Музыка на мольберте конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

ЦЕЛИ: образовательная: расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М. Чюрлениса, дать понятие о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведений.; развивающая: развивать воображение, мышление, внимание, образное восприятие музыки, вокально-хоровые навыки; воспитательная: воспитывать любовь, интерес к музыке, потребность в творческой деятельности

1.Показать связь музыки и живописи; ввести в мир музыкально-живописных образов.

2.Познакомить с творчеством литовского композитора М.К. Чюрлениса.

3.Развивать творческие способности, образное мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

4.Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру школьника.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, экран, альбомы, карандаши.

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Герман Гессе, швейцарский писатель (Слайд 1)

І Организационный момент

ІІ Мотивация учебной деятельности обучающихся

ІІІ Актуализация опорных знаний учащихся

Запишите общее (Слайд 5)

Художник ? композитор (М.К.Чюрлёнис)

Демонстрация картин М.К.Чюрлёниса (Слайды6-10) на фоне звучания прелюдий композитора.

Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как – бы остановить музыку во времени для ее обозрения. Он был музыкантом , художником, поэтом. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей музыкальной живописью

Фуга - музыкальное произведение, основанное на последовательном повторении одной музыкальной темы несколькими голосами.

Соната - музыкальное произведение для одного или двух инструментов, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.

ІІІ Основная часть

Усвоение нового материала

Слушание и анализ музыкального произведения

-С какой стихией природы можно сравнить это музыкальное произведение?

-Что услышали в музыке?

-Какие музыкальные инструменты звучали?

Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось? (сначала море было спокойным, потом бушующим)

Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы)

Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым инструментам (это какие инструменты). Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней играют? (играют перебором струн кончиками пальцев) Арфе нет равных в передаче образов движения воды.

Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным)

Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко)

Верно, произошло изменение динамики – силы звука и постепенное увеличение количества звучащих инструментов.

Ребята, представьте на минуту, что вы композиторы и написали это прекрасное произведение. Как бы вы его назвали? (ответы)

В данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства. Каких? (музыка, литература, живопись)

В своих литературных зарисовках М.К.Чюрлёнис так описал море

Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.

Целое небо обводит своею голубизной твои волны,

А ты…дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет

конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,

твоё бытие бесконечно.

Велико, могуче, прекрасно море!

Как талантлив М.К.Чюрлёнис! Он и композитор, и художник, и мастер слова!

Среди вас есть одарённые ребята! Какие красивые морские пейзажи вы нарисовали! А Хомякова Аня написала чудесное стихотворение о море:

О море, море! Величаво

Танцуешь ты, и как всегда,

Красиво плещется вода.

В волнах твоих, всегда прекрасных

Свет солнца, неба отражён.

Их бегом я заворожён!

Определение практических задач урока

1. Исполнение распевки (Слайд 14)

Разгневалось сине море,

Расходился грозный вал!

Мы уходим от причала.
Не вернуть нас, не догнать.
Нам, во что бы то ни стало,
Надо новый путь начать.
Рокот моря, ритм металла,
Беззаветные края.
Парус алый, алый-алый,
Сердца алая заря.

ІV Итоги урока.

-Что вы узнали о М.К.Чюрлёнисе?

-Какие картины он создал? Как они связаны с музыкой? Какая из них вам понравилась больше всего?

- Какие музыкальные произведения написал М.К.Чюрлёнис? Расскажите о ваших впечатлениях?

Рефлексия (Слайд 16)

Ребята, давайте посмотрим, изменился ли цвет вашего настроения к концу урока?(дети рисуют вторую ноту на мольберте). Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте морскую волну так, чтобы она показала, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал (чем выше волна, тем лучше усвоен материал)

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Море (Слайд 18)

Бушует, шумит, волнуется

Завораживает своей красотой и мощью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д Критская. Тема урока: "Музыка на мольберте". Раздел II полугодия "Музыка и изобразительное искусство". Цель урока: расширить представления учащихся о взаимосвязи музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М. Чюрлёниса.

Конспект урока музыки

Цель: расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М. Чюрлениса

Задачи урока:

знакомство с творчеством М. Чюрлениса;

расширять представление о музыкальной форме, как средстве воплощения образного содержания произведений;

развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки.

Планируемые результаты:

Знать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора

Уметь высказывать суждение об основной идее, о средствах и

формах ее воплощения.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация,

Музыкальный материал:

Художественный материал:

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

Актуализация знаний. (Слайд 3)

- Ответы уч-ся на поставленные вопросы.

Формулирование темы урока. (Слайд 4)

- Откройте учебник на странице 134 сформулируйте тему.

Планирование деятельности. (Слайд 5)

ознакомление с творчеством композитора – художника М.К. Чюрлёниса;

сравнение композиции картины М. Чюрлениса с графическим изображением Фуги И. Баха;

прослушивание, анализирование и сравнивание музыки Баха с картиной Чюрлениса;

анализирование и сопоставление картины и прелюдии Чюрлениса;

Работа над новым материалом.

Задание 1: ознакомление с творчеством композитора – художника М.К. Чюрлёниса;

Композитор – художник

(Слайд 6)

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) - композитор, музыкант, художник, поэт, философ – классик литовской национальной музыки. Он жил и творил в Литве, и был одним из интереснейших мастеров начала ХХ века.

Задание 2: сравнение композиции картины М. Чюрлениса с графическим изображением Фуги И. Баха;

Сравните композицию картины Чюрлениса с графическим изображением Фуги И.С. Баха. Как художник изобразил мелодическое движение фуги в живописном полотне?

Ответы уч-ся:

Задание 3: прослушивание, анализирование и сравнивание музыки Баха с картиной Чюрлениса;

Ответы уч-ся: - Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой музыкальная мысль (тема) имитируется в верхних и нижних голосах, так, что при одновременном звучании в разных регистрах повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Создается образ беседующих голосов.

Ответы уч-ся:

- Линейно выстроенные ряды образов картин. Чередование одинаковых или подобных друг другу элементов, расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое движение.

В ы в о д: Музыка и живопись охватывают жизнь во всем ее многообразии, многозвучности, гармонии и противоречиях. Между этими искусствами много общего: линия – форма – цвет в живописи воспринимаются как единство мелодии – формы – лада в музыке.

Задание 4: анализирование и сопоставление картины и прелюдии Чюрлениса;

(Слайд 8) Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну…

Послушайте прелюдии М. Чюрлениса, и ответьте, какая из них вам понравилась больше, слышны ли в них интонации и ритмы народной музыки?

Ответы уч-ся:

- Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

- Давайте рассмотрим картины и поделимся своими впечатлениями.

Ответы уч-ся:

- Трехчастная форма живописной композиции, находит свое выражение в контрасте колорита (серый – оранжевый – серый), в сопоставлении различных образов ((Слайд 10) гора, круг солнца – на первой картине; (Слайд 11) парящая птица в безграничном просторе, освещенном солнцем, и ребенок, сидящий на высокой горе, - на второй; (Слайд 12) королевна на фоне неба и бескрайнего водного пространства, серебряное солнце и его отражение - на третьей).

- Обратите внимание на среднюю часть триптиха. О чем она?

- Изображает хрупкость жизни. Младенец и одуванчик – это как будто призыв к защите всего живого.

- А птица угроза или зашита?

- Можно себе представить, что птица своими крылами оберегает хрупкого младенца.

Слушание.

Ответы уч-ся: Лирическое настроение. Трехчастная форма. В середине пьесы появление нового эмоционального состояния (взволнованность, страстность, порывистость), передающегося тем же напевом, который композитор переносит в более высокий регистр, насыщая новыми красками (мажор), яркой динамикой, кульминацией. 3-я часть прелюдии повторяет 1-ю, принося успокоение и тишину.

Ответы уч-ся:

(Слайд 16)

Вселенная представляется мне большой симфонией…

- На стр. 140 помещена репродукция памятника Чюрленису. Фигура композитора словно вырастает из ствола фантастического дерева, ветви которого устремлены ввысь.

(Слайд 17)

Ответы уч-ся: Сона́та (звучать) - музыкальное произведение камерного жанра. Чаще всего соната состоит из трех частей. Очень много сонат написано для одного инструмента (как правило, это сонаты для фортепиано), реже для двух.

Ответы уч-ся:

(Слайд 18) 1ч. Вот море взволнованно пенится. Плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фоне.

- Какие состояния моря передает музыка? (Покой, величие, могущество, взволнованность, энергию).

- Какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует разные состояния морской стихии? (Чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра, динамические оттенки).

- Какая мысль подчеркивается многократным повторением тонических заключительных аккордов? (Утверждение величия морской стихи).

Ответы уч-ся:

Описание моря есть у Чюрлениса и в его литературных зарисовках. (Прочтите на стр. 141). (Слайд 22)

Сравните литературное описание моря, с живописным и музыкальным. Выскажите свои мысли, возникшие под впечатлением этих художественных произведений.

Ответы уч-ся: В творчестве Чюрлениса тесно переплетаются жанры музыки, живописи и поэзии. Произведения созвучны и имеют много общего.

III. Подведение итогов.

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 23)

Импрессионизм – направление в живописи последней трети XIX века.

Живописная музыка – это музыка, в которой усилена изобразительность, она словно рисует картину.

Соната – инструментальный жанр музыки для одного инструмента.

Триптих – произведение из трёх картин, рисунков, объединённых одной идеей.

Полифония – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.

Фуга – наивысшая форма полифонического мастерства, в основе которой лежит тема, поочерёдно повторяющаяся во всех голосах.

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединённых одним замыслом, программой.

Обязательная литература

Дополнительная литература

  1. Иллюстрированный словарь иностранных слов: около 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил. / автор-составитель Е. А. Гришина. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 319 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На протяжении многих лет люди мечтали объединить несколько видов искусств в единое целое. Воплощением этой идеи в реальность стали оперные театры, объединившие в себе различные виды искусств и, конечно, люди, имеющие одновременно выдающиеся способности к музыке, живописи, поэзии.

Прелюдия – вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса.

Фуга – наивысшая форма полифонического мастерства, в основе которой лежит тема, поочерёдно повторяющаяся во всех голосах.

Соната – жанр инструментальной музыки, состоящий из трёх частей.

В третьей заключительной части величественное и грозное море вновь накрывает мощной волной маленькие кораблики…

Микалоюс Чюрлёнис сочинил более 200 произведений для фортепиано, струнного квартета и органа. С 1965 года в Литве проводится международный конкурс пианистов и органистов имени Чюрлёниса. В 1913 году на острове Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа именем композитора названа гора.

Художники вышли из своих мастерских на пленэр (на открытый воздух), чтобы отобразить на холсте окружающую жизнь, перестали смешивать цвета, получая нужный цвет путём правильного наложения красок, и постепенно отказывались от чёрного. Вследствие этого картины казались наполненными светом. Однако публика раскритиковала новые художественные методы, поэтому направление просуществовало всего десять лет. Впрочем, оно оказало значительное влияние на последующие течения в изобразительном искусстве, а полотна импрессионистов до сих пор ценятся во всём мире.

Клод Дебюсси известен как автор опер, балетов, кантат, поэм, ноктюрнов, сюит для симфонического оркестра. Но деятельность композитора неотрывно связана с фортепианной музыкой, к тому же он сам был прекрасным пианистом.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Из перечисленных авторов выберите композитора, который первым использовал джазовые ритмы в фортепианной музыке.

  • Джордж Гершвин;
  • Игорь Бутман;
  • Клод Дебюсси;
  • Алексей Козлов.

Все четыре музыканта имеют отношение к джазовой музыке.

Джордж Гершвин – основоположник симфоджаза, но о нём не было речи на уроке. Игорь Бутман – блестящий джазовый музыкант, саксофонист, продюсер. Он наш современник, поэтому первооткрывателем быть не может. На уроке шла речь в основном о творчестве И. С. Баха и о зарубежной культуре XIX и начала XX века, о современной отечественной культуре речь не шла.

А вот французский композитор, пианист и дирижёр Клод Дебюсси неохотно покорялся стандартам и пытался создать собственный стиль в музыке. Отход от традиций привёл его к формированию нового стиля в музыке – импрессионизму. Клод Дебюсси писал фортепианную музыку и сам был концертирующим пианистом. Именно он первым использовал джазовые ритмы, так как интерес к джазу возник в начале XX века, когда жил композитор.

№ 2. Установите соответствие между автором и названием произведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 5 классе. В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, т.е. нравственные изменения, которые возникают в детях. На уроке происходит формирование нового духовного пространства, объединяющего всех участников учебно-воспитательного процесса (учителя, ученика, композитора, исполнителя, художника, поэта, писателя)

Цель урока: Знакомство с творче­ством литовского ху­дожника и композито­ра М. К. Чюрлениса.

Задачи урока:

• Расширение представ­лений о взаимосвязи и взаимодействии му­зыки, изобразительно­го искусства и литературы на примере творчества М. Чюрлениса.

• Расширять представление о музыкальной форме, как средстве воплощения образного содержания произведений.

• Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки.

Музыка на мольберте. Гармония музыки и красок.

Урок проводится в 5 классе, IV четверть. Раздел "Музыка и изобразительное искусство".

Урок посвящен получению новых знаний о творчестве М.Чюрлёниса.

Используемое оборудование:

Цель: Знакомство с творче­ством литовского ху­дожника и композито­ра М. К. Чюрлениса.

Расширение представ­лений о взаимосвязи и взаимодействии му­зыки, изобразительно­го искусства и литературы на примере творчества М. Чюрлениса.

Расширять представление о музыкальной форме, как средстве воплощения образного содержания произведений.

Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки.

Требования к уровню подготовки обучающихся: Знать, что роднит му­зыку и изобразительное искусство.
Уметь выявлять связи и общие черты в сред­ствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

Вид урока: теория и практика.

Вид контроля: Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (ре­продукций картин).

этап. Организационный момент. Активизация внимания.

Цели и задачи: Эмоциональный настрой на восприятие музыкальных произведений.

Вопрос: Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работаете в этом полугодии? Ответ: Музыка и изобразительное искусство.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством удивительного и многогранного человека, который смог совместить в себе талант композитора, художника, поэта. Вслушайтесь в слова, которые я вам сейчас прочту, в них столько много света, цвета и красок. О каких красках идет речь? Какие слова вы бы отнесли к изобразительному искусству, а какие к музыке?

2 этап. Проживание музыки в процессе создания музыкального образа.

Вопрос: Что необычного в этих картинах? Ответ: размытые краски, плавающее изображение. Вопрос: Подходит музыка к картинам, совмещаются изображение на экране и характер музыки?

Учитель: Что роднит музыку с изобразительным искусством.

3 этап: Изучение нового материала. Погружение в музыку. Восприятие музыки.

Цель и задачи: организация восприятия и анализа художественных произведений М.К. Чюрлёниса, способности слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественное единство, как художественно - образное отражение действительности.

СЛАЙД № 2. Ребята, сейчас вы увидели картины известного литовского художника Микалоюса Константинаса Чюрлёниса.

СЛАЙД № 3. Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну… Эти стихи написал литовский поэт М.К.Чюрлёнис.

Вопрос: А как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Ответ: Музыка и картины М.Чюрлёниса. Творчество М.Чюрлениса.

Ответ: подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д.

Дополнительная информация. Мольберт (от нем. Malbrett: доска для рисования) — подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. К вариантам мольберта относятся треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укреплённых на горизонтальном основании.

Вопрос: Ребята, а какую цель для себя вы бы поставили сегодня на уроке.

Ответ: Познакомиться с творче­ством литовского ху­дожника и композито­ра М. К. Чюрлениса.

СЛАЙД № 4. Цель.

СЛАЙД № 5. Новый континент, но не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник М.Чюрлёнис. Он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

СЛАЙД № 6. Красота мира, увиденного М.Чюрлёнисом, оригинальность его взгляда запечатлены в его картинах и музыкальных произведениях.

Его музыка мягка, лирична, красочна, сдержанно драматична. Она рождена литовскими народными напевами, родной природой — трепетная, как осенний воздух, медлительная и плавная, словно течение рек по равнинам Литвы, неброская, как холмы его родины, задумчивая, точно дымка литовских предутренних туманов.

Углубление темы.

СЛАЙД № 8.Сонаты - это музыкальные произведения, обычно глубокие и значительные по содержанию, состоящее из нескольких различных по характеру и темпу частей, объединенных общим художественным замыслом.

Дополнительная информация. Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу, в которой сталкиваются, борясь друг с другом, различные, часто противоположные темы, чтобы в финале прийти к победе основной мелодии. Соната делится на четыре (реже — на три) части. Первая — аллегро — самая напряженная, быстрая, наиболее активная. В ней конфликт разноречивых чувств с наибольшей полнотой раскрывает душевный мир человека. Эту борьбу трудно передать словами, только музыка способна сделать это.

Вопрос: Ребята, что изображено на картине? Ответ: Море, чайки и т.д. Вопрос: Какое море? Ответ: Игривое, волнующееся…

Вопрос: Музыка и картина похожи по настроению?

Вопрос: Ребята, что изображено на картине? Ответ: Море, солнце, корабль и т.д. Вопрос: Какое море? Ответ: Спокойное.

Вопрос: Ребята, а сейчас действительно такое море в музыке, каким оно изображено на картине?

Вопрос: Ребята, что изображено на картине? Ответ: Море, волны, корабли и т.д. Вопрос: Какое море? Ответ: Бушующее, штормовое.

А может быть, и нет? Не сможет волна поглотить эти стойкие корабли, кажущиеся такими беспомощными перед разбушевавшейся стихией, не уничтожит и его имя… Его творения переживут века.

Вопрос: Какой, по вашему мнению, будет характер музыки для этой картины? Ответ: (предполагаемый) Стремительная, грозная, бушующая, взволнованная, тревожная, встревоженная, могучая, суровая, сильная, смелая, сердитая.

СЛАЙД № 13. Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно. Целое небо обводит своею голубизной твои волны, А ты…дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь, что нет Конца твоей мощи, нет пределов твоему величию, Твое бытие бесконечно. Велико, могуче, прекрасно море!

Ответ: Да. По характеру она похожа на изображенное на картине море.

4 этап: Вокально-хоровые умения. Развитие через погружение, проживание, сопереживание герою, исполнение.

Цель и задачи: развитие у детей способности выражать голосом тончайшие чувства, создавать художественный образ, эмоционального восприятия музыки, становление индивидуального художественного вкуса и развитию музыкальной культуры в целом.

Слушание песни в исполнении учителя.

Анализ песни. Вопрос: Ребята, о чем эта песня?

Ответ: О мечте детей о море и т.д. Вопрос: Какая главная интонация песни?

Ответ: Песня звучит спокойно, создавая образ спокойного моря. И в то же время мы слышим четкий ритм, это говорит нам об уверенности мальчика в том, что он покорит морские просторы. Форма – куплетная. В песне слышится эхо – это повторяющиеся окончания музыкальных фраз.

Ответы: 1 куплет – море спокойное, покачивание в музыке, 2 куплет – музыка будет звучать увереннее, ярче. В припевах – повторы-эхо.

Разучивание и исполнение песни.

5. Итог урока. Рефлексия.

СЛАЙД № 14. Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Он был музыкантом, художником, поэтом. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей музыкальной живописью.

6. Домашнее задание. Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний. Ребята, вы много слушали сегодня музыки, увидели картин. Нарисуйте рисунок к понравившейся вам части (любая техника, соединение красок)

Читайте также: