Конспект урока исторические песни 8 класс коровина
Обновлено: 05.07.2024
Тема урока. Исторические песни.
Оборудование: учебники литературы, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись песни.
I. Оргмомент. Целеполагание.
2. Проверка д/з. Фронтальная беседа.
- Что является предметом изображения в народных песнях?
- На какие группы делятся народные песни?
- Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства? Приведите примеры.
1) Лекция учителя.
Исторические песни - это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории.
Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.
Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.
В исторических песнях раскрываются две основные темы:
а) военно-героическая - борьба с врагами за свою независимость, описание военных действий: это песни о воинах и полководцах;
б) повстанческая - песни посвящены народным восстаниям под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева.
Отличительные черты жанра:
а) исторические песни отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами;
б) в ранних исторических песнях присутствует поэтика былин (отдельные былинные мотивы: похвальба врага, его посрамление), былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;
в) создание циклов произведений (цикл - ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).
Существует несколько крупных тематических циклов народных песен:
- события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);
- эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");
- жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);
- восстания К.Булавина и Е. Пугачёва ("Судил тут граф Панин вора Пугачева. ", "Емельян ты наш, родной батюшка!");
- события Отечественной войны 1812 года.
Большая часть песен о Петре I посвящена военным походам и битвам, а также строительству флота и другим историческим событиям. Сам Петр I в таких песнях лишь упоминается, при чем даже не называется его имени. Несколько песен имеют те же сюжеты, что и предания или сказки:
а) строительство Ладожского канала;
б) Петр I под чужим именем живет в Швеции, а после того как шведский король узнает, кто он, спасается бегством;
в) Петр I борется с казаком (солдатом), и тот побеждает царя, за что государь дарует ему свободу.
Большинство сохранившихся песен о Пугачеве имеет лирический или лиро-эпический характер. Освещается несколько моментов из хода восстания и жизни предводителя: начало восстания и сбор войска, появление Пугачева в Астрахани и разговор с астраханским губернатором, диалог с конем, который предсказывает хозяину скорую беду, допрос у Панина.
На рубеже XVIII-XIX веков происходит сближение народных песен с историческими литературными. В это время русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII века и т.д.).
- Каким вы представляете народного героя?
- Каким изобразил художник Суриков Ермака?
- Соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?
- Что служит фоном картины?
- Какое чувство вызывает картина?
Послушайте, что И.Е. Репин писал по поводу Ермака: "Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга. ".
Несмотря на то, что эпоха 16 века представляет собой уже далёкую историю, интерес к ней не ослабевает. Суриков в 19 веке обратился к Ермаку, мы - в 21-ом.
4) Чтение песни учителем, затем прослушивание аудиозаписи. Задание перед чтением:
- О каких событиях идет речь в историческом произведении? Как эти события передаются в песне?
- Каким перед вами предстает Ермак? (Реальные и былинные черты героя).
- Какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?
- Найдите в песне постоянные и непостоянные эпитеты.
- Какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня?
- Чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?
Ответы на вопросы.
4. Обобщение изученного материала.
Сибирские просторы, могучий Енисей, безбрежная тайга, величественные Уральские горы, племена вольных кочевников, предлагавших за ружья и порох ценную пушнину, - все поражало воображение донских казаков, поэтому и Ермак выступает в песнях почти былинным героем.
В тексте песни мы видим и гиперболическое сравнение через отрицательный прием (отрицательный параллелизм) - излюбленный прием былин: "Не злата труба вострубила им, Не она громко взговорила речь - Взговорил Ермак Тимофеевич. "; и постоянные эпитеты: злата труба, зима холодная, царь белый, православный. Отсутствие рифмы в это исторической песне, повторы придают напевность и делают её похожей на былину… Песня властно переносит нас в эпоху 16 века. Раскрывает тайны жизни Ермака. В исторических песнях живёт само время, породившее их.
5. Выставление и комментирование оценок.
6. Домашнее задание.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_l_8.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Тема: Историческая песня как жанр устного народного творчества.
Цели урока: ознакомление с особенностями жанра исторической песни; обучение аналитическому чтению, развитие связной речи; воспитание любви к родине, к её истории.
У нас то было на святой Руси,
На святой Руси, в каменной Москве,
Был –жил царь тут Иван Васильевич…
Ответы на вопросы:
- Каково назначение народных песен?
- На какие группы делятся народные песни?
- Что является предметом изображения в каждой из них?
Выразительное чтение песен, выученных наизусть.
- Слово учителя. Песня – один из самых распространённых на протяжении многих веков жанров устного народного творчества. А песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым, память о войнах и походах. Вся жизнь во всём её многообразии воплотилась в народной песне. Исторические песни возникли в период борьбы с татарским как отклик на события общественной и военной истории.
Учитель. Как вы думаете, кто и почему мог стать героем исторической песни?
Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. Чтение материала учебника.
Беседа по содержанию песни:
- Какие события передаются в песне?
- Какие конкретно-исторические, географические реалии в ней отражены?
- Как объясняется цель похода?
- Какие свойства былинного богатыря присущи Ермаку?
В тексте мы видим гиперболическое сравнение через отрицание (отрицательный параллелизм) – излюбленный приём былин:
Не злата труба вострубила им,
Не она громко взговорила речь-
Взговорил Ермак Тимофеевич…
Заполнение учащимися опросных листов.
Беседа по содержанию песни:
Царь (Белый, православный)
Казаки люди (вольные)
Определите, какие из этих эпитетов можно назвать постоянными, устойчивыми, а какие
носят конкретную историческую окраску? С чем, на ваш взгляд, это связано?
- Учитель. Другими историческими деятелями, связанными с широким народным движением, были Степан Разин и Емельян Пугачёв
Выступление подготовленного ученика. Степан Разин происходил из станицы Зимовейской. Отец Степана Тимофей Разя был домовитым и удачливым казаком.
- Как вы думаете, почему в песне так много повторов? (Облегчают запоминание, создают чувство ритма).
- Найдите в тексте песни сравнение. Что оно привносит в образ атамана?
- Как последняя строчка песни объясняет отношение народа к своему атаману? (Считали его заговорённым от смерти, удачливым.)
Заполнение учащимися опросных листов
Заполнение учащимися опросных листов
Подведение итога урока.
С точки зрения тех, кто стоит у власти, Пугачёв и Разин – преступники, воры, разбойники. А как относится к ним народ- автор исторических песен? (Письменный ответ на вопрос)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, проверка домашней работы, изучение нового, работа со статьей в учебнике, познакомить с историческими песнями, задания, физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Исторические песни
Цель: познакомить с историческими песнями
Задачи: познакомить с историческими песнями
воспитывать интерес к русской истории и фольклору.
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .
Учитель: - Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
- проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у ребят
Урок очень важный
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
II. Актуализация знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
Ответы на вопросы:
1. Каково назначение народных песен?
2. На какие группы делятся народные песни?
3. Что является предметом изображения в каждой из них?
Выразительное чтение песен, выученных наизусть.
III. Работа по новой теме.
Слово учителя. Песня – один из самых распространённых на протяжении многих веков жанров устного народного творчества. А песня – быль. В ней – невыдуманное чувство тоски по родине, горечь разлуки с любимым, память о войнах и походах. Вся жизнь во всём её многообразии воплотилась в народной песне. Исторические песни возникли в период борьбы с татарским как отклик на события общественной и военной истории.
Учитель. Как вы думаете, кто и почему мог стать героем исторической песни?
Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь. Чтение материала учебника.
Беседа по содержанию песни:
- Какие события передаются в песне?
- Какие конкретно-исторические, географические реалии в ней отражены?
- Как объясняется цель похода?
- Какие свойства былинного богатыря присущи Ермаку?
В тексте мы видим гиперболическое сравнение через отрицание (отрицательный параллелизм) – излюбленный приём былин:
Не злата труба вострубила им,
Не она громко взговорила речь-
Взговорил Ермак Тимофеевич…
Заполнение учащимися опросных листов.
Беседа по содержанию песни:
Царь (Белый, православный)
Казаки люди (вольные)
Определите, какие из этих эпитетов можно назвать постоянными, устойчивыми, а какие
носят конкретную историческую окраску? С чем, на ваш взгляд, это связано?
Учитель. Другими историческими деятелями, связанными с широким народным движением, были Степан Разин и Емельян Пугачёв
Выступление подготовленного ученика. Степан Разин происходил из станицы Зимовейской. Отец Степана Тимофей Разя был домовитым и удачливым казаком.
- Как вы думаете, почему в песне так много повторов? (Облегчают запоминание, создают чувство ритма).
- Найдите в тексте песни сравнение. Что оно привносит в образ атамана?
- Как последняя строчка песни объясняет отношение народа к своему атаману? (Считали его заговорённым от смерти, удачливым.)
Заполнение учащимися опросных листов
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
IV. Закрепление
Заполнение учащимися опросных листов
Исторические песни — песни, в которых рассказывается об определенных исторических событиях и конкретных исторических лидах. По форме старые исторические песни близки к лирическим крестьянским: в них часто встречаются образы лирических песен — удалый добрый молодец, солдатушки, общие для народной песни эпитеты, сравнения, запевы.
V. Подведение итогов урока.
- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили эти задачи?
– Каковы особенности исторических песен?
– В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?
– Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни?
Домашнее задание: повторить тему, с точки зрения тех, кто стоит у власти, Пугачёв и Разин – преступники, воры, разбойники. А как относится к ним народ- автор исторических песен? (Письменный ответ на вопрос)
Конспект урока литературы в 8 классе. По программе Коровиной В.Я.
Льговский район Курская область
Конспект урока литературы на тему:
(лирические, исторические песни)
Учитель русского языка
и литературы Курбатова Г.Н.
Основное содержание урока:
Основные виды деятельности:
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.
Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.
Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.
Сценарный план урока
Актуализация знаний. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне.
- Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?
- Каковы характерные особенности устного народного творчества? ( устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.
- Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.
- назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?
- В чем народная мудрость малых жанров фольклора?
- Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?
- О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника? (Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки).
- Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? (Календарные песни). Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника? (Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни,)
- Назовите виды лирических песен.(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни).
С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны? (Свадебные песни, причитания-плачи).
- В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).
- Как появились исторические песни? В чем особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?
- Отчет о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и мен исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин,, Суворов, Кутузов.
- В чем своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель ее исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?
- Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.
Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.
Изучение нового материала.
Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.
Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.
Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА
Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.
Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Исторические песни. Основные темы, идеи, герои, циклы исторических песен.
Изучение нового материала.
Познакомиться с народными песнями и их жанрами; более подробно остановиться на таком жанре, как историческая песня, рассмотреть основные темы и идеи песен.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны знать основные темы и идеи исторических песен. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ.
Учащиеся должны научиться развивать свои аналитические способности.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ УРОКА
Познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами.
Учебник, тексты песен, иллюстрации к историческим песням.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
Каждый учащийся говорит свое пожелание по кругу в группе.
Давайте откроем свои тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.
- Мы с вами помним, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из эпических жанров фольклора – с песнями. Узнаем их виды, подробно остановимся на жанре исторической песни; выделим основные темы и идеи, представленные в исторических песнях, а также узнаем отличие песен от былин.
Дети записывают в тетрадь дату и тему урока.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Дома вы должны были подготовить отрывок наизусть. 2 мин. на повторение.
Учащиеся рассказывают отрывки наизусть.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Записываем определение: Исторические песни – эпические и лиро-эпические народные песни, повествующие об исторических событиях и их героях.
- Сейчас отвлечемся и проведем небольшую физминутку.
Жанровые особенности исторических песен.
Рассмотрим жанровое своеобразие исторических песен.
2. ИП по объёму меньше былин и больше лирических песен.
3. Это стихотворный и эпический жанр.
4. ИП – сюжетный жанр, сюжет в них сводится к одному событию или эпизоду.
5. Предмет ИП – конкретные события и лица.
6. ИП – это повествование о прошлом.
7. Герои ИП – известные исторические деятели.
8. В ИП есть две основные тематические линии: военная (военно-героическая) (песни о войнах и полководцах) и социальная (повстанческая) (песни о Степане Разине и Е. Пугачеве).
Исторические песни и былины:
Описаны реальные факты, нет ничего фантастического, действие развивается вполне конкретно.
В основе лежит художественный вымысел, время и пространство условное.
Герой – обыкновенный человек, действительно когда-то живший и прославившийся.
Герой – богатырь, наделенный необыкновенной силой, изображен гиперболично.
Отличительной чертой ИП является создание циклов.
Учащиеся сначала в парах повторяют определение, затем записывают данное определение в тетрадь.
Ученики выполняют упражнения под музыку.
Составляют конспект по словам учителя.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Жанр исторической песни сыграл важную роль в развитии искусства психологического изображения в фольклоре, так как в его произведениях надо было давать не обобщенные характеристики персонажей, не определения душевных их состояний устойчивыми формулами, а создавать образы конкретных исторических лиц. Такая задача предполагала необходимость психологической индивидуализации образа. И Иван Грозный в песнях – не сказочный царь, не былинный князь, а именно Иван Грозный, русский царь второй половины 16 века, психологические качества которого были широко известны в народе.
Учащиеся рассказывают, что усвоили на уроке.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Достигнуты ли цели урока?
Острова: о. Учения, о. Тревоги, о. Грусти, о. Радости.
Выставление оценок за урок учителем с дальнейшими комментариями.
Обсуждая, составляют синквейн.
ДОМ. ЗАДАНИЕ
Отрывок наизусть. Основные моменты лекции учить.
Ученики выполняют задания в соответствии с их способностями и особенностями мышления.
Читайте также: