Конспект урока исторические песни 8 класс коровина

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока. Исторические песни.

Оборудование: учебники литературы, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись песни.

I. Оргмомент. Целеполагание.

2. Проверка д/з. Фронтальная беседа.

- Что является предметом изображения в народных песнях?

- На какие группы делятся народные песни?

- Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства? Приведите примеры.

1) Лекция учителя.

Исторические песни - это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории.
Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.
Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.

В исторических песнях раскрываются две основные темы:
а) военно-героическая - борьба с врагами за свою независимость, описание военных действий: это песни о воинах и полководцах;
б) повстанческая - песни посвящены народным восстаниям под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева.
Отличительные черты жанра:
а) исторические песни отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами;
б) в ранних исторических песнях присутствует поэтика былин (отдельные былинные мотивы: похвальба врага, его посрамление), былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;
в) создание циклов произведений (цикл - ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).
Существует несколько крупных тематических циклов народных песен:
- события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);
- эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");
- жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);
- восстания К.Булавина и Е. Пугачёва ("Судил тут граф Панин вора Пугачева. ", "Емельян ты наш, родной батюшка!");
- события Отечественной войны 1812 года.

Большая часть песен о Петре I посвящена военным походам и битвам, а также строительству флота и другим историческим событиям. Сам Петр I в таких песнях лишь упоминается, при чем даже не называется его имени. Несколько песен имеют те же сюжеты, что и предания или сказки:
а) строительство Ладожского канала;
б) Петр I под чужим именем живет в Швеции, а после того как шведский король узнает, кто он, спасается бегством;
в) Петр I борется с казаком (солдатом), и тот побеждает царя, за что государь дарует ему свободу.
Большинство сохранившихся песен о Пугачеве имеет лирический или лиро-эпический характер. Освещается несколько моментов из хода восстания и жизни предводителя: начало восстания и сбор войска, появление Пугачева в Астрахани и разговор с астраханским губернатором, диалог с конем, который предсказывает хозяину скорую беду, допрос у Панина.
На рубеже XVIII-XIX веков происходит сближение народных песен с историческими литературными. В это время русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII века и т.д.).

- Каким вы представляете народного героя?

- Каким изобразил художник Суриков Ермака?

- Соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?

- Что служит фоном картины?

- Какое чувство вызывает картина?

Послушайте, что И.Е. Репин писал по поводу Ермака: "Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга. ".

Несмотря на то, что эпоха 16 века представляет собой уже далёкую историю, интерес к ней не ослабевает. Суриков в 19 веке обратился к Ермаку, мы - в 21-ом.

4) Чтение песни учителем, затем прослушивание аудиозаписи. Задание перед чтением:

- О каких событиях идет речь в историческом произведении? Как эти события передаются в песне?

- Каким перед вами предстает Ермак? (Реальные и былинные черты героя).

- Какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?

- Найдите в песне постоянные и непостоянные эпитеты.

- Какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня?

- Чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?

Ответы на вопросы.

4. Обобщение изученного материала.

Сибирские просторы, могучий Енисей, безбрежная тайга, величественные Уральские горы, племена вольных кочевников, предлагавших за ружья и порох ценную пушнину, - все поражало воображение донских казаков, поэтому и Ермак выступает в песнях почти былинным героем.
В тексте песни мы видим и гиперболическое сравнение через отрицательный прием (отрицательный параллелизм) - излюбленный прием былин: "Не злата труба вострубила им, Не она громко взговорила речь - Взговорил Ермак Тимофеевич. "; и постоянные эпитеты: злата труба, зима холодная, царь белый, православный. Отсутствие рифмы в это исторической песне, повторы придают напевность и делают её похожей на былину… Песня властно переносит нас в эпоху 16 века. Раскрывает тайны жизни Ермака. В исторических песнях живёт само время, породившее их.

5. Выставление и комментирование оценок.

6. Домашнее задание.

ВложениеРазмер
urok_l_8.docx 19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема: Историческая песня как жанр устного народного творчества.

Цели урока: ознакомление с особенностями жанра исторической песни; обучение аналитическому чтению, развитие связной речи; воспитание любви к родине, к её истории.

У нас то было на святой Руси,

На святой Руси, в каменной Москве,

Был –жил царь тут Иван Васильевич…

Ответы на вопросы:

  1. Каково назначение народных песен?
  2. На какие группы делятся народные песни?
  3. Что является предметом изображения в каждой из них?

Выразительное чтение песен, выученных наизусть.

  1. Слово учителя. Песня – один из самых распространённых на протяжении многих веков жанров устного народного творчества. А песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым, память о войнах и походах. Вся жизнь во всём её многообразии воплотилась в народной песне. Исторические песни возникли в период борьбы с татарским как отклик на события общественной и военной истории.

Учитель. Как вы думаете, кто и почему мог стать героем исторической песни?

Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. Чтение материала учебника.

Беседа по содержанию песни:

- Какие события передаются в песне?

- Какие конкретно-исторические, географические реалии в ней отражены?

- Как объясняется цель похода?

- Какие свойства былинного богатыря присущи Ермаку?

В тексте мы видим гиперболическое сравнение через отрицание (отрицательный параллелизм) – излюбленный приём былин:

Не злата труба вострубила им,

Не она громко взговорила речь-

Взговорил Ермак Тимофеевич…

Заполнение учащимися опросных листов.

Беседа по содержанию песни:

Царь (Белый, православный)

Казаки люди (вольные)

Определите, какие из этих эпитетов можно назвать постоянными, устойчивыми, а какие

носят конкретную историческую окраску? С чем, на ваш взгляд, это связано?

  1. Учитель. Другими историческими деятелями, связанными с широким народным движением, были Степан Разин и Емельян Пугачёв

Выступление подготовленного ученика. Степан Разин происходил из станицы Зимовейской. Отец Степана Тимофей Разя был домовитым и удачливым казаком.

- Как вы думаете, почему в песне так много повторов? (Облегчают запоминание, создают чувство ритма).

- Найдите в тексте песни сравнение. Что оно привносит в образ атамана?

- Как последняя строчка песни объясняет отношение народа к своему атаману? (Считали его заговорённым от смерти, удачливым.)

Заполнение учащимися опросных листов

Заполнение учащимися опросных листов

Подведение итога урока.

С точки зрения тех, кто стоит у власти, Пугачёв и Разин – преступники, воры, разбойники. А как относится к ним народ- автор исторических песен? (Письменный ответ на вопрос)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, проверка домашней работы, изучение нового, работа со статьей в учебнике, познакомить с историческими песнями, задания, физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Исторические песни

Цель: познакомить с историческими песнями

Задачи: познакомить с историческими песнями

воспитывать интерес к русской истории и фольклору.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы:

1. Каково назначение народных песен?

2. На какие группы делятся народные песни?

3. Что является предметом изображения в каждой из них?

Выразительное чтение песен, выученных наизусть.

III. Работа по новой теме.

Слово учителя. Песня – один из самых распространённых на протяжении многих веков жанров устного народного творчества. А песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым, память о войнах и походах. Вся жизнь во всём её многообразии воплотилась в народной песне. Исторические песни возникли в период борьбы с татарским как отклик на события общественной и военной истории.

Учитель. Как вы думаете, кто и почему мог стать героем исторической песни?

Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. Чтение материала учебника.

Беседа по содержанию песни:

- Какие события передаются в песне?

- Какие конкретно-исторические, географические реалии в ней отражены?

- Как объясняется цель похода?

- Какие свойства былинного богатыря присущи Ермаку?

В тексте мы видим гиперболическое сравнение через отрицание (отрицательный параллелизм) – излюбленный приём былин:

Не злата труба вострубила им,

Не она громко взговорила речь-

Взговорил Ермак Тимофеевич…

Заполнение учащимися опросных листов.

Беседа по содержанию песни:

Царь (Белый, православный)

Казаки люди (вольные)

Определите, какие из этих эпитетов можно назвать постоянными, устойчивыми, а какие

носят конкретную историческую окраску? С чем, на ваш взгляд, это связано?

Учитель. Другими историческими деятелями, связанными с широким народным движением, были Степан Разин и Емельян Пугачёв

Выступление подготовленного ученика. Степан Разин происходил из станицы Зимовейской. Отец Степана Тимофей Разя был домовитым и удачливым казаком.

- Как вы думаете, почему в песне так много повторов? (Облегчают запоминание, создают чувство ритма).

- Найдите в тексте песни сравнение. Что оно привносит в образ атамана?

- Как последняя строчка песни объясняет отношение народа к своему атаману? (Считали его заговорённым от смерти, удачливым.)

Заполнение учащимися опросных листов

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Заполнение учащимися опросных листов

Исторические песни — песни, в которых рассказывается об определенных исторических событиях и конкретных исторических лидах. По форме старые исторические песни близки к лирическим крестьянским: в них часто встречаются образы лирических песен — удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты, сравнения, запевы.

V. Подведение итогов урока.

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Выполнили эти задачи?

– Каковы особенности исторических песен?

– В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?

– Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни?

Домашнее задание: повторить тему, с точки зрения тех, кто стоит у власти, Пугачёв и Разин – преступники, воры, разбойники. А как относится к ним народ- автор исторических песен? (Письменный ответ на вопрос)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе. По программе Коровиной В.Я.

Льговский район Курская область

Конспект урока литературы на тему:

(лирические, исторические песни)

Учитель русского языка

и литературы Курбатова Г.Н.

Основное содержание урока:

Основные виды деятельности:

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Сценарный план урока

Актуализация знаний. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне.

- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

- Каковы характерные особенности устного народного творчества? ( устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

- О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника? (Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки).

- Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? (Календарные песни). Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника? (Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни,)

- Назовите виды лирических песен.(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни).

С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны? (Свадебные песни, причитания-плачи).

- В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).

- Как появились исторические песни? В чем особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?

- Отчет о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и мен исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин,, Суворов, Кутузов.

- В чем своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель ее исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?

- Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

Изучение нового материала.

Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.

Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.

Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА

Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.

Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.

Изучение нового материала.

Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.

Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА

Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.

Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

Каждый учащийся говорит свое пожелание по кругу в группе.

Давайте откроем свои тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.

- Мы с вами помним, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора – с песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин.

Дети записывают в тетрадь дату и тему урока.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Дома вы должны были подготовить отрывок наизусть. 2 мин. на повторение.

Учащиеся рассказывают отрывки наизусть.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Записываем определение: Исторические песни – эпические и лиро-эпические народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях.

- Сейчас отвлечемся и проведем небольшую физминутку.

Жанровые особенности исторических песен.

Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен.

2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.

3. Это стихотворный и эпический жанр.

4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.

5. Предмет ИП – конкретные события и лица.

6. ИП – это повествование о прошлом.

7. Герои ИП – известные исторические деятели.

8. В ИП есть две основные тематические линии: военная (военно-героическая) (песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая) (песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).

Исторические песни и былины:

Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.

В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.

Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.

Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.

Отличительной чертой ИП является создание циклов.

Учащиеся сначала в парах повторяют определение, затем записывают данное определение в тетрадь.

Ученики выполняют упражнения под музыку.

Составляют конспект по словам учителя.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми формулами, а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в народе.

Учащиеся рассказывают, что усвоили на уроке.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Достигнуты ли цели урока?

Острова: о. Учения, о. Тревоги, о. Грусти, о. Радости.

Выставление оценок за урок учителем с дальнейшими комментариями.

Обсуждая, составляют синквейн.

ДОМ. ЗАДАНИЕ

Отрывок наизусть. Основные моменты лекции учить.

Ученики выполняют задания в соответствии с их способностями и особенностями мышления.

Читайте также: