Москва как много в этом звуке конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

2. Способствовать развитию: а) музыкального вкуса на произведениях великого композитора П. И. Чайковского; б) умение сравнивать. Анализировать прослушанный материал; в) творческая деятельность учащихся.

Учитель: Как прозвучала песня? Кто её исполнял? О чём говорилось в этой песне?

Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И кремлёвских курантов бой.

В городах и далёких станицах

О тебе не смолкает молва,

Дорогая моя столица, золотая моя Москва!
2 чтец:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе, Москва, как много в этом звуке…

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? (О Москве)

Что вы знаете о Москве?

Ученик: Москва стала известной жителям Древней Руси с 1147 года.

Ученик: Москва всегда являлась культурным и музыкальным центром России, сосредоточенным художественной и музыкальной элиты. Именно в Москве провёл всю свою жизнь великий русский композитор XIX века, один из представителей московской композиторской школы П. И. Чайковский. С самых первых дней пребывания (с 1866 г.) он стремился поближе познакомиться с жизнью города, посещая театры, концерты. В Москве он вёл активную деятельность, сформировался, как дирижёр, а главное – создал шедевры русской и мировой культуры. (Доклад сопровождается презентацией).

Учитель: Чайковский – великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью .Родился композитор 25 апреля, 1840 года, а умер в 1893 году.

Ученик. (Биография композитора)

Учитель: Что такое кантата? (ответы учеников)

Ученик: Кантата П. И. Чайковского создавалась в 1883 году. Воспевание Москвы, как символ русского государства, были всегда близки Чайковскому. Она состоит из 6 эпизодов, взаимосвязанных друг с другом – 3х сольных и 3х хоровых. Наиболее популярные эпизоды – 3 и 5.

8 марта Чайковский получил заказ написать кантату для торжественной коронации императора Александра III (текст Майкова). 25 марта композитор её закончил, а 15 мая исполнил. (звучит кантата)

Учитель: В Москве много театров, кинотеатров, драматических театров, а так же - Большой театр оперы и балета. (показ слайдов, фото театров)

В кинотеатрах до сих пор показывают различные фильмы.

Учитель: Как прозвучала песня? (ответы детей: спокойно, одночастная.)

Цель: Воспитание патриотизма через соприкосновение с музыкальными произведениями об Отечественной войне 1812 года, с песнями о Москве.

Планируемый результат: Знать и узнавать на слух музыкальные произведения, изучаемые на уроке, эмоционально исполнять песни, воплощая торжественный величавый образ, передавая чувство гордости за свою Родину.

Основные понятия: Жанр увертюры как самостоятельного произведения, исторические события Отечественной войны1812 года, ударные, медно-духовые музыкальные инструменты.

Межпредметные связи: Музыка, история, литература, живопись, архитектура.

Организация пространства: Записи музыкальных произведений, презентация к уроку, таблицы для учеников в бумажном варианте.

Добрый день, дорогие ребята! Я предлагаю вам продолжить музыкальное путешествие по странам и городам.

Начинаем урок. Внимание на экран! (Слайд 2, Приложение 1). Перед вами таблица с пропущенными словами. Такая же таблица у вас на партах. Возьмите ручку, посмотрите на 1 и 2 колонки, по какому принципу они составлены, назовите, напишите пропущенные слова.

1 2 3 4
Шопен Революционный этюд
Норвегия В пещере горного короля
Моцарт Австрия Ария царицы Ночи из оперы “Волшебная флейта”
Бах Германия Токката для органа
Россия “Времена года. Май. Белые ночи”

Можете ли вы назвать некоторые пропущенные слова в 3 и 4 колонках? Таблицу пока отложите.

Итак, мы продолжаем музыкальное путешествие по странам и городам, сегодня – вместе с русским композитором – П.И.Чайковским.

Давайте вспомним, где мы были совсем недавно. (Слайд 3, 4). Ребята отгадывают представленные здания на экране – памятник Петру I, крейсер “Аврора”, Петропавловский собор Санкт-Петербурга; Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери в Париже. А вот город, где мы еще не были: (Слайд 5) Кремль, Собор Василия Блаженного Москвы. Темой нашего урока будет – “Москва! Как много в этом звуке…” (Слайд 1).

А это здание, я думаю, вам знакомо. (Слайд 6). Как и почему оно было построено?

Подсказка: оно связано с юбилейной исторической датой, отмечаемой в 2012 году (200-летие Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года). Ученики рассказывают все, что знают о Храме Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя был построен в честь Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на народные средства, архитектор Константин Тон. Так он выглядел вначале, а так сейчас. С древнейших времен на Руси был обычай – в знак благодарности Богу за дарованные победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. В них постоянно и особенно усердно поминались воины, “на поле брани за Веру и Отечество отдавших жизнь”. Заложен был Храм Христа Спасителя в 1838 г. Строился он 45 лет. Освящен 26 мая 1883 г. Освящение стало всенародным праздником с войсковым парадом и крестным ходом по Москве. Храм стал всенародным памятником всем тем, кто пал на полях сражений Отечественной войны 1812 г.

В 1931 г. Храм был взорван, и только в 1996 г. восстановлен.

Что вы знаете об Отечественной войне, против кого воевала Россия, кто командовал армиями двух стран? Самое яркое сражение? (Ответы учеников.) (Слайд 7 – Кутузов и Наполеон.)

Картина художника Кившенко “Совет в Филях” (слайд 8) рассказывает, как непросто было принять решение Кутузову оставить Москву. Почему непросто, как вы думаете? (Ответы учеников.)

Память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года осталась и в других произведениях искусства. Это Л.Н.Толстой и его роман “Война и мир”, С.Прокофьев и опера “Война и мир”, Лермонтов “Бородино”. (Зачитать отрывки из стихотворения.)

Существует и еще одно произведение – “Увертюра. 1812 год”, автор которого П.И.Чайковский. (Слайд 9).

Слушаем фрагмент увертюры, и, исходя из характера музыки, попробуем найти одно слово – прилагательное, которое ярче всего характеризует эту музыку. (Ученики дают определение характера музыки увертюры после прослушивания, в результате приходят к определению – Торжественной увертюры.) А теперь возвратимся к таблице и внесем туда новое произведение П.И.Чайковского.

Как вы думаете, ребята, в увертюре идет подробный рассказ о событиях, или в самом общем виде? (Ответы детей.) Да, мы убедились, в том, что бывают увертюры – вступление в опере или балету, а бывают увертюры – самостоятельные музыкальные произведения, в которых в самом общем виде раскрывается содержание. А какие музыкальные средства использует композитор, чтобы создать такое торжественное звучание? (Ответы ребят.) Да, действительно это медные – духовые инструменты, ударные, имитирующие звон колоколов.

Проходят времена, но композиторы продолжают писать произведения, посвященные великим историческим событиям, в том числе, песни. Сейчас мы познакомимся с несколькими песнями о Москве, столице нашей Родины, городе-герое. А вам задание: определить, что между ними общего, и чем они различаются. Какие чувства высказывают композиторы в песнях о Москве?

Звучат фрагменты песен: (Приложение 2)

– С. Кац, А.Софронов. Песня о Москве.

– И Дунаевский, М.Лисяновский. Моя Москва, в исполнении И.Кобзона.

– А.Петров. Я шагаю по Москве, в исполнении Э. Хиля.

– Лучший город Земли в исполнении М Магомаева.

(Ответы учеников – чувства гордости, восхищения, восторга).

А в следующей песне о Москве вы угадаете автора и исполнителя. (Звучит песня “Москва” в исполнении О.Газманова).

Что общего в песне Газманова “Москва” с музыкой увертюры Чайковского? (Ответы учеников).

Разучивание данной песни.

Итак, назовите новые музыкальные произведения, которые мы сегодня послушали, каким событиям они посвящены. Как вы справлялись с заданиями? Мы убедились в том, что о важных исторических событиях рассказывают разные виды искусств, каждое по-своему, своими средствами. Но общее в них – это чувство гордости, восхищения, любви к Родине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: развить познавательный интерес к изучению родного края; познакомить детей со столицей нашей Родины; расширить знания и привить желание познать свой край; воспитывать любовь и гордость к России; способствовать сплочению коллектива;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для детей.

Подготовка: заранее разбить детей на группы (команды) дать домашнее задание. Раздать детям стихи о Москве для заучивания, разучить песню О. Газманова

Ход мероприятия

Учитель: - Ребята, как называется наша страна? Как называемся мы - жители России? Что имеет любое государство? ( границы, государственный язык, своего главу, свои символы, свою столицу)

Учитель: - Наша сегодняшняя встреча и посвящена столице нашей Родины - Москве. Кто является мэром Москвы? Найдите на слайде герб Москвы.

"Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! -

писал А. С. Пушкин в своём романе "Евгений Онегин". Действительно, для каждого из нас слово"Москва" звучит как то особенно торжественно.

Ученик: - Москва – очень красивый город. Здесь мы можем увидеть как древние, так и современные архитектурные сооружения. В этом городе также много мест для семейных прогулок, включая парки, аллеи и природные заповедники.

Ученик: - Москва - такой большой город , что по населению больше некоторых государств. Многие стремятся попасть в Москву учиться, т. к. здесь много престижных учебных заведений и целый океан возможностей для тех, кому они нужны.

Ученик: -Не всем понравится Москва с ее постоянными дорожными пробками, огромными толпами народа и ее суетливым и шумным ритмом жизни. Каждый человек со временем находит свой город, в котором ему комфортно и уютно жить. Но побывать в Москве, хотя бы раз в жизни, стремится каждый россиянин. И мы должны гордиться тем, что живём недалеко от Москвы и имеем возможность часто ездить туда.

Учитель: - Сегодня вы покажете ваши знания о нашей столице и, я надеюсь, узнаете что- то новое о ней. За задания, которые вы будете выполнять, каждая команда будет получать кирпичики, из которых потом надо будет построить башню Московского кремля. Чем больше кирпичиков вы заработаете, тем выше будет ваша башня. У каждой команды будет свой эксперт, который будет проверять ваши задания и выдавать кирпичики.

Учитель: - Свою столицу – с ослепительным потоком электрических огней – мы любим все. Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история? Сейчас, послушав рассказ об истории Москвы, вам предстоит ответить на несколько вопросов и заработать кирпичики для строительства башни.

Ученик: - Много лет тому назад на месте Москвы были дремучие леса, где водились звери, реки, в которых было много рыбы. Здесь стали селиться люди, появилось много маленьких сёл.

В каком году основана Москва? Какой сейчас год? А следующий?

Ученик: - Удобное географическое положение Москвы, лежащей на пересечении торговых путей, которые вели в Тверь, во Владимир и Ярославль, в Смоленск и другие города способствовало её дальнейшему росту. Сначала все дома в городе и стена вокруг него были сосновые, поэтому и называли Москву "Деревянной".

Ученик: - 1328 году князь Иван Калита построил дубовый Кремль.

Вот прошло немало лет
И на старом пепелище,
На Кремлёвском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба.
За стеною - терема,
И амбары и дома.

Ученик: -На Москву часто нападали враги, и деревянные стены, которыми был обнесён город, периодически сгорали во время набегов. И только в конце XIV века Кремль видоизменился и стал белокаменным. Произошло это при князе Дмитрии Донском. Для строительства использовался известняк. Известняк тоже не очень прочный строительный материал, но всё, же ему не страшны пожары.

Ученик: - В XV веке Москва стала столицей русского государства, государь всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом. Иван III пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет строился новый Кремль из красного кирпича. Были возведены красные зубчатые стены, стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы, которые дошли до наших дней.

Ученик: - Это была первоклассная крепость! Её стены высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3-6 метров, протянулись более чем на 2 км. Было построеноено 20 башен. Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.

Задание 2. Вопросы об истории Москвы.

2) Что было в давние времена на месте сегодняшней Москвы?

3) Какой князь является основателем Москвы?

4) Из чего были построены первые стены Кремля?

5)При каком князе был выстроен дубовый кремль?

6) Почему Иван Калита решил сделать дубовый кремль?

7) Почему возникла необходимость строительства каменных стен?

8) Из чего они были построены?

9) При каком князе?

10) При каком князе был построен Кремль из красного кирпича?

11) Сколько раз за всю историю Кремль был взят штурмом?

За каждый правильный ответ - один кирпичик.

- Сколько башен в Кремлёвской стене? (20 )

Решите задачу: Высота Троицкой башни 80 метров. Башня Кутафья – в 2 раза ниже. А Набатная башня – на 2 метра ниже Кутафьи. Какова высота Набатной башни?

Задание 3. Пословицы и поговорки о Москве прославляют столицу нашей необъятной Родины. Вся история отраженна в пословицах о Москве.

- Предлагаю командам поработать с пословицами о Москве: соединить начала и концы пословиц.

Москвой - столицей вся страна гордится.

Видна из Кремля вся русская земля.

За Москву-мать не страшно и умирать.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву.

Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал.

За каждый правильный ответ - один кирпичик.

Задание 4.

Учитель: - Действительно, кто в Москве не бывал - красоты не видал. Туристы со всего мира едут в Москву, чтобы осмотреть её многочисленные достопримечательности. Осмотр Москвы, как правило, начинается с Красной площади и Кремля, история которых тесно связана с историей Москвы. Красная площадь – центральная площадь столицы, а Кремль, с которого и началась земля московская — главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города.

Решите задачу: Найдите периметр Красной площади, если известно, что её длина 300 метров, а ширина 70 метров.

Сейчас командам предлагается задание: распознать достопримечательности Москвы и назвать их. Чтобы усложнить задание, достопримечательности Москвы будут показаны вам вперемешку с достопримечательностями Северной столицы.

- Какой город называют Северной столицей? Почему? После строительства Санкт-Петербурга Петр l перенес столицу туда. Но в начале 20 в. после революции Москва возвращает себе статус столицы.

(За каждую правильно названную достопримечательность - 1 кирпичик)

Домашнее задание.

Дома командам надо было найти интересные факты о Москве. Проверим, как они его выполнили

- Ребята, а сейчас я прочитаю вам стихотворение Игоря Иванова. А вы потом мне скажете, какому событию оно посвящено.

Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.

Учитель: - Да, эти стихи посвящены битве под Москвой. 6 декабря 2016г. наша страна отмечает 75-ую годовщину битвы под Москвой. Почему же эта битва так важна? Ведь во время Великой отечественной войны было много других сражений?

Ученик: - Много врагов нападало на нашу страну в разные времена. И все первым делом стремились захватить Москву. Ещё Наполеон, готовясь идти войной на Россию, говорил: " Если я займу Киев, то этим я возьму Россию за ноги, если Петербург, то — за голову, а если Москву, то этим поражу Россию в сердце."

Ученик: - Битва под Москвой состояла из двух периодов - оборонительного и наступательного. Оборонительный период охватывает октябрь – ноябрь 1941 года. Руководить обороной города поручили Георгию Константиновичу Жукову. После принятия командования, Жуков соединил три фронта обороны в один. Для обороны столицы, на фронт ушло 50 тысяч москвичей добровольцев. В итоге двухмесячной героической обороны советских войск наступление немецко–фашистской армии было остановлено.

Ученик: - Наступательный период начался 6 декабря 1941г. Русские войска перешли в наступление и, при поддержки авиации, несколько отодвинули немцев от города. Немцы бежали, бросая военную технику. Московская битва, включавшая в себя сложный комплекс различных по характеру боёв и операций, развернулась на огромной территории и продолжалась непрерывно в зимы 1941- 1942 годов.

Ученик: - Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, гитлеровская армия потерпела первое серьезное поражение. Имена героев битвы за Москву помнят и сегодня.

Тимофей Лаврищев совершил героический подвиг на переправе через реку Истра. Он ценой собственной жизни спас снаряды и орудия, которые переправлялись на плотах. Когда немецким снарядом был перебит трос, Лаврищев бросился в ледяную воду, подхватил конец троса и, с неимоверным трудом доплыв до противоположного берега, передал трос саперу Власову. А сам утонул .

Ученица 10 класса одной из московских школ Зоя Космодемьянская ушла добровольцем в партизанский отряд. Замучена фашистами на допросах. Погибла, но не выдала расположение партизанского отряда.

Другой участник партизанского отряда Михаил Гурьянов провёл широкомасштабную операцию по разгрому немецкой воинской части, в которой участвовало около 300 человек. Захватом вражеского штаба руководил лично Михаил Гурьянов. Через двое суток группа Гурьянова была схвачена немцами, а сам он замучен во время пыток.

Лётчик Виктор Талалихин , будучи раненым, в горящем самолёте сумел сбить вражеский самолёт . Сам при этом спасся. Впоследствии он участвовал во многих воздушных боях и погиб смертью храбрых, защищая нашу столицу.

28 героев-панфиловцев во главе с политруком В. Г. Клочковым не пропустили к Москве 50 фашистских танков "Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!" - сказал своим воинам политрук. После этого боя остались в живых лишь пятеро человек. Им присвоено звание Героя Советского Союза. Остальным 23-м это звание было присвоено посмертно. Подвиг 28 героев-панфиловцев вошел в историю Великой Отечественной войны как замечательный пример героизма, стойкости, беззаветной любви их людей к своей Родине.

В честь всех этих и других героев названы улицы в разных районах Москвы.

Каждый год 9 Мая на Красной Площади проходит Парад в честь победы в Великой отечественной войне.

Заключительное задание

Учитель - А сейчас, вспомнив всё, о чём мы сегодня говорили, каждая группа составляет синквейн о Москве. А потом зачитывает его.

Учитель: - А теперь команды получают контур аппликации и начинают её собирать. Какую башню вы собрали? (Спасская) Почему она так называется?

Учитель: - Новое тысячелетие приносит Москве множество преобразований и перемен, зачастую непростых и спорных. Но современная Москва продолжает быть символом нашей страны, объединяющим ее героическое прошлое и великое будущее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формировать потребность в общении с музыкой.

Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

О. Газманов. Москва, звонят колокола (слушание, пение).

А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я иду, шагаю по Москве (пение).

Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о Москве (пение).

М. Ротерштейн, стихи И. Бурсова. У Кремлёвской стены (пение).

Дополнительный материал:

Организационный момент.

Работа по теме урока.

Беседа

Знать:

-Историю города Москва (основание, главные вехи, героические события, связанные с Бородинским сражением);

-Литературные произведения А.Барто, М.Лермонтова;

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, отвечать на вопросы учителя, включаться в поисковую деятельность;

-Анализировать музыкальное произведение (Что придает торжественность характера музыкального произведения? Какие звукоизобразительные эффекты используются в оркестре? С какой целью П.Чайковский использует мелодию Марсельезы в своем сочинении?).

Деревья в три обхвата,

Среди лесов когда-то

Здесь шли тропинки узкие,

Но все дороги русские

Сходились у Кремля.

Река светилась пламенем,

Пожар здесь бушевал,

Но город белокаменный

Из пламени вставал.

Стоял велик и чуден

Московский древний град.

Он дорог русским людям,

Он славою богат.

Здесь шли тропинки узкие,

Но все дороги русские

Сходились у Кремля.

Москве поют привет,

Звезд кремлевских свет.

Славься, наша Родина,

Здесь все пути народные

Собрались у Кремля.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

7 сентября 1812 года под Москвой состоялось Бородинское сражение между войсками русской и французской армии.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

В память о событиях Отечественной войны 1812 года в Москве был построен храм Христа спасителя.

Героические события, связанные с Бородинским сражением, отражены в ряде произведений искусства.

Что придаёт торжественность характеру этого произведения?

Какие звукоизобразительные эффекты используются в оркестре?

О. Газманов. Москва, звонят колокола (слушание, пение).

Вокально-хоровая работа.

А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я иду, шагаю по Москве (пение).

Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о Москве (пение).

М. Ротерштейн, стихи И. Бурсова. У Кремлёвской стены (пение).

Москва – великий город. Город, о котором создано много произведений искусства.

Домашнее задание.

Читайте также: