Моя первая экология 3 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цели: Познакомить учащихся с последствиями воздействия человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность, речь учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру; учить работать в группах, парах.

Клипы о природе, мультфильм "Валли", музыкальное сопровождение, стихи, кроссворды, тесты, знаки, схемы, черный ящик "Спасите планету", выставка поделок из бросового материала.

1. Вводная часть.

Звучит музыка, появляется изображение Земли. (Приложение № 1)

Земля – наш дом родной!

Учитель: Да! Наш дом планета Земля!

Мы знаем достаточно много о планетах Солнечной системы, чтобы сравнивать Землю с замороженным Марсом, мертвой Луной, кипящей Венерой.

Что же делает нашу Землю такой прекрасной среди планет Солнечной системы?

2. Основная часть.

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.

  1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
  2. Вещество, которое существует на планете в трех состояниях.
  3. Плодородный слой Земли.
  4. Смесь газов.

Учитель: Молодцы! Жизнь невозможна без солнца, воды, почвы, воздуха (таблица на доске).

Как назвать одним словом солнце, воду, почву, воздух?

Дети: Солнце, вода, почва, воздух – неживая природа.

А еще вода, почва, воздух – окружающая среда.

Учитель: А что такое окружающая среда?

Учитель: Окружающая среда – это совокупность неживой и живой природы.

Учитель: Назовите, что относится к царству живой природы?

Клип о природе "Как прекрасен этот мир". (Приложение № 3)

Так давайте скажем.
Здравствуй, свежий воздух!
Здравствуйте, моря и реки.
Здравствуйте, растения и животные.
Здравствуй, природа!

Если бы человек каждый день здоровался не только с людьми, а со всем живым, был бы внимательным окружающему миру…

Природа переживает немало потрясений.

Часто звучат слова:

Стук в дверь: "В районе нашего города было обнаружено НЛО. Вам просили передать черный ящик".

Клип "Послание из будущего". (Приложение № 4)

Учитель: Ребята, как вы думаете, нужна ли Земле помощь? Почему?

Что является источником загрязнения?

  1. Наиболее загрязненные автотранспортом города: Прокопьевск, Киселевск, Междуреченск.
  2. Заводами: Новокузнецк, Кемерово.
  3. Наиболее загрязненные реки области: Аба, Иня, Искитим. В реку Аба сбрасывают загрязненные вещества предприятия городов Киселевска, Прокопьевска, Новокузнецка.
  4. Самый экологический чистый город Калтан.

Пластиковый стакан за 100 лет.

Телефонную карту за 1000 лет

Стеклянную бутылку за 4000 лет.

Природа с этим уже не может справляться самостоятельно.

Каждый знает, как должно выглядеть рабочее место, убранная комната. А вот для поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты - экологии. Что такое экология?

Экология - наука о нашем общем доме. Экология изучает как растения, животные, люди живут вместе и как влияют друг на друга и окружающую среду.

В переводе с греческого языка "экос" – дом, "логос" – учение, учение дома. Общий для всех дом – нашу Землю. На Земле живут разные существа. Это люди, животные, растения. А еще человека окружает воздух, вода, почва. Человек взаимодействует со всем, что его окружает.

Учитель: Что же делается для охраны окружающей среды? Что могут сделать люди и даже вы маленькие дети? (Общие ответы)

  1. Охрана воздуха.
  2. Охрана воды.
  3. Охрана природы.
  4. Охрана почвы.

(Наклеивают знаки, и один ученик защищает у доски)

  1. Не вырубать деревья.
  2. Не выбрасывать мусор.
  3. Выхлопы машин.
  4. Выброс фабрик и заводов.
  5. Аэрозоли.
  1. Добыча полезных ископаемых.
  2. Химические отходы.
  3. Мусор.
  4. Костры.
  1. Экономия воды.
  2. Мусор.
  3. Мытье машин, стирка.
  4. Отходы заводов.

Скоро Новый год. В этом году трудно найти настоящую елку. Во многих городах Кемеровской области запрещена массовая вырубка елок. Только одна из десяти доходит до покупателя. Остальные гибнут в подсобках магазинов.

Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины, самолеты издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. Громкая музыка вызывает шумовое опьянение. Действует как наркотик. Резкая музыка разрушает слуховой аппарат. А вот спокойная музыка и разговор создают комфорт.

Выставка работ из бросового материала.

Учитель: Посмотрите на нашу выставку.

Бумага не мусор, положим в мешок
Пусть людям послужит она новый срок.

Учитель: Из макулатуры получат новые книги и тетради.

Для яблочных огрызков местечко мы найдем -
Отходы пищевые на огород отнесем.

Учитель: Все это перегниет и превратится в хорошую землю.

Мы растим в этих стаканах рассаду!
Игрушки для детского делаем сада.

Учитель: В природе нет мусора, нет отходов. Давайте учится, друзья, у природы. Человек существо разумное и пользуется всем, чем богата Земля. Но он не должен вредить ей, ведь тем самым он вредит себе. Мы уже знаем, что такое цепь питания. У нас на доске цепь загрязнения. А давайте подумаем, что такое цепь загрязнения?

  1. Дорога – грибы, собранные у дороги – употребление в пищу – отравление.
  2. Сброс грязных вод – купание – заболевание кожи и т.д..
  3. Грязная вода – плохая очистка – использование для питья – заболевание.
  4. Несвежие продукты – употребление в пищу – отравление.
  5. Грязные руки – загрязнение продуктов – отравление.
  6. Долгое нахождение в непроветренном помещение – попадание загрязненного воздуха в организм – головные боли, недомогание.

Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем,
Человек - он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождем.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек - он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.

Учитель: Как же обезопасить себя? Какие правила экологической безопасности вы знаете?

Стой, человек! Не губи ты природу.
Ты видишь, в опасности наша земля.
Беднеет тайга, загрязняются реки,
Без рыбы остались озера, моря.
Людская беспечность, зло и жестокость
Большую приносят беду.
Должны мы все вместе сберечь планету.
Услышать животных мольбу.

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодках роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил веселый дождь.

Учитель: Дома вы поработаете с тестом и закрепите полученные знания на уроке.

Цель:воспитание бережного отношения к природе, живому миру.

Ход внеклассного мероприятия

1. Эмоциональный настрой.

Посмотрите в окно. Что вы видите? (Окружающий мир, природу)

Вам нравится то¸ что вы видите? (мнения детей)

Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Пением день начинает.
Снег под ногами хрустит,

Ветер колышет деревья,

В небе бегут облака -

Чудные эти мгновенья!

Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Общий наш дом, ребята.

2. Актуализация знаний

-А что мы с вами называем общим домом?

Как вы понимаете эти слова? Что такое экология? Заглянем в словарь, в Интернет.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к нашему дому – Земле. В доме должен быть порядок. Экология учит нас наводить порядок на Земле.

Сегодня мы будем говорить об экологии, о природе и о бережном отношении к ней.
Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно охранять, оберегать, строить. Каждый человек своими действиями должен сохранять природу, а не разрушать ее.Люди часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы и так немало врагов: это стихийные бедствия: ураганы, засуха, морозы, землетрясения, наводнения. Разрушения продолжаются, и их наносит человек.

3. Проблемный вопрос.

Человек, а ты можешь любить?!

Как ты можешь про дом свой забыть?

Полюби, человек, мир!
Земле не надо в атмосфере дыр.
Человек, погляди вокруг!
Это — слышишь? - воды звук.
Не трави, человек, рек!
Сам умрёшь от жажды, человек.
Не руби, человек, лесов
И не куй природе ты оков.
Человек, перестань убивать,
Перестань ты природу пытать!

Учёными подсчитано:

За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;

В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 млн. гектаров;

Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 млрд. тонн;

Бумага до полного разложения лежит два - три года, консервная банка- 15 - 20 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -1000 лет.

Учёные установили:

Морские черепахи у берегов Центральной и Южной Америки погибли из- за того, что в их пищеводах застряли пластиковые пакеты, выброшенные за борт пассажирами авиалайнеров;

В Африканских джунглях уничтожаются десятки тысяч слонов, отравляющихся ядохимикатами от водоёмов, куда слоны приходят на водопой.

Пингвины в Антарктиде гибнут от нефти

Дерево, трава, цветок и птица, не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Учитель:Да, природа в опасности. На сегодняшний день перед человечеством стоит немало экологических проблем.

Каковы они? ( мнения детей)

Учитель: Давайте проверим ваши предположения.

Экологические проблемы

Выступление детей. Презентация.

1) Вырубка лесов. Проблема актуальна: если ситуация не поменяется, мы рискуем остаться без такого природного богатства, как лес.

2) Мусор. Пластик, полиэтилен или консервные банки: что делать с этими отходами после утилизации. Из года в год количество не переработанного мусора и свалок лишь растет.

3)Нефтяное загрязнение. Процесс добычи нефти, ее транспортировка и переработка всегда сопровождаются ее потерей, что является основной причиной отравления, гибели организмов и загрязнению почвы.

4)Загрязнение радиоактивными отходами. Еще долгое время природа будет оправляться после Чернобыльской аварии, в результате которой произошел выброс радиоактивных веществ. А ситуация в Японии после аварии, загрязнение океана радиоактивными отходами?

5) Превращение плодородных земель в пустыни. Такая угроза существует при вырубке лесов и неправильном методе ведения сельского хозяйства.

6) Загрязнение воды. Постоянно происходит загрязнение водоемов, рек, озер стоками промышленных предприятий, а также в результате применения различных химических веществ.

7)Загрязнение атмосферы. Активное развитие промышленности – проблема не только больших городов, но и регионов. В наши дни нередко можно увидеть смог – густой туман, закрывающий плотным покровом все небо. Большим вкладом также являются выхлопы автотранспорта и сжигание бытовых отходов.

8)Уничтожение растений и животных. Рост городов, развитие сельского хозяйства, браконьерство влияют на то, что продолжают исчезать с лица земли многие виды животных и растений.

9)Отравление почвы. Бесконтрольное и неправильное применение различных удобрений и ядохимикатов приводит в первую очередь к истощению почвы, а в худшем случае к отравлению грунта.

10)Лесные пожары. Ведут к уничтожению лесов и всего живого в них.

4. Решение проблемы

Знают все взрослые, знают все дети,
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница.
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек
Ты - самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.

1) -Что мы можем сделать, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

2) проблема переработки мусора

5. Закрепление.

1) Природе человек должен быть другом. А начинать надо с малого. Мы живём в лесной и лесостепной природной зоне. Лесов у нас много. Лес – наше богатство. А умеем ли мы это богатство беречь?

Учитель: Я говорю предложение, а вы показываете нужный сигнал по правилам поведения в лесу.

В лес надо взять:

магнитофон, чтобы послушать новые записи (красный сигнал)

Лопату, чтобы посадить дерево

Ленточку, чтобы перевязать поломанный кустик

Банку, чтобы поймать ужа и отнести домой

Топор, чтобы срубить дерево

Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей

Зажигалку, чтобы разжечь костёр и забыть его затушить

Молодцы ребята, знаете, что надо брать в лес, чтобы не навредить природе!

2) Давайте сформулируем правила поведения в природе

Учись понимать природу, стань ее другом и защитником

Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением

На лоне природы веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми

Пользуйся любым случаем, чтобы сделать для природы что-либо полезное

Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных

Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках

Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней

Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов

Лес — это не только деревья и кустарники, но и травя­ной покров, звери и птицы, грибы и насекомые, микробы, живущие в тесном взаимодействии. Лес — это сложное со­общество живых организмов. Лес дает человеку чистый воз­дух и чистую воду, продукты питания и сырье для промыш­ленности. Лес формирует климат. Лес — это и дом для человека. И правила поведения в нем должны быть не ме­нее строгими, чем в собственном доме.

3) Творческое задание "Мы- друзья природы"

Говорить можно много и красиво. Но лучше – делать.
Сейчас вы будете работать в группах. Вы должны нарисовать запрещающие знаки, которыми вы покажете отрицательное воздействие человека на мир природы.

Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!

Поднимите зелёный сигнал, кто разобрался в теме нашего занятия и может помочь другим

Поднимите красный сигнал, кто нуждается в дополнительной информации по теме занятия, до конца не уверен в своих знаниях

Я уверена, что вы будете беречь нашу Землю, оказывать ей помощь. Но чтобы оказать помощь, надо многое знать и уметь.

Предлагаю проверить ваши знания. Проведёмэкологическую викторину.

Сколько на Земле океанов?

В роднике вода всегда. А откуда в нём вода? (подземные воды)

Самое глубокое озеро на Земле? (Байкал – 1км 940 м)

Перечисли моря, названия которых обозначают цвет. (Белое, Желтое, Чёрное, Красное)

5.Что такое ветер?

6. Почему происходит смена дня и ночи?

7. Дельфин – кто он такой? А страус?

8. Что такое экология?

Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

1) Вырубка лесов.

Проблема актуальна: если ситуация не поменяется, мы рискуем остаться без такого природного богатства, как лес.

Пластик, полиэтилен или консервные банки: что делать с этими отходами после утилизации. Из года в год количество не переработанного мусора и свалок лишь растет.

3)Нефтяное загрязнение.

Процесс добычи нефти, ее транспортировка и переработка всегда сопровождаются ее потерей, что является основной причиной отравления, гибели организмов и загрязнению почвы.

4)Загрязнение радиоактивными отходами.

Еще долгое время природа будет оправляться после Чернобыльской аварии, в результате которой произошел выброс радиоактивных веществ. А ситуация в Японии после аварии, загрязнение океана радиоактивными отходами?

5) Превращение плодородных земель в пустыни.

Такая угроза существует при вырубке лесов и неправильном методе ведения сельского хозяйства.

6) Загрязнение воды.

Постоянно происходит загрязнение водоемов, рек, озер стоками промышленных предприятий, а также в результате применения различных химических веществ.

7)Загрязнение атмосферы.

Активное развитие промышленности – проблема не только больших городов, но и регионов. В наши дни нередко можно увидеть смог – густой туман, закрывающий плотным покровом все небо. Большим вкладом также являются выхлопы автотранспорта и сжигание бытовых отходов.

8)Уничтожение растений и животных.

Рост городов, развитие сельского хозяйства, браконьерство влияют на то, что продолжают исчезать с лица земли многие виды животных и растений.

9)Отравление почвы.

Бесконтрольное и неправильное применение различных удобрений и ядохимикатов приводит в первую очередь к истощению почвы, а в худшем случае к отравлению грунта.

Цель: формировать представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления здоровья его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, общении с природой и ее познание.

- формировать экологически образованной личности с экологическим стилем мышления;

- пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить детей общению с ней;

- формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее.

  1. -Сегодня, на нашем занятии мы совершим увлекательное путешествие, а вот куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно доскажите словечко в стихотворение:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг-

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, звезды и листва,

Птицы, звери и леса

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг…ПРИРОДА

- Для того чтобы войти в природу действительно другом, нам необходимо вспомнить все то, что мы уже узнали с вами о природе. Проведем небольшую разминку.

- Что называется природой?

- Почему вы выбрали именно эти предметы?

- Какой из этого можно сделать вывод? (Природу классифицируют или различают на две большие группы: живая природа, неживая природа)

- Как отличить живую природу от неживой? (живые существа, организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства, умирают)

  1. (Работа в паре) – Распределите картинки в нужную группу.

- А к какой группе относится человек? Почему вы так думаете?

- Для человека природа, окружающая среда имеет огромное значение. Как вы думаете – почему?

- Что нужно человеку для жизни? (воздух, солнце, вода)

- Посмотрите, какой красивый цветок расцвел у нас, как мы радуемся, глядя на него.

-Какие чувства он вызывает у нас? (Красоты)

- Мы часто ходим в походы, что мы любим там делать? (играть, купаться, дышать свежим воздухом).

- Когда у нас в руках был цветок, мы боялись его сломать, хотели сохранить, укрыть своим нежным прикосновением.

- Изучая природу, мы узнаем, почему летом идет дождь, а зимой – снег, как появились горы, почему деревья сбрасывают листву на зиму?

- Что еще дает нам природа, кроме воздуха, пищи и воды? (хлопок, нефть, лен, уголь, древесину)

  1. Природа – источник материалов для хозяйственной деятельности человека.

- Так можем мы обойтись без природы?

  1. – Удивительный мир природы, он встречает нас морем звуков, знаков, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.

Лес – как много вобрали в себя эти три буквы. Лес – легкие нашей планеты, помогает дышать всему живому. Утром, днем и вечером, в солнечную или пасмурную погоду лес изменяется, становится неповторимым, удивительным, прекрасным. Лес одно из многих сообществ природы.

- Какие леса есть на нашей планете? Побываем и мы в лесу.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою.

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь – мы твои!

ПЕНЬ. Я старый трухлявый пень. Когда-то я был молодым, красивым деревом. Я вел обычный образ жизни, разговаривал с другими деревьями, даже был влюблен в маленькую пушистую елочку, правда, ее потом вырубили люди. И я заболел от тоски. В моей коре появились ужасные насекомые, которые делали мне больно, кусали меня. Я просил лесного доктора – дятла вылечить меня, но он не справился с бедой и я совсем погиб. А теперь я никому не нужен, только мох меня окружает, правда иногда появляются грибочки-опятки, радуют меня, старика. Но приходят люди – срывают их, вырывая грибницы, и теперь они тоже здесь не растут. Я прошу вас, люди, - не губите нас. Относитесь к нам с любовью и добротой. Ведь мы друзья! И не забывайте о том, что тоже когда-то станете старыми и беспомощными.

ВЕТОЧКА. Когда-то я росла на дереве. Весной на мне появлялись

молоденькие клейкие листочки и я так радовался им. Мне

даже не было тяжело их надевать. Но пришла в лес девочка, с

красным бантиком в волосах. Сорвала меня так безжалостно и

грубо, что дерево склонилось от боли.

Повертела меня, понюхала мои молодые листочки. Их

Запах, наверное, чем-то не понравился ей и разломав меня на

мелкие части – выбросила. Листочки мои завяли, скоро и я

совсем засохну. Погибая, я не могу понять, зачем она это

сделала, зачем она погубила меня, что я плохого ей сделал.

ЗЕЛЁНЫЙ КУСТИК. Меня в лесу зовут зеленый кустик. Когда я был

совсем маленький, мне было очень страшно, я боялся всего, но

деревья и старшие кусты помогали мне, учили, как надо

выживать. Но я все равно боюсь, когда деревья начинают

шептаться, они рассказывают страшные истории. Что кто-то

придет в лес и нас уничтожат. И все время повторяют: человек,

маленькая девочка, люди. Мне хотя и очень страшно, но я все

равно не верю им. Зачем же людям нас уничтожать. Ведь мы же – друзья!

МАЛЕНЬКАЯ КРАСИВАЯ БАБОЧКА. Мы со своей подружкой

порхаем от цветка к цветку, ведь они такие красивые, как и мы. Но где моя подружка, ведь совсем недавно за ней гонялся мальчик и почему он плачет, разжав свой кулачок? Что случилось – не пойму? А вы не поняли?

БЕЛОЧКА. Я прыгаю, просто летаю, между деревьями – ведь это мой дом. А когда в лес приходят люди, они дают мне есть. Я их так люблю, что ем прямо с руки. Но все равно боюсь, вдруг им понравится мой пушистый хвостик.

БОРОВИК. Я – боровик. Люди называют меня белым грибом, а еще царем грибов. Я очень вкусный, когда пожарен или засолен. Ешьте меня на здоровье! Мне не жаль, но прошу вас, срезайте мои ножки ножом, не вредите моб грибницу, которая находится в земле, ведь при помощи ее я питаюсь, расту и живу. И тогда каждый год буду радовать вас своими молоденькими детками. А вы радоваться мне. Удачи вам, грибники!

- дом для растений, грибов и цветов;

-защита воздуха, водоемов и почв.

- Давайте и мы все станем друзьями природы, а что для этого надо? (посадить дерево, построить скворечник, покормить животных…)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование ответственного отношения обучающихся к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.

Образовательные: формировать ответственное отношение обучающихся к природе.

Развивающие: развивать внимание, мышление и воображение, умение работать в группах.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-познавательные УУД:

осознанно строят речевое высказывание в устной форме;

осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение;

осуществляют аналогии между изучаемым явлением и собственным опытом;

находят и отбирают из разных источников информацию по заданной теме;

регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу;

планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок;

выделяют известные знания и умения, определяют круг неизвестного по заданной теме;

коммуникативные УУД:

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;

формулируют собственное мнение и позицию;

адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач;

осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

личностные УУД:

знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение;

устойчиво следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Педагогическая деятельность учителя

Учебная деятельность учащихся

Вводная часть

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас всех на нашем занятии.

-Я предлагаю вам послушать сказку “Новые жильцы”, которая поможет нам узнать тему сегодняшнего занятия.

Учитель читает сказку. Демонстрирует слайды.

Давным-давно это было. Среди холодного космоса появился огромный дом - планета Земля. И был тот дом украшен необыкновенной природой. Она была так прекрасна, что никто не мог устоять перед её красотой. Всё было при ней: зелёные леса, прозрачные реки, глубокие моря, зеркальные озёра, пёстрые луга.

А жителями планеты Земля были звери, птицы, рыбы, насекомые. Они соблюдали чистоту, потому что очень любили свой дом.

Но однажды в этом доме появились новые жильцы – люди. Они были самыми умными и в то же время самыми безжалостными из всех обитателей планеты. Люди стали вырубать леса, убивать животных, уничтожать чистую воду, не задумываясь над тем, что они сами часть природы.

И в доме планета Земля стали происходить ужасные вещи. В водоёмах стало мало рыбы, в воздухе появились озоновые дыры, наступило глобальное потепление климата. Лес был завален бумагой, консервными банками, полиэтиленовыми пакетами и стеклянными бутылками.

Природа стала гибнуть. А так как люди сами часть природы, они тоже стали гибнуть. Люди умирали от болезней, которые сами создали. Задыхались от воздуха, который сами загрязнили. Травились продуктами, которые сами выдумали.

Бедные звери, птицы, рыбы и птицы не знали, что делать, как навести порядок в своём доме, как спасти природу. И до сих пор не знают.

- О чём эта сказка?

- Что произойдёт с нашей планетой, если люди не исправятся?

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

-Как вы думаете, что вы должны узнать и чему научиться сегодня на занятии?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Понимают учебную задачу занятия.

Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое экология?
  2. Что такое окружающая среда?
  3. Какие экологические связи существуют в природе?
  4. Как нужно относиться к природе?

Глоссарий по теме:

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано.

Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом.

Ключевые слова:

Экология; окружающая среда; эколог; природа; экологические связи; морская корова; странствующий голубь; Красная книга; заповедник; национальный парк.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.


Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей.

Экология изучает эти невидимые нити – экологические связи. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.

Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.

Возможно вы задумывались: а будет ли природе хуже, если я поймаю всего одну бабочку, сорву несколько цветков или собирая спелые сочные яблоки, сломаю пару веток?

Да, природе будет хуже! Каждая пойманная бабочка, каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Если люди будут наносить такие раны, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.


С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни человека. Но для этого приходится уничтожать леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Поэтому с каждым годом на нашей планете остается всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух и вода. Они необходимы для существования всех живых организмов. Огромные трубы заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.

Из-за того, что человек наносит такие раны природе, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.

Около 300 лет назад путешественник Георг Стеллер обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. Морская корова - малоподвижное беззубое животное с раздвоенным хвостом, практически не умело нырять, питалось водорослями. На них вскоре стали охотиться. Прошло несколько лет, и морские коровы навсегда исчезли.

В лиственных лесах Северной Америки жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. В итоге, на Земле не осталось ни одной такой птицы.

Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и меньше засоряют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и животных. Сведениях о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники – национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом. Заповедники обычно закрыты для туристов, тогда как в национальном парке проводят экскурсии для всех любителей природы.


Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Распределите картинки на две группы как правильно вести себя на природе и как лучше не поступать.





Правильный вариант ответа:

Как правильно вести себя на природе

Как нельзя поступать




Разбор типового тренировочного задания

2. Текст вопроса: Выберите действия человека, которые не являются природоохранными:

Читайте также: