Музыка природы 6 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Проблема урока: Красота природы и правда отображения ее в музыке.

  • Фортепиано;
  • магнитофон;
  • запись: сцена таяния Снегурочки из оперы "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова (фрагмент);
  • фонограммы песен: "Волшебник", муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева;
  • "Колокола" Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина;
  • "Васильковая страна" из репертуара группы "Волшебники двора".
  • Образовательная задача: показать, что сила музыки Н. А. Римского-Корсакова в связи музыки с природой, единстве красоты и правды ее отображения в музыке.
  • Коррекционные задачи: помочь самовыражению воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • Развивающие задачи: совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • Воспитательные задачи: прививать любовь и уважение к искусству, к природе через знакомство со сказочными образами.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Сцена таяния из оперы "Снегурочка" Н. А. Римского - Корсакова.

- определение содержания и характера музыки;

- определение влияния ее на слушателей.

- активизировать певческое дыхание, артикуляционный аппарат, голосовые связки.

5. "Колокола" музыка Е. Крылатова, слова Ю.Энтина

- вокально-хоровая работа (работа над четким и ритмичным произнесением текста в быстром темпе, работа над ритмическим ансамблем).

6. "Волшебник - недоучка" музыка А Зацепина, слова Л.Дербенева

- вокально-хоровая работа (работа над ансамблем).

7. "Васильковая страна" из репертуара группы "Волшебники двора".

- вокально-хоровая работа (работа над характером исполнения).

Учитель. Здравствуйте, ребята! (Восходящее движение с 1 -g 1 ).

Дети. Здравствуйте, учитель! (Нисходящее движение g 1 - с 1 )

Учитель. Какой вопрос мы рассматриваем в этой четверти?

Дети. В чем сила музыки?

Учитель. Сегодня мы продолжим работу над темой: "В чем сила сказочной музыки?" На прошлом уроке мы начали знакомство с оперой Н. А. Римского - Корсакова. Как называется опера?

Дети. Опера называется "Снегурочка".

Учитель. С какими героями уже познакомила нас музыка?

Дети. Мы познакомились со Снегурочкой и пастушком Лелем.

Учитель. Что вы узнали о Снегурочке?

Дети. Снегурочка - дочь Деда Мороза и Весны-Красны, молодая девушка, очень веселая и игривая, сказочное существо. Она услышала людские песни, полюбила их и решила жить среди людей.

Учитель. Какой предстала перед нами Снегурочка?

Дети. Очень хрупкой, нежной, сказочной и холодной.

Учитель. Почему? Что помогло нам ее такой представить?

Дети. Музыка. Она звучала сказочно, волшебно, прозрачно. Напоминала пение птиц, а не пение человека.

Учитель. А на какую судьбы себя обрекла Снегурочка?

Дети. Снегурочка полюбила не только людские песни, но и испытала чувство нежной любви к человеку.

Учитель. Верно, но жизнь остановить невозможно: за зимой приходит весна, а за весной - лето. Дочь Деда Мороза и Весны - снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы забываем о ней? Давайте послушаем, что же произошло со Снегурочкой в конце оперы:

: В ожидании прихода лета в царстве царит радость и веселье. Только Снегурочке чего-то не хватает, что-то мучает ее, не дает быть счастливой. Ей грустно. Снегурочка идет к матери Весне, просит сердечной теплоты, человеческих чувств. Мать весна надевает ей венок, и перед снегурочкой открывается чудесный, неизвестный мир. Снегурочка, холодное дитя природы, вдруг счастлива - она полюбила.

Царь Берендей благословляет молодые пары, которые решили пожениться. Среди них и Снегурочка со своим возлюбленным. Но вот всходит солнце, и первый летний луч падает на Снегурочку: и :

Звучит фрагмент из сцены таяния Снегурочки.

Учитель. Снегурочка исчезает, остается только маленький ручеек:

Какие чувства испытывала Снегурочка, прощаясь с жизнью?

Дети. Снегурочка не боится, она благодарит мать весну за дар любви:

Учитель. Как повлияло таяние Снегурочки на людей?

Дети. Все были удивлены, растеряны:

Учитель. Да, едва слышны слова жителей Берендеева царства, они поражены происходящим:

А на вас как повлияла эта картина таяния?

Дети. Было жаль Снегурочку, мы за нее переживали, но она была счастлива, что жила среди людей и сумела полюбить :

Учитель. Как нам это передала музыка?

Дети. Музыка звучала нежно, мягко, ласково, прозрачно, взволнованно:)

Учитель. Музыка оперы очень красива. Композитор, рисуя картину таяния Снегурочки, ее прощания с жизнью, восхищался ее красотою.

Учитель. Как вы думаете, чему нас учит "Снегурочка"?

Дети. Опера "Снегурочка" учит нас любоваться красотой природы, музыки - красотою народных песен, человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу и чувства.

Учитель. В чем же сила этой сказочной музыки?

Дети. В ее красоте и правде. Музыка правдиво показывает нам природу, смену времен года, природные явления и чувства человека.

Учитель. А теперь проведем распевание:

- Массаж лица, ушей, носа пальцами.

- Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом "когтей"). Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком).

- А теперь также с вибрацией губ и движениями руки нарисуем горы. (то восходящее, то нисходящее движение).

- Упражнение "Воздушный шарик": Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх ("надуваем шарик"). Задерживаем дыхание, а затем "сдуваем шарик" - выдыхая воздух, говорим: "Ха-ха-ха". Руки опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2 - 3 раза).

- Упражнение "Дровосек": Сцепите руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком "У", руки резко опустите вниз, показывая движения топора.

- Упражнение "Гармонь". Руки согнуты перед грудью в локтях. Глубокий вдох через нос - руки медленно растягивают меха. Выдох через рот со звуком А-А-А, руки возвращаются в исходное положение.

- Игра "У бабушки Дарьюшки". По считалке выбирается ведущий. Все вместе с ведущим пропевают песню, а в конце придумывают любую смешную рожицу. Ведущий выбирает самую смешную. Тот воспитанник становится ведущим.

Учитель. Ребята, продолжим работу над песнями.

Мы разучиваем песню "Колокола".

Как развивается музыка в этой песни?

Дети. Музыка звучит быстрее от куплета к куплету.

Учитель. Старайтесь четко проговаривать слова, слушать друг друга.

Учитель. А теперь продолжим работу над песней "Волшебник-недоучка". Здесь нужно выделять главные слова в каждом предложении.

Учитель. Песню "Васильковая страна" нужно исполнять весело, счастливо, радостно, нежно, мягко, плавно.

Учитель. Сегодня на уроке мы закончили знакомство с оперой Н.А. Римского Корсакова "Снегурочка". В чем сила этой сказочной музыки?

Цель урока: прививать учащимся любовь к природе через музыкальные и художественные произведения. Показать взаимосвязь природы и музыки, воздействие музыкальных произведений, изображающих природу, показать взаимосвязь природы и музыки с жизнью человека.

ВложениеРазмер
Урок музыки в 6 классе 20.12 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

Цель урока: прививать учащимся любовь к природе через музыкальные и художественные произведения. Показать взаимосвязь природы и музыки, воздействие музыкальных произведений, изображающих природу, показать взаимосвязь природы и музыки с жизнью человека.

Образовательная: развивать и воспитывать на примерах созданных произведений разных композиторов, любовь к прекрасному.

Сформировать представление и значение музыки отражающей природу в жизни людей.

Воспитательная: формировать интерес к творчеству русских, осетинских, зарубежных композиторов и художников. Прививать любовь к музыке и к природе.

Развивающая: развивать понимание о том, что музыка и природа сама жизнь, и она подвластна законам жизни, существуют, воздействуют на людей.

Умение слышать распознавать особенности музыки, изображающие природу, которые влияют на душевное состояние, жизненные ситуации людей и окружающий нас мир.

Задачи реализации музыкального материала

Оборудование. Приемы и методы фонограмма

Чайковский Пьеса для фортепиано. Голоса птиц Голоса китов фрагмент звучания

Ф. Алборов Концерт № 2

Под звуки музыки П.И. Чайковского дети заходят в класс и садятся. На фоне пьесы П.И. Чайковского звучат голоса птиц, звучат голоса китов.

Учитель: Ребята, что вы сейчас услышали и представши?

Ученик: Звучала музыка плавно, нежно, красиво, звучали голоса птиц и китов.

Учитель: Что вы представили себе?

Ученик: Нашу необъятную землю, ее природу.

Определить характер, настроение звучания музыки

Учитель: Ребята, это было очень давно, земля была совершенно пустой. На ней было темно. Весь мир был погружен во мрак.

Не было ни травы, ни деревьев,

Ни цветов, ни птиц,

Ни даже неба и звезд.

Божий дух встал над землей

И сказал Бог: Я сотворю небо и землю И стал Он творить!

Небо! Звезды! Птицы! Море! Волны! Свет!

Звучало море в грани берегов

Повеял ветер в тростники,

Наверно чрез их отверстия ожили луга Так зарождалась жизнь

Ученик: Человек. Но человек должен очень бережно относиться к природе, к миру.

Учитель: Ребята, прозвучало произведение великого немецкого композитора, жившего 400 лет назад. Как вы думаете какому композитору принадлежит это произведение? Ученик: И.С. Бах

Учитель: Что значит фамилия Бах в переводе с немецкого языка?

Определить характер, настроение звучания произведения, что выражает и изображает музыка?

Определить, как звучала музыка?

Ученик: Возвышенно, стремительно, уверенно, объемно, величественно, утвердительно устремлено ввысь так же как и сама природа, присутствующие в ней растения и животный мир, к жизни, к миру.

Учитель : Ребята, а можете ли вы считать себя хозяевами на этой земле?

Учитель: Вы когда-нибудь посадили хотя бы одно дерево? Назовите писателей у которых написаны стихи о природе.

Чистое интонирование мелодии

легкая, четкая дикция

Чистое интонирование мелодии

Учитель: Ребята, сейчас мы познакомимся с еще одним замечательным композитором, о котором вы еще ничего не слышали. Посмотрите на него, это - Ф. Алборов. Обратите внимание какой у него добрый взгляд, улыбка. Он родился 8.09.1935г в г. Цхинвали в семье служащего. С детства от был окружен музыкой. В его семье пели и играли на музыкальных инструментах почти все Конечно же все это отражалось на его характере. Вы знаете его музыку, она вам знакома! Достаточно вспомнить художественные фильмы:

Но особенно хочется выделить 2 концерт.

Учитель: Что такое концерт?

Учитель: Этот концерт был его дипломной работой

Вот, что сказал о его концерте известный композитор, педагог, профессор :

Если б в осетинской симфонической музыке не было ничего, кроме 2-го концерта для фортепиано с оркестром Ф. Алборова, то и тогда у нее было бы достаточно, чтобы можно было говорить о симфонической осетинской музыке.

Учитель: Ребята, давайте послушаем 2 часть концерта №2 Ф. Алборова.

Подумайте, а потом скажите, что выражает музыка, какими были ваши мысли.

Ученик: Когда я слушаю эту музыку душа моя улетает далеко-далеко, где нет зависти и злости, жестокости, туда где живут доброта и красота.

Определить настроение и характер музыки.

Учитель : Как звучит музыка?

Ученик: Медленно, сдержанно, стремительно.

Учитель: Какое настроение?

Ученик : Печальное, тревожное, жизнеутверждающе .

Зима может быть не только суровой, знойной, носящей холод, вьюгу, но и может нести силу , волю, уверенность вдохновение.

Зимой бывает солнечный свет, который несет тепло , мягкий пушистый снег, поют птицы, т.е. есть жизнь на земле продолжается.

Чистые интонированные мелодии. Одновременное вступление, снятие. Легкая четкая дикция, эмоциональное исполнение песни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки на тему

Учитель: Терентьева Е.П.

Розовская СОШ

2014-2015 гг.

Урок музыки в 6 классе

Цель: Активизация творческой и познавательной деятельности, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

2. развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух.

3 . воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании, исполнении музыки.

1. Организационный момент

7. Домашнее задание.

I . Организационный момент, психологический настрой.

Музыкальное приветствие учителя и детей.

-Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

II . 1. С какими видами искусства связана музыка? (с литературой, живописью)

3.Какая музыка прозвучала? (марш)

4. Мы с вами пришли в какое-то место. Необходимо определить, а музыка вам поможет и подскажет.

1. О чем нам рассказала музыка? Где мы свами оказались?

2. Что прозвучало? Кто автор?

3. Что представили? (красоту степи: аромат цветов, свежего ветра).

4. Дыхательное упражнение. Вдохнем аромат степи. Вдыхаем глубоко через нос, наслаждаемся запахами природы, а затем медленно выдыхаем через рот.

5. Степь, цветы, трава – одним словом – что это? (природа)

6. Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.

7. Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?

Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.

11. Что же нас окружает, что нам всегда дорого? Без чего человек не может существовать? Выясняем далее, отправляясь в следующий этап путешествия. Как вы думаете, на чем мы свами отправимся из степи? Ну, конечно же на лошадях.

IV . 1. Куда же мы приехали? Вы сейчас увидите сюжет и услышите замечательную музыку итальянского композитора, скрипача и дирижера эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди. Попробуйте дать ей своё название.

(вокалотерапия)

4. А теперь погреем руки.

5. Ребята, какое настроение вызвала у вас музыка Вивальди? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм) Какое воздействие на вас оказала? Нашла ли отклик в вашей душе? Музыкотерапия благотворно влияет на нашу психику, полезна даже при заболеваниях.

1. Ребята, наше путешествие близится к концу. Мы уже с вами немного устали, предлагаю вернуться на поезде, но прежде попробуем сформулировать тему урока. (Ответы детей).

2. А у ворот нас уже встречает Новый год.

VI . Рефлексия. 1. Я в (хорошем, замечательном, не очень хорошем) настроении потому что…

2. Мне (понравилось, не понравилось)…

4. Мы слушали часть под названием (“Зима”).

Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны.

Цель урока : закрепить навыки анализа музыки, способствовать формированию познавательной активности.

Задача" развивать интерес к музыке и смежным предметам в процессе изучения учебного материала.

Ход УРОКА

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен теме природы в искусстве. Знаете ли вы музыкальные произведения о природе? (Ответы учащихся.) Кто назовет свою любимую песню? (Ответы учащихся)

Многие творческие люди любили и любят природу и создают музыку. Хотели бы вы узнать новые произведения? Какой характер у этой музыки? Какие средства музыкальной выразительности использовал П. Чайковский, чтобы передать образ весеннего цветка? (Учащиеся. Характер музыки светлый, добрый).

Давайте прочитаем вслух стихотворение о подснежнике. (Слайд №8) У художника Алексея Константиновича Саврасова есть картины, посвященные весне. Знаете ли вы их? (Слайды № 2 и 3)

Что общего между картинами Саврасова и музыкой П. Чайковского?

Вы знаете эти стихи, картины и музыку. Молодцы!

Ребята, вы знаете песню о земной красоте? Вы хотите ее услышать?

(Слайды № 19 - 21)

Учитель раздает тексты песни о земной красоте для желающих. Давайте разучим песню по голосам. (Групповая вокально-хоровая работа.) Учитель работает как с группами, так и фронтально. При необходимости работает индивидуально. Итак, знания, полученные на уроке, помогут нам в дальнейшем осознанно и умело анализировать музыкальные произведения, разбираться в их жанрах, характерах, средствах музыкальной выразительности, следовательно, помогут стать музыкально образованными людьми.

подобрать названия произведений к заданному списку композиторов.

Список использованной методической литературы:

1. Программа по музыке для общеобразовательных школ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 6 классе

Цель урока: прививать учащимся любовь к природе через музыкальные и художественные произведения. Показать взаимосвязь природы и музыки, воздействие музыкальных произведений, изображающих природу, показать взаимосвязь природы и музыки с жизнью человека.

Образовательная: развивать и воспитывать на примерах созданных произведений разных композиторов, любовь к прекрасному.

Сформировать представление и значение музыки отражающей природу в жизни людей.

Воспитательная: формировать интерес к творчеству русских, осетинских, зарубежных композиторов и художников. Прививать любовь к музыке и к природе.

Развивающая: развивать понимание о том, что музыка и природа сама жизнь, и она подвластна законам жизни, существуют, воздействуют на людей.

Умение слышать распознавать особенности музыки, изображающие природу, которые влияют на душевное состояние, жизненные ситуации людей и окружающий нас мир.

Задачи реализации музыкального материала

Оборудование. Приемы и методы фонограмма

Чайковский Пьеса для фортепиано. Голоса птиц Голоса китов фрагмент звучания

Ф. Алборов Концерт № 2

Под звуки музыки П.И. Чайковского дети заходят в класс и садятся. На фоне пьесы П.И. Чайковского звучат голоса птиц, звучат голоса китов.

Учитель: Ребята, что вы сейчас услышали и представши?

Ученик: Звучала музыка плавно, нежно, красиво, звучали голоса птиц и китов.

Учитель: Что вы представили себе?

Ученик: Нашу необъятную землю, ее природу.

Определить характер, настроение звучания музыки

Учитель: Ребята, это было очень давно, земля была совершенно пустой. На ней было темно. Весь мир был погружен во мрак.

Не было ни травы, ни деревьев,

Ни цветов, ни птиц,

Ни даже неба и звезд.

Божий дух встал над землей

И сказал Бог: Я сотворю небо и землю И стал Он творить!

Небо! Звезды! Птицы! Море! Волны! Свет!

Звучало море в грани берегов

Был музыкою ли

Цвели цветы

Повеял ветер в тростники,

Наверно чрез их отверстия ожили луга Так зарождалась жизнь

Природа зарождалась

Мир прекрасен!

Ученик: Человек. Но человек должен очень бережно относиться к природе, к миру.

Учитель: Ребята, прозвучало произведение великого немецкого композитора, жившего 400 лет назад. Как вы думаете какому композитору принадлежит это произведение? Ученик: И.С. Бах

Учитель: Что значит фамилия Бах в переводе с немецкого языка?

Ученик: Ручей.

Что такое фуга?

Ученик : Бог

Определить характер, настроение звучания произведения, что выражает и изображает музыка?

Определить, как звучала музыка?

Ученик: Возвышенно, стремительно, уверенно, объемно, величественно, утвердительно устремлено ввысь так же как и сама природа, присутствующие в ней растения и животный мир, к жизни, к миру.

Учитель : Ребята, а можете ли вы считать себя хозяевами на этой земле?

Учитель: Вы когда-нибудь посадили хотя бы одно дерево? Назовите писателей у которых написаны стихи о природе.

Чистое интонирование мелодии

легкая, четкая дикция

Чистое интонирование мелодии

Учитель: Ребята, сейчас мы познакомимся с еще одним замечательным композитором, о котором вы еще ничего не слышали. Посмотрите на него, это - Ф. Алборов. Обратите внимание какой у него добрый взгляд, улыбка. Он родился 8.09.1935г в г. Цхинвали в семье служащего. С детства от был окружен музыкой. В его семье пели и играли на музыкальных инструментах почти все Конечно же все это отражалось на его характере. Вы знаете его музыку, она вам знакома! Достаточно вспомнить художественные фильмы:

Но особенно хочется выделить 2 концерт.

Учитель: Что такое концерт?

Ученик: Соревнование

Учитель: Этот концерт был его дипломной работой

Вот, что сказал о его концерте известный композитор, педагог, профессор :

Если б в осетинской симфонической музыке не было ничего, кроме 2-го концерта для фортепиано с оркестром Ф. Алборова, то и тогда у нее было бы достаточно, чтобы можно было говорить о симфонической осетинской музыке.

Учитель: Ребята, давайте послушаем 2 часть концерта №2 Ф. Алборова.

Подумайте, а потом скажите, что выражает музыка, какими были ваши мысли.

Ученик: Когда я слушаю эту музыку душа моя улетает далеко-далеко, где нет зависти и злости, жестокости, туда где живут доброта и красота.

Определить настроение и характер музыки.

Учитель : Как звучит музыка?

Ученик: Медленно, сдержанно, стремительно.

Учитель: Какое настроение?

Ученик : Печальное, тревожное, жизнеутверждающе .

Зима может быть не только суровой, знойной, носящей холод, вьюгу, но и может нести силу , волю, уверенность вдохновение.

Зимой бывает солнечный свет, который несет тепло , мягкий пушистый снег, поют птицы, т.е. есть жизнь на земле продолжается.

Чистые интонированные мелодии. Одновременное вступление, снятие. Легкая четкая дикция, эмоциональное исполнение песни.

Читайте также: