Живая и неживая природа конспект и презентация

Обновлено: 03.07.2024

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели деятельности педагога: познакомить с целями и задачами нового раздела; формировать представление о неживой и живой природе; научить различать объекты неживой и живой природы; раскрыть связь между неживой и живой природой на конкретных примерах.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: привести к осознанию ценности природы.

Метапредметные УУД:

  • регулятивные (уметь ставить цели и уметь их планировать)
  • коммуникативные (уметь оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы из изученного материала)
  • познавательные (устанавливать связи между неживой и живой природой)

Ресурсы:

  • основные: учебник, рабочая тетрадь.
  • дополнительные: раздаточный материал для групп;
  • сигнальные карточки;

Организация пространства: фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование: тест (для каждого ребёнка на отдельном листе); у учащихся – цветные карандаши, цветные фишки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель для учителя: проверить готовность к уроку; мотивировать на повторение ранее изученного и на восприятие нового материала.

Цель для учащихся: соблюдать правила поведения на уроке.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель для учителя: проверить усвоение знаний полученных на прошлом уроке.

Цель для учащихся: повторить знания полученные на прошлом уроке.

– Приведите примеры того, что создано руками человека.

– Что создано природой?

– Какое отношение к природе можно назвать плохим?

Тест

(Выдаётся на отдельных листах.)

1) Укажите, что сделано руками человека.

а) облако; г) трава;

б) космический корабль; д) воробей;

2) Укажите, что не сделано руками человека.

3) Какое утверждение верно?

а) Природой называется всё то, что окружает человека.

б) Природой называется всё то, что сделано руками человека.

в) Природой называется всё то, что окружает человека и не сделано его руками.

4) Укажите объекты природы.

а) шкаф; ж) телефон;

в) стекло; и) троллейбус;

г) обувь; к) речной песок;

д) воздух; л) песок сахарный.

3. Изучение нового материала.

3.1 Мотивация учебной деятельности.

Цель для учителя: научить различать объекты и явления неживой и живой природы; находить связи в природе.

Цель для учащихся: узнают какая бывает природа; научатся классифицировать объекты по существенным признакам.

Метод: объяснительный, работа с учебником, практический

– Сегодня на уроке мы начинаем работу по новому разделу.

– Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

Дети читают цели и задачи изучения раздела.

– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей)

– Отгадайте загадки Муравьишки.

(Учитель записывает отгадки на доске)

– Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук)

– У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)

– Ходит, спесь надуваючи. (Индюк)

– Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)

– По синему морю белые гуси плывут. (Облака)

– И тонок, и долог, а сядет – в траве его не видать. (Дождь)

– Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

– На какие две группы можно разделить наши отгадки? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз.)

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О живой и неживой природе.)

– Прочитайте тему урока на странице 24. (Неживая и живая природа.)

– Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке? (Ответы детей.)

– Прочитайте, что об этом говорит Муравьишка.

3.2 Работа по теме урока.

– С давних пор люди стремятся узнать как можно больше о мире, в котором живут. Солнце и звёзды, горы и реки, растения и животные – всё интересует человека.

В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все объекты природы на две большие группы: живую и неживую природу. На уроках в 1 классе мы с вами выделяли признаки живых существ. Вспомним их.

В результате обсуждения на доске появляется схема:

Живая природа

Растёт

Умирает

Питается

Дышит

Приносит потомство

Практическая работа. Работа по учебнику.

– Зная эти признаки, выполним следующее задание. Откройте учебник на страницах 24-25. Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно разделить всё, что изображено на рисунках?

Заслушиваются ответы детей.

– Возьмите фишки синего и зелёного цветов. Синие фишки положите на изображения предметов, относящихся к неживой природе, а зелёные – на предметы живой природы. Объясните свой выбор.

Ученики работают в парах, проверяют работы друг друга.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

(Вариант 1 подчёркивает объекты живой природы, вариант 2 – объекты неживой природы. Проверка в парах.)

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

– Так чем же живые существа отличаются от объектов неживой природы? (Ответы детей)

4. Физкультурная минутка.

– Представьте, что вы – осенние листочки, и давайте поиграем!

Мы осенние листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летели, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

5. Закрепление учебного материала.

Цели для учителя: обеспечить восприятие для первичного закрепления материала в ходе осмысления изученного материала; организовать самостоятельную работу; организовать взаимопроверку.

На прошлом уроке мы говорили, что существуют предметы природы и предметы, сделанные руками человека. То, что сделано человеком, не относится к природе. На какие 3 группы можно разделить все предметы, которые нас окружают? (живая и неживая природа, предметы, сделанные человеком.)

Учитель раздаёт детям карточки синего и зелёного цветов.

– Я буду называть предмет. Если он относится к неживой природе, то вы должны поднять синюю карточку, если к живой – зелёную.

Учитель называет 10 – 15 предметов.

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и выполнение задания каждой группе даётся 5 минут. Затем работа проверяется.

Карточка 1.

Что относится к природе?

А) карандаши, тетради, парты, здание школы, дом, посёлок в котором ты живёшь, – всё это природа;

Б) человек, растения и животные, солнце, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы – всё это природа;

В) солнце, земля, воздух, вода, растения, грибы, животные, человек – всё это природа.

Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

Карточка 2.

Что относится неживой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.

Приведи примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

Карточка 3.

Что относится к живой природе?

А) человек, животные, растения, грибы;

Б) солнце, земля, воздух, вода, человек, и всё, что сделано руками человека;

В) солнце, небо, облака, Земля, вода, камни, дождь, снег.

Приведите примеры предметов, относящихся к живой, неживой природе и предметов, сделанных руками человека.

(Проверить правильность выполненной работы)

Ответы команд выслушиваются, ошибки исправляются.

6. Систематизация знаний.

Цели для учителя: систематизировать знания учащихся, полученные на уроке; организовать взаимопроверку; учить работать в парах.

Цели для учащихся: систематизировать свои знания, полученные на уроке; учиться работать в паре.

Метод: работа с учебником, действенный, объяснительный.

– А теперь работаем в парах. Выполняем задания в рабочей тетради.

Ученики исправляют ошибки, допущенные авторами, затем проверяют работы друг друга.

– Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, связаны между собой как-то эти группы?

В природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?

Рассмотрите схему на странице 27. Что обозначают стрелки на этой схеме?

Прочитаем вывод под схемой. Между собой связаны предметы неживой и живой природы.

Рассмотрите рисунки на странице 26. Обоснуйте, почему живая природа не может существовать без неживой.

7. Итог урока.

Цели для учителя: организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности; дать качественную оценку класса и учащихся.

Цели для учеников: зафиксировать новое содержание урока; дать самооценку своим знаниям.

– Какие выводы вы можете сделать вы в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи. Вернёмся к целям, которые стояли перед нами в начале урока. Что вы узнали? Чему научились? В чём испытывали затруднения?

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. И сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я желаю вам успехов на уроке, сегодня у нас предстоит очень продуктивный урок, все работаем активно. Садитесь.

Настраиваться на работу.

Л: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Тест ( приложение №1)

Молодцы, ребята! А сейчас давайте устроим взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом по парте тестам, и если вариант ответа выбран правильно , ставите +, если нет, то -.

Передаём тесты с последней пары мне.

П: применение ранее полученных знаний.

Р: действие с учетом выделенных ориентиров.

Постановка учебной задачи

Чтобы узнать тему нашему урока, давайте попробуем разгадать кроссворд.

  • Не по рыбам, а сети расставляет ( паук )
  • У родителей и деток вся одежда из монеток. ( рыбы )
  • Распускает хвост павлином. Ходит важным господином. По земле ногами – стук. Как зовут его – ( индюк ).
  • Без языка, а говорит, без ног, а бежит. ( ручей .)
  • По синему морю гуси плывут. ( Облака )
  • Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук! ( Дождь )

  • Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный. ( Арбуз )

А теперь ребята, прочитайте первые буквы отгадок. Какое слово у нас получилось? ( Природа)

А что же такое природа? ( это то,что окружает нас, но не создано человеком)

А какие объекты природы вы знаете? ( солнце, воздух вода, растения)

А вещи, автомобили, дома- они являются предметом природы? ( нет)

А теперь повторим, как называется то,что нас окружает и создано не рукотворным миром? ( природа).

Вы молодцы, верно, так называется наш следующий раздел.

-Давайте прочитаем на странице 23 учебника, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

-Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?

Давайте снова вернемся к нашим отгадкам. Посмотрите на картинки, как вы думаете, на какие 2 группы мы их можем разделить? ( живое, неживое)

Ребята, как смотря на картинки, как Вы думаете, какие объекты природы называется живыми? ( Живое – паук, рыба, индюк).

По каким признакам Вы отнесли эти объекты к живой природе? ( Они двигаются, едят, дышат)

Ребята ,Вы молодцы, назвали два признака живой природы – это дыхание и питание, а вот движение, это не признак живой природы . А какие объекты Вы отнесли к неживой природе? ( Неживое – ручей, облако, дождь, арбуз) . А н азовите признаки неживой природы? ( Не двигаются, не едят и не дышат)

Скажите, а растения дышат? . ( Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород)

Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения? ) Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются)

Предположите, о чем мы будем с вами говорить на уроке, какая тема нашего урока? ( Живая и неживая природа)

Какие цели урока мы поставим перед собой? ( научимся различать объекты живой и неживой природы, а так же рассматривать взаимосвязь живой и неживой природы)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.09.2016 6387
  • RAR 2.7 мбайт
  • 1252 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Белицкая Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Урок по окружающему миру поможет дать первичное представление первоклассникам о живой и неживой природе, научит отличать их, покажет основные признаки живых организмов.

Описание разработки

Цель урока: Дать представление о живой и неживой природе.

Задачи:

- дать первоначальное представление о живой и неживой природе;

- научить отличать объекты живой и неживой природы;

- научить выделять признаки живой и неживой природы;

- дать представление о главных условиях существования живой природы;

- формировать у учащихся представления о том, как взаимосвязана живая и неживая природа.

- развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы (уважать мнение партнера, вести диалог, дискуссию, отстаивать собственное мнение, корректировать высказывания партнера);

- учиться принимать и сохранять учебную задачу;

- развивать интерес к новому учебному материалу;

- учить подводить под понятия на основе распознавания существенных признаков объектов;

- развивать умение строить рассуждения, проводить сравнение по заданным кпитериям, устанавливать причинно - следственные связи.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку. Парты расставлены для работы в группах.

Презентация Живая и неживая природа

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, перед каждой группой лежат конверты с картинками. Положите перед собой картинки из конверта №1. Я буду загадывать вам загадки, а вы выкладывайте последовательно друг за другом картинки с отгадками.

- Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок)

- Ползёт наоборот, задом наперёд,

Все под водой хватает клешней. (рак)

- Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

Как зовут его? (индюк)

- У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (рыба)

- Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят – у меня есть жало,

И на брюшке полоса,

Потому, что я … (оса)

- Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево есть жук,

Доктор сразу: Тук - тук - тук. (дятел)

- Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

Учитель: положите перед собой лист в клетку и напечатайте на нём первые буквы слов – отгадок. У вас получится слово. (природа)

Открытие новых знаний.

Учитель: Вспомните, что такое природа.

Дети: - это все, что нас окружает; - это окружающий мир; - природа – это то, что вокруг нас, кроме предметов, которые сделал человек.

Учитель: Рассмотрим признаки природы.

Работа в группах.

Учитель: Положите перед собой картинки из конверта №2. Расположите картинки по порядку. ( у 4 групп разные картинки).

Учитель: Что общего в ваших группах картинок?

- Они все рождаются из яйца.

Учитель: Правильно, вылупляются. А можно ли считать этих птиц объектами природы?

Дети: Да. Все птицы – это природа.

Учитель:Как вы думаете, почему птенцы превращаются во взрослых птиц?

Дети: - Они просто вырастают. – Чтобы вырасти, им надо хорошо питаться. Их родители кормят букашками и мошками.

Учитель: Как вы думаете, как изменяется жизнь взрослых птиц по сравнению с птенцами?

Дети: - Они улетают от своих родителей.

- Не все, петух и индюк не улетают. Они – домашние птицы, поэтомуостаются там, где родились.

- Они сами питаются, не ждут, пока им родители принесут еды.

- А еще у взрослых птиц рождаются свои дети – птенцы.

- Нет. Сначала они оставляют яйца, а из них вылупляются птенцы.

Учитель: Верно. Сначала взрослая птица откладывает яйца, из них вылупляются птенцы. Они питаются, растут, производят потомство, движутся, т. е. живут, умирают. Поэтому их называют объектами живой природы. А только птиц мы можем назвать объектами живой природы?

Дети: Не только птицы считаются живой природой. Все животные, которые питаются, растут, производят потомство, движутся, умирают, могут считаться живой природой.

Учитель: А человек?

Дети: - И человек – тоже живая природа.

Весь материал – смотрите архив.


-75%

Цели: познакомить учащихся на какие группы можно распределить природные объекты; чем живые существа отличаются от неживых предметов. Развивать логическое мышление, учить сравнивать предметы, находить их различия, распределять на группы, обобщать, делать выводы; способствовать развитию творческих способностей учащихся. Способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Способствовать развитию навыков сотрудничества.



Читайте также: