Музыка 6 класс конспект фортуна правит миром

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 6 классе

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Личностные: формировать музыкальный вкус, интерес к музыке.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать процесс и результат своей деятельности, оценивать свои достижения, выявлять причины и способы преодоления трудностей.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, в общей беседе, высказывать своё мнение и отстаивать свою позицию, уметь исполнять музыкальные произведения в составе единого коллектива.

Познавательные: уметь формулировать свои мысли, развивать и укреплять память, подбирать материалы и ресурсы для выполнения домашнего задания.

Метапредметные: организовывать свое рабочее место, понимать цель выполняемых действий.

Музыкально-ритмическая разминка (динамика, штрихи, темп, паузы)

Кроссенс (определение темы урока)

Инсценировка частей кантаты (весна, пираты, фортуна – атрибуты, тексты вагантов)

Ход урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося композитора ХХ века Карла Орфа (1895-1982). Его музыка отличается гипнотической силой, произведения входят в репертуар ведущих театров мира. Кроме того, К. Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Он основал школу, в которой обучал маленьких детей играть на простейших музыкальных инструментах, сочинять мелодии, развивал их природную музыкальность.

Сейчас мы попробуем поработать так, как работал К. Орф со своими учениками.

Множество сбывшихся пророчеств и предсказаний навели человека на мысль о существовании заведомо определенной программы жизни – судьбы. В сознании человечества это понятие накрепко прижилось и имеет давнюю историю .

Посмотрите на эту миниатюру, изучите ее и ответьте на 3 вопроса:

Что бы мне хотелось узнать?

Под миниатюрой было помещено латинское стихотворение о Фортуне, изменчивой как луна. Какова его главная мысль, идея?

О, Фортуна, лик твой лунный

Вечно изменяется: прибывает, убывает

Дня не сохраняется.

То ты злая, то благая прихотливой волею;

И вельможных, и ничтожных

Ты меняешь долею.

Колесо фортуны то возносит человека, то безжалостно низвергает его, совершая свой полный оборот.

Характер музыки (словарь эстетических эмоций Ражникова)

Мы послушаем еще одну интерпретацию этого произведения, вы подумайте, почему композитор выбрал такое определение? Что нового вы узнаете в этом варианте?

Подумайте, какая из точек зрения вам ближе:

Весь мир – театр, мы все актеры поневоле,

Всесильная судьба распределяет роли.

И небесаследят за нашею игрой!

Музыкальный материал урока: фрагменты сценической кантаты “Кармина Бурана” К.Орфа.

Оборудование: мультимедийная презентация (приложение).

Ход урока

Слезы катятся из глаз,
Арфы плачут струны.
Посвящаю свой рассказ
Колесу Фортуны.
Из поэзии вагантов

Учитель: (прочитав эпиграф). Ребята, обратимся к тексту учебника.

См. с.76 учебника “Музыка”. 6 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

Прочтите и ответьте, кто такие ваганты и что означает это слово в переводе с латинского языка?

Запишем в словаре значение слова ваганты (лат. – бродячие) – странствующие поэты-музыканты (дети рассказывают, записывают).

В бенедиктинском монастыре Бойерн, в предгорьях Баварских Альп хранился рукописный сборник стихов и песен XII-XIII вв., авторами которых были ваганты. В середине XIX в. рукописный сборник был издан под названием “Carmina burana” – Баварские песни. Стихи образуют внутреннее единство; это собрание песен, воспевающих весну, любовь, вино.

Однако, наибольшую известность стихи приобрели тогда, когда выдающийся немецкий композитор XX века Карл Орф, пересказал их языком музыки.

Объявляется тема урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой сценической кантаты Карла Орфа “Кармина Бурана”.

(Продолжение работы над словарем урока).

Кантата – сочинение для солистов, хора, оркестра.

Музыкально-театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие – сценическая кантата. (Ученики делают записи в тетрадях и в словаре).

Учитель. Вновь обратимся к тексту учебника (см. с.78). Прочтите и ответьте на вопросы:

Какой подзаголовок имеет кантата?

Дети. Мирские песни.

Учитель. Как вы думаете, почему такое название?

Учитель. Содержание охватывает широкий круг светских тем, актуальных как в XIII веке, так и в наше время: непостоянство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращения весны. Карл Орф выбрал 25 песен морализирующего, бытового характера, прославляющих простые земные радости. Кантата включает стихи, как на латинском, так и на немецком языке.

Учитель. Сколько частей в кантате и какие названия они имеют?

Дети. В кантате три части:

I — “Весна” — рисует пробуждение природы, полноту и радость жизни;

И — “В таверне” — это картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны; III — “О любви” — воспевает счастье и радость взаимного чувства.

Открывает кантату Пролог. Как называются два номера в Прологе?

Дети. “О, Фортуна!” и “Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой”.

Учитель. Над всем царит Фортуна, богиня судьбы, вращение колеса которой, то приносит человеку счастье, то свергает его в пропасть. Музыкальный образ Фортуны открывает и замыкает кантату. “Фортуна — повелительница мира”!

Учитель. А теперь мы обратимся к музыке!

Учитель. А теперь мы прослушаем эти два музыкальных произведения!

Какие образы рождаются в воображении, когда слушаешь эту музыку?

Дети….. Драматическая, суровая, захватывающая музыка.

Учитель. Основная мысль этих произведений – раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе – Фортуне.

(Подводя итог высказываниям ребят, можно прочесть перевод на русский язык Пролога).

Учитель. На первой странице стихотворного сборника "Carmina Burana" была воспроизведена средневековая миниатюра "Колесо Фортуны". Считается, что именно она произвела глубокое впечатление на Карла Орфа и определила композиционный план кантаты.

Первый хор "О, Фортуна, Ты изменчива как луна" неожиданно возвращается в конце кантаты. В этой своеобразной раме проходят контрастные картины жизни: радостные весенние хороводы "Весна", озорные пародийные эпизоды "В таверне", и, наконец, восторженный гимн всеобъемлющей любви "Славься, прекраснейшая!" в исполнении всего состава исполнителей.

Ребята! Сейчас мы прослушаем фрагменты каждой из трех частей кантаты!

Перед вами тексты (в переводе) некоторых частей кантаты.

– Какие фрагменты музыки соответствуют строкам из стихотворного сборника и картинам И.Иванова “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” и Рембрандта “Флора”?

… одетая цветами
господствует Флора,
гармония леса
хвалит её в песнях.
Словно арфа поёт
нежный соловей,
морем цветов
смеются радостные луга,
щебет птиц всё громче
в чудесных лесах,
и хор дев
уже обещает тысячу радостей.
Приди, приди, о, приди же,
не дай мне умереть,
Твоё лицо красиво,
свет твоих глаз прекрасен,
твои сплетённые волосы нежны,
что за чудесное существо!
Краснее розы,
белее лилии,
любимей, чем все другие,
я буду всегда славить тебя!

Учитель. Итак, друзья, для нас звучала музыка, обладающая потрясающей силой воздействия!

Произведение, исполняемое в концертах, многочисленно используемое в кинофильмах и рекламных роликах.

Некий музыковед осмелился утверждать, что "Carmina Burana" – прототип традиций современного рока. Мысль интересная .

Домашнее задание.

Предлагаю поработать в сети Интернет над поиском аудиофайла с композицией “Кармина Бурана” в исполнении группы “Linkin Park”!

Нажмите, чтобы узнать подробности

– развивать навыки напевания мелодий классического репертуара.

Цель и задачи урока:

– формировать представление о стилевом многообразии музыки XX века;

– учить различать простые и сложные жанры музыки на примере сценической кантаты К.Орфа “Кармина Бурана”;

– развивать способность анализировать приемы взаимодействия и развития образов сценической кантаты “Кармина Бурана”;

– развивать навыки напевания мелодий классического репертуара;

Музыкальный материал урока: фрагменты сценической кантаты “Кармина Бурана” К.Орфа.

Оборудование: мультимедийная презентация (приложение).

Слезы катятся из глаз,
Арфы плачут струны.
Посвящаю свой рассказ
Колесу Фортуны.
Из поэзии вагантов

В бенедиктинском монастыре Бойерн, в предгорьях Баварских Альп хранился рукописный сборник стихов и песен XII-XIII вв., авторами которых были ваганты. В середине XIX в. рукописный сборник был издан под названием “Carmina burana” – Баварские песни. Стихи образуют внутреннее единство; это собрание песен, воспевающих весну, любовь, вино.

Однако, наибольшую известность стихи приобрели тогда, когда выдающийся немецкий композитор XX века Карл Орф, пересказал их языком музыки.

Объявляется тема урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой сценической кантаты Карла Орфа “Кармина Бурана”.

(Продолжение работы над словарем урока).

Кантата – сочинение для солистов, хора, оркестра.

Музыкально-театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие – сценическая кантата. (Ученики делают записи в тетрадях и в словаре).

Учитель. Обратимся к тексту учебника (см. с.78). Прочтите и ответьте на вопросы:

Какой подзаголовок имеет кантата?

Дети. Мирские песни.

Учитель. Как вы думаете, почему такое название?

Учитель. Содержание охватывает широкий круг светских тем, актуальных как в XIII веке, так и в наше время: непостоянство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращения весны. Карл Орф выбрал 25 песен морализирующего, бытового характера, прославляющих простые земные радости. Кантата включает стихи, как на латинском, так и на немецком языке.

Учитель. Сколько частей в кантате и какие названия они имеют?

Дети. В кантате три части:

I — “Весна” — рисует пробуждение природы, полноту и радость жизни;

И — “В таверне” — это картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны; III — “О любви” — воспевает счастье и радость взаимного чувства.

Открывает кантату Пролог. Как называются два номера в Прологе?

Дети. “О, Фортуна!” и “Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой”.

Учитель. Над всем царит Фортуна, богиня судьбы, вращение колеса которой, то приносит человеку счастье, то свергает его в пропасть. Музыкальный образ Фортуны открывает и замыкает кантату. “Фортуна — повелительница мира”!

Учитель. А теперь мы обратимся к музыке!

Учитель. А теперь мы прослушаем эти два музыкальных произведения!

Какие образы рождаются в воображении, когда слушаешь эту музыку?

Дети….. Драматическая, суровая, захватывающая музыка.

Учитель. Основная мысль этих произведений – раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе – Фортуне.

(Подводя итог высказываниям ребят, можно прочесть перевод на русский язык Пролога).

1. О, Фортуна

O, Фортуна,
словно луна
ты изменчива,
всегда создавая
или уничтожая;
ты нарушаешь движение жизни,
то угнетаешь,
то возносишь,
и разум не в силах постичь тебя;
что бедность,
что власть —
всё зыбко, подобно льду.

2. Оплакиваю раны, нанесённые Судьбой

Я оплакиваю раны, нанесённые Судьбой,
и глаза мои залиты слезами,
она делает дары живущим,
но меня упрямо обходит.
На троне Судьбы
я часто был поднят,
окружённый
морем цветов благосостояния;
я мог процветать
счастливо и благословлять,
теперь же я падаю с этой вершины,
лишённый славы.
Колесо Фортуны делает оборот;
я оказываюсь внизу;
другой поднят надо мной;
высоко, слишком высоко.
Он теперь царь —
созидающий и разрушающий!

Учитель. На первой странице стихотворного сборника "Carmina Burana" была воспроизведена средневековая миниатюра "Колесо Фортуны". Считается, что именно она произвела глубокое впечатление на Карла Орфа и определила композиционный план кантаты.

Первый хор "О, Фортуна, Ты изменчива как луна" неожиданно возвращается в конце кантаты. В этой своеобразной раме проходят контрастные картины жизни: радостные весенние хороводы "Весна", озорные пародийные эпизоды "В таверне", и, наконец, восторженный гимн всеобъемлющей любви "Славься, прекраснейшая!" в исполнении всего состава исполнителей.

Ребята! Сейчас мы прослушаем фрагменты каждой из трех частей кантаты!

Перед вами тексты (в переводе) некоторых частей кантаты.

– Какие фрагменты музыки соответствуют строкам из стихотворного сборника и картинам И.Иванова “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” и Рембрандта “Флора”?

… одетая цветами
господствует Флора,
гармония леса
хвалит её в песнях.
Словно арфа поёт
нежный соловей,
морем цветов
смеются радостные луга,
щебет птиц всё громче
в чудесных лесах,
и хор дев
уже обещает тысячу радостей.

Приди, приди, о, приди же,
не дай мне умереть,
Твоё лицо красиво,
свет твоих глаз прекрасен,
твои сплетённые волосы нежны,
что за чудесное существо!
Краснее розы,
белее лилии,
любимей, чем все другие,
я буду всегда славить тебя!

Учитель. Итак, друзья, для нас звучала музыка, обладающая потрясающей силой воздействия!

Произведение, исполняемое в концертах, многочисленно используемое в кинофильмах и рекламных роликах.

Некий музыковед осмелился утверждать, что "Carmina Burana" – прототип традиций современного рока. Мысль интересная .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 6 классе общеобразовательной школы "Образы скорби и печали. Фортуна правит миром" (II четверть, урок 15). Урок выполнен с учётом ФГОС.

I. Организационно-мотивационный этап

Начало урока

***Джованни Перголези (1710-1736гг.) – итальянский композитор.

- О каких образах будем говорить сегодня на уроке? (образы скорби и печали)

Актуализация знаний

- Духовная или светская музыка прозвучала? (Духовная музыка - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту).

- О чём скорбит Дева Мария – Мать Иисуса Христа? (о смерти своего сына)

Целеполагание

- Сегодня на уроке мы будем работать в группах (по 7-10 человек). Какие задачи ставит перед вами работа в группе?

Задачи урока:

1) Научиться излагать своё мнение.

2) Научиться понимать позицию другого.

3) Научиться сотрудничать с людьми.

4) Научиться преодолевать конфликты (договариваться с людьми).

II. Организация деятельности учащихся

Правила игры. Формирование творческих групп по 7-10 человек (3 группы). Участники двух групп выбирают карточки с информацией по теме урока. Занимают места за соответствующими столами и приступают к изучению материала. Задача данных групп донести новый материал до всего класса любыми доступными способами (в виде рассказа, беседы, театрализации, …). Третья группа в этот момент разрабатывает критерии оценивания выступлений.

II группа

В письме другу В.-А. Моцарт писал:

III группа

Критерии оценивания выступлений:

I группа II группа

Задание №1 (отметка):

Задание №2 (отметка):

Правила игры.

Участники: оппоненты – I и II группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – III группа.

Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения.

До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.

Во время игры:

1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.

2. Группы вступают в диспут.

3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально?

Тема спора: содержание произведения.

III группа оценивает.

*Бавария – земля на юге, юго-востоке Германии.

II группа

*Фортуна – богиня счастья и судьбы.

III группа

Критерии оценивания выступлений:

I группа II группа

Задание №1 (отметка):

Задание №2 (отметка):

Тема спора: идея произведения.

III группа оценивает.

III. Контрольно-рефлексивный этап

Рефлексия

Задание. Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.
Моя деятельность. Деятельность группы. Деятельность класса. Деятельность учителя.

Работу I и II групп оценивает III группа (по разработанным критериям). Работу III группы оценивает учитель.

Читайте также: