Сущность и специфика современных социокультурных технологий конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов.
Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
В рамках данного учебного пособия, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о следующем:
о крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
о макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
о микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
Анализ практической деятельности социальных структур позволяет выделить следующие группы социальных технологий: 1) социально-экономические; 2) организационно-распорядительные; 3)медико-социальные; 4) психолого-педагогические; 5) социально-культурные.
Для реализации данных технологий существует несколько способов: - предусматривающий удовлетворение потребностей человека за счет сил и средств государства в масштабах всего общества; - основанный на самозащите каждой отдельной личности, при котором каждому человеку дается возможность проявить свои способности, добиться успеха в жизни, благодаря использованию своего потенциала; - совмещающий в той или иной степени усилия государства и личную инициативу.
Кратко рассмотрим каждую группу социальных технологий.
Социально-экономические технологии - это система методов, с помощью которых оказывается воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности людей. К ним относятся: натуральная и денежная помощь; установление льгот, пособий и компенсаций; патронаж; бытовое обслуживание; поощрения и санкции.
Организационно-распорядительные технологии - это система методов, с помощью которых оказывается влияние на: мотивы поведения людей, как необходимости общественной и трудовой дисциплины; формирование чувства долга, ответственности, причастности к принятию решений на производстве. Данные методы опираются на нормативно-правовые документы и их базой служат управленческие решения, такие, как регламентирование, нормирование, инструктирование.
Медико-социальные технологии направлены на поддержание и охрану здоровья через деятельность учреждений медицинского и социального страхования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, медицинской экспертизы, медицинской и социальной реабилитации.
Психолого-педагогические технологии - это система методов воздействия на человека через механизм психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. К данной группе относятся методы: социального исследования; наблюдения; социально-психологической диагностики; внушения; информирования; психологической коррекции; расширения возможностей для проявления творческих способностей личности.
Социально-культурные технологии - это система методов, организующих и направляющих практическую деятельность работников культуры. По видам данные технологии можно подразделить нанесколько групп, направленных на: 1) формирование и распространение культурных, ценностей; 2) выявление и сохранение культурных ценностей; 3) освоение культурных ценностей; 4) организацию досуга.
По мнению Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы:
общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например, процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными труппами.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:
концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации, разработку и реализацию проектов и программ, диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
и еще важный элемент разработанной технологии — это ее воспроизводимость в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Технологии как системе присущи основополагающие черты; целостность, целесообразность, функциональное единство её компонентов. А потому, рассматривая социально-культурную технологию как целостный процесс, остановимся на сущности её составляющих. Технология включает в себя комплекс технологических процессов. В группе социально-культурных технологий таким технологическим процессом является методика.
Методика является целостной системой, в которой взаимодействует множество компонентов, представленных в виде подсистем. Следует выделить 4 таких подсистемы: 1) организационная, которая включает в себя управление, финансы, штатное расписание, должностные инструкции, наличие секторов и отделов; 2) методическая, включающая в себя сценарии, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта; 3) режиссерская, заключающаяся в разработке замысла, составлении плана репетиций, показе; 4) психологическая, основу которой составляет установление отношений между сотрудниками и мастерство специалистов.
К методике как к технологическому процессу предъявляются следующие требования: постановка цели, определение содержания, выбор методов, определение форм организации аудитории и наличие результата деятельности.
Необходимо также отметить, что основными элементами методики как технологического процесса являются: аудитория (объект деятельности), специалисты (субъект) и деятельность учреждений культуры. Следовательно, технология КДД, с одной стороны, обуславливается потенциалом действий людей, а с другой - условиями, процессами, в которых они протекают.
Социально-культурная адаптация. Потребность и необходимость в социально-культурной адаптации возникает в новых для конкретного человека социокультурных условиях жизнедеятельности (миграции населения, смене места жительства, изменяющихся социально-экономических условиях жизни государства, региона, района, населенного пункта или изменении правил, норм жизни на прежнем месте жительства человека).
Адаптация как процесс приспособления организма к изменяющимся условиям жизнедеятельности может носить конструктивную или деструктивную направленность.
Деструктивные (разрушающие) тенденции деятельности человека носят дезадаптивный характер, ведут к рассогласованности притязаний личности и реальных результатов жизни. Деструктивный характер деятельности человека приводит рано или поздно к саморазрушению или, в лучшем случае, к психологически болезненной, внутренне деформированной, искаженной, дисгармоничной личности с акцентуированными чертами характера.
Конструктивная социализация предполагает сохранение внутренней гармонии, согласованности и осознанности действий человека даже в условиях крайне неблагоприятной социальной жизни. Так, например, многие люди могли сохранять свои созидательные убеждения и мировоззрение даже в крайне жестких условиях своей жизни.
Любая адаптация предполагает следующие этапы приспособления и вхождения личности в новый для себя социум:
на первом этапе происходит активное усвоение личностью новых правил и требований, предъявляемых в изменяющихся условиях жизнедеятельности;
на втором этапе человек пытается действовать в соответствии с правилами новой для него жизнедеятельности;
на третьем этапе он проявляет свою активность и лидерскую инициативу в проведении ряда традиционных видов деятельности;
на четвертом этапе человек способен сам предлагать новые правила и нормы жизнедеятельности в данных
Процесс адаптации личности базируется на врожденных особенностях человека, его чувственной (сенсорной) культуре и социальном опыте жизнедеятельности.
Врожденные особенности личности характеризуются доминирующими чертами типов темперамента. Они наследуются генетически и считаются неизменными, так как характеризуют энергетическую активность нервных клеток организма, то есть соотношение процессов возбуждения и торможения, характер моторной и эмоциональной реактивности человека.
Чувственная или сенсорная культура человека предполагает развитую способность адекватно воспринимать невербальные (т.е. бессловесные) информационные потоки и осознавать их в соответствии с конкретной ситуацией и целесообразностью предстоящих действий. Невербальная информация поступает посредством пяти органов чувств:
зрения - визуальный поток (характер линии, цвет, свет);
слуха - аудиальнып информационный поток (природные звуки речевые и музыкальные интонации);
кожи и мышц - тактильнокинестетическая информация (ощущения прикосновений и мышечных состояний);
обоняния - информационный поток запахов;
рецепторов языка - вкусовые ощущения (например, горько -сладко, кисло - пресно и их сочетания).
Задача специалиста учреждения культуры состоит в создании таких условий деятельности индивида, которые, с одной стороны, соответствовали бы имеющимся потребностям личности, ее прошлому опыту культурно-творческой деятельности, а с другой, - открывали бы привлекательные для него перспективы для социального созидания и саморазвития.
Возрастные особенности социально-культурной адаптации должны опираться на следующие закономерности внутренних механизмов и социального опыта жизнедеятельности человека:
Социально-культурная адаптация детей
Главной особенностью детского реагирования на внешние воздействия является высокая степень чувствительности к любым воздействиям невербального характера. Органы чувств ребенка и молодого человека очень чутко и активно воспринимают, прежде всего, чувственно-эмоциональную информацию:
цвет и композицию зрительных образов,
интонации предмузыкальных (естественных) и музыкальных (искусственных) звуков,
ощущения прикосновения холодных или теплых, мягких или твердо-острых явлений, расслабленно-спокойных или активно-напряженных мышечных ощущений.
запахов свежести жизни или затхлости гибельных явлений,
вкусовых ощущений сладости, горькости, кислости, пресности или их сочетаний.
Таким образом, эмоциональная утонченность и насыщенность, активность (сила выражения) и мобильность (изменчивость) деятельности детей являются важнейшими внутренними условиями их адаптивности в новых условиях.
Поэтому и внешние - социально-культурные - условия адаптации могут быть конструктивными при обеспечении постепенно мягкого вовлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста в новые виды социально-созидательной деятельности. Такой формой вовлечения является игра. Посредством предлагаемых игровых ситуаций (эмоционально увлекательных, активных и мобильных) возможно обеспечить не директивное вовлечение детей в художественно-прикладные и другие культурно-экологические виды деятельности.
Необходимо понимать, что приобщение детей к культурному наследию не может происходить эффективно без родительского участия, так как зависимость дошкольников и младших школьников от установок, отношения и уровня образованности родителей чрезвычайно велика.
Социально-культурная адаптация молодежи Основной возрастной особенностью подростков является ориентация на ценности своих сверстников и молодежных сообществ, транслирующих образцы и эталоны молодежной субкультуры.
Поэтому в работе учреждения культуры необходимо учитывать как особенности модных течений молодежной субкультуры в целом, так и интересы конкретных групп подростков и молодых людей,проживающих в данном населенном пункте, на данной культурно-географической территории.
Необходимо учитывать стремление молодежных сообществ к динамичной, активной и яркой деятельности эстетического содержания. Трудность работы будет составлять организация социально приемлемых, созидательных форм самовыражения молодых людей.
Социально-культурная адаптация семьи
Жизнедеятельность семьи связана с удовлетворением личностных культурно-социальных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Социально-культурная адаптация людей с ограниченными возможностями
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - человек, имеющий физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют нормативной социализации личности.
Лица с ограниченной трудоспособностью нуждаются в различного рода социальной помощи, которая может быть организована и в рамках учреждений культуры и искусства, где организуются общественные пункты юридической защиты, секции спортивной, художественной и социальной реабилитации. Специальные условия культурно-просветительской деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья требуют специальных культурно-образовательных программ и методов работы, индивидуальных технических средств жизнедеятельности, а также психолого-педагогические, медицинские и социально-культурные услуги.
Понятие отраслевых и дифференцированных технологий.
При изучении технологий социально-культурной деятельности очень важно правильно разбираться в тех процессах, которые происходят в нашем обществе, и их влиянии на развитие сферы культуры и досуга.
Современная российская социокультурная ситуация характеризуется многосложностью и противоречивостью, так как, с одной стороны, мы видим положительные перемены в ее развитии, которые заключаются в активизации социально-культурного творчества различных групп населения, расширении жан-рово-видового состава художественной деятельности, создании общественных организаций и движений, любительских объединений и клубов по интересам, направленных на развитие культурно-образовательного пространства. Сегодня мы видим особенно пристальное внимание к русской народной культуре, что объясняется утратой части национальных традиций в обществе, жившем по идеологическим установкам, которые внедрялись в быт и сознание масс через искусственное создание новых традиций, обрядов и праздников.
С другой стороны, снижается уровень духовности общества, наблюдается расслоение населения в образе и стиле жизни, чрезвычайно усложняется процесс социально-культурной адаптации молодежи, нарастают негативные тенденции в функционировании образовательных и досуговых институтов.
Таким образом, глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества.
Но, тем не менее, процессы демократизации и духовно-нравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме развития социально-культурной сферы и организации досуга людей всех возрастов.
Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения, а также созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.
В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику современных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов.
- Важно на уроке создать благоприятную психологическую обстановку, настроить учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, доверительное взаимодействие.
- Устранение барьеров в коммуникации – изменение предметно-пространственного окружения (как расставлены столы, где располагается место учителя, расположение учащихся во время занятий).
- Научить детей понимать и грамотно проявлять свои чувства можно только через поведение взрослых, тех с кем ребенок общается. Ребенок с малых лет считывает и запечетлевает образ и поведение взрослого, а затем ведет себя также. Поэтому учителю важно наблюдать за своим поведением и уметь грамотно выражать чувства, обучая этому детей через самих себя. Выделим два состояния, в которых учитель может находиться во время урока. Умение учителя выражать свои чувства в ассоциированном состоянии (АС).
- Умение вовремя переключаться из ассоциированного состояния (прочувствованного) в диссоциированное состояние (не прочувствованное, как бы извне).
4. Технология развития мотивации
Мотивация — главная движущая сила человеческого поведения, стремление к самореализации, к самосовершенствованию. Мотивация это то, что переводит знания и желание в свой социокультурный опыт. Истоки предлагают развивать мотивацию через систему вознаграждения. Позитивное подкрепление поведения в большинстве случаев гораздо эффективнее влияет на поведение, чем наказание. Основная идея состоит в том, чтобы увидеть в человеке то поведение, которое мы хотим у него выработать, и подкрепить его наградой, которая ценна для этого человека.
Мотивирующие факторы:
- Оценка. Важно комментирование учителем выставляемых оценок, с точки зрения того, как продвинулся ученик по сравнению со своими прошлыми результатами. Желательно акцентировать внимание ученика не на отметке, а на причинах не успеха и путях их преодоления. Важно содействовать пробуждению рефлексии
- Успех – успешное выполнение задания, возможность увидеть результаты своей работы.
- Одобрение, сопровождающееся как материальным вознаграждением, так и моральное признание заслуг (одобрение взглядом, словом, жестом).
- Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы.
- Делегирование ответственности, доверие. Привлечение учащихся к самому процессу организации урока. (Ученик перестает быть объектом воздействия, становится активным участником – субъектом обучения, при работе в четверках появляется лидер).
- Вознаграждение взаимопониманием.
- Вознаграждение действием. Каждый учащийся является активным участником образовательного процесса.
- Творческие возможности, представленные работой на уроке.
5. Технология развития личности
Истоки в соответствии с новыми стандартами предлагают рассматривать три этапа получения воспитательных результатов:
1. Приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. д.). Воспитание приближено к обучению.
2. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (взаимодействие учащихся между собой, с учителем, когда он получает или не получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает ценить их или отвергать). Ценности могут усваиваться в форме отдельных нравственно- ориентированных поступков.
3. Получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек становится (а не просто узнает как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. (Особое значение для этого имеет взаимодействие учащихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.) Создаются необходимые условия для участия в нравственно - ориентированной, социально значимой деятельности и приобретение учащимися опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, присваиваются учащимися и становятся их личностными смыслами, духовно — нравственное развитие учащихся достигает относительной полноты.
6. Технология развития группы.
Первый этап. Формирование чувства включенности в группу. Мотивация на работу в группе. Требования предъявляются со стороны педагога. Групповые нормы не выработаны.
Второй этап. Формируются групповые нормы и установки, направленные на взаимодействие и сотрудничество.
Третий этап. Согласованность всех членов группы. Групповые нормы приняты всеми членами группы. Функция педагога — поддержка.
Четвертый этап. Коллектив сформирован. Функция педагога — защита от застоя и однообразной жизни. Новые направления развития. Установка на дальнейший личностный рост.
Активные формы обучения в Истоках одной из своих задач ставят развитие группы.
7. Ресурс успеха
- Умение ставить цель, формировать будущий результат.
- Мотивация на достижение результата.
- Определение шагов к достижению цели:
- начать действовать сейчас, не оставляя ничего на завтра;
- деление работы - определение необходимых ежедневных усилий ;
- определение ритма деятельности.
- Ресурсное состояние – оптимальное, гармоничное состояние человека. Позитивные внутренние ощущения (доверие, уверенность, спокойствие, счастье, сила, удовлетворенность, любовь и т. д.)
- Рефлексия - получение обратной связи.
- Оценка результатов. Сделанное за один день, оценивать в сравнении с предыдущим днем. Любой шаг к цели связывать с позитивными переживаниями.
- Радость, интерес и благодарность.
- Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат порядок и лад, согласие с Богом.
- Усвоение социокультурного ряда ценностей - идеалов земного устроения: семья, согласие, добрая молва, доброта, милосердие, лад, любовь.
- Проследить преемственность темы с курсом "Истоков" 2 класса 3 класса (темы: "Семья", "Дом", "Любовь", "Согласие", "Терпение", "Послушание")
1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности.19 - 24.
1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса..25 - 34.
1.4.1. Средства социально-культурной деятельности ..
1.4.2. Формы социально-культурной деятельности .
1.4.3. Методы социально-культурной деятельности .
Глава II.Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
2.1. Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности 34 - 43
2.2. Социальная информация и ее свойства
2.3. Средства массовой информации и учреждения досуга 38 - 45
2.4. Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
2.5. Современные информационно-просветительные технологии.54 -65.
Глава III.Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
3.2. Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества72 - 77
3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности 77 - 85
3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности 85 - 90
3.5. Классификация самодеятельного творчества 90 -96
3.6. Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам 96 - 101
3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений101 -104
3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
3.9. Технология самодеятельного художественного творчества
Глава IV.Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
4.1. Понятие игры и игровой деятельности .
4.2. Классификация игр
ГлаваV. Технология общения в социально-культурной сфере
5.1. Сущность и особенности межличностного общения
в сфере свободного времени .
5.2. Стили и виды педагогического общения .
5.3. Типы коммуникативного общения .
5.4. Основные единицы коммуникативного общения . .
5.5. Техника коммуникативного общения .
5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях сферы ..социально-культурной Материала нет! Но он есть в печатном виде, в учебнике
Глава VI.Технология организации досуга детей и подростков
6.1. Влияние современной социокультурной ситуации
на развитие личности подростка 104 -109
6.2. Основные проблемы в организации досуга детей, и подростков 109 -115.
6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества.115 -125.
6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков 125 -128.
6.5. Новые технологии в организации досуга детей и подростков .128 - 135.
6.6. Подростковые клубы как наиболее эффективная
форма организации досуга детей и подростков . 135 -145
Глава I.Сущность и специфика современных социально-культурных технологий
1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности.4-13
1.2. Сущность социально-культурных технологий . 14 - 18
1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности.19 - 24.
1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие технологического процесса..25 - 34.
1.4.1. Средства социально-культурной деятельности ..
1.4.2. Формы социально-культурной деятельности .
1.4.3. Методы социально-культурной деятельности .
Глава II.Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры
2.1. Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности 34 - 43
2.2. Социальная информация и ее свойства
2.3. Средства массовой информации и учреждения досуга 38 - 45
2.4. Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом
2.5. Современные информационно-просветительные технологии.54 -65.
Глава III.Технология самодеятельного творчества и любительских объединений
3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры
3.2. Сущность, основные понятия и функции самодеятельного творчества72 - 77
3.3. Категория творчества в контексте теории деятельности 77 - 85
3.4. Творчество и мастерство как факторы формирования личности 85 - 90
3.5. Классификация самодеятельного творчества 90 -96
3.6. Понятие и основные признаки любительских объединений и клубов по интересам 96 - 101
3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений101 -104
3.8. Киноклуб как форма социально-культурной деятельности и разновидность любительского объединения
3.9. Технология самодеятельного художественного творчества
Глава IV.Технология рекреационно-оздоровительной деятельности
4.1. Понятие игры и игровой деятельности .
4.2. Классификация игр
ГлаваV. Технология общения в социально-культурной сфере
5.1. Сущность и особенности межличностного общения
в сфере свободного времени .
5.2. Стили и виды педагогического общения .
5.3. Типы коммуникативного общения .
5.4. Основные единицы коммуникативного общения . .
5.5. Техника коммуникативного общения .
5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях сферы ..социально-культурной Материала нет! Но он есть в печатном виде, в учебнике
Глава VI.Технология организации досуга детей и подростков
6.1. Влияние современной социокультурной ситуации
на развитие личности подростка 104 -109
6.2. Основные проблемы в организации досуга детей, и подростков 109 -115.
6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подростков и юношества.115 -125.
6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков 125 -128.
6.5. Новые технологии в организации досуга детей и подростков .128 - 135.
2. Структура технологического процесса в учреждениях культуры:
3. Классификация технологий.
4. Сущность технологий.
5. Элементы технологий.
В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.
Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.
Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает" научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обучения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.
По нашему мнению, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Классификация технологий.
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.
Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:
1) по уровню применения;
2) по философской основе;
3) по ведущему фактору психического развития;
4) по ориентации на личностные структуры;
5) по характеру содержания и структуры;
1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;
2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; '
3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в . сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:
• концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
• системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
• и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,
Читайте также: