ”

Почему невозможным оказалось продолжение любви?

  1. Мешали окружающие.
  2. Этого не хотела сама Олеся.
  3. Виной всему — пассивность героя.

Попробуйте сформулировать идею произведения.

Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким окружающим миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение.

Соответствует ли эпиграф нашему разговору?

Обратите внимание на последние строки повести. В них — отношение рассказчика ко всему происшедшему.

Слово учителя. Посмотрите, какими словами характеризует своё состояние Иван Тимофеевич — "с стеснённым, переполненным сердцем. ” Оно переполнено чувствами, а любовь Олеси остаётся для него чудесной сказкой, она будет храниться в памяти, ведь только память связывает его с нежной и великодушной девушкой, подарившей герою своё чувство и ничего не потребовавшей взамен.

(Это задание в виде письменной работы можно дать для выполнения дома, чтобы ученики могли поразмышлять и подготовиться к предстоящей письменной работе на уроке.)

Оба произведения посвящены теме любви, которую главные герои (Олеся и Желтков) воспринимают как Божий дар, как счастье, несмотря на то, что у их чувства нет будущего, жизнь лишает героев возможности быть с возлюбленными. Чистая, искренняя любовь — основа их личностей. Герои счастливы потому, что им довелось испытать это глубокое чувство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовать структуру повести "Олеся". Развить навык анализа прозаического текста.

Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,

осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

1. Орг. момент

2. Слово учителя о творческой истории повести:

В основу рассказа легла история, рассказанная Куприну юристом Тулубом о том, как жители одной губернии убили знахарку, обвинив ее в ниспослании града.

3. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Для справки:

Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Олеся о церкви (гл.6).

Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.

- Ваше отношение к главным героям повести

Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

Цели викторины: проверка внимательности чтения произведения, расширение кругозора учащихся, умение быстро ориентироваться при ответе на вопрос, возможность проявить себя.

Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?

Никогда не женится, даже попробует руки на себя наложить.

О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?

Был ли он с ней счастлив.

Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?

Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.

Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?

Купить мыла и соли, а бабушке – чаю.

Что было самым примечательным в портрете Олеси?

Глаза и надломленные посредине брови, своевольный изгиб губ.

Сколько лет Олесе?

Как зовут и величают Мануйлиху люди, по её мнению?

Зовут зовуткой, а величают уткой.

Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?

Простые нравы, первобытные натуры, обычаи, своеобразный язык, поэтические легенды, предания, песни.

Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?

Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу?

Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?

Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?

Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?

Гречневая крупа, сало, лук, картофель, курица.

Как называется место, где разворачиваются описанные события?

Волынская губерния, Полесье.

Какой дар передан Олесе по наследству?

Назовите местную интеллигенцию.

Ксендз, органист, урядник, конторщик.

Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?

Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке?

В пятки заколотили гвозди, перебили кольями все рёбра.

Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?

На углу оконной рамы.

Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?

О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?

Что у них нет ребёночка.

Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?

Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?

Вы ещё наплачетесь досыта.

Что напоминала хата колдуньи?

Сказочную избушку на курьих ножках.

Настоящее имя Олеси?

Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?

Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?

Она говорила образно, здесь так не умеют.

Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?

При встрече с барином целовать ему руку, а иногда и сапоги.

Как звали собаку Ярмолы?

Самое любимое занятие дворян?

Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?

Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …

Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?

Сделала надрез, а потом заговорила кровь.

Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?

Жениться на Олесе.

Чего больше всего в жизни боялась Олеся?

Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?

Она уже гадала один раз, а судьбу нельзя испытывать дважды.

О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?

О зайце и волке.

Как местные бабы расправились с Олесей?

Окружили, раздавались насмешки в её адрес, хотели измазать дёгтем, сбили с ног.

Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?

Чёрный кот и сова.

За что люди прогнали ведьму из села?

Извела у одной молодицы дитя.

Какие птицы дружили с Олесей?

О чём писал рассказы Иван Тимофеевич?

Какой картой в колоде является Олеся?

Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию?

Почему Олеся никогда не ходила в церковь?

Её душа с рождения продана дьяволу.

За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси и её бабушки?

За ружьё, подаренное уряднику, так как оно ему очень понравилось.

Чего самого элементарного не знает Олеся?

За что все вокруг корили и ругали Ярмолу?

Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание?

Во сколько раз деревня меньше Петербурга?

На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу?

В середине болит, ни есть, ни пить не могу.

Сколько грамотных людей в деревне?

В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?

Печь, травы, корешки, посуда и скворцы.

а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.

2. Что оставила Олеся в память о себе?

а) бусы; б) письмо; в) крест.

а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.

а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.

5. Что хотели сделать с Олесей женщины?

а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.

7. Выводы по повести на материалах презентации

8. Подведение итогов, рефлексия:

- Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?


-75%

Читайте также: