Особенности физического воспитания учеников начальных классов конспект

Обновлено: 07.07.2024

1. Мурманский арктический государственный университет Факультет естествознания, физической культуры и безопасности

жизнедеятельности
Кафедра физической культуры спорта и безопасности
жизнедеятельности
Физическое воспитание детей младшего
школьного возраста
Подготовил: к.п.н., доцент
Чайников С.А.
Мурманск
2017

2. План:

1. Особенности возрастного развития младших
школьников.
2. Задачи и средства ФВ младших школьников.
3. Особенности методики ФВ младших
школьников.

3. Список литературы

1.
2.
3.
4.
Баландин В.А. Методология обновления процесса
физического воспитания в начальной школе / В.А.
Баландин. - Краснодар: КубГАФК, 2001.
Матвеев А.П. Методика физического воспитания в
начальной школе.- М., 2003.
Оценка качества подготовки выпускников основной
школы по физической культуре / Авт.-сост. А.П.
Матвеев, Т.В. Петрова. - М.: Дрофа, 2000.
Теория и методика физического воспитания: Учеб.
для высших учебных заведений / Под. ред. Т.Ю.
Круцевич. – В 2 томах, - Киев, 2003.

4. Список литературы

5. Теория и методика физической культуры:
учебник. / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.
– 2-е изд., испр. – М., 2004.
6. Кузнецов, В. С. Теория и методика
физической культуры [Текст] : учебник для
студентов учреждений ВПО / Кузнецов В. С.
- М. : Академия, 2012. - 409 с.
7. Железняк, Ю. Д. Методика обучения
физической культуре [Текст] : под ред. Ю.
Д. Железняка. - М. : Академия, 2013. - 254
с.

5. 1. Особенности возрастного развития младших школьников

6-7 до 11 лет (I-IV классы)
1.
2.
3.
относительно равномерное развитие ОДА
(интенсивность роста отдельных частей тела
различна. Длина тела больше, чем масса).
Суставы - подвижны, связки эластичны, скелет большое количество хрящевой ткани.
Позвоночный столб сохраняет большую
подвижность до 8 - 9 лет.
НВ: Мл. шк. возраст - наиболее благоприятен для
роста подвижности во всех основных суставах.

6. Особенности возрастного развития младших школьников

4. Мышцы имеют тонкие волокна, количество
белка и жира в составе – небольшое.
Крупные мышцы конечностей развиты
больше, чем мелкие.
5. Развитие НС почти полностью завершено
(заканчивается рост и структурная
дифференциация нервных клеток,
преобладают процессы возбуждения).

7. Особенности возрастного развития младших школьников

6. объем легких - половина объема легких
взрослого.
7. МОД возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних
детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11
лет.
8. ЖЕЛ - с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000
мл в 10-летнем.
НВ: функциональные возможности – ведущие
критерии при выборе нагрузок, методов
воздействия на организм.

8. Особенности возрастного развития младших школьников

9. высокая двигательная активность
(суммарное количество двигательных
действий - в процессе повседневной
деятельности).
• лето - за сутки дети 7-10 лет - от 12 до
16 тыс. движений;
• суточная активность девочек на 16-30%
ниже, чем мальчиков;
• зимой двигательная активность падает
на 30-45%;

9. Особенности возрастного развития младших школьников


Крайний Север - на 50-70%;
начало обучения в школе у детей 6-7
лет -меньше на 50%;
период учебы (при переходе из класса в
класс) - уменьшается.

10. Особенности возрастного развития младших школьников

10. Мл. шк. возраст - сенситивный период
для развития физических качеств
(скорость, координация, общая
выносливость).
11. 7-10 лет - начало формирования
интересов и склонностей к тем или
иным видам спорта (создание условий
для физкультурно-спортивной
ориентации).

11. 2. Задачи и средства ФВ младших школьников

Задачи физического воспитания
1.
2.
3.
4.
5.
1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ
укрепление здоровья.
улучшение осанки.
профилактика плоскостопия.
содействие гармоничному физическому
развитию.
выработка устойчивости к неблагоприятным
условиям внешней среды.

12. Задачи физического воспитания

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
1. овладение жизненно важными движениями.
2. развитие способностей:
• координационных (точность
воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых
параметров движений, равновесие, ритм,
быстрота и точность реагирования на
сигналы, согласование движений,
ориентирование в пространстве);
• кондиционных (скоростных, скоростносиловых, выносливости и гибкости).

13. Задачи физического воспитания

3. формирование знаний (о личной гигиене,
режиме дня, влиянии физических
упражнений на здоровье,
работоспособность и развитие
двигательных способностей).
4. выработка представлений об основных
видах спорта, о применяемых в них
снарядах и инвентаре, о соблюдении
правил ТБ время занятий.

14. Задачи физического воспитания

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
1. приобщение к самостоятельным
занятиям ФУ.
2. формирование интересов к видам
двигательной активности.
3. выявление предрасположенности к тем
или иным видам спорта.

15. Задачи физического воспитания

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
4. воспитание волевых и нравственных
качеств (дисциплинированности,
доброжелательности, честности,
смелости и т.д.).
5. содействие развитию психических
процессов (представления, памяти,
мышления и др.) в ходе двигательной
деятельности.

16. Средства физического воспитания

Гимнастические и акробатические
упражнения (I-IV классы)
1. построения (в шеренгу, колонну по
одному, круг) и перестроения (по
звеньям, по заранее установленным
местам, из колонны по одному в колонну
по два, из одной шеренги в две и т.д.);
2. ОРУ без предметов и с предметами (с
большими
и
малыми
мячами,
гимнастической
палкой,
обручем,
набивным мячом массой 1 кг);

17. Средства физического воспитания

3. лазание (по гимнастической стенке и
канату, по наклонной скамейке в
упоре присев и стоя на коленях) и
перелезание (через горку матов,
гимнастическую
скамейку,
гимнастическое бревно, коня);
4. равновесие (стойка на одной ноге на
полу и гимнастической скамейке,
ходьба по гимнастической скамейке и
бревну
высотой
50-100
см
с
выполнением различных заданий);

18. Средства физического воспитания

5. акробатические упражнения
(группировка, перекаты в
группировке, кувырок вперед,
кувырок в сторону, кувырок назад,
стойка на лопатках и др.);
6. танцевальные упражнения;

19. Средства физического воспитания

7. упражнения на гимнастических
снарядах (прыжки с мостика на козла
или коня высотой 100 см, ходьба по
бревну с выполнением стоя и в приседе
поворотов на 90 и 180°, висы на
гимнастической стенке и др.);
8. упражнения со скакалкой.

20. Средства физического воспитания

Легкоатлетические упражнения
1) ходьба (обычная, на носках, на пятках,
в полуприседе, с различным
положением рук и др.);
2) бег с максимальной скоростью до 60
м;
3) бег в равномерном темпе до 10 мин;
4) челночный бег 3x5 м, 3x10 м;
5) прыжки в длину с разбега с 7-9 шагов;

21. Легкоатлетические упражнения

6) прыжки в высоту с прямого и бокового
разбега;
7) прыжки на одной и двух ногах на месте,
с поворотом на 90-360°, с продвижением
вперед на одной и двух ногах;

22. Легкоатлетические упражнения

8) эстафеты с бегом на скорость и
прыжками;
9) преодоление с помощью бега и прыжков
полосы из 3-5 препятствий;
10)метание малого мяча на дальность и в
цель из разных и.п. правой и левой
руками.

23. Средства физического воспитания

1)
2)
3)
4)
5)
Лыжная подготовка
скользящий и ступающий шаг;
передвижение попеременным
двухшажным ходом;
подъемы и спуски с небольших склонов;
повороты на лыжах на месте и в
движении;
прохождение учебных дистанции (1-2 км).

24. Средства физического воспитания

25. Средства физического воспитания

26. Средства физического воспитания

Физическая подготовленность
Дети младшего школьного возраста
должны показывать результаты не
ниже среднего уровня показателей,
характеризующих развитие
основных физических качеств.

27. 3. Особенности методики ФВ младших школьников

• основная форма занятий ФУ - урок ФК.
• ведущая задача – совершенствование
двигательных действий (ходьба, бег,
прыжки, метания, лазание и т.п.).
• на одном уроке - 2-3 задачи (усвоение
или совершенствование учебного
материала).

28. 3. Особенности методики ФВ младших школьников

• чем младше класс, тем больше
внимания - укреплению мышц стоп и
формированию правильной осанки.
• на каждом уроке обязательно
проводятся подвижные игры.

29. Особенности методики ФВ младших школьников

• игровой материал должен занимать
примерно половину общего времени
занятий (дети в возрасте до 10-11 лет).
• при обучении учащихся основным видам
движений следует большое внимание
обращать на правильность и точность
выполнения упражнений (школа
движений), а также сочетать процесс
обучения с воспитанием двигательных
качеств.

30. Особенности методики ФВ младших школьников

• основной метод обучения – целостный.
Расчлененный метод - вспомогательное
значение.
• двигательная задача ставиться в
конкретной форме: например, поймать,
догнать, попасть в кольцо и т.д.
• применять преимущественно
тренировочные средства и методы,
развивающие частоту движений.

31. Особенности методики ФВ младших школьников

• упражнения на скорость следует
выполнять кратковременно (6-8 с).
• исключить значительные статические
напряжения и упражнения, связанные с
натуживанием (задержка дыхания).

32. Особенности методики ФВ младших школьников


выполнение различных упражнений
(движений) под дидактические рассказы
(сюжет).
• домашние задания по ФК;
Задачи:
1) повышение двигательной активности детей;
2) укрепление основных мышечных групп;
3) формирование правильной осанки;
4) подготовка к выполнению учебных нормативов
и требований программы.

33. Задание к семинару

Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.
Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями - это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет - 88 уд/мин, 10 лет - 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет - 85/60, 10 лет - 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Специфика физического воспитания учеников начальных классов
1.2 Задачи физического воспитания учеников начальных классов
1.3 Средства физического воспитания учеников начальных классов
1.4 Развитие двигательных качеств учеников начальных классов
2 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.

Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.

Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.1 Специфика физического воспитания учеников начальных классов

Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями – это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет – 85/60, 10 лет – 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.

С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности [1, 31].

Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.

1.2 Задачи физического воспитания учеников начальных классов

Задачи физического воспитания младших школьников такие:

1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные умения и навыки;

3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

4) развивать двигательные (физические) качества;

5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;

7) готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.

Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.

Правильное физическое воспитание учеников — необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается общий тонус жизнедеятельности. Известно, что когда дети мало двигаются, они отстают в развитии от своих ровесников, которые имеют правильный двигательный режим.

Выдающийся педагог В. О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, учителей, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей — важнейшее задание учителя [2, 89].

Задача укрепления здоровья ребенка предусматривает закаливание его организма. С этой целью занятие физкультурой по возможности следует проводить на воздухе, а проводя их в помещении, придерживаться гигиенических требований.

Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.

Двигательная активность, которую ребенок осуществляет в процессе физического воспитания, является необходимым условием нормального развития его центральной нервной системы, средством усовершенствования анализаторов и развития взаимодействия их. Недаром говорят, что мышца воспитала мозг, нервную систему. Существует тесная взаимосвязь между двигательной деятельностью ребенка и ее умственным развитием.

Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.

Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий.

Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия [3, 104].

Формируя у учеников жизненно важные умения и навыки, следует уделять надлежащее внимание выработке у них умения быстро и точно выполнять мелкие движения пальцами рук, умело взаимодействовать обеими руками, быстро перестраивать движения в соответствии с условиями. Развитие у школьников движений руки, этого основного органа предметных действий человека, является важным заданием начальной обучения. На развитие движений руки ученика влияют разные виды деятельности: письмо, рисование, ручной труд, самообслуживание, занятие физической культурой. Следует подчеркнуть, что занятия физкультурой играют специфическую роль в развитии движений руки и, в частности, в развитии произвольной регуляции их. Именно на этих занятиях ставятся и выполняются задания развития у учеников точных и согласованных между собой движений рук с помощью упражнений с предметами (с большими и малыми мячами, со скакалкой, с палками, флажками и др.), а также с помощью специальных упражнений для развития дифференцированных движений пальцев рук.

Получение учениками знаний по физической культуре является необходимым условием сознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие интереса и привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Особенную роль играют знания учеников по физической культуре в формировании у них умений самостоятельно выполнять физические упражнения, в выработке у учеников убеждения о необходимости систематически заниматься физкультурой, закалять организм с помощью использования естественных факторов (солнца, воздуха, воды). Все это содействует не только физическому развитию и укреплению здоровья учеников, но и воспитывает у них правильное отношение к своему здоровью и к здоровью других людей, способствует предотвращению или искоренению вредных для здоровья привычек [5, 97].

Развитие двигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультурой развивать у учеников скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесно связан с формированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характером двигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений, как бег, прыжки, метание, плавание и др.

В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями [4, 148].

Формирование интереса и привычки к занятиям физкультурой – необходимое условие успешного осуществления физического воспитания школьников.

Целью физического воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно тесно связано с умственным, моральным, трудовым и эстетическим воспитанием.

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями - это замедленный рост роста, высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет - 88 уд/мин, 10 лет - 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет - 85/60, 10 лет - 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке хребта. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.

С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности [1, 31].

Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

1.3 Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов

Многочисленные исследования специалистов [5, 10, 16, 22] показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям.

Задачи, особенности содержания и методики физической культуры учащихся средних специальных учебных заведений

1.1 Задачи физического воспитания

Организационную систему профессионально-технического и высшего образования составляют колледжи, лицеи, техникумы, профессионально-технические училища, а также высшие учебные заведения.

11. Национальные системы физического воспитания

Большое влияние на развитие систем гимнастики в Европе оказали идеи французского Просвещения (идейное течение XVIII Ї середины XIX вв.).

18. Средство физического воспитания по Е.А. Покровскому

1.2 Формы и средства физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

2.1 Принципы физического воспитания

В основе принципов физического воспитания должны лежать идеи развития, личностного и деятельностного подходов.

Средства и методы физического воспитания. Основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

1 ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1.2 Задачи физического воспитания учеников начальных классов

Задачи физического воспитания младших школьников такие: 1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию; 2) формировать двигательные умения и навыки; 3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене.

1.3 Средства физического воспитания учеников начальных классов

Средствами физического воспитания младших школьников являются физические упражнения, физический труд, использование гигиенических факторов, оздоровительных сил природы.

1.4 Развитие двигательных качеств учеников начальных классов

Программа по физической культуре для учеников начальных классов уделяет большое внимание развитию двигательных качеств школьников. В каждом ее разделе, посвященном формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков.

2 Формы организации физического воспитания учеников начальных классов

Формы организации учеников начальных классов составляют определенную систему, которая охватывает: уроки физической культуры; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика перед началом занятий.

1.1 Понятие физического воспитания

Важнейшей задачей в любой семье является воспитание здорового ребенка. Если дети развиваются физически, создается фундамент, на котором можно выстроить каркас личности человека. К сожалению, современная статистика говорит о том.

2.2 Программа физического воспитания

Неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей дошкольного возраста требует эффективных мер по улучшению состояния их здоровья. Следует отметить, что наряду с позитивными процессами увеличения вариативности образовательных программ.

1.1 ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

С каждым годом растет число студентов в Республике Беларусь. Высшая школа, решая задачи профессиональной подготовки кадров и их воспитания, должна обеспечивать и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание, таким образом.

Читайте также: