Конспект урока природоведение 5 класс 8 вида полезные ископаемые

Обновлено: 06.07.2024

кругозора; умений работать с географической картой, учебником.

формирование гражданственности, патриотизма че рез осознание важности заботы о

природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых), обоснование

Эпиграф к уроку: « Человек совершенно не д ум ает о том, что у него под ногами. Всегда

мчится… самое большее – взглянет, как прекрасны облака у него над головой… И ни

Актуализация имеющихся знаний направлена на пробу ждение интереса к пол уч ению

- Какие оболочки Земли вы знаете? (Атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.)

- Каково внутреннее строение Земли? ( Землю состав ляют ядро, мантия и земная кора.)

- Что называется горной породой? (Горная порода – это плотные и рыхлые массы,

- Что называют минералами? (Минералы – то, из чего состоят горные породы) .

- Что мы знаем о недрах Земли? ( В недрах Земли залегают разнообразные полезны е

- Что называют полезными ископаемыми ? (Полезные ископаемые – это горн ые породы и

минералы, которые человек использ у ет в своей хозяйственной деятельности .)

- Какими полезными ископаемыми богата наша Респу блика? Наш край ? (Работа

учащихся с географической картой – нефть, глина, известняк. )

Учитель: Ребята, а вы никогда не задумывались, как возникли горные породы ?

В слоях земной коры, как на огромных страницах каменной книги, запеч атлена история

планеты. Миллиарды лет ее создавали волны океанов и ветры, вулканы и ледники,

стремительные потоки рек и землетрясения, тепло и давления в гл у бинах недр,

Горные породы, слагающие земную кору, очень разнообразны. Они отличаются по

физическим свойствам, составу и своему происхождению.

Горные породы возникают в определенной геологической обстановке, и по условиям

формирования среди них различают осадочные, магматические и метам орфические.

Осадочные породы образуются путем осаждения минеральных частиц или растворенных

химических веществ из морской, озерной, речной воды или в результате накопления

остатков организмов. Как правило, осадочные породы обладают хорошо выраженной

слоистостью. К осадочным горным породам относят известняки, песчаники, глины, пески,

Большая группа горных пород образовалась в результате затвердевания огненно -

жидкого вещества глубин Земли - магмы . Такие горные породы называются

Преобразование магмы в горную породу происх одит в разных у словиях. Когда расплав

застывает на глубине , возникают так называемые глубинные , или плутонические (по

имени древнегреческого бога подземного царства Плутона). Наиболее широко

Когда магма прорывается на поверхность, возникают излившиеся породы, или

вулканические (Вулкан - бог огня и ремесел). Из них наиболее широко ра звиты базаль ты .

Очень своеобразны горные породы третей гру ппы. Это метаморфические, т.е. измененные

породы, формирующиеся в глубинах планеты из осадочных и магма тических пород под

влиянием высокой температуры , давления и химически активных веществ . Название

пород этой гр у ппы связанно с греческим словом " метаморфоо", что значит превращаю.

При метаморфизме из кварцевых песчаников возникают кварциты, из известняков -

- А , се йчас, послушайте отрывок из одного произведения :

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были…Их,

слышь - ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную ру ду

добывали. Легли, значит - то на травку под рябиной да сра зу и уснули. Только вдр у г

молодой, - ровно его кто под бок толкнул, просну лся. Глядит, а перед ним …

- Ребята, кто автор этих певучих строк? Как называется это произведение? И с кем

повстречались заводские? ( П.П.Бажов. Малахитовая шкатулка. Повстре чались с

- Какие новые, непонятные для вас слова вс третили сь в тексте? (Руда, рудник.)

Руды - это горные породы, из которых извлекают металлы. (Медная, цинковая, железная

С рудниками связано много поверий, легенд. Послушайте некоторые из них.

Давно это было, может тысячу лет назад, а может, и больше. Захотел жадный богач

завладеть разными богатствами Урала. Поднялся он на гору Атач, да и прирос к ней.

Хочет он одну ногу поднять, а не может, хочет другую, да гора не пускает – держит его за

сапоги, подкованные железом. Так и остался жадный богач стоять на горной вершине.

И ещё рассказывают: Было у той горы большое сра жение. Спрятал ись за неё уральские

бойцы, а на них шло несметное войско Чингиз –Хана. И случилось чудо: сколько ни

вы пустят стрел воины Чингиз - хана, все с трелы к себе гора притягивает, сколько ни бросят

копий, все к горе поворачивают. Легенды, конечно, выдумки. Но в каждой есть доля

правды. Что же такого необычного в этой горе ? (Магнитная гора состоит из магнитного

железняка – магнитной руды. Вот эта руда и притягивает к себе металлические

Люди издавна интересовались красотой и силой камня. Попроб у ем этим сегодня

заняться и мы с вами. Хозяйка медной горы прислала нам свою шкатулку с

приложенной к ней запиской. Если мы с вами отгадаем , то, что находится в шкатулке, то

Итак, давайте прочтём записку и попытаемся отгадать то, что находится в шкат улке .

1. Камень, находящийся в первой шкату лке, является очень твёрдой горной породой ,

магматического происхождения. Состоит из трёх минералов, одним из которых является

слюда. Камень бывает серого, чёрного и красноватого оттенка. Иногда эти камни

называют булыжниками. Булыжниками мостят дороги. Камни необходимы каменщикам

дл я выкладки фундамента для домов; из них сооружают колонны, памятники. А ещё

камень используется в строительстве как отделочный материал. Кто бывал в метро,

Цель: расширять знания о полезных ископаемых и их использовании человеком.

Задачи: - познакомить с образованием торфа в природе, дать понятие о свойствах и использовании его в народном хозяйстве;

- учить сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия, выделять существенные признаки предмета;

- воспитывать бережное отношение к природе, устойчивый интерес к предмету.

Словарная работа: торф, изоляционные плиты, торфоперегнойные горшочки.

I . Оргмомент

2. Проверка готовности учащихся к уроку

3. Организация внимания:

- как называются тела природы, которые мы изучаем на уроке?

II . Повторение домашнего задания:

- какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Узнайте полезное ископаемое по описанию свойств, назовите его и найдите среди образцов (На демонстрационном столе - образцы из коллекции полезных ископаемых.)

1). Прочная, твёрдая порода. Состоит из полупрозрачных, серых, красных и чёрных крупинок, или зёрнышек. (Гранит)

2). Обычно белый, серый или желтоватый камень, внутри множество пор. (Известняк)

3). Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок)

4). Известняк белого цвета, легко ломается и крошится. (Мел)

5). Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)6). Какое полезное ископаемое мне понадобится сейчас, чтобы записать дату и тему урока? (Мел)

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из горючих полезных ископаемых: с торфом; выявим свойства торфа с помощью лабораторной работы, познакомимся с процессом образования торфа, способами его добычи и использования.

– Запишите тему урока в тетради.

– Рассмотрите кусочки торфа, лежащие у вас на столах, при помощи ручной лупы;

- что вы в них увидели? (Учащиеся сообщают результат наблюдения).

– Откуда же они в торфе? Дело в том, что торф образовался на болотах в результате медленного разложения торфяного мха и других болотных растений в течение нескольких тысячелетий. Толщина торфа на торфяных болотах – 1-2 метра, а в некоторых местах достигает 10-11 метров. Торф и сейчас продолжает образовываться на болотах. За 10 лет толщина слоя торфа может увеличиться на 5-30 миллиметров. (Слайд 2)

Таким образом, торф – горючее полезное ископаемое , образованное из полусгнивших остатков болотных растений (Слайд 3). (Записать в тетради).

2. Свойства торфа.

Учитель предлагает выполнить лабораторную работу, цель которой – определить свойства торфа. Учащиеся проводят эту работу по инструкции, записывают результаты наблюдений и опытов:

1). Рассмотрите кусочек торфа. Какого он цвета? Запишите. (Торф тёмно-бурого или коричневого цвета).

2). Попробуйте разломить его. Легко ли он ломается? Результат запишите. (Торф ломкий)

3). Определите, что твёрже: торф или стекло. Для этого проведите кусочком торфа по стеклу. Если на стекле остались царапины, то торф твёрже стекла, если нет – мягче. Запишите. (Торф мягче стекла)

4). Определите, что легче: торф или вода. Для этого опустите кусок торфа в банку с водой. Если он утонет, то он тяжелее воды, если нет – легче. Сделайте вывод и запишите его. (Торф легче воды).

5). Определите, впитывает ли торф влагу. Для этого капни водой на кусок торфа. Что произошло с водой? Почему? Запишите результат. (Торф пористый, хорошо впитывает влагу). Такое свойство называется влагоёмкость.

6). – В начале урока мы с вами сказали, что торф относится к горючим полезным ископаемым, давайте проверим это утверждение.

Учитель сам демонстрирует опыт горения торфа – кусок торфа поджигает в пламени спиртовки. Ученики наблюдают, как загорается и горит торф, записывают вывод. (Торф медленно загорается, хорошо горит).

После выполнения лабораторной работы проводится проверка полученных результатов: учащиеся проводят самопроверку, ориентируясь на запись слайда, делают обобщения и выводы о свойствах торфа. (Слайд 4)

– Как вы думаете, где добывают торф?

– Да, добывают его на высохших или высушенных человеком торфяных болотах - торфяниках.

- Перед вами выступит юный эколог (имя ребенка). Эколог – человек, который встаёт на защиту природного дома. А дом наш - планета Земля.

- Издавна во всём мире ведётся работа по осушению болот. Громадные площади болот пришлось осушить при строительстве городов. Болота осушают не только для строительства, но и для добычи торфа, который используется как топливо и в медицинских целях. Но при неправильном осушении болот происходит истощение питательных веществ, растения испытывают недостаток влаги и усиливают опасность пожаров. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяется под землёй и его очень трудно потушить.

4. Использование торфа

Рассказ учителя в сочетании с презентацией.

Как топливо на тепловых электростанциях, в котельных промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. (Слайд 8)

В сельском хозяйстве в качестве удобрения, подстилочного сырья для животных, как укрывной материал. (Слайд 9)

В виде субстрата для грунта в парниках и теплицах.

Изготовление торфяных горшочков, таблеток для рассады. (Слайд 10)

В строительстве (плиты для утепления стен). (Слайд 11)

В медицине (лечебные, бактерицидные грязи и торфяные ванны). (Слайд 12)

Получение светильного газа, метилового спирта, дегтя, воска, парафина.

Закрепление:

В какую группу полезных ископаемых входит торф?

Назовите свойства торфа.

Из чего образуется торф?

Где добывают торф?

- Вы правильно ответили на все вопросы, поэтому ромашка раскрыла свои лепестки и дарит вам свою улыбку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснение нового материала по теме "Растения огорода" с элементами проблемного обучения.

Конспект урока по природоведению

Тема урока: Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и другие); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и другие).

Цель: ознакомление учащихся с группами растений огорода.

Коррекционно-образовательные: расширить и уточнить знания и представления учащихся о растениях огорода.

Коррекционно-развивающие: расширять и обогащать словарный запас, развивать связную речь учащихся; активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение;

Коррекционно-воспитательные: вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о растениях огорода.

Цель: обучающиеся познакомятся с полезными ископаемыми, свойствами и их применением в народном хозяйстве.

- образовательные: углубить и расширить знания обучающихся о полезных ископаемых, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении;

- формировать у обучающихся умения привести примеры использования полезных ископаемых человеком.

- коррекционно-развивающие: совершенствовать учебные умения и навыки; умение делать выводы и обобщения; развивать самостоятельность в работе; способствовать развитию познавательного интереса к природе;

- воспитательные: формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и край, столь богатые полезными ископаемыми.

Наглядность: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Начнем урок с географической разминки:

1) Какую планету мы изучаем? (Земля)

2) Уменьшенная модель Земного шара (глобус)

3) Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)

4) Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? ( на ней есть жизнь)

5) Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная - атмосфера, водная - гидросфера, твердая - литосфера)

6) Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)

7) Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)

8) Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? ( горы)

9) Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)

10) Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)

11) Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)

12) Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).

13) Плодородие почвы? -это способность давать хороший урожай.

14) Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения)

3. Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля, познакомимся с полезными ископаемыми, свойствами полезных ископаемых и их применением человеком в хозяйстве.

К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Почему они ископаемые?

3. Почему они полезные?

4. Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названием.

-Знаешь ли ты, из чего сделаны кирпичи и посуда?

- Где строители берут материалы для построек - песок, глину, камни?

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы построить различные здания - жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют кирпичи, гранит, известняк. Гранит и известняк добывают в природе, а кирпичи делают на специальных заводах.

Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.

Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.

Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы. Просмотр образцов полезных ископаемых.

Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Полезные ископаемые возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.

Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин - экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).

Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Некоторые из них блестят, другие не имеют блеска. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие - жидкие или газообразные (газ).

Читайте также: