Конспект по истории 6 класс параграф 11 средневековая деревня и ее обитатели

Обновлено: 07.07.2024

План-конспект к уроку по теме "Средневековая деревня и ее обитатели" к учебнику "История Средних веков" под ред. Е.В.Агибаловой.

Содержимое разработки

Тема: Средневековая деревня

Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньором и зависимыми от него крестьянами, что собой представляло их положение, каковы условия их жизни и труда; выявить сущность натурального хозяйства и причины его господства в средние века, подвести к выводу, что прежняя свободная община попала в зависимость к феодалу, но продолжала развиваться и укрепляться и играть огромную роль в жизни крестьян.

Продолжить формирование умений анализировать исторические явления, описывать их на основании нескольких источников знаний. Формировать умение прослеживать причинно – следственные связи и выявлять признаки понятий.

Воспитывать уважение к крестьянскому труду.

Термины и понятия: Сеньория (вотчина), повинности, барщина, оброк, община, натуральное хозяйство.

1.Организационный момент (3 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2.Мотивационно-целевой этап (3 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Посмотрите внимательно на СЛАЙД 1. Как вы думаете, что на нем изображено?

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

Дети смотрят на слайд.

Приблизительный ответ: На слайде видно, что люди заняты различным трудом: земледелием и ремеслом

Запись даты и темы урока в тетрадь.

3.Актуализация знаний (5 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

- Из кого образовался класс зависимых крестьян?

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне.

Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке при изучении данной темы.

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

Ответы учеников

При затруднении обращаются к §1, стр.16-17

4. Изучение нового материала (25 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Что считалось самым ценным в эпоху Средневековья?

2)Кому принадлежала тогда земля?

3)Как они стали её владельцами?

4)Была ли земля у крестьян?

5)Каким образом они утратили на неё право?

6)Кто обрабатывал эту землю? На каком основании?

7)Кем являлся феодал по отношению к крестьянам?

- Таким образом, мы можем сделать вывод: земля принадлежала феодалу-сеньору, на ней работали зависимые крестьяне и выполняли в пользу феодала работы. Историки её называют сеньорией (вотчиной).

Найдите в учебнике определение феодальной вотчине (стр.87)

Обратимся к схеме “План феодальной вотчины-сеньории”. СЛАЙД 4

Из чего состояло феодальное поместье?

Кому принадлежали пахотные земли?

На какие две части делилась пахотная земля (поля)?

Кому принадлежали лес, луг, речка?









ГОСПОДСКИЙ ДВОР (С ЗАМКОМ)



- За то, что феодал дал крестьянину в пользование землю, он работал на него, нёс в его пользу повинности (принудительные обязанности перед сеньором). СЛАЙД 5

Оброк – платежи зависимых крестьян феодалу продуктами,

изделиями или деньгами. Отдавали со своих наделов

Барщинадаровой принудительный труд феодально-зависимых

крестьян, работающих собственным инвентарём на господской земле.

Задание №1. На основании документа на стр.90 “Повинности зависимых крестьян Нормандии” попробуйте разделить повинности, которые несли крестьяне, на две группы:

Косить луга и убирать сено

Чистить мельничные канавы

Выпекать лепешку к празднику

Пахать поля, сеять и убирать хлеб

Сдавать ячмень и пшеницу

Чем различаются барщина и оброк?

- Барщина и оброк были главными повинностями зависимых крестьян, но были и другие виды повинностей.

Задание №2. Какие повинности еще несли крестьяне.

за вступление в брак;

за помол зерна на мельнице сеньора;

за выпечку хлеба в сеньориальной печи и другие.

1. Чем можно объяснить, что крестьянин должен был отбывать столь обременительные повинности? (Он был зависимый)

2. В какой зависимости он находился? (Поземельной)

КАТЕГОРИИ ЗАВИСИМОГО КРЕСТЬЯНСТВА: СЛАЙД 7

1) Поземельно зависимые крестьяне:

Наследственная передача крестьянского хозяйства

Судебная зависимость от феодала (штрафы, телесные наказания)

2) Лично зависимые крестьяне (потомки рабов):

Не только не владели своей землёй, но и были лично несвободными – не имели права перемещаться по желанию, передать свой надел другим людям, выполняли дополнительные работы

- Тяжелее было положение лично зависимых крестьян (крепостных).

Задание №3. Прочтите. СЛАЙД 8

Подумайте, какие ещё поборы были с крестьян, кроме выплат феодалу.

Как она называлась? (Церковная десятина - ДЕСЯТАЯ ЧАСТЬ

ДОХОДА ОТДАВАЛАСЬ В ПОЛЬЗУ ЦЕРКВИ).

- Повинности крестьян были весьма обременительны, но, как правило, они не менялись. Мы уже знаем, что все крестьяне были несвободны по-разному. Феодалы пытались изменять повинности, увеличивая их, но крестьяне этому активно сопротивлялись.

- Крестьяне могли жаловаться на своих господ и нередко добивались справедливости. Их защищала от феодала и помогала им выжить в тех условиях крестьянская община.

Община – экономическое объединение крестьян, низшая административная единица в деревне.

Задание №4: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины. СЛАЙД 9


Вопрос: была ли необходимость у жителей сеньории что-либо покупать? СЛАЙД 10

- Мы можем сделать вывод: все необходимое для жизни феодалов и крестьян производилось на месте, почти ничего не покупалось. Такое состояние экономики называется натуральным хозяйством.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся не для продажи, а собственного потребления.

Задание №5. Выясним, почему в первые столетия Средневековья в Европе господствовало натуральное хозяйство (т.е. ничего не продавалось и ничего не покупалось)?

Урожайность была низкой в 11-13 вв. Собрав урожай, крестьянин должен был оставить семена для следующего посева, отдать налог государству, заплатить оброк феодалу, церковную десятину, а на остальное прожить с семьёй до следующего урожая. Оставалось мало, поэтому крестьяне в основном, недоедали. А ещё возьмите во внимание неурожаи и недороды. В таком случае крестьян ожидал голод.

1. Как вы думаете, оставались ли у крестьянина излишки, которые можно было бы продать?

2. А имели ли феодалы излишки? Могли ли они торговать этими излишками? (содержание своего двора, запас на чрезвычайный случай, продавать не кому – во всех поместьях такие же продукты).

1. Низкий уровень техники и незначительность получаемых излишков.

2. Повсеместное производство одинаковых продуктов.

- Однако натуральное хозяйство господствовало не полностью: кое-что приходилось покупать, а кое-что хотелось бы купить.

1) В эпоху средневековья самым ценным, что было у человека, являлась земля, так как она его кормила и одевала.

Находят в учебнике определения: Вотчина– наследственное земельное владение феодала.

Поместье- хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.


Урок создаёт представление о занятиях и быте средневековых крестьян, их отношениях с феодалами. Объясняет особенности развития европейского феодального общества. Даёт представление о натуральной форме хозяйства и его особенностях.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Средневековая деревня и ее обитатели"

В период Средних Веков основной ценностью была земля. Она кормила и одевала средневековых людей.

Работы в поле

В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов. Леса, реки, выгоны для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.

Постепенно возникла феода̀льная во̀тчина (помѐстье) – потомственное земельное владение феодала.

Центром вотчины был госпо̀дский двор. В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.

Господский двор

Вся земля вотчины делилась на две части: госпо̀дскую и крестьянские надѐлы.

За пользование наделами крестьяне несли повѝнности – выполняли определённые работы для феодала.

Основными повинностями были ба̀рщина и обро̀к.

Ба̀рщина – это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.

Обро̀к заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.

Повинности крестьян

Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.

Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.

Также крестьяне платили десятѝну – налог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.

Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.

Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.

Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.

За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.

Крестьяне были объединены в общѝну. Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.

Община занималась хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.

На сельском сходе в рамках общины крестьяне решали свои дела.

Поля крестьян располагались наиболее близко к домам.

Деревенская пашня делилась на участки (по̀лосы), составлявшие крестьянские наделы.

Чересполосица

За пашней располагались уго̀дья: луга, леса, реки и озера.

Между феодалами и крестьянами часто возникали конфликты.

Восстание крестьян

Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, поскольку нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.

Земледелие было основным занятием людей в эпоху Средневековья, поэтому большая часть населения Европы (около 90%) проживала в деревнях.

Средневековые деревни были небольшими – они насчитывали по 10–15 дворов. В землях, где был благоприятный климат, в деревнях было до 50 дворов.

Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая. Ко двору примыкал приусадебный участок.

Материал, из которого строили дома крестьян, был разным и зависел от местности, в которой его возводили.

Крестьянский двор

На севере дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной. На юге больше применяли камень.

Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой.

Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями.

Крестьянский дом

Дом состоял из одной комнаты с нишами для кроватей и кухни.

Обстановка дома состояла из большого ларя, грубо сколоченного стола, нескольких лавок или кроватей для сна.

Также в доме находился очаг. Он служил источником тепла, на нём готовили пищу.

Питание средневекового крестьянина всегда было скудным.

Обычной пищей крестьян были хлеб, каши, овощи, различные похлёбки. Реже ели мясо, рыбу и сыр.

Питание крестьян

Неурожаи и голод – постоянные спутники Средневековья.

Зерна собирали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Урожай зависел не только от труда крестьян, но и от погоды.

Холода и засухи губили посевы, после чего наступал голод. Он мог длиться годами. Поэтому население Европы почти не росло.

Положительные изменения начались только в XI веке. Они связаны с улучшением климата в Европе.

Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья.

Пахал крестьянин лё̀гким плу̀гом. Он не переворачивал пласты земли, а только её бороздил.

Плуг тянули волы. Почву рыхлили бороно̀й. Урожай срезали серпа̀ми, потом молотили цѐпом. Зерно провеивали и затем мололи на мѐльнице – господской или чаще ручной. В итоге получалась мука, из которой пекли хлеб.

Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.

Крестьяне и ремесленники обеспечивали продуктами своего труда не только себя, но и феодала. Вместе они же и потребляли все эти продукты.

Тип хозяйства, где всё необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натура̀льным.

Натуральное хозяйство являлось основой феодального общества.

Но некоторые продукты и изделия не могли быть произведены в вотчине. Поэтому железо, соль, предметы роскоши для феодалов приходилось покупать или выменивать.

Подведём итоги.

Вся жизнь крестьян была наполнена тяжёлым трудом.

Они сами строили жилища и делали мебель, обрабатывали продукты питания, изготавливали одежду.

Именно на крестьянском труде основывалась экономика Средневековой Европы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование:

Раздаточный материал (Приложение 1).

Оформление доски: план урока, новые слова (вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство),

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Введение в тему.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо. Замолчали.

Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.

Слушая внимательно, поймёте обязательно.

II Проверка домашнего задания:

- Какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке?

- Давайте проверим, как вы освоили эту тему. Работа с раздаточным материалом и выполнение задания №2 стр.35-36 в рабочей тетради.

III Введение в тему.

Сегодня у нас не совсем обычный день. Сегодня мы совершим путешествие.

Есть два разряда путешествий: Один - пускаться с места вдаль,

Другой - сидеть себе на месте. Листая старый календарь:

Посмотрите слайды и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся.

- Итак, мы отправимся в деревню, но не в обычную.

- Какой период времени мы с вами проходим?

- Значит тема урока сегодня, какая?

Запись в тетради: дата, тема.

- Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке узнать? О чем мы будем говорить?

1.Господская земля и крестьянские наделы.

2.Феодал и зависимые крестьяне.

4.Как жили и трудились крестьяне.

5. Натуральное хозяйство.

II. Новая тема.

1. Господская земля и крестьянские наделы.

- Ну вот мы в средневековой деревне. Как вы думаете, чем средневековые деревни отличались от современных?

Да, отличий много. Самое главное отличие в том, что жители деревень не были свободными.

- Кому принадлежала земля и власть?

- Земли и власть принадлежали землевладельцам, т.е. феодалам.

- Вспомним, кто такие феодалы.

- Феодалы – это землевладельцы. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами.

-Кто жил и работал на земле феодала?

-На землях феодалов жили и работали крестьяне.

- Как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Поземельная и личная зависимость







Ответы учеников: отдача под покровительство, захват земли силой, пожалования короля, закабаление за долги.

Работа со словарем

Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Слайд Перед вами феодальное поместье. Господский двор, обнесенный оградой, а позднее – замок. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Слайд Пахотная и прочая земля делились на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. Собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

2 Феодал и зависимые крестьяне.

- Крестьяне работали на своей земле и земле феодала. Почему? Они были зависимы.

- Как вы думаете, на каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей?

- Поскольку вся земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на этой земле, должны были платить за пользование этой землей. Главными обязанностями (повинностями) были барщина и оброк.

Работа со словарём:

Оброк - повинность зависимого крестьянина, заключающаяся в выплате дани помещику. Барщина – все работы крестьян в хозяйстве феодала.

Записать в тетрадь определения.

Задание 1: Изучить материал в учебнике, параграф 11, стр. 87-88 и заполнить таблицу:

Все работы крестьян в хозяйстве помещика:

обработка господской пашни;

строительство и починка его дома, мостов;

Крестьяне должны были отдавать владельцу вотчины:

долю продуктов своего хозяй­ства (зерно, скот, птица, яйца, сало, мед);

изготовленные ими изде­лия (полотно, кожи, пряжа), а в ряде случаев и деньги

(Проверка выполнения задания).

Задание 2: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство?

Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам? Почему?

Почему крестьяне вынуждены были подчиняться феодалам?

У какой категории крестьян было самое тяжелое положение? Почему?

- Ещё одним из налогов крестьян был церковный налог. Он назывался церковная десятина. Каждый крестьянин должен содержать 1 монаха, т.е.отдавать церкви одну десятую часть от всего, что у него есть и появляется.

Слайд Физкультминутка.

3 Крестьянская община.

На полученных от феодалов наделах крестьяне вели собственное хозяйство. Но земля принадлежала не отдельной семье, а всей общине.

Задание 3: изучая п. 3 § 11, найдите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания).

Причины объединения крестьян в общины

Ведала хозяйственными делами

Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства

Поддерживала порядок на своей территории

Помогал беднякам выплачивать налоги

Опекала вдов и сирот

Проводила празднества и игры

Оказывала сопротивление господину, когда он пытался увеличить установленные размеры повинностей.

4 Как жили и трудились крестьяне.

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нуж­но отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жер­дей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузы­рями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в по­толке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котел­ке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлеб­ка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в поме­щении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за сто­лом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колес­ным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за ра­боту.

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Кре­стьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, нема­ло его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не раз­бирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца пол­ны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сго­вариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед цер­ковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жа­луется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть иму­щества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит моло­дой семейный крестьянин.

Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще слу­чались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо высту­павший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин сна­рядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем же­стоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Смерть крестьянина переполнила чашу терпения. Загудел набат с ко­локольни деревенской церкви — это сигнал для сбора. «К господскому

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допраши­вали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпо­роли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так же­стоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора - это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались об­работка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет.

5. Натуральное хозяйство

Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

Кто делал орудия труда?

Кто строил дом феодалу?

Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем).

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

- Укажите две причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

Техника сельского хозяйства ___________ , поэтому урожаи были ________ .

Во всех поместьях производили ________ , поэтому нечем ________

III. Подведение итогов урока, рефлексия.

Ну что ж ребята, сегодня вы хорошо поработали и очень порадовали меня, давайте с вами ответим на последний вопрос:

- Что мы сегодня изучили на уроке?

- Сегодня мы узнали о том, как жили крестьяне в средние века, чем они занимались, как жили.

- Совершенно верно, таким образом, сегодня мы познакомились с увлекательным миром средневековой деревней и ее обитателями.

- Хотели бы вы жить в средневековой деревне?

- Какие новые термины вы сегодня узнали?

IV Домашнее задание и выставление оценок в журнал

1 Выучить новые слова

2 Для сильных учеников - § 11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?

- У кого-нибудь есть вопросы? Так, домашние задание вам заданно, всем все ясно, тогда оценки за работу на уроке сегодня получают …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с образом жизни в средневековой деревне, дать представление о феодальных отношениях.

Метапредметные

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

– находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

– излагать своё мнение (в монологе, диалоге)

– определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

Личностные: способствовать развитию навыков критического мышления, воспитывать чувство гордости.

Ожидаемы результаты: У учащихся будет сформировано представление о обитателях средневековой деревни, их занятиях и образе жизни. Они научатся анализировать и находить нужную информацию в источниках, определять цель урока, правильно излагать свое мнение.

Оборудование: презентация, кластеры по теме, приложение № 1(на этапе закрепления)

Основные понятия: Феодал, зависимые крестьяне, повинности, барщина, оброк

Читайте также: