Сущность и специфика современных социокультурных технологий конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Культурная деятельность - это деятельность, направлен­ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая воз­можность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.

Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как интегративная многофункциональ­ная сфера деятельности; ее целью являются организация рацио­нального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского твор­чества в рамках свободного времени.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодей­ствия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В рамках данного учебного пособия, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятель­ности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного произ­водства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о следующем:

о крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;

о макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

о микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

Анализ практической деятельности социальных структур позволяет выделить следующие группы социальных технологий: 1) со­циально-экономические; 2) организационно-распорядительные; 3)медико-социальные; 4) психолого-педагогические; 5) социально-культурные.

Для реализации данных технологий существует несколько способов: - предусматривающий удовлетворение потребностей человека за счет сил и средств государства в масштабах всего общества; - основанный на самозащите каждой отдельной личности, при котором каждому человеку дается возможность проявить свои способности, добиться успеха в жизни, благодаря использованию своего потенциа­ла; - совмещающий в той или иной степени усилия государства и личную инициативу.

Кратко рассмотрим каждую группу социальных технологий.

Социально-экономические технологии - это система методов, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, мо­ральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности людей. К ним относятся: натуральная и денежная по­мощь; установление льгот, пособий и компенсаций; патронаж; быто­вое обслуживание; поощрения и санкции.

Организационно-распорядительные технологии - это система методов, с помощью которых оказывается влияние на: мотивы пове­дения людей, как необходимости общественной и трудовой дисцип­лины; формирование чувства долга, ответственности, причастности к принятию решений на производстве. Данные методы опираются на нормативно-правовые документы и их базой служат управленческие решения, такие, как регламентирование, нормирование, инструктиро­вание.

Медико-социальные технологии направлены на поддержание и охрану здоровья через деятельность учреждений медицинского и со­циального страхования, социального обеспечения, медицинского об­служивания, медицинской экспертизы, медицинской и социальной реабилитации.

Психолого-педагогические технологии - это система методов воздействия на человека через механизм психологической и педаго­гической регуляции его социального самочувствия и поведения. К данной группе относятся методы: социального исследования; наблю­дения; социально-психологической диагностики; внушения; инфор­мирования; психологической коррекции; расширения возможностей для проявления творческих способностей личности.

Социально-культурные технологии - это система методов, ор­ганизующих и направляющих практическую деятельность работни­ков культуры. По видам данные технологии можно подразделить нанесколько групп, направленных на: 1) формирование и распростра­нение культурных, ценностей; 2) выявление и сохранение культурных ценностей; 3) освоение культурных ценностей; 4) организацию досу­га.

По мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы:

общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например, процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными труппами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;

управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ, диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;

эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

и еще важный элемент разработанной технологии — это ее воспроизводимость в других однотипных учреждениях и другими субъектами.

Технологии как системе присущи основополагающие чер­ты; целостность, целесообразность, функциональное единство её компонентов. А потому, рассматривая социально-культурную тех­нологию как целостный процесс, остановимся на сущности её состав­ляющих. Технология включает в себя комплекс технологических процессов. В группе социально-культурных технологий таким техно­логическим процессом является методика.

Методика является целостной системой, в ко­торой взаимодействует множество компонентов, представленных в виде подсистем. Следует выделить 4 таких подсистемы: 1) организа­ционная, которая включает в себя управление, финансы, штатное рас­писание, должностные инструкции, наличие секторов и отделов; 2) методическая, включающая в себя сценарии, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; 3) режиссерская, за­ключающаяся в разработке замысла, составлении плана репетиций, показе; 4) психологическая, основу которой составляет установление отношений между сотрудниками и мастерство специалистов.

К методике как к технологическому процессу предъявляются следующие требования: постановка цели, определение содержания, выбор методов, определение форм организации аудитории и наличие результата деятельности.

Необходимо также отметить, что основными элементами мето­дики как технологического процесса являются: аудитория (объект деятельности), специалисты (субъект) и деятельность учреждений культуры. Следовательно, технология КДД, с одной стороны, обуславливается потенциалом действий людей, а с другой - условиями, процессами, в которых они протекают.

Социально-культурная адаптация. Потребность и необходимость в социально-культурной адапта­ции возникает в новых для конкретного человека социокультурных условиях жизнедеятельности (миграции населения, смене места жи­тельства, изменяющихся социально-экономических условиях жизни государства, региона, района, населенного пункта или изменении правил, норм жизни на прежнем месте жительства человека).

Адаптация как процесс приспособления организма к изменяю­щимся условиям жизнедеятельности может носить конструктивную или деструктивную направленность.


Деструктивные (разрушающие) тенденции деятельности чело­века носят дезадаптивный характер, ведут к рассогласованности при­тязаний личности и реальных результатов жизни. Деструктивный ха­рактер деятельности человека приводит рано или поздно к самораз­рушению или, в лучшем случае, к психологически болезненной, внутренне деформированной, искаженной, дисгармоничной личности с акцентуированными чертами характера.

Конструктивная социализация предполагает сохранение внут­ренней гармонии, согласованности и осознанности действий человека даже в условиях крайне неблагоприятной социальной жизни. Так, на­пример, многие люди могли сохранять свои созидательные убежде­ния и мировоззрение даже в крайне жестких условиях своей жизни.

Любая адаптация предполагает следующие этапы приспособле­ния и вхождения личности в новый для себя социум:

на первом этапе происходит активное усвоение личностью новых правил и требований, предъявляемых в изменяющихся условиях жизнедеятельности;

на втором этапе человек пытается действовать в соответствии с правилами новой для него жизнедеятельности;

на третьем этапе он проявляет свою активность и лидерскую инициативу в проведении ряда традиционных видов деятельности;

на четвертом этапе человек способен сам предлагать новые правила и нормы жизнедеятельности в данных

Процесс адаптации личности базируется на врожденных осо­бенностях человека, его чувственной (сенсорной) культуре и соци­альном опыте жизнедеятельности.

Врожденные особенности личности характеризуются домини­рующими чертами типов темперамента. Они наследуются генетиче­ски и считаются неизменными, так как характеризуют энергетиче­скую активность нервных клеток организма, то есть соотношение процессов возбуждения и торможения, характер моторной и эмоцио­нальной реактивности человека.

Чувственная или сенсорная культура человека предполагает развитую способность адекватно воспринимать невербальные (т.е. бессловесные) информационные потоки и осознавать их в соответст­вии с конкретной ситуацией и целесообразностью предстоящих действий. Невербальная информация поступает посредством пяти орга­нов чувств:

зрения - визуальный поток (характер линии, цвет, свет);

слуха - аудиальнып информационный поток (природные звуки речевые и музыкальные интонации);

кожи и мышц - тактильнокинестетическая информация (ощущения прикосновений и мышечных состояний);

обоняния - информационный поток запахов;

рецепторов языка - вкусовые ощущения (например, горько -сладко, кисло - пресно и их сочетания).

Задача специалиста учреждения культуры состоит в создании таких условий деятельности индивида, которые, с одной стороны, соответствовали бы имеющимся потребностям личности, ее прошло­му опыту культурно-творческой деятельности, а с другой, - открыва­ли бы привлекательные для него перспективы для социального сози­дания и саморазвития.

Возрастные особенности социально-культурной адаптации должны опираться на следующие закономерности внутренних меха­низмов и социального опыта жизнедеятельности человека:

Социально-культурная адаптация детей

Главной особенностью детского реагирования на внешние воз­действия является высокая степень чувствительности к любым воз­действиям невербального характера. Органы чувств ребенка и моло­дого человека очень чутко и активно воспринимают, прежде всего, чувственно-эмоциональную информацию:

цвет и композицию зрительных образов,

интонации предмузыкальных (естественных) и музыкальных (искусственных) звуков,

ощущения прикосновения холодных или теплых, мягких или твердо-острых явлений, расслабленно-спокойных или активно-напряженных мышечных ощущений.

запахов свежести жизни или затхлости гибельных явлений,

вкусовых ощущений сладости, горькости, кислости, пресности или их сочетаний.

Таким образом, эмоциональная утонченность и насыщенность, ак­тивность (сила выражения) и мобильность (изменчивость) деятель­ности детей являются важнейшими внутренними условиями их адап­тивности в новых условиях.

Поэтому и внешние - социально-культурные - условия адапта­ции могут быть конструктивными при обеспечении постепенно мяг­кого вовлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста в новые виды социально-созидательной деятельности. Такой формой вовлечения является игра. Посредством предлагаемых игровых си­туаций (эмоционально увлекательных, активных и мобильных) воз­можно обеспечить не директивное вовлечение детей в художествен­но-прикладные и другие культурно-экологические виды деятельно­сти.

Необходимо понимать, что приобщение детей к культурному наследию не может происходить эффективно без родительского уча­стия, так как зависимость дошкольников и младших школьников от установок, отношения и уровня образованности родителей чрезвы­чайно велика.

Социально-культурная адаптация молодежи Основной возрастной особенностью подростков является ори­ентация на ценности своих сверстников и молодежных сообществ, транслирующих образцы и эталоны молодежной субкультуры.

Поэтому в работе учреждения культуры необходимо учитывать как особенности модных течений молодежной субкультуры в целом, так и интересы конкретных групп подростков и молодых людей,проживающих в данном населенном пункте, на данной культурно-географической территории.

Необходимо учитывать стремление молодежных сообществ к динамичной, активной и яркой деятельности эстетического содержа­ния. Трудность работы будет составлять организация социально при­емлемых, созидательных форм самовыражения молодых людей.

Социально-культурная адаптация семьи

Жизнедеятельность семьи связана с удовлетворением личност­ных культурно-социальных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Социально-культурная адаптация людей с ограниченными возможностями

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые пре­пятствуют нормативной социализации личности.

Лица с ограниченной трудоспособностью нуждаются в различ­ного рода социальной помощи, которая может быть организована и в рамках учреждений культуры и искусства, где организуются общест­венные пункты юридической защиты, секции спортивной, художест­венной и социальной реабилитации. Специальные условия культур­но-просветительской деятельности с лицами с ограниченными воз­можностями здоровья требуют специальных культурно-образовательных программ и методов работы, индивидуальных тех­нических средств жизнедеятельности, а также психолого-педагогические, медицинские и социально-культурные услуги.

Понятие отраслевых и дифференцированных технологий.

При изучении технологий социально-культурной деятель­ности очень важно правильно разбираться в тех процессах, ко­торые происходят в нашем обществе, и их влиянии на развитие сферы культуры и досуга.

Современная российская социокультурная ситуация харак­теризуется многосложностью и противоречивостью, так как, с одной стороны, мы видим положительные перемены в ее разви­тии, которые заключаются в активизации социально-культур­ного творчества различных групп населения, расширении жан-рово-видового состава художественной деятельности, создании общественных организаций и движений, любительских объеди­нений и клубов по интересам, направленных на развитие куль­турно-образовательного пространства. Сегодня мы видим осо­бенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объясняется утратой части национальных традиций в обществе, жившем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых тради­ций, обрядов и праздников.

С другой стороны, снижается уровень духовности общест­ва, наблюдается расслоение населения в образе и стиле жизни, чрезвычайно усложняется процесс социально-культурной адап­тации молодежи, нарастают негативные тенденции в функцио­нировании образовательных и досуговых институтов.

Таким образом, глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряжен­ностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении обра­зования и культуры в жизни общества.

Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нра­вственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов.

Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения, а также созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной дея­тельности.

В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику совре­менных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов.


  • Важно на уроке создать благоприятную психологическую обстановку, настроить учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, доверительное взаимодействие.
  • Устранение барьеров в коммуникации – изменение предметно-пространственного окружения (как расставлены столы, где располагается место учителя, расположение учащихся во время занятий).
  • Научить детей понимать и грамотно проявлять свои чувства можно только через поведение взрослых, тех с кем ребенок общается. Ребенок с малых лет считывает и запечетлевает образ и поведение взрослого, а затем ведет себя также. Поэтому учителю важно наблюдать за своим поведением и уметь грамотно выражать чувства, обучая этому детей через самих себя. Выделим два состояния, в которых учитель может находиться во время урока. Умение учителя выражать свои чувства в ассоциированном состоянии (АС).
  • Умение вовремя переключаться из ассоциированного состояния (прочувствованного) в диссоциированное состояние (не прочувствованное, как бы извне).

4. Технология развития мотивации
Мотивация — главная движущая сила человеческого поведения, стремление к самореализации, к самосовершенствованию. Мотивация это то, что переводит знания и желание в свой социокультурный опыт. Истоки предлагают развивать мотивацию через систему вознаграждения. Позитивное подкрепление поведения в большинстве случаев гораздо эффективнее влияет на поведение, чем наказание. Основная идея состоит в том, чтобы увидеть в человеке то поведение, которое мы хотим у него выработать, и подкрепить его наградой, которая ценна для этого человека.
Мотивирующие факторы:

  • Оценка. Важно комментирование учителем выставляемых оценок, с точки зрения того, как продвинулся ученик по сравнению со своими прошлыми результатами. Желательно акцентировать внимание ученика не на отметке, а на причинах не успеха и путях их преодоления. Важно содействовать пробуждению рефлексии
  • Успех – успешное выполнение задания, возможность увидеть результаты своей работы.
  • Одобрение, сопровождающееся как материальным вознаграждением, так и моральное признание заслуг (одобрение взглядом, словом, жестом).
  • Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы.
  • Делегирование ответственности, доверие. Привлечение учащихся к самому процессу организации урока. (Ученик перестает быть объектом воздействия, становится активным участником – субъектом обучения, при работе в четверках появляется лидер).
  • Вознаграждение взаимопониманием.
  • Вознаграждение действием. Каждый учащийся является активным участником образовательного процесса.
  • Творческие возможности, представленные работой на уроке.

5. Технология развития личности
Истоки в соответствии с новыми стандартами предлагают рассматривать три этапа получения воспитательных результатов:
1. Приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. д.). Воспитание приближено к обучению.
2. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (взаимодействие учащихся между собой, с учителем, когда он получает или не получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает ценить их или отвергать). Ценности могут усваиваться в форме отдельных нравственно- ориентированных поступков.
3. Получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек становится (а не просто узнает как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. (Особое значение для этого имеет взаимодействие учащихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.) Создаются необходимые условия для участия в нравственно - ориентированной, социально значимой деятельности и приобретение учащимися опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, присваиваются учащимися и становятся их личностными смыслами, духовно — нравственное развитие учащихся достигает относительной полноты.
6. Технология развития группы.
Первый этап. Формирование чувства включенности в группу. Мотивация на работу в группе. Требования предъявляются со стороны педагога. Групповые нормы не выработаны.
Второй этап. Формируются групповые нормы и установки, направленные на взаимодействие и сотрудничество.
Третий этап. Согласованность всех членов группы. Групповые нормы приняты всеми членами группы. Функция педагога — поддержка.
Четвертый этап. Коллектив сформирован. Функция педагога — защита от застоя и однообразной жизни. Новые направления развития. Установка на дальнейший личностный рост.
Активные формы обучения в Истоках одной из своих задач ставят развитие группы.
7. Ресурс успеха

  • Умение ставить цель, формировать будущий результат.
  • Мотивация на достижение результата.
  • Определение шагов к достижению цели:

- начать действовать сейчас, не оставляя ничего на завтра;
- деление работы - определение необходимых ежедневных усилий ;
- определение ритма деятельности.

  • Ресурсное состояние – оптимальное, гармоничное состояние человека. Позитивные внутренние ощущения (доверие, уверенность, спокойствие, счастье, сила, удовлетворенность, любовь и т. д.)
  • Рефлексия - получение обратной связи.
  • Оценка результатов. Сделанное за один день, оценивать в сравнении с предыдущим днем. Любой шаг к цели связывать с позитивными переживаниями.
  • Радость, интерес и благодарность.
  • Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат порядок и лад, согласие с Богом.
  • Усвоение социокультурного ряда ценностей - идеалов земного устроения: семья, согласие, добрая молва, доброта, милосердие, лад, любовь.
  • Проследить преемственность темы с курсом "Истоков" 2 класса 3 класса (темы: "Семья", "Дом", "Любовь", "Согласие", "Терпение", "Послушание")

1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности.19 - 24.

1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие техно­логического процесса..25 - 34.

1.4.1. Средства социально-культурной деятельности ..

1.4.2. Формы социально-культурной деятельности .

1.4.3. Методы социально-культурной деятельности .

Глава II.Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры

2.1. Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности 34 - 43

2.2. Социальная информация и ее свойства

2.3. Средства массовой информации и учреждения до­суга 38 - 45

2.4. Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом

2.5. Современные информационно-просветительные технологии.54 -65.

Глава III.Технология самодеятельного творчества и лю­бительских объединений

3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры

3.2. Сущность, основные понятия и функции самодея­тельного творчества72 - 77

3.3. Категория творчества в контексте теории деятель­ности 77 - 85

3.4. Творчество и мастерство как факторы формирова­ния личности 85 - 90

3.5. Классификация самодеятельного творчества 90 -96

3.6. Понятие и основные признаки любительских объе­динений и клубов по интересам 96 - 101

3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений101 -104

3.8. Киноклуб как форма социально-культурной дея­тельности и разновидность любительского объединения

3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Глава IV.Технология рекреационно-оздоровительной деятельности

4.1. Понятие игры и игровой деятельности .

4.2. Классификация игр

ГлаваV. Технология общения в социально-культурной сфере

5.1. Сущность и особенности межличностного общения

в сфере свободного времени .

5.2. Стили и виды педагогического общения .

5.3. Типы коммуникативного общения .

5.4. Основные единицы коммуникативного общения . .

5.5. Техника коммуникативного общения .

5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях сферы ..социально-культурной Материала нет! Но он есть в печатном виде, в учебнике

Глава VI.Технология организации досуга детей и подростков

6.1. Влияние современной социокультурной ситуации

на развитие личности подростка 104 -109

6.2. Основные проблемы в организации досуга детей, и подростков 109 -115.

6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подро­стков и юношества.115 -125.

6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков 125 -128.

6.5. Новые технологии в организации досуга детей и подростков .128 - 135.

6.6. Подростковые клубы как наиболее эффективная

форма организации досуга детей и подростков . 135 -145

Глава I.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий

1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности.4-13

1.2. Сущность социально-культурных технологий . 14 - 18

1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности.19 - 24.

1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие техно­логического процесса..25 - 34.

1.4.1. Средства социально-культурной деятельности ..

1.4.2. Формы социально-культурной деятельности .

1.4.3. Методы социально-культурной деятельности .

Глава II.Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры

2.1. Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности 34 - 43

2.2. Социальная информация и ее свойства

2.3. Средства массовой информации и учреждения до­суга 38 - 45




2.4. Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом

2.5. Современные информационно-просветительные технологии.54 -65.

Глава III.Технология самодеятельного творчества и лю­бительских объединений

3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры

3.2. Сущность, основные понятия и функции самодея­тельного творчества72 - 77

3.3. Категория творчества в контексте теории деятель­ности 77 - 85

3.4. Творчество и мастерство как факторы формирова­ния личности 85 - 90

3.5. Классификация самодеятельного творчества 90 -96

3.6. Понятие и основные признаки любительских объе­динений и клубов по интересам 96 - 101

3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений101 -104

3.8. Киноклуб как форма социально-культурной дея­тельности и разновидность любительского объединения

3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Глава IV.Технология рекреационно-оздоровительной деятельности

4.1. Понятие игры и игровой деятельности .

4.2. Классификация игр

ГлаваV. Технология общения в социально-культурной сфере

5.1. Сущность и особенности межличностного общения

в сфере свободного времени .

5.2. Стили и виды педагогического общения .

5.3. Типы коммуникативного общения .

5.4. Основные единицы коммуникативного общения . .

5.5. Техника коммуникативного общения .

5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях сферы ..социально-культурной Материала нет! Но он есть в печатном виде, в учебнике

Глава VI.Технология организации досуга детей и подростков

6.1. Влияние современной социокультурной ситуации

на развитие личности подростка 104 -109

6.2. Основные проблемы в организации досуга детей, и подростков 109 -115.

6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подро­стков и юношества.115 -125.

6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков 125 -128.

6.5. Новые технологии в организации досуга детей и подростков .128 - 135.

2. Структура технологического процесса в учреждениях культуры:

3. Классификация технологий.

4. Сущность технологий.

5. Элементы технологий.

В настоящее время в России происходит процесс становле­ния новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному само­определению человека, увеличению роли науки в создании педа­гогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает" научную разработку и практическое обоснование но­вых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обу­чения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп­ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодейст­вия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

По нашему мнению, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Классификация технологий.

Следует отметить, что существуют технологии, применяе­мые в сфере образования, культуры, промышленного производ­ства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, рес­публики, региона;

макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объе­динениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

микротехнологиях, которые направлены на определен­ные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В настоящее время появилось большое разнообразие исследо­ваний, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

1) по уровню применения;

2) по философской основе;

3) по ведущему фактору психического развития;

4) по ориентации на личностные структуры;

5) по характеру содержания и структуры;

1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержа­ние и методы обучения, проектируются педагогические процессы;

2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; '

3) процессуально-действенном - в основу которого поло­жено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

Существуют определенные различия в технологиях, приме­няемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в . сфере культуры и досуга.

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, исполь­зуют множество методов, с помощью которых не только форми­руется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональ­ные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологии ориентируют на наиболее характер­ные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельно­сти (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологии в своей осно­ве содержат различные направления культурно-досуговой дея­тельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просвети­тельной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что со­ставными ее элементами должны служить:

концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и со­циально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

системность, которая заключается в логике и целостно­сти процесса, взаимосвязи всех ее частей;

управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достиже­ния результатов;

эффективность современных технологий должна заклю­чаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

• и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учрежде­ниях и другими субъектами.

Таким образом, технологии могут существовать в сфе­рах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,

Читайте также: