Конспект урока структура информации 10 класс

Обновлено: 08.07.2024

Данные, используемые в любой информационной модели, всегда определенным образом упорядочены, структурированы. Иначе можно сказать так: данные, на которых базируется информационная модель, представляют собой систему со всеми характерными признаками – элементным составом, структурой, назначением. Такие структурированные системы данных часто называют структурами данных.

Мы рассмотрим несколько часто используемых видов описания структур данных: графы, иерархические структуры (деревья) и таблицы.

ВложениеРазмер
struktura_dannyh_derevya_grafy_tablitsy.docx 558.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока информатики на тему:

Класс: 10 (общеобразовательный)

Учитель: Гериханов Шахман Хамзатович

Дата проведения: 12.02.2019 г.

Тип урока: комбинированный

Учебник: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер

Тема: Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы.

Создать условия для развития умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать.

  1. Воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата;
  2. Установление взаимных контактов и обмен опытом между учащимися и преподавателем.


Оборудование: компьютер учителя с мультимедийным проектором.

1. Организационный момент (2 мин)

2. Проверка домашнего задания – фронтальный опрос (5 мин)

3. Объяснение нового материала. (20 мин)

4. Закрепление нового материала (10 мин)

5. Подведение итогов (2 мин)

6. Задание на дом (1 мин)

1. Сообщить учащимся тему урока.

2. Проверка домашнего задания – фронтальный опрос.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое модель?
  2. Назовите виды моделей (натурные и информационные)
  3. Приведите примеры материальных моделей, не упомянутые в параграфе.
  4. Назовите типы информационных моделей (вербальные, графические, табличные, математические)
  5. Что такое информационная модель? ( и.м. – это описание в той или иной форме объекта моделирования)
  6. Можно ли карту города назвать информационной моделью? Ответ поясните.
  7. Что такое компьютерная информационная модель? (информационные модели, реализованные на компьютере)
  8. В чем преимущество компьютерных информационных моделей перед теоретическими?

3. Объяснение нового материала.

Данные, используемые в любой информационной модели, всегда определенным образом упорядочены, структурированы. Иначе можно сказать так: данные, на которых базируется информационная модель, представляют собой систему со всеми характерными признаками – элементным составом, структурой, назначением. Такие структурированные системы данных часто называют структурами данных.

Мы рассмотрим несколько часто используемых видов описания структур данных: графы, иерархические структуры (деревья) и таблицы.

(Записывают тему урока в тетрадь)

Это не карта местности. Здесь не выднржаны направления по сторонам света, не соблюден масштаб. На этой схеме отражен лишь факт существования пяти поселков и дорожной связи между ними. Такая схема называется графом.

Глядя на этот граф, легко понять структуру дорожной системы в данной местности. Построенный граф позволяет, апример, ответить на вопрос: через какие поселки надо проехать, чтобы добраться из Репкино в Мышкино. Видно, что есть два возможных пути:

Очевидно, первый путь более выгодный, он короче. Однако, если по какой-то причине дорога между К и Б окажется непроезжей, то единственным остается второй путь. Граф на рисунке 1 еще называют сетью.

Для сети характерна возможность множества различных путей перемещения по ребрам между некоторыми парами вершин.

Граф изображенный на рис.1 является неориентированным графом. На нем каждое ребро обозначает наличие дорожной связи между двумя пунктами. Но дорожная связь действует одинаково в обе стороны. Такую связь еще называют с имметричной .

Рассмотрим другой пример графа рис.2

Граф на рис.2 показывает возможные варианты переливания крови. Группы крови обозначены вершинами графа. А стрелки указывают на возможность переливания одной группы крови человеку с другой группой крови.

Связи между вершинами данного графа несимметричны и поэтому изображаются направленными линиями со стрелками. Такие линии принято называть дугами. Граф с такими свойствами называется ориентированным . Линия, выходящая и входящая в одну и ту же вершину, называется петлей.

Итак, запишем словарь урока: (слайд 4)

Граф [ graph - от греч. - пишу, изображаю] – это средство для наглядного представления состава и структуры системы.

Вершины графа – это компоненты системы изображаемые кружками, овалами, прямоугольниками и пр.

Дуги – это направленные линии (стрелки), связывающие компоненты между собой определенным образом.

Ребра – это ненаправленные линии, связывающие компоненты между собой определенным образом.

Петля – это ребро, соединяющее вершину с нею самой.

Вершины, которым не соответствует ни одно ребро, называются "изолированными".

Число ребер, соединяющих две фиксированные вершины, может быть произвольным, поскольку оно определяется количеством и характером связей между соответствующими этим вершинам объектами, В то же время каждому ребру соответствует не более двух вершин.

Следующий тип структур – это иерархические структуры (деревья)

Иерархическую структуру имеют, например, системы административного управления, между элементами которых установлены отношения подчиненности. На рис.3 изображен граф, отражающий иерархическую административную структуру нашего государства.

Такой граф называется деревом. Основным свойством дерева является то, что между любыми двумя его вершинами существует единственный путь. Деревья не содержат циклов и петель.

Запишем в словарь урока:

Дерево – это граф, предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования и т.п. между объектами. В таком графе нет связанных по замкнутой линии вершин. Каждая вершина связана только с верхней и не связана больше ни с чем.

Иерархическими являются различные системы классификации в науке. (например, в биологии весь животный мир Земли рассматривается как система, которая делится на типы животных, типы делятся на классы, классы состоят из отрядов, отряды – из семейств, семейства делятся на роды, роды – на виды. Имеем шестиуровневую иерархическую структуру.

При изучении информатики вам также приходилось встречаться с иерархическими системами. Например, система хранения файлов на магнитных дисках организована по иерархическому принципу.

Еще одним примером иерархической структуры является система доменных адресов в Интернете.

Одной из наиболее часто встречающихся структур информационных моделей является таблица. Таблица – универсальное средство представления информации. Чаще всего мы пользуемся прямоугольными таблицами. Простейшая таблица состоит из строк и граф (столбцов). Пересечение строки и столбца образует ячейку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:


Основные понятия Примеры решения задач Задания Цель: Вы должны знать основные.

Основные понятия Примеры решения задач Задания Цель: Вы должны знать основные понятия, что такое система, иерархическая система, дерево графа, симметричность и несимметричность. Должны уметь рисовать графы по заданным отношениям.

Система – это любой объект, состоящий из взаимосвязанных частей и существующи.

Система – это любой объект, состоящий из взаимосвязанных частей и существующий как единое целое.

Системы, информационные модели которых представляются в виде дерева, называет.

Системы, информационные модели которых представляются в виде дерева, называется иерархическими системами. Деревом называют граф, в котором нет петель, т.е. связанных по замкнутой линии вершин.

Информационная модель объекта – это его описание.

Информационная модель объекта – это его описание.

Структура – это определенный порядок объединения элементов, составляющих сист.

Структура – это определенный порядок объединения элементов, составляющих систему. Расположение дорог между поселками определяет структуру данной системы

Несимметричное отношение изображается направленной линией (дугой). Симметричн.

Несимметричное отношение изображается направленной линией (дугой). Симметричное отношение изображается ненаправленной линией (ребром).

Выделить существенные части, свойства, связи моделируемой системы, определить.

Выделить существенные части, свойства, связи моделируемой системы, определить ее структуру.

Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между ко.

Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существует взаимоотношения: Саша и Маша Саша и Даша Маша и Гриша Гриша и Саша


Изобразите в виде графа родословную одной семьи. «Отца звали Владимиром, у не.


В виде графа изобразите структуру шариковой ручки.

В виде графа изобразите структуру шариковой ручки.


- Представьте в виде графа свою родословную по отцовской и по материнской ли.

- Представьте в виде графа свою родословную по отцовской и по материнской линии. - Представьте в виде графа родословную любого литературного героя или любой исторической личности

- Что такое модель? - Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующ.

- Что такое модель? - Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели: чучело птицы; скелет человека. - Что такое информационная модель? - В чем состоит задача системного анализа моделируемого объекта?

1.§13-14, вопр. стр. 69; 79. 2. задания по карточкам. 3.закончить построение.


Выбранный для просмотра документ Урок.docx

Попова Наталья Владимировна,

учитель информатики

Урок информатики в 10 классе

"Информационные модели и структуры данных"

Тип урока : комбинированный

Форма проведения : традиционный урок .

Формы организации работы детей : индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.

Этапы урока

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Итоги урока. Рефлексия.

I. Вступительная беседа.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух…

Слайд 3 - Система – это любой объект, состоящий из взаимосвязанных частей и существующий как единое целое.

Слайд 4 - Системы, информационные модели которых представляются в виде дерева, называется иерархическими системами .

Деревом называют граф, в котором нет петель, т.е. связанных по замкнутой линии вершин.

hello_html_m55e38e8.jpg

Обычно у дерева, отображающего иерархическую систему, выделяется одна главная вершина, которая называется корнем дерева . Эта вершина изображается вверху; от нее идут ветви дерева .

Слайд 5 - Информационная модель объекта – это его описание

Несимметричное отношение изображается направленной линией (дугой).

Симметричное отношение изображается ненаправленной линией (ребром).

hello_html_m5d34b7ad.jpg

hello_html_72ca82fc.jpg

hello_html_d438e1f.jpg

Слайд 8 – Сделать системный анализ - выделить существенные части, свойства, связи моделируемой системы, определить ее структуру.

II . Решение задач .

Слайд 9-10 - №1.Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существует взаимоотношения: Саша и Маша

Слайд 11-12 - №2. Изобразите в виде графа родословную одной семьи.

Например: Отца звали Владимиром, у него было два сына Андрей и Петр. У Андрея был сын – Алексей. А у Петра были сыновья Михаил и Дмитрий.

Слайд 13-14 - №3. В виде графа изобразите структуру шариковой ручки.

I II . Работа в группах и индивидуальная.

- Представьте в виде графа свою родословную по отцовской и материнской линии.

- Представьте в виде графа родословную любого литературного героя или любой исторической личности.

В ходе работы учитель помогает каждой группе выполнить задания.

После выполнения части задания учащиеся сохраняют результат работы на своих флеш-носителях.

IV . Итоги урока.

- Что такое модель?

- Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели: чучело птицы; скелет человека.

- Что такое информационная модель?

- Как вы считаете, можно ли называть информационной моделью карту местности?

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана :

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока информатики в 10 классе на тему: Информатика и информация. По программе Полякова К.Ю.

Класс 10 а, углубленный курс

Номер урока: 2

Тема урока: Информатика и информация. Что можно делать с информацией?

Основные задачи:

Воспитательная: учить аргументировано отстаивать свое мнение, знать и стремиться выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации. (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД);

Развивающая: продолжается пополнение словарного и научного запаса слов учащихся, к знакомым словам добавляются новые значения, вводятся новые понятия. Развиваются культура речи, логическое мышление путем совместной и самостоятельной работы на уроке (регулятивные, коммуникативные и личностные УУД);

Материал к уроку:

Практическая работа 1, с сайта автора учебника;

Учебник §1-2, автор Поляков К.Ю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке сравниваются два понятия термина "информатика" и подробно рассматриваются четыре её составляющие: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика, которые сопровождаются слайдами презентации. материал урока соответсвует содержанию "Введение" учебника.

Тема: Введение. Структура информатики

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Ознакомление учащихся с предметом;

Ознакомление с основными правилами техники безопасности и санитарными нормами работы за ПК;

Формирование знаний о целях и задачах изучения курса информатики в 10 – 11 классах;

Формирование знаний о разделах предметной области информатики.

Формирование общих представлений современной научной картины мира;

формирование коммуникативных качеств развивающейся личности.

Оборудование:

I. Организационный момент (9 мин.)

Приветствие. Знакомство с классом.

Перечень необходимых тетрадей и учебников.

Правила работы и безопасного поведения в кабинете информатики (видеоролик)

Во-первых, надо помнить, что к компьютеру подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому не следует прикасаться к открытым разъемам, дергать провода, работать с открытым корпусом системного блока. Не следует допускать попадания влаги на устройства компьютера.

Вы отвечаете за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Чтобы не уставать, сидя за компьютером, необходимо сидеть ровно, опираясь спиной на спинку стула. Ноги должны не висеть, а стоять на полу.

Очень важно беречь зрение. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее длины вытянутой руки. Верхний край экрана должен располагаться примерно на уровне глаз. Направление зрения должно быть перпендикулярным плоскости экрана, поэтому обычно экран поворачиваю немного вверх.

Обязательно делайте паузы для отдыха после 30 – 40 минут непрерывной работы.

II. Актуализация знаний (3 мин.)

(Слайд 2)Информатика – это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации.

(Слайд 3) Данное определение затрагивает только небольшую часть вопросов, рассматриваемых современной наукой. Для нас более актуальным будет описание информатики как науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Как видим, мы должны будем познакомиться как с теоретическими основами информатики, так и с современными средствами автоматизации.

(Слайд 4) Итак, нам даны два определения:

1) информатика – это наука, рассматривающая все аспекты представления, обмена, обработки, хранения информации;

2) информатики - науки о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

- Чем они отличаются? Почему в разных ситуациях мы рассматриваем разные определения?

В первом случае мы использовали более узкий подход, когда ограничили область применения информатики лишь способами манипулирования информацией. Второе определение рассматривает более сложные явления, такие, как особенности функционирования информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. А также описываются возможности использования автоматизированных средств обучения.

Предметом информатики является информация, с которой мы познакомимся несколько ближе.

III. Теоретическая часть (25 мин.)

А теперь рассмотрим, из чего состоит и что изучает предметная область информатики.

Информатика состоит из следующих важных разделов:

Теоретическая информатика – это научная область, предмет изучения которой – информация и информационные процессы. (слайд 6–7)

Средства информатизации делятся на программные и технические. (слайд 8)

Информационные технологии (слайд 9)

Средства информатизации и информационные технологии в совокупности образуют область информатики, которую называют ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (слайд 10)

В последние годы в информатике сформировалось новое направление, которое называют Социальной информатикой. (слайд 11)

Его появление связано с тем, что широкое внедрение в жизнь компьютерных технологий и современных средств информационных коммуникаций (Интернета, сотовой связи) оказывает все более сильное влияние на общество в целом и на каждого отдельного человека. Общественное развитие движется к новой ступени – к информационному обществу.

Предметная область современной информатики велика и разнообразна, но как известно, нельзя объять необъятное. Поэтому в нашем курсе мы изучим вопросы, связанные с четырьмя важнейшими понятиями информатики: (слайд 12)

IV. Итог урока (2 мин.) (слайд 13)

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации данных информационных процессов

Читайте также: