Лента памяти бетховена конспект по музыке 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь этого человека была сплошной борьбой. Сначала внутри собственной семьи. Потом с теми людьми, кто не верил в него. Затем с жестокой болезнью. Но он всюду вышел победителем. И теперь имя Людвига Ван Бетховена записано золотыми буквами в историю мировой музыки.

Начало биографии: детские годы

Будущий композитор появился на свет в 1770 году. Его родина — Германия, город Бонн. Музыкальный дар мальчик получил по наследству. Дед и отец Людвига служили придворными певцами. Мама не имела отношения к музыке, но была очень заботливой и нежной к своим троим сыновьям.

Отец Бетховена обучал наследника игре на фортепиано и скрипке. Он хотел сделать из него артиста и возить по городам, чтобы тот зарабатывал концертами деньги для семьи. Но отцовское воспитание было жестоким и суровым.

Первое выступление Людвига состоялось в возрасте 8 лет. А в 10 он познакомился со своим первым учителем Кристианом Нефе. Обучение помогло Бетховену уже в 12 лет написать и издать первые сочинения.

Юность. Первая известность

Юный композитор.

Бетховен в молодости.

Юноша снова уехал в Вену, он очень хотел учиться дальше. Моцарт к тому времени уже умер, поэтому Бетховен стал заниматься с другими известными композиторами.

В этот период раскрылся его дар как пианиста. Публика полюбила эмоциональную игру молодого исполнителя. Бетховена считают первым музыкантом в истории, который сумел зарабатывать на жизнь своими выступлениями.

Расцвет творчества и лучшие сочинения

Автор за роялем.

Автор исполняет свою музыку.

Ещё Бетховен был мастером симфоний. Симфония — музыкальное сочинение для большого оркестра. Создание такой сложной музыки под силу только настоящему таланту.

Борьба с глухотой. Последние годы и смерть.

В 26 лет Людвиг стал терять слух. Это привело его в отчаяние. Глухота значила, что он уже не сможет быть пианистом. Но она не отнимала возможности творчества.

Бетховен со всей страстью принялся сочинять и записывать музыку, которую представлял и слышал у себя в голове.

Людвиг Бетховен.

Людвиг Ван Бетховен — знаменитый композитор.

Он делал это почти 30 лет. Писал не только произведения для инструментов, но и для голоса. А ещё обрабатывал по-своему песни разных народов мира.

Когда композитору исполнилось 54 года, он создал лучшую и последнюю свою Симфонию № 9 для оркестра и хора. После её исполнения зал встал и приветствовал автора долгими аплодисментами.

Бетховен умер в 56 лет от болезни печени. Его провожала на кладбище толпа из 20 тысяч человек.

Факты из жизни композитора

Как многие гении, этот человек имел сложный и противоречивый характер. Современники рассказывали о нём следующее:

Наследие и память

Мастер оставил нам великие работы в разных жанрах и для многих инструментов. В их числе 9 симфоний, 7 концертов, опера, 48 сонат, церковные произведения, музыкальные пьесы и песни. Их исполняют лучшие оркестры и музыканты.

Памятник Бетховену.

Памятник композитору в родном Бонне на площади Munsterplatz.

Когда в космос отправляли лучшие образцы земной культуры, в них включили и отрывки из музыки Бетховена.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Творчество Л. Бетховена

Цели урока: познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями композитора-классика, развивать эмоционально-чувственную сферу личности; способность к восприятию произведений музыкального искусства; воспитывать интерес к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств.

Приемы: беседа; пластическое интонирование; слушание музыки; анализ;исполнение пеcенного материала.

Развитие вокально-хоровых навыков

Изучение нового материала

Тема урока: Преобразующая сила музыки Л.В. Бетховена.

Цель урока: Показать, как музыка может воздействовать на человека, поддерживая в людях надежду на победу.

  • На основе материалов урока развивать у учащихся умение анализировать, размышлять, делать выводы.
  • Через знакомство с музыкальными произведениями Л.В. Бетховена и Е.Крылатова воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны.

Методы, применяемые на уроке:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод размышления о музыке;
  • метод диалога;
  • метод обобщения.
  • технология проблемного обучения;
  • технология художественно-образного преподавания;
  • технология развивающего обучения.

1. Симфония №5 Л.В. Бетховен (экспозиция)

- портрет Л.В. Бетховена;

- плакат с текстом песни;

- хрестоматия дополнительного песенного материала 4-7 классы (2001г.)

- плакат с текстом песни

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Любое музыкальное произведение – это звуковое письмо, которое оставил нам композитор. Письмо, в котором он делится с нами самым сокровенным, своими радостями и горестями. И если мы будем внимательно слушать это звуковое письмо, то по характеру музыки сможем определить характер человека, который её написал.

Итак, давайте послушаем звуковое письмо, которое было написано более 200 лет назад.

В.- Послушайте и подумайте, каким перед нами предстаёт человек, написавший эту музыку?

(звучит симфония № 5 Л.В. Бетховена)

В.- К аким перед нами предстаёт человек, написавший эту музыку? Какой он по характеру?

0.- Сильный, мужественный, борец.

0.- Эмоциональный, энергичный, целеустремленный.

Учитель: Имя этого композитора – Л.В. Бетховен.

(показать портрет Л.В. Бетховена)

Посмотрите, ребята, какими мы с вами оказались тонкими психологами. Как чутко мы уловили характер этого человека. Это отражается даже на его внешности. Обратите внимание, какой у него волевой подбородок, целеустремлённый взгляд. Как гордо он поднял голову.

Мы сказали о том, что Бетховен был мужественным, решительным, сильным духом человеком. И именно эти черты характера помогли ему преодолеть те трудности, которые встречались на его жизненном пути. С самого раннего детства жизнь Бетховена – это сплошные удары судьбы.

Музыкальный дар у Бетховена проявился достаточно рано. Его отец, который тоже был способным музыкантом, тяжко болел алкогольной зависимостью. К таланту сына о отнёсся как к новому источнику доходов. Принуждением и побоями он заставлял 4-х летнего ребёнка часами просиживать за фортепиано (по 14-16 часов в день). Несмотря на это мальчик не утратил любви к музыке и к 12-ти годам свободно играл на клавесине, скрипке и органе.

А в 22 года – новый удар судьбы, – потеря самого дорогого, самого близкого ему человека – матери.

В 26 лет Бетховен почувствовал первые признаки глухоты. Страшной болезни для любого человека, но вдвойне страшной для музыканта.

К 30-ти годам полностью потерял слух. Был близок к самоубийству.

И ещё одна трагедия музыканта и человека – его одиночество. Не было семьи, не было рядом любимого человека, который согрел бы его душу теплом своей души.

И всю свою боль, своё самое сокровенное он мог доверить только музыке.

Я сыграю вам два музыкальных фрагмента, две музыкальные интонации.

(звучит тема вступления (образ композитора) и тема гл. партии

0.- Во второй интонации.

В.- Почему вы так думаете?

0.- Музыка грубая, злая, давит на человека.

В.- Куда движется мелодия? (В исполнении учителя ещё раз звучит тема вступления).

Учитель: Совершенно верно. И человек как бы принимает на себя эти удары. Они предназначаются именно ему.

(в исполнении учителя звучит тема гл. партии).

В.- Куда движется мелодия?

В.- Какой же это человек?

(в исполнении учителя звучит тема гл. партии).

0.- Скромный, стеснительный и в тоже время волевой, решительный.

Несмотря на это, даже будучи в застенках гестапо, этот человек не падает духом. Не переставая работать, он пишет книгу обо всём, что происходит вокруг него, о тех людях, с которыми ему довелось здесь встретиться.

О.- Потому что он был обречён на смерть.

Учитель: Совершенно верно. Он был обречён на смерть. Петля как бы невидимо была накинута на его шею, только осталось её затянуть. Никто не знал, когда это произойдёт: через час, два, сегодня, завтра или через несколько месяцев.

«Узник и одиночество – эти понятия принято отождествлять. Но это великое заблуждение. Узник не одинок. Тюрьма – это большой коллектив и даже самая строгая изоляция не может никого оторвать от коллектива, если человек не изолирует сам себя. В тюрьме братство порабощённых подвергается особенно тяжкому гнёту, но этот гнёт сплачивает и закаляет людей, обостряет их восприимчивость. Для этого братства стены – не преграда: ведь и стены живут и говорят условными стуками…

В.- Что это за два такта из Бетховена, которые поддерживали дух заключённых? И разве можно простучать музыку?

0.- Это два такта из вступления симфонии.

Учитель: Давайте вместе с вами под музыку простучим эти два такта из Бетховена.

(дети простукивают ритм темы вступления)

Мне бы хотелось, чтобы вы запомнили Юлиуса Фучика человеком, которого всегда наполняла радость, согревающая всех, кто с ним соприкасался. Давайте ещё раз послушаем эту замечательную музыку.

В.- Подумайте, ребята, в какой момент своей жизни вы бы обратились к музыке Бетховена?

(звучит симфония № 5 Л.В. Бетховена)

(Ответы детей разные. Но все они сходятся в одном: эта музыка помогла бы им обрести уверенность в самые трудные минуты их жизни).

Учитель: Вот видите, ребята, не случайно вы обратились бы к музыке Бетховена в самые трудные минуты своей жизни. Сам он был человеком мужественным, и это отражено в его музыке.

«Но ты человек, ты и сильный и смелый,

Своими руками судьбу свою делай,

Иди против ветра, на месте не стой,

(слушание песни в исполнении учителя)

В.- О чём поётся в этой песне?

0.- О том, что только от самого человека зависит, как сложится его жизнь.

Давайте, исполним эту песню так, чтобы чувствовалось оптимистическое начало.

А мы с вами уже знакомились с песнями из этого х/ф.

Учитель: Обратите внимание, ребята, как интонация песни может изменить ваше настроение. Мне бы хотелось, чтобы вы сохранили его как можно дольше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможнос­ти музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле.О лечебных с.


Тема урока: Преобразующая сила музыки.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формировать знания детей о преобразующей силе музыки.На уроке решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи.


Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

Задачи урока:

  • познакомить детей с героической судьбой композитора;
  • формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;
  • познакомить с жанром симфонии;
  • реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного разучивание песни;
  • формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;
  • расширять словарный багаж эстетических эмоций.

Предмет: музыкальное искусство

Дата: 27.02.2019 год

Раздел II. Сила воздействия музыкального искусства

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и закрепления ранее изученного.

Цель урока: ознакомление детей с жизнью и творчеством Людвига ван Бетховена через разнообразный мир его произведений.

Задачи урока:

познакомить детей с героической судьбой композитора;

формировать духовно-нравственные качества учащихся, такие как героизм, мужество, стойкость духа, достоинство, жизнелюбие, сочувствие, отзывчивость на примере жизни и творчества композитора, а также через драматические события истории;

познакомить с жанром симфонии;

реализовывать творческий потенциал детей в процессе коллективного разучивание песни;

формировать универсальные учебные действия учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;

расширять словарный багаж эстетических эмоций.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, портрет композитора, дидактический материал.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, самостоятельность мышления учащихся, стимулирование интереса к восприятию, познавательных дискуссий, эмоционально-нравственных переживаний, поощрения и контроля, самоконтроля деятельности учащихся.

Литература: интернетресурсы

I.Организационный момент

Добрый день! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Ребята поприветствуйте их!

2.Проверка готовности к уроку…

Все ль на месте? Дежурные назовите фамилии отсутствующих на уроке.

Всё ль в порядке? Принадлежности на парте?

Вижу вы готовы и мне не терпится увидеть ваши смайлики, которые определят эмоциональный настрой в начале урока…

(дети показывают смайликами эмоциональный настрой)

Спасибо! Вижу у большинства замечательное настроение! А у кого не очень – думаю к концу урока настроение улучшится.

II. Мотивационная часть


Он - сердца врачеватель,
Бессмертной музыкой наполнил
Заблудший мир, грехов обитель
И души чувствами исполнил.
Не слухом, разумом творил
И приносил шедевры людям.
Стирал границы всех мерил.
На нас сквозь вечность литься будут
Его рапсодия любви,
Плоды бессмертного таланта,
Что бьёт как молния в сердца,
Сверкает ярче бриллианта.

- Ребята, как вы думаете о ком идет речь в этом стихотворении?

Прослушайте фрагмент сонаты….

Внимательно посмотрите на доску, возможно высказывания этого великого творца помогут вам…

И так, о ком пойдет речь? Как называется произведение, которое вы услышали?

(дети говорят свои предположения)

III. Основная часть

- Сегодня мы обратимся к искусству, которое сопровождает нас с самого раннего детства всю жизнь, которое не оставляет многих людей равнодушными. Это музыка. Музыка вокруг нас, она способна выразить любое состояние души человека. Веселье и грусть, радость и печаль, наслаждение и страсть, борьба и победа, борьба и горечь поражения, любовь и ненависть – всё подвластно музыке, этой волшебнице.

Звучит музыка, и мы чувствуем, что живём, радуемся, переживаем. Замолкает – и кругом тишина.

Сегодня нам предстоит продолжить знакомство с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах.



- В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Обречённые люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

- Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?

Дети высказывают свои предположения.

(симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство)

- Как звучала музыка? Есть затруднения?

Ослепительная

Улыбающаяся

Неторопливая

Убаюкивающая

Колыбельная

Безмятежная

Добродушная

Беззаботная

Невозмутимая

Неприхотливая

Взволнованная

Встревоженная

Стремительная

Беспокойная

Отчаявшаяся

Раскаявшаяся

Надломленная

Торжественная

Праздничная

Величественная

Восторженная

Жизнеутверждающая

Оптимистичная

Настороженная

Подкрадывающаяся

Возвышенная

Мечтательная

Одухотворенная

Проникновенная

Завороженная

Бесстрашная

Решительная

Богатырская

Мечтательная

Трогательная

Приветливая

Недовольная

Дети работают в парах и высказывают своё мнение


- Ребята, сама жизнь и творчество великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена (1770 -1827) были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. (Дети записывают фамилию композитора и годы жизни).

И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.


(Дети записывают название произведения)

Теперь давайте с вами выясним, а что собой представляет жанр симфонии.

Симфония в переводе с греческого означает созвучие. Это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее, как правило, из четырёх частей, драматургически связанных между собой и раскрывающих замысел композитора.



(дети записывают определение в тетрадь)

-Одной из самых знаменитых симфоний Людвига ван Бетховена является Пятая симфония.

Пятая симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.


Послушайте фрагмент симфонии и определите по звучанию музыки, кто в 1 части побеждает человеческий дух, воля или судьба?

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

- Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

(Дети слушают финал и работают по карточкам, проводят анализ произведения).

Анализ музыкального произведения

Какой характер у произведения, какое настроение вызывает?

Средства музыкальной выразительности

(темп, динамика, мелодия)


IV.Физминутка


- Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

(Пьеса-слово многозначное и имеет 2 значения:

1 –драматическое произведение для театрального представления, 2 – небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение).

-Произведение, которое вы сейчас услышите входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира.

(дети слушают и высказывают свои мнения)

- Действительно, звучание музыки очень светлое, нежное, немного взволнованное.

Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

V. Вокально-хоровая работа.

- А чтобы продолжить тему любви и нежности мы переходим к вокально-хоровой работе.

Давайте вспомним нашу распевку. Не забываем, что непосредственное участие принимает мимика лица.

А… -У… - А… - О… - А… - И… - А - О - У - И - Э

1.В этом мире неслучайно

Мы с тобою повстречались,

Чтобы вместе быть вовек,

Самый ласковый и нежный,

Самый светлый и чудесный,

Самый добрый человек.

2.Несмотря на все преграды,

Будем мы с тобою рядом,

Будем вместе мы вовек,

Самый ласковый и нежный,

Самый светлый и чудесный,

Самый добрый на планете человек…

Припев: Самый добрый на планете,

Самый ласковый на свете,

Словно солнца луч во мгле,

Самый светлый на земле.

Пусть глаза твои сияют

И лювовью наполняют

Всё вокруг тебя вовек,

Самый ласковый и нежный,

Самый светлый и чудесный,

Самый добрый на планете человек…

Будет свет улыбок ясных,

Будет всё у нас прекрасно,

Будем вместе мы вовек,

Самый ласковый и нежный,

Самый светлый и чудесный,

Самый добрый на планете человек!

Самый добрый на планете человек!

Самый добрый на планете человек!

- Молодцы! Вы очень хорошо пели!

VI. Итоги урока.

- Урок пролетел быстро и подошло время подводить итоги.

- Музыка какого композитора звучала на уроке?

- С каким жанром вы сегодня познакомились?

- Какие произведения композитора вы запомнили?

- Какое произведение вам больше всего понравилось?


-Вложите оценочные листы и карточки с анализом произведения в тетради, а дежурные соберут их для проверки.

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

сделать зарисовки образов на музыку прослушанных произведений Бетховена. Желательно делать зарисовки в сопровождении музыки.

А сейчас давайте проверим наше эмоциональное настроение в конце урока… Берём смайлики….(дети показывают смайлики)

Молодцы! Вижу эмоциональное настроение повысилось. И у нас в конце урока улыбаются все! Значит не зря мы прожили вместе этот час!

-Наш урок хочу завершить стихотворением Николая Заболоцкого.

Ты яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепета громов.
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся. Мысль! Стань музыкою слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Л.Бетховен: человек, композитор и революционер, 6 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №660

Княжева Анастасия Владимировна

Цель: повышение интереса учащихся к предмету “Музыка” через использование информационных технологий, материалов, представленных в сети Интернет.

углубление знаний учащихся о творчестве Л.Бетховена;

воспитание любви к музыкальному искусству , эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: фонохрестоматия, аудиоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Л.Бетховен.

Учитель: Добрый день!

- Как Вы думаете, творчеству какого композитора посвящена сегодня наша встреча? (Ответы детей)

2I. Объявить тему, запись в тетради: “В чем сила музыки Л.Бетховена”.

- Вы правы, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством русского композитора – Л.Бетховена.

- Какую музыку мы называем сильной? Как музыка может воздействовать на человека? (Ответы детей)

3. Представление презентации “Бетховен Л.”.

1. Повторить понятия: симфония и соната.

2. “Лунная соната” соната №14 Л.Бетховен.

Цель : рассказать, какие чувства она вызывает у композитора, кому он ее посвятил.

- Какая музыка по характеру?

- Можем ли мы эту музыку назвать сильной? (да)

- Почему? (Она воздействует на слушателя, заставляет сочувствовать, сопереживать герою и в то же время вызывает чувство гордости за его героизм и мужество).

Революция Бетховена в музыке не была понята многими из его современников. Они расценили эту музыку как причудливую, странную, даже сумасшедшую. Новая музыка встряхнула обывателей, оторвав их от сонной мечтательности. Зрители были недовольны, что эта музыка заставила их задуматься.

Вместо приятных и легких мелодий, Бетховен преподнес слушателям серьезные темы, идеи, воплощенные в музыке. Эта новизна, в дальнейшем породило целое направление в музыке — Романтизм, достигшее своей наивысшей точки в крупных музыкальных произведениях Вагнера. В основе всего дальнейшего развития музыки был Бетховен.

Конечно, у Бетховена были и свои великолепные лирические фрагменты: в Шестой (Пасторальной) симфонии и третьей части Девятой симфонии. Даже во времена самых жестоких сражений бывают моменты затишья, но это затишье никогда не длиться долго, а составляет лишь прелюдию к новым битвам. В этом истинный смысл лиричных частей в музыке Бетховена. Это действительно возвышенные моменты, но они не имеют никакого независимого значения, отдельного от борьбы.

6 класс . Учебник. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. 5-е изд. - М.: 2008. — 168 с.

Томпсон, Уэйд- Мэтьюз: Классическая музыка. Большая иллюстрированная энциклопедия.

Музыка. Полная иллюстрированная энциклопедия. Энциклопедический словарь от А до Я.

Читайте также: